Ночной дозор обзор

Обновлено: 01.07.2024

С распадом Советского Союза были разрушены все экономические связи, что ударило по всем сферам жизни общества, включая культурную и кинематографическую. Вообще с исчезновением эпохи советского кино явление отечественного кинематографа оказалось колоссальном упадке. А когда открылись границы, к нам сразу ринулись сотни зарубежных, прежде всего, американских фильмов и сериалов, буквально заполонивших все кинотеатры и эфирное время телеканалов. Тем временем, российское кино жило, но лишь изредка мелькало, порой выдавая вполне достойные работы. Тем не менее, такое положение вещей наложило свой отпечаток, дав почву для стереотипа о неспособности русских повторить опыт своих западных коллег. В 2004 году этот стереотип был стерт в пух и прах дерзкой инициативой продюсеры и режиссера Тимура Бекмамбетова, выпустившего на экраны, пожалуй, первый в истории российский блокбастер «Ночной Дозор» , который, несмотря на реакцию публики, по сей день не утратил статус легендарного. Попробуем разобраться, почему.

Синопсис Несколько столетий назад произошла роковая битва между могущественными силами Света и Тьмы, которая завершилась заключением жесткого перемирия, регламентирующим правила жизни светлых и темных магов, которым отныне запрещено проливать кровь друг друга. Но всё меняется в современной Москве, когда оперативник Ночного Дозора, ордена светлых магов, Антон Городецкий получает задание выследить парочку вампиров, которая втайне от всех нарушает этот договор. Во время слежки Антон случайно натыкается на молодую девушку Светлану, над которой буквально висит проклятие, способное разрушить весь город. Герой вынужден одновременно бороться за жизнь мальчика, ставшего объектом охоты вампиров, и выяснить, кто наложил на Светлану это проклятие, не подозревая, что все эти события окажутся хитросплетенным заговором Темных сил.

Игра актёров Отличительной особенностью картины является участие настоящих звёзд российской и советской кинематографии: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Галина Тюнина, Гоша Куценка, Алексей Чадов, Валерий Золотухин, Виктор Вержбицкий, Жанна Фриске – всё это имена, которые знает каждый российский зритель, и с творчеством которых должны быть знакомы многие. Тем более удивительно, что такие талантливые актеры далеко не второго сорта приняли участие в фильме подобного жанра и формата. Тем не менее, что было – то было, но даже в киноленте такого рода, как «Ночной Дозор» актеры прекрасно справились со своими ролями. Ныне всюду мелькающий Константин Хабенский исполнил одну из наиболее запоминающихся ролей Антона Городецкого, человека, который по причине своей безалаберной импульсивности сломал себе всю жизнь, а теперь должен влачить жалкое существование ради борьбы со Злом, которая, кажется, его мало интересует. Удивительно, что в таком фильме снялся Владимир Меньшов, исполнивший роль мудрого светлого мага Гесера. Даже такая легенда советского кинематографа, как Римма Маркова просто потрясающе исполнила роль злой ведьмы и просто циничной женщины, готовой ради жалкой копейки убить невинного ребенка.

Режиссура Определяя жанр фильма, многие киноэксперты относят «Ночной Дозор» к городскому фэнтези. В определенной степени Тимуру Бекмамбетову действительно удалось снять образец такого необычного, но интересного направления в фэнтезийном жанре. Режиссер создал на экране особый, неведомый обычными смертными мир, в котором за масками простых людей живут могущественные маги, коварные ведьмы, кровожадные вампиры, оборотни и перевертыши. Все они имеют свою силу, и все играют определенную роль в извечном противостоянии Добра и Зла. При этом Бекмамбетову удалось еще во всю эту выдумку вложить глубокий философский смысл о том, как «нелюдьми» нас делают нечеловеческие поступки.

В то же время в режиссуре прослеживается ряд недостатков. Прежде всего, отсутствие объяснения логики происходящих событий. Тут либо нужно быть ярым поклонником Сергея Лукьяненко, либо Бекмамбетов настолько увлекся именно визуальной составляющей, нашпиговав фильм компьютерной графикой, чтоб «аж слиплось», что перестарался с постановкой некоторых сцен и эпизодов, после которых так и хотелось спросить «Что за бред?». Также бросается в глаза излишний продакт-плейсмент. Причем неясно, либо это реально скрытая реклама когда-то популярных операторов связи, марок кофе или пельменей, либо попытка высмеяться современную тому времени российскую культуру. Во всяком случае во время просмотра это искажает общее впечатление от просмотра.

Сценарий Сюжет картины представляет собой крайне вольную экранизацию первого одноименного романа Лукьяненко, и то использует для основы только часть книги. Действие разворачивается в современной (на тот момент идет 2004 год) Москве, где пока ничего не подозревающие жители и гости столицы занимаются своими делами, в городе уже несколько столетий продолжается нескончаемое скрытое противостояние Светлых и Тёмных магических сил, которые тысячу лет назад заключили между собой договор, согласно которому им запрещено убивать друг друга, а для контроля за соблюдением договора были созданы специальные ордены – Ночной Дозор для наблюдения за Тёмными, и Дневной Дозор – для наблюдения за Светлыми.

Одним из оперативников Ночного Дозора является светлый маг Антон Городецкий. Сам он стал «иным», когда двенадцать лет назад обратился за услугами к злой ведьме, чтобы та приворожила его бывшую супругу и заодно наложила порчу на ребенка в его чреве. Ни то, ни другое не удалось, но в итоге Антон обрел магические силы. Теперь он работает под прикрытием, выслеживая всякую нечисть, которая незаконно нападет на людей. Сам Антон влачит жалкое существование с старой-престарой квартире, периодически попивая водку или валяясь с полуобморочном состоянии в кровати. Но работа есть работа: Антону поручают выследить парочку вампиров, которые решили поужинать маленьким невинным мальчиком Егором. Следя за Егором и тем самым рассчитывая добраться до подозреваемых, Антон случайно натыкается на девушку Светлану, над которой висит воронка проклятия, несущая горе и смерть всем, кто находится в зоне её действия. Чудом спася мальчика, Егор теперь вынужден разбираться с «воронкой», проклятие которой вот-вот может спровоцировать авиакатастрофу и гибель нескольких десятков человек. Тут еще выжившая после схватки с Антоном вампирша возвращается за Егором. В итоге главного героя ждет незабываемая ночка, итоги которой не только изменят судьбы всех её участников, но и предопределят жизнь как таковую.

Итог При всех вышеуказанных огрехах, «Ночной Дозор» обладает рядом свойств, которые собственно составляют ту самую формулу успеха, благодаря которой он стабильно остается одним из наиболее удачных проектов, выпускавшихся российскими кинематографистами. Прежде всего, следует отметить строгое следование жанру. Обычно создатели любят расползаться по всем возможным жанрам, а тут Бекмамбетов четко рисует фэнтези. Также не будет забывать про актерский состав, члены которого – это по-настоящему талантливые актеры. Наконец, какой-никакой увлекательный сюжет заставляет смотреть за происходящим со всем вниманием.

Среднеплановые и фоновые вороны делались на компьютере. Причем со среднеплановыми птахами аниматорам пришлось труднее всего. Зритель различает каждую такую ворону и, пусть даже не на сознательном уровне, замечает, как она летит

Ночной дозор: как создавались спецэффекты
Ночной дозор: как создавались спецэффекты

* * *
Погас свет, а мысли остались. Мысли о будущем фантастического кино в России вообще и визуальных эффектов в частности. Мы доказали, что да, можем. По меткому выражению одного из участников проекта, до “Ночного дозора” киноиндустрия в России была одним из экзотических способов отмывания денег. На серьезные проекты деньги выделять боялись — и неспроста. К примеру, знаменитый “ Сибирский цирюльник ” Никиты Михалкова при затраченных 45 миллионах долларов окупился только на 2,5 миллиона. Кинонаправление долго считалось убыточным. “Ночной дозор” окупился более чем в два раза. И все указывает на то, что второй фильм по книге Сергея Лукьяненко будет еще более успешным.
“Ночной дозор” доказал, что отечественный зритель с радостью пойдет на родное кино, но только если оно будет интересным и соответствующим мировым стандартам. Вслед за фильмами появятся и студии компьютерной графики, которые при должном финансировании смогут потягаться даже с легендарной ILM .

Недавно у меня на канале вышли статьи с переводом отзывов иностранцев на советскую классику кинофанастики: “Иван Васильевич меняет профессию” и “Кин-Дза-Дза” . Судя по отзывам под последней статьёй, читателям это интересно. Решил перевести отзывы на более современный фантастический фильм, активно шедший в зарубежном прокате. Итак, “Ночной Дозор” Тимура Бекмамбетова, снятый по мотивам книги Сергея Лукьяненко.

Из фильмов, что я уже рассматривал на канале это самый низкий рейтинг но, в тоже время, количество оценок больше в 5 раз. Оценка на Кинопоиске, кстати, ниже - 6.027 на основе 79 324 оценок.

Я помню, что в России реклама фильма активно делала акцент, что в России раньше не было графики и спецэффектов, как в "Дозоре". Тем интереснее, что скажут иностранцы, привыкшие к высокому качеству этих самых спецэффектов.

Начнём с негативных отзывов с оценкой 1/10.

Это, безусловно, самый ужасный фильм, который я когда-либо видел. Ни одна сцена не имеет вообще никакого смысла, все торопливо и запутанно, никто не объясняет предысторию фильма, кроме "идет война между Ночным и Дневным Дозорами". Картинка все время не в фокусе, а музыка только отвлекает. Каждую деталь в Ночном дозоре мы уже видели, в большинстве случаев намного лучше. Я говорю о "Властелине колец", "Матрице", "Константине", "Секретных материалах", "Звездных войнах". Этот фильм не является независимым или новым, и я определенно не буду смотреть его продолжения. Почему он получил такие хорошие оценки и отзывы? Должно быть, потому что он российского производства.

Не очень понимаю, чем российское производство должно было помочь международному прокату фильма, но продолжим смотреть негативные отзывы.

Я легко поверю, что на родном языке этот фильм может считаться одним из лучших, но когда его дублировали на английский, он стал совсем непонятным. Либо это очень абстрактно, либо режиссер и все актеры полностью обкурены. Фильм похож на бесконечный припадок с судорогами в каждые две секунды и плохо объясненной историей, включающей (из того, что я могу понять) сумасшедших русских вампиров и какую-то эпическую борьбу между светом и тьмой. Я смотрела это ночью с хорошим другом, который также не был впечатлен, и мы до сих пор понятия не имеем, о чем этот фильм. Все это время я просто хотела, чтобы он закончился. Пожалуйста, никогда не смотрите это, я действительно считаю, что это худший фильм, из когда-либо снятых. Невыносимый. 1/10

Посмотрим выдержки из одного отзыва со средним баллов и 1-2 рецензии с высокой оценкой, иначе это превратится в лонгрид.

. сюжет развивается стремительно и к тому же очень запутан. . и фильм никогда не останавливается, чтобы дать переварить увиденное, чтоможет быть весьма неприятным. Несколько человек вышли из моего кинотеатра.
. Я продолжал смотреть, потому что это было интересно, режиссура интересная, насилие кровавое, и игра актёров была очень хороша. Мне никогда не было скучно. Но это проходит непростую грань между фильмом ужасов и художественным фильмом. Это не достаточно страшно для фанатов ужасов (и слишком запутанно) и недостаточно умно для фанатов артхауса.
. Это первый фильм в трилогии. Мне даже интересно посмотреть на двух других. В общем, мне это не понравилось, но это не полная катастрофа. Я ставлю ему 6 баллов.

Теперь отзыв с оценкой в 10 звёзд.

Это невероятный фильм, и если вы никогда не видели его раньше, то я очень его рекомендую.

Интересно, что фильм похвалили примерно за то, за что ругали в первом отрицательном отзыве - похожесть визуальной части на некоторые классические фильмы!

Напоследок ещё один отзыв с наивысшей оценкой.

. В отличие от большинства фильмов, которые я видел за последнее время, этот фильм захватывает ваше воображение и не отпускает. От сюжетной линии до картинки. Я удивлён, что несколько отдельных сцен были отрисованы компьютером. Я был очарован этим фильмом.
. Сверхъестественные силы обеих сторон, которые изображены в фильме, являются одними из самых лучших изображений магии в кино из всего, что я видел.

Вот так разделились мнения иностранцев о фильме "Ночной Дозор". Пишите в комментариях, согласны ли вы с кем-то из авторов этих рецензий.

Как же он меня бесит. Джон Сноу - бастард Неда Старка, Хранителя Севера, которого он привез с войны. Приемная мать, Кейтилин Старк, его гнобила и недолюбливала, но в целом он рос в заботе, сдружился и с законными детьми лорда. Хоть они и подшучивали над ним и смотрели слегка свысока, но в целом Джону грех было жаловаться на жизнь. Несмотря на это Джон решает, что лучше всего для него будет уйти на Стену. По кой гребаный хрен?! Потому что там дядя служит, а он зачетный перец? Ну зачем?! Я не понял. Когда-то давно Стена была достойным местом, но сейчас то это место ссылки всякого сброда со всего Вестероса и по сути тюрьма. Зачем по доброй воле туда отправляться? Чести это тебе не сделает. В Винтерфелле стало тошно? Ну иди в наемники, в оруженосцы к странствующим рыцарям, просто путешествовать и искать своё место в мире. Да хоть куда, но Джон выбирает бремя дозорного, обрекает себя на пожизненное служение в дозоре, где тебе приходиться отказаться от всего. Ты не можешь жениться, иметь ребенка, владеть землями и носить титулы, рыцарем не стать. Что за бред?!

Рассказывать всю его историю смысла нет, это без толку. В дальнейшем Джон становится Лордом-Командующим Ночного дозора, заключает союз с одичалыми и пропускает их за Стену, за что его убивают свои же. К жизни его возвращает Мелиссандра, жрица Бога Света, и это освобождает Снежка от клятвы дозорного и он вступает в игру. Он отвоевывает Винтерфелл, становится Королем Севера, заключает союз с Дейнерис Таргариен и выигрывает дебильную битву с Королем Ночи. В конце концов он участвует в завоевании Королевской гавани и свержении Ланнистеров, становится свидетелем безумия Дейнерис, а после убивает ее и отправляется куда? На Стену, конечно. Где начал там и закончил. Символично? Нет, идиотизм!

Возможно получился несколько сумбурный обзор, Джон Сноу сам персонаж сумбурный и сумасбродный, глупый, противоречивый и дико бесючий.

Обзор Ночного дозора закончен, дальше поговорим об одичалых и землях за Стеной. Ожидайте

Читайте также: