Mark of the ninja обзор

Обновлено: 04.07.2024

Как ни странно, Mark of the Ninja — размеренный на первый взгляд стелс-платформер от создателей Shank, проще всего ассоциировать с серией The Dishwasher — дилогией упоительно жестоких рисованных слэшеров, сделанных человеком по имени Джон Силва. В игре присутствует ностальгическая 2D-перспектива и яркие анимационные вставки, плюс в истреблении противников акцент так же поставлен на грамотном применении пижонского оружия. Финальное сходство: оба (а точнее, все три) проекта стали безоговорочными звездами сервиса Xbox Live Arcade уже в первые сутки продаж.

Впрочем, игры похожи лишь внешне. Если в той же The Dishwasher: Vampire Smile шинковать роботов приходилось так обильно, что спустя пять минут игры заедала кнопка удара на геймпаде, то за всю Mark of the Ninja можно даже ни разу не воспользоваться катаной. Зато регулярно придется по-бэтменовски ловко цепляться металлической кошкой за верхние площадки уровней, отвлекать врагов фейерверком и избавляться от лишнего внимания к своей персоне, растворяясь в дыму шашки.

Mark of the Ninja

Способности можно покупать за очки умений, достающиеся игроку по результатам каждого пройденного уровня. Убийства при помощи смертельных гаджетов выглядят зрелищно, но происходят редко.

Как и прошлогодний платформер Gunpoint, это фактически Metal Gear Solid в миниатюре, только с поправкой на контекст — ниндзя-тематика в игре отработана на все сто процентов. Речь не столько о сюжете (тут все банально: мужчина с черной повязкой на голове решает разобраться с бездуховными бандитами, посягнувшими на честь его родного клана), сколько о способе преодоления уровней. Пластичный ниндзя дружит с паркуром и не стесняется демонстрировать свои таланты, обходя разнообразные ловушки (среди самых распространенных — лазеры и хрупкие поверхности). Перед игроком, соответственно, открывается море шпионских возможностей, благодаря которым можно не только искусно прятаться в решетках вентиляции и пышных кустах, но и, например, висеть под потолком или карабкаться по стенам.

Помимо акробатических навыков, полагаться стоит еще и на тьму: когда герой ступает в тень, часть мира вокруг становится монохромной и обнаружить воина становится сложнее.

Mark of the Ninja

С дилогией Shank Mark of the Ninja роднит только визуальная перспектива — в остальном это очень разные игры. Новая игра Klei Entertainment куда изящнее и умнее.

Вообще говоря, если вы видели хотя бы пару хороших стелс-экшенов, то наверняка прекрасно представляете механику Mark of the Ninja — жанровых сюрпризов в игре нет. Зато вплоть до финала поражает скрупулезное исполнение. Красноречивее всего о качестве говорит детальная инфографика на экране: небольшие выноски в кадре сообщают полезную информацию вроде текущих мыслей противника и уровне шума, который от него исходит (даже если головореза не видно, вы всегда примерно знаете, где он находится). Враги и декорации расставлены с математической точностью, каждую игровую ситуацию решаешь словно задачу из учебника. Пытаясь определить яркость очередного фонаря, одновременно прикидываешь, из какой позиции лучше метнуть в него сюрикен и за какой клумбой спрятаться через двадцать секунд. А потом вдруг вводится новая переменная — собаки, способные учуять ваш запах. Приходится на ходу менять тактику.

Для поклонников стелс-игр выход Mark of the Ninja — настоящий праздник, который поможет скоротать недели в ожидании роскошного Hitman: Absolution. Семь часов приключений в шкуре хладнокровного ниндзя за цену в 1200 MP — лучшее предложение в XBLA за последние несколько месяцев. Ну а прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, игра должна была появиться в Steam. Ни в коем случае не пропустите.

Есть игры, которые не стремятся поразить нас невиданной доселе графикой, нелинейным сюжетом и падающими Эйфелевыми башнями. Такие проекты далеких звезд с неба не хватают и не совершают революцию в индустрии. Их рекламные кампании не отличаются сверхъестественными обещаниями. Многие игроки вообще узнают о них лишь в момент выхода.

Но появление этих проектов на свет становится приятным сюрпризом для уставших от громких новинок геймеров. Не отличающиеся технологической сложностью, они захватывают сердца игроков стилистикой и простым, но качественным и продуманным геймплеем.

В том, что Klei Entertainment умеет делать подобные игры, мы убедились еще со времен выхода великолепной аркады Shank. Недавно же разработчики порадовали обладателей консолей стилистически похожей, но концептуально иной Mark of the Ninja. До персональных компьютеров игра добралась лишь 16 октября. Не будем роптать на судьбу и проклинать консоли — главное, что добралась.

Mark of the Ninja

Стой! Кто идет?

Mark of the Ninja — это стелс-платформер. То есть мы черной тенью в теле ниндзя пробираемся мимо противников и выполняем тихие убийства охранников, оказавшихся не в том месте. Только возможности для игры в прятки с врагами реализуются не в трехмерном пространстве, как в Thief или Splinter Cell, а в двухмерном.

Однако это обстоятельство нисколько не умаляет силу стелс-элементов игры. Уровни построены продуманно и допускают различные варианты прохождения. Охраняемый участок можно обойти по крыше или через вентиляционную шахту. Или попробовать незаметно проскользнуть напрямую мимо охранников. По локациям разбросаны различного рода предметы интерьера, за которыми можно скрыться от патрулирующих охранников. Например, сложившись вчетверо за цветком, вы можете подождать, пока мешающий патруль пройдет мимо, и продолжить путь в ранее недоступном направлении.

Помимо этого, в Mark of the Ninja большую роль играют источники света и звука. Охранники совершенно слепы в темноте и не увидят вас даже на расстоянии пары метров перед собой. Безопасное передвижение по уровням обеспечивается исключительно перебежками из одного темного угла в другой. В лучших традициях жанра некоторые источники света можно тушить самому броском дротика. Правда, в этом случае создается ненужный шум, оповещающий охранников о вашем присутствии. Все действия игрока имеют определенный радиус звучания. Наш ниндзя может перемещаться медленно, но тихо или же бегать сломя голову, но при этом ставя на уши всю охрану. Однако иногда прохождению уровня способствует привлечение внимания. Громко потопав у какой-нибудь двери, можно заставить стоящего у нее часового отойти от своего поста, а в это время проскользнуть мимо него.

В общем, прохождение миссий в стелс-режиме требует серьезного планирования всех своих действий.

Mark of the Ninja

Методы Рэмбо

Но разработчики не навязывают незаметное прохождение в качестве единственного возможного варианта. Вполне допустимо двигаться по игре, бросая перчатку в лицо каждому из противников. Но в таком случае вам быстро напомнят, что вы здесь не Шанк. Оружия у нашего героя не так много. Гаджеты вроде мин или дымовых бомб предназначены скорее для упрощения стелс-прохождения.

Наш ловкий ниндзя отправляется к праотцам после двух автоматных очередей, трех собачьих укусов или одного выстрела снайпера. И если на первых порах вполне реально выстоять в открытом честном бою против пары охранников, то на более поздних этапах сложность игры существенно возрастает. Враги все чаще начинают ходить целыми отрядами, прикрывая друг друга, появляются новые виды бойцов с бронированными панцирями.

У противников есть три уровня боеготовности. Не догадывающиеся о присутствии ниндзя охранники будут спокойно обходить намеченные для них разработчиками маршруты. Почуявшие что-то неладное, но не понимающие, что именно, начинают выходить за рамки своих траекторий, вертеть головой, изучая потолки и стены. При полной боевой готовности охранники начнут пальбу по игроку и поднимут тревогу. Правда, ненадолго. Подождав в тени секунд двенадцать, можно быть уверенным, что недруги вернулись к своей обычной размеренной жизни.

Отметка ниндзя

Но даже на столь ничтожный срок не стоит доводить противников до стресса. Игра поощряет незаметное и некровопролитное прохождение. За все действия игрока начисляются очки, за которые ниндзя будет разживаться новыми способностями и приспособлениями. Например, можно научиться устранять врагов из-за двери или убивать их прыжком сверху. А приобретя ядовитые дротики, ниндзя сможет сводить людей с ума, заставляя их палить по всему вокруг, включая собственных коллег.

Mark of the Ninja

Система начисления очков прозрачна: чем более незаметно действует игрок, тем больше улучшений он сможет купить. Так, противников позволено устранить двумя путями. Можно незаметно подкрасться, подарив врагу неожиданную и скорую смерть. Если же в нужный момент дернуть мышкой не в ту сторону, ниндзя, как заправский палач, рубанет неудачника не в ту точку, отчего последний громко взвоет. Игра не исключает и гуманного пути прохождения в духе недавней Dishonored — без убийств. Высший пилотаж — дойти до финальной точки уровня, не убив ни одного охранника и ни разу не подняв тревоги. Поверьте, чтобы добиться идеального результата, придется серьезно попотеть. Но и награда будет максимально возможной.

Во время прохождения вы будете получать дополнительные задания вроде «убить двух охранников, сбросив на них люстру» или «добраться до цели, не подняв тревогу». За их выполнение также начисляются очки. Вдобавок на уровнях запрятаны разные артефакты, при нахождении которых включается познавательная аудиозапись, рассказывающая историю и философию клана ниндзя.

Иногда на пути будут встречаться дополнительные локации. Их смысл заключается в решении головоломки. Логика примерно такова: чтобы добраться до конца, нужно выключить лазер; для этого надо добраться до трупа охранника; а перед этим придется обойти еще один лазер. Не скажу, что эти задания слишком трудные, но некоторое время на их прохождение потратить придется.

Klei для сюжета

Вооружимся лупой и попробуем найти сколько-нибудь серьезные недостатки. К счастью, таковых обнаружить в игре почти невозможно. Некоторые эстеты могут придраться к простоте графики. Но здесь налицо стилистическое подобие Shank — та же приятная анимация, те же мультипликационные ролики. Уровень кровавости в играх примерно одинаков — при устранении противника здесь запускается краткий ролик, демонстрирующий жестокую расправу над жертвой. Таких сценок Klei Entertainment заготовила на все случаи жизни: убийства сзади, сверху, из-за двери или из вентиляционной шахты.

Mark of the Ninja

Единственный упрек, имеющий право на существование, можно сделать сюжету Mark of the Ninja. История слишком прямолинейна и проста. У клана ниндзя возникли серьезные проблемы с очень нехорошим человеком Каражаном, и главному герою поручается его устранить. Соль в том, что храброму ниндзя после победы над злодеем светит безрадостная перспектива — согласно кодексу, он должен покончить с собой. Не будем раскрывать все сюжетные карты и скажем лишь, что однажды игра попробует выставить все события в неожиданном свете. Однако этот ход слишком предсказуем и банален, чтобы назвать повествование увлекательным и оригинальным.

Другой вопрос состоит в том, нуждаются ли подобные аркады в хорошо продуманном и глубоком сюжете. Приоритетом в их создании выступает качественная проработка уровней и создание добротных логических загадок для их прохождения. А с этой задачей Klei Entertainment, как вы уже догадались, справилась великолепно.

Mark of the Ninja соответствует всем экзаменационным требованиям к своему жанру. Klei Entertainment доказала, что идеальный ниндзя — двухмерный ниндзя. Платформеры в наше время — всегда подарок для геймеров, а стелс-платформеры — вдвойне вкуснее. Это возможность отдохнуть от высоких технологий, реалистичной трехмерной графики, психологических метаний персонажа и прочих достижений игровой индустрии. Игра острая, стильная и яркая, как оружие ниндзя. К тому же она учит нас добру и гуманности. Шутка.

Плюсы: стильная графика; продуманный стелс; вариативность прохождения.
Минусы: простоватый сюжет.

Наигравшись с кровавой вакханалией в Shank и Shank 2, разработчики из Klei Entertainment решили сделать что-то более изящное и неожиданно анонсировали стелс-боевик Мark of the Ninja. Нельзя сказать, что тема синоби в индустрии не обкатана; но ранее она почему-то не вылезала за пределы жанра слэшеров и платформеров про убийц в обтягивающих черных костюмах. К слову, этот мифический предмет туалета настоящие ниндзя не носили, мутировавшие черепашки — тоже.

Кинематографический и комиксовый образы ниндзя, как и любое явление масскульта, имеет мало общего с реальностью. В кино мы привыкли видеть неубиваемых мстителей с катаной, со снайперской точностью пуляющих сюрикэнами и могущих за секунду разделать самурая на грудки, шейки, рульки и филейную часть. Игрострой унаследовал этот коммерчески выгодный образ — от самых ранних Ninja Gaiden и до. современных Ninja Gaiden.

Mark of the Ninja

► Внешне герой больше смахивает на вокалиста вашей любимой хардкор-группы.

Герой Mark of the Ninja не похож на большинство своих выдуманных коллег. Он не скачет с катаной наголо на десяток врагов одновременно, как Рю из упомянутого Ninja Gaiden (хоть из классического, хоть из современного), и не шинкует гигантских жуков, как в Ninja Blade. Ему по душе путь охотника: прятаться в тенях и вентиляционных шахтах, обрушиваться на противника с воздуха и аккуратно использовать различные ниндзя-гаджеты — почти Arkham Asylum в разрезе.

Правда, не от хорошей жизни отважный синоби взялся за оружие: его клан подвергся нападению современных налетчиков. Все падаваны, конечно же, встали на защиту. И не учли, что пуля — она дура: американских боевиков не смотрела, о неубиваемости ниндзя не наслышана. И даже наш герой, хотя и всем хорош, поймав парочку таких дур, гарантированно отправится в мир духов. Вот и приходится последнему мстителю таиться по углам и ползать по вентиляции, выжидая момент. Поскольку и налетчики не учли: если ниндзя подкрадется незаметно — выстрелить они уже не успеют.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: на самом деле ниндзюцу имеет достаточно ограниченный (относительно других единоборств) набор ударов и приемов. Ниндзя в первую очередь оттачивали навыки, полезные в разведке и шпионаже, а также технику владения оружием. Рукопашный бой шел в дополнение к основным боевым наукам.

Mark of the Ninja

Но, хотя большую часть игры мы проводим то на карачках, то в позе статуи, адреналин бурлит в крови похлеще, чем во время самых жестоких стычек из Ninja Blade. Ощущение одновременно и неимоверной силы, и полной беспомощности героя создает особую атмосферу: и трясущиеся от напряжения руки — еще одна характерная особенность игры в Mark of the Ninja, притом, что особо сложным этот платформер не назовешь.

Арсенал у нашего героя не менее достоверен, чем его методы ведения боя. Тут вам и классический ниндзято для быстрой расправы над противниками, и кунай, позволяющие уничтожать источники света и отвлекать врагов, и многочисленные технические примочки — от шумовых ракет до капканов. Даже картонная коробка, в которой можно прятаться (привет MGS!).

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в действительности ниндзя применяли и более экзотичные инструменты, которых в игре, к сожалению, нет. Такие, как кусаригама, кама, кёкэцу-сёгэ и различные яды.

Mark of the Ninja

► В отличие от главного героя противники вооружены огнестрельным оружием, потому умение прятаться в тенях нашему синоби жизненно необходимо.

Ниндзя — в первую очередь шпион и разведчик, а не убийца. Как и Deus Ex: Human Revolution, игру можно пройти, вовсе никого не прикончив, набор «мирных» способностей позволяет с легкостью провернуть этот трюк. Помимо ползания по вентиляционным шахтам, мы умеем карабкаться по стенам, с помощью цепи подтягиваться на платформы и ветки деревьев, прятаться за различными предметами «декора» и иногда, словно Человек-паук, ползать по потолку. Игра, как и положено, только поощрит вас за подобное миролюбивое поведение дополнительными очками.

Mark of the Ninja

► На каждом уровне можно отыскать далеко не самые очевидные обходные пути.

Очки имеют вполне практичное применение. Зарабатывая их и выполняя дополнительные задания (порой кажется, что это и не задание вовсе, а приказ пьяного гайдзина-эксплуататора, например: «Дайте себя обнюхать каждой собаке на уровне»), мы получаем жетоны, на которые можно купить способности — в основном дополнительные приемы и новые примочки. Выполнив определенные условия, можно открыть и новые костюмы, которые напрямую влияют на геймплей: один позволяет вам взять с собой дополнительный гаджет, но взамен вы лишаетесь меча, другой перемещает на короткое расстояние, и тому подобное.

Несмотря на новый жанр, почерк Klei Entertainment узнается безошибочно. Как и раньше, перед нами 2D-платформер. Если отрезать все элементы stealth, Mark of the Ninja превратится в тот же двумерный слэшер, что и Shank, — наш ниндзя гибнет быстро, но отпор в открытом бою дать все же может. Управление такое же интуитивное и простое: научиться жонглировать способностями и предметами из арсенала не составит труда. И, что крайне важно, — оно позволяет наслаждаться сложностью, а не проклинать ее. Правда, в тесных помещениях ниндзя порой выходит из-под контроля и липнет к стенам и потолку, когда не нужно. Возможно, в PC-релизе, который планируется на 16 октября, положение дел изменится к лучшему — опыт работы с платформой у Klei имеется.

Mark of the Ninja

► Временами игра неуловимо напоминает с виду Limbo. Но подобного сравнения сейчас не избегает, кажется, ни один инди-платформер.

Как и в Shank, можно, используя доступные средства, выполнять изящные комбинации — игра поощряет творчество. Можно отвлечь группу противников, заставив их разделиться, и банально вырезать всех по одному. Но если душа просит оригинальности и черного юмора — попробуйте кинуть под ноги охраннику смертоносную ловушку. Дальше начнется кабуки имени одного актера: первый охранник внезапно умрет, второй, поддастся панике (событие же!), откроет беспорядочную стрельбу и таки попадет. в третьего коллегу. Вам останется убрать выжившего «комедианта» и прошептать над остывающими тушками «Sayonara, babies».

Mark of the Ninja

► Даже из такой простой, казалось бы, ситуации можно выпутаться множеством способов.

Но даже самая прекрасная механика могла погибнуть под гнетом «типовых блочных ситуаций»:

  • отвлечь охранника — подкрасться — зарезать;
  • проползти по вентиляции — спрыгнуть на противника сверху — зарезать;
  • вырубить свет в помещении — подкрасться к врагу;
  • и так далее, и тому подобное

Разработчики понемногу вводят новых противников и открывают способности. И время от времени балуют нас нетривиальными ситуациями: герой то лишается оружия, то улепетывает от противника под вой сирен.

Окружение тоже богато на сюрпризы. Постепенно появляются все новые ловушки и неустойчивые конструкции, ломающиеся под весом героя и поднимающие шум. Порой окружение меняется настолько, что приходится резко пересматривать свой стиль игры.

ЭТО ВАЖНО: звук в Mark of the Ninja очень важен. Каждое действие, будь то шаги или взрыв бомбы, создает звуковую волну, и если она дойдет до слуха охранника, тот обязательно попробует отыскать ее источник. Волна отображается в виде полупрозрачного контура, и, таким образом, натренированный ниндзя «видит» звуки шагов противника.

Mark of the Ninja

► Шум можно и нужно использовать в своих целях, отвлекая охранников и вводя их в заблуждение.

В итоге фишки дозируются с фармакологической точностью. Новые возникают именно тогда, когда вам надоедают старые. А это очень важно, учитывая немалый размер игры, — если вам захочется отыскать все секреты и выполнить все второстепенные задачи, прохождение может затянуться на все десять часов.

Стилизация под комикс уже стала для игр этой компании фирменной, и Mark of the Ninja не исключение. Впрочем, эта игра с виду больше смахивает на современные мультфильмы, вроде тех, что показывает канал Jetix. Но щедро приправлена кровью, жестокостью и прочей «взрослостью» — авторы верны себе.

Сюжет поначалу может показаться тривиальным: «клан ниндзя с кем-то воюет». Но это лишь фон.

Основные события связаны с особыми чернилами, которыми сделаны татуировки героя. Чернила даруют невероятные способности, но медленно сводят с ума, и это, не сомневайтесь, отразится на судьбах всех персонажей.

Mark of the Ninja

► Без мудрого усатого наставника в кимоно история обойтись не могла — своеобразная дань традициям.

Игра и в целом воспринимается как хороший мультфильм. Простая, но интересная история со своими интригами, расследованиями и неожиданными поворотами, соответствующее оформление и красивые рисованные ролики (что вообще редкость для инди-игр). Такой набор и в коробке за полноценные 50 $ продавать не стыдно.

Как ни странно, Mark of the Ninja — размеренный на первый взгляд стелс-платформер от создателей Shank, проще всего ассоциировать с серией The Dishwasher — дилогией упоительно жестоких рисованных слэшеров, сделанных человеком по имени Джон Силва. В игре присутствует ностальгическая 2D-перспектива и яркие анимационные вставки, плюс в истреблении противников акцент так же поставлен на грамотном применении пижонского оружия. Финальное сходство: оба (а точнее, все три) проекта стали безоговорочными звездами сервиса Xbox Live Arcade уже в первые сутки продаж.

Впрочем, игры похожи лишь внешне. Если в той же The Dishwasher: Vampire Smile шинковать роботов приходилось так обильно, что спустя пять минут игры заедала кнопка удара на геймпаде, то за всю Mark of the Ninja можно даже ни разу не воспользоваться катаной. Зато регулярно придется по-бэтменовски ловко цепляться металлической кошкой за верхние площадки уровней, отвлекать врагов фейерверком и избавляться от лишнего внимания к своей персоне, растворяясь в дыму шашки.

Mark of the Ninja

Способности можно покупать за очки умений, достающиеся игроку по результатам каждого пройденного уровня. Убийства при помощи смертельных гаджетов выглядят зрелищно, но происходят редко.

Как и прошлогодний платформер Gunpoint, это фактически Metal Gear Solid в миниатюре, только с поправкой на контекст — ниндзя-тематика в игре отработана на все сто процентов. Речь не столько о сюжете (тут все банально: мужчина с черной повязкой на голове решает разобраться с бездуховными бандитами, посягнувшими на честь его родного клана), сколько о способе преодоления уровней. Пластичный ниндзя дружит с паркуром и не стесняется демонстрировать свои таланты, обходя разнообразные ловушки (среди самых распространенных — лазеры и хрупкие поверхности). Перед игроком, соответственно, открывается море шпионских возможностей, благодаря которым можно не только искусно прятаться в решетках вентиляции и пышных кустах, но и, например, висеть под потолком или карабкаться по стенам.

Помимо акробатических навыков, полагаться стоит еще и на тьму: когда герой ступает в тень, часть мира вокруг становится монохромной и обнаружить воина становится сложнее.

Mark of the Ninja

С дилогией Shank Mark of the Ninja роднит только визуальная перспектива — в остальном это очень разные игры. Новая игра Klei Entertainment куда изящнее и умнее.

Вообще говоря, если вы видели хотя бы пару хороших стелс-экшенов, то наверняка прекрасно представляете механику Mark of the Ninja — жанровых сюрпризов в игре нет. Зато вплоть до финала поражает скрупулезное исполнение. Красноречивее всего о качестве говорит детальная инфографика на экране: небольшие выноски в кадре сообщают полезную информацию вроде текущих мыслей противника и уровне шума, который от него исходит (даже если головореза не видно, вы всегда примерно знаете, где он находится). Враги и декорации расставлены с математической точностью, каждую игровую ситуацию решаешь словно задачу из учебника. Пытаясь определить яркость очередного фонаря, одновременно прикидываешь, из какой позиции лучше метнуть в него сюрикен и за какой клумбой спрятаться через двадцать секунд. А потом вдруг вводится новая переменная — собаки, способные учуять ваш запах. Приходится на ходу менять тактику.

Для поклонников стелс-игр выход Mark of the Ninja — настоящий праздник, который поможет скоротать недели в ожидании роскошного Hitman: Absolution. Семь часов приключений в шкуре хладнокровного ниндзя за цену в 1200 MP — лучшее предложение в XBLA за последние несколько месяцев. Ну а прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, игра должна была появиться в Steam. Ни в коем случае не пропустите.

Читайте также: