Обзор 1953 kgb unleashed

Обновлено: 05.07.2024

О Федоре Сергеевиче Бондарчуке принято говорить с придыханием. Причем говорят тем чаще, чем выше он взбирается по карьерной лестнице. Это в 1990-е гг. вполне типичный «сын гения» снимал дешевые клипы для отечественной эстрады. Сегодня ФСБ — модный продюсер, режиссер, ведущий, пропагандист и актер. Ни «Жара», ни обе части провального «Обитаемого острова» не подкосили принадлежащей ему Art Pictures Studio. Более того, государство своевременно поддержало рублем, аккурат накануне выхода в прокат очередного произведения «Фобос. Клуб страха». Утрись, Голливуд!

Молодежный ужастик, о художественных и сценарных достоинствах которого заикаться-то страшно, не «отработал» и половины скромного бюджета. Зрители не захотели смотреть на метания отмороженной компашки по клубу-бункеру и пропустили премьеру. Глядишь, и вовсе не заметили бы, кабы не проходившая мимо Phantomery Interactive. Именно ей выпала честь создать адвенчуру по незавидной лицензии. «По Федьке и шапка», — едко ввернет злопыхатель. И будет неправ.

Скриншоты 20

Вниз по кровавой норе

В «Фобос: 1953» сразу привлекает один немаловажный штрих: с фильмом игра не имеет ничего общего. Кроме, собственно, того самого гэбэшного бункера. Он и станет местом действия — с разницей в целых 57 лет. Разработчики словно нарочно дистанцировались от событий ленты, хотя дата была выбрана явно не наобум. Черно-белые кадры советской кинохроники, Москва без Лужкова, плавный спуск под землю… А там уж поджидает главный герой — инженер Глеб Николаев с отбитой напрочь памятью. Амнезия! Сколько о ней придумано, сколько еще будет…

История «Фобоса» писалась тут же, в многочисленных отчетах, рапортах и документах с пометкой «СОВ. СЕКРЕТНО». И не просто «от балды», а на основе реальных фактов, при участии экспертов и архивов НКВД. В частности, подробно запечатлены на бумаге эксперименты над заключенными, их страдания под действием препаратов и неминуемая гибель. Язык, стиль изложения, детали весьма достоверны и оставляют довольно гадкое впечатление. «Число, имя, расстрелян». Порой такое чтиво встряхивает похлеще кровавых мясорубок. Чего авторы, конечно, и добивались.

Приключение сделано на старом, знакомом по Sublustrum движке. Он и два года назад не излучал здоровье, а теперь… Теперь остается тяжко вздохнуть и окунуться в волшебную атмосферу подземелий, лабораторий и пыточных камер. Серые, угрюмые виды. Из стен торчат трубы с вентилями, коридоры утыканы запертыми дверями, повсюду развешаны портреты вождей пролетариата — зрелище не из приятных. Впрочем, покрутив головой по сторонам (360° никуда не делись), можно приметить мелочи и поярче. Дух прошлого старались передать особенно тщательно: журналы «Радиотехника», куча символики, бобинный магнитофон и огромный радиоприемник, откуда звучат последние известия «от советского информбюро». Полтора десятка комнат и пяти-шести часов, выделенных на все про все, хватит, чтобы покрыть недостаток «совеция» в крови.

Этот день побега

На квесте же подобный дефицит, понятно, сказался неважно. Первые минуты, когда курсор с непривычки елозит по потолку в попытке выдернуть что-нибудь полезное из «мертвого» окружения, даже мысли нехорошие лезут. В дальнейшем пиксель-хантинг отойдет на второй план, однако о себе напомнит не раз. Загадки абсолютно логичны, без артистичных изысков старшей субсестры и излишних философствований. Наверное, это правильно. Чем строить длинные логические цепочки и клясть медведя, наступившего на ухо, лучше перебрать предметы, пощелкать тумблерами, перерыть картотеку (благо, важные заметки хранят у сердца), не сходя с места. Идти, по большому счету, и некуда. Вот где собака порылась.

Аргентинская родственница Scratches постоянно подкидывала ситуации и ситуашки под настроение, параллельно развивая несколько сюжетных веток. В «Фобосе» мы ползем по единственно верной тропе, притом проторенной. И поговорить не с кем. Лишь изредка по рации слышны мольбы о помощи замурованного в шахте рабочего, да временами из репродукторов вещает голос с одинаковыми угрозами: мол, окстись, товарищ Николаев, тебе отсюда не выйти.

Товарищ Николаев в ответ исправно дрожит, нервно дышит, теряет контроль над собой и травится газом (жаль, не до смерти). Персонажу устраивают встряску всеми доступными средствами, нагнетают беспокойство в лучших традициях хоррора 1970-х гг. Но то ли не хватает технических мощей, то ли сопереживание упорно не хочет просыпаться… Адвенчура никак не пробирает. Холодок побежит-побежит по спине и… зачахнет на полпути. Даже музыки преступно мало, хотя студию и возглавляет профессиональный музыкант. Редкие клочки эмбиента слабо способствуют повышению уровня адреналина. Скорее, еще сильнее погружают в сонную и тревожную дымку. Послушайте. Так звучит «Фобос».

Иногда хочется раздвинуть руками слои гравия и бетона, которыми Глеб отгорожен от внешнего мира, проникнуть вглубь эпохи, за пределы проклятого бункера. Несмотря на подробный рассказ об ужасах подопытных зэков, демонстрацию мест лишения жизни и участие в исследованиях человеческого мозга, героем движет идея-фикс: бежать подальше. Желание понятное и отчасти каноничное, если неожиданно вспомнить «Клуб страха». Увы, что хорошо в плохом фильме, то плохо в хорошей игре. За побегом следует скоропостижный финал. Ни тебе распутанного клубка интриг, ни возмездия над вредным голосом. Коротко и скомкано; опять же, канонично. Остается пожелать Phantomery лучших источников вдохновения.

Управление в игре осуществляется при помощи мыши. При нажатии на клавишу Esc – выход в главное меню, где можно изменить настройки, сохранить, загрузить или покинуть игру. При нажатии правой кнопки мыши в правом нижнем углу появляется иконка «Меню», в котором также можно сохранить и загрузить игру. При нажатии правой кнопки мыши в верхнем левом углу появляется иконка «Журнала записи», в котором хранятся все найденные документы. Инвентарь вызывается с помощью правой кнопки мыши и находится в левом нижнем углу экрана. При подведении курсора к предмету в инвентаре высвечивается название этого предмета.

Виды курсора

  • Обычный – позволяет осматриваться в разные стороны
  • Активный, с подсветкой в центре – указывает, что с данным предметом можно взаимодействовать или можно двигаться в данном направлении.

Совет: осматривайте все активные предметы и читайте все найденные документы.

Энергоблок

После небольшого вступительного ролика приходим в себя и пытаемся вспомнить, где мы находимся и как сюда попали. Нажимаем на правую кнопку мыши и в журнале записей слева вверху щелкаем по первой строчке, читаем записи в своем пропуске. Из записей в пропуске явствует, что прислали нас сюда для проведения внеплановых ремонтных работ электрооборудования. Выходим из служебной комнаты и проходим вперед. Слышится тревожный сигнал. Кажется, произошла утечка жидкого азота. Пытаемся пройти налево, но дверь заблокирована. Подходим к генератору справа и нажимаем на выключатели, но они тоже в нерабочем состоянии. Смотрим на пол слева от генератора и видим, что из упавших баллонов вытекает жидкий азот. Возвращаемся в служебное помещение и со средней полки слева от двери берем горелку. Выходим и применяем горелку несколько раз на жидкий азот. Нажимаем на переключатели на генераторе, но дверь все равно не открывается. Смотрим на табличку на генераторе, на которой написано, что максимальное напряжение не должно превышать 18 V..

fobos003

Проходим к двери служебного помещения, разворачиваемся и видим приоткрытую крышку люка. Щелкаем по ней и включаем только те лампочки, которые в сумме дадут напряжение 18 V. Включается свет и тревожный сигнал замолкает. Подходим к стальной двери и берем с пола шлифовальную машину. Пытаемся открыть стальную дверь, но отпирающие механизмы заклинило. Включаем шлифовальную машинку в работающую розетку справа от двери и шлифуем верхний и нижний отпирающие блоки. Нажимаем на центральный замок и выходим в зеленый коридор.

Коридор

Зал заседаний

fobos004

Открываем шкаф справа и находим в нем план-график работ. Странный шкаф! И вообще, похоже, что люди в панике покидали это помещение, но куда же, в таком случае, они все делись? Проходим вглубь комнаты и берем ключ возле диапроектора. Проходим дальше и рассматриваем на столе служебные бумаги. Мы можем пролистывать их, щелкая курсором вправо. Нас интересует последнее «Уведомление». Запомним информацию и цифры 2790, записанные красным карандашом. Слева на столе открываем и читаем книгу «Мысль, управляющая материей». Берем со стола карандаш. Смотрим на подставку с календарем на столе. Там стоит дата 8 марта, воскресение. Щелкаем правой кнопкой мыши, заходим в папку с документами в верхнем левом углу и смотрим план-график работ. Нас интересует последний день недели, воскресенье, в котором записаны города.

Потайная комната

Подходим к книжному шкафу, открываем его и со стопки книг берем первую сигаретницу. Обращаем внимание на четыре книги с разноцветными корешками, которые стоят на этой же полке слева. Запоминаем, в каком порядке они стоят. Разворачиваемся и со столика, на котором стоит магнитофон, берем вторую сигаретницу. Забираем магнитофон. На этом же столике читаем справочное пособие о боевых отравляющих веществах. Делаем шаг вперед и тут к нам приходит второе воспоминание. Берем со стола третью сигаретницу. На диване лежит папка с личными делами и рапорты, читаем эти документы. Разворачиваемся и возле бюста Сталина берем четвертую сигаретницу. Снова разворачиваемся и смотрим на пневмопочту над тумбочкой. Опускаем глаза вниз и видим, что один из проводов поврежден. Надо бы починить этот провод, но пока нечем. Смотрим на сейф в стене, но открыть его мы тоже пока не можем. Делаем шаг вперед и смотрим на лабораторию за стеклом. Обращаем внимание, что на воздуховоде есть маркировка 71-В. Покидаем тайную комнату. Выходим из зала заседания и тут впервые слышим голос, который доносится из репродуктора на стене. Чей это голос? Возвращаемся в служебное помещение в энергоблоке.

Служебное помещение

Возле двери служебного помещения пытаемся позвонить по настенному телефону. Знакомимся с правилами техники безопасности при работе с электрооборудованием, которое висит на стене справа от двери. Заходим в служебное помещение, на столе берем и читаем журнал «Радиотехника». Над столом читаем должностную инструкцию наладчика электронного оборудования. С помощью найденного ключа открываем металлический шкафчик на стене справа от двери. Достаем оттуда плоскогубцы, фонарик без батареек и изоленту. Возвращаемся в потайную комнату за шкафом в зале заседаний.

Потайная комната

fobos005

Подходим к пневмопочте и смотрим вниз на поврежденный провод. Плоскогубцами зачищаем провод и обматываем его изолентой. Внимательно осматриваем письменный стол (активный курсор в сторону кресла за столом). Читаем документы на столе, обращаем внимание, что в рапорте обведена частота 1400 Гц, на которой слышны голоса. Щелкаем по подставке на столе слева и ставим в эту подставку сигаретницы в том порядке, в котором стояли книги с разноцветными корешками. Поворачиваемся к сейфу, вводим код 2790 (он был записан красным карандашом в одном из документов в зале заседаний) и нажимаем на ручку сейфа. Изучаем документы в сейфе и поворачиваем черный тумблер, загорается лампочка. Выходим из комнаты и открываем дверь в коридор. Снова этот таинственный голос. Идем по коридору до стальной двери и сворачиваем налево. Нажимаем на дверь, запертую на многочисленные запоры.

Лаборатория

Вентиляционная шахта

Щелкаем по переговорному устройству справа на стене. Кто-то просит помощи и сообщает о тринадцатом канале. Подходим к выходу, крутим слева от выходного люка вентиль, чтобы запустить пневмопочту, и выбираемся в коридор. Идем в зал заседаний.


«Фобос:1953» — компьютерная игра в жанре графический квест, разработанная студией Phantomery Interactive.


1


975 уникальных посетителей
24 добавили в избранное









«Фобос 1953» — цельная игра, монолитная история. Она не разделена на главы, в ней нет выраженных этапов или уровней. Это история, в которую игрока бросили с тем, чтобы тот погрузился и на едином дыхании проследовал по сюжету. И ничто не отвлекает от такого следования. Ни единой лишней детальки. Управление сведено к двум кнопкам мыши: действуем левой, инвентарь разворачиваем правой. Все. А что еще может потребоваться от интерактивной истории?

Не отвлекайтесь. На ближайшие несколько часов вы не игрок. Вы — персонаж. Положите руку на мышь и слушайте. Тревога! Ревет сирена .

Что со мной? Звуки как из колодца, пахнет гарью, этот красный мигающий свет.

— Красный мигающий свет — аварийное освещение. Тревога. Я должен встать и идти.

Почти не чувствую своего тела. Нет, вот потихоньку начинает покалывать пальцы рук и ног, потом сами конечности. Как же все затекло. и голова. Вот теперь я жалею, что пришел в себя. Где я, что случилось? И. кто я такой? Смутно, очень смутно все помню.

Спокойно, все по очереди. Сперва встать и оглядеться. Осмотреть себя и комнату. Конечности целы, голова тоже. В кармане что-то есть. Бумага. Да, это документы: паспорт, пропуск. Хорошо. Значит, меня зовут Глеб Иванович Николаев. И я инженер. А это техническое помещение или подсобка. Наверное, я сидел вон за тем письменным столом, когда все случилось. Меня опрокинуло (опрокинуло взрывом? была бомбежка?), и я ударился головой о стену. Сейчас приду в себя и буду выбираться, попробую выяснить, что же случилось. И что мне делать дальше. Там, наверное, нужна моя помощь. Заберу паяльную лампу из шкафа слева и пойду.

В коридоре темно. Похоже, единственный источник света — аварийная лампочка из подсобки, но скоро погаснет и она, если не пустить ток. Вон там, прямо, заглушенный генератор. Ну-ка. Обидно, но для запуска генератора тоже нужно электричество. Стартеру требуется 18 вольт.

Между генератором и дверью подсобки, под полом, 8 аккумуляторных батарей разного напряжения — нестандартное решение, странное. Значит, 18 вольт. Последовательно подключим батареи на 8,5 V, 2,5 V и 7 V. Теперь генератор можно запускать! Хотя.

И кто это такой умный, что догадался хранить жидкий азот возле дизеля? Хорошо, что я паяльную лампу захватил из подсобки. И счастье, что она там вообще оказалась. Тщательно прогреть пол в месте утечки. Ключ на старт, и да будет свет!

Беглый осмотр местности дал не так уж и много. Стандартная инструкция по технике безопасности да запертый ящичек над письменным столом в служебном помещении. Если найду ключик — вернусь. И телефон еще есть, но он не работает. Пора выбираться.

Просто так отсюда не выйти. Тяжелая стальная дверь заперта и выведена из строя. Не знаю, что бы я делал, не валяйся прямо под ногами циркулярная пила. Электричество есть, так что воткнуть вилку в розетку — и пилить, пилить, пока сезам не откроется, благо не такой уж он и крепкий оказался. А вот за дверью.

— Что-то припоминаю. Да, точно: в этом самом коридоре меня инструктировали сотрудники МГБ. Что-то объясняли. Я что-то подписывал. Не помню, все равно не помню. И почему в коридоре? Не понимаю.
Справа еще одна гермодверь, но эту уже так просто не взломать. Ладно, поищем дальше. Вот стеллажи с какими-то реактивами. Товарная накладная, перфокарта, хлам всякий. Запас карман не тянет, возьму все, что плохо лежит. Нужна информация, как воздух ! Дверь начальника сектора заперта. А дальше по коридору — глухая кирпичная кладка. Довольно свежая еще кладка. Отсюда бежали? Да, похоже организованно эвакуировались и замуровали выход. А меня оставили тут умирать.

Или решили, что я уже мертв? Да какая разница?! Нет, я просто так не сдамся!

Не заперли. Хм, уходили в спешке. Агитматериалы валяются на полу, стулья в беспорядке. А в целом — нормальный совещательный зал. Радиола, шкаф, проектор, стол, экран. Буду осматриваться. Шкаф пуст, только записка валяется. График трансляций? Знать бы еще, которое сегодня число и который месяц? Возможно, какие-то зацепки найдутся на столе. Они, вон, даже лампу не выключили — может, документы какие остались.

Есть документы. Докладные записки, предписания, уведомления. Из интересного — книга о мысли и управлении материей. Из важного — уведомление для наладчиков ВФУ с от руки вписанным числом (код? пароль? номер?), карандаш и календарь. Сегодня 8 марта. Хороший день выдался, праздничный, ничего не скажешь. А возле проектора обнаружился ключ! И я, кажется, догадываюсь, какой ящичек им можно открыть. Эта комната от меня никуда не убежит, так что схожу, гляну.

Сперва я перепугался. Очень перепугался. Потом обрадовался: тут кто-то есть! Потом задумался. Да, кто-то говорит со мной из репродуктора. Говорит загадками. Непредметно и неконкретно вроде бы. Он не собирается мне помогать. Тогда что ему от меня нужно? Думай, Глеб, думай.

Ключик действительно оказался от ящичка в служебном помещении. Плоскогубцы, изолента, фонарь — вещи, в хозяйстве необходимые. Мне тоже наверняка пригодятся. Возвращаюсь.

Книжный шкаф. В нем лежит нежно-зеленая сигаретница. Не знаю зачем, но сую ее в карман. Слева окно в какое-то помещение внизу. Похоже на лабораторию или лазарет. Туда, наверное, ведет запертая гермодверь в коридоре. И труба воздуховода с маркировкой 71-В. Надо запомнить.

Справа журнальный столик, и на нем еще одна сигаретница — как в шкафу, только синяя. А еще магнитофон и справочное пособие по боевым отравляющим веществам. Просто так оно вряд ли тут валялось бы. Была утечка? Поэтому всех эвакуировали? Мало данных, мало, нужно больше. Что там дальше?

Да, я помню, в этом кабинете уже приходилось бывать. Смутно помню, нечетко. Здесь мне и выписали пропуск. Так. Этажерка, диван, письменный стол, пневмопочта. Стенной сейф. Уже кое-что. На диване личные дела, служебные записки. Похоже, в этом комплексе проводились исследования. Опыты на преступниках. На людях. Но я же не преступник! Я инженер.

На этажерке еще одна сигаретница, красная. И еще одна, зеленая, на письменном столе. И документы: рапорты, служебные записки. Не понимаю, с чем тут экспериментировали. Что-то странное. Но обведенное красным нужно запомнить.

А вот это уже по моей части! Подставка для сигаретниц! И от нее ведет провод к сейфу. Очень интересно. Провод поврежден, но это мы мигом исправим. Зачистить плоскогубцами, соединить, заизолировать — и будет как новенький. В зале совещаний, на уведомлении для наладчиков, был записан код. Но он, похоже, пока не сработает. Что-то не так с подставкой для сигаретниц. Вот контакты, сюда надо вставить коробочки. Кажется, что-то похожее я видел в книжном шкафу! Точно. На нижней полке слева четыре книги с цветными корешками. Ну-ка, повторим порядок: красная сигаретница. синяя. темно-зеленая и светло-зеленая. Ну, надеюсь, что сработает. Сейф, код 2790, повернуть ручку. Есть!
Документы. Совершенно секретные документы и тумблер. Не знаю, что он включает, но хуже от этого уж точно не станет — поворачиваю. Пневмопочта не заработала. Значит, он отпирает дверь в коридоре? Нужно проверить.

Снова этот голос. Что ему от меня нужно? Никаких подсказок, одни намеки . А гермодверь открылась! Спущусь вниз, там должна быть лаборатория. Да, ступени вниз. Справа валяется кирка, а слева расположена дверь в лабораторию. Только что-то мне нехорошо. Как будто в глазах потемнело? Вхожу в лабораторию, и становится еще хуже. Запаха не чувствую, но дышать все труднее. И в глазах все больше темнеет. Слева от двери ящик. Быстро сбить замок, открыть защелки. Нет, выбежать наверх, в коридор, отдышаться. И снова — вниз. Открыть ящик, в нем рукоять от вентиляционного люка. Теперь, не задерживаясь, наверх!

Что же мне плохо-то так? Чем-то я отравился.

Да, по почте прислали слайд для проектора. Это схема управления системой воздуховодов. Будет очень кстати: если не «продуть» лабораторию, я там загнусь раньше, чем найду антидот. Схему необходимо срисовать, и перфокарта, которую я подобрал на стеллаже в коридоре, подойдет, я думаю. И карандаш. Наложить и аккуратно скопировать. Отлично, теперь быстро в вентиляцию!

Кстати, тут, внизу, работающий телефон. И на другом конце провода кто-то гибнет! Он знает, что включить, а у меня есть схема и пульты. Будем спасаться сообща! В дальнем конце помещения пульт и рубильник. Накладываю схему на панель управления. Очень удачные дырочки в перфокарте, как под лампочки прорезанные. Теперь быстро соображать, пока человек не задохнулся! Ведем схему от ЛПТ-13 до 71-В. Три больших переключателя. Левый в положение ПК-3, средний — в ПК-4 и правый — в 71-В. Хорошо. Теперь три маленьких тумблера ниже: ВК-1 в положение «вниз», ВК-2 — «вверх», ВК-3 — снова «вниз». Кажется, все правильно, жмем на «Проверку». Получилось! Теперь к другой стене, к рубильнику. Да, получилось! Секция подключена. Кажется, я успел. Эй, друг, ты жив там? Отлично. Дыши. Потерпи немного, что-то по пневмопочте снова пришло, я должен проверить. Держись, слышишь?

Ничего сверхважного не пришло. Только я уже почти теряю сознание, а человек на том конце провода и вовсе не отвечает. Умер? Или занят? Или связь оборвалась? Нет времени, совсем нет времени! Срочно в лабораторию!
Голос из репродуктора снова вещает. То, что он говорит, очень интересно, но мне сейчас так хочется жить! На ватных ногах вхожу в лабораторию. Что тут у нас? Ага, на полу валяется странный серебристый баллон, должно быть, из него отравы и нацедило. Выяснить бы, какой именно. Ну-ка, что тут у нас есть вокруг. Документы. Это хорошо, почитаем позже. Да, вон полевой химический анализатор. Отлично, его-то нам и нужно. Выгребаю колбы с реактивами — и к баллону. Ну-ка, посмотрим, что из тебя накапало. Все, не спеша, каждую колбочку. А теперь обратно к анализатору. Есть контакт. Зарин!
Как я жив-то остался? Спокойно, только не потерять сознание. Беру шприц со стола посреди комнаты. А вон у той стены какие-то реактивы. Что-то я уже о зарине читал. В качестве антидота используют атропин внутривенно. Еще шаг, еще полшага. А в товарной накладной указано, что атропин хранится. не падать! В пузырьках по 110 мл. Вот он. Спокойно, набрать.
— Только бы сослепу не промахнуться в вену.
Я жив. У меня получилось. Получилось! Теперь можно внимательнее осмотреть лабораторию. Рядом с анализатором, батарейки для фонарика. Документы, протоколы опять же, схема работы акустического анализатора. Это еще зачем? А, пусть будет. Кажется, больше тут делать нечего.

Я видел, там были ступени куда-то вниз. И идти больше некуда. Очень кстати пришлись батарейки. Без фонаря просто невозможно было бы спускаться в темноту.

Вниз и вперед, в дверь. Странная камера. Тир? Не похоже это на тир. Вон папка с документами, посмотрим.

Никакой это не тир. В этом подвале людей расстреливали. Сперва ставили над ними опыты, а потом, как отработанный материал, уничтожали партиями по десять человек. Много было партий, много. Проклятое место. Уходить, уходить отсюда. Только переключатель на противоположной стене поверну — и на выход. Там, дальше по темному коридору, еще одна дверь.

Пытаюсь подойти — и не могу. Все внутри холодеет, становится липким, ноги подкашиваются. Хуже, чем от зарина. Прочь, прочь отсюда! Наверх, к свету! Под «расстрельной» папкой лежал ключ от лабораторной подсобки и от тумбочки в кабинете. Пойду сперва в кабинет.

В тумбочке под пневмопочтой нашлась бобина магнитофонной ленты. И опять документы: отчеты об исследованиях, доклады, планы. Интересно. Страшно, мерзко, но очень интересно. Кое-что проясняется, хотя и все еще многое непонятно. В подсобке лаборатории что-то должно быть об этом. Не зря же ключи на одной связке? Иду вниз.

А в подсобке — звуковой анализатор, схему которого я уже встречал. Похоже, единственный способ хоть что-то понять — это провести эксперимент самостоятельно. План эксперимента у меня есть, остались детали. Магнитофон и лента у меня тоже есть. Микрофон здесь, в столе. Схема настройки анализатора известна. Приступаю.
Переключатель диапазонов ставлю в положение 3. Регулятор частоты — на 1400 килогерц, именно на этой частоте появлялись голоса. Трансляцию включить. Выход на второе гнездо. Сигнал в самое правое положение. Сеть — включить. Осталось отнести магнитофон «на позицию», сделать запись, принести ее обратно и прослушать. И я, кажется, знаю, где эта «позиция». Я снова спускаюсь туда, где убивали людей.

«Тир» изменился. Не помню, чтобы поднимал этот люк в полу. Может, автоматика? Спускаюсь. Магнитофон прямо сюда, на зеленый армейский ящик. Подключить микрофон, вставить бобину и включить. Дело сделано. Осталось подняться наверх и прослушать.

Странно, я уже почти понимаю, что хочет сказать мне голос из репродуктора. Пытается сказать. Я почти понимаю это, но именно почти. Не хватает какой-то малости. Оно ведь придет, это понимание? Конечно, придет. Я вставляю бобину в магнитофон и слушаю искаженный, неразборчивый, но какой-то знакомый, очень знакомый голос. От него все внутри холодеет, как у той двери в подвале. Я теряю сознание.

Со мной явно что-то произошло, пока я слушал запись. Какое-то новое, незнакомое подвальное помещение. Из того, что я нашел за сегодня, с собой больше ничего нет. Справа от меня на стеллаже лежит открытка. На обороте только непонятное уравнение: «yyyy – xxxx = ab». Чуть впереди — противогаз и новая папка с документами. Протоколы вскрытий и исследований препаратов. Уже ничему не удивляюсь, насмотрелся. Лучше пойду дальше, выход искать. Дверь-то одна.

За дверью темнота. У меня нет фонаря, абсолютно точно нет, но я отчего-то вижу. И именно так, как будто иду с фонарем. Я должен бы этому удивиться, но. За дверью тело. Труп в шинели и много крови. Голову проломили киркой — вон она, кстати, лежит. Делаю пару шагов, подбираю инструмент и больше не могу собой управлять. Бежать, БЕЖАТЬ отсюда. Все. Больше я за эту дверь ни ногой. Все равно тупик. А вон та стена кажется мне изрядно поврежденной. Несколько хороших ударов киркой, и я смогу выбраться. Не на волю, но хотя бы подальше от этого трупа.

Хорошо освещенный коридор. И знакомый голос все пытается мне что-то объяснить, что я не могу, не умею понять. Прямо передо мной дверь в душевую с застекленным окошком. Очень хорошо, что стекло цело, потому что эти блестящие лужи перепутать невозможно ни с чем. Ртуть! Десятки килограмм ртути! Практически центнер живого серебра весело искрится на полу. Я надеваю противогаз и иду внутрь.

Слева на стене две буквы — А и В — со стрелочками, означающими, наверное, поворот против часовой стрелки. Повернуть против часовой стрелки значит открыть. А и В. Это из уравнения, написанного на открытке. Четырехзначное число минус четырехзначное. На поздравительной открытке. А на лицевой стороне — две даты, годовщина Октября. 1953 — 1917 = 36. Неправильное уравнение, но ничего лучше я придумать не могу. Надо подойти к «кабинке». Выбор невелик, подобраться удается только к одной. Значит, 36. Левый кран поворачиваю трижды, правый — шесть раз. И на пол выпадает что-то круглое. Глаз! Подбираю его и выхожу. Мне дальше, дальше по коридору.

Еще одна дверь. Последняя. Заперто. Нет ни дверной ручки, ни замочной скважины. Только маленькое окошечко внизу, над самым полом. Разве что кошка могла бы протиснуться. Или. Не знаю, что делаю и зачем. Я беру стеклянный глаз и закатываю его под дверь. В окошечко.

Я снова Глеб. Я снова стою перед дверью без ручек и замочных скважин. Но что-то изменилось. Толчок, и дверь послушно открывается, впускает меня в маленькую комнатку. То, что показалось мне-глазу сооружением, было этой же дверью изнутри, но в сильно искаженной перспективе. Прямо передо мной стол, на нем магнитофон, немного бумаг и жетон метро. Личное дело. Странный приказ, смысл которого можно почувствовать, но не получится понять. И аудиозапись. Ее фрагменты я слышал сегодня много раз.

Кто включал ее? Зачем? Что произошло? Нет ответа. Беру жетон и выхожу отсюда. Туда, в душевую. Там исчезла стена, и за ней открылся тоннель метро. Как? Откуда? Голос что-то говорил об этом. Пока не было жетона — не было тоннеля. Есть жетон. Откуда, почему?

Формально «Фобос: 1953» от Phantomery Interactive — это игра по фильму, который продюсирует Федор Бондарчук. В обычных условиях на этом разговор можно было бы закончить (все ведь помнят, как в России принято делать игры по лицензии — см. бесконечных «Меченосцев», «Бои с тенью» и прочие «Жмурки»), но у интерактивного «Фобос: 1953» с оригиналом мало общего. Разработчики придумали собственный сценарий (который вроде бы предваряет события фильма), отказались использовать сцены из картины и музыку, которую для этого, простите, «молодежного триллера» написал DJ Грув. В получившейся игре без труда узнается фирменный почерк создателей «Сублюструма», лучшего квеста 2008 года по версии «Игромании».

Логика бункера

Принимая во внимание изнеженность западной аудитории, питерцы, возможно, добавят в английское издание систему подсказок.

От фильма в игре осталось, по сути, лишь место действия — заброшенный бункер, в котором происходят странные вещи. Вместо «молодежного триллера» у Phantomery Interactive — психологическая драма про природу страха, вместо визгов придурковатых подростков — секретные эксперименты Министерства госбезопасности СССР в области парапсихологии, вместо современного антуража и мобильных телефонов — 50-е годы прошлого века, пузатые радиолы и тщательно, с любовью воспроизведенный советский колорит.

Мы играем за простого советского инженера: он прибыл в бункер починить и настроить оборудование, но потом что-то пошло не так, произошел взрыв, герой потерял сознание, а когда очнулся, понял, что заперт в бетонном склепе. Выбраться будет непросто: в бункере полно закрытых дверей, вентилей, вышедших из строя систем, заблокированного или замороженного оборудования — и все это нужно открыть, привести в движение, вновь заставить работать. Как в любом классическом панорамном квесте (ближайший ориентир — Myst), мы перемещаемся между статичными экранами, обшариваем их курсором, ищем активные точки и собираем все, что плохо лежит: ключи, записки, инструменты. Ну и естественно, копаемся в микросхемах, настраиваем приборы, подбираем коды к закрытым сейфам и тайным комнатам.

Многие пазлы мы видели в других квестах — включая правильную расстановку книг согласно цвету корешков, манипуляции со шприцами и пробирками и пр. Но «Фобос: 1953» хорош уже тем, что в отличие от того же Myst все пазлы и задачи здесь предельно логичны. Если вы видите заложенную кирпичом кладку, то ее точно можно пробить пожарным топором; если обнаружили заледеневшие провода — доставайте горелку; если видите сложный прибор, то наверняка где-то рядом есть инструкция. Зачастую для достижения успеха достаточно просто быть внимательным: если тщательно изучать найденные документы и плакаты (а иногда — даже мельчайшие мелочи вроде маркировки на трубах), можно обнаружить исчерпывающие подсказки к самым витиеватым пазлам.

Изначально «Фобос: 1953» планировался как сериал, но сейчас дальнейшие планы петербуржцев связаны с совсем другими проектами.

Инженерными проблемами дело не ограничивается. Через какое-то время наш инженер начнет слышать странный голос, вроде бы из радиоточки, который начнет давать какие-то туманные намеки и философствовать на тему природы человеческих страхов. Еще чуть погодя мы будем искать, записывать и воспроизводить голоса мертвых людей — жертв экспериментов советских спецслужб. И все это сопровождается полными адреналина эпизодами, где нужно за отведенное время (в одном месте за минуту, в другом — за час) решить определенную задачу. Не успели — смерть от удушья или отравления неизвестными токсинами. Ближе к финалу начинается концентрированный хоррор: бродя в кромешной тьме коридоров, мы слышим шепот мертвых и натурально подпрыгиваем, когда в свете фонаря вдруг мелькают силуэты призраков. Герой при этом периодически теряет сознание, а перед глазами все плывет.

Ребус с философским подтекстом

Помимо прочего, Phantomery Interactive вторую игру подряд мастерски раскрывают тему «Рабочий кабинет советского функционера».

Конечно, приемы, мягко говоря, не новые. Но «Фобос: 1953» подкупает не оригинальным геймплеем, а плотной атмосферой. В каком еще хоррор-квесте вы можете включить старенькое радио и послушать стихи Маяковского (текст читает автор), первую радиопостановку «Повести о настоящем человеке» или речь товарища Микояна? Авторы разыгрывают привычные для хоррор-квестов сцены в достоверных исторических декорациях. Phantomery Interactive штудировали реальные исследования о парапсихологии и психотропном оружии, посещали заброшенные ракетные базы и бомбоубежища, общались с диггерами и научными консультантами. Результаты этой работы они аккуратно перенесли в игру: на стеллажах лежат отчеты и приказы, набранные на официальных бланках МГБ, на столе валяется журнал «Радиосвязь» за 1952 год (его, кстати, можно полистать), антикварная открытка с надписью «1917—1953», записи радиотрансляций…

Куда важнее, что история, рассказанная в игре, не ограничивается страшными сказками про секретные эксперименты КГБ. Георгий Белоглазов, лидер Phantomery Interactive и ведущий сценарист, снова, как и в «Сублюструме», старательно напускает туману и до самого финала дразнит игрока какой-то тайной, загадкой. Ближе к концу начинается самое интересное: смещаются временные и пространственные пласты, герой вдруг возвращается туда, где уже был, но видит все по-новому. К этому моменту становится совсем уж непонятно, откуда идет этот загадочный голос — из радиотранслятора или из его собственной головы. На первый план в итоге выходят не секретные эксперименты, а рассуждения о человеческой природе и опасные игры с собственной памятью.

Спешите видеть: ни в одной другой игре вам не предложат изучить историю жизни комсомолки Марии Токаревой, члена крымского радиоклуба ДОСААФа.

При этом «Фобос:1953» буквально переливается каким-то нездешним, нероссийским качеством исполнения: вылизано и продумано буквально все, но особенно хочется отметить великолепную работу со звуком и музыку, которую для этой игры написала группа Белоглазова Anthesteria. Претензий, которые можно было бы предъявить к «Фобосу», ровно две: мало (игра заметно короче «Сублюструма») и местами слишком хардкорно — нет ни системы подсказок, ни подсветки активных точек, хотя для современных квестов это, кажется, уже стандарт.

Ко второй игре у Phantomery Interactive появился узнаваемый стиль: длинные, еле освещенные коридоры, мрачные потолки — словно крышки гробов, чьи-то силуэты, мелькающие на стене в слабом свете лампы, помещения, куда невозможно заходить без противогаза, — обитатели знаменитых питерских коммуналок, конечно, видывали и не такое, но и они наверняка пару раз вздрогнут, играя ночью в «Фобос: 1953».

Не решаясь на какие-то кардинальные новации в геймплее, питерские разработчики берут атмосферой, дизайном, дотошностью в проработке окружения, но самое главное — они рассказывают в этих декорациях такие истории, над которыми можно размышлять еще долго после того, как закончатся финальные титры.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Камерный квест про секретные эксперименты КГБ и природу и смысл человеческого страха.

Читайте также: