Настольные игры топ 2019

Обновлено: 06.07.2024


В 2019 году вышел не один десяток настольных игр, достойных внимания. Кооперативные приключения, серьёзные стратегии, игры для всей семьи — мы подобрали девять самых значимых локализаций ушедшего года. И бонусом — один мировой релиз, о котором нельзя не рассказать.

Лучшие настольные игры 2019

Большинство кооперативов предлагают пережить приключенческую историю о борьбе со злом. Большинство еврогеймов — наладить хозяйство, обустроить город или колонизировать новые земли в погоне за победными очками. «Остров духов» удивляет и как евро, и как кооператив. Здесь игрокам не нужно ничего строить, напротив — вы берёте на себя роль духов, которые должны помешать расселению колонизаторов по своему родному острову. Каждый дух уникален, у каждого свои сильные и слабые стороны, каждый растёт и развивается в своём темпе. Только грамотно комбинируя способности, игроки смогут достичь победы.

У «Острова Духов» несложные правила, но задачи игра ставит непростые, и подойдёт она лишь тем, кто жаждет вызова, а не атмосферного приключения с минимумом стратегии.

Root. Корни. Настольная игра

К асимметрии в дуэльных играх мы уже привыкли. Нас не удивить персонажами с уникальными способностями, фракциями, непохожими друг на друга. Однако Root вывела эту непохожесть на новый уровень, предложив игрокам стать частью шаткой экосистемы в населённом антропоморфными зверями лесу.

Каждая сторона конфликта в «Корнях» живёт по своим законам. Коты Маркисы стремятся застроить весь лес, они многочисленны, но не спешат сражаться без причины. Птицы Крылатой династии живут согласно Уставу, их поведение зависит от лидера, пришедшего к власти, а главная цель — свить как можно больше гнёзд. Лесной союз — угнетённые местные жители, уставшие и от птиц, и от котов, по утрам они поднимают восстания, а вечерами устраивают митинги. Наконец, Бродяга просто хочет прославиться; для кого-то он станет дружелюбным соседом, а для кого-то — настоящим Джоном Рэмбо. По сути, в одной красочной коробке вас ждёт несколько игр.

«Корни» — уникальная настолка, предлагающая игрокам настоящую суперасимметрию, но в полной мере она раскрывается только в компании равных соперников, назубок знающих правила и не боящихся открытого противостояния.

Алхимики. Настольная игра

Еврогеймы нечасто радуют нас интересными темами и необычными механиками, а уж тем более их сочетанием. «Алхимики» относятся к редким исключениям: внутри симулятора безумного учёного скрывается хитроумная головоломка на дедукцию. В начале партии игроки не знают формул ингредиентов и вынуждены варить зелья наугад, собирая информацию по крупицам. Чтобы выявить побочные эффекты этих зелий, приходится пытать незадачливых студентов, а если подопытные потребуют чеканной монеты — рисковать собственным здоровьем. Шарлатаны и неудачники публикуют теории наравне со светилами науки в надежде угадать правильную формулу и повысить свою репутацию, а в проверке гипотез и приготовлении игрокам помогает удобное приложение-ассистент. Оно умеет распознавать ингредиенты, синхронизирует партии между устройствами, экономит время и спасает хозяина коробки от незавидной участи ревизора чужих формул.

Планировать наперёд целый раунд непросто, разгадывать свойства ингредиентов — увлекательно. Вести записи нужно чрезвычайно аккуратно: небольшая оплошность может стоить вам победы и испортит впечатление от всей партии. Однако, если вам нужно, чтобы в одном еврокотле варились стратегия, дедукция и блеф, «Алхимики» — самый подходящий вариант.

Во что поиграть? Настольные игры июня 2019 8

Ещё вчера к играм с цифровыми помощниками относились со скепсисом, ведь многие ценят настольное хобби как раз за возможность отдохнуть от вездесущих экранов. Тем более дерзким казался ход FFG: прошло не так много времени с выхода первой редакции «Особняков безумия», а издатель выпустил вторую, отдав функции мастера на откуп приложению-ассистенту.

Но электронный ведущий справился со своей задачей на все сто. Игра стала атмосфернее и динамичнее, и бродить по комнатам зловещих коттеджей и улочкам провинциальных городов, раскрывая сюжетные загадки, теперь ещё интереснее.

«Особняки безумия» — отличный кооператив для любителей глубоко погрузиться в игровую атмосферу. А если вы ещё и фанат Лавкрафта, вас ждёт дополнительное удовольствие.

Лучшие настольные игры 2019 1

Прямой наследник «Особняков безумия». В игре также используется приложение-помощник, управляющее врагами и рассказывающее историю, только на этот раз игроки вместо борьбы с хтоническим ужасом отправляются в путешествие по миру Толкина.

Немало во «Властелине колец» и других нововведений. Сценарии объединены в кампанию, события которой сложатся иначе, если вы начнёте проходить её заново. Кроме глобальной карты, в игре есть специальные тайлы для масштабных сражений, а победы легендарных героев над орками вызывают меньше вопросов, чем расправы сыщиков над Древними с помощью дробовика и динамита. За проверки теперь отвечают личные колоды карт, а не кубики, что тоже многим придётся по вкусу.

И пусть «Властелин колец: Странствия в Средиземье» — идейное продолжение «Особняков безумия», это не калька, а самостоятельная настолка с новыми механиками и задумками.

Лучшие настольные игры 2019 2

Семейные игры — особая категория: за простыми правилами в них должен скрываться процесс, способный увлечь и детей, и взрослых. Жаль, что такие настолки нечасто удивляют интересными и необычными темами.

«Шарлатаны из Кведлинбурга» — приятное исключение. Здесь все работает на неординарный антураж, от оформления до механик. Каждый год знахари и горе-лекари съезжаются на девятидневную ярмарку в Кведлинбурге, чтобы блеснуть умением варить зелья из чего попало. Велик соблазн набросать в котёл как можно больше ингредиентов из личного мешочка, однако с жадностью приходится бороться: варево может взорваться, подмочив не только пёстрые одежды, но и репутацию.

Игра лишь внешне напоминает «Алхимиков» — «Шарлатаны» озорнее, проще и быстрее. Не стоит искать в них стратегическую глубину — это развлечение для всей семьи, захватывающее и азартное.

Немезида Настольная игра

Пока любители еврогеймов решают головоломки, укрощают механики и считают победные очки, америтрешеры охотятся за эмоциями в чистом виде. И «Немезида» дарит эти эмоции в избытке.

Игроки — члены команды космического корабля, вышедшие из гибернации при загадочных обстоятельствах. Похоже, на том же корабле летит незваный пассажир инопланетного происхождения, с большим аппетитом и всеми возможностями для его удовлетворения. Да и товарищам доверять не стоит, кто знает, что у них на уме…

«Немезида» — игра не про стратегию и даже не про тактику. Это симулятор научно-фантастического хоррора, в котором у вас практически нет шансов на выживание и выполнение личных целей. Однако события в игре выстраиваются в такие истории, что по каждой второй из них в Голливуде восьмидесятых могли бы снять фильм, а это дорогого стоит.

Дополнение года. Претенденты: «Fallout: Новая Калифорния», «Корни: Речное братство», «Алхимики: Королевский голем», «Древний ужас: Маски Ньярлатхотепа»

Лучшие настольные игры 2019 3

Фанаты тихо корили стратегию за проблемы с балансом и излишнюю просчитываемость, а про отсутствие масштабируемости кричали уже в полный голос. Шутка ли, собрать на партию шесть равных соперников, чтобы борьба за Вестерос получилась действительно жаркой! «Мать драконов» решила бóльшую часть проблем базовой коробки и добавила в игру кучу нового контента.

Система вассалов позволяет играть неполным составом. Дом Таргариенов вводит асимметрию и своеобразный полукооперативный режим. Железный банк с его займами положительно влияет на стратегическую глубину. «Мать драконов» — одно из лучших дополнений в принципе: оно не просто преобразило «Игру престолов», но и подарило ей второе дыхание. Обязательная покупка для фанатов этой стратегии.

Tainted Grail: The Fall of Avalon

С каждым годом настольные игры всё чаще радуют интересными историями, духом исследований и приключений. Сердца игроков покорили The 7th Continent и «Мрачная гавань», карточный «Ужас Аркхэма» и «Особняки безумия», а в 2019-м вышел «Осквернённый Грааль» — кооператив в жанре тёмного фэнтези.

В этом году «Осквернённый Грааль» доберётся и до России благодаря усилиям Crowd Games. Уже сейчас это главный претендент на звание игры года и настоящий подарок для любителей атмосферных настольных кооперативов с сюжетом.

Настольная игра года

Претенденты: «Немезида», «Особняки безумия. Вторая редакция», «Корни»

«Рыцарь-маг. Полное издание»: игра необычайно сложности и глубины

Игры, в которых одновременно уживаются стратегическая глубина и приключенческий задор, — редкость. «Рыцарь-маг» — одна из таких диковинок. Оригинальный Mage Knight появился в далёком 2011 году, на русском же сразу вышло полное издание, включающее три дополнения, промокарты и улучшенные компоненты.

В этой стратегии игроки становятся могущественными существами, способными при помощи меча и магии в одиночку расправляться с племенами орков, армиями людей и даже драконами. Никто из рыцарей-магов не получил свои силы просто так — ради них пришлось поступиться свободой. Теперь герои во власти Совета Пустоты и должны неукоснительно выполнять его приказы. Захватить несколько замков, освободить шахты от монстров, остановить легендарного генерала — каждое задание сложнее предыдущего. Модульное поле полностью перестраивается от игры к игре; меняются и враги, и союзники, и пути, ведущие к победе.

«Рыцарь-маг» требователен к игрокам: правила изобилуют нюансами, партии длятся по нескольку часов, каждый ход нужно принимать непростые решения. Более чем втроём за стол лучше не садиться из-за даунтайма, а за тщательным планированием по неопытности можно забыть о приключенческой атмосфере. Однако, если вы ищете комплексную стратегию, в которой герои-одиночки покоряют целый континент, у «Рыцаря-мага» нет конкурентов. В коробке с игрой заключено множество сценариев, возможность играть соревновательно, командно, в кооперативе и даже соло, контента хватит не на одну сотню часов, при этом каждая партия не будет похожа на предыдущую. Настоящий эпос и одна из самых знаковых локализаций года.


Пандемия ударила по многим сферам, связанным с фантастикой: досталось кинематографу и киберспорту, музыкальным коллективам и уютным магазинчикам с комиксами и книгами. На их фоне настольные игры отделались малой кровью. Разумеется, издательствам пришлось приспосабливаться к новым реалиям — отсюда задержки с печатью, сорванные сроки и седые волосы курьеров интернет-магазинов, но в конечном счёте локализаторы справились с большинством напастей и подарили нам игры, которые будут радовать любителей настольного хобби не один год. Мы подготовили список таких игр.

Остров кошек

Кошки в настольных играх — беспроигрышный вариант, особенно если это не обычные питомцы, а древняя раса мудрых и свирепых хвостатых, нуждающихся в вашей защите. Злодей по имени Вэш хочет уничтожить остров, населённый этими очаровательными созданиями. Чтобы приманить их на свой корабль и спасти, придётся проявить хитрость и смекалку, пустив в ход рыбное лакомство и корзинки для переноски. Каждому коту нужно выделить на палубе территорию особой формы — над расположением фигурных жетонов надо будет поломать голову. Сочетание драфта, тетриса и котиков получилось на редкость удачным — The Isle of Cats хорошо подходит как для семейных посиделок, так и для встреч искушённых игроманов.

Остров кошек

Картографы

Настольная игра «Плотина»

Издатели нечасто балуют нас масштабными экономическими стратегиями с фантастической тематикой. Оно и понятно — таким играм больше подходит сеттинг промышленной революции или конвейерного производства. Однако итальянским авторам всё же удалось вписать элементы стимпанка в конфликтный еврогейм о строительстве плотин во французских Альпах. Во главе национальных корпораций игроки изучают новые технологии, приобретают экскаваторы и бетоносмесители, прокладывают трубопроводы, возводят насыпи и электростанции, чтобы подмять под себя энергетический рынок Европы первой половины XX века. В Barrage есть всё необходимое, чтобы завоевать сердца хардкорных настольщиков: долгосрочное планирование, кризисность, асимметрия, необычные механики и свежая, хорошо проработанная тема.

Плотина

Этот безумный мир

Экипаж: Экспедиция к девятой планете

The Crew: The Quest for Planet Nine — кооператив о трудностях коммуникации в холодном космосе. Учёные открыли новую планету в Солнечной системе, и игрокам предстоит разгадать её тайны. Кампания состоит из 50 коротких миссий, в каждой из которых нужно выполнить одну или несколько задач. Игроки по очереди разыгрывают карты с руки и стараются забрать взятки, соответствующие их заданиям и не противоречащие заданиям соратников. Дело усложняется тем, что о картах друзей можно только догадываться — по их действиям и одному-единственному радиосигналу, доступному не в каждой миссии. Механика взяток, знакомая многим по преферансу и червам, неожиданно выстрелила в кооперативной игре — «Экипаж» собрал множество наград и обрёл фанатов по всему миру.

Экипаж: Экспедиция к девятой планете

Eclipse. Второй рассвет галактики

Первое издание Eclipse увидело свет в далёком 2011 году и сразу завоевало признание. Мощная экономическая составляющая, исследование космических просторов, разработка технологий, модернизация звездолётов и эпические сражения — всё, что нужно 4X-стратегии галактического масштаба. Со временем авторы поняли, что игре необходима доработка: они изменили некоторые правила, переработали баланс, обновили оформление и добавили удобные органайзеры. Так получилась Eclipse: Second Dawn for the Galaxy — во всех смыслах глобальная стратегия, в которой шесть игроков могут делить космос в течение шести часов.

Eclipse. Второй рассвет галактики

Дополнение года

Претенденты: «Остров духов: Ветви и когти», «Gloomhaven. Мрачная гавань: Забытые круги», «Особняки безумия. Вторая редакция: Улицы Аркхэма»

Звёздные войны: Восстание. Рассвет Империи

«Восстание» — одна из лучших эпических дуэлей. Авторы бережно отнеслись к оригинальной трилогии, максимально точно воссоздав противостояние могущественной галактической империи и храбрых, но немногочисленных повстанцев. Однако не обошлось и без минусов. Отрядам не хватало индивидуальности, а боям кинематографичности — сражения ставили историю на паузу, сбивали темп повествования. Дополнение «Рассвет Империи» исправляет эти недочёты, а кроме того, вводит новые войска, лидеров, задания и механики. Новые карты тактики делают игру глубже и вносят разнообразие в бои — теперь вам точно не захочется «перемотать» сцены экшена в вашей собственной трилогии.

Лучший зарубежный релиз

Претенденты: Etherfields, Lost Ruins of Arnak, Dwellings of Eldervale, Dune: Imperium, Forgotten Waters

Gloomhaven: Jaws of the Lion

Gloomhaven, без сомнения, великая игра, однако и у неё есть серьёзные недостатки: стоимость, сложность освоения и утомительная подготовка к партии. Даже с органайзером можно устать ещё за время раскладки тайлов и жетонов, а чтобы разобраться во всех тонкостях искусственного интеллекта, освоить линию видимости и другие механики, нужно пройти онлайн-курс (и это не шутка)!

Jaws of the Lion — Gloomhaven для тех, кто хочет играть без заморочек. Она гораздо доступнее по цене. В ней есть обучающие миссии, постепенно знакомящие игроков с миром Мрачной гавани. Наконец, чтобы начать партию, надо всего лишь открыть книгу сценариев на нужной странице — игровое поле нарисовано прямо на развороте. Любители настольного хобби получили всё, что хотели, — неудивительно, что всего через полгода после выхода Jaws of the Lion штурмует десятку лучших игр по версии сайта BoardGameGeek. Игра будет локализована в 2021 году издательством Hobby World.

Нефантастическая игра года

Претенденты: «Маракайбо», «Неустрашимые. Нормандия», «Виконты западного королевства», «Уотергейт»

Сундук войны

Среди игр с нефантастической тематикой выделяется War Chest — абстрактная дуэль с режимом 2×2 и элементами варгейма. Противники командуют войсками, вербуют их, усиливают, перемещают по полю из гексов, вступают в сражения, захватывают контрольные точки — и всё это при помощи увесистых покерных фишек. Фишки тянутся из мешочков, и каждую из них можно разыграть несколькими способами, меняя как ситуацию на поле, так и содержимое мешка, — это открывает огромное пространство для манёвров. В «Сундуке войны» есть место блефу и гамбитам, давлению и глухой обороне, постепенному продвижению и фланговым вылазкам. Здесь можно самому выбирать основные и второстепенные отряды, перестраиваться по ходу партии и менять состав армии. Такие сложные механизмы встречаются в киберспортивных RTS, но никак не в настольных абстрактах с простыми правилами, — это и делает «Сундук» особенным.

Настольная игра года

Осквернённый Грааль. Падение Авалона

Если в НРИ и видеоиграх проработанный мир, связная история и интересные персонажи не редкость, настолкам повезло меньше. Чаще всего миры здесь вторичные, истории наивные, а персонажи картонные во всех смыслах. Возможно, дело в скудости инструментов — не хватает мастера подземелий с безграничной фантазией или профессионально срежиссированных сцен? А вот и нет: Awaken Realms сумела построить огромный открытый мир лишь с помощью карт, книги с параграфами и кооперативной кампании.

В «Осквернённом Граале» есть все признаки качественного современного нарратива. Действие этой мрачной артурианы разворачивается на Авалоне, охваченном таинственной магией искаженья. Искаженье меняет всё, к чему прикасается, выворачивает его наизнанку, извращает. Герои — обычные люди, которые хотят спасти свою деревню или хотя бы выжить, — по крупицам собирают информацию о мире. Большую часть кампании они не видят полной картины, их цели и желания меняются, как и силы, что им противостоят. Конфликт разрастается с каждой главой, сюжетные повороты удивляют и заставляют с предвкушением ждать новой порции истории.

Авторы описывают мир и его законы с помощью побочных заданий и ярких сцен — никаких «подай и принеси», в каждом квесте есть фрагменты информации, важные для общей картины событий. Если читать художественный текст по диагонали, можно упустить множество подсказок и намёков. Да, рано или поздно игра раскроет главные тайны, но далеко не все, к тому же добираться до правды своим умом всегда приятнее.

«Осквернённый Грааль» не просто главная приключенческая игра года. Это в принципе лучший настольный кооператив с точки зрения нарратива и истории — дорогой, сложный, требовательный, но оставляющий послевкусие как после прочтения хорошей книги. С той лишь разницей, что здесь главные герои — вы и ваши друзья.


В этом году на премию наложился специфический отпечаток. Постепенно я всё больше и больше становлюсь приверженцем мысли о том, что настольных игр становится слишком много, и пробовать все новинки подряд совсем необязательно. Есть достаточное количество хороших, проверенных временем игр, которые гарантированно доставляют удовольствие классными партиями. Поэтому если встретите в списке игру, которая вышла не в 2019 году, а раньше, или даже уже называлась победителем в какой-либо номинации в предыдущие годы, не удивляйтесь.

Самая первая номинация по традиции это «Лучшая семейная игра». Под этим понимается настолка с не очень сложными правилам, за которую можно усадить практически любого человека, возможно даже ранее незнакомого с настольными играми, и так или иначе, он сможет в неё играть. Или же это игра, в которую могут играть две семейные пары. Или несколько членов одной семьи разных возрастов. И очень желательно, чтобы такая игра, будучи достаточно простой, чтобы поддаваться новичкам, предлагала достаточно интересный процесс, чтобы увлечь и опытных настольщиков.

В уходящем году подобных игр было несколько. Это и Azul, который по большому счёту мы только в 2019-м и распробовали. Это и «Фруктогонщики», у которых при всем своём интересном подходе к игровому процессу, однако оказалось недостаточно интересных «фишек», чтобы подстегнуть нас пройти целую кампанию. Это и London и Trains, не очень сложные игры именно в плане процесса, но достаточно хорошие если взглянуть на глубину предлагаемых решений, которые мы осваивали как бы заново, после примерно пятилетнего перерыва.



В номинации «Лучшая игра для компании» на победу могли бы претендовать несколько настолок. Это и «Прорисунки» от «Лавки игр», в которых нужно рисовать из нехитрых геометрических фигур всякие интересные штуки. Это мог быть «Цербер» от «Эврикуса», где реализована очень интересная идея про то, как убегая от медведя достаточно бежать не быстрее всех, а быстрее хоть кого-нибудь. Это могла быть забавная игра в объяснение слов «Опасные слова» или даже «Детектор правды», русская адаптация отличной настолочки Privacy, предлагающей поотвечать на провокационные вопросы в компании друзей (кстати, Privacy была лучшей игрой для компании 2013 года).


Ещё была единственная партия в «Историю игрушек 4», такой себе сбор сетов, хороший, но особо не выдающийся. И ещё «Зомби в школе», детская игра с многообещающей механикой «наследия», но с очень уж прямолинейным игровым процессом. Так что, увы, в этот раз у нас победителя нет.



Но всё же самой востребованной, самой интересной, самой «долгоиграющей» маленькой игрой уходящего года стала Jump Drive. Я уже называл её лучшим филлером в 2017 году, но тогда это было так: мы сыграли всего одну партию, и я понял, какая это хорошая игра. А в этом году была возможность сыграть далеко не одну партию. И первоначальное впечатление неоднократно получило подтверждение, игрушка, действительно, стоящая! И жаль, что на русском не издаётся.


Не все игры можно достать, не все игры можно купить, а некоторые даже вообще не продаются, их можно сделать только самостоятельно. Если вам знаком смысл аббревиатуры PNP или формулировки «распечатай-и-играй», вы понимаете о чём идёт речь. И, хотя, казалось бы, игр множество, на любой вкус, нет-нет, да и получается, что что-то печатаешь и режешь сам. Отсюда и номинация «Лучшая игра «распечатай-и-играй».

В уходящем году было несколько прецедентов. «Мини-генерал» или Mini WWII, довольно серьёзная игра с партиями на пару часов про Вторую Мировую войну. Уже упомянутые Fugitive про кошки-мышки преступника с сыщиком, а также неординарный колодострой After the Virus. Но самой неожиданной и, пожалуй, самой интересной, назову 30 Rails, настолку про строительство железных дорог, для которой почти ничего не нужно. Лист бумаги, карандаш или ручка, два шестигранных кубика, и у вас уже есть игра! И не просто игра, а игра интересная, увлекательная, со стратегией и тактикой и со сложными решениями. Да ещё и недолгая, укладывается в полчаса. Если ещё не пробовали, обязательно сыграйте!


Однако если опираться на личный опыт, как-то получается, что мы играем не в очень большое количество игр отечественного происхождения. А, вот, чтобы прям хороших и интересных в этом году, их не сказать, что было очень много. Ну, «Экономикус» карточный. Ну, «Кассиопея». Ну, «Мстители. Война бесконечности». Ну, «Не закороти цепь!». Увы, ни одну из них назвать прям выдающейся язык не поворачивается.

Хороша была «Война миров», но у неё есть непробиваемый конкурент. Конечно же речь о «Карманном детективе» от Юрия Ямщикова, выпущенном «Лавкой игр». Вот, уж, на что мне понравилась «Элементарно», что не мог её не отметить, но детектив, пожалуй, даже лучше. Потому что в нём механика осмысленная, дело надо именно что расследовать, анализировать версии, выбирать перспективные, а временами ещё и взвешивать риск и возможную награду и принимать непростые решения.


От отечественных игр переходим к зарубежным разработкам, выпущенным на русском, и назовём «Лучшую локализацию». Рынок сейчас очень насыщен. Выпускается много, даже более чем достаточно крайне достойных проектов. Это и те же «Немезида», «Остров духов», «Маго-рыцарь», Gen 7 и даже ROOT. Но лучшей вне всяких сомнений и даже без альтернативных претендентов на победу в этой номинации я называю Twilight Struggle. «Мрачная борьба», как привык называть её я, и «Сумеречная борьба», как её назвали в локализации, это масштабная стратегия о противостоянии двух сверхдержав, СССР и США, в Холодной войне, охватывающей почти половину XX века.

Это очень мощная игра, с которой я познакомился более 10 лет назад. В то время был единственный вариант сыграть в неё на русском, перевести самостоятельно, самостоятельно же напечатать, изготовить поле, нарезать карты, определиться с жетонами. Всё это я когда-то сделал и остался доволен. А теперь эта настолка доступна на русском языке. И пусть она достаточно сложна, чтобы быть доступной для случайного игрока, это всё равно очень хорошая игрушка. И в том числе и потому, что благодаря ей знакомишься с ходом истории и наиболее значимыми событиями времён, когда СССР ещё существовал.

Отдельно нужно похвалить российское издание, в котором напечатаны дополнительные промо-карты, а также была возможность обзавестись специальными тематическими кубиками и буклетом с исторической справкой по событиям в игровой колоде.


Но, зато мы познакомились с набором «Повелитель Токио. Подзарядка!». И это просто огонь! Дополнение, совсем незначительно меняющее игру, но зато в самых нужных местах. С ним «Повелитель Токио» прямо-таки засиял новыми красками, и я не могу придумать ни одной причины для того, чтобы играть без этого дополнения, если хоть раз его попробовать. Очень годная, очень уместная вещь.


Победителем же становятся «Алхимики». Очень любопытная локализация от GaGa Games, которая а) сращена с цифровым приложением для телефона и (или) планшета и б) подкидывает очень интересные задачки в ходе игры, которые, скажем прямо, не каждый сможет или не каждый будет рад решать. Но то, как это всё оформлено, обустроено и преподнесено, безусловно крайне инновационно.


Увы, но обещающая интересное и увлекательное полукооперативное приключение игра оказалась на деле затянутой, местами нелогичной, странной, и, вообще, вызывающей подозрения в том, что подобная разработка опоздала на рынок лет на пять. Ну или просто это настолка, которая совершенно не подходит мне по жанру.


Сразу же возникает вопрос, а такое, вообще, возможно? Как же так, играть карты, если нельзя разговаривать? Как в таком случае добиться того, чтобы люди выкладывали их именно по порядку? Практика показывает, что всё это реально. Словами это передать сложно, это нужно попробовать самому. Гарантирую, ощущения непередаваемые. И в следующем году, кстати, к этой игре будет приобщиться проще, потому что её планируют выпустить на русском языке. Ждите игру «Разум» от GaGa Games.


Предпоследняя номинация, «Лучшая игра для опытных игроков». В ней отмечаются настолки, рассчитанные на подготовленную, серьёзную аудиторию. Игры со сложными правилами и, зачастую, длительными партиями. Игры, на которые люди собираются сознательно, осознанно, специально выбирая для них время.

В уходящем году подобных настолок было немало. Могла бы победить в этой номинации игра «Остров духов», но в неё удалось сыграть всего одну партию, маловато, чтобы полностью её прочувствовать. Можно было бы отметить неординарную ROOT, где зверьки сражаются за лесные территории, вот только каждая из четырёх фракций в игре живёт полностью по своим правилами и оперирует уникальными механиками, но в неё после Cuba Libre я предпочёл глубоко не погружаться. Можно было бы выдвинуть Kemet, но тут тоже в активе всего одна партия, маловато будет.

А есть ещё одна игра, в которую мы играем уже не первый год, и которая, кстати, уже была «Лучшей игрой года для двоих игроков» в 2013-м. Это A Few Acres of Snow, колодостроительная стратегия от Мартина Уолласа про сражения Франции и Англии за восточное побережье США и частично территорию Канады в XVIII веке. Игра очень хорошая, даже несмотря на то, что в ней есть очевидно выигрышная стратегия.

Хотелось бы раскладывать её даже чаще. Тем более, что для неё есть несколько сценариев, которые охота как-нибудь попробовать. Локализации увы, как не было, так и нет. И вряд ли когда-то мы её увидим.


Ну и остаётся «Лучшая игра года». Этот титул всегда достаётся настолке, в которую мы играем часто и регулярно. В разных компаниях, разным составом, снова и снова. И, главное, не надоедает, и каждая партия по-своему интересна.

И тут секретов нет. Это всё те же «Генералы. Вторая мировая» или Quartermaster General. Правда если подходить с формальной точки зрения титул уходит игре Quartermaster General WW2. Это второе издание «Генералов», представленное в этом году на Эссене. В нём поправлен баланс, теперь шансы на победу у Оси существенно выше, чем в базе, плюс каждая страна получила парочку точечных улучшений, позволяющих проворачивать невиданные ранее штуки. Причём, вторая редакция нравится настолько, что мы даже играем исключительно в базовый вариант, без дополнений с самолётами, французами и китайцами (для них есть прототип второго издания дополнения, но мы его сознательно не используем, как-то игра кажется неоправданно затягивается).

Игрушка настолько нравится, что практически регулярно собираемся специально на неё раз в неделю. Суммарное количество партий в «Генерала» перевалило уже за 250. Звание «Лучшей игры года» уходит им уже в четвёртый раз, как началось всё в 2016 году, так «победная серия» до сих пор и продолжается. И, честно говоря, уже даже самому интересно, поменяется ли что-нибудь в 2020-м?

Лучшие настольные игры 2020

Вот уже несколько лет в конце года мы подводим итоги, каждый раз стараясь придумать что-нибудь новое. У нас уже были необычные номинации, народное голосование за лучшую локализацию и просто топ наиболее полюбившихся игр за год.

В этот раз мы решили не мудрить и сделать все и сразу. Во-первых, мы собрали чат редакции и определили три номинации:

Во-вторых, каждый из нас составил личный топ-3 сыгранных за этот год игр.

Денис Родионов

А теперь предлагаю посмотреть на самые запоминающиеся настольные игры в этом году.

New York Zoo

Warhammer Underworlds: Shadespire

Особняки безумия (Mansions of Madness)

Сразу оговорюсь, что мое мнение может не совпадать с вашим и я его не пропагандирую, как единственно верное. Что мне не понравилось:

Если рассматривать сей продукт, как настольную игру, то мы имеем почти пустую коробку за 5999 руб., где большую часть времени вы совместно сидите в планшете, занимаясь рутинным фидлингом, ведь все взаимодействие с физическими компонентами сводится либо к выкладыванию тайлов игрового поля, либо к перекладыванию жетонов, либо к передвижению фигурок по полю. Особняки проданы и возвращаться к ним не собираюсь.

Dune

Фанатам вселенной, я думаю, стоит если не купить, то хотя бы ознакомиться с игрой, всем остальным лучше пройти мимо этой хорошей, но уже устаревшей игры.

Сезоны (Seasons)

Если вы любите карточные игры с глубиной, разными способами получения ПО, а также небольшим временем партии – добро пожаловать в королевство Ксидит!

Millennium Blades

Компоненты игры Millennium Blades

Максим Лазарев

Максим Лазарев

На правах самого непостоянного автора Бородатого блога взял на себя смелость и сделал итоговый пост несколько, хммм, отличающимся от того, что было изначально запланировано нашим дружным коллективом.

Кроме того, что я просто вредный, мне бы еще особенно хотелось подчеркнуть: совсем скоро закончится год, когда играть в настольные игры было особенно тяжело. Всем тем, кто большую часть года просидел дома, посвящается.

Vampire the Masquerade

Очевидно, никакой другой игры в данной номинации от меня можно было не ждать: Fantasy Flight Games в этом году карточных проектов не анонсировали, а вампиров я ждал еще с момента тизера на прошлогоднем Джен Коне.

Почему место в топе?

12-0-12 Теория власти

Мне всегда нравились прототипы Вовы Коршунова (с играми Тимофея, увы, не знаком). А тут: игра на построение движка, в компактной коробке, которая занимает мало места на столе, но при этом остается достаточно гиковской. Я понял, что к играм с данным сочетанием факторов испытываю особую любовь, и теперь их стало на одну больше.

Оставим в прошлом Комикс года -Mr. Miracle by Tom King

Mister Miracle by Tom King

Интерес к этому комиксу у меня появился, когда в 2019 году на самой престижной комиксовой премии Eisner Awards книга взяла сразу три важные статуэтки: лучшая ограниченная серия (вся история уместилась в 12 выпусках), лучший сценарист, лучший художник.

P.S.: С надеждой на скорое издание книги на русском языке.

Warhammer Underworlds: Online

В детстве у меня были наборы Битвы Fantasy. Видимо, этот факт биографии наложил определенный отпечаток, поэтому иногда я посматриваю краем глаза в сторону варгеймов с миниатюрами. Потом понимаю, что забивать дома ценное место солдатиками за астрономическую цену мне не хочется, как и в принципе тратить время на сопутствующие аспекты хобби.

Почему не золото:

1) Мне не нравится политика компании по продаже каждой отдельной армии за 200 рублей. Это все еще дешевле оригинала, но блин =/

Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Гвинт только в этом году добрался до мобильных устройств, поэтому имеет право находиться в списке!

На фоне продуктов других студий игра подкупает оригинальной механикой, которая не продолжает и не развивает идеи Ричарда Гарфилда. К настоящему времени разработчики выпустили уже 7 сетов, не считая стартовый и базовый сеты, которые числятся отдельно, а это почти 1000 карт. В Гвинте мне всегда нравилось, как в, казалось бы, достаточно простой центральной механике разработчикам удалось найти простор для блефа, место для множества хитрых и интересных карт, но при этом сохранив минимальное время партии.

Почему не золото:

1) В игре реализован только ранговый подбор игроков, кроме тренировки с ботами, конечно. То есть все матчи будут влиять на ваш рейтинг, а ведь иногда хочется опробовать новую колоду, поиграть чем-то заведомо несерьезным или просто отдохнуть.

3) Кто же мог подумать, что конкуренты не дремлют?

The League of Legends Card Game

Тимур Лукиянчук

Лукиянчук Тимур

Самая ожидаемая игра – Акватика

Акватика

Неожиданное открытие – Era: Средневековье

Era: Средневековье (Era: Medieval Age)

Оставим в прошлом – Brass. Ланкашир


Игра года. Бронза – Newton

Newton

Игра года. Серебро – Нусфьорд

Нусфьорд (Nusfjord)

Игра года. Золото – Плотина

Плотина (Barrage)

Сергей Афанасьев

Афанасьев Сергей

Поэтому в моих лучших играх года нет хайповых новинок. Но, как говориться, какой год, такие и итоги.

Самая ожидаемая игра – Столкновение цивилизаций. Монументальное издание

Clash of Cultures. Monumental edition

Неожиданное открытие – 7 чудес: дуэль

7 Wonders Duel

Оставим в прошлом – Kingdom Builder

Коробка с игрой Kingdom Builder

Лучше бы не играл. Меня хватило ровно на две партии от которых я горел как никогда. Меня не расстраивает, когда опытные игроки жестко отрезают пути к жетонам локаций и блокируют подходы к замкам – это правильно, так и нужно делать. Другое дело, когда игра несколько ходов подряд заставляет тебя селиться на одном и том же типе местности. И пока другие игроки успешно набирают очки, ты просто ставишь домики там, где тебе разрешают, четко понимая, что в этой партии уже ничего не светит, а тебе еще играть и играть. На мой взгляд игра сильно устарела и ей не хватает управляемости. В эру декбилдингов с полем такая механика не может себя оправдать. Свою коробку я уже продал и, надеюсь, какое-то время она будет радовать нового владельца также, как когда-то меня.

Игра года. Бронза – Mechs VS Minions

Mechs VS Minions (Мехи против миньонов)

Игра года. Серебро – Уотергейт

Уотергейт (Watergate)

Игра года. Золото – Сумерки империи. Четвертое издание

Сумерки империи. Четвертое издание (Twilight Imperium. Fourth edition)

Читайте также: