Metro 2033 обзор

Обновлено: 03.07.2024


Закончил проходить игру несколько дней назад. Хочу поделиться впечатлениями и эмоциями которые вызвала данная игра. Попробую эмоционально окрасить свой обзор.
Я не геймер. Но вот эта игра побудила написать такой отчет. Книгу Глуховского, а также другие по вселенной Метро 2033 читал или слушал благо пока это доступно.
_Не буду описывать прохождение, куда и как повернуть, что и как… Опишу несколько моментов из игры которые впечатлили, хочу передать свои эмоции, а вдруг получится)))
_Трудно оценивать игру по графике на 17" мониторе, а у меня именно такой, какое там погружение или не погружение, оценить можно сюжет, музыкальное оформление, легкость управления главным героем и натуральность, ИИ (искусственный интеллект). Все это, а особенно мелкие детали, создает атмосферность и эмоционально окрашивает игру и все это влияет на наше воображение, куда ж без него. Оцениваешь геймплей, насколько сложность игры сбалансирована с движком и ИИ. Все это и конечно мелкие детали)), куда ж без них, и создает привлекательность игры.
_Начну пожалуй.
_Установил игру. Понравилось первое видео. Сложность Сталкер хардкор. Всегда играю на самых сложных уровнях, что бы не переигрывать игру по два раза. Видео обзоры по игре не смотрел. Зачем, произведение я читал, прохождение должно быть линейным от станции к станции. Прочел какой то обзор и это было давно пару лет назад, запомнил только совет о просящих помощи, поэтому помня совет патроны раздавал всем кто просил, не скряжничал. Совет говорил, что это очки к карме или еще к чему то. но как всегда.()))Недостаток патронов всех видов и фильтров ощущалось всегда, до самого конца игры)).
Эпизод первый.
1. Глава 2 «Бурбон». Катакомбы.
_Бой на мосту, перед входом на станцию «Проспект Мира». Боезапас закончился моментально, хорошо, что упырей можно резать ножом. Падал много раз, искал баги в этой локации, не нашел. Только когда выработал тактику, мы (т.е я и Андрей) и Бурбон вошли на станцию. Жирный плюс+))
Это было начало…
Эпизод второй.
2. Глава 4 «Война». Линия фронта. Часть 1; 2.
_После прохождения этой главы я оценил весь геймплей игры.
_Долго засиживаться рядом с противником нельзя, обнаруживают, задел что-либо или наступил на мусор разбросанный вокруг, произвел шум, заметили свет от фонаря и все проиграл. Боты действуют сообща прикрывая друг друга или друг за другом с малым разрывом по времени, одно попадание особенно с обреза и заново.
_Пройти мост незамеченным, наверно можно. Тем более, что из разговора охранников стало понятно, что есть другой путь. Но нужны были патроны, я перед этим на станции «Кузнецкий Мост» приобрел ВСВ отдав все патроны. Вот с чем я вышел: 5,45 — 5шт.; 0,44 — 11шт.; 15мм — 101шт.; мет. ножей — 4шт.; гранаты -5 и 5 (шт.). («Рельса» мне понравилась убойной силой, великолепно бьет монстров, на раз. И какое было разочарование) когда я понял, что «рельса» не бесшумное оружие и точность у него не высокая.) Пришлось в бою добывать патроны. Зачистили мы правую сторону моста. Набрал я патронов сколько смог. И дальше по сценарию игры в низ по мосткам и переходам.
_И… опускаемся мы вниз. Сверху железо и противники, а снизу туман и тоже железяки…

_И тут Андрюха начинает задыхаться, мать его так. Смотрю, а фильтров нет вообще. И тут я вспоминаю, а барышник ведь предлагал купить амуницию. А теперь, что делать? Начал пробывать добежать до выхода. Через несколько попыток нашел оптимальный путь, к выходу (труба). Но выйти не получалось, Андрей мог задохнуться или умирал от взрыва. Тогда я думал, что гранату бросает противник, немцев было слышно и пока бежишь, стреляют. Вариант по низу отпадал напрочь, оставался вверх. Путь по вверху нашелся быстро, но пройти его было очень трудно, вот где пригодились метательные ножи.
Когда прошел эту локацию и уже отдыхая от игры я оценил «гений»)) разработчиков)). Если б сохранение были организованны по другому я откатил бы игру назад, а так пришлось искать и нашел… Еще один жирный плюс +
Повторюсь: ВСВ: 5,45 — 5шт.; Револьвер, обычный: 0,44 — 11шт.; Рельса 15мм — 101шт.; мет. ножей — 4шт.; гранаты -5 и 5 (шт.); фильтров нет; ПНВ — нет; каски — нет.
Там же запомнился эпизод с дрезиной «Глава 4 „Война“. Линия фронта. Часть 2.» _Пулеметчика убить сложно и мы (я и Андрей) убиваем водителя дрезины и какое было удивление, когда дрезина уехала в тупик, в конец туннеля или к началу станции(локации)… Да, попортил мне этот пулеметчик нервы, а сколько крови Андрюхе пустил))).
После этой части я поменял «Рельсу» на «Хельсинг» как представилась возможность.
Глава 4 «Война». Павелецкая. Часть 1.
Начало эпизода. Локация нашествие монстров. Из-за недостатка патронов пришлось искать баги, нашел. В этой локации есть два бага, которые нашел я. Можно сражаться и с одним ножом, главное постоянно перемешаться и вовремя применять аптечку.
Третий эпизод.
3. Глава 4 «Война». Форпост.
Амуниция: ВСВ: 5,45 — 88шт.; Револьвер, с глушит.: 0,44 — 23шт.; Хельсинг, болт — 26шт.; мет. ножей — 5шт.; гранаты -5 и 4 (шт.); фильтров — 7шт; ПНВ — да; каски — нет.
_Вот где я засел и надолго. Пришлось смотреть видео других игроков. Но все по порядку.
_Выйдя наружу, разговор фашистов: — ". 15 минут на открытие гермозатвора. " Мы начали их отстреливать. Локацию можно зачистить, но… Все упирается в фильтры мне их не хватало. Мы (я и Андрей) отстреливали противников сверху, спуститься вниз можно, а вот подобрать фильтры — это вопрос. В итоге количества фильтров не хватает. Пришлось оставить эту затею.

_Разрушенное здание. Ходили по всем комнатам, подбирали все, что можно было подобрать, сражались. Было потрачено много игрового времени и столько же падений, нашел тактику и путь прохода, но все напрасно. Когда спускались в отверстие в полу (там где веревка), в этой части дома приходилось вести бой и тут фильтры заканчивались.
_Вот тогда я и посмотрел видео о прохождении данной локации. Увидел, что есть альтернативные пути прохода, но это мало помогло. Все видео вели по длинному пути, те которые я смотрел. Мне пришлось искать, альтернативный путь и он нашелся. Более короткий но менее доходный, хотя как сказать, я меньше исследовал но и меньше был расход. И еще с этого видео я понял, что есть путеводитель компас. До этого я не разу не открывал планшет, сумку, и не пользовался компасом. Хочу заострит внимание на компасе.
_Итог. Постоянно в движении — нехватка фильтров. Постоянно в сражении — незамеченным пройти не получалось. И все же мы локацию прошли.
Глава 5 «Надежда». Книгохранилище.
Библиотекари.
_Они нападают постоянно. Смотришь ему в глаза, он медленно идет на тебя можно отходить спиной, но как долго… Подпустишь ближе, смерть.
_ А вот Библиотекаря в первой локации можно легко убить. И пополнив запасы амуницией погибшего сталкера двинулись дальше. А вот дальше приходилось только убегать и прятаться.
Глава 5 «Надежда». Архивы.
_Вторая локация, где обрушивается пролет. Черного цвета Библиотекарь. В этой локации есть баг, мы ножом зарезали Библиотекаря. Ради обоймы на 5,45.))). Возможно и можно пройти эти мостки тихо, но у меня не получилось. Возможно виной обойма. А вот от других Библиотекарей в этой части убегали или по тихому проходили мимо.
Эпизод четвертый
4. Биомасса. Амебы.
Глава 6 «Д-6». Д-6. Часть 2.
Амуниция: ВСВ: 5,45 — ?.; Револьвер, с глушит.: 0,44 — ?.; Хельсинг, болт — ?.; мет. ножей — 5шт.; гранаты -5 и 5 (шт.); фильтров — ? шт(достаточно); ПНВ — да; каска — да.
Эти взрывающиеся шары хорошая находка. Особенно то, что их нужно останавливать на расстоянии. Кислота или, что там внутри обжигает, тратит жизнь и Мельник погибает. Если мы можем пробежать, а вот Мельник нет. Потратив боезапас, а перед этим выработав тактику прикрытия Мельника, все втроём)) доходим до лифта, который опустит нас к реактору. И вот тут начинаются танцы с бубном.
Глава 6 «Д-6». Биомасса.
Патронов катастрофически не хватает. А тактика не подходит, которая выработалась на верхних этажах. Так как данное помещение маленькое, да еще запотевает стекло в противогазе. Побегав, побегав. Попрыгав, попрыгав. А конец ведь близок, вот вот. Закончить игру невтерпеж, вот вот КОНЕЦ. Книгу хоть малость, но помню! И в следствии, что? Правильно, откатил игру до Глава 5 «Надежда». На Спарту. Установил самый легкий уровень сложности и галопом проскакал до помещения реактора. Поменял уровень назад на Сталкер хардкор. Но… амуниция уже другая.
_Амуниция: ВСВ: 5,45 — 582.; С прикладом и стволом: 0,44 — 31шт.; Абзац: 12*30 — 156.; мет. ножей: 5шт.; гранаты -нет; фильтров — 16шт; ПНВ — да; каска — да.
С такой амуницией грех не пройти и все равно с первого раза не вышло))).
Эпизод пятый
5. Это реакторный зал.))
Поднятие стержней с помощью механических захватов. Чем тут можно еще удивить, а нет есть еще порох))). Квадрат вписанный в круг с центром на пересечении диагоналей… И оказывается можно.
_Если чуть, чуть сместить прицеливание то это может стать проблемой.))
Эпизод шесть.
6. Глава 7 «Башня». Бред.
Конец игры и тут лабиринт который строиться перед тобой, а сзади подгоняет черный. Поволновался)) Приятное волнение.
______________________________
И того подведем итоги.
Плюс: Мелкие детали)) — часы, универсальное зарядное устройство, нищие, мало красок по сути черно белая игра и т.п. Запотевание стекла в противогазе, шум когда задеваешь что-либо. Реагирование ботов на выстрел, фонарь и т.д.
_Очень понравилось — это сохранение, которое правильно реализовано. Не возникает сразу желания откатит игру назад.
Считаю, что геймплей достаточно сбалансированный на уровне «Сталкер хардкор» как для меня. Количество патронов и фильтров, и их расположение строго рассчитаны. Так, что если правильно и без особых ошибок проходить локации, то должно всего хватать для успешного прохождения.
Минус:
_Автоматическая смена фильтра, достаточно того что персонаж сам переставляет ноги и наводит оружие.
_Компас как путеуказатель. Хотя он очень помогает в прохождении эпизода «Библиотека», «Книгохранилище», «Архив». Но все же на уровне «Сталкер хардкор» компас должен быть привязан к карте которая должна храниться в планшете. Так будет реалистичней.
_Но самый жирный минус это возможность смены уровня сложности в любой части игры. На высоком уровне не должно быть возможности смены уровня сложности.
-----В целом игра понравилась. Да так, что вот решил написать пару слов.)))

Одна из причин успеха романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» — в беспроигрышном сеттинге. Московское метро — это нечто большее, чем просто транспортная система. Это живая легенда, действующий памятник коммунизму имени В.И. Ленина. Сто восемьдесят станций и более семи миллионов человек, которые спускаются и поднимаются под землю ежедневно. При этом простая публика не видит и десятой части всего, что вмещает в себя метрополитен: пассажиры садятся в вагоны, состав трогается, несколько минут трясется в кромешной тьме, после чего выныривает на следующей станции. Это почти как телепортация: есть начальный и конечный пункты, а что происходит между ними — решительно непонятно.

Заглянуть за кулисы московского метро — это мечта, сравнимая с детским желанием во что бы то ни стало выяснить, чем таким секретным занимаются родители в спальне. Не нужно быть сыщиком или конспирологом, чтобы понять: в тоннелях и перегонах происходит гораздо больше интересных вещей, чем на станциях. Удавалось ли вам когда-нибудь заглянуть в неприметные люки, из которых периодически вылезают техники и ремонтники? Пробовали ли вы оглядеться по сторонам, когда поезд останавливается в тоннеле? Видели ли таблички с надписью «женская душевая» и «телефон» посреди закопченных труб и пыльных перегонов?

А ведь это — так, сущие мелочи, рутинные вещи для любого сотрудника метро. А что, если взглянуть глубже? «Метро-2», подземные лаборатории, бомбоубежища, эксперименты (безусловно, зловещие) — любому нормальному человеку должно быть интересно если не лично докопаться до истины, то хотя бы порассуждать на эту тему.

Будьте уважні та обережні

Как только игрок выходит на улицу, линейность игры начинает вызывающим образом бросаться в глаза: вроде бы вокруг огромный город, а тропинка — всего одна.

В книге Глуховский напустил туману по полной программе: постапокалипсис, мутанты, зловещие призраки в трубах и слепые дикари-каннибалы на станции «Парк Победы». Более удачной литературной основы для видеоигры не придумаешь. Особенно учитывая, что «Метро 2033» выходит не только в СНГ, но и за рубежом. Для западного человека московский метрополитен — такая же интригующая вещь, как Путин и «загадочная русская душа». В 4A Games это отлично понимают — возможно, именно поэтому в игре так много советских плакатов, водки, песен под гитару, ушанок и противогазов.

Казалось бы, условия — лучше некуда. Есть готовый сценарий, в котором мало запоминающихся персонажей, диалогов по существу, но довольно много экшена. Есть детально описанный сеттинг. Разновидности оружия и особенности поведения монстров тоже были дотошно перечислены в книге. Вместе с тем разработчикам предстояло решить важнейшую задачу: как сделать так, чтобы игроку было интересно? Ведь тоннели и коммуникации метро не самое живописное место на свете, и если бездумно запустить в них монстров и сердитых мужчин в противогазах — получится черт знает что. Дизайн уровней и дизайн вообще, постановка и баланс — за всем этим нужно было следить особенно тщательно, в случае ошибки вся конструкция тотчас рассыпалась бы.

Обратите внимание: в руках у героя отнюдь не снайперская винтовка, а шестизарядный револьвер — в арсенале «Метро 2033» встречаются любопытные экземпляры.

Демоны — страшные противники: стоит задержаться под открытым небом дольше, чем на несколько секунд, как откуда-нибудь прилетит такой вот страшила и откусит Артему левую ягодицу.

Мы могли бы служить в разведке

Выходить против такого красавца с ножом — смерти подобно.

С помощью этих трех геймдизайнерских приемов разработчики умудряются обыграть почти любую ситуацию из книги. Сюжет в общем и целом повторяет события первоисточника. Главный герой по имени Артем отправляется в Полис (подземный город, расположенный в помещениях бывш. станций «Арбатская», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая»), чтобы защитить родную станцию «Рижская» от нападок зловещей расы «черных» — последние, кстати, по версии 4A Games, очень напоминают щуплых инопланетян из дешевой научной фантастики.

И начинается: первая поездка на дрезине, первая робкая пробежка по темному тоннелю, первый выход на поверхность. «Метро 2033» работает на избитых геймдизайнерских принципах, но события сменяют друг друга с сумасшедшей скоростью — и жаловаться не неоригинальную механику обычно некогда. Вот перестрелка с бандитами, вот дерзкий набег на вражеский форпост с применением бронированной дрезины, вот прорыв через линию фронта посреди яростного боя между фашистами и коммунистами, вот погоня, а вот начинается хоррор-сцена: патронов не хватает, из тоннелей сплошным потоком прут какие-то кусачие брандашмыги, аптечки кончились, а нам в этой ситуации нужно успеть добежать до противоположного конца станции и заминировать подземный переход.

Дрезина в игре — это не просто «тележка для передвижения по рельсам», а грозная боевая машина.

А ближе к концу игры, когда вам покажется, что вы видели уже все, разработчики запихнут Артема в ленинскую библиотеку: там, напомним, обитают зловещие обезьяноподобные чудовища, убить которых в открытом бою практически невозможно. Более того, к ним ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной — расценят как слабость и загрызут. Приходится аккуратно пятиться назад, не сводя глаз с чудовища, а как только представится случай — драпать.

В «Метро 2033» нет ничего такого, чего бы мы не видели в других играх. Но при этом ее почему-то очень хочется пройти до конца. Возможно, потому, что разработчики с ловкостью профессионального наперсточника тасуют чужие идеи — получается здорово. Когда нужно — включают лютую перестрелку. Когда стрельба наскучивает — дают немного погулять по мирной станции, запастись новым оружием, патронами и медикаментами. Ну а когда от беспросветной темноты начинают слезиться глаза — игрока выгоняют на свежий воздух: в колонках — хриплое дыхание, обзору мешают стекла противогаза, которые по мере износа фильтра покрываются предательской испариной, а в конце концов — ледяной коркой.

Согласно Правилам пользования московским метрополитеном, «Настоящие Правила обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории метрополитена. Несоблюдение требований настоящих Правил влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях». Бдительные сотрудники «Игромании» изучили поведение персонажей игры «Метро 2033» и нашли ряд грубых нарушений

2.11.20. [Запрещается] Разводить костры менее чем в 10 м за ограждением и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 метрах от вентиляционных киосков.

2.11.14. [Запрещается] Использовать территорию метрополитена для занятий предпринимательской и иной деятельностью без письменного разрешения руководства метрополитена, а также торговать с рук в неустановленных местах.

2.11.1. [Запрещается] Распивать пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, потреблять наркотические средства или психотропные вещества, появляться в состоянии опьянения.

2.11.26. [Запрещается] Не выполнять законные требования народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка.

2.6.2. Запрещается перемещение по неработающему эскалатору без разрешения работников метрополитена.

2.10.5. [Запрещается провозить в метрополитене] Животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок).

Наши матери в шлемах и латах

Не забывайте вовремя подзаряжать батарею фонарика: однажды эта привычка может спасти вашу шкуру.

Здесь же — дизайн уровней и атмосфера. В ранних интервью разработчики очень гордились сущими, как тогда казалось, мелочами: например, тем, что в игре нужно лично, с помощью специальной кнопки менять фильтр у противогаза, подзаряжать фонарик при помощи карманной динамо-машины и вручную нагнетать давление в баллонах пневматического оружия.

Тогда всем казалось, что 4A Games просто-напросто выпендриваются, однако теперь стало ясно, зачем им было нужно так мучить игроков. По меньшей мере семьдесят процентов времени герой «Метро 2033» проводит под землей. Все это время его ежеминутно пытаются сожрать, пристрелить, взять в заложники или обозвать нехорошим словом.

А теперь представьте себе: мы находимся посреди напряженнейшего боя. Убивают в игре быстро, поэтому соображать некогда — нужно маневрировать, отстреливаться. И тут внезапно кончается воздух в баллоне пневморужья — точность и дальнобойность драматически падают, попасть в кого-либо становится практически невозможно. А что делать, если, скажем, в полном монстров тоннеле у героя неожиданно сядет фонарик? Или (уже на поверхности) иссякнет фильтр для противогаза — где будете искать новый?

Дизайн — сильная сторона «Метро 2033»: каждый шлем, каждая дверь и каждый тоннель прорисованы вплоть до мельчайших деталей.

Игра открывается эпической сценой: группа отважных сталкеров отстреливается от стаи мутантов. Вокруг — зима, радиация, кровь и отчаяние.

Прибавьте к этому постоянную нехватку патронов и давящее чувство, которое испытываешь, находясь в затхлом перегоне в нескольких десятках метров под землей, — и вы поймете, почему в мире «Метро 2033» физически неприятно находиться. И это — самый большой комплимент создателям игры.

Наши дети ругаются матом

Еще одно безусловное достижение разработчиков — работа со светом. Увы, чтобы оценить ее в полной мере, нужно быть обладателем мощного компьютера.

В «Метро 2033» очень хочется поверить, но получается это как-то через силу. Хотя видно, что разработчики очень старались (когда мы были в офисе 4A Games, едва ли не каждый сотрудник студии считал своим долгом подойти к нам и поинтересоваться о впечатлениях), славянские корни игры торчат буквально отовсюду. Лицевая анимация как будто позаимствована из мерзких докризисных отечественных шутеров: всех персонажей словно накачали ботоксом, и теперь они беспомощно шевелят губами, корчат странные лица и вызывают непреодолимое желание отвесить им подзатыльник. Противники в предрелизной версии игры тоже вели себя более чем странно.

Пока герой находился вне зоны их видимости, они в основном занимались тем, что ходили по своим комнатам и орали дурным голосом («Я тебя вижу! Упал-отжался!»). Стоило Артему попасться им на глаза — как они тут же открывали огонь из всех орудий, но, скрывшись за углом, можно было не опасаться преследования. Иногда у AI, впрочем, случались проблески сознания, но и в этом случае они деликатно выжидали минуту-полторы, прежде чем начать закидывать героя гранатами.

Плюс к этому — неожиданные проблемы с постановкой. Большую часть времени все вроде бы нормально: то и дело случаются кат-сцены с избиением и нападением монстров, в нужных местах герой честно галлюцинирует. Но вот, к примеру, сцена с первым визитом в Полис — чистой воды надувательство: местный совет старейшин вроде бы должен решить судьбу станции «Рижская». Игрок в этот момент потирает руки и ждет, что вот сейчас начнется эпическая сцена: вожди народа кричат, выплескивают друг другу в лицо стаканы с водой, патетически воздевают руки к небу… Вместо этого нам показывают стремительно вращающийся циферблат часов, после чего без лишних церемоний объясняют, что заседание закончилось, извольте ознакомиться с вердиктом. И даже сам Полис толком не показывают: камера пролетает мимо фантастической красоты станции, после чего Артема споро отправляют на следующее задание.

Осторожно, веки закрываются.

Есть и совсем уж мелкие, но неприятные проблемы. Скажем, система повреждений: многие враги в игре носят бронированные шлемы и противогазы. Логично, что при такой экипировке даже выстрел в голову не всегда оказывается смертельным (для начала нужно хотя бы сбить с противника шлем). Но как быть в тех случаях, когда идеально рассчитанный выстрел в шею не убивает врага? Да что там, на деле выясняется, что хедшоты в «Метро 2033» не работают почти никогда: как будто мы играем не за тяжеловооруженного бойца, а за очень целеустремленного садиста, который стреляет своим жертвам в лицо из травматического оружия до тех пор, пока они не скончаются в страшных муках от болевого шока.

С оружием в игре вообще все как-то странно: так, в продемонстрированной нам версии дробовики практически бесполезны, а самый обычный пистолет, наоборот, не раз выручал в тяжелейших боях. Как пояснили нам разработчики, дело в том, что разные виды оружия хороши против различных типов врагов, и те же дробовики рекомендуется применять против монстров. Увы, напрямую об этом в игре никто не говорит, да и потом — даже после такой разъяснительной работы достойного применения дробовикам мы найти не смогли.

И тем не менее у нас есть хорошая новость для тех, кто болеет душой за славянских разработчиков сильнее, чем за успехи сборной России по футболу: у 4A Games все получилось. Более того, как выяснилось, игра из «Метро 2033» выходит даже лучше, чем книга. Вообще все, к чему нам очень хотелось придраться во время прочтения книги Глуховского, в игре выглядит удивительно естественно: натужные диалоги заглушает грохот бронированных дрезин, а сложные моральные проблемы напрочь вылетают из головы, как только герой оказывается под градом фашистских пуль.

Планка, которую взяли 4A Games, пока еще невысока: у них получился достойный, конкурентоспособный шутер, которому не жалко посвятить восемь-десять часов свободного времени (по современным меркам игра довольно длинная) и получить от этого искреннее удовольствие. А это уже дорогого стоит.

P.S. Что касается багов и оптимизации (больная тема для всех русскоязычных игр), то тут нам в этот раз сказать нечего — игру мы проходили на компьютере в офисе разработчиков, и за все время мы смогли обнаружить всего один заметный баг: если оставить игру на несколько минут, она автоматически сворачивалась на рабочий стол. Претензий к производительности этой версии игры у нас тоже нет, но, памятуя о том, что было с «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» и Disciples 3, советуем быть бдительными. Так, на всякий случай.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Шутер про метро, который беззастенчиво заимствует идеи из культовых игр последнего десятилетия, но делает это настолько ловко, что даже ругаться не хочется.

История «Метро 2033» как бренда началась с книги, главы которой журналист и писатель Дмитрий Глуховский совершенно бескорыстно выкладывал в Сеть. Он в красках описал постапокалиптический мир, тем более жуткий, что миллионы людей хотя бы раз оказывались в нем в реальности, а многие сталкиваются с ним ежедневно. Речь идет о московском метро, в котором, по сюжету романа, обосновались выжившие после рукотворного Армагеддона жители и гости столицы. Станции и перегоны, загадочные по самой своей природе, автор населил чудовищными существами и странными людьми.

О чем это?

События игры воссозданы довольно близко к тексту первого романа (еще есть «Метро 2034» и книги других авторов в серии «Вселенная Метро 2033»). Мы попадаем именно в тот чарующий, таинственный и одновременно давящий подземный мир, который так детально обрисовал в своей книге Глуховский. Постапокалиптический метрополитен поделен на станции-государства со своим социальным строем и политическим укладом. На многометровой глубине нашли пристанище фашисты, коммунисты, предприимчивые дельцы, ученые и милитаристы. Стоит ли говорить, что сладу между ними нет и между станциями случаются настоящие войны.

В эпическую одиссею мы отправляемся вместе с юношей по имени Артем. Сам он еще никогда не выходил за пределы родной станции, но сейчас от его действий зависит судьба его товарищей, а то и всего метро. На станцию Артема повадились нападать «черные» – зловещие существа с отравленной поверхности. Наш герой должен предупредить об этой угрозе руководство Полиса – подземного города, занявшего станции «Арбатская», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая». Вот только путь туда не близкий…

Как играется?

Впрочем, «Метро 2033» – это не только перестрелки. В книге Дмитрий Глуховский много внимания уделил описанию подземного общества, и игра также дает возможность с ним познакомиться. В качестве передышки после насыщенных баталий авторы услужливо предлагают мирные прогулки по станциям, во время которых можно запастись патронами, оружием и медикаментами. В дальнейшем все это очень пригодится. Разнообразию игровых ситуаций «Метро 2033» могут позавидовать многие шутеры, и в большинстве эпизодов Артему приходится серьезно бороться за жизнь. Налет на вражеский форпост с применением бронированной дрезины, прорыв через линию фронта под пулями фашистов и коммунистов, яростная схватка с кровожадными тварями в темных тоннелях – калейдоскопическое чередование сцен держит в приятном напряжении до самого финала. Ближе к концу герою даже доведется посетить библиотеку им. Ленина, наверняка запомнившуюся тем, кто читал роман. Встреча с библиотекарями оставляет яркие впечатления.

Интересно, что при всей линейности игры и предопределенности событий разработчикам удается сохранять некоторую дистанцию от «обычных» шутеров. Отчасти этому способствуют, казалось бы, лишние мелочи. Здесь необходимо вручную менять фильтры в противогазе, подзаряжать фонарик с помощью динамо-машины и нагнетать давление в баллонах пневматического оружия. По идее, вся эта возня должна лишь отвлекать, но на самом деле она играет важную роль. «Бытовые» детали заставляют поверить, что ты попал в настоящий смертельно опасный мир, а не в декоративно оформленный тир. В S.T.A.L.K.E.R., к слову, похожую задачу решают продовольствие и всякие «антирады».

Разумеется, «Метро 2033» отнюдь не безупречна. Наблюдаются неполадки в балансе оружия, виртуальные противники порой ведут себя, мягко говоря, неразумно, система повреждений явно не доведена до ума. Но мощь антуража подминает под себя все эти недостатки, заставляя быстро о них позабыть.

Как выглядит?

Виды постапокалиптического метро не сумели бы так впечатлить без должного визуального оформления. Несмотря на заверения авторов в технической продвинутости своего творения, сказать, будто «Метро 2033» поражает, нельзя. Однако выглядит игра очень современно, а ее дизайнеры достойны отдельной похвалы. Внимание к деталям очень помогает воспринять окружение как настоящую агонизирующую реальность, а не как набор декораций.

То, что мы ждали?

Признаться, после многих неудач постсоветских компаний на поприще шутеров «Метро 2033» мы ждали с опаской. Да и мучительно долгая разработка в обстановке гробового молчания не внушала оптимизма. К счастью, страхи оказались напрасны. У 4A Games получился пусть не идеальный, но абсолютно конкурентоспособный и, как принято говорить, атмосферный шутер, которому не жалко посвятить восемь-десять часов своего времени.

Плюсы

  • Гнетущая атмосфера воссозданного в мельчайших деталях постапокалиптического метро
  • Стремительное чередование игровых ситуаций
  • Качественно перенесенный на экран книжный сюжет

Минусы

  • Не всегда разумное поведение противников
  • Мелкие недостатки, связанные с балансом оружия и системой повреждений

Чем нам не понравился визит в Полис?

Как вести себя в Ленинской библиотеке?

Что не так с дробовиком?

Почему поведение противников показалось нам не вполне адекватным?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА «МЕТРО 2033» В «ИГРОМАНИИ» № 4/2010 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 7/2010.


Да, да, именно ты! Смотри сюда. Нам нужно спасти станцию от Чёрных. Нет, я не про тех чёрных, за которыми нацисты гоняются, я про тех, что угроза всего метро. Здоровенных мутантов, на голову выше обычного человека, которые являются следующей ступенью нашей эволюции. Артём, предупреди орден. Не геройствуй! И не забудь надеть шапку.

Как-то так выглядит напутствие главному герою, Артёму, перед тем как он уедет в тёмные туннели метро и станет из обычного парня Терминатором, который уничтожает противников пачками. Но плавного перехода, как в Tomb Raider (2013), не будет. Героя сразу же вооружают под завязку и отправляют убивать людей и мутантов. Во второй раз.

В рецензии игра будет рассматриваться не как переиздание, но как самостоятельный и только что вышедший продукт.



Хочется сказать, что главная проблема игры — сюжет. И это, в некотором роде, будет правдой. Он неплох, но полон наивных выводов, неточностей и несостыковок. Всё это тянется ещё с книги-первоисточника и легко перевешивается атмосферностью и цельностью происходящего. В то, что происходит на экране, веришь (пока не вспоминаешь, как это должно выглядеть на самом деле). Конфликт коммунистов и фашистов в постапокалиптическом метро выглядит наивно. Неведомо откуда берётся солярка, а животные за 20 лет мутировали так, что теперь найти связь с видом из которого они произошли очень трудно.



По версии Глуховского (автора романа), в 2013 году началась 3 мировая война, причём с неизбежным, ядерным, исходом. Спастись смогли только те, кто спрятался в московском метро. Среди них оказался и главный герой. Через 20 лет станция, на которой живёт Артём, подвергается нападению чёрных — новых мутантов, которые обладают телекинезом и возможностью рыться в головах людей. Эти мутанты, по версии жителей станции, являются следующей ступенью эволюции человека (и, хоть в этом, обитатели ВДНХ оказываются правы). Героя отправляют с караваном, который должен доставить припасы на соседнюю станцию; по пути обнаруживается, что Артём иммунен ко всей чертовщине, творящейся в метро, и этим пользуются все его попутчики. Наш удачливый персонаж предельно наивен, он верит каждому встречному, к тому же страдает синдромом Гордона Фримена (говорят, что не только труп учёного Чёрной Мезы, но и его самого можно встретить в туннелях метро).



Причём не только этой особенностью героя Half-Life и Метро схожи. Пусть (с точки зрения геймплея) Метро сложнее, но базовые элементы те же. Уровни линейны, но есть ответвления в которых вы можете найти припасы. Да и разделение на стрельбу по монстрам (против которых хорош дробовик) и людям (автоматическое оружие), а также передвижение на технике, безусловно, напоминает шедевр от вентилей.



Оружие хорошо проработано и его можно кастомизировать.

С другой стороны, стрельба в Метро сделана реалистичнее и эффектнее. Есть упрощённая экономическая система. В качестве валюты выступают довоенные патроны 5.45, за которые можно купить как новое оружие и приспособления для него, так и метательные ножи, гранаты и патроны, созданные уже в метро. Довоенные также годятся для стрельбы и даже наносят бОльший урон, но тратить их до конца игры — расточительство, за каждый можно купить несколько сделанных уже в метро патронов. Выгодней же пользоваться метательными ножами и пневматическим Хельсингом (стреляет стрелами). Их можно подбирать с противника, а урон они наносят достаточно большой, любого человека в состоянии спокойствия убивают с первого выстрела. Да и звука они не издают, считай, никакого.



Оружия в игре немало и представлено оно не только современными образцами (такими как АК-74 или АКСУ) но также самодельными револьверами, дробовиками (по грубым формам которых видно, что они — послевоенного периода), пневматическим оружием и даже рельсотроном (бывшие разработчики Сталкера не могли не сделать рельсу самым мощным оружием в игре). Каждое оружие можно подвергнуть улучшению, поставить коллиматорный или оптический прицел, более удобный приклад, ЛЦУ или глушитель. Однако, среди всего разнообразия встречаются и странные экземпляры. Как вам АК 2012, выполненный по системе булл-пап?



Герой не обделён и специальными гаджетами. Обычный фонарик помогает не только различать детали в темноте, но и отпугивать некоторых монстров, а также находить смертельно опасных призраков. К середине игры можно найти прибор ночного видения — ПНВ, который упрощает стелс-прохождение (о нём позже). Есть у героя и навороченные часы, на них выводится время вашей системы, количество минут, оставшихся до смены фильтра, и индикатор освещённости. Противогазом придётся пользоваться достаточно часто: поверхность до сих пор загрязнена радиацией, да и в метро находится немало мест, заполненных газом; главное — пользоваться им осторожно: противник может повредить противогаз или пробить в нём дыру. В таком случае у вас остаётся не так много времени, чтобы отыскать новый. Но главная фишка у противогаза — не спасение ваших дыхательных путей от попадания в них радиоактивной пыли, а возможность протирать его своей голой и вечно чистой рукой. Да, даже от мух и прочего дерьма. Универсальный зарядник на все случаи жизни и офицерский планшет, в котором записаны все задания для главного героя и даже вставлен компас, указывающий на цель, также в комплекте устройств. Но всё это настоящая чушь по сравнению с главным гаджетом героя, который спокойно заменяет все вышеперечисленные — зажигалкой. Это настоящее оружие массового поражения. Она освещает пространство, не сильно бросается противникам в глаза, указывает направление движения и ещё ей можно жечь паутину. ЖЕЧЬ ПАУТИНУ! Я бегал по уровню и занимался, наверное, только тем, что сжигал каждую попавшуюся паутину. В общем, по-настоящему крутое устройство.



Как мы уже поняли, возможностей в игре достаточно много; особенно много тех, о которых вы даже не слышали или которые нигде не задокументированы. И это круто. Однако, большая часть описанного была в оригинальной игре, остальное взято из Last Light, но что не было реализовано на нормальном уровне раньше, так это стелс. И его преображение очень порадовало. Играть в тени удобно (даже с геймпадом), к тому же именно этот путь открывает доступ к хорошей концовке. Геймплей в этом режиме выглядит следующим образом: вы тушите все источники освещения (выстрелы по лампам или отключение источников питания), стреляете по головам, пользуетесь метательными ножами, или бесшумной пневматикой. Если же вы, не дай боже, выбрали уровень сложности «Рейнджер» или «Рейнджер хардкор» (не делайте этого), где количество пушек ограничено двумя, можно таскать с собой в 2 раза меньше патронов, нет интрефейса и противник убивает тебя с 2-х ударов (ах да, ещё HP не регенерируются), то в этом режиме можно играть ТОЛЬКО тихо, не попадаясь противникам на глаза и точными выстрелами отправляя супостатов в Вальгаллу.



С геймплеем, вроде бы, всё. Теперь переходим к графической составляющей. Создаётся впечатление, что особых проблем у игры нет. Мелкие недочёты и недоработки не в счёт. В некоторые моменты хочется встать и вскрикнуть: «Верю!». Качество проработки и количество деталей (в некоторых локациях) поражает. Повышение яркости картинки и большее количество света практически не сказалось на атмосфере (особенно на высоких уровнях сложности, поскольку приходится все источники освещения уничтожать). Ключевое слово тут — «Практически». Не только игра, но и графика стала дружелюбнее к игроку, это видно, и это сказывается на ощущениях.



Такие глюки — норма. К счастью, ничего влияющего на прохождение так и не встретилось.

На момент выхода игра не сразу подцепляла полноэкранный режим, да и вылеты также случались, наблюдались фризы, подтормаживания. Патч первого дня исправил часть проблем, но привнёс дёрганность камеры. Также хотелось бы отметить, что некоторые недоработки из оригинальной игры до сих пор не исправили. Подлагивание при броске гранаты и ножа, а также необычно высокая активность Жёсткого Диска при каждом рикошете (казалось бы, при чём тут он?). Если оригинальный уровень сложности изменялся, то очень незначительно; дробовики противников наносят полный урон и с 50 метров; недостаточно доработан искусственный интеллект. Противники застревают в объектах, падают на ровном полу, совершают странные тактические манёвры в стену. Слава богу, что перестали замечать в темноте и, в отличие от Last Light, теперь реагируют не только на звук ловушек и выстрелов (так показалось). Хотелось бы отметить, что, несмотря на странные тактические манёвры, все анимации противников плавные.



Играть на гитаре умеет только Артём, и это отличает атмосферные посиделки в Метро от тех, что были в Сталкере.

Главным же преимуществом игры является атмосфера. Ты веришь в происходящее, и ни игра актёров озвучки, ни тупые болванчики не могут тебя разубедить. Герой часто оказывается один против толп противника, играть не очень просто и геймплей не превращается в однокнопочный шутер, задачи ставятся логичные, а особых роялей в кустах, в отличие от Last Light, я не заметил. В первую очередь это заслуга прекрасного визуального оформления, даже не самой графики, а правильных, будто настоящих, моделей и текстур. Метро в игре выглядит так же, как и в жизни. Есть претензия к тому, что происходит на поверхности: этот город не похож на Москву. Во вторую очередь это заслуга прекрасного звукового сопровождения. Эмбиент, написанный Омельчуком, пусть и не претендует на место в плейлист, но идеально соответствует игре и происходящему на экране. Конфликт же фашистов, коммунистов и прочих маргиналов, пусть и вызывает лёгкую улыбку от наивности происходящего, пытается выглядеть серьёзным и реалистичным.



Игра удалась и её имеет смысл брать, даже если у вас есть оригинальная Метро 2033 (Ведь здесь можно ЖЕЧЬ ПАУТИНУ. Что вам ещё надо?). Один из лучших шутеров от первого лица на сегодняшний день; великолепные: графика, атмосфера и геймплей.

Геймплей: 8, огромное количество необходимых ресурсов, удобный и интересный геймплей, настоящее погружение в будни постапокалиптического метро. Один из лучших сурвайвал-шутеров на сегодняшний день.
Графика: 9, на уровне современных шедевров. Всё на месте, ничего лишнего, не хватает только эпик сцен из Last Light; всё предельно достоверно.
Техническое исполнение: 7, всё ещё встречаются глюки, баги, недоработки; один слот для сохранения, вы серьёзно?!
Звук: 8, невзрачные звуки выстрелов и озвучка, но неплохой саундтрек.
Сюжет: 8, книга, хоть и написана лучше, чем большая часть того, что выходит на прилавки сегодня и идеально накладывается на игру, всё же не гениальна и весьма наивна.
Атмосфера: 10, не хватает серьёзности и обречённости The Last Of Us, но по проработке и атмосфере стоит с приключениями Джоуэла на одном уровне.

Итог: 84 из 100. Переиздание выдалось на славу, однако не без недостатков.

1) Строение уровней, сделал бы их более нелинейным, оставив бы тот же уровень проработки и места интереса.
2) Эффект от ламп, он замыливает картинку, не давая сосредоточится на действительно хороших эффектах всего остального.
3) Своё желание менять что-либо ещё.

Читайте также: