King arthur the role playing wargame обзор

Обновлено: 04.07.2024

За десяток лет Total War из глобальной стратегии с элементами много-чего-ещё перевоплотилась в целый жанр. Жанр так и называется – Total War. Когда-то, когда компьютеры были большими, а 64 мегабайт оперативной памяти, казалось, хватило бы на многие годы вперёд, ещё встречалось нечто похожее на Shogun и Ко. Но со временем тактические бои в реальном времени ушли в небытие, а лучше Total War мог оказаться только новый Total War. Неприятную тенденцию (ибо отсутствие конкуренции ещё никому не шло на пользу) разрушить не удалось до сих пор, но существует одно исключение из правила…

King Arthur: The Role-playing Wargame
(в России игра вышла под названием Король Артур)

Венгры из Neocore делали тактические подобия Total War до «Короля Артура», делали они их и после, но лишь сам King Arthur в полной мере соответствует и игровой механике конкурента, и высочайшему уровню исполнения. Тут всё как у большой и богатой студии: эпический размах, сочная картинка, изюминка игрового процесса. И не одна – изюма тут целая бочка, такая, какой любая серия Total War позавидует. А всё потому, что разработчики не стали слепо копировать только глобальный режим или же только тактические битвы. Они сделали Total War. Но по-своему и совсем о другом. И пусть в меня кинет камень тот, кто скажет, что перед нами клон, - нет! В плане игровых возможностей «Король Артур» значительно превосходит британского коллегу, устремляясь к недосягаемым высотам имени Космических Рейнджеров 2. Но обо всём – по порядку.

Мифический король весьма популярен в Восточной Европе. Богатейшая на события и персонажей легенда о короле Артуре была воспета в известнейшем произведении Сапковского, венгры же не стали делать игру «по мотивам» - они взяли собственно саму историю и переложили её на игровой лад. Насколько события соответствуют реалиям – вопрос, пожалуй, неуместный. Но каждый, кто в курсе того, чем занимаются рыцари Круглого Стола, зачем каждому магическому мечу полагается своя Владычица Озера и в чём суть взаимоотношений Ланселота и Гвиневры, думаю, про Артура наверняка слышали. И именно его роль нам предстоит сыграть в великолепном блокбастере родом из Восточной Европы.

Дело в том, что сам Артур – персонаж мифический во всех смыслах этого слова. Легендарный король сидит в одном из многочисленных меню во главе круглого стола и покорять Британию самолично отчего-то не торопится. Для этих целей ему и нужны рыцари – его верные наместники, полководцы и полномочные представители во всех более-менее важных делах. А может, и не верные. Это уж как получится, ведь «Король Артур» - даром что удивительно похож на Medieval 2: Total War - Kingdoms – игра с достаточно глубоким и интересным сюжетом, который, пусть и не меняет своего основного направления развития, от прохождения к прохождению будет серьезно видоизменяться.

Первое же «задание» определит мировоззрение Артура: к чему более склонен собиратель земли британской? Вероломный монарх получит богатства, благородный король – союзника. На том и зиждется местная вертикаль власти: на стержне, который представлен Артуром собственной персоной. Тёмные времена настали в Британии: сиды воруют детей, разбойники хозяйничают на трактах, соседние короли налившимся кровью глазом смотрят на богатый урожай пшеницы… а рыцари Круглого Стола ценят в Артуре совершенно разные черты характера: кто-то верен религии предков, другие ожидают церковной реформации и принятия христианства. Кровавый деспот наверняка найдёт себе сторонников, которые при ином раскладе без лишних слов обнажили бы клинки. Наверное, King Arthur обладает не самым выдающимся сюжетом, но редкая стратегия может похвастаться обилием сценарных перипетий, которые реально влияют на расстановку сил на глобальной карте.

Тотальный Артур

В общих чертах «Король Артур» очень похож на Total War, но стоит присмотреться повнимательнее - и глаз замечает уйму тонкостей и деталей, несвойственных знаменитой серии. Например, год разделен на четыре сезона, соответствующих временам года. С весны по осень мы вольны двигать свои армии (во главе которых обязательно должны быть герои, иначе солдаты с места не сдвинутся!) по глобальной карте, а зимой полагается разбивать лагерь и отдыхать. Когда просторы Британии покроются снегами, мы можем (наконец-то!) повысить уровень персонажей и их отрядов, указать приоритетные направления исследований для своих учёных, а также, внимательно изучив статистику за прошлый год, закупить на рынке продовольствия или же наоборот - обменять излишки на золото. В King Arthur два ресурса, каждый из которых играет огромную роль. Так, например, запасы продовольствия восполняются только по результатам сбора урожая в конце осени – логично, не правда ли? – а потому, ежели ртов в вашей армии больше, чем буханок хлеба, уже летом следующего года армии начнут голодать и морально разлагаться.

Хотя мы и избавлены от назойливого микроменеджмента – не царское это дело заборы строить и часовни возводить, – обращать внимание на состояние дел как в провинциях, так и за Круглым Столом придётся. И очень часто. Причин у местных жителей для восстаний столько, что Barbarian Invasion с её генералами, толпами переходящими на сторону повстанцев, кажется детским лепетом. У каждого рыцаря за Столом, как несложно догадаться, есть целый набор характерных черт. Кто-то христианин, кому-то не нравятся валлийцы, другие – бритты до мозга костей. Естественно, если назначить дичайшего националиста наместником провинции с населением, полностью состоящим из людей другой нации или веры, проблем не оберешься. Также, помимо одаривания рыцарей землями, можно повысить их настроение путем женитьбы героев на прекрасных дамах. Дамы, надо сказать, прекрасны все без исключения, но солидному набору достоинств каждой, как правило, соответствует целый ворох недостатков. Бабу, склонную подговаривать мужа к государственной измене, лучше оставлять в девках и при случае отдавать взбунтовавшимся крестьянами: этим, судя по всему, всё равно… Золота ты им дашь, запечённого гуся, древнее копьё или взбалмошную аристократку – заберут всё…

Но прекрасных (хотя иногда и весьма вредных) дам до того, как выменивать у торговцев на мечи и плащи, надобно где-то раздобыть. Тут-то мы и подходим к отличительной особенности «Короля Артура» - текстовым квестам. Будь это задания по спасению чьей-либо дочки или же расследованию таинственных событий, связанных с нашествием сидов, тексты неизменно радуют качеством и разнообразием игровых ситуаций. Не буду раскрывать всех сюрпризов – уж поверьте, они тут имеются! – скажу лишь, что развитие событий во многом зависит от персонажа, который отправится разбираться с тем или иным вопросом. Если герой по натуре боец – ему надлежит решать все вопросы грубой силой; маги, естественно, ищут альтернативы рукопашным схваткам; и т.п. Бывало, правда, и так, что очередной квест не мог выполнить никто из моих рыцарей, – мало каши, стало быть, ели. Ничего: пара выигранных жестоких сражений позволят прибавить «единичку» к соответствующей характеристике и попытать счастье второй раз.

Сказочная резня

Вся соль – в характеристиках, каждую из которых можно улучшать по мере роста уровня рыцаря. Другое дело, что, распыляясь на всё, можно оказаться у разбитого корыта там, где потребуется искусный волшебник или могучий воин: «универсал» просто не сможет сразить вражеского гиганта или же обхитрить магиков из иного мира. Трезво взглянув на ситуацию, я выбрал вариант прокачки одной ключевой характеристики у каждого героя. И в этом есть свой резон.

Небо внезапно темнеет, или же на нём вдруг собираются тучи, проливающие на землю огромное количество воды, – зрелище столь же впечатляющее, сколь и эффектное, ведь и непогода, и ночное время суток негативным образом влияют на боеспособность лучников. А стрелки – это самый страшный враг в «Короле Артуре». Конница лишается многих своих преимуществ в густых лесах, которые есть почти на каждой карте, пешие ратники устают бегать за подвижными арбалетчиками, и лишь избранные отряды и персонажи способны противостоять этой смертоносной заразе. Тут будет уместно упомянуть тот факт, что, хотя ИИ разумом в боях не блещет, на банальные вещи, вроде сохранения дистанции всё теми же лучниками или же захвата ключевых точек за спиной у игрока, он обучен.

Кстати, о ключевых точках. Если во многих играх это понятие буквально высосано из пальца, в King Athur на ключевые точки возлагается миссия по внесению разнообразия в известную со времён Shogun формулу. Теоретически две армии могут рубиться часами, но на практике – чем больше ключевых точек захватит враг, тем быстрее будет убывать шкала морали нашей армии. И наоборот. Как только мораль обнулится – вы проиграли. Или выиграли, если не повезло вашему противнику. Точки же эти – не банальные «столбы света» или отметины на карте. Вполне конкретные деревеньки, монастыри, башни – с соответствующими бонусами. Например, если захватить специальную башенку, то можно получить возможность вне очереди кидаться молниями. Вы не представляете себе, как приятно получить такой бонус. И как неприятно, когда его получает противник…

Действительно круглый

Разнообразие войск гарантируется свободой вероисповедания и кровожадностью монарха. Противоположные виды войск с трудом уживаются друг с дружкой: благородные рыцари Грааля долго терпеть гигантов-людоедов не станут. В теории. На практике эти самые гиганты не раз и не два выручали моего монарха – истинного христианина, так как, помимо внушительной внешности, эти монстры обладают высокой скоростью передвижения (ещё бы – при таких ножищах) и серьёзной боевой мощью.

Выглядит всё это просто великолепно: противоборствующие армии сходятся в низине, с окрестных холмов в воздух взмывают сотни стрел, рыцари режут сидов, сиды испепеляют рыцарей. Где-то сбоку троица милейших гигантов, размахивая палицами размером с человека, идёт на выручку моему полководцу. Да, милую сердцу воительницу (за столом сидят не только мужики!) жаль бросать на произвол судьбы. К счастью, герои умереть не могут: после неудачной битвы они всего лишь отправляются в полевой госпиталь. Чего не скажешь о противниках, взятых живьем: их надлежит кидать в темницу и ждать выкупа. От которого, как правило, благоразумнее отказаться.

Великолепное, но не шибко разнообразное музыкальное сопровождение, практически полное отсутствие озвучки, очень качественная графика. До превосходных степеней венгры пока не доросли: есть и претензии к анимации, и непонятные артефакты во время боёв, и ещё несколько едва заметных мелочей. Основные проблемы с русской версией, как ни странно, учинил «Руссобит-М». По умолчанию игру можно установить без привязки к интернету – в таком состоянии мне ни разу не удалось запустить её под Win 7 – проверку диск не проходит. *К счастью*, есть возможность зарегистрировать ключ в Steam’е, и все проблемы автоматически пропадут. К сожалению, отечественный издатель не стал себя утруждать переводом многочисленных дополнений (хотя речи в том же «Короле Артуре» очень мало), хорошо хоть оригинал перевели качественно.

Начало легенды

King Arthur выступает на одной территории с серией Total War, и это само по себе примечательно. Никто не умеет так мастерски передавать дух эпохи и делать такие глубокие и разнообразные стратегии, какими их делают в Creative Assembly. Именно поэтому совершенно очевидно, что пытаться сделать второй «тоталвор» — дело гиблое: лучше точно не получится, а вот хуже — почти наверняка.

Дерзкие венгры из Neocore придумали, пожалуй, самый смелый и неочевидный способ борьбы с англичанами. Они забросали их файерболами и поджарили молниями из пальцев.

Меч в камне

По формальным признакам King Arthur ничем не отличается от того же Medieval: мы водим полководца с армией по глобальной карте, захватываем поселения, нанимаем юнитов, а когда дело доходит до сражений — переключаемся в режим тактической битвы и лично гоняем войска по игровому полю, маневрируем, обходим с фланга и занимаем господствующую высоту. Однако на самом деле между двумя этими играми — пропасть. В определенном смысле «Король Артур» ближе к Heroes of Might and Magic.

Самый выгодный ракурс для тактических битв — под прямым углом.

Ирония в том, что King Arthur предлагает аналогичный подход уже сейчас. Кампания здесь — это разбитая на главы сказка о короле Артуре. Последний великий король в истории древней Англии погиб, и остров погряз в междоусобицах. Артур, собрав преданных рыцарей, мечтает объединить Великобританию. Для пущей убедительности авторы включили в свою историю все англосаксонские мифы, до которых только смогли дотянуться, а вместе с ними — и колдунов, волшебников, демонов, ведьм.

В Neocore называют свою игру «ролевым варгеймом». Отличия от варгейма обычного, как оказалось, существенные. Дело в том, что «Король Артур» — это, как и уже упомянутые «Герои», игра, акценты в которой смещены на полководцев. Именно они обустраивают крепости, нанимают войска, растут в уровнях, берут квесты и даже женятся. Навигация между героями осуществляется при помощи специального экрана-меню, броско названного «Рыцари круглого стола»: отсюда можно посмотреть, сколько у кого солдат, какие у кого артефакты и не засиделся ли кто давненько в холостяках. Без героев игрок не может и шагу ступить — даже рекруты не в состоянии самостоятельно выйти из казарм.

Самый выгодный ракурс для тактических битв — под прямым углом.

Еще одна любопытная деталь: King Arthur обращается к старейшему и давно забытому приему — текстовым квестам (в последний раз были замечены, кажется, в «Космических рейнджерах 2»), которые в рамках глобальной стратегии выглядят по меньшей мере необычно. В одном из них, например, вам нужно достать легендарный меч Экскалибур. Известно, что его охраняют вурдалаки на берегу какого-то таинственного озера. Рядом с озером есть деревушка, жители которой смогут помочь отыскать друида, который знает, как можно заполучить Экскалибур. Заплатить поселенцам или потребовать информацию силой? Или присоединить их к своей армии? А с друидом что делать — запугать или попросить волшебный горн в качестве платы за защиту? А еще, говорят, рядом с деревней обитают бандиты… Давно вы играли в варгейм, где происходило что-то подобное?

Демоны на службе Его Величества

Картинка на глобальной карте — практически безупречна.

Первые несколько часов в King Arthur посвящены знакомству с глобальной картой и княжествами. Этот этап игры практически полностью заскриптован: перед вами постоянно ставят конкретные задачи. Но постепенно сценарий King Arthur ослабляет хватку, и, когда свободы на глобальной карте становится побольше, обнаруживается, что воевать здесь придется гораздо больше, чем можно было подумать изначально. Ход обоснованный: Артур пока лишь пытается воссоединить Британию под своим флагом, экономика для него — дело десятое (из ресурсов предусмотрены только еда и золото). Вариативности Total War тут нет, и это даже к лучшему — если вам что-то нужно, то это что-то можно без лишних вопросов отобрать силой. Есть тут и простенькая торговля, и простенькая дипломатия, но можно пройти всю игру и даже не вспомнить о них.

Битвы в King Arthur, скажем так, компетентны. В них не было бы ничего такого, чего мы не видели в Total War, если бы не нестандартная тематика. Первые несколько часов тут сражаются обычные английские мужи с мечами и луками, зато потом появляются какие-то оборотни, великаны, шаманы и злые духи. Они машут огромными топорами, стреляют огненными шарами и насылают на врагов магические дожди.

Территории, как и обещалось, действительно большие. Пожертвовав кое-где детализацией (а вообще графика тут отличная), авторы нарисовали десятки километров полей… которые на самом деле не нужны. Гигантские площади оправданны только во время осады крепостей, а основные сражения, цель которых — захват точек (можно, впрочем, просто всех перебить), могли бы быть и компактнее.

Но самые критичные просчеты — в интерфейсе. Мини-карты нет (карта Британских островов открывается отдельно, но герои на ней не отмечены), а все важные функции порой оказываются спрятаны в самых неожиданных местах.

Порой от штандартов во время битв тут рябит в глазах.

Все рыцари Круглого стола в сборе. Их, правда, пока всего двое.

Neocore приблизились к уровню Creative Assembly настолько близко, насколько это вообще было возможно в их условиях (маленькая студия из Восточной Европы — это не то же самое, что знаменитая лондонская компания с целой SEGA за плечами). Самое сложное, макростратегию, разработчики героически осилили, а несколько кособокие битвы — это простительно, особенно учитывая, что в Total War с этим тоже не все идеально. Теперь остается только надеяться, что в ближайшее время на венгров обратит внимание большой и богатый издатель.

P.S. К сожалению, просто так поиграть в King Arthur сегодня не получится. Дело в том, что финальная версия содержит критический баг, из-за которого практически невозможно загрузить более-менее масштабные битвы, особенно если вы обладатель 64-битной ОС: игра предательски вылетает на рабочий стол. Как заявляют в Neocore, о проблеме они осведомлены (форумы кричат что есть мочи), но на момент сдачи этого номера патч так и не появился.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Венгерская вариация на тему Total War: с оборотнями, колдунами и про короля Артура.

«Король Артур» — самая прилежная на сегодняшний день попытка повторить успех серии Total War. Осознав, очевидно, что с весьма скромными бюджетами никакого исторического эпоса у них не получится, Neocore скрестили свою стратегию с легендами о короле Артуре. Так что получился серьезный, казалось бы, варгейм, где нужно вдумчиво изучать характеристики демонов-рекрутов, ведьмы растут в уровнях, все важные вопросы решаются в текстовых квестах, а во время битв на врага можно насылать туман и троллей-великанов.

ПЕРЕВОД: Важная оговорка! На момент написания оригинальной рецензии «Король Артур» пребывал в совершенно неиграбельном состоянии: зависал, вылетал, но главное — половина игроков не могла загрузить хоть сколько-то масштабные битвы. К выходу локализации как раз подоспели нужные обновления, так что, купив легально игру в России, сегодня вы уже не столкнетесь c подобными нечеловеческими трудностями. Что до собственно перевода, то он самый обычный: от одних и тех же голосов, задействуемых во всех фэнтейзиных переводах, уже мутит, зато ошибок в текстах нет — насладиться квестами сможете в полной мере.

«Король Артур» — самая прилежная на сегодняшний день попытка повторить успех серии Total War. Осознав, очевидно, что с весьма скромными бюджетами никакого исторического эпоса у них не получится, Neocore скрестили свою стратегию с легендами о короле Артуре. Так что получился серьезный, казалось бы, варгейм, где нужно вдумчиво изучать характеристики демонов-рекрутов, ведьмы растут в уровнях, все важные вопросы решаются в текстовых квестах, а во время битв на врага можно насылать туман и троллей-великанов.

ПЕРЕВОД: Важная оговорка! На момент написания оригинальной рецензии «Король Артур» пребывал в совершенно неиграбельном состоянии: зависал, вылетал, но главное — половина игроков не могла загрузить хоть сколько-то масштабные битвы. К выходу локализации как раз подоспели нужные обновления, так что, купив легально игру в России, сегодня вы уже не столкнетесь c подобными нечеловеческими трудностями. Что до собственно перевода, то он самый обычный: от одних и тех же голосов, задействуемых во всех фэнтейзиных переводах, уже мутит, зато ошибок в текстах нет — насладиться квестами сможете в полной мере.

Читайте также: