Legend of zelda ocarina of time обзор

Обновлено: 07.07.2024

Знаменитая The Legend of Zelda: Ocarina of Time 1998 года — сказка с привычными законами: любые преграды мальчику Линку оказываются нипочем, все препятствия преодолеваются благодаря личному мужеству героя, и, конечно же, развязка у истории счастливая. Добро побеждает зло, и мир до поры до времени может спать спокойно.

Необычно другое: ведущая тема игры — управление временем: ошибки прошлого исправляются в будущем, и наоборот. Отчасти именно благодаря нестандартному подходу Ocarina of Time больше двадцати лет удерживает на Gamerankings статус лучшей игры.

Majora’s Mask, вышедшая двумя годами позже и недавно переизданная в обновленном виде на 3DS, — это тоже история про время, но принципиально иная. Время здесь — враг пострашнее, чем древнее зло.

Из-за детской неосторожности на свободе оказался древний демон, а в небе зависла огромная Луна с жутковатой гримасой — через три дня она упадет на землю, уничтожив все живое. Люди вроде бы и не в курсе происходящего, но отчего-то спешат поскорее завершить свои дела.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

И от всего этого веет такой безнадегой, грустью и меланхолией, какой от The Legend of Zelda совсем не ждешь. Majora’s Mask по сей день остается самой «взрослой» частью сериала, с легкостью обходя в этом мрачную и серьезную Twilight Princess.

Разработчики из Nintendo должны были сотворить новый шедевр всего за год и получили карт-бланш на использование любых наработок Ocarina of Time. Продюсер игры Эйдзи Аонума вспоминает, что от обилия работы ему часто снились кошмары, напоминавшие параноидальные зарисовки из самой игры. Сжатые сроки разработки объясняют многие особенности Majora’s Mask — помимо очевидного визуального сходства.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Мир игры, Термина, при этом раскладе просто не мог сравниться размерами с Хайрулом — но акценты расставили так, что большие территории здесь не нужны. Под навязчивое тиканье таймера три игровых дня проходят примерно за час реального времени, заставляя игрока испытывать страх, граничащий с паникой, — ощущение, которое попросту не позволит спокойно исследовать окружающий мир. Раз за разом вы перематываете время, надеясь успеть и увидеть всё. Да, формально игра длится всего шестьдесят минут, но из-за перемотки времени растягивается на десятки часов.

Лишь после нескольких неудачных попыток вы догадаетесь, что нужный для побочного квеста чудаковатый мужчина любит танцевать по ночам за городскими воротами, что девочка на ранчо не разговаривает с вами на третий день, а владелица гостиницы время от времени оплакивает у пруда свою несчастную любовь.

Раньше все это приходилось запоминать, но в ремейке у Линка появился ежедневник, отслеживающий распорядок дня жителей Термины и напоминающий о ключевых событиях. Правда, кругом происходит столько всего, что всюду не успеют даже самые расторопные игроки. Нелегкий выбор приходится делать едва ли не чаще, чем в играх от Telltale, — а потом надеяться, что результаты ваших стараний не обнулятся, когда вы вновь перемотаете время.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Гнет таймера отражается и на структуре подземелий. Если в Ocarina of Time от вас требовалось просто распутать очередной клубок загадок, то теперь это придется делать на время. Из-за этого почти не замечаешь, что подземелий всего четыре, а их структура упростилась. Но все равно только первое можно с ходу осилить за семьдесят два часа, в остальных случаях приготовьтесь многократно перематывать время, ища оптимальный путь от города до входа, а затем и до босса. Словом, очень специфический геймплей.

Таймер — это фундаментальная механика Majora’s Mask, ее блестящая находка и главное проклятье. Поначалу кажется оригинальным, но позже необходимость вечно перематывать время удручает, особенно если вы были до обидного близки к цели. Гонку со временем можно любить или ненавидеть, но без нее игра развалилась бы на части и превратилась в скудную, непродолжительную и вторичную часть сериала.

Однако Majora’s Mask несправедливо называть плохой игрой. Ее достоинства — это здорово прописанные истории побочных персонажей, затейливые дополнительные задания, обилие бонусов и традиционно продуманный дизайн уровней: каждый предмет и персонаж находятся точно там, где и должны.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Ремейк Majora’s Mask создавался студией Grezzo, ответственной за переиздание Ocarina of Time, и опыт реставрации классики явно авторам пригодился. Если предыдущая работа фактически ограничилась обновлением картинки и адаптацией управления, то «Маску» переработали куда основательнее. Помимо добавления уже упомянутого блокнота, здесь по-новому расставлены контрольные точки и разбросаны предметы по локациям, а еще появились новые мини-игры и мелодии для окарины времени.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Особо отметим лучше продуманные и более интуитивные битвы с боссами. В отношении графики произошел качественный скачок, видный невооруженным глазом, а по части внимания к деталям игра превосходит даже Ocarina of Time 3D.

Переиздание Majora’s Mask, симпатичная по меркам платформы игра, ничем не выдает своего почтенного возраста — и это лучшая похвала, которую только можно заслужить в подобной ситуации.

Как-то один из геймдизайнеров Square Enix, живого примера всего дурного, что есть в японской игровой индустрии, высказал удивительно точное наблюдение. Когда его спросили, почему предпочтение обычно отдается молодым и порой слегка глуповатым главным героям, дизайнер сравнил видеоигры со взрослением. Сначала игрок, как и ребенок, мало чего умеет и знает в мире игры: ему надо освоиться, а потому персонажа лучше сделать точно таким же неопытным — особенно если по ходу действия он чему-то учится и что-то узнает. Проходя очередную Final Fantasy, игрок растет вместе со своим персонажем, который под конец воспринимается уже как более взрослый человек, даже если по внутриигровым часам не прошло и месяца.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

Связь взросления и видеоигр лучше всего прослеживается в японской приключенческой серии The Legend of Zelda. В главной роли почти каждой части выступает совсем юный и молчаливый эльф Линк. Со временем он растет, проходя подземелье за подземельем, получая новые способности, побеждая боссов и решая головоломки. Улучшаются и навыки игрока, и в тот момент, когда ему становится слишком комфортно, Ocarina of Time, образцовая трехмерная Zelda (впервые вышла на Nintendo 64 в 1998 году), предлагает один из главных своих финтов: Линк перемещается на 7 лет вперед, где он, уже совсем взрослый, обнаруживает себя в разрушенном мире. Его задача — по кусочкам восстановить прошлое, собрать помощь со всего королевства, победить злого Гэнондорфа, а заодно и спасти принцессу. То, как меняется герой за 7 лет, заметно любому игроку, но ремейк The Legend of Zelda: Ocarina of Time для 3DS невольно поднимает другой вопрос — растут или, если быть точнее, стареют сами видеоигры?

Зелененький он был

Если ставить в пример одну из самых известных и высокооцененных прессой игр (средний балл на Metacritic — 99 из 100) за всю историю, то выходит, что нет. Даже спустя тринадцать лет Ocarina of Time остается самым наглядным пособием по геймдизайну в 3D. Всем проблемам, которые когда-то возникали у разработчиков, здесь нашлось изящное решение. В 1998 году трехмерность в играх уже не была в новинку, но ей, как и моушен-контроллерами в наше время, никто толком еще не умел пользоваться.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

Ocarina of Time сразу обозначила главное правило: переходя из 2D в 3D, совсем не обязательно что-то терять. В итоге Nintendo не только перевела еще одну свою серию (после Super Mario 64) в три измерения, но и придумала, что с этими измерениями делать. В Ocarina of Time дебютировали идеи, которые сегодня использует почти любая современная 3D-игра: контекстные кнопки, меняющие свое предназначение в зависимости от окружения и положения игрока, автоприцеливание одной кнопкой, головоломки, основанные на реальных физических законах (за шесть лет до Half-Life 2), смена дня и ночи, влияющая на окружающий мир, динамическая музыка, переход на прицеливание от первого лица и много других вещей, которые западные геймдизайнеры освоили только через несколько лет.

Все это может привести к мысли, будто Ocarina of Time 3D стоит уважать исключительно как музейный экспонат и знаковый этап в становлении индустрии, а не как важный релиз 2011 года — что, конечно, совсем не так. «Окарина» — это наша Abbey Road, пример практически идеальной работы, лишенной любых серьезных недостатков. Каждое подземелье, каждый квест, каждая локация, каждая головоломка — все это можно хоть сейчас переносить на бумагу и закатывать в герметичную капсулу вместе с теми же пластинками The Beatles. Для будущих поколений.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

«Окарина» — это эталон игровой архитектуры, где соблюдены идеальные пропорции. В развитии повествования, в неторопливом вступлении и в размашистой концовке, в дизайне локаций, в исследовании окружения, в использовании звука, во всех многочисленных деталях, оживляющих мир, — везде заметен невероятный уровень проработки, та совокупность элементов, которую в англоязычной прессе называют «the Nintendo difference».

На этом достоинства игры не заканчиваются. Некоторые из них напрямую связаны с эпохой, в которую она появилась: прохождение Ocarina of Time занимает не один десяток часов, и все это время она не ведет игрока за руку, не указывает ему, куда идти и что делать, а просто намекает или подкидывает неочевидные подсказки. Эта игра вознаграждает не послушное следование правилам, а постоянное желание их нарушать, придумывать что-то новое, экспериментировать, чтобы решать головоломки и тем самым продвигаться по сюжету. Зачастую приходится делать похожие вещи, но никогда не приходится делать одно и то же несколько раз: в «Окарине» каждому предмету находится не одно применение, а когда запас приемов заканчивается, игра вновь меняется, давая возможность, например, покататься на лошади или разучить пару мелодий на окарине.

Дискотека 90-х

И все же какой бы совершенной ни была Ocarina of Time, но технологически она сильно устарела. По сегодняшним временам версия для Nintendo 64 выглядит совершенно дико и расстраивает некомфортной частотой кадров в секунду. Для тех, кто видел оригинал 1998 года, перемены в новой версии видны сразу: Ocarina of Time 3D радует стабильным фреймрейтом, похорошевшей графикой, улучшенным звуком и другими техническими усовершенствованиями. К ним Nintendo подошла с большой осторожностью, как к манускрипту, который вот-вот рассыплется: все улучшения почти не изменяют стилю оригинальной игры — разве что некоторые подземелья выглядят более светлыми, чем раньше.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

Ремейк еще сильнее акцентирует умение Nintendo рисовать редкими, но точными мазками. Элементарные, но моментально въедающиеся в голову мелодии и звуковые эффекты игры остаются одним из лучших примеров того, как работать со звуком в играх и как он может напрямую влиять на все, что в них происходит. Даже сюжет, довольно простой и классический для Nintendo, удивляет неожиданными поворотами на всем протяжении. В Ocarina of Time потенциально слабые стороны превращаются в преимущества за счет того, что очень умело вписываются в общий дизайн игры.

Самое заметное нововведение ремейка — использование стереоскопического 3D — выглядит пока лучшим из всего, что приходилось видеть на 3DS. Оно не ограничивается расширением угла обзора и большей «глубиной»: мир Хайрула в 3D становится еще масштабнее и впечатляет куда сильнее. Потрясает не только эффект «глубинного» 3D, но и «выпуклого» — того, который часто можно увидеть в кино. Особенно это впечатляет в моменты, когда Линк получает новый артефакт, застывающий в воздухе прямо перед глазами. А главное, что 3D в ремейке «Окарины» не напрягает глаза даже с регулятором, выкрученным на полную. Это говорит о том, что проблема не столько в самой технологии, сколько в неопытности большинства разработчиков, которые ее используют.

Второе важное нововведение — управление гироскопами. Как оказалось, оно позволяет прицеливаться куда точнее, чем стандартное аналоговое, да и осматривать мир так гораздо интереснее. Единственный недостаток заключается в том, что из-за прицеливания гироскопами зачастую пропадает 3D-эффект, поэтому в особо напряженных битвах приходится зачастую делать неприятный выбор между красотой и удобством.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

В остальном нового не так много — даже расположение секретов, и то полностью совпадает с оригиналом. Исключение составляют куда более разговорчивые камни Sheikah, помогающие заблудившимся и застрявшим игрокам, отдельный режим битвы со всеми боссами и «зеркальный» вариант игры Master Quest, переехавший из переиздания для GameCube, а также фея Нави, спутница Линка, которая теперь давит на нервы куда меньше. Нельзя не упомянуть и важнейшее улучшение: инвентарь, перенесенный на тачскрин, облегчает навигацию в чрезвычайно запутанном Водном храме — самом сложном подземелье игры.

Впрочем, даже 3D для Ocarina of Time — это как многоканальный звук для классической пластинки Beatles: занятно, но мало кто будет переслушивать лучшие песни о любви ради более чистого звучания партии баса. Zelda тоже давно стала эталоном, поэтому и испортить ее было чрезвычайно трудно. Часть своего очарования за эти годы она, конечно, утратила, но связано это не с возрастом самой игры, а самих игроков. Все, что было придумано авторами «Зельды» в 90-х, сейчас стало стандартом, поэтому спустя тринадцать лет вроде и удивляться-то особо нечему, но хорошо так, как будто домашние тапочки надел.

«Окарина - (от итал. ocarina, букв. - гусенок),
род свистковой сосудообразной флейты,
преимущественно керамические свистульки»

Большая Советская Энциклопедия

В самом деле, отчего бы не тряхнуть стариной? Ведь уже выросло поколение игроков, не заставших N64 (не говоря уже о более ранних игровых системах, с которых начались похождения Линка), не способных по достоинству оценить шедевр хотя бы в силу устаревшей графики. Да и новой консоли, зубами вгрызающейся в рынок, как воздух необходимы хиты. Так и порешила Nintendo убить двух (а то и побольше) зайцев одним ударом, выпустив римейк, чье название отличается от оригинала лишь короткой, но безумно популярной ныне приставкой «3D».

Сравнение графики оригинальной версии Ocarina of Time и римейка под 3DS

Вставай… Все равно никуда не денешься – мир спасать надо.

Ассортимент местных магазинов небогат.

Вот он, обладатель «эльфячьих» ушей, Линк собственной персоной. Пока еще мелкий, но все впереди.

Что-то есть здесь такое от Толкиена…

Римейк не претендует на какую-либо глобальность, ибо трудно улучшить такое произведение игрового искусства. Всего лишь подправлены графика и управление (в соответствии с возможностями 3DS), добавлен Master Quest (этот адд-он, выходивший на версии Ocarina of Time для GameCube, немного видоизменяет прохождение основной игры не трогая, впрочем, суть), и режим Boss Gauntlet, позволяющий снова и снова топтать весьма харизматичных боссов. Сама идея обновления игры пришла в голову Шигеру Миямото под влиянием технической демки, показанной на Е3 2010, и не предполагала значительного вмешательства в игровой процесс. И слава Богу, скажем дружно, ибо улучшать в нем уже нечего, а вот напортить можно легко. А исходя из вышесказанного, читателям должно стать понятно, что львиная доля настоящего обзора относится скорее к игре тринадцатилетней давности, ведь именно она, хоть и в новой обертке, предстает перед нами сегодня. Итак, начнем…

Призрак, любящий ныкаться по картинам, один из самых сложных боссов в The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D

Познакомьтесь с вашим протагонистом – Линк. Нет, он вовсе не эльф, несмотря на заостренные уши и большие, наивные глаза. Это кокири (точнее, не совсем, но этот момент прояснится позже по ходу игры), представитель расы вечных детей, живущих в лесу и охраняемых разумным деревом Деку. С дерева-то все и начнется: именно оно попросит героя освободить его от болезни, подозрительно смахивающей на старческий маразм (и, следовательно, заслуженной деревом по возрасту). Так Линк окажется вовлечен в череду странных, драматических и, временами, пугающих событий в мире, балансирующим на грани гибели по вине очередного злодея. Банально? На первый взгляд, да. Но подана эта сказочка так мастерски, столь переплетена нюансами, персонажами и подробностями, что, несмотря на некоторую инфантильность разворачивающейся истории, ею гарантированно заинтересуются игроки любого возраста. В игре есть почти все – древние артефакты, призраки, драконы, волшебники и даже путешествие сквозь время. Но никакой мешанины – все логично (ну, насколько оно может быть для фэнтези) и все на своих местах. Что тут скажешь? Прекрасный пример того, как надо писать сюжеты. И хотя этот сценарий относится еще к 1998 году, хочется и сейчас выразить благодарность команде разработчиков и Шигеру Миямото лично. Мало какая современная игра способна похвастать хотя бы половиной такого сценарного таланта.

Дерево. Говорящее. Чему удивляетесь, первый раз, что ли?

«Читерский» камень подскажет вам, что делать, если The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D вдруг стала слишком сложна.

Персонажи под стать истории. Они (в массе своей) не будут вас терроризировать скучными рассказами о своей биографии или философствовать на тему морали. Они ничем вам не обязаны и просто ведут себя именно так, как должны в соответствии с историей, говорят ровно столько, сколько нужно и именно это, в конечном итоге, оживляет их и делает запоминающимися. Принцесса Зельда, ее охранница, злодей Ганондорф, да хоть призрак могильщика из горной деревеньки – вряд ли вы их забудете вскоре после прохождения игры. Да и не захотите забывать, скорее всего.

Определить биологический вид этих существ не так просто…

Про меч из камня уже было… Ну так и игра – классика.

Игровой процесс, как уже говорилось выше, изменений не претерпел. Герой, представленный от третьего лица, как ошпаренный, носится по Хирулу, восстанавливая, по мере сил, порядок и справедливость. С кем-то поговорит, кого-то мечом стукнет или из рогатки/лука/гарпуна собьет. А попутно отпирает сундуки, двигает каменные блоки, решает несложные головоломки и, подобно броненосцу, прет вперед по сюжету. Мир сейчас уже не поражает своим размахом (хотя, смотря с чем сравнивать), он уютно раскинулся в нескольких областях вокруг Хирульских полей и одноименного замка. Побегать из одного конца карты в другой придется неоднократно, причем ночью (да-да, в игре предусмотрена смена дня и ночи) этот процесс попытаются по мере сил разнообразить скелеты и прочая нечисть, так что не забудьте при первой же возможности, а точнее, сразу же, как Линк подрастет и сможет дотянуться до седла, обзавестись лошадкой, тем более, что это само по себе интересное мини-приключение.

«Только пуля казака во степи догонит…»

Несмотря на некоторую компактность проживания, мир населяют весьма разнообразные существа – как вам, например, люди рыбы или племя рептилий-камнеедов? Разумеется, вам предстоит не только повстречаться со всеми представленными в игре народами, но и освободить их от очередных жутких напастей, ведь все они, традиционно, сидят и смиренно терпят лишения в ожидании великого спасителя «не из нашего района». Такова уж судьба всех статистов в книгах, фильмах или играх, ничего не попишешь. Конечно, благодарность спасенных не будет иметь границ (в разумных пределах) и конечно, именно у них всегда найдется то, что позарез необходимо герою для спасения мира в общем. Опять же, стандартно на первый взгляд и абсолютно уникально, если приглядеться.

В желудке гигантской рыбы… Что она только не жрет…

…даже электомедузную установку схарчила!

Отдельную (и далеко не последнюю) роль в Ocarina of Time 3D играет та самая «сосудообразная флейта», о которой сказано в эпиграфе и которая дала название, собственно, игре. Разучивая по ходу игры все новые мелодии, подкидываемые, практически, со всех сторон, Линк с помощью своей окарины (сначала простой, глиняной, а затем и той самой, которая «времени») будет двигать предметы, открывать двери, перемещаться, приманивать любимую кобылку Эпону и даже развлекать правителей. Выполнена игра на музыкальном инструменте просто и изящно, доступно даже для людей с полным отсутствием каких-либо музыкальных способностей: нужно всего лишь в правильной последовательности, услужливо демонстрируемой на экране, нажать нужные клавиши. Мелодии не отличаются сложностью, но при этом красивы, а для игры еще и по-настоящему волшебны.

Собственно, ее высочество принцесса Зельда.

Наверное, наибольшей доработке подверглось управление игры, что и немудрено: геймпад N64, по-видимому, разрабатывался кем-то, кто имел весьма смутное представление о количестве и расположении конечностей у людей, чем и вызывал неоднократные нарекания. На 3DS все уже по-другому, так сказать, «с человеческим лицом». Задействованы все клавиши управления, а сенсорный экран снизу позволяет не выныривать из игрового процесса слишком часто, дабы применить очередной, необходимый именно в данный момент, предмет. По ходу же собственно игры на большей его части отображается карта области, что, опять же, добавляет комфорта. Кроме того, задействован и гироскоп игровой системы. С его помощью, поворачивая консоль, вы можете, например, осуществить точное прицеливание «от первого лица», при использовании оружия (или инструментов) дистанционного воздействия. Стоит лишь оговориться, что прицеливание удастся осуществить только действительно точное, развернуться на пол-оборота таким образом вам вряд ли удастся без риска упустить из поля зрения картинку, особенно, если вы играете с включенным режимом 3D. Тут уже лучше будет воспользоваться привычным аналоговым стиком.

Гигантский паук – где-то мы такого уже видели… Не раз… И даже не десять…

Ага, динозавры тоже в наличии

Конечно, и графика игры претерпела заметные невооруженным глазом изменения. Все действующие лица сильно обогатились полигонами, куда четче и затейливее стали текстуры, ушли в прошлое рисованные декорации «заднего плана». При этом производительность самой игры сильно повысилась, в отличие от оригинала, едва выдававшего 20 кадров в секунду на родной платформе. Теперь все движения стали гораздо более плавными, не заметно никаких подтормаживаний, играть стало заметно приятнее. В принципе, неудивительно, если учесть, что графика, хоть и сильно улучшилась, похоже, не реализует всех возможностей 3DS. То есть, получилось хорошо, но могло быть и немного получше. Впрочем, в случае данной игры, мелкие придирки к графике можно считать несущественными. Отдельно же хочется сказать о прекрасной реализации в Ocarina of Time 3D ключевой «фишки» 3DS, псевдотрехмерном изображении. Сделано просто на пять с плюсом, даже при половинном положении ползунка регулировки параллакса летающие феи, трава и прочие элементы переднего плана так и будут выпрыгивать на игрока с экрана, не хуже, чем в кинотеатре. Правда, есть и оборотная сторона медали – при длительной игре этот эффект здорово утомляет зрение, а играть хочется еще и еще. Вариантов остается два: либо убирать ползунок 3D на минимум, что, впрочем, тоже не добавит здоровья глазам, либо периодически пересиливать себя, отрываясь от игры. Об этом, кстати, регулярно (причем, зачастую, в самый неподходящий момент) напоминает и верная спутница Линка – летающая фея, вроде той, что летала в компании с Питером Пэном, так что совесть разработчиком может быть спокойна – о здоровье игроков они позаботились настолько, насколько могли.

Вот и главный злодей The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D. Видите, какая гнусная морда?

Чем же подытожить? Замечательная вышла игра. Колосс конца прошлого века поднялся с пенсионерского дивана, отряхнул пыль прошедших лет, приоделся и наглядно показал, какие были игры в то, для некоторых уже далекое, время. Можно долго спорить, насколько подходит платформа 3DS для реализации проекта такого масштаба, ведь игра, как ни крути, рассчитана на длительное погружение, слегка выпадая, таким образом, из епархии портативных игровых систем, но нельзя не признать: именно маркетинговые нужды 3DS дали нам еще один шанс почувствовать восторг творчества Миямото. Эта игра, несмотря на почтенный возраст, на две головы превосходит «потуги на оригинальность» подавляющего большинства современных игростроителей.

Не будет ли это сигналом им о том, что пора бы перестать клепать штампованные поделки в красивых обертках и заняться переизданием классики, раз уж таланта на новые шедевры не хватает? Скорее всего, не будет. А жаль. Ведь игры, подобно книгам или фильмам, должны нести в себе не только услаждение глаз и ушей, не только сбрасывать стресс и убивать время, они еще должны согревать и радовать душу, нести в нее что-то новое и, желательно, прекрасное. Так, как это делала The Legend of Zelda: Ocarina of Time.

Знаменитая The Legend of Zelda: Ocarina of Time 1998 года — сказка с привычными законами: любые преграды мальчику Линку оказываются нипочем, все препятствия преодолеваются благодаря личному мужеству героя, и, конечно же, развязка у истории счастливая. Добро побеждает зло, и мир до поры до времени может спать спокойно.

Необычно другое: ведущая тема игры — управление временем: ошибки прошлого исправляются в будущем, и наоборот. Отчасти именно благодаря нестандартному подходу Ocarina of Time больше двадцати лет удерживает на Gamerankings статус лучшей игры.

Majora’s Mask, вышедшая двумя годами позже и недавно переизданная в обновленном виде на 3DS, — это тоже история про время, но принципиально иная. Время здесь — враг пострашнее, чем древнее зло.

Из-за детской неосторожности на свободе оказался древний демон, а в небе зависла огромная Луна с жутковатой гримасой — через три дня она упадет на землю, уничтожив все живое. Люди вроде бы и не в курсе происходящего, но отчего-то спешат поскорее завершить свои дела.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

И от всего этого веет такой безнадегой, грустью и меланхолией, какой от The Legend of Zelda совсем не ждешь. Majora’s Mask по сей день остается самой «взрослой» частью сериала, с легкостью обходя в этом мрачную и серьезную Twilight Princess.

Разработчики из Nintendo должны были сотворить новый шедевр всего за год и получили карт-бланш на использование любых наработок Ocarina of Time. Продюсер игры Эйдзи Аонума вспоминает, что от обилия работы ему часто снились кошмары, напоминавшие параноидальные зарисовки из самой игры. Сжатые сроки разработки объясняют многие особенности Majora’s Mask — помимо очевидного визуального сходства.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Мир игры, Термина, при этом раскладе просто не мог сравниться размерами с Хайрулом — но акценты расставили так, что большие территории здесь не нужны. Под навязчивое тиканье таймера три игровых дня проходят примерно за час реального времени, заставляя игрока испытывать страх, граничащий с паникой, — ощущение, которое попросту не позволит спокойно исследовать окружающий мир. Раз за разом вы перематываете время, надеясь успеть и увидеть всё. Да, формально игра длится всего шестьдесят минут, но из-за перемотки времени растягивается на десятки часов.

Лишь после нескольких неудачных попыток вы догадаетесь, что нужный для побочного квеста чудаковатый мужчина любит танцевать по ночам за городскими воротами, что девочка на ранчо не разговаривает с вами на третий день, а владелица гостиницы время от времени оплакивает у пруда свою несчастную любовь.

Раньше все это приходилось запоминать, но в ремейке у Линка появился ежедневник, отслеживающий распорядок дня жителей Термины и напоминающий о ключевых событиях. Правда, кругом происходит столько всего, что всюду не успеют даже самые расторопные игроки. Нелегкий выбор приходится делать едва ли не чаще, чем в играх от Telltale, — а потом надеяться, что результаты ваших стараний не обнулятся, когда вы вновь перемотаете время.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Гнет таймера отражается и на структуре подземелий. Если в Ocarina of Time от вас требовалось просто распутать очередной клубок загадок, то теперь это придется делать на время. Из-за этого почти не замечаешь, что подземелий всего четыре, а их структура упростилась. Но все равно только первое можно с ходу осилить за семьдесят два часа, в остальных случаях приготовьтесь многократно перематывать время, ища оптимальный путь от города до входа, а затем и до босса. Словом, очень специфический геймплей.

Таймер — это фундаментальная механика Majora’s Mask, ее блестящая находка и главное проклятье. Поначалу кажется оригинальным, но позже необходимость вечно перематывать время удручает, особенно если вы были до обидного близки к цели. Гонку со временем можно любить или ненавидеть, но без нее игра развалилась бы на части и превратилась в скудную, непродолжительную и вторичную часть сериала.

Однако Majora’s Mask несправедливо называть плохой игрой. Ее достоинства — это здорово прописанные истории побочных персонажей, затейливые дополнительные задания, обилие бонусов и традиционно продуманный дизайн уровней: каждый предмет и персонаж находятся точно там, где и должны.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Ремейк Majora’s Mask создавался студией Grezzo, ответственной за переиздание Ocarina of Time, и опыт реставрации классики явно авторам пригодился. Если предыдущая работа фактически ограничилась обновлением картинки и адаптацией управления, то «Маску» переработали куда основательнее. Помимо добавления уже упомянутого блокнота, здесь по-новому расставлены контрольные точки и разбросаны предметы по локациям, а еще появились новые мини-игры и мелодии для окарины времени.

Под гнетом времени. Обзор The Legend of Zelda: Majora’s Mask 3D

Особо отметим лучше продуманные и более интуитивные битвы с боссами. В отношении графики произошел качественный скачок, видный невооруженным глазом, а по части внимания к деталям игра превосходит даже Ocarina of Time 3D.

Переиздание Majora’s Mask, симпатичная по меркам платформы игра, ничем не выдает своего почтенного возраста — и это лучшая похвала, которую только можно заслужить в подобной ситуации.

Читайте также: