Обзор коммандос в тылу врага

Обновлено: 07.07.2024

Немецкий мотоциклетный
патруль напоролся на
противотанковую гранату.
Смотреть на спецэффекты
сбежалось полсела.


Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9
Графика: 9
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8

Рейтинг “Мании”: 9.0
Дождались? Адская смесь из экшена, стратегии и тактики породила на свет титанических масштабов блокбастер. “В тылу врага” — пожалуй, лучшее WWII-развлечение сегодняшнего дня. Сверхдетализированная, продуманная, красивая и невероятно интересная Игра.

В последнее время военная тематика снова испытала взлет - вместо поднадоевших фэнтезийных или научно-фантастических игр появляются танковые wargame, 3d-симуляторы на танков (Panzer Commander), военные аркады (Army Men). Остается лишь вспомнить о таком старом добром хите, как Jagged Alliance, и с нетерпением глядя на календарь, ждать его продолжения.

Впрочем, это ожидание вполне может скрасить первая игра от молодой группы Pyro под названием Commandos: Behind Enemy Lines. Действие ее разворачивается во время второй мировой войны. Группа специалистов-диверсантов, которой руководите вы, проводит разрушительные рейды в тылу врага, уничтожая стратегически важные объекты и расправляясь с фашистскими солдатами. Вид на игру и очень многие ее особенности сильно напоминают тот самый JA. только в реальном времени.

Скриншоты 15

Аркадная тактика?

При первом взгляде на игру приверженцы JA (и походовых игр вообще), возможно, презрительно обзовут ее аркадой,- и окажутся не правы. По той простой причине, что если вам вздумается пройти игру на манер Crusader, с криками пробегая по территории и стреляя во все стороны, то через несколько секунд ваша команда окажется лежащей на земле и истекающей кровью. Поскольку на первом месте в игре находится все-таки умение стратегически мыслить, а отнюдь не виртуозное владение мышкой и быстрая реакция - тут даже бесконечные патроны в пистолете не помогут.

"Таак, вот если вывести Водителя из-за кустов, когда патруль развернется к нему спиной и пойдет обратно, можно успеть подбежать к ним достаточно близко, и перестрелять, как кроликов. Сейчас.. Ах, черт! У шлагбаума стоял часовой! Load game. Так, если Коммандо снимет патрульного рядом с ним.. Снял.. И подберется к часовому у шлагбаума. Так.. Пиф-паф.. Ой-ей-ей! Патрульные услышали выстрелы и успели подбежать до того, как он скрылся.. Load game.. Так, а что у нас Моряк? Ага, вот им можно снять патрульного на берегу с помощью гарпуна.. Так, теперь часовой у лодки и еще один патруль.. Есть.. Теперь садимся в лодку и плывем. Можно подплыть к причалу, и зайти к часовому у шлагбаума сзади, чтобы. АААА! Патруль заметил лодку, и прострелил ее.. Load game. "

Это не отрывок из романа Алистера Маклина, а всего лишь описание того, как человек обычно начинает проходить самую первую миссию игры. Постепенно становится понятно, что каждая миссия продумана до мелочей, и пройти ее можно лишь несколькими (а подчас и только одним) способами, которые заложены авторами. Помните шахматные задачки "мат в n ходов"? Очень похоже..

Человеческий фактор

Ограничению количества способов прохождения способствует не только специфика местности или расстановка вражеских патрулей - каждый персонаж вашего отряда обладает навыками, которые отсутствуют у других, и потому каждый человек необходим для успешного завершения миссии. Всего в вашем отряде действуют шесть человек, но в большинстве миссий вам приходится обходиться тремя-четырьмя из них. Расскажем о них поподробнее.

Зеленый Берет. Натренированный убивать, в своем арсенале хранит пистолет (впрочем, пистолет есть у всех в вашем отряде), нож (бесшумный способ снять часового), забавное приманивающее устройство ("А что это там такое пищит в кустах?",- подумал эсесовец. Это была его последняя мысль..). Умеет карабкаться по стене, переносить с места на место бочки и трупы убитых солдат (а трупы еще замечательно консервируются в эти бочки!). Саперная лопатка позволяет ему зарываться в снег и становиться невидимым для врага. Но не забывайте про следы - по ним могут выследить.

Снайпер. Кроме обычного пистолета у него есть аптечка (действие ее ограничено), а главное - снайперская винтовка. Он обладает полезной способностью убивать с одного выстрела любого вражеского солдата, находящегося в пределах прямой видимости, практически с любого расстояния. К сожалению, на всю миссию ему дается только лишь пять патронов. Изредка вы можете надыбить ящички с дополнительными патронами - но это БОЛЬШАЯ редкость.

Моряк. У него есть пистолет, нож, а также бесшумный гарпун (с бесконечным действием). Кроме того, он обладает способностью управлять лодками, а резиновую лодку умеет сдувать и брать с собой. Есть у него и акваланг, с помощью которого очень легко пробираться на прибрежные вражеские базы. В одной миссии вы также сможете немного поуправлять секретной мини-подлодкой.

Сапер. Подрывник-профессионал, он умеет заклалывать мины - как замедленного действия, так и радиоуправляемые, перерезать провода, кидать гранаты (если они у него есть, конечно) и ставить капканы на фрицев.

Водитель. Умеет обращаться с автоматом, аптечкой, а также любым передвижным устройством типа грузовика, танка или броневика.

Шпион. Обладает возможностью переодеваться в немецкую униформу, захваченную во время миссии, и заговаривать зубы немецким солдатам. Умеет переносить их тела после того, как отравит их с помощью шприца. Правда, если кто-либо увидит его за этим занятием, его разоблачают - и до тех пор, пока он не спрячется и не переоденет форму, камуфляж работать не будет.

Вот эта команда и совершает рискованные операции в тылу врага. Конкретные ее участники, которые даются вам на выполнение конкретных миссий, выполняют каждый свою работу, строго разграничивая свои обязанности. Если нужно взорвать дамбу или вражеские подлодки - естественно, вам будет нужен Сапер, и его нужно будет оберегать до самого конца. Кроме того, в случае с дамбой совершенно необходим Моряк, который уберет вражеских солдат с одной из баз, чтобы Шпион безпрепятственно смог взять вражескую форму, как следует поорудовать на другой базе, где лежит взрывчатка, необходимая Саперу. Все ньюансы каждой из 20 миссий продуманы великолепно - в том числе, и география.

Графика

Географическая продуманность зиждется на графическом исполнении уровней. Они представляют собой рисованные прямоугольные картинки, на которых изображены все неподвижные предметы,- от гор и деревьев до заборов и зданий,- и нарисовано все это очень качественно, с большой детализацией. Двигающиеся же предметы выполнены с не меньшим старанием - солдаты, офицеры, транспортные средства, как сухопутные, так и водные.. Наконец, река - ее поверхность походит на поверхность воды из Quake, к тому же она прозрачная, и сквозь нее видно плывущего с аквалангом Моряка или затонувшую лодку. В игре множество природных ландшафтов - и норвежские фьорды и пустыня Ливии. Париж и секретный город, в котором изобретается ядерное оружие - и на каждом уровне есть что-нибудь новое, как в графике, так и в способе прохождения.

С фантазией подошли разработчики и к проблеме определения того, видит враг наших солдат, или не видит. Выбрав с помощью соответствующей пиктограммы или shift+click любого вражеского солдата, мы получаем на экране движущийся двухцветный сектор видимости . Все, что попадает в него, становится видимым для солдата. Дальняя часть этого сектора темно-зеленая - попавший в нее коммандос, если он лежит на земле, остается невидимым. В ближней, светло-зеленой части, солдаты видят все. (Правда, создается впечатление, что они глухие - поскольку к любому из них можно без проблем вплотную подобраться сзади - ну да ладно, будем думать, что слышать им мешает каска :). Есть и другой способ - можно отметить любую точку ландшафа, и как только она попадет в поле видимости какого-либо солдата, внимание переключается на него. Наблюдение за полем зрения ближайших солдат и быстрые четкие действия в нужный момент и составляют ту часть игры, которая называется action.

Интерфейс игры прост до безобразия, и потому удобен. Вверху - линеечка, на которой расположены мордочки членов вашего отряда (рядом с каждой - столбик здоровья ), с помощью которых можно выбирать любого из них и командовать им. На этой же линеечке расположены пиктограммы для команд лечь и встать , для слежения за определенным солдатом противника и для наблюдения за его полем зрения. Как только вы выбираете одного из членов команды, в углу на вертикальной линейке справа (или слева, если нажмете Tab) на изображении рюкзака появятся пиктограммы всех предметов, которые он может использовать. На этой линейке есть также карта местности (в общем, не нужная) и перечень заданий для текущей миссии (цели выделяются розоватыми окружностями). Дополняет картину исчерпывающая система помощи. Не забудьте выучить все шорткаты на клавиатуре - в поздних миссиях у вас не будет времени рыскать мышкой по экрану - придется быстро-быстро нажимать горячие клавиши.

Единственная неочевидная особенность интерфейса - возможность выделения правой клавишей мыши группы людей. А карта местности не нужна, поскольку клавиши + и - могут увеличивать или уменьшать масштаб изображения в несколько раз, причем плавно. Также вы сможете включить больше одного окна (от 2 до 6), но эта возможность используется нечасто.

Хальт! Аларм, аларм!

Итоги

Подводя итог вышеописанного, хочется поздравить компанию Pyro с более чем успешной игрой - как по качеству исполнения, так и по игровому интересу. И хотя, скорее всего она не станет суперхитом,- американцы не любят сложные игры,- но и незамеченной несомненно не пройдет. Если вы уже давно сняли слюнявчик и тактика "железного кулака" вам надоела еще со времен Dune 2, то Commandos - игра для вас. Но учтите, что она очень сложная. Если вы не уверены в своих силах - лучше и не беритесь.

Конечно, игру нельзя причислить к тому же самому жанру, что и JA, и она не понравится противникам action во всех проявлениях, но такая удачную смесь тактики, action и хорошей графики тянет на нечто большее, чем на просто очередной способ убить время в ожидани JA2 - нет, она сама по себе стоит того, чтобы в нее поиграть.

Европа. Зима 1964 года. Первый снег, кружась, падает на безмолвное поле брани, укрывая мертвую плоть и обломки некогда грозной техники. Кристаллизованная вода мягко ложится на вросшие в землю противотанковые ежи , партизанской поземкой пробирается через колючую проволоку, скатывается в глубокие траншеи, вырытые еще летом 1916-го, и набивается за воротник лейтенанту англо-немецкой армии Джеймсу Андерсону. Офицер недовольно морщится. Ему сейчас, конечно, не мешало бы снять эту дурацкую шинель да встряхнуть ее как следует, пока холодное белое дерьмо не впиталось в одежду, но страх погибнуть перевешивает возможную альтернативу загнуться месяц спустя от двусторонней пневмонии в швейцарском госпитале для ветеранов войны. Лейтенант еще крепче стискивает обледеневший ствол гранатомета. Его противник громко стрекочет и, судя по всему, просто так отдавать концы не собирается. В сотне метров над Андерсоном висит вертолет Ми-24, краса и гордость русско-монгольской авиации.

Они сражались за кошелек

Концепция альтернативной вселенной является, вне всяких сомнений, главным украшением дебютной игры 4X Studio. Даже несмотря на бросающуюся в глаза алогичность (траншеи, пехотный массакр и примитивные газовые гранаты в эпоху танков, вертолетов, лазеров и uber-зольдатен из Return to Castle Wolfenstein? Увольте!), мир, где Первая мировая затянулась аж на полвека, заметно выделяет Iron Storm из толпы шутеров. И без того долгий конфликт далек от завершения: его участники давным-давно вошли в раж и переориентировали всё, включая экономику, на оборонные нужды. Ведущие мировые биржи бойко торгуют акциями производителей танков, оружия и самолетов, чутко реагируя на сводки с фронтов. Идет бой не за территории, а за квартальный рост прибыли и положительное годовое сальдо. В перерывах между сражениями солдаты обеих армий с азартом играют на фондовом рынке; их любимая телепрограмма - отнюдь не гала-концерт с участием обряженной в розовые подвязки немецкой певички, а свежий выпуск "Финансовых известий". Никто не хочет жить вечно, но все отчаянно желают разбогатеть.

Именно поэтому причина, по которой Джеймс Андерсон в, наверное, десятитысячный раз кряду взялся за ружье, не имеет значения. Ему сказали "марш в бой", и он не задумываясь покинул безопасные стены бетонного бункера, рискуя стать жертвой бомбежки, ОВ, меткого снайпера, кодлы удачливых пулеметчиков, мины или всех означенных факторов вместе взятых.

Траншеи, траншеи, траншеи, набитые скриптовыми ловушками, окружают нас едва ли не всю первую треть игры. Город, фабрика и поезд объявятся позже, а до тех пор мы видим траншеи в ослепительно яркий зимний день. Мы наблюдаем траншеи в темную ночь. Мы идем по траншеям, а из суровых кучевых облаков валит вездесущий снег. Порой кажется, будто чертовы окопы вообще никогда не закончатся. В это же время седовласый аватар превращает в биологический мусор десятки выбегающих навстречу ему русско-монгольских инвесторов и нагруженных взрывчаткой доберманов. Кулаки, позорного вида кухонный тесак, пистолет с глушителем, автомат, помповое ружье, гранаты, Dragunov Snaiperskaya - его самые верные друзья. Еще есть тяжелый пулемет с дулом, закрывающим в режиме вида "из глаз" добрую четверть экрана, но его то и дело приходится выкидывать, освобождая местечко для минометов-гранатометов. Увы, спина у нашего лейтенанта не резиновая.

Снайперы, окопавшиеся в полуразрушенном Вульфенбурге, донимают, раздражают, приводят в бешенство, заставляя нервно шарить рукой по столу в поисках рассыпавшегося минуту назад валидола. Аналогичную по силе волну адреналина поднимал "снайпер-сити" из Medal of Honor: Allied Assault. И вот ведь заразы: редко глупят и почти не мухлюют, честно прячутся во время перезарядки, несколько секунд "ведут" жертву, пристреливаются. Вы тратите один quickload на то, чтобы понять, почему Андерсона убивают, с десяток - на вычисление "гнезда", и еще полдюжины на "взял винтовку, лег, забрался в удобную точку, буквально на миллиметр высунулся из-за стены, врубил прицел, дал увеличение. DAMN!" Ф-ФФУХ! Лейтенант оседает на брусчатку с грацией трухлявого дуба. Мозг машинально отмечает, что вагон с аппаратурой для создания motion capture застрял на запасном пути. Quickload.

Stealthy realism

Выпиливая Iron Storm, разработчики вряд ли собирались сделать нам красиво. Патентованному движку 4X Studio далеко до Unreal Technology и LithTech Jupiter, но он честно старается ублажить зрительные рецепторы, с одинаковой легкостью демонстрируя пару кв. км ничейной земли, утыканной ограждениями, деревьями и трупами, симпатичную панораму осажденного Вульфенбурга и угнетающе мрачные внутренности Зловещих Предприятий. Персонажи, включая Андерсона, вызывают ассоциацию с ожившими барельефами ст/м "Марксистская"; неприятное ощущение подчеркивается не столько угловатостью форм, сколько любительского качества анимацией.

В темных углах программного кода затаились глюки, ускользнувшие сквозь пальцы нерадивых бета-тестеров. Свою миссию - испортить впечатление от Iron Storm - они выполняют безукоризненно: наглухо запечатывают ключевые для прохождения игры двери, не позволяют вовремя взять важные предметы и подыгрывают врагам. Кнопка "Restart Mission" отсутствует. Столкнувшись лицом к лицу с очередной скриптовой ошибкой, приходится считывать "сейв" с предыдущего уровня. Запамятовали сохраниться? Тогда вам - в "New Game".

"Шпионские" задания донимают почище, икота их раздери, снайперов. Когда после тотальной бойни появляется объявление "А сейчас, мистер Андерсон, будьте добры, отправьте к такой-то матушке винтовку и пулемет, потому что следующие несколько минут вы проведете, ползая между камней", возникает резонный вопрос - зачем? Да просто авторам захотелось повесить на нас очередное ограничение. Прославляемый в пресс-релизах "stealth-элемент" заключается в тупом следовании правилам текущего скрипта. Любое проявление инициативы карается по законам военного времени. Сказано "пробраться в лагерь" - значит, надо пробираться, и нечего изображать хитмана, расстреливая зазевавшегося часового из пистолета с глушителем. Вас все равно услышат, поднимут тревогу и прицельно закидают бомбами. Чтоб неповадно было.

"Играя на уровне сложности "realist", вы становитесь простым солдатом и получаете шанс погибнуть от первой же пули, попавшей в голову, шею или грудь", - отечески внушают дизайнеры, почему-то забывая добавить, что к врагам нашего героя данное утверждение не относится. О каком реализме может идти речь, если "простой" боец русско-монгольского альянса умудряется выжить после нескольких попаданий из крупнокалиберного пулемета?

Идет солдат, качается, стреляет на ходу.

Печально, что нашему взору вновь предстал один из тех шутеров, где игровой процесс существует исключительно ради игрового процесса. Сюжет, мирно похрапывающий большую часть действа, к финалу просыпается, раскрывает рот, чтобы вымолвить емкое "А", но обрывается не вовремя подоспевшими титрами. Яркие диалоги, запоминающиеся враги, грамотно срежиссированные скриптовые эпизоды разбрелись по конкурирующим проектам. Даже протагонисту нечего сказать. Он молча бежит по траншеям, окопам, полям, улицам и канализациям, отстреливая разумную биомассу в шинелях. Для таких игр впору вводить термин "trigger-driven", ибо другой движущей силы в них нет. И не предвидится.

В этом месте совесть вашего корреспондента взбунтовалась и потребовала живописать бой перед зданием мэрии Вульфенбурга, заключавшийся в:

а) уничтожении гусениц танка №1, бесцельно ползавшего по площади, с помощью ручной мины (поразительно, но факт: миномет почему-то не годится);
б) выманивании танка №2, засевшего в соседнем квартале близ выхода на следующий этап (водитель оказался законченным дебилом и мигом рванул в погоню по узким улочкам за одним-единственным бойцом противника);
в) показательном расстреле глупого танка №2 с помощью танка №1, что, в свою очередь, служит сигналом к окончанию уровня.

Внимательно изучив перечень действий, совесть поразмыслила, окрестила дизайнеров "маразматиками" и заткнулась.

Пожалуй, умолкнем и мы, отправив в адрес рецензируемого продукта финальную похвалу. Подумать только: в кои-то веки русские люди, населяющие сугубо западную игру, научились правильно, без малейшего акцента, произносить длинные монологи! Трудно сказать, чья это заслуга, - то ли отечественных локализаторов, вовремя достучавшихся до стен 4X Studio, то ли разработчиков, проявивших комсомольский энтузиазм. Но в любом случае спасибо.


Жанр: Real-time tactics game
Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos
Дата релиза: 31 июля 1998
Минимальные требования: CPU 133 MHz, 16 Mb
Рекомендуемые требования: CPU 233 MHz, 32 Mb

Commandos - тактика в реальном времени. Действие игры происходит во Вторую мировую войну. Вы должны будете взять управление элитным отрядом и переломить ход войны. Ваши задания будут проходить глубоко в тылу врага. Ваша главная цель - выполнить задание и вернуть всех живым.

Изучите врага, создайте план, подготовьте ваших подчиненных, и выполните поставленную задачу, используя способности каждого члена Коммандос.

  • Новый визуальный опыт с реалистической графикой, когда-либо замеченной в игре стратегии.
  • Точные 3D модели, больше чем 350 зданий, структур, транспортных средств и оружия от Второй Мировой Войны.
  • 26 Миссий - каждый с полностью различными препятствиями и уровнями трудности.
  • Революционная система искусственного интеллекта - AI управляет больше чем 40 различными вражескими транспортными средствами и отрядами. Вражеские единицы будут принимать решения и реагировать самостоятельно. Они будут основываться на том, что они видят, слышат и даже … чувство.


Аддон к Commandos: Behind Enemy Lines, который добавляет 8 новых, чертовски сложных и хардкорных миссии.

  • Восемь новых миссии с новыми целями, включая похищение немецкого офицера, разрушение орудии на борту поезда, уничтожение прототипа самолета.
  • Задания будут проходить в Проливе Ла-Манш, в Растенбурге, в Бонне, в Белграде, в Голландии, в Крите.
  • Карты большего размера
  • Улучшенная графика
  • Новое оружие - Невероятно точная винтовка Enfield.


Commandos 2: Men of Courage

Жанр: Real-time tactics game
Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos
Издатель в России: Новый Диск
Дата релиза: сентябрь 2001
Минимальные системные требования:
Процессор Pentium® II 266 МГц
64 MБ оперативной памяти
2,5 ГБ свободного места на жестком диске
Видеоадаптер с памятью 4 MБ, совместимый с DirectX® 8.0
Звуковое устройство, совместимое с DirectX® 8.0
Устройство для чтения DVD-дисков

Commandos 2 – это игра-легенда. Игра, в которой наконец воплотились мечты миллионов фанатов стратегий. Игра, положившая начало новому жанру «в стиле Commandos». Феномен этой игры заключается в великолепном и до сих пор непревзойденном геймплее. Сержант Джек «Малыш» О’Хара и его элитное подразделение коммандос уходят в глубокий тыл противника. Их путь лежит из сердца Третьего рейха прямо в экзотические дебри Южной Атлантики. Их миссия – попытаться изменить ход войны. Их преимущество – в уникальной подготовке, отваге и бесстрашии.

  • Полностью трехмерный графический движок – вращайте камеру на все 360 градусов, исследуя дома, подводные лодки, самолеты, приближайте и удаляйте изображение
  • Множество уникальных умений коммандос: вы сможете похищать и использовать вражескую униформу и оружие, карабкаться по столбам и виснуть на проводах, выпрыгивать из окон и кататься на самых разных транспортных средствах
  • В вашей команде восемь человек – включая «зеленого берета», снайпера, специалиста-подрывника, вора, очаровательную соблазнительную шпионку – и даже собака
  • Аутентичные карты – 10 сложнейших миссий в 9 различных географических зонах
  • Дневной и ночной циклы, реалистичные погодные эффекты
  • Многопользовательский режим – обрушьте на компьютерного противника объединенную мощь нескольких человеческих интеллектов!


Жанр: Real-time tactics game
Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos
Издатель в России: Новый Диск
Дата релиза: октябрь 2003
Минимальные системные требования:
Операционная система Microsoft® Windows® 98/Me/2000/XP
Процессор Pentium® III 1 ГГц
256 МБ оперативной памяти
Видеоадаптер с памятью 64 МБ
DirectX® 9.0 (есть на диске с программой)
4-скоростное устройство для чтения компакт-дисков или DVD-дисков
2 ГБ свободного места на жестком диске

Тактические стратегии puzzle-type сегодняшней популярностью во многом обязаны серии игр о непобедимом отряде коммандос, уничтожавшем целые полки фашистов в играх от испанской команды разработчиков Pyro Studios. Компания Eidos Interactive представляет третью часть игры, которая, с одной стороны, продолжает традиции предыдущих, а с другой – выводит геймплей на новый уровень. Вам предстоит провести уже полюбившихся героев через три смертельно опасные кампании – в заснеженном Сталинграде, на франко-германской границе в Центральной Европе и на кровавых пляжах Нормандии. Каждая кампания является чуть ли не судьбоносной во Второй мировой войне. Шестеро профессиональных наемников составляют отряд, равного которому не было за всю историю войны. Десантник, снайпер, морской пехотинец, сапер, шпион и вор противостоят всей мощи Третьего рейха.

Читайте также: