Обзор mass effect xbox 360

Обновлено: 04.07.2024

Mass Effect 3 — завершающая часть фантастической трилогии от BioWare, повествующей о приключениях капитана корабля «Нормандия». Как и положено в жанре космооперы, прославленном телесериалом Star Trek, герой вместе с командой летает от планеты к планете, посещает космические станции и борется со злом. Там, где не помогает сила убеждения, в ход идут большие пушки, магия силовых гравитационных полей и «радиоэлектронная борьба». Попутно Шепард (или «женошепард», если игроку больше по вкусу герой-женщина) ведет задушевные беседы или крутит романы с товарищами.

С сюжетной точки зрения, Mass Effect — ролевая игра, но правила сражений в ней сильно смещены в сторону боевика с перестрелками, укрытиями и всяческой беготней. В финальной части трилогии — особенно, и причины тому вполне убедительны: если дремлющее зло проснулось и творит всякую жуть, его нужно остановить любой ценой.

Как вы помните, в первой части Шепард сражался в основном с армией кибернетических врагов и их предводителем Сареном, чьим разумом овладел жнец — исполинский, разумный и очень злой корабль, первый вестник будущего нашествия. В Mass Effect 2 главными врагами стали «коллекционеры» — искусственно выведенная жнецами раса похитителей людей.

Третья часть сразу же поднимает ставки — жнецы явились массово, и на наших глазах спустившиеся с неба корабли уничтожают земную цивилизацию. Другим расам, дружественным и враждебным, тоже приходится туго. Катастрофа разворачивается по всей галактике. Обитающие на отшибе батарианцы уже уничтожены, милитаристы-турианцы с их самым мощным флотом терпят полный разгром, беженцы наполняют столицу галактики — пятикилометровую станцию Цитадель.

Mass Effect 3

Это начало цикла уничтожения жнецами разумной жизни. Это — апокалипсис, который, кажется никто не в силах остановить. Последней слабой надеждой цивилизаций остаются лишь чертежи «вундерваффе» — абсолютного оружия, которое может остановить нашествие. Но, чтобы построить и применить его, нужно объединить силы всех рас. Этим-то и займется команда корабля «Нормандия» во главе с Шепардом.

Как это часто бывает в последнее время, мнение рецензентов разошлось с мнением игроков. В случае с Mass Effect 3 это вылилось в настоящий бунт в форумах.

Mass Effect 3

Игре поставили в вину слабый финал, дыры в сюжете, ухудшившуюся анимацию, мутные текстуры на PC и мужские гомосексуальные романы на всех платформах.

Кроме того, настоящий гнев вызвало то, что вместе с игрой (и прямо на дисках) было выпущено «дополнение первого дня», в котором за 9,99 долларов можно было, вопреки канону, заиметь в команде настоящего живого протеанина (которого, к слову, можно активировать, просто покопавшись в файлах игры, — в сети уже появилась видеоинструкция). Это, конечно, издатель сделал не подумавши, ведь такого рода шаги — самый легкий способ убедить игроков в недобрых намерениях на них нажиться и наплевать на всеми любимую вселенную.

Общий тон сильно изменился. Если раньше он был оптимистичным, то сейчас в нем прорезались совсем другие ноты — во всей галактике царит атмосфера обреченности. Новые сценаристы оказались весьма кровожадными — целые миры гибнут налево и направо, почти в духе «Гипериона» Дэна Симмонса. Мрак и пессимизм нагнетается стандартными приемами — мрачная музыка, гибнущие соратники, тяжелые сны с мертвыми детьми. Художники подливают красок в общую картину: повсюду хаос и разруха, и даже на «Нормандии» не уйти от этой атмосферы: на жилой палубе корабля стоит мемориал погибшим членам команды, а в освещении коридоров преобладают красный и оранжевый цвета.

Mass Effect 3

Геймплей по большей части остался прежним. Из игры напрочь пропали хакерские головоломки, и по ним едва ли будут скучать — они лишь замедляли действие. Разработчики убрали еще и занудную охоту за ресурсами. Правда, оставили не менее утомительную охоту за артефактами, с периодическим сбеганием от налетевших в систему кораблей-жнецов. Хорошо еще, что побочные квесты разыскивать по планетам уже не нужно — они даются в диалогах, а все указатели тут же появляются на карте.

Система развития героев снова была переработана. Как и прежде, в нашем распоряжении несколько умений, в которые можно вкладывать получаемые с уровнями очки. Однако ж комплект умений и классов просто не узнать, да и выбор из двух вариантов дается уже не единожды, а трижды. Кроме роста в уровне, усилить героя могут найденные на терминалах результаты исследований. Поговорив же по душам с подчиненными, мы получим возможность выбрать один из дополнительных навыков, которые можно менять по вкусу — правда, только на «Нормандии», перед боем.

Mass Effect 3

Сражения стали жестче — в них намного чаще приходится судорожно бегать по укрытиям, отчаянной пальбой «скусывая» хорошо защищенным и очень опасным паршивцам полоску брони. В бой вернулись гранаты, а с ними — связанные умения. Прибавились возможности для ближнего боя — тут вам и классовые навыки, и штыки, которые при желании навинчиваются на оружие. Насадки на пушки из первого Mass Effect вернулись, и это радует — хорошо, когда можно нарастить снайперской винтовке обойму, а автомату увеличить кучность.

К сожалению, класс тяжелого оружия пропал — лишь пару раз по сюжету дают попользоваться огнеметом или ракетометом. Зато комплект пистолетов, пистолетов-пулеметов, автоматов, дробовиков и снайперских винтовок стал куда как разнообразнее. Некоторые разновидности настолько необычны, что лишь приблизительно вписываются в свою категорию: есть, например, специальный противодроидный пистолет и автомат, выпускающий мини-гранаты, которые отскакивают от стен и пола.

Mass Effect 3

Что до биотических и технарских умений, то первые стали намного сильнее, а вторые чуть-чуть сдали позиции. Биотики отлично справляются с толпами врагов: они могут и крутить вражеских бойцов вокруг миниатюрной черной дыры, и засовывать в стазисный пузырь. Технарям приходится хуже, так как врагов-дроидов в игре почти нет. Правда, это отчасти компенсируют усиленные защитные дроны и возможность перегревать и отключать орудия вражеских тяжелых шагоходов.

При этом главному герою любого класса доступны все разновидности оружия. Но вряд ли биотик захочет нагружать себя пушками — новая система «веса», который теперь есть у каждого ствола, замедлит перезарядку обладателям больших арсеналов. Ограничения для спутников остались прямыми — размахивать автоматами и снайперскими винтовками могут далеко не все.

Тайна истинной внешности кварианки Тали мучила игроков еще с первого Mass Effect. Во второй части у Шепарда появилась возможность закрутить с загадочной девушкой роман, и в постельной сцене Тали сняла маску — но камера показала ее со спины и в полном облачении. В Mass Effect 3 Тали снова снимает маску — и снова не для нас.

Mass Effect 3

Тем не менее разработчики все-таки показали нам портрет Тали — портрет, стоящий в капитанской каюте Шепарда. Оказалась гражданка весьма симпатичной и вполне человекообразной. И все бы хорошо, но бдительные игроки вскоре обнаружили, что портрет Тали не нарисован художниками BioWare, а взят с фотографических стоков и лишь чуть-чуть подретуширован. Ненаказуемо — но очень обидно для преданных ценителей вселенной. Для любителей всего кварианского, многие из которых рисовали собственные варианты внешности Тали, такой халтурный подход к одной из главных тайн игры стал большим разочарованием.

Спутники по «Нормандии», как и прежде, помогают Шепарду не только в бою, но и в личной жизни. Если учесть, что в Mass Effect 3 мы встречаем вообще всех наших старых знакомых (плюс несколько новых), ясно, что в старых и новых пассиях можно запутаться. Хоть ныне наша боевая команда и невелика, в качестве объектов для романа годятся и экс-нормандцы, и «условные спутники» — такие, как пилот десантного бота Кортес, шустрая бортовая журналистка с наглыми глазами или новая первая помощница.

Стоит, впрочем, признать, что лучше всего разработчики проработали новый роман с Лиарой: только в сцене с ней есть то, что можно назвать обнаженкой. Нет, мы не требуем раздевать Гарруса (поцелуй с ним — уже зрелище, которое многим захочется стереть из памяти), но за какие заслуги только Лиаре дозволено щеголять синими прелестями?

Кроме того, на борту развивается и параллельный с нашим роман: пилот Джокер обихаживает блестящую металлом роботессу. Постельных сцен, увы, нет, зато комических, с обсуждением возможных проблем и переломами таза, — сколько угодно.

Несмотря на огрехи анимации и текстур (их разрешение на PC урезали), Mass Effect 3 уверенно держит планку и в истории, и в сражениях, и в графике, и в озвучке, и, конечно же, в музыке, которая частенько вытягивает даже не самые сильные сцены. И хотя кому-то будет не хватать вольных заездов по планете из первой части, а кому-то — тяжелого оружия из второй, эволюция неизбежна, и она свершилась.

Mass Effect 3 — история о любви, дружбе и смерти. Здесь горят планеты в пламени войны. Здесь спасать нужно уже не мир, а тысячи миров. Здесь даже Шепард под неимоверной нагрузкой порой теряет душевное равновесие, когда на его глазах гибнут лучшие друзья. Это последнее приключение капитана, и оно удалось.

Mass Effect 3

Что всерьез разочаровало нас — финал. Он оторван от сюжета, он не закрывает сюжетных дыр, он серьезно навеян финалом первого Deus Ex, и, что самое странное, чтобы открыть самые оптимистичные его варианты, от игрока требуется игра в мультиплеер, который, скажем честно, неоригинален, да и не нужен. Три версии окончания, плюс мелкие подробности (Земля спасена/нет, герой выжил/нет) — это мало. Ради завершения могучей трилогии о похождениях капитана Шепарда можно было постараться и получше.

Мрачный мир, яростные сражения, новые и старые романы — со всем этим багажом Mass Effect 3 оказался очень достойным завершением трилогии. Конечно, финал мог бы быть и лучше, но на самом деле финал — это вся игра, ведь в ней мы вспоминаем былые приключения, встречаем всех старых друзей и многих теряем вновь.

СтопГейм, привет! Не знаю как Вы, но я люблю читать технообзоры от Digital Foundry. И не то, что бы мне нравится считать каждый пиксель - просто интересно, как определенное железо, а в данном случае консольное справляется с той или иной игрой. Да, сейчас, когда консоли сделаны на одинаковой плюс-минус архитектуре, все сводится, действительно, к незначительным различиям, но в эпоху Xbox 360 и PS3 все было несколько иначе.

Ладно, не буду утомлять длинным монологом-предисловием. Приятного чтения!

Блог является переводом статьи Томаса Моргана для рубрики Face-off от Digital Foundry на Eurogamer (ссылки на оригинальные публикации ниже, после основного текста).

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Последнее время вокруг нас происходит приличная степень противоречия - может ли ремастер соперничать с оригиналом и изначальным видением создателей, особенно, когда дело касается освещения и подачи. Нужно ли было вообще что-либо менять: контент, геймплей; или все еще играбельно? В самый момент разгара дискуссии некоторые вещи остаются за ее пределами. Масс Эффект Легендарное издание - это действительно круто - амбициозный комплект, который обновляет творение BioWare для эпохи 4К, в то же время делая поправки для базовых механик. И для нас, Digital Foundry, процесс разбора игры начался с одного простого вопроса: на что нам в первую очередь следует обращать внимание и с чего же нам начать?

К чести разработчиков, они были очень открыты и доходчиво объясняли, что именно они будут улучшать в визуальных и геймплейных аспектах. Следовательно, на это мы и обратим внимание и посмотрим как новое железо справляется. Интересный момент: Легендарное издание первоначально заявлено для прошлого поколения консолей, а для PS5 и Xbox Se будут только небольшие "улучшалки" в виде разрешения и целевого фреймрейта.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Вдобавок, тестируя игру на новых машинах, мы также решили "вернуться в прошлое" и посмотреть, как Mass Effect работает на Xbox 360. Имея рядом "взор создателей", мы видим масштаб изменений. Управление улучшено: в первую часть добавили механики прицеливания из следующих, стрельба ощущается сильнее. Честно говоря, это одна из главных причин вернуться к игре в наше время. Однако, некоторые механики оставили в оригинальном виде. Например: главный герой "липнет" к укрытию автоматически, и не нужно жать кнопочку как в Mass Effect 2 и 3 . Зависимое от ситуаций укрытие - это, конечно, не так удобно и надежно, но ради баланса, возможно, так было необходимо.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Список изменений более, чем обширный: исправление багов, ребаланс геймплея, пеработанны точки автосейва. Время загрузки, которое теперь происходит за долю секунды. Был сделан умный интерфейс для запуска приложения, позволяющий видеть последнюю игровую сессию. Также добавили: HDR, поддержка 4К разрешений везде и конкретно для ПК: возможность работы при 240 кадрах, соотношение сторон 21:9 (увы, только в геймплее), поддержка контроллера. На техническом уровне изменений также вагон: кроме разрешения обновили также более чем 30,000 игровых ассетов; часть из них благодаря ИИ, а часть - вручную. Покрытие каждой планеты подверглось измению, дабы дать достойное впечатление на современных 4К дисплеях.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Улучшения затрагивают все графические позиции: качество теней повысили, "геометрию" подтянули, а на консолях дополнительно с 4К работает сглаживание. Эффекты были переделаны тоже, с учетом впечатляющей работы касательно их объема: шейдеры травы, а с помощью SSR заменили грубые шейдеры воды из версии 2007 года. Все ли так хорошо? Нет, Xbox Se X и PS5 работают в 60 кадров, но анимации элементов описанных выше проигрываются в 30 - в движении все выглядит достаточно дергано. В режиме производительности версия Xbox Se X работает в 120 кадров, но проблема остается той же. В то же время, на Xbox Se S проблем нет совершенно: игра работает в режиме качества в 30 кадров (спасибо, что не 15 - было бы проблематично).

Вид персонажей также переделали: коснулось не только текстур, но и шейдеров кожи или даже изменения модельки. Все это, конечно, играет большую роль, но главное - то, как свет взаимодействует с лицами в ремастере. Переработанная кожа и волосы теперь реагируют на направление света и его интенсивность, давая более естественный рассеянный вид. Согласно словам Bioware, ремастер не замечен в использовании физически-основанной модели для света, но это по-прежнему огромное улучшение.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Все эти улучшения привели к одной вещи: огромному объему. Обновленная трилогия занимает 88 Гб на Xbox Se X и 101 Гб на PS5 в Европейском регионе по сравнению с 22 Гб на Xbox 360. Текстуры, эффекты и шейдеры - это только малая часть - все остальное занимают катсцены, многие из которых были перендеренными для поддержки 4К. На выходе из всего этого - огромный комплект. К счастью, ЕА подумали наперед и Вы можете устанавливать игры по отдельности.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Перед тем, как перейти к глубокому представлению, следует заметить, что огромный размер обновленной Mass Effect трилогии позволяет нам выделить на каждую игру всего лишь несколько часов. Мы начинаем с режима качества, где Xbox Se X в 4К и 60 кадров показывает лучшее, что возможно на консоли; без просадок ниже заявленного фреймрейта.

У PS5 есть небольшие просадки и кажется имеются небольшие проблемы с пропускаемостью эффектов - сцена из начала Mass Effect 3 явно демонстрирует. Se S большинство экранного времени держится в 30 кадров при том же разрешении, однако, большое количество эффектов могут "просадить" фреймрейт и до 20, но не ниже. Динамическое разрешение поддерживается. Настоящий 4К, кажется, представлен в большинстве тестовых игровых ситуаций на PS5 и Se X, но в одной было 1944р. Однако, согласно алгоритму технологии Динамического разрешения, исключить меньшее разрешение невозможно, иными словами - при необходимости будет понижаться еще.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Режим производительности интригует по ряду причин: и PS5, и Se S нацелены на 1440р60, в то время как, Se X - на 1440р120. Если не считать изменение разрешения и ухудшения четкости SSAO, то все идентично режиму качества. Конечно, "эксклюзивные" 120 кадров на Se X - это фишка консоли, но все же, это уловка - полученное по итогам не соответствует ожиданиям, особенно это очевидно в начале первой части. В целом, игра работает на заявленных 120 кадрах, но в ключевых мечтах таких как Цитадель все "прыгает" от 80 до 120; и даже начало миссии на Иден Прайм с трудом может достигнуть работы выше 100 кадров. Динамическое разрешение доступно и в этом режиме тоже, но и оно не всегда помогает выдержать заявленное.

Старт Mass Effect "прокачали" объемными эффектами и это то, ради чего стоит поиграть в него снова. Хотя, на мой взгляд, все выглядит достаточно дергано из-за отсутствия синхронизации между частотой обновления экрана и количеством кадров, однако, встроенная в начинку Se X VRR (переменная частота обновления) поможет сделать изображение более плавным, конечно, при условии наличия поддержки в Вашем телевизоре. К счастью, в Mass Effect 2 и 3 все сделали более скромно и подобных проблем там нет, за исключением сбоя в чтении вступительной катсцены в третьей части и нескольких неровных моментов во второй, которые никак не сопоставимы с теми, что было в первой. 120 герцовое обновление - это, конечно, замечательный бонус, но и он не является панацеей от подобных неприятных моментов. Поэтому, настоятельно рекомендую включить VRR.

Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry
Mass Effect Legendary Edition: перевод отчета Digital Foundry

Xbox Se S. В режиме производительности игра работает в 1440р и использует адаптивную вертикальную синхронизацию: при падении кадров отключается, чтобы сохранить плавность. В основном игра работает в 60 кадров, но случаются дропы до 50. Время от времени разрывы и падения частоты можно увидеть на Цитадели и во время стрельбы из гранатомета в Mass Effect 2.

"Тормоза" происходят очень редко, но до плавности Se X далековато. В целом, это рабочая версия, но дающая лишь 30 и 60 кадров, причем каждая из этих опций склонна к небольшим подтормаживаниям во всей трилогии.

Говоря о PS5, нам следует помнить: ее версия Mass Effect изначально предназначается для PS4 Pro - этим обусловлены все ограничения. Это значит то, что не имея опции в 120 кадров, у Вас есть возможность поставить более стабильные 60 в 1440р - на мой взгляд, это практически идеально. Это, как раз, та самая панацея от падения кадров в режиме качества (4К), но совсем не обязательная, а скорее компромисс между картинкой и производительностью.

В общем, трудности ли это, связанные с обратной совместимостью или чем-то еще, но Xbox Se X имеет преимущество над PS5: более стабильные 4К60 в режиме качества и 1440р120 в режиме производительности (небольшие трудности которого решаются с помощью VRR).

Так уж вышло, что пока это весь мой игровой опыт с Легендарным изданием, но, по моему мнению, этот ремастер - явный успех осовременивания трилогии. Прошло 14 лет с выхода первой игры, амбиции и усилия приложены колоссальные. И это не просто улучшение картинки, но и всего остального: интерфейс и управление. Это замечательная возможность ознакомиться с серией, если Вы пропустили ее в свое время, и кроме того, просто приятно видеть возможность поиграть в 4К60 на Se X и PS5. Возможно, на Se S/PS5-версиях производительность немного ограниченна, но тем не менее, это скорее хорошо, чем плохо. Как насчет других устройств и ПК? Возможно, это совсем другая история. Впрочем, здесь и сейчас, магия Mass Effect по-прежнему работает и мы рекомендуем данный релиз.

Несмотря на то, что человечество пока толком не научилось путешествовать по космосу, герои большинства фантастических произведений только тем и занимаются. Согласно же сценарию Mass Effect, люди — и вовсе новички в галактической «тусовке», где относительно мирно уживаются крокодилообразные, лупоглазые и прочие не менее обаятельные народы. При этом у каждого из них есть богатая история и собственная уникальная культура.

Если не жалеть времени на задушевные беседы, можно разобраться в особенностях размножения «чужих» и докопаться до сути их древних конфликтов. Mass Effect вообще не терпит торопливости и щедро вознаграждает самых усидчивых. Например, каждую из нескольких десятков планет авторы снабдили подробным описанием. За редким исключением пользы от него не больше, чем от вентилятора зимой, но именно эти «ненужные» сведения оживляют вымышленный мир, превращают его в полноценную вселенную с богатым прошлым.

Застывшие среди туманностей галактики можно посещать в любом порядке, но не раньше, чем закончится «курс молодого бойца». Последний включает в себя несколько перестрелок и два часа пустопорожней болтовни, во время которой диковинные существа всех форм и оттенков выплескивают на зрителя столько информации, что хватит на небольшой учебник по естествознанию. Впрочем, внимательный слушатель легко отделит зерна от плевел и выудит из мутного потока данные, полезные для будущих приключений. Да и среди болтунов порой можно найти необходимых отряду специалистов.

Криопатроны превращают жертву в глыбу льда.

Состав участников каждой операции вы определяете самостоятельно, исходя из личных предпочтений или холодного расчета. С одной стороны, любой персонаж — это яркая индивидуальность, к которой можно относиться как угодно, но только не равнодушно. С другой — профессионал, располагающий определенными боевыми, техническими и биотическими (сиречь магическими) навыками. А поскольку главный герой тоже имеет специализацию, формировать группу нужно еще и с учетом собственных способностей.

Для своего альтер эго разрешено выбрать пол, придумать имя, указать происхождение и задать специализацию. В наличии шесть профессий — солдат, инженер, адепт, разведчик, штурмовик и страж, которые отличаются разным сочетанием навыков. Солдат, к примеру, превосходно подготовлен к сражениям, но из рук вон плохо взламывает компьютеры и не обладает биотическими способностями. Для тех же, кого от перебора характеристик клонит в сон, в коробку заботливо положен заранее укомплектованный необходимыми талантами герой — капитан Шепард

Вездеход можно покинуть в любой момент, продолжив путешествие пешком.

В одной операции участвует максимум двое напарников, посему высадить на планету весь отряд и за считанные минуты разделать врагов под орех не получится. К тому же неприятельские воины нередко превосходят числом, хорошо вооружены и даже знакомы с азами тактики. Снайпер кибернетической расы гетов никогда не лезет на рожон и расправляется с жертвой издалека, а закованный в тяжелую броню штурмовик крогов, напротив, несется к цели со всех ног. Когда на тебя, словно локомотив, прет жуткая смесь аллигатора с вараном в полтора человеческих роста, инстинктивно хочется пуститься наутек.

От вражеского огня нужно прятаться за камнями и стенами.

На вражеские действия братья по оружию реагируют грамотно и смерти специально не ищут, четко выполняя приказы. Дикие необжитые планеты команда объезжает в специальном броневике, который вносит здоровое разнообразие в неторопливый сценарий. Машина легко забирается в самые непролазные дебри, палит из мощной пушки и даже умеет подпрыгивать на реактивных двигателях. Впрочем, автомобильные путешествия увлекали бы еще больше, не будь побочные задания так скучны.

Обычно все сводится к уничтожению шайки бандитов, поиску обломков и разведке полезных ископаемых. Зато основная линия кружит голову не хуже, чем первоклассный фантастический роман. Здесь есть дружба, любовь, предательство и невыносимо тяжелый выбор, когда командиру приходится решать, кем из членов экипажа пожертвовать. Сценаристам удалось затронуть самые нежные струны человеческой души.

Ляпнув, не подумав, что попало, вы рискуете разозлить собеседника.

Удовольствие от погружения в глубины этой удивительной вселенной портят лишь технические неполадки — временами пропадает звук, «портятся» сохранения, а герои безвозвратно застревают в лифте. Однако по-книжному закрученный сюжет интригует настолько, что на все недуги закрываешь глаза. Все-таки Mass Effect — это не еще одна бездумная прогулка на пару вечеров, а начало космической саги, которая обязательно получит продолжение.

  • сюжет, достойный лучших фантастических произведений;
  • яркие персонажи, к которым нельзя остаться равнодушным;
  • интересная боевая модель;
  • просторная вселенная, по которой можно путешествовать в любом направлении.

Люди размахивают руками и корчат рожи, словно живые, а нелюди претендуют на звание самых правдоподобных инопланетян в играх. Пейзажи иных миров поражают неземной красотой, причем эффект достигается в основном за счет грамотного освещения и поэтически живописного неба — на деталях авторы явно сэкономили.

В озвучении задействовано несколько десятков актеров, каждый из которых вложил в общее дело частицу души. По интонациям героя и его собеседников легко понять, в каком ключе развивается диалог, даже если все общаются подчеркнуто вежливо и корректно. А во время боя крики соратников эффектно пробиваются сквозь грохот перестрелки.

Адаптация управления, настроенного под контроллер Xbox 360, прошла на удивление безболезненно. Целиться по врагам с помощью мыши гораздо удобнее, а путаться в «горячих клавишах» и вовсе не приходится — все необходимые операции можно неспешно проделать с помощью курсора, временно остановив игру.

Несмотря на вид из-за спины и частое использование укрытий, Mass Effect — чистокровный «ролевик». Здесь нужно распределять опыт, примерять пестрым куклам скафандры, раздавать им оружие, боеприпасы и различные инструменты. Регулярные перестрелки и поездки на бронированном вездеходе приятно освежают этот традиционный коктейль.

Общее впечатление

Проведя больше десяти часов в компании саларианцев, крогов и азари, нестерпимо хочется поверить в существование далеких миров, будто они действительно притаились где-то в рукавах Млечного Пути. После финальных кадров чужие звезды и далекие планеты еще долго не выходят из головы, заставляя вглядываться в небо и мечтать.

Более подробную рецензию на эту игру вы можете прочитать в июньском номере журнала «Игромания».

В жанре ролевых игр в последнее время наметились некоторые негативные тенденции. Мы бы не рискнули назвать это кризисом, но застой налицо: один-два раза в год выходят продолжения известных серий, в которых нет и намека на попытку хоть как-то развить жанр. В общем потоке выделяется разве что «Ведьмак», но эта штука настолько хардкорная и нишевая, что вряд ли повлияет на RPG в целом.

В сказках в такие моменты обычно появляется рыцарь на белом коне и всех спасает. Мы, конечно, живем не в сказке, но теперь все произошло именно так. Как вы уже догадались, имя этому спасителю Mass Effect, и это, кроме шуток, совершенно новый игровой опыт, нечто такое, что вполне имеет шансы задать вектор развития всему жанру.

При этом важно заметить, что Mass Effect берет не столько за счет новшеств в геймплее, сколько за счет более тонких материй: режиссуры, постановки, стилистики и вообще всего того, за что мы называем игры искусством. Это без пяти минут самостоятельное культурное явление, которому явно тесно в рамках понятия «игра». Это, друзья, самая настоящая космическая опера, ничуть не менее захватывающая и масштабная, чем «Звездные войны» или Star Trek. С одной лишь поправкой: главный герой этого эпического повествования — вы.

О высоком

Даже самая захудалая вторичная планета в Mass Effect смоделирована с любовью.

Очень важно, что в этот раз BioWare поместили действие игры в свою собственную вселенную: в рамки Star Wars (Knights of the Old Republic) и околокитайской мифологии (Jade Empire) их произведения вписывались с трудом. В данном случае фантазию канадских разработчиков ничто не сдерживало и они получили возможность показать, на что действительно способен их творческий гений.

А способен он, как выяснилось, на многое. При попытке описать вселенную Mass Effect на ум тут же приходят прилагательные «огромная», «проработанная», но самое главное — «живая». Это ведь основа основ: игрок должен понимать, что он пришел не в пустынный и безжизненный мир, а туда, где до его появления произошла масса событий и где он всего лишь еще один актер второго плана. По крайней мере, поначалу.

Особо побродить по Цитадели нам не дадут, но обязательно намекнут, что это просто ОГРОМНАЯ станция.

Итак, в 2148 году человечество неспешно осваивало Солнечную систему, когда на Марсе обнаружилось нечто невероятное. А именно — следы внеземной цивилизации. Загадочные инопланетяне — протеанцы — настолько далеко ушли в своем развитии, что даже поверхностная расшифровка их наследия подтолкнула развитие землян на несколько столетий вперед. Всего несколько десятилетий спустя люди обнаружили загадочные звездные врата, которые при ближайшем исследовании оказались целой сетью порталов для межзвездных путешествий. Все это ожидаемо привело к строительству внеземных колоний и началу освоения галактики. Однако колонистов ожидал шок: вскоре обнаружилось, что исследовать им особенно нечего. В известной части космоса обитал как минимум десяток разумных рас, которые давным-давно освоили артефакты протеанцев (их следы ожидаемо обнаружились не только на Марсе, но и на куче других планет; систему межзвездных путешествий тоже, кстати, придумали они) и поделили космос на сферы влияния. Так называемый Совет, конгломерат из трех наиболее продвинутых рас, управляет делами галактики из Цитадели — титанических размеров космической станции, построенной опять-таки протеанцами. Человечество пустили в Цитадель на правах «развивающейся» нации, а чтобы доказать свою значимость и уж тем более войти в Совет, предстоит сделать нечто из ряда вон выходящее.

Джокер — персонаж хоть и второго плана, но очень яркий. Озвучивает его, кстати, Сет Грин (создатель незабвенного мультсериала Robot Chicken).

Миссия по повышению престижа землян в глазах братьев по разуму ложится на плечи командора Шепарда (фамилия остается неизменной в любом случае, а вот имя, пол, внешность, а также происхождение и воинскую специализацию можно настроить по вкусу). Однако, как вы сами понимаете, все не так просто, и «заурядная» секретная миссия по добыче важного научного артефакта оборачивается историей о спасении разумной жизни в Галактике. Ничего иного, в общем, никто и не ждал (о том, почему никого не удивляет подобный поворот событий, см. во врезке неподалеку).

Несмотря на обилие клише и предсказуемых поворотов, сюжет остается одной из самых сильных сторон игры. Дело в том, как все это подается игроку. До этого ни у кого — за исключением разве что авторов Metal Gear Solid — не получалось рассказывать столь масштабную историю столь убедительно. Игрок буквально живет от одного диалога до другого, от скриптовой сцены к скриптовой сцене. Все остальное — геймплей, ролевая система и развитие персонажа — выступает в роли связующего звена и вспомогательного упражнения для разминки пальцев. Главное же — история командора Шепарда и его команды.

Галактика Млечный путь. Шестнадцать секторов, по пять-шесть систем в каждом, и практически везде есть обитаемые планеты. Каково?

Постановка и режиссура в этой игре без преувеличения великолепны. Если бы в титрах написали, что игру ставил Спилберг или там Лукас, все бы поверили. Mass Effect видишь и ощущаешь принципиально иначе, чем любую другую ролевую игру. А ведь новшеств всего ничего: BioWare просто добавили сюда то, что до этого было в любом приличном экшене или квесте. Вот хотя бы диалоги. Раньше в любой ролевой игре перед нами разыгрывалась сцена художественного перемигивания говорящих голов. Максимум, что могли делать персонажи, — шевелить губами, чуть-чуть двигать телом и корчить рожи. Теперь герои свободно расхаживают по комнатам и демонстрируют убедительную анимацию (в том числе лицевую, она получилась просто чудесной — достоверные эмоции в состоянии изобразить даже человекоподобная рептилия). Если в процессе разговора они поссорятся, то начнут толкать друг друга и размахивать руками, если атмосфера накалена до предела — наставят друг на друга оружие. Все это показывается сразу с нескольких ракурсов и сопровождается спецэффектами. И не забывайте главное — вы можете непосредственно влиять на происходящее!

Каждый второй бой в игре сопровождается такими вот очаровательными взрывами.

Эффект от всей этой режиссуры во всех смыслах фантастический. Одно дело, когда за ситуацией наблюдаешь со стороны, и совсем другое — когда понимаешь, что от твоих действий может зависеть развитие сюжета. Атмосфера в определенных моментах натурально искрит от напряжения. Диалоги в Mass Effect — это не вспомогательный инструмент для скармливания вам очередной порции сюжета, а полноправная часть геймплея. К тому же крайне динамичная его часть. В эту игру никак не получается играть за чашкой чая — она призывает к решительным действиям. Поэтому нам видится особенно изящной система ответных реплик, которую придумали разработчики. Дело в том, что мы не выбираем конкретную фразу, а лишь задаем направление диалога. Это логично, учитывая, что в реальной жизни ответ рождается в нашей голове еще до того, как собеседник закончит свою мысль. Так и здесь — никаких километровых предложений, лишь емкие фразы вроде «Я не согласен», «Умри, гад!» и «Что-что ты там сказал про протеанцев?» И это, в свою очередь, тоже придает беседам динамики.

Тот, кто последние лет пять следит за творчеством компании BioWare, без труда угадает, чем завершится Mass Effect. Какие-то детали могут меняться, но фактически все сюжетные ходы канадские разработчики придумали давным-давно (еще во времена Baldur’s Gate!), а теперь с завидным упрямством их эксплуатируют. Причем не меняется даже порядок их применения! Для наглядности приводим сравнительную таблицу сюжетов последних трех игр компании. (Внимание! Возможны спойлеры!)

О приземленном

Периодически игра делает серьезное лицо и показывает нам зрелища вроде этих вот людей, насаженных на колья.

Наверное, вам кажется странным, что мы до сих пор не сказали ни слова о геймплее? На самом деле это вполне логично — игровой процесс, как мы уже говорили, тут если не вторичен, то уж точно не так важен, как ее художественная составляющая.

Нет, вы только поймите нас правильно: геймплей в Mass Effect чудо как хорош. Вот только он совершенно, ну ни капельки не нов. Более того, перед нами не что иное, как… Knights of the Old Republic, улучшенный и дополненный. Такой KOTOR 2.0.

Вот как все это выглядит. В мирное время персонаж занимается шатаниями по космическим станциям и планетам. Получает квесты, общается с NPC, закупается экипировкой — все как всегда. Иногда разве что дают покататься на «Мако» — это такой бронетранспортер, шустрый и прыгучий.

Чтобы не портить вам удовольствие от игры, мы ни за что не станем комментировать этот скриншот.

Перемещаться между мирами, как правило, можно в произвольном порядке. В нашем распоряжении экспериментальный космический корабль «Нормандия» и целая галактика. Одновременно бывает доступно не более двух десятков планет. При этом четыре-пять локаций сюжетные, а остальные отведены под сторонние квесты. Последние страдают эффектом Assassin’s Creed: первые пять-десять раз исследовать заброшенные базы и спасать шахтеров еще занятно, а вот потом накатывает смертная тоска. Зато сюжет у каждого стороннего квеста (имеется в виду текстовая часть — геймплей всегда одинаковый: приехать на место и всех перебить) уникален, и изучать его всегда интересно.

Тактическая пауза выглядит громоздко, но пользоваться ей весьма удобно.

Переходим к ролевой системе. Она простая, что пробка, но проверенная. Есть три основных класса: солдат, инженер и, скажем так, псионик. Первый умеет метко стрелять, второй — вскрывать замки и делать врагам пакости (вырубать защитное поле, перегружать электронику роботам, сбивать прицелы и т.д.), а третий поднимает врагов в воздух и больно бьет об стены. Кроме того, есть четыре гибридных класса. По мере прохождения квестов и убийства врагов герои набирают опыт и растут в уровнях. С каждым уровнем нам выдается определенное количество очков, которые мы вкладываем в улучшение способностей. При этом любая базовая способность со временем открывает доступ к более продвинутой; очков на все не хватает, и приходится решать, что же в приоритете. У Шепарда сверх этого есть две дополнительных возможности: убеждение и устрашение, с помощью которых он манипулирует своими собеседниками.

Еще одна визитная карточка игры — гигантских размеров башни.

У вас еще не возникло ощущения дежавю? Если нет, то вот вам рассказ о боевой системе. Она неожиданно напоминает… экшены от третьего лица. Это не шутки: все бои происходят в реальном времени и нам нужно натурально целиться во врагов мышкой (можно выбрать уровень «помощи» в прицеливании — при минимальном игра становится почти неотличима от какого-нибудь Kane & Lynch). Принципиальное отличие одно — в любой момент вы можете зажать кнопку «пробел» и ввести игру в режим тактической паузы. Здесь отдаются приказания компаньонам (опций чуть — атаковать, прятаться и следовать за героем) и активируются специальные возможности. Кроме того, герои умеют укрываться за ближайшими корягами (в полном соответствии с последними экшен-трендами), бросаться гранатами и вообще вести себя как настоящие спецназовцы. В последнее время такой концепцией удивить трудно, но для BioWare и ролевых игр вообще это в новинку. И (да-да, опять!) прекрасно вписывается в общий быстрый темп игры.

В сочетании со всеми прочими радостями экшен-механика превращает Mass Effect в яростную, свирепую игру, и тридцать часов (именно столько требуется в среднем для прохождения) пролетают как один.

Ну и напоследок о вещах совсем уж приземленных. Портированием игры на РС занималась студия Demiurge. Изменений по сравнению с консольным вариантом практически нет, разве что оптимизировали интерфейс под управление мышью и клавиатурой (играть вполне комфортно) и изменили мини-игру, которая сопровождала вскрытие замков. Никакой обещанной доработки графики не случилось, но мы не особо расстроились — Mass Effect выглядит приятно и без всякой пластической хирургии.

Сюжет Mass Effect довольно линеен, концовка всего одна. Но в течение игры нам предложат принять несколько ключевых решений, от которых будет зависеть судьба многих персонажей: кто-то получит новую должность, кто-то затаит на Шепарда смертельную обиду, а кто-то и вовсе умрет. При этом влияние на геймплей минимально, но тут очень кстати вступают в силу психологические механизмы: насколько хорошо игрок относится к тем или иным героям и готов ли он пожертвовать кем-то из них. Пример такой пограничной ситуации приведен ниже.

Итак, наемник Рекс узнает, что на планете, куда попала команда Шепарда, занимаются секретными исследованиями, которые могут спасти его вымирающую расу. Однако все свежевыведенные кроганы непременно пойдут на службу главному злодею, поэтому инкубаторы необходимо разрушить. Герои наставляют друг на друга бластеры, налицо классическая «мексиканская ничья». Игрок при этом может:

1. Склонить Рекса на свою сторону. Для этого у Шепарда должен быть хорошо развит навык убеждения.

2. Застрелить Рекса. Самый простой вариант для плохо прокачанных героев. При этом команда теряет ценного воина.

3. Подать другому персонажу сигнал застрелить Рекса. С точки зрения геймплея этот вариант не сильно отличается от предыдущего.

4. Силой заставить Рекса отказаться от своих убеждений. Для этого, в свою очередь, Шепарду нужен развитый навык угрозы.

Mass Effect, как нам кажется, являет собой прямое свидетельство ренессанса интерактивных развлечений: игра, собранная из древних, как мир, геймплейных элементов, смотрится великолепно за счет вещей, которые еще недавно для игр были совершенно нетипичны: режиссуры, постановки и творческого потенциала сценаристов. Это очень хороший знак: постепенно в играх технологии встают на службу игровому процессу, а не наоборот. Это далеко не первый подобный пример: такими же были BioShock, Kane & Lynch, отечественная King’s Bounty, наконец. Все это свидетельствует о рождении нового подвида игр, которые можно будет называть искусством без зазрения совести и поправок на многочисленные «но». По крайней мере, нам очень хочется в это верить.

P.S. Кстати, локализация игры от компании Snowball Interactive должна появиться в продаже одновременно с мировым релизом игры на РС. Осенью к тому же ожидается специальная версия, в которой будут переведены все диалоги и включен вышедший на тот момент бонусный контент.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Большая, умная, красивая и небанальная RPG от BioWare. Первый претендент на звание «Игра года».

Читайте также: