Настольная игра генералы вторая мировая обзор

Обновлено: 04.07.2024

Информация

автор: Ian Brody
художник: Nicholas Avallone
издатель: Griggling Games, Inc.
Asyncron Games
магазин: Blaster
Территория игр
BoxWithGames
НастольнаяИгра.ру
Divo Rog
O.M.G, магазин нестандартных подарков
Geekach Shop (Украина)
PortalGames Украина
Планета Игр (Украина)
Игрофишка (Украина)
7 миплов (Минск)
магазин настольных игр МипЛанд
Игротрон - настольные игры
Дом Игр (Украина)
Игра на столе
Весело Сидим
Кубик (Украина и СНГ)
НАСТОЯЩИЕ ИГРЫ, г.Тюмень
igromaster.by - Минск
BanzGames
.
язык: Русский
Английский
Французский

Поcтавка

Награды добавить

  • добавить
  • фото или видео
  • статью
  • файл или ссылку
  • связанную игру
  • похожую игру
  • событие или новость
  • комментарий

Описание игры

Упрощеннная глобальная стратегия про Вторую Мировую войну, рассчитанная на достаточно большое количество игроков.

Игроки действуют командами, и могут разыгрывать в ход только по одному действию, и из-за этого должны координировать свои планы.

Фото и видео

Фото из отчётов

Статьи и списки

Генералы. Вторая. 8.42

Календарь. 9.61

Как японские танки. 6.95

Файлы и ссылки

Связанные игры

Quartermaster. 7.78

Quartermaster. 7.37

Quartermaster. 7.08

Quartermaster. 7.63

Похожие игры

Imperial 7.14

Империал 2030 7.07

Popular Front 7.20

Risk. Игра в. 5.58

С миру по нитке. 9.64

Война есть — нужны. 7.15

Комментарии

Такой вопрос : Если Италию выбили из Италии и захватили её, как ввести армию Италии снова ?

Никак. Ждать пока освободиться территория Италии либо если сыгран ответ "Румынские подкрепления", и то, если немецкий танк стоял на звезде.

В "Файлы и ссылки" добавлен перевод карточек для 2-й редакции игры, адаптированный к терминам и географическим названиям русской локализации 1-й редакции.

Хотел бы поделиться своими мыслями по поводу правил. Пока не сыграл ни одной партии, но правила читал внимательно, также читал отчеты Юрия Тапилина.

Многие (в том числе Юрий) сетуют на дизбалансность первой редакции игры. Однако, возможно, эта дизбалансность появилась в результате неверной трактовки правил, а именно - правил, касающихся использования доп. маркеров снабжения, для Британии в Канаде и для США в Сычуане.
На самом деле, для того, чтобы получать победные очки с этих маркеров, нужно сделать не так мало, как кажется. После установки самих маркеров (с помощью спец. карт) в них нельзя произвольным образом строить армию (а значит, получать очки). До них сначала нужно добраться по цепочкам снабжения, либо задействовать еще доп. карты (которые еще неизвестно когда выпадут) - обе британские - одна позволяет "нанимать" армию в Канаде/Австралии/Индии, другая позволяет "нанять" в Сычуане армию США.

Хотя на самом деле я написал неправильно насчет Сычуаня - статус позволяет США вводить армии в Сычуань непосредственно (как в начальный сектор страны), естественно, с помощью карты "Создать армию".

"Хотел бы поделиться своими мыслями по поводу правил. Пока не сыграл ни одной партии. " -Ждем рецензий на геймплей игр, которых вы не видели и книг, которых вы не читали

А как правильно считать в игре расстояние в секторах при розыгрыше карт бомбардировок. Например, стартовый сектор США и стартовый сектор Германии/Италии разделяю 3 сектора. Считаются ли начальные сектора Германии и Италии в пределах 3 секторов от армии США?
Спасибо

Я считаю так - указанное число секторов минус один - это то, сколько должно быть между указанными секторами.

То есть стоим в каком-то секторе, двигаемся на сектор рядом, считаем "один", ну и дальше. Если на счет "3" или меньше пришли в Германию (или куда там нужно) - значит условие бомбардировки выполняется.

Сначала тоже так думал, но потом появились карты, в которых есть понятие "соседний сектор", а в других есть понятие "на расстоянии 1 сектора". Тогда при вашем подсчёте и соседний и на расстоянии 1 сектора, получается, совпадают.

Мне кажется, одно другому не противоречит. "Соседний сектор" - это более правильное словосочетание, и обычно оно в картах и фигурирует. А "в пределах 1 сектора" - это копирование стиля из одной и той же серии карт экономической войны, единообразие стиля, скажем так.
Но верить мне не заставляю :)

Подскажите те кто играет. Статус выложенный на стол после срабатывания сбрасывается или действует до конца всей партии?


Вторая Мировая война – самый крупный вооружённый конфликт в истории человечества. В нашей стране больше внимания уделяется сражению Германии и СССР, хотя помимо этого были и другие фронты: Тихоокеанский, где схлестнулись Япония и США и средиземноморский, где Союзники воевали с немцами и итальянцами. Бои также велись в Африке, и, конечно же, на территории самой Европы. Познакомиться с ходом ведения боевых действий поближе, узнать, где и как велись сражения, прочувствовать особенности всех основных участников войны, а также получить огромное удовольствие в процессе поможет игра «Генералы. Вторая мировая».

КОРОТКО ОБ ИГРЕ

В «Генералах» каждый игрок выступает за одну из шести стран, участвующих во Второй Мировой войне, причём страны делятся на две команды. За «Ось» выступают Германия, Италия и Япония. Противостоят им «Союзники» – СССР, Британия и США. Начинается игра в условном 1939 году и заканчивается в условном 1945-м. На деле же исход войны определите вы сами. Возможно, получится так, что немецкий блицкриг окажется удачным, и отбивать Москву придётся Британии вместе с Америкой. А, может быть, всё получится наоборот, и уже в 1942-м советские танки окажутся в Берлине.

Игровое поле представляет собой карту мира. Вся суша и морские территории на карте поделены на отдельные регионы, за которые и придётся вести войну. Некоторые регионы помечены звёздами – это ключевые участки, которые имеют важное значение, их нужно будет захватывать в первую очередь. Также на поле есть несколько треков – счётчик победных очков по периметру и счётчик ходов в левой части. В нижней секции расположены памятки по очередности действия игроков и по фазам хода.

Игра длится 20 раундов, каждый из которых можно условно приравнять к 3 месяцам. Все действия в игре выполняются с помощью карт. У каждой страны имеется своя колода. Всего в игре есть 8 типов карт, причём, не в каждой колоде присутствуют все типы. Количество карт в колоде каждой страны также различно. Скажем, у Италии колода самая маленькая, а у Америки – самая большая.

Из 8 типов карт половина, 4 штуки, условно «простые» карты: строительство и атака на суше и на море. Ещё 4 типа карт – это разовые события; карты экономической войны, заставляющие противников сбрасывать карты из колоды; карты реакции, а также статусы. В основном все карты после использования отправляются в стопку сброса. Исключение составляют карты реакции, которые выкладываются на стол лицом вниз и вскрываются в подходящий момент, а также карты статусов, которые остаются лежать на столе до конца игры и каким-то образом меняют правила именно для того игрока, который их сыграл. Важно, что ушедшие в отбой карты никогда не возвращаются, и, если у кого-то заканчивается колода, то остаёшься играть с тем, что есть на руках, а если закончатся и эти карты – начинаешь пропускать ходы. Поэтому очень важно использовать карты с разумной долей экономии, чтобы не остаться в конце партии ни с чем, что грозит как минимум утратой инициативы, а как максимум – поражением.


В каких целях ведётся война? В основном – ради победных очков! У кого их после 20-го раунда будет больше, тот войну и выиграл. Но партия может закончится и досрочно. Если в конце раунда (после того, как сыграет Америка) разрыв на счётчике очков достигнет 30, выигрывает лидирующая команда. Ещё один вариант завершить игру досрочно – захватить 2 столицы команды противника. Наиболее вероятный вариант – это оккупация командой Союзников расположенных совсем рядом Германии и Италии, но возможен и захват Осью Москвы и Лондона. На практике наиболее часто победа достигается по разрыву в 30 очков, на втором месте – завершение игры после 20-го раунда.

Каким же образом зарабатываются эти самые победные очки? Они начисляются в конце хода каждого игрока. На поле есть сектора, отмеченные звёздами. Это – ключевые территории, приносящие очки тому, кто их контролирует. Каждый игрок в свой ход получает очки за каждый занятый сектор со звездой. Ещё один источник очков – карты статусов. Они могут вводить дополнительные условия начисления очков, например, захват конкретного региона или наличие флотов. Ещё иногда очки приносят карты экономической войны.

Захват секторов выполняется с помощью армий – деревянных фишек в форме танков. В начале партии у каждой страны есть армия в домашнем регионе, а впоследствии с помощью карт строительства и событий можно выставлять на поле новые армии. Важно, что количество карт строительства и фишек армий у всех стран различно. Например, СССР может выставить на поле 7 танков, а Италия – только 4. Поэтому потенциальная военная мощь и возможности удерживания ключевых секторов у всех стран различны. Помимо суши война будет идти и на море. И, хотя удержание морских секторов очков не приносит, морской путь – единственная возможность попасть в некоторые регионы. Например, Атаковать Лондон Германия может только построив флот в Северном море. Не обойтись без кораблей и островной Японии.


В игре есть ещё несколько нюансов, на которых я не будут заострять внимание – правила снабжения, возможность сбрасывать карты из руки для поиска нужных карт в колоде и более быстрого обновления руки, а также выбор стартовой руки.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

«Генералы» предназначены компании от двух до шести игроков. Лучше всего садиться за неё строго вшестером, т.к. если игроков будет меньше, кому-то придётся играть сразу за две страны, а то и за три. Это не очень-то просто, потому что надо будет ориентироваться сразу в двух колодах и сразу в двух наборах карт. На практике вполне можно собираться впятером, тогда кто-то один берёт под управление сразу Германию и Италию. Чуть сложнее, но тоже возможно, играть вчетвером, тогда ещё один игрок будет действовать сразу и за Британию и за США. А, вот, три или два человека – это, пожалуй, слишком мало. Таким составом лучше поиграть по что-нибудь другое.

ВРЕМЯ ИГРЫ

Правила игры достаточно несложны. Понять суть игрового процесса можно уже в первой партии, которую для новичков следует предварить объяснением типов карт, правил снабжения, условиями размещения фишек на поле. На объяснение правил потребуется минут 10.

На изначальную подготовку нужно где-то 5 минут. Разложить поле, выдать всем по колоде и по комплекту фишек, выставить в домашние регионы по армии, разложить жетоны по счётчикам. Затем каждый игрок должен сдать себе начальные карты, просмотреть их, и сразу же убрать несколько из них в сброс. Это, пожалуй, самая драматическая часть игры, потому что сбрасывать обычно всё жалко.

Длительность самой игры зависит от того, есть ли за столом новички. С учётом времени на объяснение правил можно уложиться в полтора-два часа. Когда за столом собираются опытные игроки, партия обычно длится час, максимум полтора. Изредка случаются и досрочные победы по очкам и на 30-й минуте игры.


СЛОЖНОСТЬ

На мой взгляд «Генералы» – лёгкая игра, хотя и с небольшим подвохом. Проявляется этом в том, что правила игры достаточно просты и чтобы их освоить не нужно много времени, даже абсолютному новичку всё становится понятно уже в первой половине первой партии. Однако совершенно осознанно можно играть только имея за плечами несколько сессий, нужно знать колоду каждой страны, представлять, какие у каждого игрока есть возможности, какие бывают опасные комбинации карт, способные переломить ход войны и резко поменять ситуацию на поле.

Особенно стоит отметить Японию, которая начинающими игроками воспринимается как сложная и скучная страна. У неё в колоде много карт реакций, и чтобы обдуманно их играть, нужно представлять себе течение игры и возможности потенциальных противников, чтобы заранее знать, от чего защищаться. Поэтому новичков за Японию лучше не сажать. Если за столом собрался смешанный состав из неопытных и бывалых, новеньким лучше в первый раз дать порулить Италией или Британией, для новичка это самые дружелюбные страны.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Основной источник случайности в игре – это колода. Теоретически возможны две крайние ситуации: когда словно по заказу приходят самые сильные карты и когда рука совершенно никудышная и играть нечего. На практике же даже самые сильные комбинации карт не всегда означают автоматическую победу, а невезение можно перебороть, воспользовавшись опциональным правилом «Перераспределения ресурсов»: если позарез нужна карта строительства или атаки, а в руке её нет, можно сбросить 4 карты и найти в колоде то, что необходимо. Поэтому на мой взгляд фактор случайности в игре колеблется на нормальном уровне, хотя иногда может немного от него отклоняться.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

Взаимодействия в игре более чем достаточно – всем игрокам приходится бороться за контроль над ключевыми секторами и воевать друг с другом. Территорий со звёздами на поле не так уж много, расположены они достаточно близко друг от друга, так что игрокам очень быстро становится тесновато. Что приятно, взаимодействие проявляется не только в плане ведения боёв, но и в плане поддержки товарищей по команде. Практически у каждой страны есть карты, позволяющие сделать что-нибудь хорошее для кого-то из союзников.

ДИНАМИКА

Один из крупных плюсов «Генералов» – это быстрые ходы. В свой ход игрок должен сыграть всего 1 карту, выбрав её из 7 карт на руке. Сражения тут также разыгрываются мгновенно и не требуют каких-то бросков кубиков или других процедур, требующих времени. Сыграл карту атаки – убираешь с поля вражескую фишку. Ход каждого игрока делается очень быстро, своей очереди ждать не приходится, да и не замечаешь этого, внимание постоянно приковано к полю, т.к. действия каждой страны меняют игровую ситуацию и касаются каждого.

КОМПОНЕНТЫ

«Генералы» – это игровое поле, шесть колод карт и набор деревянных фишек флотов и армий. Основное, конечно, карты, поскольку на них строится весь игровой процесс. Качества они нормального, хорошего. В плане оформления к ним есть пара замечаний. Первое, субъективное, это местами мелковатый текст. Второе, объективное, бедное оформление. Уже отмечалось, что игре 8 типов карт, так вот, карты одного типа отличаются друг от друга только текстом. Это не Magic: The Gathering и даже не Twilight Struggle, где у каждого события есть уникальная иллюстрация, изображения везде одни и те же. Более того, даже солдаты и корабли на картах строительства армий и флотов у всех стран одинаковы. Отличаются карты лишь фоновым флагом.


Игровое поле хорошее, наглядное, но у него, увы, тоже есть минусы. В некоторых местах не совсем понятно примыкают ли друг к другу отдельные регионы. В правилах есть целых список пояснений наподобие «Япония и Дальний восток не считаются соседними», но запомнить их получится далеко не с первого раза. Было бы лучше, если бы поле было бы нарисовано так, чтобы таких вопросов не возникало.

Деревянные фишки и корабли мне нравятся. Выглядят они немного абстрактно, но на поле смотрятся очень хорошо, наглядно. Буклет правил тоже хорош, всё понятно, с примерами и пояснениями.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Поклонникам второй мировой войны
  • Любителям игр с ассиметричными возможностями
  • Людям, которые хотели бы сыграть в Axis & Allies за 2 часа

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям боёвки с кучей кубиков
  • Людям, которые не могут собрать за одним столом хотя бы 5 человек
  • Людям, которые не терпят военные игры, в которых Германия может победить

РЕЗЮМЕ

«Генералы. Вторая мировая» – отличная игра. Настолько прекрасная, что мы играем в неё уже более года. Приобретены оба выпущенных дополнения – Air Marshal, вводящее в игру авиацию, и Alternate Histories – добавляющее в колоду каждой страны новые карты с новыми возможностями. За плечами уже более 100 (!) партий, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, каждый раз получая от игры огромное удовольствие. Причём, что приятно, почти в каждой партии случается какая-нибудь уникальная, ранее невиданная ситуация. То американцы Москву освободят, то Япония объявится в Западной Европе, то СССР высадится на японских островах. Настоятельно рекомендую сыграть в «Генералов» всем, кому нравятся настольные игры! Она – офигенная!


К «Генералам» я присматривался достаточно долго и не был уверен, что поступаю правильно, приобретая коробку. За игрой тянется шлейф отрицательных отзывов о скуке игрового процесса, дисбалансе сторон и блеклом оформлении. Но тематика Второй мировой манила, и вот коробка оказалась у меня.

КОРОТЕНЬКО О ПРАВИЛАХ

В игре перед нами разворачиваются события 1939–1945 годов. Стороны конфликта известны. Одна команда играет за Союзников (СССР, Великобритания, США), другая — за Ось (Германия, Италия, Япония). Если игроков шестеро, то каждый берёт под управление одну страну, если меньше — кто-то играет за две или три державы. В распоряжении игрока танки, флот и самое главное — колода карт. Любые действия в игре можно выполнить только с помощью карт. Карточная колода — это ещё и своеобразное отражение военной экономики страны. Кончились карты, а до конца игры ещё далеко? Извини, значит военный лидер из тебя оказался так себе.



Цель игры — контроль точек снабжения. Они на карте обозначены звёздами. За каждую точку, контролируемую на конец хода, игрок получает 2 победных очка (1 очко, если делит точку пополам с союзником). После двадцати ходов лагерь, набравший больше ПО, побеждает. При ничьей победа достаётся Оси. Есть два варианта досрочной победы: захват двух вражеских столиц или отрыв от конкурентов на 30 и более очков.


И ещё одна важнейшая задумка авторов: в конце хода юниты игрока должны быть соединены непрерывной цепочкой из армий и флотов с любой точкой снабжения. В противном случае юниты снимаются с поля. Если же в начале хода какая-то из армий оказалась отрезана от снабжения, то она не может атаковать, но у игрока есть время до конца хода, чтобы восстановить снабжение и тем самым спасти юнит.


БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Итак, авторы сконструировали настолку на контроль территорий, поставили ей карточный движок, а дальше принялись отдавать дань истории. «Генаралы» — подчёркнуто асимметричная игра. Стороны конфликта отличаются не только числом юнитов, но и количеством и типами карт в колоде. Самая большая колода у США — 40 карт. Самая маленькая у Италии — всего 34 карты. У СССР много сухопутных юнитов и больше всех карт «Создать армию», а вот флот всего один. Япония напротив — морская держава.

Подробнее о составах колод и особенностях игры за каждую страну расскажем в отдельном обзоре.

Следование историчности (пусть и довольно дилетантское) сделало своё дело, и баланс рухнул в сторону Союзников. Как бы ни старалась ребята в нашей игровой ячейке, но победить за Ось, играя в базовую игру, не получилось ни разу. Даже когда Германии везло с картами и уже в дебюте партии приходили мощные статусы «Блицкриг» или «Жажда действия», у СССР хватало армий, чтобы удержать врага на подступах к Москве. А дальше по канону: Красная армия ломилась в Европу, американцы и британцы высаживались в Нормандии, где-то к 15 ходу у Италии заканчивалась колода, а Германия по сути оставалась одна против трёх союзных армий. Исход предрешён.


Такое положение дел сильно подломило интерес к игре. А я полез в инет, где нашёл некоторое количество предложений по изменению правил и подкрутке баланса. В основном они касались возможности повторно использовать колоду после того, как она заканчивалась, что мне категорически не нравилось, поскольку на корню убивало одну из фишек игры — необходимость планирования и продуманного расходования карт. Оказалось, чтобы вернуть настолке реиграбельность, нужно просто приобрести дополнение «Маршалы авиации». Доп не локализован в России, поэтому пришлось заказывать английскую версию и клеить русский текст на карты поверх английского.

В ДЕЛО ВСТУПАЕТ АВИАЦИЯ


Дополнение вводит в игру самолёты и новый вид карт — карты поддержки. Причём большее количество этих карт получили страны Оси (20 штук на троих против 17 у Союзников). В «Маршалах», помимо розыгрыша одной стандартной карты, игрок может дополнительно сыграть карту «Развёртывание авиации» и выставить на поле самолёт или сбросить любую карту с руки и переместить самолёт. Самолёты выступают в качестве вспомогательного рода войск и размещаются только в тех секторах, где уже есть родные юниты. Храбрые пилоты могут ценой собственной жизни предотвратить уничтожение танка или корабля при атаке противника или, наоборот, добить юнит, которого перед этим «прикрыл» вражеский самолёт. Также в «Маршалах» игрок получил возможность разыгрывать прямо с руки неограниченное количество карт поддержки. Дополнение значительно оживило игровой процесс и подкрутило баланс. В первой же партии с участием авиации Ось победила по очкам! Игра засияла новыми красками и надолго закрепилась в моём личном топе любимых настолочек. Победа за Ось стала реальна, а победа за Союзников перестала быть предрешённой. Теперь СССР сотоварищи приходится переламывать немецкую военную машину и выгрызать каждый клочок земли (тем слаще победа за Союзников!).

ДОСЬЕ НА ГЕНЕРАЛОВ


Предупреждение! Партия в «Генералов» располагает к большому количеству неполиткорректных шуточек в духе «Ещё только первый ход, а Францию уже оккупировали» и т.д.


«Генералы» — игра про взаимодействие. В этой игре практически невозможно победить, если союзники не будут координировать свои военные операции. На этом фоне что только ни придумывали в нашей игровой ячейке, чтобы скрыть свои планы от противников: секретный чатик в вайбере, военный совет на кухне, донесение на блокнотном листочке.

Научиться играть в «Генералов» просто, научиться выигрывать — сложнее. Правила просты: разыграл карту — применил её свойство. Сложность «Генералов» — это сложность выстраивания долгосрочной стратегии. Сложность выбора между тем, какие карты приходят тебе в руку, и тем, каких действий ждут от тебя союзники. «Прокручивать» колоду в «Генералах» — довольно опасное занятие, хотя игра даёт такую возможность. Велик шанс остаться без карт до того, как партия закончится. Для правильного планирования необходимо хорошо знать свою колоду и хотя бы примерно представлять, на что способны союзники и противники. Понимание приходит с опытом.


С масштабированием игры есть определённые проблемы. Авторы игры заявляют количество игроков от 2 до 6, но поначалу лучше играть полным составом. После пары партий можно брать под командование две страны. Дуэльный вариант игры, когда каждый берёт под управление Ось или Союзников целиком, подходит скорее для игроков, хорошо знакомых с этой настолкой.

«Генералы» — это настолка не про сражения. В этой игре вы примеряете роль не полевого командира, а скорее верховного главнокомандующего, который из собственного кабинета посылает в огонь целые армии. Сражения предельно абстрактны. Если у игрока в секторе, соседнем с армией противника, есть боеспособный юнит, то достаточно просто разыграть карту атаки, чтобы снять вражескую армию с поля. Вот и весь бой. За такую куцую боёвку игра и получила внушительную порцию отрицательных откликов.

Вклад в победу неравнозначен. Как ни крути, но в 90 % партий главные роли в театре военных действий играют СССР и Германия. А играя за Италию, порой особенно остро ощущаешь свою вторичность: смотри, что делают немцы, и помогай им в этом. Проблема частично решается при игре неполным составом, когда у игрока под управлением несколько стран.


ИТОГ: «Генералы» — это настольная игра, которая по части воплощения «духа истории» смотрит куда-то в сторону варгеймов. Но добивается историчности не путём обвешивания каждого юнита кучей показателей (бронирование, стрельба, передвижение и т.д.), а через тщательно проработанные и тематичные колоды карт. У авторов получилось собрать абсолютно разные и непохожие друг на друга стороны конфликта и при этом сохранить баланс (пусть и путём издания дополнения). Игра требует определённой подготовки и вряд ли с первого раза понравится новичкам в мире настолок. Нужно быть готовым сыграть в неё несколько раз, чтобы «Генералы» раскрылась полностью. И нужно быть готовым, что первые партии могут длиться 3 часа и более. При этом большую часть времени ты будешь ждать своего хода.

Если же вам удастся прорваться сквозь все барьеры (а ещё лучше — собрать вокруг себя подходящую компанию), то приготовьтесь ловким обходным манёвром перерубать снабжение немецким танкам, рвущимся к Москве, бомбить мерзких «макаронников» с авианосцев в Средиземном море или высаживать японский десант в Канаде, угрожая дяде Сэму крахом.

Приятной игры. Пусть войны будут только за игровым столом. Всем добра и мира. )


Вторая Мировая война – самый крупный вооружённый конфликт в истории человечества. В нашей стране больше внимания уделяется сражению Германии и СССР, хотя помимо этого были и другие фронты: Тихоокеанский, где схлестнулись Япония и США и средиземноморский, где Союзники воевали с немцами и итальянцами. Бои также велись в Африке, и, конечно же, на территории самой Европы. Познакомиться с ходом ведения боевых действий поближе, узнать, где и как велись сражения, прочувствовать особенности всех основных участников войны, а также получить огромное удовольствие в процессе поможет игра «Генералы. Вторая мировая».

КОРОТКО ОБ ИГРЕ

В «Генералах» каждый игрок выступает за одну из шести стран, участвующих во Второй Мировой войне, причём страны делятся на две команды. За «Ось» выступают Германия, Италия и Япония. Противостоят им «Союзники» – СССР, Британия и США. Начинается игра в условном 1939 году и заканчивается в условном 1945-м. На деле же исход войны определите вы сами. Возможно, получится так, что немецкий блицкриг окажется удачным, и отбивать Москву придётся Британии вместе с Америкой. А, может быть, всё получится наоборот, и уже в 1942-м советские танки окажутся в Берлине.

Игровое поле представляет собой карту мира. Вся суша и морские территории на карте поделены на отдельные регионы, за которые и придётся вести войну. Некоторые регионы помечены звёздами – это ключевые участки, которые имеют важное значение, их нужно будет захватывать в первую очередь. Также на поле есть несколько треков – счётчик победных очков по периметру и счётчик ходов в левой части. В нижней секции расположены памятки по очередности действия игроков и по фазам хода.

Игра длится 20 раундов, каждый из которых можно условно приравнять к 3 месяцам. Все действия в игре выполняются с помощью карт. У каждой страны имеется своя колода. Всего в игре есть 8 типов карт, причём, не в каждой колоде присутствуют все типы. Количество карт в колоде каждой страны также различно. Скажем, у Италии колода самая маленькая, а у Америки – самая большая.

Из 8 типов карт половина, 4 штуки, условно «простые» карты: строительство и атака на суше и на море. Ещё 4 типа карт – это разовые события; карты экономической войны, заставляющие противников сбрасывать карты из колоды; карты реакции, а также статусы. В основном все карты после использования отправляются в стопку сброса. Исключение составляют карты реакции, которые выкладываются на стол лицом вниз и вскрываются в подходящий момент, а также карты статусов, которые остаются лежать на столе до конца игры и каким-то образом меняют правила именно для того игрока, который их сыграл. Важно, что ушедшие в отбой карты никогда не возвращаются, и, если у кого-то заканчивается колода, то остаёшься играть с тем, что есть на руках, а если закончатся и эти карты – начинаешь пропускать ходы. Поэтому очень важно использовать карты с разумной долей экономии, чтобы не остаться в конце партии ни с чем, что грозит как минимум утратой инициативы, а как максимум – поражением.


В каких целях ведётся война? В основном – ради победных очков! У кого их после 20-го раунда будет больше, тот войну и выиграл. Но партия может закончится и досрочно. Если в конце раунда (после того, как сыграет Америка) разрыв на счётчике очков достигнет 30, выигрывает лидирующая команда. Ещё один вариант завершить игру досрочно – захватить 2 столицы команды противника. Наиболее вероятный вариант – это оккупация командой Союзников расположенных совсем рядом Германии и Италии, но возможен и захват Осью Москвы и Лондона. На практике наиболее часто победа достигается по разрыву в 30 очков, на втором месте – завершение игры после 20-го раунда.

Каким же образом зарабатываются эти самые победные очки? Они начисляются в конце хода каждого игрока. На поле есть сектора, отмеченные звёздами. Это – ключевые территории, приносящие очки тому, кто их контролирует. Каждый игрок в свой ход получает очки за каждый занятый сектор со звездой. Ещё один источник очков – карты статусов. Они могут вводить дополнительные условия начисления очков, например, захват конкретного региона или наличие флотов. Ещё иногда очки приносят карты экономической войны.

Захват секторов выполняется с помощью армий – деревянных фишек в форме танков. В начале партии у каждой страны есть армия в домашнем регионе, а впоследствии с помощью карт строительства и событий можно выставлять на поле новые армии. Важно, что количество карт строительства и фишек армий у всех стран различно. Например, СССР может выставить на поле 7 танков, а Италия – только 4. Поэтому потенциальная военная мощь и возможности удерживания ключевых секторов у всех стран различны. Помимо суши война будет идти и на море. И, хотя удержание морских секторов очков не приносит, морской путь – единственная возможность попасть в некоторые регионы. Например, Атаковать Лондон Германия может только построив флот в Северном море. Не обойтись без кораблей и островной Японии.


В игре есть ещё несколько нюансов, на которых я не будут заострять внимание – правила снабжения, возможность сбрасывать карты из руки для поиска нужных карт в колоде и более быстрого обновления руки, а также выбор стартовой руки.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

«Генералы» предназначены компании от двух до шести игроков. Лучше всего садиться за неё строго вшестером, т.к. если игроков будет меньше, кому-то придётся играть сразу за две страны, а то и за три. Это не очень-то просто, потому что надо будет ориентироваться сразу в двух колодах и сразу в двух наборах карт. На практике вполне можно собираться впятером, тогда кто-то один берёт под управление сразу Германию и Италию. Чуть сложнее, но тоже возможно, играть вчетвером, тогда ещё один игрок будет действовать сразу и за Британию и за США. А, вот, три или два человека – это, пожалуй, слишком мало. Таким составом лучше поиграть по что-нибудь другое.

ВРЕМЯ ИГРЫ

Правила игры достаточно несложны. Понять суть игрового процесса можно уже в первой партии, которую для новичков следует предварить объяснением типов карт, правил снабжения, условиями размещения фишек на поле. На объяснение правил потребуется минут 10.

На изначальную подготовку нужно где-то 5 минут. Разложить поле, выдать всем по колоде и по комплекту фишек, выставить в домашние регионы по армии, разложить жетоны по счётчикам. Затем каждый игрок должен сдать себе начальные карты, просмотреть их, и сразу же убрать несколько из них в сброс. Это, пожалуй, самая драматическая часть игры, потому что сбрасывать обычно всё жалко.

Длительность самой игры зависит от того, есть ли за столом новички. С учётом времени на объяснение правил можно уложиться в полтора-два часа. Когда за столом собираются опытные игроки, партия обычно длится час, максимум полтора. Изредка случаются и досрочные победы по очкам и на 30-й минуте игры.


СЛОЖНОСТЬ

На мой взгляд «Генералы» – лёгкая игра, хотя и с небольшим подвохом. Проявляется этом в том, что правила игры достаточно просты и чтобы их освоить не нужно много времени, даже абсолютному новичку всё становится понятно уже в первой половине первой партии. Однако совершенно осознанно можно играть только имея за плечами несколько сессий, нужно знать колоду каждой страны, представлять, какие у каждого игрока есть возможности, какие бывают опасные комбинации карт, способные переломить ход войны и резко поменять ситуацию на поле.

Особенно стоит отметить Японию, которая начинающими игроками воспринимается как сложная и скучная страна. У неё в колоде много карт реакций, и чтобы обдуманно их играть, нужно представлять себе течение игры и возможности потенциальных противников, чтобы заранее знать, от чего защищаться. Поэтому новичков за Японию лучше не сажать. Если за столом собрался смешанный состав из неопытных и бывалых, новеньким лучше в первый раз дать порулить Италией или Британией, для новичка это самые дружелюбные страны.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Основной источник случайности в игре – это колода. Теоретически возможны две крайние ситуации: когда словно по заказу приходят самые сильные карты и когда рука совершенно никудышная и играть нечего. На практике же даже самые сильные комбинации карт не всегда означают автоматическую победу, а невезение можно перебороть, воспользовавшись опциональным правилом «Перераспределения ресурсов»: если позарез нужна карта строительства или атаки, а в руке её нет, можно сбросить 4 карты и найти в колоде то, что необходимо. Поэтому на мой взгляд фактор случайности в игре колеблется на нормальном уровне, хотя иногда может немного от него отклоняться.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

Взаимодействия в игре более чем достаточно – всем игрокам приходится бороться за контроль над ключевыми секторами и воевать друг с другом. Территорий со звёздами на поле не так уж много, расположены они достаточно близко друг от друга, так что игрокам очень быстро становится тесновато. Что приятно, взаимодействие проявляется не только в плане ведения боёв, но и в плане поддержки товарищей по команде. Практически у каждой страны есть карты, позволяющие сделать что-нибудь хорошее для кого-то из союзников.

ДИНАМИКА

Один из крупных плюсов «Генералов» – это быстрые ходы. В свой ход игрок должен сыграть всего 1 карту, выбрав её из 7 карт на руке. Сражения тут также разыгрываются мгновенно и не требуют каких-то бросков кубиков или других процедур, требующих времени. Сыграл карту атаки – убираешь с поля вражескую фишку. Ход каждого игрока делается очень быстро, своей очереди ждать не приходится, да и не замечаешь этого, внимание постоянно приковано к полю, т.к. действия каждой страны меняют игровую ситуацию и касаются каждого.

КОМПОНЕНТЫ

«Генералы» – это игровое поле, шесть колод карт и набор деревянных фишек флотов и армий. Основное, конечно, карты, поскольку на них строится весь игровой процесс. Качества они нормального, хорошего. В плане оформления к ним есть пара замечаний. Первое, субъективное, это местами мелковатый текст. Второе, объективное, бедное оформление. Уже отмечалось, что игре 8 типов карт, так вот, карты одного типа отличаются друг от друга только текстом. Это не Magic: The Gathering и даже не Twilight Struggle, где у каждого события есть уникальная иллюстрация, изображения везде одни и те же. Более того, даже солдаты и корабли на картах строительства армий и флотов у всех стран одинаковы. Отличаются карты лишь фоновым флагом.


Игровое поле хорошее, наглядное, но у него, увы, тоже есть минусы. В некоторых местах не совсем понятно примыкают ли друг к другу отдельные регионы. В правилах есть целых список пояснений наподобие «Япония и Дальний восток не считаются соседними», но запомнить их получится далеко не с первого раза. Было бы лучше, если бы поле было бы нарисовано так, чтобы таких вопросов не возникало.

Деревянные фишки и корабли мне нравятся. Выглядят они немного абстрактно, но на поле смотрятся очень хорошо, наглядно. Буклет правил тоже хорош, всё понятно, с примерами и пояснениями.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Поклонникам второй мировой войны
  • Любителям игр с ассиметричными возможностями
  • Людям, которые хотели бы сыграть в Axis & Allies за 2 часа

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям боёвки с кучей кубиков
  • Людям, которые не могут собрать за одним столом хотя бы 5 человек
  • Людям, которые не терпят военные игры, в которых Германия может победить

РЕЗЮМЕ

«Генералы. Вторая мировая» – отличная игра. Настолько прекрасная, что мы играем в неё уже более года. Приобретены оба выпущенных дополнения – Air Marshal, вводящее в игру авиацию, и Alternate Histories – добавляющее в колоду каждой страны новые карты с новыми возможностями. За плечами уже более 100 (!) партий, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, каждый раз получая от игры огромное удовольствие. Причём, что приятно, почти в каждой партии случается какая-нибудь уникальная, ранее невиданная ситуация. То американцы Москву освободят, то Япония объявится в Западной Европе, то СССР высадится на японских островах. Настоятельно рекомендую сыграть в «Генералов» всем, кому нравятся настольные игры! Она – офигенная!

Читайте также: