Наполеон тотал вар обзор

Обновлено: 08.07.2024

Серия Total War всегда отличалась грубой, резкой мужской красотой. Квадратные красные щиты римских легионеров с разящими молниями, сияющая на солнце пыльная броня крестоносцев, блеклые мундиры русских лейб-гренадеров. И линии, четкие яркие линии, обозначающие границы государств, зоны расстановки, пути, ходы и черт знает что еще. В основе графического стиля Total War всегда лежала прямолинейная солдатская грубость. В Napoleon: Total War, посвященной самой жеманной стране Старой Европы — Франции, студия Creative Assembly отошла от фирменной стилистики, спрятав брутальность и добавив мягких, чуть ли не сентиментальных тонов. Глобальную карту заволокло сказочным дымом, границы государств смягчил туман, и осенние итальянские Альпы, утопающие в дымке, смотрятся как декорации к мелодраме про любовь. Несмотря на то, что во время битв здесь по-прежнему дают трагедии с картечью в упор, кавалерийскими атаками и тысячами убитых, романтический французский флер нашел себе местечко. Дав пару залпов, ваша линейная пехота буквально теряется в пороховом тумане, поле боя погружается в волнующий серый полумрак, и временами кажется, что еще немного — и очередная шеренга фузилеров закричит «Е-жи-и-ик!», а с той стороны ей ответят протяжным «Лошадка-а-а!». На то же впечатление работают перерисованные иконки юнитов: гренадеры и драгуны теперь выглядят изящно, как картинки с коробочки французских духов. И даже бравые выкрики ваших псов войны не пугают, а скорее ласкают ухо — нежность французского языка не вытравишь даже самой грубой интонацией. Укутавшись в шали дымов, обложившись изящными карточками юнитов и заговорив по-французски, новая Total War впервые за всю историю сериала стала напоминать… женщину.

Бонапартизм

Выступив в поход зимой, постарайтесь взять вражеский город за один ход – череп на флаге недвусмысленно напоминает о тяжести зимних маршей.

Достаточно коварную женщину — наконец-то в игре появилась нормальная, работающая дипломатия. В превью-версии нам удалось посмотреть всего лишь одну, итальянскую кампанию Наполеона (будут еще две: египетский поход и глобальная кампания, с горящими путевками в Москву). Целью военных действий был подрыв австрийских позиций в Италии — для этого вам следовало захватить и удержать всего лишь шесть регионов плюс еще один, ключевой, на другом конце карты. Помимо Франции и Австрии на карте расположилось еще с полдюжины итальянских республик, одна из которых, Венеция, закрывала вам проход вглубь австрийской территории. Можно было поступить, как вы поступали всегда: объявить войну и разнести венецианцев в пух и прах, прорубив окно в Австрию силой. Но разборки с итальянскими карликами отняли бы время, не принеся особого толка — уже имеющихся провинций достаточно для расправы с оставшимися австрийцами. Поэтому я выменял три абсолютно ненужных куска итальянской земли на союз с Венецией с правом вечного прохода, втравив республику гондол и моцареллы в австрийскую свару. С полностью прикрытым, надежным тылом я совершил марш к Инсбруку и легко добил жалкие отряды габсбургской монархии. Неизвестно, как будет работать дипломатия в глобальной кампании, но радует сама перспектива заключить союз с Россией и вместе двинуться на Англию.

Та самая волнующая дымовая вуаль от множества ружейных залпов.

Другой важный момент — изменение системы пополнения армии. Потрепав свои войска в боях, раньше вы просто платили деньги и ждали пару ходов, пока численность отрядов восстановится. В NTW пополнения прибывают бесплатно, но очень-очень медленно. Вы, правда, можете построить в провинции «пункт снабжения», в разы ускорив прибытие рекрутов, но пункты строятся не сразу, да и во всех провинциях не настроишься. Поэтому вам придется учиться маневрировать войсками, рассчитывая их передвижения на три хода вперед минимум. Не следует забывать и о зиме (ход теперь занимает не полгода, а всего две недели — соответственно, зима длится шесть ходов): выведя армию в зимнее поле, вы столкнетесь с массовыми потерями от обморожений и замерзаний. Придется вспоминать строчку русского классика про «зимние квартиры» и искать город для зимовки. И если в сравнительно небольшой и густонаселенной Италии с этим не было никаких проблем, то поход в Россию с ее огромными ледяными просторами может стать неприятным сюрпризом для начинающего Наполеона. С другой стороны, выгнав вражескую армию из города на мороз, вы будете уверены, что никто из несчастных не вернется назад. Еще одна приятная неожиданность — заработала кнопка «Потребовать сдачи гарнизона!». Компьютер наконец-то научился сдаваться и отводить войска в тех случаях, когда у него нет никаких шансов. Правда, прежде чем занимать город без боя, подумайте, не лучше ли добить вражеские отряды по отдельности, не дав им собраться в единую армию? Города, кстати, можно отдавать на разграбление солдатам — вы получите весомую сумму наличности, но взамен провинция обеднеет, а ее население приобретет склонность к мятежам. Последняя ключевая особенность карты — наем генералов. Чем дальше от столицы, тем дороже это стоит и тем дольше ждать появления нового полководца. В общем, вам стоит подумать три раза, прежде чем бросать генеральский отряд в гущу схватки.

Давным-давно!

А бросать придется — у каждого из командующих появился не сильно большой радиус, в пределах которого он вдохновляет солдат. От засевшего в глубоком тылу великого военачальника не будет никакой пользы, поэтому держите ваших командиров на передовой. И не стесняйтесь закупать их пачками — радиуса одного генерала хватает на три-четыре подразделения, для армии среднего размера понадобится минимум три руководителя. Но куда важнее не это, а наконец-то переработанный интерфейс тактической карты. Друзья, вы не поверите, но после стольких лет слез и лишений Creative Assembly соорудили панель управления, от вида которой не хочется плакать. Во-первых, мини-карта. Она большая, на ней обозначены мосты и дома, значки отступающих частей меняют цвет. Вы не представляете, насколько это удобно — командовать сражением с нормальной мини-картой. Возвращаться после этого к Empire с ее спичечно-карточным коробком совсем не хочется. Во-вторых, наглядность. Над всеми войсками висят полоски с боевым духом, вам теперь не надо проверять каждый отряд по отдельности. Над подразделением, получившим новый ранг, появляется огромная иконка. Все важные события (от смерти генерала до захвата здания) озвучиваются громким голосом и, более того, отображаются в мини-окошке в левом нижнем углу экрана. Все это мелочи, но Empire после них ощущается как игра из каменного века, дикий, страшный и неудобный проект.

Его величество император Франции Наполеон I лично добивает австрийских пушкарей в меланхоличном осеннем поле.

Угнездившиеся на берегах реки пруссаки требуют к себе особого подхода.

Серия Total War отличается одним важным качеством — каждая новая игра в ней лучше предыдущей. Napoleon определенно лучше, удобнее и красивее Empire. К сожалению, нам удалось посмотреть только небольшую итальянскую кампанию (самое мясо ожидается, естественно, в глобально-русской), но уже сейчас, на стадии кастрированного бета-кода с половиной отключенных особенностей (например, мультиплеером, совмещенным с кампанией), Napoleon впечатляет. Ждем релиза в феврале 2010-го.

нууу ты загнул
ну хотя для кого как может тебе нравяться красочные баталии
а мне больше рим тотал вар нравился там реал над было думать и одержать победу было не так просто .
КСТА МНЕ ОХОТО УЗНАТЬ МНЕНИЕ ОТ Степана Чечулина : тебе не кажиться смешно что на трейлере игры такое грозное лицо у Наполеона ( он же вообще был каротышкой и даж немного смешное лицо ) и ты лучше чего бы ожидал дальнейший разветый импаер или всетки рим .

To: McRoy

Аргументированное мнение такое аргументированное. :)

За обзор спс!!_) Понравился!. Вообщем игра хорошая. на 4-ку не выше. Ну это моё мнение. Мне больше по душе Среднивековье и Рим.
Ну это тоже хороша. Хорошая линейнная игра.

Плюсы игры: Улучшенная графика,эпичность,улучшенная физика, музыка, мультиплеер и сам факт поиграть за Наполеона.
Минусы игры: Линейность,Почти нет свободы действий, мало стран за которых можно поиграть .

Ну эт моя оценка. Твёрдая 4ка!

Ну что можно сказать, графика:+(особенно хорошо что детализация-на высшем уровне)Хороший сюжет (т.е. чел который будет в неё гамать не будет думать о том как быстрее её пройти)Заставки то же не плохие.Ну как всегда где нить вылезит шляпа!Я полность согласен с Edo7 в том, что недостаток свободы действий не множко изменяет оценку игры.Ну и плюс к тому, что я патриот своей страны, и не долюбливаю Наполеона (ничего личного)я поставлю оценку-4! Да вы знаете что Лондон невозможно удержать, даже захватив его повстанцы будут через каждые два хода нападать двумя очень прокаченными и сильными армиями (я вообще знаю как поддерживать порядок, но здесь видимо разрабы специально замутили несгибаемых англичан). Вот так приходиться держать в Лондоне две армии на обороне, а время идет, Москву еще надо взять, а Наполеон застрял в Лондоне( Вообще я фан серии Total war, но видимо кризис лишил разрабов вдохновения, не в ту степь они пошли, лишая нас главной изюминки - свободы действий. Да и отличия от Empire здесь по пальцем пересчитать ито под микроскопом. Мой вердикт игре - ХАЛТУРА! To Darkh: Аргуметирую вырезкой из википедии "В Москве Наполеон оказался в западне: зимовать в разорённом пожаром городе не представлялось возможным, фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые на тысячи километров коммуникации французов были очень уязвимы, армия начинала разлагаться." Надеюсь смысл понятен, что не военным сражением был повергнут Наполеон. И вообще в школе учи историю, а не прогуливай уроки сидя за компом на этом сайте)

To: McRoy

игра супер . ТОТАЛ ВОР рулит. мне нравится кажество битви!

To: krytou

Не Rome беспорно был для своего времени чудом, но это не значит, что Napoleon не имеет права быть в категории "Изумительно". Я также считаю что в Rome битвы были интереснее и разнообразнее (эх где же, вы мои колючие гоплиты).

Впервые русские солдаты под предводительством Михаила Кутузова столкнулись с армией Наполеона Бонапарта в марте 1806 года во время освобождения Вены. Чтобы поднять боевой дух дрогнувших войск, французский император вместе с конным отрядом телохранителей ринулся в бессмысленную лобовую атаку. Когда до построенных в две линии бойцов Павловского гренадерского полка оставались считанные метры, раздался ружейный залп. Пронесшийся вихрь пуль срезал всадников, словно косой. Из кавалерийского отряда в живых остались Наполеон и еще один солдат. Впервые за свою жизнь корсиканцу пришлось спасаться бегством.

Повторная встреча состоялась спустя три года во время осады Парижа. На этот раз Наполеон под свист пролетающих над головой снарядов смотрел, как идет в атаку его старая гвардия. Одно из ядер угодило в императора. Император погиб, столица пала, Франция перестала существовать как государство. Более половины городов Центральной Европы вошло в состав великой Российской империи.

Ни в одном учебнике истории этих сцен, конечно, нет. Но если вам всегда хотелось, чтобы история наполеоновских войн сложилась именно так, — в Napoleon: Total War все это можно устроить.

Приключения корсиканца в Италии

Пока Австрия, Пруссия и Великобритания втянуты в войну с Францией, Россия решила расширить свои владения за счет турецких земель.

Основная кампания состоит из пяти частей. Первая — сборник обучающих миссий, в которых рассказывается о ранних этапах военной карьеры Наполеона (1778—1793). Начинается она с отбытия с родной Корсики и заканчивается осадой занятого роялистами портового города Тулон.

После прохождения своеобразного курса молодого бойца вас отправляют в Ниццу. На первый взгляд, задание предельно простое: необходимо пройти с юга на север и захватить один австрийский город. Все бы хорошо, да только на пути к цели лежат земли воюющего с Францией Сардинского королевства и покрытые снегом Альпы. Вдобавок к Ницце приближается австрийский корпус. На все про все у вас есть 21 месяц. По меркам Total War срок смехотворный, но в Napoleon один ход длится не полгода, как раньше, а две недели. Так или иначе, действовать приходится стремительно. Нет времени на развитие промышленных центров и сельскохозяйственных земель. Все деньги тратятся на строительство казарм и набор новых подразделений. Как назло, в приморских городах нет портов, передвигаться можно только по суше.

По мере развития событий появляются дополнительные задания. Например, если захватить Турин, то Сардиния признает протекторат Франции и будет перечислять в казну половину от своих доходов. А если отклониться от первоначального курса, взять чуть восточнее и выбить австрийцев из Мантуи, то в награду вы получите возможность производить мощные шестидюймовые гаубицы. Финальный аккорд — длительный переход через Альпы. Если выступить поздней осенью или зимой, то на помощь австрийцам придет генерал Мороз. Численность войск постепенно сократится, и в конечном итоге придется вступать в генеральное сражение жалкими остатками когда-то непобедимой армии.

Этот испанский полк можно смело записывать в покойники. Еще никто не выдерживал атаки кирасиров.

Отступающие по глубокому снегу пехотинцы — отличная добыча для быстрых кавалеристов.

От Каира до Ватерлоо

По такому же принципу устроена и Египетская экспедиция. Вновь надо успеть к обозначенному сроку выполнить главное и несколько второстепенных заданий. Здесь разрешается использовать флот, а после завоевания Каира открывается доступ к скромному древу технологий. Зато недоступна дипломатия.

Торговая фактория взята под контроль и теперь приносит в казну стабильный доход. Однако через пару-тройку месяцев сюда наверняка прибудет вражеская эскадра.

Четвертая и самая большая часть наполеоновской кампании — Европейский поход. В начале 1805 года Франция контролирует 12 областей. К концу 1812 года требуется завоевать 35, в том числе Берлин и Кенигсберг, Вену и Москву. Вот здесь можно развернуться в полную силу: тут и сражения на море, и ветвистое древо технологий, и игра с соседними государствами в дипломатические кошки-мышки.

Независимо от результатов Европейского похода, в конце игрока ожидает небольшой бонус — битва при Ватерлоо. К сожалению, разработчики не стали подробно восстанавливать ход знаменитых 100 дней. Вас сразу переносят на поле сражения. Вот вы, вот вражеские позиции — пожалуйста, атакуйте.

Также в главном меню доступен раздел с самыми знаменитыми баталиями времен наполеоновских войн: восемь из них развернутся на суше, две — на море (Трафальгар и Нильское сражение). К разочарованию российских игроков, Отечественная война представлена лишь Бородинской битвой. Ни тебе сражений за Смоленск, ни за Вязьму, ни под поселком Красный, ни около реки Березина.

Если долго бродить по пустыне летом, солдаты начнут умирать от жары.

Тем не менее, если уж очень хочется, чтобы «пришел Кутузов бить французов», в Napoleon предусмотрена кампания за одну из четырех стран Коалиции. Как и в Европейском походе Наполеона, необходимо за семь лет присоединить к своим владениям энное количество областей. Самое выгодное положении у России. В отличие от Австрии и Пруссии, у нее нет общей границы с Францией. Великобритания неплохо себя чувствует на своих островах, но она вынуждена вести войну на море.

У России есть два пути. Первый — честно выполнить свой долг перед союзниками и совместно громить наполеоновские армии на австрийской земле. Второй — вбухать все деньги в обустройство государства. Развить промышленность и сельское хозяйство, улучшить дороги, продвинуться в области науки, построить в приграничных городах казармы с артиллерийскими училищами, сформировать несколько мощных армий и во всеоружии встретить врага на своей земле.

Хотя Napoleon: Total War сделана очень внимательными и дотошными людьми, не стоит воспринимать ее как адекватную замену учебнику истории

В реальной жизни подвиги Бонапарта были намного скромнее. Например, в Итальянской кампании разработчики требуют до декабря 1797 года перейти через Альпы и захватить австрийский город Клагенфурт. На самом деле французы дошли до Мантуи, после чего в мае 1797 года заключили перемирие с австрийцами. В Египетской экспедиции необходимо усмирить господствующих на территории Азии и Северной Африки мамлюков, бедуинов и турок, а заодно вышибить англичан с острова Кипр. В реальности Наполеон захватил Каир и Яффу, но не смог овладеть Акрой. 22 мая 1799 года началось отступление, а 23 августа будущий император и вовсе покинул континент. В игре же события развиваются до конца декабря 1800 года и заканчиваются оккупацией Акры и Дамаска.

Большое количество исторических ошибок в игре связано с Россией. Ради соблюдения баланса сил разработчикам пришлось сильно покромсать политическую карту. На севере русские земли заканчиваются Санкт-Петербургом, на юге — Одессой, на востоке — Москвой. С реальными историческими личностями соседствуют вымышленные персонажи (может, кто-то из наших читателей нам подскажет, кто такой Юрий Олевский?). Мы уже не говорим о мелких неточностях. Например, по версии разработчиков, Адам Чарторыйский на протяжении семи лет занимает пост главы правительства. На самом деле он был министром иностранных дел, да и то с 1804-го по 1806 год.

Освободители Европы

Горстка турков пытается дать отпор сразу нескольким французским полкам.

Бедуины на верблюдах не могут добраться до позиций — настолько велика плотность огня.

Разработчики значительно упростили интерфейс, улучшили физику и добавили в игру ряд красивых графических эффектов. Теперь снаряды лихо подскакивают на кочках и меняют траекторию полета, а во время проливного дождя резко возрастает количество осечек. Стоит какому-нибудь пехотному полку выстрелить из мушкетов, как в небо подымаются густые клубы порохового дыма. В разгар сражения очень трудно разглядеть, где свои, а где чужие. Приходится опускать камеру в самую гущу битвы. Да, чуть не забыли. Во время морских сражений можно отвести корабль в сторонку и приказать экипажу подлатать пробоины и починить паруса.

Но самое главное, если вдруг вражеский AI покажется вам слишком неповоротливым (а жалобы на это сопровождают выход каждой новой Total War как минимум до третьего-пятого патча), то его всегда может заменить живой человек, причем прямо посреди кампании: достаточно активировать соответствующую опцию перед началом игры — и вот уже в битве при Йене вместо князя Фридриха Людвига фон Гогенлоэ-Ингельфингена выступает слесарь третьего разряда Артемий Полиграфыч или любой случайный человек из интернета. Что еще важнее, в Napoleon можно пригласить товарища выступить от имени какой-нибудь державы в глобальном стратегическом режиме — возможность, о которой многие игроки слезно просят Creative Assembly уже много лет.

У французов больше кораблей, зато у русских больше пушек на борту.

Последнему французскому полку пришлось в буквальном смысле слова идти по трупам.

Семь лет одиночества

Игроку-одиночке предлагаются на выбор три кампании Наполеона — итальянская, египетская и европейская. Но это не кампании в привычном для Total War понимании слова — вам не позволят построить империю, подняв с колен какую-нибудь крошечную Голландию и превратив ее в беспощадного мирового жандарма. Все решено до вас, расклады определены, фишки расставлены, армии выдвинуты, все, что остается, — следуя предусмотренным дизайнерами маршрутом, покорять одну провинцию за другой.

Самый яркий пример — приключения Наполеона в Египте. Здесь в принципе нет дипломатии, даже соответствующая кнопка не горит — потому что договариваться не с кем и не о чем, от вас требуется лишь кошмарить орды бедуинов, османов и примкнувших к ним англичан. Не надо мучительно копить силы, сколачивая армию, — она есть с самого начала, просто не забывайте ее изредка пополнять. Не надо развивать города — линия фронта движется слишком быстро, развитые территории почти сразу же оказываются в глубоком тылу. Про науку, естественно, тоже можно забыть. Единственное, что от вас требуется, — это выполнять поручения («Возьмите ту провинцию, возьмите эту провинцию, а мы дадим вам мешок денег»), следуя от победы к победе. Чисто теоретически можно извернуться и поломать игру (например, посадить все войска на корабль и проиграть морское сражение англичанам, угробив ударную группировку), но для этого надо быть потрясающим кретином.

Захватив вражеское поселение, вы можете не только его разграбить, но и «освободить», основав республику-проекторат. Очень удобно, если не хотите постоянно давить восстания в тылах.

Точно так же обстоят дела в Италии. Карта кампании представляет собой по сути коридор: слева — наши территории, справа — австрийский городок, который нужно захватить, чтобы выполнить очередное задание. Тут, правда, открываются некоторые просторы для дипломатической игры с итальянскими княжествами, но это ненужное извращение, игра в поддавки с макаронниками, которая лишь добавит проблем. Гораздо проще резать всех подряд и ни о чем не думать.

Какой-то намек на Total War образца славных прошлых лет появляется лишь в войне против Коалиции, которая длится с 1805 по 1812 год. Тут действительно не помешают стратегическое планирование и пара заключенных альянсов, но, опять же, дизайнеры игры не оставляют вас в покое, подсовывая под нос очевидные решения: «Возьмите Вену, и Австрия заключит с вами мир». Ну и кем надо быть, чтобы после этого не взять Вену? И наоборот: если вы начнете играть за Россию — кем надо быть, чтобы отвести от Вены русский отряд с Кутузовым во главе, оставив ее на растерзание Наполеону? Русская кампания, к слову, становится интересной только ближе к финалу, когда чертовы французики подгребают под себя всю Европу и игроку приходится устраивать бои в грязи с гигантской империей. Впрочем, к моменту возникновения французского рейха вы обычно развиваете все, что можно, до максимума, встречая Наполеона у границ России с огромными, воющими в предвкушении крови армиями.

«Сколько лет, сколько зим!» Встреча Кутузова с Наполеоном под Веной.

Интересно, что все здания в провинциях (за исключением столицы региона) теперь ориентированы исключительно на нужды фронта. Знакомые по Empire литейные мастерские в Napoleon дают крошечный бонус к доходу и солидную скидку на покупку новых войск. С наукой все тоже стало сильно проще — список доступных для исследования изобретений, который раньше занимал три закладки, теперь уместился на одной, и специфика у него, опять же, военная (от новых способностей пехоты до скидок на содержание войск — в экономической секции). А из-за короткого временного промежутка кампании вы физически не можете отстать от соседей и начать проигрывать битвы от отсутствия нормальных штыков или мобильной артиллерии.

Для маленькой такой кампании

Пойдя стопами Наполеона, вы сможете переиграть три его кампании — первую итальянскую, египетскую и австрийскую. Австрийская стартует в 1805 году и практически сразу уносится прочь от исторической правды (Англия выходит из Коалиции, Россия стягивает войска к Стамбулу и т.п.), в то время как с итальянской и египетской все интереснее.

В частности, после захвата Каира в игре случается исторически достоверный мятеж мамелюков, рядом с городом возникает толпа злых бедуинов. Другое дело, что в реальности британцы не сражались против Наполеона на земле — здесь же они высаживаются у Александрии на двадцатый ход. Да и для битвы у пирамид придется запускать отдельное сражение, в кампании его нет.

Итальянская кампания куда ближе по духу к истории — в частности, точно так же, как и в реальности, Наполеон занимается в основном освобождением городов от австрийцев, радостно приветствуемый местными жителями. Другое дело, что в настоящей истории наполеоновская армия была нищей, разутой и раздетой, в то время как в игре вы противостоите австрийцам с первоклассной пехотой, и кто тут на самом деле нищий — еще большой вопрос. Тем не менее исход кампании вполне соответствует истине: Австрия капитулирует, выходя из войны.

Глупышка Бетти

Погодные эффекты заметно похорошели — в дождь вообще мало что видно на поле боя, приходится управлять «по приборам».

Впрочем, битвы проигрывать вообще очень тяжело — компьютер ведет себя как полный дегенерат даже на максимальном уровне сложности. Судя по нашим наблюдениям, максимальная сложность от минимальной отличается в основном параметрами боевого духа у отрядов — на минимуме французы бегут, потеряв пару человек в полку, на максимуме стоят до последней капли крови.

Самый яркий пример компьютерного идиотизма (после, напомним, целой обоймы патчей к оригинальной Empire, от которой Napoleon практически не отличается в смысле боевой механики) случился при осаде Стокгольма. Окончательно потеряв стыд и страх, я высадился у шведской столицы с десятком потрепанных юнитов линейной пехоты, полудюжиной оборванных ополченцев и двумя батареями пушек. Шведы ответили на мою выходку выдвижением двух полных армий линейной пехоты при поддержке шести батарей. Отступать десанту было некуда, и я решил ввязаться в эту битву исключительно из озорства, смешанного с отчаянием. Максимальная сложность, перевес по численности — в два с половиной раза, по силе войск — в три раза, дело решенное, к закату поле боя будет усеяно трупами русских наглецов…

Схема найма генералов стала более логичной — вы получаете не кота в мешке и можете выбрать, какими способностями должен обладать полководец.

Я выиграл, потеряв меньше половины армии и перебив восемьдесят процентов шведов. AI вместо того, чтобы подавить артиллерию, после чего начать одновременную атаку по всему фронту с переходом в штыковую (первыми дрогнули бы ополченцы, за ними ринулись бы все остальные, превратив битву в давку с элементами бойни), раз за разом кидал по два-три полка на мои пушки, заряженные картечью. Получив в лоб картечный залп, отряды в панике отступали, перегруппировывались и вновь перли на раскалившиеся от непрерывной стрельбы орудия. Я не верил своим глазам, на поле боя творилось полное безумие.

Или полный стыд, если вспомнить, что мы говорим о проекте из легендарной стратегической серии Total War. Кое-как компьютер держится лишь в битвах с заранее заготовленными позициями (типа Ватерлоо), да и то пока его не обойдут с флангов, заставив снять отряды с насиженных дизайнерами уровня жердочек. Сложно сказать, являются ли психические расстройства AI свидетельством немощи команды Creative Assembly (верится с трудом) или же это продолжение взятого курса на вовлечение так называемых «казуальных игроков». Дескать, поставь высший уровень сложности и все равно почувствуй себя полководцем мирового класса — Наполеоном практически.

На поздней стадии бой за город выглядит очень эффектно — столбы дыма от горящих зданий, стычки на улицах… Кстати, часть засадных строений находится в гуще жилых массивов и пушками их не достать, придется устраивать честный штурм.

Играть за Россию особенно приятно: половина юнитов будто бы сошла с круговой панорамы Бородинской битвы или картинок из учебника истории. Узнавание — моментальное.

Игра про Наполеона, разумеется, не могла обойтись без Бородинского сражения. Мы внимательно следили за его ходом, а затем решили сравнить с тем, что писал о Бородине Михаил Юрьевич Лермонтов.

Читайте также: