Never alone обзор

Обновлено: 04.07.2024

Человек – существо любопытное. За свою жизнь мы, как правило, стремимся узнать как можно больше об окружающем нас мире, истории наших предков, недостижимых звездах – словом, вообще обо всем. В этом нам помогают самые разные способы получения информации, в том числе и видеоигры. Многие скажут, что по-хорошему нужно читать учебники и энциклопедии, ведь иными способами знаний будет получено меньше, а времени затрачено намного больше. Но нельзя забывать про фольклор, с помощью которого народы из поколения в поколение передают свою культуру и обычаи. Устные рассказы может и теряют со временем важные детали, да и в целом субъективны, но лучше всего передают культуру народа, его колорит. В XXI веке фольклорное творчество дошло и до видеоигр. Never Alone – прямое тому доказательство.

Первый проект от Upper One Games и E-Line Media за несколько часов знакомит игрока с культурой инупиатов – коренного населения Аляски – лучше, чем это удалось бы многим передачам на Discovery. В своей игре разработчики пересказывают историю о кунууксааюка – сказание, популярное среди многих народов эскимосов. И хотя в оригинале главным героем был мальчик, его решили заменить на девочку. Без злого умысла: как говорят сами инупиаты, в их рассказах не важен пол, имя или внешность действующих лиц. Важна лишь сама мудрость, которую необходимо передать подрастающему поколению.

Нуна любит охотиться и наблюдать за природой, но еще больше девочка любит свою родную деревню. Все идет своим чередом, но однажды погода приходит в немилость. Страшная метель длится уже не день и не два, но не все не слабеет. Поселению грозит голодная смерть, ведь в таких условиях даже самый опытный охотник скорее потеряется в снегах, чем принесет добычу. Нуна решает найти источник напасти и спасти свой народ.

На поверхности Never Alone – красивый платформер в духе Limbo или Braid. Но стоит лишь взглянуть сквозь очаровательные снежные пейзажи, становится ясно, что здесь сделан упор не на решение головоломок. Да и к тому же, они не отличаются выдумкой: видишь лед – кидай болу (традиционное оружие для охоты), пропасть – перепрыгни, а если кажется, что Нуна попала в тупик, значит песец обязательно найдет где-то поблизости духа-помощника.

Kisima Ingitchuna (так название игры звучит на инупиатском) в первую очередь рассказывает красивую и волшебную историю, в которой первостепенное значение играет эмоциональная связь между героями. Во время путешествия будут постепенно открываться экскурсы в историю – короткие видео, в которых инупиаты рассказывают про жизнь своего племени. Каждый отрывок эмоционален, короток и в меру познавателен. Они вплетены в общее повествование и, хотя запускаются по нажатию отдельной кнопки, не ощущаются чем-то инородным или мешающим игровому процессу элементом. Собрав и просмотрев все 24 отрывка, удастся в общих чертах понять мифологию, культуру и идеалы инупиатов. Словом, образовательная часть у разработчиков получилось безукоризненной.

Тем грустнее признавать, что как игра Never Alone не лишена крайне неприятных недостатков. Ее можно проходить в одиночестве, переключаясь между девочкой и песцом, или же вдвоем за одним экраном – и я не советую вам первый вариант. Если передать управление вторым персонажем искусственному интеллекту, то он тут же начнет вести себя неадекватно, снова и снова падая в пропасть или попадая в лапы противника.

Совместные паззлы тоже могут обернуться неслабой нервотрепкой: скажем, нужно по очереди добраться до нужной платформы; стоит вам проложить путь песцу и уже догонять его играя за Нуну, как белошерстный напарник умудряется спрыгнуть в самое начало или, простите, встретить свой «писец», отправив обоих героев к последней контрольной точке. Пройти этот уровень у меня получилось только после того, как я подключил геймпад, вынудив зверька покорно лежать на одном месте и ждать свой черед. Но при совместной игре все намного лучше. Хотя задачки попадаются совсем несложные, для не самых ярых поклонников жанра это окажется скорее положительной стороной – все-таки задача у игры стоит иная, нежели заставить вас рвать волосы на голове. Да и находить ключи ко всем видео-вставкам легче и веселее вместе.

Возможно, за год я стал более черствым, а может дело в раздражающе глупом ИИ, но история про Нуну и полярного песца меня совсем не проняла. Все же до уровня Brothers A Tale Of Two Sons связь игрока с персонажами не дотягивает. Отчасти из-за отсутствия новаторских идей управления (да и вообще каких-либо инноваций кроме грамотно вплетенных документальных видео), но в основном недостает именно важных эмоциональных моментов. В Brothers можно было пинать мяч – будь в Never Alone, скажем, банальная возможность погладить песца и услышать его радостный визг, история воспринималась бы совсем иначе.

У Upper One Games получилось создать красивую, сказочную и местами чарующую историю про отважную девочку и ее питомца, но не удалось сделать интересный платформер. Что важнее, студия доказала, что образовательные игры имеют право на жизнь и при этом – совсем необязательно сборники задач для детей дошкольного возраста. За Never Alone можно приятно провести один из надвигающихся снежных вечеров. Главное, чтобы при этом вы играли не одни, иначе раздражение от технических недоработок может перекрыть весь шарм инупиатской сказки.

Задайте среднестатистическому обывателю вопрос об Аляске — и услышите в ответ, скорее всего, нечто невнятное. Вроде: «Ну, это, там, типа, холодно и эскимосы живут». В лучшем случае обыватель вспомнит, что это та самая земля, которую Россия практически за бесценок продала США, а там потом возьми и найдись самое настоящее золото! Кто-то может даже припомнить пару рассказов Джека Лондона (Jack London) на тему золотой лихорадки. Кто-то знает, что помимо золота на этой территории обнаружились и нефтяные залежи.

Вот только девелоперов из Upper One Games интересовали совсем не полезные ископаемые и не политика, когда они работали над своим проектом об Аляске. Never Alone — уникальный в каком-то смысле случай. Игра создана в тесном сотрудничестве с представителями народности инупиатов — самобытного племени, на чьих сказаниях и верованиях основана история девочки Нуны и ее ручного песца.

Never Alone

Медведь еще не понял, что попал. Нападать на милых девочек — худшая идея, какая может прийти в голову злодею. Даже если он — животное.

Навстречу метели

Наша героиня — девочка из племени инупиатов, которая, несмотря на возраст, уже отлично умеет охотиться. До какого-то момента Нуна благополучно таскала туши животных в родную деревню, помогая сородичам с добычей пропитания, а потом случилась метель. Или даже так — Метель. Время шло, снежная буря не прекращалась, заниматься охотничьим промыслом в этой ситуации было невозможно — и соплеменники юной Нуны стали голодать.

Тогда храбрый ребенок решил, как водится, всех спасти. По дороге к спасению на девочку напал медведь. От хищника ее внезапно защитил песец, который отвлек хищника и заманил его под лед. С этого момента Нуна и песец стали путешествовать вместе. Им предстоит не раз прибегнуть к помощи духов, противостоять ледяному ветру, как водится в платформерах, много прыгать и даже быть проглоченными китом.

История, которую рассказывают нам господа из Upper One, очень проста и вместе с тем достаточно сложна, как и большинство образцов фольклора. Сама по себе фабула кажется незамысловатой, но характерная мифологическая символика и действительно оригинальная подача делают Never Alone чем-то особенно свежим. Мы такого еще не ели.

По разным странам я бродил и мой песец со мною

Хотя это еще как сказать. Геймплей здесь как раз достаточно традиционен для жанра. Играть Нуной и ее песцом можно по очереди, переключаясь между ними, когда это необходимо, или вдвоем с другом — что, безусловно, веселее и эффективнее. Набор уникальных способностей героев трудно назвать разнообразным и богатым: девочка может использовать предметы, в частности таскать ящики и бросать волшебную «болу», работающую как метательное орудие, а ее четвероногий питомец — взбираться по отвесным стенам. Ах да, еще в присутствии песца проявляются полупрозрачные и очень красивые природные духи, которые здесь используются просто как… платформы для запрыгивания и перепрыгивания. Духов, видимо, совсем не напрягает, когда кто-то топчется у них по голове.

Never Alone

Духи любят массаж головы. Особенно удачным массаж головы получается в исполнении ребенка и песца.

Так что особенно заскучать мы, пожалуй, не успеем: скромный комплект умений героев компенсируется богатством и разнообразием окружающей среды. Особенно интересным процесс прохождения становится тогда, когда Нуна и ее спутник добегают до очередной головоломки. Вот как с медведем. Просто убегать от него — скучно, скажем откровенно. Зато, оказавшись в берлоге злого зверя, из которой вроде бы нет выхода, а есть только уступ, где может временно спрятаться от нападающего бедная девочка, и платформа, по которой способен бегать песец, мы ощущаем приятное шевеление серых клеточек внутри своей головы.

Не отставай и не застревай!

К сожалению, одиночный режим прохождения чреват рядом неприятных проблем с искусственным интеллектом. Наш напарник, ведомый компьютером, порой творит невероятную ерунду: падает и разбивается, когда мы даже близко не подходили к краю, или, наоборот, стоит на месте, когда нужно бежать, — словом, ставит палки в колеса почище голодных медведей, китов и скверных усатых дяденек, желающих отобрать у Нуны ее «болу».

Вот это жутковатое антропоморфное существо называется человеком-совой. Судя по всему, человек-сова — шаман. На лицо ужасный, но добрый внутри.

Зато, когда один из партнеров гибнет, второй очень натуралистично по нему убивается, в то время как мы — чертыхаемся, ведь сохраниться где попало нельзя, нужно непременно добраться до контрольной точки. Причем расположены эти контрольные точки как-то странно: похоже, что есть «большие» и «малые» метки для загрузки, которые включаются в разных случаях. Так, после смерти одного из персонажей мы продолжаем движение почти с того же места, на котором и остановились, однако выход из игры означает, что при следующей попытке снова погрузиться в мир льдов, карибу и странных духов нас здорово отбросит назад.

Кстати, поговорим о карибу. Never Alone — не просто аркада. Это еще и образовательный проект в каком-то смысле. К игре прилагается множество видеороликов под кодовым объединяющим названием «экскурсы в культуру». Некоторые доступны сразу же, остальные открываются по мере продвижения по сюжетной линии. В многочисленных видео мы можем действительно ознакомиться с культурой инупиатов, завесу над которой приоткрывают для нас подлинные представители северного народа. Мифология, обычаи, быт, жилища, одежда, охота — во все это запросто можно закопаться с головой, совмещая приятное с полезным, расширяя кругозор и вообще.

На Never Alone в целом очень приятно смотреть. Фигурки и объекты здесь трехмерные, хотя о полноценном 3D речь не идет: герои двигаются только слева направо, как это обычно и бывает в платформерах. Впрочем, не в количестве измерений счастье. Заснеженная Аляска предстает перед нами во всем своем великолепии — оттенки белого, голубого и синего сверкают с мониторов, заставляя почти тактильно ощутить на коже дыхание морозного ветра. Время от времени нам показывают двухмерные ролики, стилизованные под рисунки инупиатов на кости, — и это тоже выглядит очень необычно и красиво. Стилистика, атмосфера и подача — те три кита, на которых стоит Never Alone. Стоит, нужно сказать, весьма твердо.

Never Alone

Огненные шары, огненные шары… Вот это я понимаю — огненный шар!

В большинстве случаев образовательный подтекст в игре вызывает зубную боль одним фактом своего существования. Но не в случае с Never Alone. Здесь разработчикам действительно удалось отличнейшим образом соединить рассказ об удивительном народе с трогательной и красивой историей о храброй девочке Нуне и ее ручном зверьке. Пусть в отношении геймплея эту аркаду нельзя назвать безупречной, все равно пройти мимо нее было бы обидно.

Плюсы: трогательная история; атмосферная подача; очень пристойная графика.
Минусы: слабый искусственный интеллект в одиночном режиме; порой несколько однообразный геймплей.


Never Alone — это прежде всего потрясающе красивая игра. Природа Севера в ней предстает во всем своем великолепии и разнообразии: слепящая белизна заснеженных равнин сменяется переливающейся синевой ледяных пещер и мистическими сполохами северного сияния. Нана и песец оказываются как в реально существующих местах — например, на заповедном острове Кинг в Беринговом море, — так и в очевидно сказочных, вроде сети тоннелей во чреве огромного кита или леса с оживающими деревьями.

Особенно завораживает эпизод во льдах: пока девочка перепрыгивает с одной тающей льдины на другую, мы видим на заднем плане темную гладь холодного моря и нечеткие очертания птиц, пикирующих к воде за добычей. Детализация поражает: во время игры можно разглядеть чуть ли не каждую снежинку, каждый волосок в роскошной шерсти песца.


Сказочная атмосфера в Never Alone настолько ощутимая, что ее можно грести снегоуборочной лопатой. Игра пропитана духом не привычных нам европейских сказок, как, например, Child of Light, но древних инуитских легенд. Заставки между главами сделаны под рисунок по кости и сопровождаются монологами на инупике — языке племени инупиатов, коренных жителей Аляски. Хриплый старческий голос рассказчика звучит настолько колоритно и естественно, что не сомневаешься, — разработчики усадили перед микрофоном самого настоящего шамана.

На протяжении всего процесса разработки команда Upper One Games сотрудничала с представителями оставшихся инуитских общин. В игре нет почти ничего, что разработчики взяли бы с потолка, — все имеет свои корни в культурных традициях северных племен. Что особенно ценно, попутно мы смотрим небольшие ролики, в которых сами инуиты объясняют значение в их культуре того, что мы наблюдаем в игре.

Так выясняется, что историю Наны эскимосские бабушки рассказывали своим внукам на протяжении столетий в той же самой версии, что слышат и видят игроки. А жуткого вида злодей, гоняющийся за девочкой всю игру — Человекоубийца, фольклорный персонаж, олицетворяющий междоусобицы и размолвки, — самое страшное, что может случиться с общиной.


Порой ловишь себя на мысли, что новых мини-документалок ждешь с нетерпением, — настолько трогает и увлекает это эскимосское видение мира: чистое, искреннее и не испорченное миром каменных джунглей.

Но, к сожалению, полностью отдаться красоте и самобытности Never Alone мешает одно неприятное обстоятельство — в нее просто неудобно играть.

Будь игра интерактивной притчей вроде той же Journey, она без лишних вопросов получила бы высший балл. Но нет, Never Alone — это типичный платформер-головоломка. Игру подводит самое главное в жанре — чувство контроля. Нана передвигается слишком нерасторопно, песец же, напротив, летает, как в хвост ужаленный, постоянно проскальзывает и перескакивает платформы.

Герои напрочь отказываются реагировать на нажатие кнопок тогда, когда это необходимо. Перескочив обрыв и уцепившись за край с двадцать пятой попытки, вы ни за что не поймете, что не удалось вам в предыдущие двадцать четыре. Просто так звезды встали.


ИИ напарника тоже очень удручает. Песец, согласно инуитским поверьям, — существо мистическое, он может призывать обитающих в окружающем мире духов, чтобы те перевозили на своих спинах Нану через препятствия. На это его свойство завязаны почти все игровые загадки.

Проблема в том, что призраки материальны только тогда, когда пушистый зверек находится достаточно близко к ним. Он же, как и положено дикому зверю, — существо чрезвычайно своевольное и норовит убежать подальше от Наны, оставив девочку проваливаться сквозь фантом в ледяную бездну.

Некоторые эпизоды требуют очень быстрого и слаженного взаимодействия героев. В такие моменты особенно ясно понимаешь, что в Never Alone следует играть, как и намекает название, не в одиночку, потому что от ИИ вы не дождетесь ни своевременной помощи, ни элементарной заботы о собственной шкуре. Песец будет сосредоточенно взирать на падающую сверху глыбу льда, но в сторону не отскочит. Переключаться между героями очень скоро становится чертовски утомительно.


Never Alone оставляет после себя смешанные чувства. С одной стороны, это потрясающей красоты и эмоциональности игра, которую можно было бы смело ставить в один ряд с такими инди-хитами, как Limbo и Valiant Hearts. Но с другой — все удовольствие от нее может смазаться десятком-другим глупых смертей по вине кривого управления.

Но все же — как часто вам рассказывают волшебные интерактивные истории о неведомых древних народах, чья жизнь коренным образом отличается от вашей? То-то же.

Порадовало
Огорчило


  • потрясающие декорации;
  • отражение оригинальной культуры инуитов;
  • песец и Нана очень симпатичные.


  • неотзывчивое управление;
  • раздражающий ИИ;
  • игра длится от силы три часа.
Главные рейтинги
«Ачивка» редакции


УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ
Особые рейтинги
Возможность познакомиться с малоизведанным и загадочным фольклором инуитов, их образом жизни и мировоззрением — самый полезный и увлекательный элемент Never Alone. Хочется даже, чтобы игра стала первой в какой-нибудь новой франшизе, посвященной этносам Земли. В мире столько всего чуждого и незнакомого!


Вердикт

Never Alone — самобытная и очень красивая игра о том, о чем вы, скорее всего, никогда и не слышали. Она запросто могла бы стать маленьким шедевром, если бы не обидные технические косяки.


Викинги, рыцари, самураи. кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.


На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.


Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.


Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.


тот неловкий случай, когда большому DLC дают 8 баллов, а маленькому самостоятельному шедевру - 7,5.


Du[R]aN
Тот неловкий случай, когда некоторые комментаторы сравнивают жопу с пальцем.

Far Cry 3.5 конечно, бездушный проект, сделанный под копирку, с вышками и сундучками, от людей, которым важны больше деньги, а не игроки. А Never Alone - штучная работа, созданная явно талантливыми людьми.


Drew_Uno
Far Cry 3.5 конечно, бездушный проект, сделанный под копирку, с вышками и сундучками, от людей, которым важны больше деньги, а не игроки. А Never Alone - штучная работа, созданная явно талантливыми людьми.

В рецензии указано почему такая оценка.


Du[R]aN
Drew_Uno
Far Cry 3.5 конечно, бездушный проект, сделанный под копирку, с вышками и сундучками, от людей, которым важны больше деньги, а не игроки. А Never Alone - штучная работа, созданная явно талантливыми людьми.

В рецензии указано почему такая оценка.

А я никаких претензий не предъявляю к рецензии, человек имеет право на собственное мнение. Я свое высказал.


Кто-нибудь, скажите, пожалуйста, можно ли играть в эту игру вдвоем (как в Brothers: a tale of two sons), чтобы один игрок управлял одним персонажем, другой - другим?


mgs21
Кто-нибудь, скажите, пожалуйста, можно ли играть в эту игру вдвоем (как в Brothers: a tale of two sons), чтобы один игрок управлял одним персонажем, другой - другим?

Можно.


Drew_Uno
mgs21
Кто-нибудь, скажите, пожалуйста, можно ли играть в эту игру вдвоем (как в Brothers: a tale of two sons), чтобы один игрок управлял одним персонажем, другой - другим?

Можно.

Нужно.


скрыть

ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.

СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.

Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.

ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.

ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!

НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.


от редакции

Задайте среднестатистическому обывателю вопрос об Аляске — и услышите в ответ, скорее всего, нечто невнятное. Вроде: «Ну, это, там, типа, холодно и эскимосы живут». В лучшем случае обыватель вспомнит, что это та самая земля, которую Россия практически за бесценок продала США, а там потом возьми и найдись самое настоящее золото! Кто-то может даже припомнить пару рассказов Джека Лондона (Jack London) на тему золотой лихорадки. Кто-то знает, что помимо золота на этой территории обнаружились и нефтяные залежи.

Вот только девелоперов из Upper One Games интересовали совсем не полезные ископаемые и не политика, когда они работали над своим проектом об Аляске. Never Alone — уникальный в каком-то смысле случай. Игра создана в тесном сотрудничестве с представителями народности инупиатов — самобытного племени, на чьих сказаниях и верованиях основана история девочки Нуны и ее ручного песца.


Навстречу метели

Наша героиня — девочка из племени инупиатов, которая, несмотря на возраст, уже отлично умеет охотиться. До какого-то момента Нуна благополучно таскала туши животных в родную деревню, помогая сородичам с добычей пропитания, а потом случилась метель. Или даже так — Метель. Время шло, снежная буря не прекращалась, заниматься охотничьим промыслом в этой ситуации было невозможно — и соплеменники юной Нуны стали голодать.

Тогда храбрый ребенок решил, как водится, всех спасти. По дороге к спасению на девочку напал медведь. От хищника ее внезапно защитил песец, который отвлек хищника и заманил его под лед. С этого момента Нуна и песец стали путешествовать вместе. Им предстоит не раз прибегнуть к помощи духов, противостоять ледяному ветру, как водится в платформерах, много прыгать и даже быть проглоченными китом.

История, которую рассказывают нам господа из Upper One, очень проста и вместе с тем достаточно сложна, как и большинство образцов фольклора. Сама по себе фабула кажется незамысловатой, но характерная мифологическая символика и действительно оригинальная подача делают Never Aloneчем-то особенно свежим. Мы такого еще не ели.

По разным странам я бродил и мой песец со мною

Хотя это еще как сказать. Геймплей здесь как раз достаточно традиционен для жанра. Играть Нуной и ее песцом можно по очереди, переключаясь между ними, когда это необходимо, или вдвоем с другом — что, безусловно, веселее и эффективнее. Набор уникальных способностей героев трудно назвать разнообразным и богатым: девочка может использовать предметы, в частности таскать ящики и бросать волшебную «болу», работающую как метательное орудие, а ее четвероногий питомец — взбираться по отвесным стенам. Ах да, еще в присутствии песца проявляются полупрозрачные и очень красивые природные духи, которые здесь используются просто как… платформы для запрыгивания и перепрыгивания. Духов, видимо, совсем не напрягает, когда кто-то топчется у них по голове.


Так что особенно заскучать мы, пожалуй, не успеем: скромный комплект умений героев компенсируется богатством и разнообразием окружающей среды. Особенно интересным процесс прохождения становится тогда, когда Нуна и ее спутник добегают до очередной головоломки. Вот как с медведем. Просто убегать от него — скучно, скажем откровенно. Зато, оказавшись в берлоге злого зверя, из которой вроде бы нет выхода, а есть только уступ, где может временно спрятаться от нападающего бедная девочка, и платформа, по которой способен бегать песец, мы ощущаем приятное шевеление серых клеточек внутри своей головы.

Не отставай и не застревай!

К сожалению, одиночный режим прохождения чреват рядом неприятных проблем с искусственным интеллектом. Наш напарник, ведомый компьютером, порой творит невероятную ерунду: падает и разбивается, когда мы даже близко не подходили к краю, или, наоборот, стоит на месте, когда нужно бежать, — словом, ставит палки в колеса почище голодных медведей, китов и скверных усатых дяденек, желающих отобрать у Нуны ее «болу».


Зато, когда один из партнеров гибнет, второй очень натуралистично по нему убивается, в то время как мы — чертыхаемся, ведь сохраниться где попало нельзя, нужно непременно добраться до контрольной точки. Причем расположены эти контрольные точки как-то странно: похоже, что есть «большие» и «малые» метки для загрузки, которые включаются в разных случаях. Так, после смерти одного из персонажей мы продолжаем движение почти с того же места, на котором и остановились, однако выход из игры означает, что при следующей попытке снова погрузиться в мир льдов, карибу и странных духов нас здорово отбросит назад.

Кстати, поговорим о карибу. Never Alone — не просто аркада. Это еще и образовательный проект в каком-то смысле. К игре прилагается множество видеороликов под кодовым объединяющим названием «экскурсы в культуру». Некоторые доступны сразу же, остальные открываются по мере продвижения по сюжетной линии. В многочисленных видео мы можем действительно ознакомиться с культурой инупиатов, завесу над которой приоткрывают для нас подлинные представители северного народа. Мифология, обычаи, быт, жилища, одежда, охота — во все это запросто можно закопаться с головой, совмещая приятное с полезным, расширяя кругозор и вообще.

И вообще

На Never Alone в целом очень приятно смотреть. Фигурки и объекты здесь трехмерные, хотя о полноценном 3D речь не идет: герои двигаются только слева направо, как это обычно и бывает в платформерах. Впрочем, не в количестве измерений счастье. Заснеженная Аляска предстает перед нами во всем своем великолепии — оттенки белого, голубого и синего сверкают с мониторов, заставляя почти тактильно ощутить на коже дыхание морозного ветра. Время от времени нам показывают двухмерные ролики, стилизованные под рисунки инупиатов на кости, — и это тоже выглядит очень необычно и красиво. Стилистика, атмосфера и подача — те три кита, на которых стоит Never Alone. Стоит, нужно сказать, весьма твердо.


В большинстве случаев образовательный подтекст в игре вызывает зубную боль одним фактом своего существования. Но не в случае с Never Alone. Здесь разработчикам действительно удалось отличнейшим образом соединить рассказ об удивительном народе с трогательной и красивой историей о храброй девочке Нуне и ее ручном зверьке. Пусть в отношении геймплея эту аркаду нельзя назвать безупречной, все равно пройти мимо нее было бы обидно.

Плюсы: трогательная история; атмосферная подача; очень пристойная графика.
Минусы: слабый искусственный интеллект в одиночном режиме; порой несколько однообразный геймплей.

Читайте также: