Microsoft flight simulator обзор

Обновлено: 02.07.2024

Я полный профан в авиасимуляторах. Мой потолок – аркадный режим в War Thunder и киношные трюки в ванильных небесах Just Cause 2. Но Microsoft Flight Simulator обещала такое, что челюсть падала. Вся планета в распоряжении! Возможность пролететь над родной деревней! Безумный масштаб, для которого потребовались петабайты данных и особая платформа со спутниковыми снимками и искусственным интеллектом! Дотошно воссозданные самолёты! Настолько красивая картинка, что глазам не веришь!

Однако, когда дело касается настоящей авиации, я похож на блондинку из глупых анекдотов: «Типы двигателей? Сваливание? Тангаж? РУД? УВД? ПВП? Нет, я не зассал, но можно мне просто самолётик, красненький, чтобы летать быстрее?» В общем, в этой рецензии наверняка найдутся несусветные глупости, от которых опытные вирпилы со стажем как у реального пилота схватятся за голову: «Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?!» Но посмотрите на стартовый экран Microsoft Flight Simulator: разве можно не захотеть поиграть в такую игру?

Чайник за штурвалом

В свою защиту скажу, что Microsoft и Asobo Studio совершенно точно рассчитывали привлечь наивных чукотских юношей вроде меня. В MFS есть подробное обучение, где вас протаскивают по основам пилотирования – как игрового, так и настоящего. Инструктаж проходит на небольшом винтовом самолёте Cessna 152 – незатейливом, как палка, без устрашающего муравейника кнопочек и тумблеров на приборной панели. Вокруг – живописная Седона, ясная погода и чистое небо. Красота! Романтикой полётов проникаешься моментально.

Инструктор держит вас чуть ли не за руку, объясняет доступным языком непонятные термины, подсвечивает необходимые датчики и добавляет процессу человечности, делясь присказками из своего прошлого. Разработчики тщательно продумали, каким должно быть первое столкновение нуба с серьёзным симулятором, чтобы он не бросил игру, запаниковав при виде чудовищной комплексности и дотошности.

Если бы мне сразу показали кабину Boeing 747, я бы отреагировал как священник из мема: «Ну нахер!»

Кроме того, в Microsoft Flight Simulator предусмотрены гибкие настройки сложности. Наиболее щадящие уровни настолько дружелюбны, что вы не можете разбиться и отскакиваете от земли как мяч. Строго заданных параметров нет: например, вам позволяют выставить бесконечное топливо и отображать оптимальную траекторию для приземления, а все остальные виды помощи отключить. Настройки сложности меняются в любой момент – хоть перед взлётом, хоть прямо в воздухе. Тут даже есть ИИ, готовый взять на себя судьбу рейса целиком – от взлёта и посадки до общения с диспетчерами.

И всё же после насыщенного полуторачасового обучения зелёных юнцов подкарауливает внезапное открытие: Microsoft Flight Simulator – это действительно симулятор, а не игра в привычном смысле. Полная неожиданность, правда?

Я перепроверял: карта осадков на игровом глобусе совпадала с тем, что показывали реальные метеорологические службы.

Развлеки себя сам

Обучение – это единственный, так сказать, сюжетный режим MFS. Если вы привыкли, что разработчики придумывают развлечения за вас, то быстро исчерпаете поводы возвращаться в игру. Да, здесь есть достижения и наборы испытаний, где вы увидите самые опасные аэропорты мира, повторите известные трюки или посоревнуетесь с другими игроками за очки. Но гвоздь программы Microsoft Flight Simulator – карта планеты.

Выбор транспорта – отдельный дзен для вирпила. Конечно, можете поступать как я: «Ух ты, самолётик с винтом позади кабины пилота, хочу полетать на таком!» А можете угореть по уйме дополнительных настроек, включая количество топлива в каждом баке и вес каждого пассажира (шутка про вашу многоуважаемую маман). Если совсем скучно, разработчики позволяют задать приключения: например, пожар в двигателе спустя N минут после старта.

ICON A5. До MFS я не представлял, что существуют машины с таким расположением винта и что они даже летают!

Cessna 152 – единственный самолёт с подробным инструктажем. Дальше начинается песочница: вам выдают железную птичку, а уж как её укротить, разбирайтесь самостоятельно. Да, переходящие знания есть: штурвал, повышение и понижение оборотов двигателя (проще говоря, газ и тормоз), закрылки и некоторые другие вещи всегда управляются одними и теми же кнопками. Но у каждого транспорта бесчисленное количество собственных нюансов: если вы летаете на сложности хоть немного суровее самой низкой, то почувствуете гигантскую разницу между бипланом и аэробусом.

Чтобы сносно овладеть каждым самолётом на высоких уровнях симуляции, потребуются недели или месяцы тренировок в обнимку с руководствами. К слову, поэтому в среде «авиасимеров» отваливать баснословные деньги за один дополнительный самолёт – это милое дело, ведь там таятся десятки часов геймплея.

Подготовка к рейсу может длиться от нескольких секунд, если вы ограничиваетесь парой кликов по карте, до десятков минут, если вы настраиваете самолёт, обдумываете маршрут и размышляете, от какого гейта выезжать. Но рано или поздно вы доберётесь до главного – полётов.

Какие бы позывные вы ни дали своему судну, диспетчеры честно их произносят. Синтезатор речи бойкий – фразы довольно живо звучат. (Не забудьте включить звук по кнопке в правом нижнем углу.)

Сила облаков

От полётов в Microsoft Flight Simulator захватывает дух: над головой – бескрайнее небо, под ногами – бескрайняя планета, вокруг – умиротворяющий рокот моторов, а перед глазами – пугающе натуралистично выглядящие рычаги, кнопки, приборы, панели, переключатели и так далее.

Меня, как неофита, особенно удивила интерактивность. В обычных играх россыпь элементов на устройстве – всего лишь статичная декорация. А в MFS практически каждую штучку можно потрогать, покрутить и потискать. Правда, они не всегда на что-то влияют: некоторые элементы отмечаются как «Неисправные» – они ничего не делают и находятся здесь лишь как наследие от настоящей модели этого самолёта.

Когда впервые насмотришься на кнопочки, начинаешь глазеть в окно. Наверное, Microsoft Flight Simulator впору называть самой технологичной и красивой игрой последних лет: свет обволакивает крылья, лучи пробиваются сквозь тучи, стекло покрывается инеем, а ночные города так и просят включить Nightcall от Kavinsky.

Радуга здесь – это не полупрозрачный спрайт в небе, а просчитанный результат преломления света сквозь капли дождя.

Ощущения правдоподобности добавляет очень классный звук: кажется, он поддаётся законам физики, так что интонация гула двигателей постоянно меняется в зависимости от окружающих условий, вокруг свистит ветер, а, например, при перегрузках слышно дребезжание фюзеляжа. Моё любимое мерило качества звука – то, насколько хорошо он передаёт чувство присутствия, когда закрываешь глаза. Если я сижу в наушниках и закрываю глаза в Microsoft Flight Simulator, у меня по спине бегут мурашки, словно я действительно сижу в кабине пилота.

Вот, можете сами послушать. С огромным любопытством жду апдейта с поддержкой VR – там-то погружение станет ещё круче!

В воздухе получается оценить и едва ли не главную особенность MFS – масштабную карту Земли с неслыханной по меркам видеоигр детализацией. Конечно, если плюхнуться на пузо посреди Кукуева и пристально вглядеться в тщетные попытки ИИ воссоздать местный Дом культуры, то магия развеется. Но если играть по правилам и наблюдать города, мосты, машины, реки, холмы и впадины с высоты, то зрелище получится незабываемое.

Отдельный пикантный момент – погода. Microsoft Flight Simulator обрабатывает метеорологические данные по всей планете в реальном времени. Если в Петропавловске-Камчатском полночь, она же будет и в игре. Если в Японии сейчас зима, то вы будете лететь над заснеженным Токио. Если на побережье США начался шторм, то он застукает и ваш самолётик. И, естественно, погода влияет на управление, видимость, сложность полёта и так далее.

Что ещё круче, все условия позволяют менять прямо во время рейса: поставить восходящее солнце, запустить дождь, добавить облаков с тонкой кастомизацией каждого слоя. В какой другой игре вы в последний раз занимались кастомизацией облаков?

Это ещё одна вещь, которую MFS отдаёт полностью на ваше усмотрение: хотите – летайте по реальной погоде; хотите – сотворите себе природные проблемы перед запуском; хотите – жонглируйте временем суток и состоянием неба как душе угодно и пачками снимайте живописные скриншоты; хотите – отыщите самолёт, который находится в пути именно в эти минуты, и завершите его рейс самостоятельно, ведь такое тут тоже есть. Разработчики ни капли не стесняются предоставлять полную свободу без сковывающих игровых условностей.

Удивительное дело: лишь спустя семь лет после запуска Xbox One Microsoft разработала игру с «силой облака», о которой корпорация когда-то трубила на каждом углу. Это тот самый некстген, невозможный без удалённых вычислений и сетевых хранилищ данных. Обилие опций и неслыханные масштабы превращают Microsoft Flight Simulator в идеальное средство для медитации и прекрасную игру для прослушивания подкастов – в этом смысле она запросто составит конкуренцию Euro Truck Simulator 2 и Elite Dangerous.

Позволю себе перефразировать классика: «…а какие в MFS облака! Удержаться невозможно: таких облаков не было никогда, и в принципе в возможность их существования можно было только верить». Нет, правда, никакой иронии – облака здесь невероятные.

Crysis нашего времени

К сожалению, не всё идеально. Наверное, больше всего огорчает прожорливость игры. В особо детализированных зонах типа Нью-Йорка Microsoft Flight Simulator способна поставить на колени мощнейшие игровые компьютеры, в то время как над всякими полями и горами она выдаёт толковую производительность и на «народных» PC. У симулятора есть все шансы оказаться бенчмарком ничуть не хуже Crysis – обе игры определённо опережают своё время и выжимают «железо» досуха. Совершенно не понимаю, как MFS перенесут на Xbox One и в VR, чтобы от перепадов fps не лопались глаза.

Другие технические стороны – тоже с шероховатостями. Загрузки долгие – SSD не спасает. У меня случались вылеты и попадались неприятные баги: то команды с клавиатуры вдруг игнорируются, то происходит крушение самолёта во время паузы, то этап обучения почему-то не засчитывается. Я бы сказал, что концентрация программных ошибок терпимая и не убивает удовольствие от Microsoft Flight Simulator, но без них, разумеется, было бы гораздо лучше.

По идее изобретательный и находчивый второй пилот Дринкинс в кресле компьютерного помощника умеет совершать рейсы без вашего участия. «По идее» потому, что с приземлением у ИИ большие проблемы. В этом клипе, например, он забивает на аэродром и без тени сомнения вмазывается в гору неподалёку. Кадры с истерическим гоготом в камеру и музыкальная тема «Крутого пике» не прилагаются.

Наконец, грандиозные масштабы виртуальной Земли оказывают игре небольшую медвежью услугу: увидев один раз, как выглядит хорошо сгенерированная местность с вручную слепленными достопримечательностями, хочешь видеть такой же уровень во всех остальных значимых местах. Увы, прорабатывать каждое историческое и культурное сооружение авторы не в силах, а ИИ корёжит их до неузнаваемости. Например, на месте Родины-матери в Волгограде вдруг возникла многоэтажка, а от самого памятника остались лишь очертания на текстуре. Судя по количеству отметок с интересными местами на карте, Россия была у авторов совсем не в приоритете.

На фоне общего объёма проделанной работы такие вещи кажутся мелочами, и жаловаться на них грешновато. Но душа-то очень просит идеала везде, а не только в избранных районах!

Microsoft Flight Simulator обзор игры

Выводы, как всегда, остаются за вами…

Я не рассказал ещё о массе вещей:

  • мультиплеере (то же самое, что синглплеер, только рядом друзья летают);
  • громоздком управлении (минимальный уровень комфорта – это держать рядышком геймпад, клавиатуру и мышь одновременно);
  • степени достоверности физики (простите, опыт в жанре не позволяет).

А также не провёл сравнений с другими актуальными симуляторами – могу сказать лишь, что в X-Plane 11 машины разлетаются на части, а в Microsoft Flight Simulator вместо аварии только чёрный экран.

Осуждать меня за это можете в комментариях ниже, но я ни о чём не жалею – увесистая доза необычных впечатлений того стоила. И я даже призадумался, что HOTAS за тысячи денег – это не такое уж и бесполезное приобретение…

Тем не менее ставить оценку Microsoft Flight Simulator трудно. Она метит в долгое развитие. В современном мире такие проекты принято называть играми-сервисами, хотя для симуляторов это давным-давно обычное явление. Вы вот знали, что MFSX 2006 года рождения до сих пор получает платные дополнения?

Один из товаров в магазине – улучшенные версии городов.

С новой MFS ожидается нечто похожее: разработчики уже подтвердили серию бесплатных апдейтов (например, в игру введут вертолёты), генерацию ландшафта через ИИ собираются улучшать, сообществу предоставили инструментарий для модов, а во встроенном магазине прямо с релиза есть платные добавки вроде более детализированной версии аэропорта Инсбрука за 19.99 доллара США. В дальнейшем контент для MFS будут продавать сторонние партнёры – ещё одна схема, популярная в среде авиасимуляторов.

Иными словами, долгая дорога только начинается. Сердечко призывает ставить «Похвально» – не как окончательный вердикт, а как отправную точку для длинного пути с шансом вырасти до безусловного «Изумительно». Все входные данные великой игры у MFS есть. Нужно только удачно пробежать марафон многолетней поддержки – и тогда Microsoft Flight Simulator станет вехой в истории жанра и, пожалуй, индустрии в целом.

Плюсы: потрясающая графика; дружелюбность к новичкам; невиданные ранее масштабы; реальная «сила облака»; отлично подходит и как игра-медитация, и как крайне серьёзный симулятор.

Минусы: тормоза даже на мощных PC; далеко не вся карта Земли выглядит одинаково хорошо; весь потенциал игра раскроет когда-нибудь после релиза.

Скриншоты из игры

Трейлеры




Многоэтажка с тенью статуи, высоченное озеро в центре карьера, длинные горы по центру городов — в России на каждый город есть по своей уникальной достопримечательности, жаль что такие не отмечены на картах.

А если серьёзно, мне симулятор понравиля, туториал прошёл с удовольствием от первого лица. Звуки внутри кабины добавляют +100 к атмосферности

Традиционно вставлю свои пять копеек в очередной пост про MFS2020 )
Визуальные полёты на маленьких птичках просто шикарны. Можно летать над речками в буше и наслаждаться видом слоников и жирафиков в прериях-пампасах и прочих саваннах. Или пролететь между опорами Эйфелевой башни. Графика и проработка мира — лучшая часть сима.
Погода сделана шикарно. Особенно эффекты на лобовом стекле, дождь, снег, обледенение. Правда молнии какие-то очень убогие, нет в них божьей искры.
Онлайн. Это то, ради чего я купил эту штуку. Колбаситься с друзьями вокруг какого-нибудь TFFJ, пытаясь переплюнуть их в игре «посади тяжелую Цессну Гранд Караван со стороны склона». А вокруг роится ещё пара десятков таких же самолётов. Это очень-очень весело.
Челленжи. Пока это забавно, есть некий интерес набрать больше очков, чем твои друзья. Но я подозреваю, что лучшие результаты получены с помощью читов.
Аэродромные машинки прикольные, но они уже давно были в том же XP11 из коробки. Люди очень оживляют окружающую обстановку, когда не лезут в работающий двигатель. Пушбэк очень примитивный, уж эту важную фишку могли бы сделать более лучше (надеюсь что допилят). Кстати очень может быть что они специально не доделали многие вещи, чтоб дать простор для старых добрых аддонов типа GSX.

Но чем больше я приглядываюсь к этому, тем больше вижу старый добрый FSX, которому допилили фасад, но на заднем дворе оставили все те подпорки и костыли.
Здесь нет повторов. После посадки нельзя посмотреть на это с разных ракурсов. Это такая привычная и нужная фича, что я очень недоумеваю что её нет.
Нельзя просто открыть карту и перетащить самолёт куда нужно, задать высоту и скорость. Это скорее моя субъективная претензия как разработчика. Есть другой способ это делать, но он не очень удобный.
Настройки джойстика. Они были очень плохими в FSX и парни решили не отступать от традиций. Это полное дно, так делать нельзя. А ведь счастье было так близко, загрузи демо X-Plane 11 и посмотри как это сделано. Заодно добавь настройки осей, мертвые зоны, калибровку и т.д.
А320 и Б747 ну такие себе. Для начала изучения они более-менее, но лучше перейти на более проработанную модель как можно скорее. У меня АТ в А320 так нормально и не заработал, всё время гоняет скорость от AFLOOR до верхней границы.

Впечатление очень двоякое. С одной стороны прямо «круто и вау», с другой — «ну как так-то, могли бы сделать лучше». Я надеюсь что они будут это поддерживать долго и потихоньку исправлять косяки. Симмеры вообще люди терпеливые, мы может пять лет ждать какой-нибудь MD11 или A340, а затем ещё два года ждать когда их починят.

На релизе получили Early Access, вроде бы и норм, но цена кусается. Главное это не играть в нее когда летишь в самолете. А то еще за террориста примут.

Летал в альфа-тесте, а релиз так и не купил.

Это все тот же FSX с «ара-тюнингом», как Prepar3D. То есть, старое ядро, обвешанное тяжелыми для железа плюшками. Даже FSX до сих пор не тянет на 60 FPS, если его обмазать кастомными крафтами и сценариями; хоть на 5Ггц проц гони, все равно будут фризы и затыки по FPS. То же самое ждет FS 2020 в плане производительности.

В этом симе даже дефолтные(!!) модельки нагибают FPS и плавность. А теперь представьте, что произойдет, когда вы загрузитесь в хорошем платнике где-нибудь в Шереметьево или Хитроу с трафиком и погодой. Не зря PMDG офигели и уже сказали, что их самолеты появятся в новом симе в лучшем случае через год, а пока они «просто посмотрят, что будет дальше».

Поначалу сим вызывает щенячий восторг, это да. Но, как правило, эйфория проходит недельки через три-четыре, и симмеры возвращаются в препар или плейн.

В предварительном обзоре мы писали, что приятно удивлены (да что уж там — восхищены) проработкой мира, убедительной симуляцией окружения и живописными чудесами машинной генерации. Некоторую обеспокоенность вызвало техническое состояние проекта: баги, вылеты, сложности при запуске и другие проблемы мешали распробовать MSFS в должной мере. Посмотрим, что ждёт нас на обновлённом борту…

Самая популярная клавиша в MSFS — клавиша захвата скриншота

Самая популярная клавиша в MSFS — клавиша захвата скриншота

Microsoft Flight Simulator — одна из самых технологичных игр современности. Её небывалый масштаб, скрупулёзность проработки игровых элементов, бесподобный визуальный ряд и умелое применение машинных и облачных вычислений ошеломляют. Но есть такая игровая (да и не только игровая) закономерность — чем проект больше и амбициознее, тем вероятнее у него возникнут проблемы в самых неожиданных местах. Так и грандиозная Microsoft Flight Simulator не сумела облететь стороной банальные технические неполадки.

Хоть багов и стало ощутимо меньше, многие проблемы из «альфы» в релизе, увы, всё ещё актуальны: частота кадров периодически испытывает турбулентность вне зависимости от графических настроек (особенно в кокпите и ночами), длительные загрузки лишь прибавили в своей продолжительности, да и вылеты на рабочий стол омрачают жизнь простого пилота. Особенно удивила совсем уж архаичная проблема: игра не запустится, если в пути установки присутствуют кириллические символы (привет, 2006-й). Нет сомнений, что со временем специалисты Asobo решат эти и другие проблемы, но на данный момент подобные вещи могут стать преградой на пути основательного знакомства с MSFS. А ведь знакомство это сулит очень многое…

На самолётной панели каждую кнопку можно нажать, каждый рычажок повернуть. Даже экраны мониторов можно выключить. Главное, экспериментировать не в воздухе…

На самолётной панели каждую кнопку можно нажать, каждый рычажок повернуть. Даже экраны мониторов можно выключить. Главное — экспериментировать не в воздухе…

Дух захватывает от того, насколько эстетично и многообразно выглядит мир MSFS! Небо завораживает объёмными облаками и необъятной гаммой оттенков и состояний; ландшафты и города детально проработаны, а машинная генерация хоть и допускает ошибки в локальных особенностях градостроения (в Северной столице, например, в центре города вместо узнаваемого здания адмиралтейства громоздится гигантская цитадель зла, взятая, по-видимому, из оруэлловских произведений, точно не из реальности), всё же создаёт узнаваемые и аутентичные пейзажи. Но всё буйство сгенерированных красот и вычислительных мощностей, естественно, — лишь фундамент для главного элемента симулятора авиации: разнообразных и детально проработанных самолётов.

Microsoft Flight Simulator подготовила летающие машины на разные вкусы: миниатюрные винтовые, среднегабаритные турбовинтовые, реактивные бизнес-джеты и колоссальные авиалайнеры. Визуально аппараты исполнены безукоризненно как снаружи, так и внутри, где на приборной панели каждая кнопка на своём месте и полностью функциональна. А если в ходе полёта на, скажем, Cessna CJ4 развернуться в кабине на сто восемьдесят градусов, то можно увидеть пустующий, но всё же точно воссозданный салон частного самолёта.

Выполнить такую посадку с клавиатуры по силам разве что пианисту пражской филармонии

Выполнить такую посадку с клавиатуры по силам разве что пианисту пражской филармонии

Лётный опыт на каждом судне разнится. Какой-нибудь лёгкий спортивный Zlin Savage Cub чувствуется, управляется, взлетает и садится далеко не так же, как грузный пассажирский Boeing 787-10. Общий уровень реализма физики кажется вполне достоверным (естественно, для человека, не обладающего корочками авиаконструктора или лётчика-испытателя): положение закрылков влияет на поведение борта в воздухе и на скорость, вес самолёта ощущается при любом манёвре, а слишком резкое обращение со штурвалом обязательно приведёт к эффекту сваливания. Хотя, конечно, возможность исполнить мёртвую петлю на монструозном Boeing 747-8 Intercontinental кажется слегка абсурдной и не очень правдоподобной.

Как уже сказано в превью, контролировать борт, конечно же, лучше всего геймпадом или лётной периферией. Клавиатура с мышью, увы, не дарят никакой отдачи, да и просто катастрофически неудобны. Что же касается схем управления, то Microsoft Flight Simulator заботится о том, чтобы было комфортно пилотам с любыми запросами. В поисках максимально реалистичной конфигурации можно заглянуть в настройки и обратить внимание на параметры крутящего момента, асимметричной нагрузки воздушного винта и гироскопа. А для тех, кто, наоборот, только начал своё восхождение в лётном клубе, предоставлен огромный спектр опций помощи: в управлении штурвалом, при посадках, в регулировании смеси, калибровках систем и многом другом. Словом, каждый сможет с комфортом влететь в воздушное пространство игровых режимов.

Во внутриигровом магазине можно найти новую технику, аэропорты и много всего прочего. Представлен пока только официальный контент, но, без сомнений, пользовательские модификации не заставят себя ждать

Во внутриигровом магазине можно найти новую технику, аэропорты и много всего прочего. Представлен пока только официальный контент, но, без сомнения, пользовательские модификации не заставят себя ждать

Освоиться с общими игровыми положениями MSFS предлагает в лётной школе. Сдав «зачёты», можно смело отправляться за настоящим вызовом. Например, в полёт по ориентирам, где умение маневрировать, держаться курса и распознавать наземные точки интереса — залог успеха. Потерять ориентир — дело нехитрое, но всегда можно обратиться к помощи компьютера. ИИ выручит и ненадолго отметит на карте местоположение заплутавшего лётчика. Но награду за испытание в таком случае уже не дадут.

Более напряжённый — режим выполнения посадок, предлагающий три уровня сложности: «знаменитый», «эпический» и «сильный ветер». Пилоту предстоит приземлять разные воздушные суда в известных аэропортах мира. Разница в длине посадочной полосы, видимости и силе воздушных порывов. Звучит задача вроде и не очень сложно, но на деле посадить огромный лайнер на полосу аэропорта в австрийском Инсбруке в условиях чудовищного ветра — испытание невероятно суровое и требующее досконального расчёта горизонтальной и вертикальной скоростей, положения борта и немалой концентрации. Зато, после дюжины провалов, сколько радости приносит идеальное (ну почти) соприкосновение шасси с полосой! И тут же оказывается, что мало просто приземлить самолёт — для высокого результата не помешает сделать всё технично и отточенно. Но если терпение позволяет, то можно снова и снова вылетать на бой со шквальным ветром и, преуспев, с гордостью наблюдать своё имя в списке лучших пилотов MSFS со всего мира… В этой конкретной категории, разумеется.

Общение с диспетчерами происходит посредством чата. Но убеждённые социофобы всегда могут переложить эту обязанность на автопилот

Общение с диспетчерами происходит посредством чата. Но убеждённые социофобы всегда могут переложить эту обязанность на автопилот

Но всё-таки хозяин бала — свободный режим, названный в игре «Карта мира», особенно отмеченный нами в предварительном обзоре. С тех пор мало что изменилось — это по-прежнему необъятная лётная песочница для всех, кто без ума от воздухоплавательной романтики. Здесь можно выбрать любую точку назначения, любое место прибытия, подобрать погодные условия по душе (в том числе и реалистичные, отражающие текущую погодную картину на планете). Тут же настраивается сетевая составляющая: не желаете делить небо с другими — летайте в гордом одиночестве; хочется махнуть крылом пролетающему вдалеке единомышленнику — выбираем соответствующий вариант. Воздушное пространство также можно наполнить самолётами под управлением искусственного интеллекта и реальным мировым трафиком.

И конечно, погода также настраивается по принципу «реализм или как душе угодно». И вот он — свободный полёт! Занятий тут хватает: кому-то захочется устроить трансатлантический рейс наперегонки с рассветом, другому пилоту придётся по душе идея облететь все доступные в игре достопримечательности, кто-то с радостью слетает на солнечные Карибские острова, а кто-то просто включит автопилот, пролетая над каким-нибудь живописным местом, и будет наслаждаться видами под мелодичный гул авиатурбин.

GPS-навигация — верный друг зазевавшегося пилота!

GPS-навигация — верный друг зазевавшегося пилота!

Microsoft Flight Simulator без преувеличения можно назвать самым грандиозным игровым проектом современности (из вышедших в свет, конечно) — даже налетав в симуляторе десятки часов, не устаешь удивляться уровню и глубине проработки. А ведь даже сейчас очевидно, что это — не предел, а лишь задел на, будем надеяться, большое и безоблачное будущее в компании увлечённых любителей неба. С интересом будем следить за дальнейшим развитием.

Достоинства:

  • небывалый уровень симуляции мира;
  • потрясающее разнообразие ландшафтов и пейзажей;
  • впечатляющий базовый ангар гражданской лётной техники на любой вкус;
  • удачная физическая модель и отличная проработка деталей самолёта;
  • умело созданные условия как для энтузиастов авиасимов, так и для новых игроков жанра.

Недостатки:

  • технические проблемы пока что мешают полноценному погружению в мир MSFS;
  • управление клавиатурой и мышью безумно неудобное.

Графика

Microsoft Flight Simulator — пожалуй, самая живописная игра на настоящий момент. Пейзажи и самолёты воссозданы безупречно, эффекты зрелищны и правдоподобны, а местности обладают свойственным им колоритом. Что ни скриншот, то желание распечатать и повесить на видное место.

Звук

Гул турбин, треск винтов, соприкосновение шасси с полосой, воздушные потоки, охватывающие самолёт, — всё аудионаполнение звучит потрясающе и достоверно. Диспетчеры всегда говорят точно и по делу. Предупреждения от бортового компьютера в необходимой мере тревожны, а голоса ИИ-ассистентов меняются в зависимости от борта в соответствии с реальными аналогами.

Одиночная игра

Занятные режимы с испытаниями и целый земной шар для исследований — есть чем заняться на год вперёд!

Коллективная игра

За время выходов в небо сетевой игры (в основном до релиза) нам, увы, не удалось встретить ни одного другого игрока. В контексте воздухоплавания, может, это и не так плохо…

Общее впечатление

Microsoft Flight Simulator — проект небывалого масштаба и невероятного уровня проработки. Пожалуй, это даже не столько игра, сколько важная веха в индустрии, демонстрирующая новый технологический горизонт.

В предварительном обзоре мы писали, что приятно удивлены (да что уж там — восхищены) проработкой мира, убедительной симуляцией окружения и живописными чудесами машинной генерации. Некоторую обеспокоенность вызвало техническое состояние проекта: баги, вылеты, сложности при запуске и другие проблемы мешали распробовать MSFS в должной мере. Посмотрим, что ждёт нас на обновлённом борту…

Самая популярная клавиша в MSFS — клавиша захвата скриншота

Самая популярная клавиша в MSFS — клавиша захвата скриншота

Microsoft Flight Simulator — одна из самых технологичных игр современности. Её небывалый масштаб, скрупулёзность проработки игровых элементов, бесподобный визуальный ряд и умелое применение машинных и облачных вычислений ошеломляют. Но есть такая игровая (да и не только игровая) закономерность — чем проект больше и амбициознее, тем вероятнее у него возникнут проблемы в самых неожиданных местах. Так и грандиозная Microsoft Flight Simulator не сумела облететь стороной банальные технические неполадки.

Хоть багов и стало ощутимо меньше, многие проблемы из «альфы» в релизе, увы, всё ещё актуальны: частота кадров периодически испытывает турбулентность вне зависимости от графических настроек (особенно в кокпите и ночами), длительные загрузки лишь прибавили в своей продолжительности, да и вылеты на рабочий стол омрачают жизнь простого пилота. Особенно удивила совсем уж архаичная проблема: игра не запустится, если в пути установки присутствуют кириллические символы (привет, 2006-й). Нет сомнений, что со временем специалисты Asobo решат эти и другие проблемы, но на данный момент подобные вещи могут стать преградой на пути основательного знакомства с MSFS. А ведь знакомство это сулит очень многое…

На самолётной панели каждую кнопку можно нажать, каждый рычажок повернуть. Даже экраны мониторов можно выключить. Главное, экспериментировать не в воздухе…

На самолётной панели каждую кнопку можно нажать, каждый рычажок повернуть. Даже экраны мониторов можно выключить. Главное — экспериментировать не в воздухе…

Дух захватывает от того, насколько эстетично и многообразно выглядит мир MSFS! Небо завораживает объёмными облаками и необъятной гаммой оттенков и состояний; ландшафты и города детально проработаны, а машинная генерация хоть и допускает ошибки в локальных особенностях градостроения (в Северной столице, например, в центре города вместо узнаваемого здания адмиралтейства громоздится гигантская цитадель зла, взятая, по-видимому, из оруэлловских произведений, точно не из реальности), всё же создаёт узнаваемые и аутентичные пейзажи. Но всё буйство сгенерированных красот и вычислительных мощностей, естественно, — лишь фундамент для главного элемента симулятора авиации: разнообразных и детально проработанных самолётов.

Microsoft Flight Simulator подготовила летающие машины на разные вкусы: миниатюрные винтовые, среднегабаритные турбовинтовые, реактивные бизнес-джеты и колоссальные авиалайнеры. Визуально аппараты исполнены безукоризненно как снаружи, так и внутри, где на приборной панели каждая кнопка на своём месте и полностью функциональна. А если в ходе полёта на, скажем, Cessna CJ4 развернуться в кабине на сто восемьдесят градусов, то можно увидеть пустующий, но всё же точно воссозданный салон частного самолёта.

Выполнить такую посадку с клавиатуры по силам разве что пианисту пражской филармонии

Выполнить такую посадку с клавиатуры по силам разве что пианисту пражской филармонии

Лётный опыт на каждом судне разнится. Какой-нибудь лёгкий спортивный Zlin Savage Cub чувствуется, управляется, взлетает и садится далеко не так же, как грузный пассажирский Boeing 787-10. Общий уровень реализма физики кажется вполне достоверным (естественно, для человека, не обладающего корочками авиаконструктора или лётчика-испытателя): положение закрылков влияет на поведение борта в воздухе и на скорость, вес самолёта ощущается при любом манёвре, а слишком резкое обращение со штурвалом обязательно приведёт к эффекту сваливания. Хотя, конечно, возможность исполнить мёртвую петлю на монструозном Boeing 747-8 Intercontinental кажется слегка абсурдной и не очень правдоподобной.

Как уже сказано в превью, контролировать борт, конечно же, лучше всего геймпадом или лётной периферией. Клавиатура с мышью, увы, не дарят никакой отдачи, да и просто катастрофически неудобны. Что же касается схем управления, то Microsoft Flight Simulator заботится о том, чтобы было комфортно пилотам с любыми запросами. В поисках максимально реалистичной конфигурации можно заглянуть в настройки и обратить внимание на параметры крутящего момента, асимметричной нагрузки воздушного винта и гироскопа. А для тех, кто, наоборот, только начал своё восхождение в лётном клубе, предоставлен огромный спектр опций помощи: в управлении штурвалом, при посадках, в регулировании смеси, калибровках систем и многом другом. Словом, каждый сможет с комфортом влететь в воздушное пространство игровых режимов.

Во внутриигровом магазине можно найти новую технику, аэропорты и много всего прочего. Представлен пока только официальный контент, но, без сомнений, пользовательские модификации не заставят себя ждать

Во внутриигровом магазине можно найти новую технику, аэропорты и много всего прочего. Представлен пока только официальный контент, но, без сомнения, пользовательские модификации не заставят себя ждать

Освоиться с общими игровыми положениями MSFS предлагает в лётной школе. Сдав «зачёты», можно смело отправляться за настоящим вызовом. Например, в полёт по ориентирам, где умение маневрировать, держаться курса и распознавать наземные точки интереса — залог успеха. Потерять ориентир — дело нехитрое, но всегда можно обратиться к помощи компьютера. ИИ выручит и ненадолго отметит на карте местоположение заплутавшего лётчика. Но награду за испытание в таком случае уже не дадут.

Более напряжённый — режим выполнения посадок, предлагающий три уровня сложности: «знаменитый», «эпический» и «сильный ветер». Пилоту предстоит приземлять разные воздушные суда в известных аэропортах мира. Разница в длине посадочной полосы, видимости и силе воздушных порывов. Звучит задача вроде и не очень сложно, но на деле посадить огромный лайнер на полосу аэропорта в австрийском Инсбруке в условиях чудовищного ветра — испытание невероятно суровое и требующее досконального расчёта горизонтальной и вертикальной скоростей, положения борта и немалой концентрации. Зато, после дюжины провалов, сколько радости приносит идеальное (ну почти) соприкосновение шасси с полосой! И тут же оказывается, что мало просто приземлить самолёт — для высокого результата не помешает сделать всё технично и отточенно. Но если терпение позволяет, то можно снова и снова вылетать на бой со шквальным ветром и, преуспев, с гордостью наблюдать своё имя в списке лучших пилотов MSFS со всего мира… В этой конкретной категории, разумеется.

Общение с диспетчерами происходит посредством чата. Но убеждённые социофобы всегда могут переложить эту обязанность на автопилот

Общение с диспетчерами происходит посредством чата. Но убеждённые социофобы всегда могут переложить эту обязанность на автопилот

Но всё-таки хозяин бала — свободный режим, названный в игре «Карта мира», особенно отмеченный нами в предварительном обзоре. С тех пор мало что изменилось — это по-прежнему необъятная лётная песочница для всех, кто без ума от воздухоплавательной романтики. Здесь можно выбрать любую точку назначения, любое место прибытия, подобрать погодные условия по душе (в том числе и реалистичные, отражающие текущую погодную картину на планете). Тут же настраивается сетевая составляющая: не желаете делить небо с другими — летайте в гордом одиночестве; хочется махнуть крылом пролетающему вдалеке единомышленнику — выбираем соответствующий вариант. Воздушное пространство также можно наполнить самолётами под управлением искусственного интеллекта и реальным мировым трафиком.

И конечно, погода также настраивается по принципу «реализм или как душе угодно». И вот он — свободный полёт! Занятий тут хватает: кому-то захочется устроить трансатлантический рейс наперегонки с рассветом, другому пилоту придётся по душе идея облететь все доступные в игре достопримечательности, кто-то с радостью слетает на солнечные Карибские острова, а кто-то просто включит автопилот, пролетая над каким-нибудь живописным местом, и будет наслаждаться видами под мелодичный гул авиатурбин.

GPS-навигация — верный друг зазевавшегося пилота!

GPS-навигация — верный друг зазевавшегося пилота!

Microsoft Flight Simulator без преувеличения можно назвать самым грандиозным игровым проектом современности (из вышедших в свет, конечно) — даже налетав в симуляторе десятки часов, не устаешь удивляться уровню и глубине проработки. А ведь даже сейчас очевидно, что это — не предел, а лишь задел на, будем надеяться, большое и безоблачное будущее в компании увлечённых любителей неба. С интересом будем следить за дальнейшим развитием.

Достоинства:

  • небывалый уровень симуляции мира;
  • потрясающее разнообразие ландшафтов и пейзажей;
  • впечатляющий базовый ангар гражданской лётной техники на любой вкус;
  • удачная физическая модель и отличная проработка деталей самолёта;
  • умело созданные условия как для энтузиастов авиасимов, так и для новых игроков жанра.

Недостатки:

  • технические проблемы пока что мешают полноценному погружению в мир MSFS;
  • управление клавиатурой и мышью безумно неудобное.

Графика

Microsoft Flight Simulator — пожалуй, самая живописная игра на настоящий момент. Пейзажи и самолёты воссозданы безупречно, эффекты зрелищны и правдоподобны, а местности обладают свойственным им колоритом. Что ни скриншот, то желание распечатать и повесить на видное место.

Звук

Гул турбин, треск винтов, соприкосновение шасси с полосой, воздушные потоки, охватывающие самолёт, — всё аудионаполнение звучит потрясающе и достоверно. Диспетчеры всегда говорят точно и по делу. Предупреждения от бортового компьютера в необходимой мере тревожны, а голоса ИИ-ассистентов меняются в зависимости от борта в соответствии с реальными аналогами.

Одиночная игра

Занятные режимы с испытаниями и целый земной шар для исследований — есть чем заняться на год вперёд!

Коллективная игра

За время выходов в небо сетевой игры (в основном до релиза) нам, увы, не удалось встретить ни одного другого игрока. В контексте воздухоплавания, может, это и не так плохо…

Общее впечатление

Microsoft Flight Simulator — проект небывалого масштаба и невероятного уровня проработки. Пожалуй, это даже не столько игра, сколько важная веха в индустрии, демонстрирующая новый технологический горизонт.

Идея сделать грандиозный симулятор гражданской авиации витала в воздушном пространстве компании давным-давно (очевидно, после не взлетевшей Microsoft Flight), но масштабность задумок, как водится, сталкивалась с целым рядом технических ограничений. И речь даже не о мощностях пользовательских систем (хотя и о них, конечно, тоже), а, скорее, об инструментарии для воплощения задуманного — абсолютного симулятора, который бы строго отвечал принципам реализма, достоверности и свободы действий. Решением оказались технологии машинного обучения и облачных вычислений, открывшие перед разработчиками небывалые горизонты…

Большая часть наполнения игры генерируется, основываясь на данных из реального мира

Большая часть наполнения игры генерируется на основании данных из реального мира

В ходе презентации создатели MSFS, пожалуй, больше всего акцентировали внимание на достигнутом уровне реализма и достоверности. И их можно понять — за четыре года разработки технологии машинного обучения научились создавать по-настоящему убедительные симуляции погоды, окружения, воды, зданий, неба, света и даже… травы. Яркий пример: в демонстрации игрового процесса самолёт, минуя дождевые облака, вылетает к радуге — как позже рассказали авторы, семицветная дуга вылезает не по скрипту, а исключительно при достоверном преломлении света во влажном воздухе. Это впечатлило!

Отдельная гордость специалистов из Asobo — освещение. Правдоподобное что ночью, что днём, с достоверно рассеивающимися лучами и дивно отражающимися от водных поверхностей бликами. Степень живописности — невероятная! На реках, морях и озёрах авторы также остановились отдельно. Водоёмы могут быть разной структуры, оттенков (коричневатая вода от избыточного ила или зеленоватая — от тины) и состояния — от штиля до неспокойного волнения. Разве что цунами, к сожалению, не предусмотрены.

По заверениям авторов, у каждого самолёта в MSF уйма симулируемых поверхностей

По заверениям авторов, у каждого самолёта в MSFS уйма симулируемых поверхностей

Но если в Microsoft Flight Simulator представлены и не все существующие в природе погодные условия, то та значительная их часть, что попала в симулятор, реализована скрупулёзно. Набор температур, видов осадков (и дожди, и снегопады), скоростей ветра — всё влияет как на воздушное судно, так и на мир вокруг. Из-за высокой влажности может возникнуть туман, что сразу скажется на видимости, а внезапное похолодание способно образовать наледь в двигателях и привести к катастрофе.

Разработчики заверяют, что погода в MSFS будет динамической и максимально приближенной к актуальным синоптическим реалиям. Игра регулярно синхронизирует данные с метеосервисами: если в настоящем Сиднее сейчас вечереет и дождливо, то и в виртуальном австралийском городе будет смеркаться и лить. Но ничто не помешает настроить условия игры по вкусу — вне глобального мультиплеера можно экспериментировать с грозами и ветрами сколько душе угодно.

Населённые пункты удивили не меньше, чем погодные изыски. В показанном игровом сегменте самолёт пролетает ночью мимо городских зданий — за отражающими свет стеклянными фасадами видны освещённые офисы и жилые помещения. Конечно, симуляции жизни в квартирах мира Microsoft Flight Simulator не предусмотрено, а увиденное — лишь магия шейдеров и машинной генерации, но эффект это производит потрясающий. А вот трафик на улицах полисов действительно симулируется, создавая подобие жизни на дорогах с реальными скоростными режимами, плотностью движения и пробками.

Авторы умышленно (и благоразумно) отказались от реализма при крушениях. Скоростное соприкосновение с поверхностью прерывается черным экраном-заглушкой с сопутствующей надписью «вы разбились» под зловещий музыкальный мотив

Авторы умышленно (и благоразумно) отказались от реализма при крушениях. Скоростное соприкосновение с поверхностью прерывается черным экраном-заглушкой с сопутствующей надписью «Вы разбились» под зловещий музыкальный мотив

Но всё это лишь обрамление главного элемента MSFS — детально воссозданных воздушных судов! Буквально каждая часть любого самолёта тщательно проработана не только визуально, но и в технико-физическом ключе. Створки, пропеллеры, двигатели, шасси, закрылки — всё сделано с оглядкой на то, как конкретная деталь должна функционировать в реальности.

Такой же скрупулёзный подход выдержан и в важнейшей внутренней части самолёта — кабине пилота, где каждая стрелочка и каждый индикатор показывают достоверную информацию о полёте и состоянии воздушного судна. Присутствуют среди приборов и погодные радары, помогающие подготовиться к резкой смене температуры, надвигающимся осадкам и штормам. Не осталась без улучшений и система автопилотирования.

Все технические и графические изыски, показанные на презентации, безусловно, выглядели многообещающе, амбициозно и даже в чём-то фантастично. Убедиться в том, что к взлёту действительно готовится «авиасим мечты», мы решили на практике, прыгнув в кабину предрелизной версии Microsoft Flight Simulator!

Разработчики отдельно подчеркнули, их проект является симулятором гражданской авиации — военной техники в Microsoft Flight Simulator в обозримом будущем ждать не стоит

Разработчики отдельно подчеркнули, что их проект является симулятором гражданской авиации — военной техники в Microsoft Flight Simulator в обозримом будущем ждать не стоит

Главное опасение, возникшее после презентации MSFS: сможет ли подобный титанический проект избежать тучи мелких технических проблем. Тех самых, что способны утащить на дно воздушной ямы даже самое колоссальное лётное судно. И беспокойство это оказалось не безосновательным.

В представленной нам сборке неприятных казусов оказалось в избытке! Из самых критичных: затруднительный первый запуск (игра корректно заработала только после установки на SSD), частые вылеты, долгие загрузки уровней (на всё том же SSD процесс занимает несколько минут, а владельцы HDD, очевидно, смогут за это время получить настоящую лётную лицензию) и периодически прыгающая частота кадров (от комфортных шестидесяти до внезапного слайд-шоу). Встречались и курьёзные баги в стиле Skyrim — когда лайнер прогружался на взлётной полосе метров на десять выше поверхности, после чего грузно плюхался на асфальт. Эти и другие досадные пустяки пока что мешают в полной мере насладиться результатами труда студии Asobo. Но это «альфа», ей простительно. А насладиться там есть чем!

Мэйдэй, мэйдэй! Борт застрял в сосне!

Мэйдэй, мэйдэй! Борт застрял в сосне!

Мир Microsoft Flight Simulator потрясает! Та проработка, о которой так увлечённо рассказывали авторы, — отнюдь не маркетинговая уловка. Погодные условия и вправду вариативны, динамически сменяют друг друга и выглядят изумительно (ночная гроза, правда, в представленной «альфе» вызывает резкое падение частоты кадров). Города узнаваемы по архитектурным памятникам и знаковым постройкам, а на земле ощущается бурлящая жизнь. А чего стоят здешние объёмные облака — практически неотличимые от тех, что проплывают за настоящим окном…

В игре представлено несколько режимов — еженедельные миссии с общемировым рейтингом, испытания и свободные полёты по глобусу. А также — обучение! Здесь, в ходе нескольких учебных заданий на Cessna 152, MSFS будет превращать зелёного рекрута в матёрого воздушного волка.

Каждая единица техники обладает уникальной физической моделью: что тяжеленный лайнер, что лёгкий винтовой самолёт дарят свой особый лётный опыт. Правда, управление с клавиатуры хоть и попытались сделать максимально удобным, но всё же комфортным и точным его не назовёшь. Геймпад в плане маневрирования судном намного удобней. Без сомнения, в наибольшем выигрыше оказываются пилоты-энтузиасты — гордые владельцы лётной периферии.

Из доступных режимов наибольший интерес вызывает «Свободный» с безумно детальной настройкой всего и вся: от погодных условий, мест назначения и воздушного трафика (под управлением ИИ или, например, симуляции реальных рейсов, которые в данный момент находятся в небе) до вероятности поломки судна и веса пилота! Здесь можно запросто потеряться на недели…

Потенциал Microsoft Flight Simulator кажется безграничным, и, как отметили авторы на презентации, игра находится только в начале своего пути. Планы на пострелизное развитие MSFS — грандиозные: от скорой поддержки шлемов виртуальной реальности (первым пойдёт грядущий HP Reverb G2, затем остальные) до глобальных обновлений мира проекта в течение ближайших лет. В ходе небольшого интервью мы поинтересовались некоторыми аспектами развития симулятора.

К выходу Microsoft Flight Simulator должен поспеть инструментарий для создания пользовательских самолётов, аэропортов и даже обучающих миссий. Разработчики будут всячески поддерживать создателей игрового контента как распространением через внутриигровой магазин, так и социальными поощрениями (информацию о лучших творениях будут освещать на сайте проекта). Приятный нюанс: привязки к торговой площадке не будет, и каждый автор сможет распространять свои работы в любом удобном формате (и необязательно за деньги) — хоть через свой личный сайт, хоть через тематические сообщества в социальных сетях.

Microsoft Flight Simulator создаётся при участии сотен партнёров: дата-центров, метеосервисов, производителей, разрабатывающих настоящие двигатели и панели, авиадиспетчерских служб, аэропортов и многих других!

Microsoft Flight Simulator создаётся при участии сотен партнёров: дата-центров, метеосервисов, производителей, разрабатывающих настоящие двигатели и панели, авиадиспетчерских служб, аэропортов и многих других!

Говоря о контенте, мы полюбопытствовали — планируется ли расширение ангара современных реалистичных лётных средств воздушными судами из фантастических художественных произведений (вспомнили «Вепря» из Halo, который гостил в Forza Horizon 3) или же ретромоделями в духе первого самолёта братьев Райт. Разработчики, не вдаваясь в подробности, намекнули, что в перспективе рядом с «Боингом-747» может приземлиться как гость из прошлого, так и летающий объект из далёкого будущего. Как нам уточнили, главная сложность подобной интеграции — сделать так, чтобы гипотетический «Тысячелетний Сокол» не мешал игрокам, зашедшим за реализмом.

Во время беседы был затронут вопрос и об упрощённых режимах для казуальных игроков — далеко не каждый готов проводить десятки часов за изучением аэродинамики и сложных схем управления. Авторы заверили, что даже сейчас, благодаря обучающим заданиям, умелому автопилоту и настраиваемому уровню помощи в игре, человек любого уровня подготовки сможет освоить Microsoft Flight Simulator. Но не исключили, что режим «пассажира, смотрящего художественный фильм в кресле бизнес-класса» может и появиться, если об этом попросит сообщество.

Как и любая другая функция или возможность — разработчики подчеркнули, что прислушиваются к аудитории. Им важно быть на одной волне с игроками, потому что Microsoft Flight Simulator для них больше чем продукт или игра, — это любимое детище, о котором они говорят с гордостью и нескрываемым энтузиазмом! И, честно говоря, имеют полное право.

Читайте также: