Обзор игры марио денди

Обновлено: 03.07.2024

Каждый год одно и то же: что ни громкая новинка от известной студии, то прекрасный, почти безупречный хит с высокими баллами. 8 из 10, 9 из 10, 10 из 10 — послушать критиков, так многим ААА-проектам на роду было написано стать шедеврами. 2017-й оказался особенно богат на подобные релизы — Resident Evil 7, Horizon Zero Dawn, Persona 5, Wolfenstein II… И гордо возвышается над всеми Super Mario Odyssey — произведение, которое впору назвать самой высокооценённой игрой всех времён и народов. Результат, зная Nintendo, ожидаемый. Вот только заслуженный ли?

Так сразу и не скажешь. С одной стороны, пресса действительно любит разбрасываться «десятками» и раздувать из мухи слона: поди угадай где настоящее произведение искусства, а где просто неплохой тайтл, оказавшийся в нужное время в нужном месте. С другой — после долгих часов за новым шедевром Nintendo понять восторги коллег-журналистов не составляет труда.

Вокруг света за 180 лун

Покорить игра ухитряется с первых кадров — ещё бы, ведь начинается история бодро, без долгих вступлений, с драматичной (насколько это вообще возможно в грибном сеттинге) экшен-сцены. Сама по себе завязка, правда, совсем банальная: Боузер вновь украл принцессу Пич — и Марио, как обычно, бросается на выручку. И всё бы хорошо, только на этот раз битва титанов кончается довольно плачевно: монстр подло сбрасывает героя за борт, а сам улетает вместе с добычей на воздушном корабле. Оказавшись ни с чем, без транспорта и даже без собственной кепки, усач отправляется в погоню. Промедление смерти подобно: похититель уже вовсю готовится к свадьбе со своей жертвой!

Super Mario Odyssey

Злые языки любят утверждать, будто все приключения бравого итальянца одинаковые. Бегай, прыгай, дави гумб, собирай монетки и спасай девушку в беде — из года год, из выпуска в выпуск суть неизменна. Но нет, не так всё просто.

В каждой новой Super Mario японцы пытаются помаленьку переизобрести уже знакомую формулу, интегрировав какие-то инновационные элементы в привычный платформенный геймплей. Super Mario 64 адаптировала серию под 3D, Super Mario Galaxy вывела действие в космос и внесла ряд корректив в правила игры, а New Super Mario Bros. Wii впервые представила кооперативный мультиплеер аж на четырёх пользователей.

Super Mario Odyssey

Odyssey, дебютный выпуск сериала на приставке Switch (не считая спин-оффа Mario + Rabbids), тоже не мог обойтись без какой-то интересной «фишки», способной выделить его из толпы себе подобных. Но что может быть круче межгалактических полётов и прыжков по неизведанным звёздным системам? Ответ прост: шляпы.

Метр с кепкой

Словно наигравшись в Mortal Kombat или Team Fortress 2, Nintendo решила превратить знаменитый головной убор Марио из простого украшения и символа в оружие из арсенала Кун Лао. Кеппи (так зовётся новая фуражка героя) — невероятно полезный инструмент в решении многочисленных головоломок и задачек. Надо прикончить какого-нибудь мелкого монстра, сломать блок или перепрыгнуть особо широкую пропасть? Не вопрос, снимайте шляпу. А если лень управлять ею самому и хочется кооператива — зовите приятеля, вручайте ему Joy-Con и получайте новые ощущения от столь необычной работы в команде.

Super Mario Odyssey

Но вышеперечисленные трюки — далеко не самые интересные и удивительные способы применения новинки. Поскольку дело происходит в волшебном мире со специфическими правилами и необычной логикой, Кеппи позволяет своему владельцу в буквальном смысле захватывать тела животных и многих врагов. Достаточно бросить её в ничего не подозревающую цель — и вуаля. Гумбы, люди, лягушки, даже предметы обихода вроде электропроводов и канализационных люков — список трансформаций широк и велик, и каждая из них кардинально меняет происходящее на экране хотя бы на пару минут.

Остаётся только гадать, как и при каких обстоятельствах данная идея пришла кому-то в голову — но она без преувеличения гениальна. За долгие часы Super Mario Odyssey просто не успевает надоесть, подкидывая приятные сюрпризы один за другим. Когда-нибудь могли себе представить играбельного тираннозавра в игре про Грибное Королевство? Или возможность оседлать (в прямом смысле) пулю? Благодаря столь неординарному напарнику перед нами словно не одна полноценная игра, а целый сборник необычных забав, интерактивная версия творческого поиска сотрудников Nintendo.

Super Mario Odyssey

«А что если посадить героя в танк? Или позволить превращаться в знакомых по серии монстров? А как насчёт того, чтобы Марио растягивался в длину или летать?» Сплошные инновации — да, мелкие, зато запоминающиеся и проработанные. Поразительно, как с помощью ровно одной свежей идеи японцы умудрились привнести в геймплей десятки уникальных (и очень хорошо проработанных) механик. Поразительно — но объяснимо.

Маниакальное внимание

Дело в том, что Super Mario Odyssey — игра, которую делали настоящие мастера своего дела. Не самозванные гении, творящие кто во что горазд во имя своего авторского видения. Не скромные ремесленники, которые трудятся в поте лица в страхе от неумолимо приближающегося дедлайна. Перфекционисты. «Одиссея» (как The Legend of Zelda: Breath of the Wild полгода назад) демонстрирует: в Nintendo сидят люди столь умелые и сосредоточенные, что им недостаточно сделать «хорошо» и «необычно» — им надо сделать идеально, сколько бы это у них ни заняло ресурсов и времени.

Super Mario Odyssey

И это не пустые слова. Каждый мир, каким бы большим или малым он ни был, продуман до мелочей — никаких унылых пустот, любой бессмысленный на первый взгляд тупик для чего-то нужен. Округа напичкана NPC с уникальными диалогами, побочными миссиями или достопримечательностями — чтобы гость не потерялся или (не дай бог) не заскучал. Даже рядовые противники с умом расставлены по локациям, представляя угрозу, но не досаждая почём зря. А чёткое, выверенное управление персонажем и камерой превращает исследование поразительных, чудных миров из рутины в ни с чем не сравнимое развлечение.

То же самое и с механиками: какими бы простыми или даже примитивными ни казались новые способности на первый взгляд, дизайнеры используют каждую на полную катушку, позволяя геймеру отыграть все возможные ситуации с их участием. Какие-то моменты повторяются слишком часто (например, необходимость выстраивать башни из гумб или бегать за нотами на время), но контекст и обстоятельства всегда разные — ровно как и стоящие на пути препятствия.

Super Mario Odyssey

Даже сложность подобрана безупречно. На первом прохождении (где-то до титров) она ощущается лишь вскользь — кажется, будто новая Super Mario уж больно проста. Но нет: так разработчики стараются не перебарщивать, оставляя самые тяжкие испытания на потом, на пост-гейм. Японцы понимают: не каждому хочется перепроходить одно и то же по 100 раз, встретив какой-то особо жестокий акробатический эпизод — и решают проблему баланса с элегантностью маэстро. Так что разочаровываться раньше времени не стоит. Как только Боузер окажется не у дел, а в уже знакомых Царствах возникнут дополнительные миссии, и без того ударная Odyssey прямо-таки расцветёт. Хотели хардкора? Будет вам и хардкор!

Прекрасная динамика, чёткое понимание своей публики и геймплей, который «держит». Страшно признавать, но Nintendo в очередной раз сделала великолепное приключение для всей семьи.

Дело в шляпе

Разумеется, последняя фраза звучит высокопарно, — даже пафосно — но именно к такому выводу приходишь, «осваивая» Odyssey вечерами после работы. Даже каких-то серьёзных недочётов нет — а мелкие огрехи легко объяснимы и, по сути, не особо портят общее впечатление.

Например, сценарий прост и очевиден — но подан со вкусом, да и поставлен на удивление качественно. Графика технически устарела — а смотрится всё равно живописно. Лишь управление стоит пожурить — некоторые движения и приёмы с Кеппи надо выполнять отсоединёнными Joy-Con, что не всегда удобно. С другой стороны, счастливо дойти до финала выйдет и без них, так что тоже не проблема.

К Super Mario Odyssey действительно сложно подкопаться по существу: произведения столь продуманные не оставляют места для критики. Можно по-разному относиться к Nintendo, её бизнес-решениям и политике, но одного у компании всё же не отнять — в ней обитают действительно талантливые люди. И каждое их произведение для нас — словно праздник.

Самая популярная игра про усатого мужика в кепке и самая популярная игра в принципе, подарившая миру наиболее известного вымышленного игрового персонажа, ставшего настоящим символом крупной игродельческой конторы. Этот герой – единственный водопроводчик во всем мире, наедине с которым совершенно не страшно оставить любимую жену.

Super Mario Bros.

А у нас во дворе.

В то время, как на Западе, Востоке, а также в самых продвинутых домах обеих столиц народ уже вовсю гонял трехмерного Марио на Nintendo 64, в обычных российских семьях люди довольствовались видеоприставками пусть и менее технологичными, но всё-таки горячо любимыми (PC – разговор отдельный). На первом месте находилась «денди», которая стоила не слишком дорого, продавалась почти везде и в середине 90-х считалась неотъемлемым атрибутом отдельных российских семейств. Ломалась одна – брали другую. Картриджи к ней были весьма дешевы, а прокат так и вовсе обходился в копейки. «Сега», занимавшая второе место, отличалась относительной дороговизной (как приставки, так и игр) и «технологичной» - по меркам дендиводов - графикой. Выше всех по мощи стояли тогда еще экзотические Sony Playstation, Panasonic 3DO («у тебя Goldstar? А это одно и то же?»), совсем уж редкая Sega Saturn – хотя обладание этими приставками считалось почетным, ценили их далеко не все. Почему?

Самой лучшей игрой моего далекого детства была незамысловатая бродилка под кодовым названием «Марио». Хотя, по мнению дворовых экспертов, усатый дядька буквально во всем проигрывал своему главному конкуренту – «сонику», - все сходились на том, что это была лучшая игра того времени. В меру простая (как теперь выясняется, в то время редкий игрок доходил дальше уровня 4-4), в меру красивая, удивительно интересная. Есть что-то магическое, притягательное в незамысловатом игровом процессе хита середины 80-х (во всем мире) и середине 90-х (в продвинутой России): вот, кажется, прыгаешь себе с платформы на платформу, монетки собираешь, кого-то спасаешь – всё одно и то же, а каждый раз как-то… по-разному, что ли…

Спасибо, Марио!

Усатый дядька появился намного раньше Super Mario Bros., но известность (как минимум в РФ) ему обеспечила именно эта игра. В прошлом десятилетии про сюжет этой игры никто ничего толком и не знал, появление Интернета ситуацию не прояснило: в плане сценарной лаконичности Super Mario Bros. может поспорить с самим Doom (люди «в теме» пытались тогда придумать свои сюжеты для «дума», но все сходились в том, что «слабовато», и условно считалось, что просто «дядька мочит уродов»). Злобная черепаха Боузер пленил Принцессу (как мы узнали много позже, звали ее всё-таки Пич), а Марио должен пройти через всё грибное королевство и освободить особу царских кровей.

На самом деле, мало кто задумывался над названием игры, а потому мало кто знал, да и наверняка есть такие, кто и сейчас не знает, но в «Марио» всегда было два главных героя: собственно Марио и его брат Луиджи, предназначенный для режима игры вдвоем. Но по умолчанию спасителем принцессы значится всё-таки Марио, поэтому о нем и поведем разговор. В первую очередь, конечно, в глаза бросается самобытность грибного королевства: водопроводчик бегает по замкам, скачет по платформам, ныряет на дно водоемов, а по пути ему постоянно мешаются какие-то странные существа. Дабы облегчить свое существование, пролетарий кушает грибочки, цветочки, звездочки. На первый взгляд – просто.

Всего в игре 32 основных уровня – по четыре на каждые восемь миров. В конце каждого четвертого этапа Марио побеждает большую черепаху и спасает некое существо, которое высказывается в том смысле, что - спасибо, мужик, но принцессы тут нет. И так семь раз. Среди неофитов блуждают легенды о запутанности Марио: всему виной - весьма редкие трубы «переходов», которые находятся на некоторых уровнях и позволяют значительно сократить дистанцию. В этом-то как раз нет ничего сложного: три четверти игры не заставляют игрока кусать локти и не чинят каких-либо препятствий по пути к финалу. Платформы расположены удобно, между «огненными цепями» - солидные зазоры, противники не особо назойливы. Именно благодаря вводной части игры за «Марио» закрепилась слава не особо (в противовес «принцу» и «сонику») сложной игры. Но первое впечатление обманчиво.

Цветочки, грибочки.

В начале этого не замечаешь, но вообще-то Марио на прохождение каждого уровня отводится определенное количество времени: не успел - начинай заново. Под легкую, навязчивую мелодию сантехник бодро скачет по зеленой травке, красным кирпичикам и головам противников. Проблем нет. Но ближе к финалу разработчики, очевидно, решили несколько разнообразить игровой процесс и создали зацикливающийся уровень (если Марио будет выбирать неверный путь, то ему придется бежать по этапу бесконечно долго), огромные пропасти и весьма запутанный финальный этап. С высоты эмуляторного «сегодня» приставочное «вчера» смотрится воистину ужасно: обгрызенные ногти, разбитые геймпады, бессонные ночи, десятки попыток перепрыгнуть одну и ту же пропасть – полагаю, что жизнь поклонников Марио в те далекие годы была, скажем так, не сахар.

Даже если просто, абстрагируясь от финальных уровней, внимательно взглянуть на игру, она не кажется уж слишком легкой. Марио не имеет полоски «жизни» и гибнет от малейшего прикосновения противника, управлять им не всегда удобно, а босс каждого мира, как правило, создает определенные проблемы для «маленького» Марио. Как и в любом другом платформере того времени, в «Марио» большое внимание уделялось набору очков и сбору ценных предметов. Очки – это для души, а также для того, чтобы внушить уважение к своей персоне огромным финальным счетом. А вот предметы – совсем другое дело, они несут определенную смысловую нагрузку и во многом предопределяют исход очередного поединка с боссом.

Марио перемещается по уровням и бьет головой по кирпичам и кубикам в надежде выбить из них монетки: 100 штук приносят целую жизнь! При этом любой противник, даже забавные грибы и вроде бы весьма дружелюбные черепахи, с одного касания выдворяет Марио в начало уровня. Бороться с этим можно, вообще-то, по-разному, но по умолчанию противников надо разить сверху: прыгнул на гриб – нет гриба. Выбив из очередного кирпича грибочек, Марио может его скушать и заметно увеличиться в размерах: теперь он сможет проламывать потолки и после вражеского касания не погибнет, а просто «сдуется» до изначального размера. Достав в этом же состоянии цветок, Марио получает возможность кидаться огненными шарами: в это трудно поверить, но есть такие люди, кто играл в Марио еще *тогда*, но до сих пор не знал, что в игре есть возможность бить врага дистанционно! «Огненный» Марио – настоящая машина смерти: всех, конечно, не победит, но против боссов весьма эффективен. В этой связи надо отметить, что главная задача игрока в «Марио» - как можно дольше сохранять «огненный» ранг героя, потому как, уж поверьте, намного проще сохранить этот полезный статус, нежели затем биться «мелким» Марио с финальным боссом.

Если поставить себе целью пройти «Марио» за день, то сделать это при современном развитии техники не составит труда. «Марио» - запретный плод для детей слишком строгих родителей середины 90-х - по-прежнему радует и глаз, и ухо, и даже пальцы, которые не приходится скручивать в узел ради очередного акробатического трюка. Игра, безусловно, не так симпатична, как современные Braid и Trine, уступает в сложности уже весьма солидным в плане возраста Castlevania и Prince of Persia, звучит (на взгляд неровно дышащего к Star Wars игрока) хуже Super Star Wars, однако всё это не мешает ей быть одной из самых популярных игр в мире.

К Super Mario Bros. вышло огромное количество сиквелов, фанатских ремейков, Марио стал настоящим символом Нинтендо, а представить большую Н без итальянского водопроводчика уже просто невозможно. При участии Марио теперь делают игры почти всех жанров, но тот, самый первый (хотя и не первый) «Марио» (хотя и не только Марио) до сих пор популярен среди игроков и любим, кстати, не только среди них. На мой взгляд, по величию, по вкладу в развитие видеоигр с Super Mario Bros. может сравниться только одна игра – Super Mario 64, но это уже совсем другая история.

New Super Mario Bros. U

Хвалить игры про Марио в России – все равно, что биться лбом об стену двадцать лет кряду. Но факт остается фактом – эта стартовая игра для новой консоли Nintendo Wii U является чуть ли не лучшим платформенным «Марио» со времен Super Mario World 1990 года. Здесь есть все, что аккумулировал в себе сериал за последние двадцать семь лет, и намного больше. Это идеальный «Марио» для тех, кто в последний раз играл в него на раздолбанном старом «Денди».

С виду тут все как прежде – Марио бежит слева направо, прыгает на головы пряничных врагов, лихо жрет все попадающиеся на пути грибы и травы, собирает монеты и гуляет по просторной карте королевства. Иногда он берет в руки малышей Йоши, которые или надуваются и служат в качестве надувного шара, или стреляют мыльными пузырями, или освещают путь. Но величие этой игры – в деталях. Сложнее всего незнакомому человеку углядеть, насколько умен, разнообразен и хитер дизайн здешних уровней. Локации только с виду кажутся линейными и с одним маршрутом — стоит начать приглядываться, как замечаешь: в начале уровня можно бежать не только направо, но и налево, некоторые непроходимые стены оказываются фальшивкой, в самом верху экрана спрятаны секретные трубы, найденный десяток уровней назад желудь открывает доступ к целому секретному уровню – и так далее. Каждый, абсолютно каждый экран NSMBU кишит таким количеством тайных лазеек, что ему позавидовал бы гражданский кодекс РФ. Находить новые секреты здесь – словно угадывать мысли гениального гейм-дизайнера, который думал, что его хитрость никто не раскроет.

Столько же удовольствия получаешь и от разнообразия ситуаций, в которые попадает Марио в Грибном королевстве. Тут все состоит из мелочей, которые благодаря умному дизайну уровней и отточенной десятилетиями механике сразу бросаются в глаза. Тебя преследует огромный призрак, который замирает, когда ты смотришь в его сторону. Ты скачешь в огромном кубе, где постоянно меняются грани. Ты скользишь по ледяным горкам, высчитывая дальность каждого прыжка. Ты прыгаешь по спине огромной гусеницы, которая несется по смертельно опасному болоту. Ты в кромешной тьме крадешься по неосвещённой пещере, полагаясь лишь на «светящегося» малыша Йоши. Ты пытаешься улизнуть от подводного змея, который умеет плавать только по кругу. И так далее и тому подобное. Даже для ветерана Nintendo U-версия полна сюрпризов. Каждый уровень выстроен вокруг какой-то идеи, которую нужно уловить, понять и научиться использовать. А таких уровней в игре больше пятидесяти, игра очень комплексная, длинная, и очень, очень сложная.

В предыдущих итерациях платформенного «Марио» – New Super Mario Bros. Wii и New Super Mario Bros. 2 для 3DS – у людей были серьезные претензии к уровню сложности: он был слишком низким, а игра осыпала тебя грибами «+1 к жизни». Теперь, как говорится, «лафа кончилась». Если первые два мира проходятся (но не исследуются) довольно просто, но с подводного и ледяного сегментов начинается тот «Марио», который любили – или ненавидели – люди в начале и середине девяностых. Жизней мало. Врагов много и они действуют по-разному. Препятствия хитроумные и неожиданные. Сразу начинаешь вдаваться в изучение игровой механики, обращать внимание на инерцию главного героя, высчитывать интервалы атак врагов, вовремя использовать предметы из кармана и не спешить. NSMBU раскрывается именно в такие моменты, когда осознаешь, что это именно первоклассная игра, а не «живой бесшовный мир» или «кинематографическое произведение искусства».

Тогда же, кстати, обращаешь внимание и механику «волчка», которая в NSMB Wii активировалась потряхиванием Wiimote, а теперь вынесена на триггер ZR. По нажатию на триггер герой секунду вращается вокруг своей оси, слегка задерживаясь в воздухе. Если на нем в этот момент особый костюм, то параллельно производится и огненная/ледяная атака. В Wii-версии из-за специфики активации этот прием был не так удобен в использовании, а теперь он становится жизненно необходимым. Отныне в платформер-играх «Марио» не две, а три главные кнопки: прыжок, разгон и вращение. Ранее недоступные уступы теперь стали в зоне досягаемости, непреодолимая расщелина стала по плечу, а из плотного круга врагов теперь можно выйти живым. Удивительно, как такая мелочь может повлиять на игровой процесс.

Среди более заметных нововведений – асинхронный геймплей с использованием GamePad. Работает это так: четыре человека берут в руки Wiimote’ы (вся периферия от Wii совместима и с новой консолью) и управляют Марио, Луиджи и двумя Тоадсами, а человек с GamePad в руках наблюдает за ними на экране и в нужный момент прикосновением создает платформы или активирует невидимые для остальных кнопки. Некоторые уровни - например с падающими с потолка камнями - проходятся намного легче с таким «надсмотрщиком», плюс, как было сказано в начале, открываются новые секретные зоны и уровни. Если же в процессе удается активировать специальный триггер, то игрок с GamePad может прикосновениями выводить из строя врагов и некоторые ловушки. Остается не совсем понятным, почему этот игрок с GamePad не может взять управление персонажем на себя, или почему игра не поддерживает Wii U Pro Controller.

Помимо кооперативного режима, есть Coin Rush, Speed Run и Challenge Mode. Первый – это гонки на скорость с целью сбора наибольшего количества монет, прямиком из New Super Mario Bros. 2. Второй – забег по известным уровням, где скорость движения камеры увеличивается с каждой собранной монетой. Третий – это возведенная в абсолют игровая механика, о которой уже упоминалось. Тут ты оттачиваешь навыки, учишься и узнаешь, какого черта этот огромный валун на двадцать седьмом уровне тебя постоянно давит. Звучит как ненужный аппендикс, а на деле – еще десяток-другой интереснейших уровней.

Я честно не знаю, к чему можно придраться в этой игре, не будучи полностью поглощенным предрассудками и современными «кинематографическими шутерами» про Человека Страдающего. Эта стопроцентная, увлекательная, разнообразная и отшлифованная до совершенства игра, и Марио – ее главный плюс. Для некоторых это же является и главным недостатком, но таких людей, к счастью, становится все меньше.

Super Mario Odyssey обзор игры

Но иногда эти принципы рушатся. И Марио больше не водопроводчик. Официально. Теперь его социальное положение примерно соответствует заглавному персонажу фильма «Большой Лебовски». Лишив героя профессии, в Nintendo решили поэкспериментировать и с его идентичностью. Поэтому злой черепаходракон Баузер здесь похищает не только принцессу Пич, но ещё и волшебную живую тиару, а искать эту парочку итальянец отправляется вместе с не менее живой шляпой Кэппи, которая позволяет перевоплощаться в любого более-менее крупного врага.

Смена обличий — не новая идея для сериала. Ещё в Super Mario Bros. 3 можно было стать летающим енотом или быстро плавающей лягушкой. Но в Odyssey эта история доведена до своего предела, потому что задачки на здешних уровнях зачастую решаются только за счёт превращений. Надо преодолеть огромную пропасть? «Зашляпим» живую пулю со злобным оскалом и живо перелетим. Как разбить особо прочную сырную горную породу? Конечно же, стать черепахой — метателем молота!

Больше пятидесяти превращений гарантируют, что скучно не будет. Тут можно устроить башню из дюжины грибочков-гумб и подкатить к гумбе-женщине, чтобы получить «голубую луну». Можно превратиться в танк и с криком «Русские не сдаются!» устроить в волшебном мирке филиал Call of Duty. Очутиться в двухмерной фреске, выглядящей точно как первая Super Mario Bros., и вернуть свой «когда-там-у-вас-появилась-Dendy»-й год. Или просто сесть на модный мопед Vespa и устроить гонки с тираннозавром. В общем, всё, что касается способов достижения цели — бесподобно.

Super Mario Odyssey обзор игры

Антисвадебное путешествие

А вот то, что про сами цели, — уже не так безоблачно. Основная сюжетная скрепа — желание Баузера жениться на принцессе. Чтобы сыграть свадьбу, надо собрать по миру множество вещей — от многослойного торта и платья до букета невесты и праздничного блюда. Поэтому безработный и его кепка летают за негодяем по разным королевствам на космическом корабле «Одиссея». И чтобы чудо техники в виде шляпы летело дальше, в каждом королевстве надо находить энергетические луны.

Эта система тоже не нова — точно так же Марио шёл вперёд в каждом своём трёхмерном походе. В Odyssey из миров-королевств решили сделать модные нынче «песочницы». Наш аппарат приземляется посреди водопадов, пустынь или снегов — и давай, геймер, бегай, ищи светила. Чаще всего волшебные полумесяцы запрятаны почище кощеевой смерти. Их хочется искать и находить, не находить и не сдаваться. Иногда, решив задачку после многих попыток, ощущаешь чувство, близкое к счастью.

Но много лун лежит если не совсем на дороге, то рядом с ней. Порой квесты сделаны совсем для детей: превратились в летающую гумбу — допорхали до одного уголка карты, допарили до другого — плюс две луны. Для детей (а также фанбоев) прицеплена и смена костюмов. Геймплейной нагрузки они почти не несут, разве что иногда вас пустят на специальный квест лишь в униформе строителя или исследователя.

В целом дизайн уровней и разнообразие задач выдерживают очень высокий уровень — ни в сюжете, ни после него мне не хотелось отложить Switch, хотя я собрал больше двух сотен звёзд для этой рецензии. А уж те зоны, что получились с вдохновением, например царство еды с итальянскими нотками или самурайская цитадель Баузера, запоминаются надолго. И конечно, в сериале ещё не было таких обширных пространств для исследования.

Но не все королевства тянут на вершину гейм-дизайна. Некоторые, типа снежного, так и вовсе не «песочницы», а всего лишь «хаб», ведущий в не связанные между собой комнаты с простенькими заданиями. Другие — совсем крошечные и служат только для одной битвы с «боссом», хотя их можно было бы развить в прекрасные пространства для исследования.

Super Mario Odyssey обзор игры

Мой личный фаворит — Паровые Сады с абсолютно гениальной мелодией и превращением в овощи.

Сотни лун спустя

Пожалуй, в Nintendo и хотели мотивировать вас облазить каждый закоулок. Пробежать сюжетную кампанию можно часов за шесть. И это будет самая лёгкая из частей Super Mario. Контента при этом хватит на все шестьдесят. «Постгейм» открывает новые королевства и гигантское количество лун, возможность влезть в шкуру другого классического персонажа вселенной, усложнённые версии «боссов» и просто хардкорные испытания реакции. Всё это волшебно, игра буквально вырастает у вас на глазах, становится лучше с каждым проведённым после решающей битвы часом.

Но, к сожалению, углубившись в развлечения после финальных титров, разработчики не уловили один важный тренд. Если семь — десять лет назад, во времена дилогии Galaxy, было очень даже круто сделать небольшую кампанию и огромные просторы для исследования мимо неё, то сейчас, особенно после всяких Breath of the Wild и «Ведьмака 3», ситуация, когда сюжетная канва не совсем вписана в исследования, радует уже не так. Да, Odyssey использует фирменный приём Nintendo — привлечь ваше внимание какой-то мелочью и сделать из этого мини-квест. Но этот приём, как единственный финт футболиста, уже все успели выучить.

И что, к большому сожалению, видно, в одиссею Марио собирали в спешке. Про это говорят и очень разные по качеству королевства, и мелкие технические проблемы, и непродолжительность сюжетной ветки. Но такое решение было абсолютно верным, ведь в прошлом поколении отменная Super Mario 3D World появилась слишком поздно, когда Wii U уже многие успели похоронить. А сейчас платформер, которого ждёт каждый обладатель Switch, вышел буквально через полгода после старта консоли.

Super Mario Odyssey обзор игры

Городское королевство сильнее всего пиарили, но, увы, оно получилось не настолько огромным и красивым, как могло показаться.

Королевство полной и пустой луны

Да, технические проблемы тут тоже случаются. Графика кое-где (смотрите скриншот выше) напоминает про Super Mario Sunshine, а ей ведь недавно исполнилось пятнадцать лет. Дополняют дело небольшие баги с тенями и не самые приятные «лесенки» на персонажах и декорациях — хотя герои более детализированы, чем в недавней Mario + Rabbids. Отдельные текстуры явно взяты из запасников по второму разу, просторы порой выглядят пустовато, а потому картинка в общем не сильно ушла вперёд по сравнению с Wii U.

Конечно, есть тут и шикарная водичка с бликами и переливами, приятные эффекты освещения, но в целом мультипликационный стиль не позволит владельцам Switch хвастаться «графоном». Зато игру можно запросто показать любому другу, просто отдав ему один из контроллеров Joy-Con. В режиме для двоих второй человек управляет Кэппи, и это просто отличный вариант для кооператива, если у вас есть дети или младшие братья-сёстры.

В варианте для одного нам слегка навязывают управление движением — с его помощью можно быстрее карабкаться и (по идее) проще выполнять некоторые из бросков шляпы. Но на деле ваши выпады распознаются не всегда идеально и с помощью обычного геймпада контролировать пируэты Марио гораздо удобнее. Я уделяю этому целый абзац, потому что, как и всегда, тут есть задачки, например получение лун в забегах с черепахами, что требуют практически идеального контроля над героем. «Одиссея» лишь в своей основе детская — собрать всё и вся смогут лишь настоящие мастера.

Super Mario Odyssey обзор игры

В высшей лиге платформеров для Odyssey зарезервировано почётное место. Только не рядом с гениальными Super Mario 64 или Galaxy, а на уровне Super Mario 3D World. То есть игры, которая не создаёт ничего принципиально нового, а просто достойно использует и развивает то, что сделано до неё. Для владельцев Switch это ещё один обязательный к приобретению эксклюзив и мощнейший аргумент в пользу консоли, но, чтобы считать Odyssey лучшей в сериале, надо хорошенько забыть предыдущие приключения бывшего водопроводчика.

Плюсы: блестящая идея с превращениями и шикарная её реализация; самые большие открытые пространства в сериале; очень много контента; после сюжетной линии приключение становится даже лучше, хардкорнее, разнообразнее, растёт вместе с вашими умениями; очень приятный фансервис — от 2D-уровней до костюмов, персонажей и королевств.

Минусы: видно, что проект делался в спешке, поэтому местами то графика отстаёт, то качество миров и заданий.

Читайте также: