Настольная игра экономикус обзор

Обновлено: 05.07.2024

Жажда наживы, власть и известность

Цель игры – получение звезд репутации, которые начисляются за присутствие и доминирование (majority) в отраслях. В процессе игры звезды можно терять, так как лидерство в отраслях постоянно будет меняться. Собственно, это основа для конкуренции и взаимодействия между игроками. Правда, следить за перемещениями звезд весьма непросто. В процессе игры, конечно, можно перепроверить лидерство и присутствие в отраслях. Но ситуацию могут поменять некоторые карты опций, дающие или отнимающие дополнительные звезды. Я настоятельно рекомендую не отправлять такие карты в сброс после применения, а держать в открытую перед собой для удобства дальнейших пересчетов.

Так как на двух кубиках чаще всего выпадают значения от шести до восьми, а значения два и двенадцать наиболее редки, какие-то отрасли приносят доход чаще, а какие-то реже. Баланс достигается величиной этого дохода и, естественно, стоимостью компаний, которую игроки определяют на открытых торгах.

Ход происходит донельзя просто – один из игроков бросает кубики, определяя активную отрасль. Все участники, обладающие компаниями в выпавшей или соседней с ней отраслях получают доход. Затем происходят торги за возможность построить компанию в активной отрасли. Стартовой ценой служит номер отрасли, но в процессе аукциона эта цена обычно увеличивается в два, а то и в три раза. Потому что компания в новой отрасли это минимум одна победная звезда, а то и две, если никто из конкурентов пока не успел в ней построиться. Итоговая цена компании записывается прямо на игровом поле специальными стирающимися маркерами, приложенными к игре. В следующий раз торги начнутся именно с этой суммы.

После аукциона все желающие могут так же создать стартапы в данной отрасли за половину текущей цены компании. Стартап это выгодное вложение денег, так как впоследствии он может вырасти в компанию, приносящую и доход, и победные звезды. А за полцены это вдвойне хорошо! Главное не забывать, что каждый участник ограничен всего тремя стартапами, что отражается соответствующим количеством жетонов. Но как только стартап вырастает в полноценную компанию, жетон возвращается и может быть использован снова.

Судьбы стартапов решаются броском кубика сразу перед аукционом. Необходимое для успеха значение определяется количеством компаний игрока в активной и соседних отраслях. Повлиять на результат так же можно с помощью карт опций – каждая сброшенная карта добавляет +1 к результату броска.

В процессе игры в любой момент можно продавать свои компании за полцены, а так же брать кредиты – 5 монет за каждую свою компанию или стартап. Отображается это переворотом жетона обратной стороной, на которой изображен символ процентов. Каждый раз, когда на кубиках выпадает дубль все игроки обязаны выплатить проценты – по одной монете за каждый кредит. Дубль также отвечает за игровые события – со специальной колоды снимается верхняя карта, которая будет считаться активной пока ей на смену не придет новая. То есть до следующего дубля. События влияют на весь игровой процесс, немного меняя правила игры.

Отдельного упоминания заслуживают карты опций, которые могут использоваться не только для стартапов, но и по своему прямому назначению. Они могут временно менять доход в выбранной отрасли, отнимать деньги и даже компании у конкурентов, приносить дополнительные победные звезды и влиять на кризисы.

Кстати, о кризисах! Перед началом партии в колоду опций замешиваются черные карты кризисов. Половина из них это прогнозы, которые перемещают специальный жетон кризиса в текущую отрасль. Другая же половина непосредственно кризисы, которые снижают доход в отмеченной жетоном отрасли. Каждый раз, когда игрок должен получить карту опции, а сверху колоды лежит карта кризиса, сначала разыгрывается эффект черной карты, а потом игрок берет себе следующую.

Опции и кризисы существенно разбавляют игровой процесс, делая его более живым и непредсказуемым. Правда, мне показалось обидным, что не менее половины карт опций обычно сбрасывается игроками именно под стартапы, так как их основной эффект не столь полезен.

Поскольку игра рассчитана на большое число участников, то при игре менее чем вчетвером может возникнуть ситуация, когда все игроки построили максимум компаний, потратив все свои жетоны, но так и не получили необходимого для победы количества звезд. В таких случаях автор советует продать часть компаний, чтобы затем приобрести их в новых отраслях. Только порой очень трудно донести эту мысль до участников. Зачем продавать хлебные места, которые приносят стабильный доход? Лучше синица в руке, чем журавль в небе! Поэтому я пришел к выводу, что гораздо лучше заканчивать игру, когда хотя бы один из участников построит свою последнюю компанию. А победителя определять по альтернативным правилам, подсчитав все имеющиеся деньги, включая стоимость компаний.

Оформление и компоненты игры однозначно заслуживают похвалы – плотное глянцевое поле, отличная идея со стирающимися маркерами, хорошая для отечественных игр вырубка карт и жетонов. Довершает эту красоту удобный поролоновый органайзер с пометками где какие жетоны должны храниться. Только вот кубики какие-то неказистые.

В семье, где есть дети, рано или поздно наступает момент, когда младшее поколение нужно обучать правильно обращаться с деньгами, экономить, когда это возможно, понимать, что денежные ресурсы не появляются сами собой. Ребят необходимо научить, что все материальные вещи, которые у них есть, родители получают своим трудом, работой. Но обычно это дело затягивается из-за постоянно возникающего недопонимания между младшим и старшим поколением.

Детям сложно понять, почему они должны себя ограничивать, а родители не могут объяснить, почему нельзя тратить слишком много. Игра «Экономикус» решает эту проблему. Ребята могут разобраться, каким трудом зарабатываются деньги, научиться экономить, правильно вести бюджет. Игрушка помогает улучшить вечер, заняться чем-то полезным, узнать о стоящих вещах. Те, кто уже успели познакомиться с новым развлечением, замечают, что игра работает. Детвора становится намного осознаннее, взрослее.

Описание игры

Настольная игра «Экономикус» – это учебник по экономике, в котором нет скучных формул, непонятных задач, нескольких десятков страниц текста, написанного одинаковым шрифтом. Это крутая развивающая настолка, потому что здесь игроки могу создавать стартапы, понять рыночную конкуренцию в разных сферах, узнать о том, как действовать на рынке, получить информацию о капиталовложении, научиться применять ее в игре и в жизни. Одним из главных, решающих факторов в «Экономикусе» играет репутация участников, поэтому за ней нужно следить очень тщательно, не дать себе подставлять других банкиров, экономистов, бизнесменов.

Разработчик этого развлечения Федор Корженков сделал для покупателей подарок. Он придумал два вида правил, чтобы семья могла включить каждого игрока, устроить настоящее соревнование. Сам набор выглядит очень красиво, все детали продуманы, прорисованы. Рыночная атмосфера чувствуется во время «сражения». В игре на начало партии всем выдаются фишки, с которыми вы можете сделать интересные вещи.

игровое поле

Уровень сложности

Экономика – это сложная вещь. Чтобы разбираться в этом предмете, в бизнесе, люди учатся несколько лет в университетах, ходят на дополнительные курсы, читают умные книги. «Экономикус» не научит вас всем тонкостям, правилам этого дела, но игра познакомит вас с общими фактами, с основными вещами, которые надо знать. Звучит сложно, но играть можно всей семье, так как Федор Корженков представил два вида правил. С «Экономикусом» справятся все, но ребенку должно быть не меньше 9 лет.

Что еще почитать: Настольная игра Испорченный телефон/Telestrations, Stille Post Extrem, 2009 : читайте слово, рисуйте картинки.

Количество игроков

Соревнование в «Экономикус» можно устроить на семейном ужине или собрании, на вечеринке друзей, на работе в качестве тренинга или объединяющего коллектив занятия. «Турнир» требует внимания и сосредоточенности, поэтому участвовать может не более 9 человек. Начинать соревнование можно даже вдвоем.

Что развивает игра?

«Экономикус» основан на нескольких сферах нашей жизни. Мы учимся существовать в социуме, понимать основные правила экономической работы.

набор игры

Все детали выполнены качественно, ярко и четко прорисованы

Чему можно научиться:

  • Модное слово «стартапы» в игре приобретает смысл, так как, изобретая свой собственный или вкладывая деньги в чей-то стартап, который кажется вам прибыльным, можно получить хороший доход.
  • Держать свою репутацию. У общества складывается впечатления, что заниматься бизнесом значит заниматься чем-то незаконным. «Экономикус» развеивает этот миф, потому что главное в этом соревновании – это звезды репутации. Но нельзя получить хорошее общественное мнение, будучи обманщиком.
  • Социальным навыкам. Умение общаться – умение идти вперед, заводить хорошие знакомства, связи, что очень важно для своего дела.
  • Логично мыслить. Для того, чтобы заработать, нужно все просчитывать на несколько ходов вперед.
  • Получать прибыль.
  • Основам экономики.

Развлечение может стать первым шагом к великому будущему детей.

Что в наборе?

Если вы не знаете, что подарить на День рождения или любой другой праздник друзьям, маме, папе, дедушке, бабушке, братьям или сестрам, то эта игрушка может стать подарком. Коробка игры выполнена очень красиво, прорисованы все детали, выбраны приятные тона и полутона. Все максимально приближено к реальности.

Что в коробке:

  • Большое игровое поле, которое разделено на 12 частей (сегментов)
  • 112 карт, которые отвечают за кризис, события и опции
  • 120 фишек компаний и стартапов
  • Жетон активной отрасли, жетоны силы кризиса и кризисного прогноза
  • 100 монет номиналом 1, 5 и 10, которые напоминают настоящие деньги
  • 50 звёзд репутации
  • 2 шестигранных кубика
  • 2 стираемых маркера для записи цен компаний на игровом поле
  • Крутометр, который также является памяткой
  • Правила игры

Очень важно следить за тем, чтобы дети не потеряли ничего из этих деталей. Поэтому «Экономикус» неудобно брать с собой в дорогу или в различные путешествия.

комплект для игры

Правила и ход игры

Самые важные правила, с которыми вы должны познакомиться и которые вы должны запомнить, очень простые. Несмотря на то, что игра кажется сложной на первый взгляд, разобраться в ней легко.

Что необходимо понимать:

  • Поле разделено на несколько отраслей. Например, образовательные учреждения, медицинские здания, строительные компании и так далее.
  • Игроки получают памятку с 2 фазами хода. Она нужна для того, чтобы участники могли вступить в игру и следить за тем, как ходят другие.
Что еще почитать: Настольная игра Билет на поезд/Ticket to ride: наш паровоз вперед летит

Когда вы ставите какое-то количество зданий, учреждений, компаний на поле, вы получаете прибыли и звезды репутации. Победителем считается тот, кто получает больше всего звезд репутации в конце игры.
Игроки будут покупать и продавать различную недвижимость, компании, получать и терять прибыль, зарабатывать звезды репутации, вкладываться в чьи-то стартапы или открывать свои.

В игре есть два вида правил: для детей и родителей. В усложненной версии есть кредиты и рейдерские захваты.

Необходимо разработать свою собственную тактику. Обычно участники понимают, что от них требуется, после нескольких сыгранных партий.

игровые фишки

Кому понравится?

Если вы не знаете, как порадовать своих близких, чем заняться в выходные или как занять своих гостей, тогда вы можете просто приобрести «Экономикус», который нравится многим:

  • Старшее и младшее поколения, которые любят логические игры, для участия в которых нужно уметь выстраивать тактики, разрабатывать планы и думать над следующим ходом.
  • Семье экономистов, в которой подрастает маленький человечек.
  • Компании друзей, в которой любят соревноваться и развлекаться одновременно.
  • Заботливым родителям, которые любят проводить время со своими детишками.
  • Людям, которые любят заниматься саморазвитием.
  • «Экономикус» также часто используют на различных практикумах, мастер-классах и даже на уроках.

игровой процесс

Для успеха необходимо разработать свою собственную тактику

Видеообзор

Впечатления от игры

«Экономикус» – это занятие, в котором надо подумать, поразмышлять, прежде чем сделать ход. Ваша победа будет зависеть полностью от вас. Здесь удача не поможет вам. Именно поэтому иногда после игры участники могут почувствовать усталость, но усталость приятную. Это занятие оставляет самые прекрасные впечатления. Участники чувствуют себя наполненными и ощущают себя так, что они и в реальной жизни могут сделать что-то стоящее. «Экономикус» вдохновляет многих попробовать свои способности, выявляет таланты и иногда даже указывает путь.

сегменты игрового поля

Игра вдохновляет многих попробовать свои способности, выявляет таланты и иногда даже указывает путь

Отзывы и вопросы к игре

Покупатели оставляют на своих сайтах различные комментарии и отзывы, чтобы другие потенциальные покупатели могли узнать, что из себя представляет это занятие. Игроки делятся друг с другом своими впечатлениями и различными советами, как разнообразить развлечение.

Что пишут:
«Правила предельно простые, новые игроки втягиваются за 5 минут. Процесс не проседает ни на секунду, все участники задействованы в каждый игровой момент - это достоинство. По быстрым правилам (без кредитов/карт событий и пр.) чистый азарт и веселье. По полным правилам - появляется тактика и мелкие пакости (карты опций). Есть некоторые моменты, недостаточно освещенные в правилах, двоякие токования карт, но думаю это дело времени, когда Фёдор создаст некий FAQ или отредактирует оригинальные правила. В итоге в Экономикус можно успешно играть как с людьми далёкими от настолок, так и с опытными игроками. Рекомендую!»

«Дело в том, что после прочтения правил вдоль и поперек начинаем играть и находим карточку что-то типа "Все ваши оффшоры сгорают". Разумеется, сразу возникает соответствующий вопрос "А что это такое и откуда их брать?". В итоге приходится просто "забить" на эту карточку и с недовольством положить ее в "сброс". Это сильно портит впечатление об игре. В идеале все термины, игровые моменты и прочее должны быть указаны в правилах игры, чтобы не вводить игроков в ступор и непонимание происходящего.»

«Оочень динамичная! Постоянно все в игре - все торгуются друг с другом, отбирают друг у друга компании - вроде бы экономическая игра, но очень веселая! Интересно играть и вдвоем, и компанией аж до 8 человек!»

В основном у игроков остаются приятные впечатления, несмотря на то, что иногда возникают недопонимания.

игровое поле

Победителем считается тот, кто получает больше всего звезд репутации в конце игры

Дополнения

Несколько фактов:

  • «Экономикус» на данный момент – самая реалистичная экономическая игра.
  • Каждый ход происходит игра в активной отрасли и немножко в двух соседних.
  • Можно сделать прогноз кризисов.
  • Эти факты говорят о том, что, играя, вы на самом деле учитесь.

Похожие игры

Рано или поздно все занятие надоедают, или вы просто устаете от них и нужно пробовать что-то новое.

игровое поле

Во что сыграть:

    «Монополия» – игра, у которой множество разновидностей. Яркое и красивое оформление, продумывание тактик, хорошо продуманные правила принесли ей успех. Похоже на «Экономикус», только несколько проще.

коробка

игровой набор

Игра, которая учит разбираться в предпринимательской деятельности

Эти развлечения будут хорошей подготовкой для «Экономикуса».

Таким образом, экономическая игра на самом деле помогает больше узнать о предпринимательской деятельности и обо всех тонкостях бизнеса.

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер

Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе :)


Читатель Артем Платонов на этот раз рассмотрел новую игру Федора Корженкова «Экономикус» и пришел к нетривиальному выводу: эта игра лучше «Монополии».

В среде отечественных настольщиков (и игроделов) «Монополия» как-то незаметно приобрела отрицательную коннотацию. В большей степени это, конечно, мем в стиле «все побежали, и я побежал», ведь если взять сферическую «Монополию» в вакууме, то мы обнаружим, что многие люди, которые не знали, что она им должна не нравиться, играют в нее с удовольствием. Однако факт остается фактом, и если кто-то хочет плохо отозваться о какой-либо настолке, нужно всего лишь сравнить ее с «Монополией».

Однако сейчас я совершу многоходовочку: на мой взгляд, новая игра отечественного автора Федора Корженкова «Экономикус»… это «Монополия», какой она должна выглядеть сегодня. Причем в данном случае сравнение имеет положительный заряд, а не отрицательный. Каким образом?

Для понимания этого обратимся к правилам. В «Экономикусе» игроки конкурируют друг с другом за репутацию – тот, кто наберет первым ее определенное значение, побеждает в партии. Звезды репутации мы получаем за присутствие нашей корпорации в той или иной отрасли (их 12), а также за лидерство в ней, если там размещено больше, чем у остальных игроков, ваших компаний.

После стартовой расстановки компаний игроки пытаются угадать, какие знаки подает им бог рандома. Для этого первый игрок кидает два кубика и выпавшее число означает, что отрасль с данным номером нынче в тренде, поэтому всем нужно приезжать туда на гироскутере со смузи в одной руке и вейпом в другой. После этого все компании всех игроков в этой и смежной отраслях получают прибыль (или терпят убытки), размер которых указан на планшете отрасли и меняется по результатам случайных событий. Также, если там содержатся стартапы, то все пробуют превратить их в компании: для этого учитывается количество ваших компаний в этой отрасли и соседних, бросается кубик, применяются модификаторы и, если вы получили нужное значение, ходить в свитшоте и вести фэшн-блоги пора завязывать: у вас уже не стартап, а компания, и придется работать. Те же, кто так и остался со стартапом на руках, может либо заплатить денег и оставить его, либо отказаться от детища.

Далее начинается старый добрый аукцион: первый игрок обозначает, за какой тип компании идет борьба (государственную или частную) и, если есть соответствующие пустые места на планшете, игроки соревнуются, кто больше заплатит. Участие в аукционе, кстати, платное для всех, кроме инициатора. Победивший на торгах ставит свою компанию на незанятое место и, что важно, пишет новую цену – она будет стартовой на следующих аукционах, а также за нее можно будет продать компанию в любой момент. Да, также он получает карточку опций – «заклинаний», которые позволяют манипулировать различными игровыми объектами (кубиками, деньгами, планшетами, компаниями и т.д.)

Наконец, после торгов (если они состоялись, ведь если нет, цена компании в отрасли понижается на 4 единицы) можно основать один или несколько стартапов в этой отрасли за половину стоимости «взрослой» компании. Для этого игроки размещают на планшете свои фишки стартапов и корректируют стоимость компании в отрасли: она получает +2 единицы за каждый стартап.

Если во время броска кубиков для определения отрасли в тренде выпал дубль то, во-первых, ко всем приходят коллекторы и предлагают заплатить проценты по кредитам (если они у вас есть, конечно). Во-вторых, все игроки получают по карте опции. И, в-третьих, открывается и выполняется карта событий, которая в основном меняет параметры в какой-либо отрасли или накладывает ограничения.

Также в любой момент любого хода игроки могут продавать компании и сбрасывать стартапы, объявлять банкротство (то есть из ООО «Манчикин» сделать ООО «Манчикин+», простить всем свои долги и вступить в игру заново), брать и погашать кредиты, а также разыгрывать карты опций.

Наконец, в «Экономикусе» имеются альтернативные правила, состоящие из отдельных модулей, позволяющие настроить игру на свой вкус.

Возвращаясь к началу статьи, повторюсь: «Экономикус» – это «Монополия» в том виде, в котором она должна выглядеть сегодня. Оригинал все-таки был изобретен много десятилетий назад, когда уклад жизни был другой, и многочасовая партия никого не пугала. Кроме того, «Монополии» от популярных веком ранее игр типа «кинь-двинь» достался устаревший сегодня движок. Да, он присутствует и в «Экономикусе», но существенно модернизирован: во-первых, для ускорения партии игроки по броску кубиков как бы движутся все вместе, а во-вторых, на руках хватает карт для влияния на выпавший результат, который, причем, довольно сильно может повлиять на течение партии. Правда, Федор не стал менять механику аукциона, которая затягивает игру сама по себе. Более того, правилами не запрещается объявлять торги за госкомпанию, когда у игроков нет карточек приватизации, т.е. когда никто за нее не может побороться – считайте, вы потеряли время и делаете следующий ход.

Вообще, на мой взгляд, правила написаны не слишком хорошо, что особенно критично для новичков и прочей неподготовленной аудитории. Во-первых, они перегружены терминами, что затрудняет восприятие. Во-вторых, некоторые формулировки допускают двоякое толкование – как в случае с торгами за госпредприятие, которое все равно никто не приобретет, так и в случае продажи и сброса стартапов (исходя из буквы правил, вы можете продавать и сбрасывать любые, не только свои). Наконец, при верстке правил были допущены некоторые орфографические ошибки (в частности, вместо тире употребляется дефис) – кого как, а меня этот момент огорчает.

Качество компонентов отражает единство и борьбу противоположностей. В большей части листа картона с жетонами вырубка настолько идеальна, что стоит взять его в руки, как жетоны сами по себе начинают вываливаться на стол и пол. Но почему-то при этом отдельные жетоны отрываются «с мясом», после чего приходится орудовать ножом, отрезая лишнее, и с суперклеем, чтобы подклеить расслоившийся картон.

Органайзер визуально выглядит очень круто, но оказывается весьма неудобным: жетоны плохо в него засовываются и плохо вынимаются, так что на первый взгляд кажется, что по зиплокам все распихать было бы гораздо быстрее. Кроме того, вращающиеся диски «крутометра», позволяющего быстро понять, сколько нужно выбросить на кубике, чтобы превратить свой стартап в тыкву, то есть тьфу, в компанию, регулярно разваливается на составляющие, потому что центральный винт вывинчивается из гайки. Приходится постоянно его подкручивать, со стороны напоминая котика, который, бормоча «WTF», крутит в лапах кубик рубика.

К минусам игры также можно отнести однообразность процесса: из хода в ход мы кидаем кубики, участвуем в аукционе и расстаемся с деньгами или получаем их. Изредка играются карты опций или случаются кризисы. Для новичков в целом это сойдет, но более опытные игроки будут, наверное, разочарованы. Вместе с тем в игре много рандома, что как раз нравится новичкам и детям, поэтому в данной категории «Экономикус» может составить конкуренцию «Монополии» – тем более что он стоит на 30% меньше и играется едва ли не вдвое быстрее. Так что, если кто-то из неискушенных игроков при мне захочет разложить партию в «Монополию», я лучше вручу ему коробку «Экономикуса».

Автор игры (на заднем плане)

170131_economicus_01

Мне всегда нравились экономические настольные игры. Такие, где нужно что-то делать и зарабатывать деньги. И чтобы при этом деньги были именно деньгами, а не какими-то там условными очками. Чтобы они выступали в качестве ресурсов, другими словами, чтобы нужно было тратить деньги для того, чтобы заработать их ещё больше.

Я видел немало экономических игр родом из России. И старенького «Акционера», и появившиеся позднее «Пирамиду успеха», и относительно недавнюю LibertEx. Пока что пальму первенства среди игр про экономику у меня прочно удерживает «Контейнер», но при случае я стараюсь пробовать новинки в этом жанре. И недавно как раз появилась отечественная игрушка «Экономикус», которая позиционируется как полукомпанейская экономическая игра.

Пока что я мало про неё знаю. Вроде бы её описывают как смесь «Колонизаторов» и «Манчкина». От «Колонизаторов» тут броски двух кубиков каждый ход (кажется, определяющие рост и падение стоимости каких-то активов), от «Манчкина», вроде бы, возможность наносить прямой вред конкретному сопернику. Но это всё заочные сведения. Скоро я познакомлюсь с игрой на практике и тогда расскажу о ней подробнее.

Читайте также: