Настольная игра рококо обзор

Обновлено: 04.07.2024

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Сыграно: 1 партия вдвоём, 2 партии втроём

Короче, как и очень многих, к игре меня привлекла цена. У нас в Минске её продавали не по 500 рур, а по 1000 в пересчёте (чуть больше 15 долларов), но и это просто мизерная цена за такую большую коробку, богатое наполнение и европейское качество. В общем, я не смогла удержаться, хотя сеттинг устроения балов настораживал.

Буквально два слова о том, что мы встретим в игре.

Авторы немцы, поэтому ничего удивительного, что перед нами типичный евро салат из очков, в котором, однако, кроме привычных менеджмента руки и ресурсов присутствуют такие не совсем типичные для евро механики, как преимущество в области (area majority) и построение колоды (deck building). Евро с мажорити и колодами? Уже интересно!

IMG_1430.JPG

Впечатления

Иллюстрации поля, выполненные Михаэлем Менцелем, на первый взгляд кажутся тёмными и мрачноватыми, но потом приходит понимание, что во-первых это же поздний вечер, ведь балы и фейерверки не дают днём, а во-вторых, галантный век, когда освещение было свечное, а свечи стоили недёшево.

И если приглядеться, то видно, как красиво изображены разные залы, статуи, фейерверки, платья и т.д. В общем, со временем я к оформлению прикипела и сейчас оно мне весьма нравится.

IMG_0445.JPG

Плюсы

Что ещё интересно в этом дек-билдинге, так это то, что вы сами выбираете карты на раунд, а не просто слепо тянете их с верха колоды. Если у вас в колоде есть 3+ карты, то вы выбираете из этих всех карт, оставляя остальные на следующий раунд. Если же у вас меньше 3 карт в колоде, то вы берёте всё, что осталось, но зато недостающие выбираете из всего сброса. Очень занятно и добавляет осознанности и планирования.

• Разные типы работников и уникальные работники с бонусами. В игре есть три типа карточек-работников как таковых, и от этого зависит, какие действия они могут выполнять: мастер, подмастерье и ученик.

Также разные работники не только создают уникальную колоду, но и задают вектор развития и поддерживают ваш путь к победе, поскольку многие из них дают очки за разные вещи.

IMG_1429.JPG

• Мажорити. Я не большой фанат этой механики в целом, но тут нравится, потому что раз заняв место, вы уже не перемещаетесь. Т.е. можно чётко понимать, сколько ещё есть свободных мест в зале и нет такого, что ты всю игру набирал где-то мажорити, а кто-то пришёл последним ходом и тебя везде выбил.

• Хочу сделать всё, но надо выбрать одно! Больше всего в играх, кроме вариативности, я люблю, когда они заставляют меня помучиться и выбирать что-то одно из всего того, что хочется сделать.

Т.е. когда хочется сделать всё, а нужно осознанно выбрать что-то одно наиболее важное, при этом понимая, что соперники вот сейчас наверняка уведут вот то платье, которое я ещё хочу сшить, или вот эту ткань, или работника или нужный мне фейерверк. Напряжённость ощущается каждый ход, и ты постоянно вынужден принимать интересные решения. Очень круто, люблю это в играх.

IMG_1425.JPG

• Первый игрок и цены на рынках. В большом количестве евро игр быть первым игроком значит иметь преимущество и больший выбор. А в этой игре первый игрок даже не передаётся по кругу, нужно потратить целое действие и не самого простого рабочего, чтобы в следующем ходу быть первым.

Зато интересно сделаны цены на рынке работников и тканей, что несколько нивелирует преимущество первого. Так, тому, кто имеет больший выбор, и работники, и ткани стоят дороже.

• Интрига до конца. Основной (и непростой) подсчёт очков проходит только в конце игры, и во время партии сохраняется интрига о том, кто же будет победителем, т.е. интересно играть до самого конца.

• Сеттинг. Уникальный сеттинг, который по идее должен нравиться женщинам и девушкам, и таким образом помогать мужчинам уговаривать их играть в эту отличную по механикам игру :) Кроме того, лично я тему здесь неплохо ощущаю, игра не показалась мне сильно сухой или чисто механистичной.

IMG_1426.JPG

Минусы

• Количество игроков. Игра шикарно идёт на троих, и, полагаю, на четверых (на пятерых может быть слишком долго + кризисно). Но наша партия на двоих была довольно скучная, не было той конкуренции и тяжёлого выбора, о котором я говорила выше. Не было особого соперничества за преимущество в залах, за работников или платья. Да и в целом мажорити не особо хорошо идёт на двоих.

• Одни и те же работники в раундах. В колоде всегда одинаковый набор работников и в каждой игре они выходят строго в свой или в следующий раунд (но всё равно за игру выйдут все имеющиеся карты). Т.е. через пару-тройку партий можно уже более-менее запомнить, какие карточки когда будут выходить и готовиться к этому.

IMG_0443.JPG

• Пустое последнее действие. Иногда в самом конце игры последнее действие может получиться пустым, особенно если у тебя остался Ученик, когда ты уже не можешь сшить платье или занять какую-то декорацию, потому что всё разобрали, и даже Королеву взяли, а ткани покупать смысла нет.

• Чистка колоды не очень нужна. По крайней мере мы особо не поняли, зачем чистить колоду обычным способом (отправляя работников во дворец за деньги + бонус), если только не очень нужны деньги, ведь из-за этого игрок теряет основное действие в этот ход. Базовые карты не так уж мусорят руку, потому что карты на ход ты чаще всего выбираешь из нескольких возможных, и есть шанс уравнять их силу. А чем больше карт в колоде, тем больше очков/денег можно получить по ходу партии и в конце за особые карты.

С картами, которые позволяют выкинуть другие карточки в качестве бонуса, чистить колоду чуть полезнее и легче, но и то пользовались мы ими довольно редко (а ещё и неправильно поначалу поняли действие, сделав его более сильным, чем на самом деле).

В общем чистка колоды выглядит здесь скорее как вспомогательный элемент и шанс совсем не потерять ход, если ничего толкового этот работник сделать не может.

• Сеттинг. Уникальный сеттинг, который может отпугнуть очень многих мужчин-игроков, которым шитьё платьев и устроение бала будет претить. Несмотря на то, что это исконно мужская профессия :) Но перебороть некоторых будет очень сложно, увы. Хотя, кстати, обе мои партии на троих выиграли мужчины.

IMG_1428.JPG

Диагноз

Всё вместе при игре на троих+ создаёт напряжённые и увлекательные партии, где важен практически каждый выбор и каждый ход, где соперники не дремлют и уж наверняка заберут то, что вы хотели, поэтому приходится всё время приоритизировать свои потребности. Больше всего мне нравится именно эта необходимость каждый ход решать, что важнее и нужнее, часто жертвуя чем-то другим. А успеть, конечно, хочется везде.

В игре есть основной вектор развития — платья в залах, к которому можно добавить довольно много разных возможностей получения победных очков через карты и декорации.

Мне же игра после первой партии втроём ну очень запала в душу. Вторая партия только усилила эффект. Она такая ламповая засчёт темы и оформления и в то же время азартная, умная, увлекательная. Я даже не ожидала, что мне так понравится после первой довольно никакой партии вдвоём. А сейчас мне хочется побольше в неё играть и я легко ставлю ей 8,25 баллов. Одна из лучших покупок за свои деньги однозначно.


Игра «Рококо», локализованная усилиями компании «Звезда» в прошлом году, относится к той самой категории игр с сильной и интересной тематикой. Где еще, ну кроме Pret-a-Porte Тшевичека, игроки занимаются пошивом платьев? Кроме того, за изобразительную часть «Рококо» отвечает Михаэль Менцель, а одним из авторов является Маттиас Крамер (Glen More, Lancaster и Helvetia). Наряду с такими достоинствами игра обладает еще и любопытными «мулечками» в механике, что означает лишь одно - любитель хороших евроигр просто обязан поиграть в «Рококо»!

Если сравнивать эту игру с иной локализацией «Звезды», «Терра Мистика», то мои предпочтения все же на стороне именно «Рококо», так как «ТМ», являясь очень достойной игрой, в плане тематики и атмосферы ничего не дает игрокам, уповая лишь на необычность бэка в царстве еврогеймов. Конечно же это право авторов, но тот же «Lords of Waterdeep» доказывает, что евро в фэнтези сеттинге это не банальный «сухарь» с идеально подогнанными компонентами…


Вернемся, однако, к «Рококо». Игра посвящена той самой эпохе Людовика XV с балами, страстями и, конечно же, госпожой Помпадур. Век Вольтера и Монтескьё, Казановы и шпанских мушек…Игрокам уготована судьба стать продолжателями дел Жана Буато и Жака Рени - шить лучшие наряды для придворных дам, их мужей и поклонников, получать за это очки престижа и по итогам семи раундов стать самым-самым известным кутюрье Парижа XVIII века!

Игровое поле представляет собой изображение Версаля и его залов, где король Франции устраивал бесконечные балы (причём поле двухстороннее - одна сторона предназначена для 2-3 игроков, а вторая - для 4-5). В коробке с игрой вы также обнаружите огромное количество картонных и деревянных компонентов (жетоны ливров, текстильной галантерии и пр.). Да, наши локализаторы не поленились и вложили в коробку достаточное количество пакетов для сортировки компонентов.


Итак, игра длится ровно 7 раундов по окончанию которых игроки проводят детальный подсчет очков, конвертацию всего и вся в победные очки и определяют, таким образом, победителя. Ничего нового для поклонников евроигр, есть, однако, и приятные новшества.

Каждый раунд игры сводится к тому, что игроки по очереди совершают ходы, выбирая доступные опции с помощью своих работников, но (!) игрок не перемещает мипла из запаса на игровое поле, указывая на свой выбор, а разыгрывает карту по своему выбору из руки. Да-да, каждый работник представлен отдельной картой, более того работники делятся на три категории (мастер, подмастерье и ученик), а также обладают уникальными бонусами, срабатывающим при розыгрыше этой карты. Дифференциация работников по уровню мастерства в игровом контексте означает, что с помощью карты мастера вы можете выполнить любое действие, а вот возможности ученика весьма ограничены…


В начале игры игрок получает всего пять работников, из которых каждый ход выбирает лишь троих, но в течение партии вы можете расширять свой штат, отправлять своих подопечных к королю (сиречь выгонять за деньги). Таким образом выигрыш в «Рококо» зависит не просто от правильного розыгрыша карт, согласно выбранной стратегии, но и грамотном подборе кадров. Самый настоящий декбилдинг в евроигре это очень здорово и достаточно свежо. Более того, в свое время я так и не смог решить проблему сотрудников в своей «Munivers de Paris», используя стандартные механики евростратегий, здесь же авторы нашли элегантное и очень уместное решение. Браво!

Второй момент, что понравился мне как начинающему автору, это проблема первого игрока (первым игроком, как правило, выгодно быть, так как ему доступны все варианты действий этого хода). В «Рококо» это правило не изменилось, но за вариативность надо платить, причем не в переносном смысле - чем меньше элементов осталось на этом поле действия, тем меньше игрок заплатит за их получение. Хорошее правило!

Есть и минусы у этой замечательной игры. Первый это наличие тех самых монет литров. Да, я прекрасно понимаю, что это создает атмосферу игры, но в настоящее время это анахронизм - игрок каждый раз должен совершать совершенно необязательные действия по получению жетонов, их обмену и подсчету. Бррр.

Второй, да простят меня ребята из «Звезды», это мелкие погрешности в переводе. Я честно говоря не понял выражений «финансирование Декора», «набирают карточки на руку». Есть просто описки как на второй странице правил - написано, что количество игроков на поле указано в нижнем левом углу, а на самом деле в нижнем правом. Ошибки и неточности не критичные, но досадные…

Подведем итоги. Мне понравилась «Рококо», в ней есть приятные элементы игровой механики, игра оформлена именитым и любимым многими художником, а нетривиальная тема невольно заставляет открыть энциклопедию или, хотя бы, Википедию и почитать про эпоху Рококо в галантном XVIII веке…

Коробка с игрой Рококо (Rococo)

Рококо ты мое, рококо

Франция XVIII века, период правления короля Людовика XV, при котором стиль рококо, с присущей ему легкостью, игривостью и красотой, достигает своего апогея. А где подобные качества концентрировались в то время? Правильно, на балах. Именно такое мероприятие нам и предстоит организовать для благородных дам и господ, пытаясь на этом заработать больше престижа, чем ваши конкуренты. Добиваться желаемого мы будем пошивом на заказ платьев и камзолов, а также финансированием декораций и музыкантов.

Все действие длится на протяжении 7 раундов на общем игровом поле, состоящем из четырех основных частей. Здесь располагаются пять залов и терраса королевского дворца, где господа и дамы будут щеголять в арендованных у нас платьях, а также займут свои места музыканты и декорации; склад, где мы будем приобретать различные материалы для шитья; мастерская, дающая нам выбор эскизов доступных платьев; и поле найма, куда в начале каждого раунда выкладываются новые карты работников.

Действия выполняются с помощью карт рабочих, которых имеется три типа, каждый со своими ограничениями и преимуществами. Первым у нас идет ученик, и нам не удастся добиться с его помощью расположения королевы, он не обучен делать платья и, откровенно говоря, некомпетентен в вопросе найма рабочей силы. В остальном же он вполне себе молодец. Следующим у нас идет подмастерье, которому пока не доверяют лишь набор новых работников. И, наконец, мастер, способный делать все. Более того, лишь он может шить те платья, на которых указан золотой наперсток, а также выкладывать их на места в залах с таким же обозначением.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

В начале каждого раунда вам надлежит выбрать три карты из своей колоды, которые вы планируете использовать. Разумеется, вам нельзя использовать тех работников, что находятся в сбросе. Если в колоде их ровно три (или меньше), вы обязаны взять на руку то, что осталось, и, при необходимости, отобрать нехватающие карты из новой колоды, созданной из сброса. При найме нового работника, карта идет вам сразу в руку, позволяя сразу рассчитывать на ее бонусное действие. Разумеется, именно оно усложняет выбор. Почему? Потому что самые сильные эффекты оказываются на слабейших картах, которым, как мы помним, доступно меньше основных действий. Так что к пополнению руки приходится подходить с умом. Правильный выбор карт позволит провернуть небольшие комбинации действий, а их бонусы зададут некоторый стратегический вектор.

Игровое поле в деталях

Компоненты игры Рококо (Rococo)

Так король без одежды?

Смешно (и грустно) то, что на западе игру смогли оценить. Более того, в этом году даже выйдет новая делюкс-версия, тогда как в России она стала грустной историей и притчей во языцех.

Впечатления от игры Рококо / Rococo и дополнения Jewerly Box.


В России эта игра вообще провалилась. Себе коробочку я приобрел на Игроконе-2016 (кажется), когда её продавали за тысячу рублей. А через год остатки продавали уже за пятьсот. Это, наверное, самый провальный продукт в стане настольных игр, о котором я знаю. Но, это не касается европейского рынка, ведь к провальным играм не выпускают дополнения.

Базовая игра

Стереотипы погубили отличную игру. Рококо действительно отличается от других игр, сочетая в себе уже знакомые механики так, как никто не делал до этого.




Для сохранения интриги, ткани здесь хранятся в тёмную, а кубики (естественно), в открытую. Иногда из-за этого возникает неожиданная война за платья.

Рынок платьев работает более традиционно. Так как это не сырьё, а продукт, для пошива потребуется комбинация тканей и некоторое количество денег (за схему?). Если продать платье, оно просто даст игроку денег. А вот если сдать его в аренду, игра продолжится на поле. Во-первых, каждая аренда принесёт игроку победные очки. Во-вторых, они будут биться за влияние в каждом из залов дворца, принося победителю дополнительные победные очки. Это контроль территорий, похожий на холодную войну эпохи Возрождения (или схватку павлинов). Как бы нелепо не звучало, эта картина отлично передаёт атмосферу заданного времени. Однако, отсутствие динамики на поле -весомый минус игры.



По истечении нескольких раундов, случается королевский бал, считаются очки и всё, собираем игру в коробку. Да, так необходимая кульминация происходящего превращается в математический подсчёт. А что вы хотели от евро?

Дополнение

Однако, дополнение однозначно заслуживает внимания. Здесь появилось три нововведения: драгоценности, обучение работников и профильные ученики.




Карты профильных учеников представляют собой эдакие квесты, выполнив которые вы получаете ученика без особого эффекта, но приносящего при розыгрыше 3 победных очка. Эти карты самые неоднозначные, на первый взгляд их ценность более-менее равна. Но на деле, одни поддерживают игрока, а другие наоборот тормозят. Например, задание пошить три камзола или платья вполне вписывается в канву игры, а вот иметь 30 монет на руках отталкивает игрока от покупок ради сохранения денег, что не вписывается в процесс.

В целом дополнение задаёт игре и глубины (экзаменами) и ширины (драгоценностями), но обязательным не является. Нам он обновил взгляд на игру, когда она успела поднадоесть. Но мы даже с ним не успели отыграть десяти партий!

Впечатления

Читайте также: