Murdered soul suspect обзор

Обновлено: 04.07.2024

Смотреть со стороны на собственный труп — ощущение не из приятных. Еще меньше радости в том, чтобы пытаться «влезть» обратно и заново расшевелить тело. А хуже всего, что вам это не удается и вы ничего не можете поделать, когда подходит серийный убийца, хватает ваш пистолет и всаживает вам в грудь семь пуль.

Вместе с детективом Ронаном мы ненадолго застреваем на грани между жизнью и смертью, чтобы попытаться раскрыть собственное убийство.

В центре сюжета Murdered: Soul Suspect — похождения детектива из городка Салем, Ронана О’Коннора. Первым делом мы видим, как герой с пистолетом в руках летит с четвертого этажа, целясь в какого-то здоровяка в капюшоне, который и вышвырнул его из окна. Выстрелить Ронан не успевает, но, к счастью, после падения сразу же поднимается и торопится на место преступления. Дверь дома распахивается, едва он прикасается к ней, и стоящая на пороге старушка поднимает крик. Ронан оглядывается — и. видит свой труп.

Murdered: Soul Suspect

Тут поневоле вспоминаются сразу и фильм «Призрак», и замечательная игра Ghost Trick с Nintendo DS, но Murdered — штука гораздо более мрачная.

Детектив Ронан сам по себе — персонаж спорный и не такой уж и положительный. До начала своей карьеры в полиции он был по ту сторону закона — грабил, избивал людей и вообще вел себя совсем не так, как подобает будущему детективу. И если бы не девушка, которую он полюбил, так и прозябать бы ему в темных подворотнях. По иронии судьбы после свадьбы Ронан благодаря жене попадает в полицию, но в этот раз не в наручниках — преступник становится копом, и так бывает. Какое-то время все шло гладко, и жизнь, казалось бы, наладилась, но.

Murdered: Soul Suspect

В один день все изменилось. На глазах у счастливого мужа девушку убили в уличной потасовке. Так что понятно, чем думал Ронан, когда сунулся без подкрепления в тот самый роковой дом, ставший местом убийства, — когда человек теряет все, что любил, к собственной жизни отношение у него становится совершенно иное. Но, волею судьбы (или чего-то большего), печальному детективу выпадает второй шанс — застыв на грани между жизнью и смертью, он остается в мире живых, чтобы раскрыть собственное убийство и предотвратить новые. Ну а если не раскроет. как объясняет ему жена из какого-то подобия рая, торчать ему на земле веки вечные.

Murdered: Soul Suspect

Ваша задача — поймать серийного убийцу, чьей жертвой вы стали, и отомстить. Но вот загвоздка — вы мертвы. А значит, не можете ни дотронуться до чего-нибудь, ни поговорить с кем-то, ни отойти подальше от мест преступлений, которые нужно расследовать. Вы и в здание-то не можете войти иначе как через открытую дверь или окно, потому что все дома в Салеме освящены. Жить вам приходится в сумеречной зоне с другими призраками — и со мстительными духами тех, кто слишком долго пробыл здесь и утратил остатки человечности. Призраки называют их демонами.

Осваиваться в игре предстоит методом тыка. Управление предельно простое, геймпад служит для передвижения по игровому миру, кнопки действия — для взаимодействия с этим миром. Как нам показалось, вся игра прекрасно обошлась бы одной-единственной кнопкой.

Помимо Ронана, на грани застряли и другие призраки. Уходя с места преступления, мы, например, наткнулись в проулке на странную девушку-привидение. Она рассказала, что творится в мире, какими силами мы обладаем и что нас тут удерживает, но вот про себя не промолвила ни словечка.

Первым делом мы вернулись на место гибели героя и обнаружили, что оно уже оцеплено полицией и размечено криминалистами. Пришлось применить свои новые возможности, чтобы выяснить, что произошло, потому что Ронан неважно помнит последние мгновения своей жизни. Мы обследовали и обнюхали все, что смогли, осмотрели свой же пистолет, гильзы, тело и прочие улики. Подслушали разговор двоих полицейских и «подтолкнули» нашедшую тело женщину к тому, чтобы рассказать о происшествии.

Murdered: Soul Suspect

Система расследования тоже достаточно проста. Из списка улик нужно выбирать те, что ближе всего относятся к делу. Разобравшись в уликах, мы отправились за полицейским в тот самый дом, откуда нас выкинули. Внутри здания Ронан перемещается свободно, может ходить сквозь стены (но, как ни странно, подниматься все равно изволь по лестницам). А в этих стенах бурлит жизнь и таится уйма секретов, постепенно открывающихся игроку. Вот призрак юной прожигательницы жизни, которая не может найти свое тело и не знает, как умерла, — расследование пожилой пары в гостиной может пролить свет на это дело и упокоить несчастную. Вот призрак наемного убийцы, пугающий девочку на втором этаже.

А еще там полно демонов. Души, давно застрявшие в мире живых, одичавшие, озверевшие и питающиеся другими душами, бродят по зданию, «ища кого пожрать» (Ронан вполне аппетитен). Встретив демона, бегите со всех своих призрачных ног и прячьтесь в оболочке давно выдохшихся призраков — они есть по всему дому и помечены для нашего удобства. Однако если исхитриться и застать демона врасплох, его можно уничтожить.

Murdered: Soul Suspect

На последнем этаже нас ждет очередное расследование — на этот раз мы узнаем, за кем охотился убийца (за девушкой, имеющей отношение к пропавшему местному экстрасенсу, если что) и куда ушла девушка (в ближайшую церковь, если что). Это расследование уже гораздо сложнее, состоит из нескольких стадий, и к нему относится множество улик, но само дело не трудное, только немного сумбурное, и ответы на поднимаемые им вопросы порой непонятны. Найти точное место взаимодействия, чтобы добраться до улики, зачастую непросто, но спишем это, пожалуй, на то, что демка все-таки ранняя. Завершив определенную стадию расследования, вы смотрите кат-сцену с воспоминанием и выстраиваете картину: что было нужно убийце, куда девалась девушка и каковы были подробности драки, приведшей к вашей смерти.

Выяснив, куда делась девушка, вы сможете покинуть здание и завершить первую главу игры. Далее вам предстоит исследование городка, визит на местный пляж и более близкое знакомство с Ронаном и его женой. Мы играли всего час, а все это уже кажется слишком знакомым.

Неприкаянная душа наблюдает за казнью со стороны, но сохранить хладнокровие не удается: все семь пуль проходят не только сквозь труп, но и пробивают насквозь оболочку призрака-двойника. Здесь бы историю и закончить, но вместо того, чтобы исчезнуть, потусторонний Ронан решает взяться за расследование собственного убийства. Вопросы «кто», «почему» и «как быть дальше» не дают О’Коннору покоя, да и иного выбора у призрака, похоже, нет.

Ритуальная экзекуция

Переход из живого состояния в призрачное — не случайность. Дело происходит в городе Салем штата Массачусетс — том самом, где в 1692 году произошли судебные процессы и казни «салемских ведьм», женщин, подозреваемых в колдовстве. Охота на ведьм хоть и не станет частью игры, но город, где пролилось много невинной крови (в 1957 году все приговоры официально были отменены), породил достаточно страшных историй про древнее зло и жутких демонов. Ронан О’Коннор рискует стать одним из них, если не разгадает тайну собственного убийцы, не выследит его и не свершит над ним правосудие по-массачусетски.

Murdered: Soul Suspect

Герою предстоит научиться существовать в облике призрака и с умом использовать новые таланты. Например, стоит ему только дотронуться до человека, как он «сканирует» воспоминания и видит события, связанные со своей жизнью, чужими глазами. Некоторые способности сравнимы с тем, что вытворяла Нилин из Remember Me или ангелочек из Messiah. Оказавшись в «лимбо», перевалочном пункте между двумя мирами, Ронан фактически научился взламывать реальность. Из-за пребывания в пограничье на стыке двух миров, настоящего и загробного, он умудряется видеть призраков и пытается вступать в контакт с живыми людьми.

Чтобы успешно решать головоломки, Ронану придется подглядывать за прохожими и узнавать дополнительные детали по делу о своем убийстве. Выуживать необходимую информацию необходимо исключительно безобидными методами — понятное дело, призрак не способен напрямую вмешиваться в дела живых.

Murdered: Soul Suspect

Так, все основные идеи разработчики уже показали в демонстрационной версии. На место преступления приехала полиция. Кажется, поиск преступника затянется надолго. До смерти Ронан был выдающимся детективом и, будучи призраком, способности свои уж точно не растерял. Герой изучает улики и пытается логически рассуждать, причем в игре это выглядит немного наивно. Вот лежит мертвый Ронан, и нам нужно решить, что же все-таки произошло с телом. В голове у призрака роятся разные, в том числе и странные варианты: «сгорел», «был заколот», «застрелен», «упал», «утонул». После совмещения событий в нужной последовательности Ронан постепенно вспоминает детали преступления. Другая сцена переносит нас к допросу свидетеля. Достаточно вселиться в человека, выбрать нужную тему воспоминаний о допросе — и игрок получает столь необходимый фрагмент мозаики в виде показаний. Опять же, подтолкнуть свидетеля к необходимой мысли получается без особых умственных усилий, а сам принцип размышлений главного героя чем-то похож на «систему логики» из Ace Attorney: Investigations. Другое дело, что прокурору Эджворту из этой игры не приходилось уничтожать демонов или прятаться от них.

По ту сторону

Murdered: Soul Suspect

К несчастью, демоны постоянно преследуют героя, тем более что обстановка для них благоприятная: в городе есть готические церкви и психиатрическая лечебница, в которую нам придется наведаться за уликами. Решением загадок дело не обойдется, и тварям из потустороннего мира все-таки нужно будет давать отпор. Ронан может буквально разрывать призраков голыми руками, но только при условии, демон его не видит.

Murdered: Soul Suspect

Авторы решили чередовать экшен-сцены с головоломками. Душе детектива придется «вселяться» в живых людей и собирать по крупицам их мнения и представления о произошедшем. Каждая локация — это головоломка, в которой надо разыскать все ценные улики и, имея их на руках, сделать единственно правильный вывод, чтобы двигаться дальше по сюжету.

Пока что сложно рассказать про особенности охоты на демонов и нюансы дальнейших ребусов. В демоверсии все загадки были крайне наивными, а прятки от нечисти — до смешного простыми. Многих конфликтов с врагами можно избежать, попытавшись обойти их с помощью «стелса». Впрочем, кое-что уже понятно наверняка: с эмоциональной подачей у игры все в порядке, игроки будут сопереживать детективу так же, как в свое время волновались за судьбу другого сыщика, Нормана Джейдена.

Несмотря на то, что имя студии, Airtight Games, не способно кому-либо о чем-то сказать, эти «безымянные» разработчики уже отметились такими играми, как Dark Void (экшен) и Quantum Conundrum (головоломка с видом от первого лица). Murdered — их третий крупный проект, объединяющий все предыдущие наработки. А именно: игра будет приключением от третьего лица с головоломками по типу того, что мы видели в Silent Hill или Remember Me.

Творческий директор студии Мэтью Браннер уже поспешил откреститься от многочисленных сравнений с DS-игрой Ghost Trick, в которой сыщику приходилось вселяться в людей и даже предметы, чтобы расследовать свою смерть. Мол, «будет совсем не похоже на игру для карманной консоли», и мы в это верим. Недавно стало известно, что Murdered: Soul Suspect выйдет не раньше марта 2014 года, а значит, у Square Enix и ее новой студии достаточно времени, чтобы удивить нас еще раз. Интуиция подсказывает — у создателей Final Fantasy еще найдутся козыри в рукаве для своего нового IP.

Туманные, пугающие и потусторонние города — города-призраки — обладают уникальным свойством: они не отталкивают людей, но, напротив, — притягивают. Особенно заброшенные провинции, где время остановилось и лишь зло не дремлет. Припять, китайский Цзюлун, Помпеи или вымышленный Сайлент-Хилл. попадая в них, невольно обнаруживаешь свою истинную суть.

Салем в исполнении Airtight Games (Dark Void, Quantum Conundrum), на первый взгляд, не имеет с ними ничего общего. Вроде бы заурядный маленький городок: жители мирно прогуливаются по улочкам, влюбленные парочки воркуют в сквере на скамейке, «семейные» готовят ужин дома.

Идиллия обыденности нарушается, а Салем показывает свое потустороннее лицо, только когда. умираешь.

Именно это случилось с детективом Ронаном О’Коннором.

Ему было суждено погибнуть на работе. Некто в капюшоне, очень похожий на убийцу в красном плаще из Deadly Premonition и обладающий нечеловеческой силой, выкидывает героя из окна четвертого этажа. Страж правопорядка, а в прошлом уличный бандит, погибает не сразу — его дух покидает тело, но остается поблизости. Призрак (тот же О’Коннор, только прозрачнее) пытается буквально втиснуться обратно в умирающее тело, но тщетно — маньяк хладнокровно добивает жертву несколькими выстрелами в упор. Детектив мертв, да здравствует дух детектива.

Murdered: Soul Suspect

Шляпа-федора, шрам на губе, легкая небритость, татуировки и несколько сквозных отверстий в области сердца — вот облик, пожалуй, одного из самых харизматичных призраков в играх. Он еще и не выпускает изо рта призрачную сигарету — одышкой призраки, как известно, не страдают. Главная цель неупокоенной души — найти того, кто его убил, и воссоединиться с женой, которая трагически погибла несколькими годами ранее и теперь ждет по ту сторону моста.

Сразу после смерти Ронан сталкивается с девочкой в старомодном платье, за которой приходится долго бежать. Выясняется, что маленькая леди с косичками мертва давно и безнадежно, примерно с середины семнадцатого века. Кроме того, она здесь далеко не единственная. На протяжении столетий призраки умерших обживали эти места. Больше того, сумеречный Салем тоже отчасти призрак.

В глазах О’Коннора современные здания перемежаются с призрачными бревенчатыми постройками, давно снесенными или сгоревшими в огне пожара. Старые стены и теперь продолжают полыхать ледяным пламенем. Среди проулков легко обнаружить прозрачную повозку с сеном или старую лодку с веслами, а в бухте — остов корабля, давным-давно разбившегося о прибрежные скалы. Посреди жилого квартала придется перешагивать через рельсы, которые некогда были частью первой железной дороги, и уворачиваться от несущегося сквозь стены паровоза-призрака.

Потусторонние сооружения для О’Коннора — непреодолимое препятствие. Зато большинство объектов из мира живых призрак проходит буквально насквозь. Он не может открыть дверь, просто дернув за ручку, но спокойно проникает в помещение через закрытое окно или через стену. Во все дома Салема, конечно, просто так не попадешь — разработчики элегантно объяснили это тем, что жители города набожны и привыкли освящать свои жилища.

ГОРОД ВЕДЬМ: разработчики не случайно местом действия выбрали Салем, что в штате Массачусетс. Старинный город печально известен пуританскими взглядами его жителей и неистовой охотой на ведьм, которую объявил лично градоначальник. Геноцид женщин с зелеными глазами продолжался больше сотни лет. Как говаривали старожилы, за массовые убийства воздалось по заслугам — крупный пожар не оставил от города камня на камне.

Представьте себе — вы читаете сейчас этот текст, а за вашей спиной кто-то стоит. Или что-то. Нечто призрачное, едва уловимое. Мороз подирает по коже, не правда ли? А для Салема это обычное дело. Духи безвременно умерших обитают бок о бок с живыми людьми. И совсем не обязательно, в попытках достучаться до мира мертвых, чертить на кладбище октаграмму и расставлять свечки, бубня себе под нос какую-то галиматью. Нужно просто умереть самому. И желательно преждевременной, неестественной смертью — чтобы душа не смогла найти покоя.

Тогда возле могил покажутся десятки призраков, которые точно так же отчаянно пытаются понять, почему умерло их тело. Оказавшись на городском кладбище, O’Коннор встретит дух молодого парня, прогуливающийся вдоль погоста; призрак девушки, который снова и снова читает последнюю книжку, прислонившись к надгробному камню; мужчину средних лет, с грустью всматривающегося в мутную воду ручья, на дне которого он сделал последний вздох.

Впрочем, «мертвые души» есть не только на кладбище. В Салеме они повсюду, достаточно зайти в любой жилой дом. Пока счастливая семья на кухне готовит ужин, в гостиной призрак сидит в хозяйском кресле и смотрит оставленный включенным телевизор. В соседской ванне лежит призрак самоубийцы. А этажом выше в детской комнате прячется призрак маньяка, который постоянно доводит до слез ребенка, выпрыгивая из платяного шкафа.

Почти у каждого встреченного в городе привидения есть своя история — история жизни и смерти. Изучать их, проводить маленькие экспресс-расследования зачастую едва ли не увлекательней, чем следовать прямой дорогой основного сюжета. В любой другой игре такие мини-истории подавались бы в виде скучноватых аудиодневников, а в Murdered — вот они, вокруг вас, ходят, говорят и живут своей жизнью. Для интерактивного произведения — очень ценная находка.

Дебютное расследование в образе призрака начинается сразу после кончины героя. Оказавшись возле собственного бездыханного тела, которое прибывшие на место полицейские уже успели огородить желтыми ленточками, О’Коннор приступает к сбору улик.

Murdered: Soul Suspect

Поиск зацепок не станет серьезным испытанием, достаточно внимательно осмотреться в поисках активных точек. Счетчик необходимых улик услужливо подскажет, сколько осколков стекла, кровяных пятен и гильз нужно отыскать поблизости. Складывать найденный скарб в бездонный чемоданчик, в стиле классических приключений о Шерлоке Холмсе, не придется, Ронан анализирует находки на месте.

Лишившись жизни, герой все же кое-что приобрел взамен: дух полицейского способен вселяться в живых и читать чужие мысли. К сожалению, в головах окружающих помещается не больше пары фраз, причем не всегда полезных. Зачастую нужно навести человека на дельные умозаключения, помочь свидетелю преступления вспомнить нюансы произошедшего. Не будет лишним и взглянуть на мир глазами другого полицейского. Причем буквально: подсмотреть в его ежедневник или прочитать данные на экране компьютера, влезши в шкуру работающего за ним служителя правопорядка.

Кроме того, детектив обладает просто отличным воображением. Он способен представить, что случилось с потерпевшим, с помощью валяющегося на полу окровавленного башмака. Правда, трюк срабатывает лишь с теми башмаками (или другими вещами), которые подрагивают и подсвечиваются призрачным светом.

Анализ собранной информации сильно портит общее впечатление от расследования. Если в L.A. Noire мы принимали ответственные и взвешенные решения на основе общения со свидетелями и собранных улик, то здесь нам предлагают детскую игру «угадай картинку». Нужно выбрать одно или несколько изображений, каким-то боком относящихся к произошедшему. Увы, логика тут порой едва уловима, и приходится действовать по наитию. Если удается угадать с первого раза, детектива наградят тремя полицейскими значками, которые, впрочем, особо ни на что не влияют.

Murdered: Soul Suspect

По мере того как мы подбираемся к маньяку-убийце, количество трупов растет с устрашающей скоростью, а история все больше начинает напоминать молодежный ужастик (тут даже есть девочка-подросток, которую неоднократно придется спасать). Следы приводят детектива в психиатрическую больницу, костел, исторический музей, посвященный пыткам, и еще пару тройку классических мест из фильмов о привидениях. Не обойдется и без злобных духов, растерявших остатки человечности.

Демоны охотятся за обитателями сумеречного Салема и убивают их раз и навсегда. В прямом столкновении с темным духом выстоять не получится, но есть шанс прокрасться незамеченным, убежать или скрыться в призрачных туманностях. Герой шустро прыгает от одного такого облака к другому, постепенно приближаясь к монстру со спины. Когда расстояние оказывается достаточным, Ронан в коротком QTE-сражении буквально развеивает демона по ветру. Как говорила та самая маленькая леди из самого начала игры, выдающиеся способности человека после смерти остаются при нем, но раскрываются с неожиданной стороны. Ронан всегда умел бороться за свою жизнь, не растерял он этот навык и. после смерти.

Другой проблемой станут сгустки энергии, затягивающие попавших в них призраков, будто трясина. Обойти их стороной не всегда возможно, и приходится прибегать к телепортации (радиус действия сильно ограничен) или «сводить с ума» электронные бытовые приборы. Когда встревоженный обыватель пойдет отключать неистово печатающий принтер, останется только вселиться в его тело и преодолеть энергетическую ловушку.

Murdered: Soul Suspect

К сожалению, преодолевать придется не только ловушки, но и, ближе к финалу, — собственное нежелание заниматься монотонными расследованиями. То, что поначалу вызывает восторг (подслушивание мыслей окружающих, реконструкция событий), впоследствии превращается в рутину — новые механики почти не появляются. Интерес поддерживают главная история противостояния маньяка и призрака, не лишенная неожиданных поворотов, и множество историй поменьше, которые призрачный город готов рассказывать вам буквально за каждым поворотом.


Когда я продумывал вступление к этому тексту, появилась мысль начать с вопроса о том, насколько странным для детектива может стать расследование собственного убийства. Казалось бы, такая задумка должна сразу же завлечь читателя. Но пробежавшись по обзорам прошлых лет, я понял, что это было бы слишком клишировано, и решил отказаться от затеи, так как она устарела.

А вот разработчики Murdered: Soul Suspect до подобной мысли не дошли. Взяв отличную и действительно оригинальную концепцию, они выбрали неподходящее и устаревшее исполнение. В результате мы имеем игру, которая могла бы стать хитом и, возможно, создать новый тренд на мистические детективные истории, но на деле даже до определения «хорошая» дотягивает с оговорками. Однако обо всём по порядку.

Итак, место действия – Салем, штат Массачусетс. Скорее всего, вы не слышали об этом тихом американском городишке, так как сейчас он не представляет собой ничего, что могло бы привлечь внимание обычного человека. Но всё становится несколько иначе, если заглянуть в историю поселения. Около 300 лет назад в Салеме произошла одна из самых массовых «охот на ведьм», когда в течение года за «колдовство» было приговорено к смерти больше двадцати девушек. После этого город приобрёл не самую лучшую репутацию, но через долгое время начал притягивать к себе туристов, желающих побольше узнать о событиях 1692 года.

Именно в Салеме живёт главный герой игры – детектив Ронан О’Коннор. Его жизнь, о которой мы узнаём из крутого вступительного ролика, никак нельзя назвать праведной, но в какой-то момент он вернулся к законной жизни и нашёл своё дело. Когда мы встречаем героя, тот преследует маньяка по прозвищу «Звонарь», который своими убийствами наводит ужас на жителей Салема. Попытка остановить злодея заканчивает печально – Ронана убивают. Однако на этом его история не заканчивается: герой не может попасть в мир иной, поскольку у него осталось на Земле незаконченное дело – дело Звонаря. И теперь уже в виде призрака детектив продолжает своё расследование.



Следуй за маленькой девочкой по переулкам… Где-то я это уже видел

Надо сказать, что жизнь после смерти не совсем такова, как многие себе представляли. Конечно, обычные люди призрака не видят, но и проходить через все преграды тот не может. Например, в дом можно проникнуть только через открытую дверь или, на худой конец, окно. А ещё призракам активно досаждают демоны, которые пытаются убить умерших ещё раз; видимо, с большими мучениями.

Вернёмся к расследованию. Достаточно быстро Ронан пересекается с девочкой-медиумом Джой, которая может видеть призраков. И какая удача – она тоже имеет свой интерес к делу Звонаря. Хотя она не в восторге от работы с призраком, да и её цель слегка отличается от цели главного героя, спустя некоторое время персонажи объединяют свои усилия в расследовании.
В процессе прохождения мы встретим других людей и призраков, которых не так уж и много. Эта камерность истории позволяет использовать каждого персонажа по назначению: все они, словно чеховские ружья, в какой-то момент «выстреливают». Но у такого подхода есть обратная сторона, которая дала о себе знать в игре: основная интрига невероятно предсказуема. Весь сюжет строится вокруг расследования, но именно детективная составляющая истории слаба. Это отлично работает в драме, но не здесь, не в детективе.

Вообще, из всех героев игры раскрыт только протагонист. Мы знаем его прошлое, нам известны его мотивы. Понятно, что и зачем он делает. Мотивация прописана не «в лоб», но достаточно чётко, чтобы верить в героя. Возможно, ради драматичности Ронана слишком сильно загнали по разные стороны добра и зла, сделав его сначала негодяем, а после резко направив на путь исправления, но критиковать этот приём не хочется.

Про Джой, к сожалению, сказать такого нельзя. Конечно, девочка описана неплохо и как персонаж понятна. Но вот именно ей не хватает некоторого бэкграунда. По сути, мы о ней знаем только то, что она – наследственный медиум, а ещё то, что за ней и её матерью охотится главный злодей. И всё! В результате этого Джой вышла несколько плоским героем, отчего диалоги с её участием иногда отдают фальшью.



Я, конечно, понимаю — игра великолепная. Но у вас маньяк по городу бегает!

Игровой процесс, по большей части, представляет собой проведение небольших расследований на локациях. Необходимо найти и собрать улики, после чего восстановить по ним произошедшее событие. Разумеется, не все подсказки нужны, а часть откровенно притянута за уши. Иногда, чтобы получить необходимую информацию, надо повлиять на людей или окружение. Или же добраться в труднодоступные места, вселившись в кошку.

И как в случае со сценарием, расследования – самая слабая часть геймплея. Собрать из кучи улик цепочку правильных невероятно просто. А даже если в предположение случайно закрадётся ошибка, то игра никак вас не накажет. Из-за этого пропадает весь челлендж расследования. Можно хоть перепробовать абсолютно все варианты – рано или поздно вы найдёте верный…
Между этапами расследования мы можем спокойно прогуляться по Салему. Город внятно даёт понять, какую страшную историю он в себе содержит. Объективно, в игре Салем – это сочетание двух городов: «живого» и «мёртвого». Первый – реальный, в котором живут люди. А альтернативный Салем – тот, что существовал во давние времена охоты на ведьм: деревянные домики, которые обречены на вечное горение, иное расположение улиц и занимательные места для наказаний вроде эшафота в центре города.

Это сочетание двух миров очень напоминает другой американский городок – всем знакомый Silent Hill. Только здесь миры пересекаются, создавая единое место, а не разделяются, как Тихий Холм. Впрочем, сама атмосфера города на таком же высоком уровне, хотя ощущения, конечно, разнятся: находиться в Салеме приятнее.

Во многом это заслуга визуального стиля игры. Сочетание чёрного и иссиня-серого цветов очень гармонично вписывается в мир мёртвых, не вызывая в то же время никаких подсознательных страхов. Во время прохождения прекрасно понимаешь, где «живой» фрагмент, а где «мёртвый». Да и сам цветофильтр, через который подаётся картинка, навевает воспоминания о Deus Ex: Human Revolution, где два цвета фактически сделали всю визуальную часть игры.

Происходящее на мониторе гармонично дополняет звук. Оговорюсь сразу: очень крутых музыкальных композиций в Murdered: Soul Suspect нет. Музыка вообще не обращает на себя внимания до тех пор, пока о ней не вспоминаешь. Но при этом на одном из уровней звук начинает активно проявляться, и там это действительно влияет на восприятие. В результате, совместная работа художников и композиторов создаёт отличную атмосферу, которая является чуть ли не лучшей составляющей игры.



Почему у создателей игр именно психбольницы получаются самыми атмосферными?

Но вернёмся к городу. В Салеме нам не раз встретятся его жители: как живые, так и не очень. Первые нас интересуют мало и вообще выглядят картонными: двигаются по заданным маршрутам (или же сидят в одной позе), а их мысли постоянно повторяются и не представляют собой ничего интересного. Здесь как раз и всплывают те самые проблемы с исполнением, о которых я говорил в самом начале. Фальшивость и плохая проработка жителей города – это черта по большей части старых игр; относительно новые качественные проекты ААА-класса подобными проблемами не отличаются.

Призраков в игре встречается немного, но зато они куда интереснее обычных людей. Мертвецы могут рассказать об обстоятельствах своей смерти или попросить Ронана провести расследование. Подобные побочные задания геймплейно ничем не отличаются от основных, а историю они рассказывают достаточно стандартную. Но свою роль – добавить некоторой живости игровому миру – они исполняют.

В некоторых локациях появляются противники — демоны, и герою приходится проявлять скрытность. Он должен прятаться в силуэтах и стараться не попадаться на глаза. Если повезёт, то можно подойти сзади и казнить недругов, очистив себе путь. Данная механика однозначно призвана разнообразить однотипный игровой процесс. Поначалу претензий к стелсу не возникает. Но и здесь игру подвело исполнение. Через некоторое всплывает «лень геймдизайнера»: по мере приближения к концу игры Ронан встречает демонов всё чаще, а их самих становится всё больше. Это бы не бросалось в глаза, если бы не резко ускоряющийся после половины темп игры. Когда ты хочешь побыстрее уйти с локации, появляются эти несчастные твари и банально мешают двигаться дальше.



Кошачий паркур!

Есть в игре и слегка странная форма стелса. Пару раз в полицейском участке Ронану необходимо помочь Джой незаметно пройти из одного конца комнаты в другой, минуя присутствующих там полицейских. Из этой отличной идеи можно было выжать достаточно много, однако всё, что нужно сделать – просто пустить полтергейста в ближайший к мешающему полицейскому объект, таким образом отвлекая его. В общем, как я уже не раз говорил, было выбрано самое примитивное исполнение.

Это особенно печально, потому что многие другие элементы выполнены на высоком уровне. Отдельно это касается роликов, которые постоянно разбавляют игровой процесс. Их постановка очень хороша, а в некоторых эпизодах – просто великолепна. Вместе с визуальным стилем и общей атмосферой из Murdered получается очень хорошее «кинцо», которое не даёт наскучить примитивному игровому процессу. При этом достаточно странно, что заставки очень сильно пережаты и создают диссонанс между игровой картинкой и пре-рендеренными роликами. Мелочь, а неприятно.

Другой неоднозначный момент – локализация. Затрагивать качество перевода я не буду, на это есть Карамышев. И не потому что не имею должных для этого знаний (хотя и это тоже), а просто потому что это невозможно. В настройках игры никаким способом нельзя сменить язык, что для меня, привыкшего использовать оригинальную озвучку и русские субтитры, оказалось большим и далеко не самым приятным сюрпризом. Всё это приправлено малым количеством голосов в локализованной версии и деревянной речью некоторых сюжетных персонажей и абсолютно всех горожан. Давно же я не встречал подобного.

А что в итоге? Конечно, у Murdered: Soul Suspect очень слабое исполнение и большие проблемы с главной сюжетной линией. Но при этом игра получилась очень красивой и атмосферной. Так что оставшееся послевкусие оказалось приятным, а относительно небольшая продолжительность пошла только в плюс. Игра идеально подходит для покупки на распродаже.

Плюсы: красиво нарисованная картинка, затягивающая атмосфера;
Минусы: неподходящее исполнение, слабая детективная часть, некачественная локализация;

Сюжет: 7/10;
Геймплей: 5/10;
Картинка: 8/10;
Звук: 7/10;

Итог: 6,7/10;
Вердикт: Распродажная тварь!


Автор проекта: Сергей Заславский.
Шеф-редактор: Илья Демченко.

Murdered: Soul Suspect

Разбившись насмерть при падении из окна, наш герой с удивлением для себя сумел сохранить сознание. Даже потеряв тело и став настоящим призраком, он решает найти своего убийцу. В противном случае он никогда не успокоится и не сможет воссоединиться со своей женой. Тем более что за застрявшими на Земле душами охотятся демоны.

Второй герой игры — девушка по имени Джой, и за ней охотится тот же маньяк, что разрядил обойму в Ронана. По воле случая она оказывается медиумом: девушка слышит и видит мертвого детектива, что сильно на руку последнему. Сразу вспоминается цикл adventure-игр Blackwell, где девочка помогала духам найти покой, только в Murdered мы выступаем за сторону призраков.

Место действия — город Салем на северо-востоке США. В конце XVII века здесь охотились на ведьм, а из-за чего жители интересуются оккультизмом. А в начале XX века случился крупный пожар, что объясняет горящие призрачные здания, служащие препятствиями для героя. Здешние привидения могут ходить сквозь обычные стены внутри здания, но не сквозь внешние: покинуть его можно только через дверь. Также на земле встречаются лужи-порталы с торчащими демоническими руками, которые пытаются зацепить героя и отбросить его к предыдущей точке сохранения.

В итоге дизайн уровней при первом столкновении озадачивает: ориентироваться в полутемных домах сложно, какие стены прозрачные, а какие нет – неочевидно. В таких условиях тяжко собирать гигантское количество второстепенных предметов, разбросанных буквально повсюду. Тут есть записки мертвой жены о ее знакомстве с Ронаном, газетные заметки о салемском маньяке, таблички с историей города и сведения о второстепенных персонажах. Можно даже обнаружить уникальные для каждой локации вещи, после сбора которых открываются жуткие истории в лучшем духе «Баек из склепа» и пионерских страшилок при свете фонарика перед отбоем.

У Ронана широкий арсенал приведенческих способностей. Он, например, может вселяться в людей и читать их мысли, оказывать на них влияние путем «ментальных прикосновений» и изучать различные документы в их руках. Если вздумает побыть полтергейстом, то сможет включать электроприборы, чтобы отвлечь внимание охранников и дать Джой проскользнуть незамеченной. Также детективу предстоит поохотиться на демонов, аккуратно прячась от них в «призрачных осадках».

Но самое интересное – это «расследования». По сюжету, да и после некоторых побочных диалогов со страдающими привидениями в игре включается счетчик собранных улик. Чаще всего они находятся в пределах обозначенного места, но иногда придется прибегать к способностям Ронана и восстанавливать события путем «перемотки» времени. Все вещдоки при этом собирать необязательно: достаточно лишь пары главных, прямо как в L.A. Noire. Вышеперечисленные механики зачастую удачно встроены в историю.

В штампах и заимствованиях кроется как сила, так и слабость Murdered: Soul Suspect. Она похожа одновременно на Beyond: Two Souls и Ghost Trick, не говоря уже про десятки книг и фильмов про потусторонний мир. Разработчики аккуратно выбирают самые лучшие находки, даже не пытаясь придумать оригинальной интриги. Развязку можно предугадать уже в прологе, хотя она определенно удивит вас своей брутальностью. Психбольница, кладбище, заброшенный дом — места действия тоже подчеркнуто клишированы.

В штампах и заимствованиях кроется как сила, так и слабость Murdered.

Даже главные герои – и те стереотипны, пусть и показаны в лучшем виде. За динамикой отношений недоверчивой девочки-подростка и развязного полицейского по-настоящему интересно наблюдать. Все дело в отличных диалогах и озвучении, с которыми Airtight Games справилась безупречно.

Эта игра — настоящее торжество стиля. Нарратив здесь преобладает над игровыми механиками, но при этом Murdered все равно не назовешь «интерактивным кино». Вы принимаете участие во всех происходящих в сюжете поворотах. Собираемые вами вещи походят на дополнительные материалы в коллекционном издании любимого фильма. Нет никакого повода отказываться от столь хорошо поданной истории, если только вам не надоели рассказы о привидениях в принципе.

Читайте также: