Left 4 dead обзор

Обновлено: 06.07.2024

Left 4 Dead — это, пожалуй, главная неожиданность уходящего года, отличный пример, что может получиться если за, казалось бы, такой исконно трэш-жанр, как «веселые истории о зомби», возьмется одна из самых опытных студий на планете. Получился же совершенно фантастический шутер, с оригинальным и увлекательным геймплеем, в который отлично играется в одиночку, но в сотни раз увлекательнее — в коллективе. Игра не стесняется пародировать зомби-фильмы, которые сами, через одного, являются пародиями, — не стесняется она и брать из них все самое лучшее. Игра радует отлично выверенным балансом, четырьмя кампаниями, каждая из которых привносит нечто новое, и очень аккуратной картинкой.

Сюжет в Left 4 Dead предельно примитивен. По всем канонам жанра происходит некое заражение, и буквально за две недели почти все человечество превращается в зомби. Главные герои игры — четверо выживших, которым при нашем участии предстоит продолжить свое спасение.

Left 4 Dead очень эффективно заимствует из фильмов о мертвецах все самое лучшее. Любой знаток жанра сразу же поймет, с кого «срисованы» герои, и оценит качество их проработки. События всех четырех кампаний также разворачиваются в предельно классических декорациях — здесь есть лес, канализация, метро и больница.

Самое интересное — игре столь простого сюжета более чем достаточно. Заранее запрограммированные повороты, красиво срежиссированные и берущие за душу ролики здесь просто не нужны — их работу целиком и полностью берет на себя мудреный геймплей.

В первом приближении игровой процесс выглядит очень просто — есть мы, и есть зомби, которых мы убиваем. Но тут же отметим одну важную деталь, которая в корне меняет все происходящее: в Left 4 Dead количество заранее запрограммированных событий сведено к минимуму. За происходящее здесь отвечает AI Director — хитроумный алгоритм, постоянно отслеживающий действия игрока и планирующий новое нападение зомби так, чтобы оно оказалось максимально неожиданным и потрясло нас до пяток. Что важно — искусственный интеллект в Left 4 Dead экипирован недюжинным воображением и действительно способен сделать две пробежки по одному и тому же уровню совершенно непохожими друг на друга. Причем каждая из них — принесет свои эмоции, будет со своим драматизмом и запомнится нам чем-нибудь оригинальным.

Еще одна сильная сторона Left 4 Dead — это отличные сетевые режимы. Они не являются основной игры — удовольствие можно получать и в одиночку, с компьютерными напарниками, но для того, чтобы прочувствовать весь кайф, нужно все-таки подыскать живых товарищей. Во-первых, при столкновении с зомби очень важно естественное поведение — а его не сможет воспроизвести даже самый гениальный искусственный интеллект. Сидящий через два квартала напарник запросто может растеряться, напугаться, совершить ошибку — и вот Radiant AI с кибернетической ухмылкой уже использует это обстоятельство для того, чтобы сгенерировать очередную потрясающую сцену победы зомби над кучкой людей. Во-вторых, кроме кооперативного прохождения, в Left 4 Dead есть и настоящий поединок двух команд: сборной людей и сборной лучших представителей зомбячьего сброда. То есть четырех уникальных боссов, у каждого из которых своя манера игры и свои спецвозможности. Выглядит очень здорово: люди на всех парах несутся к окончанию уровня, ну а команда мертвяков, пользуясь возможностью постоянно знать местоположение своих соперников, уже выбирает лучшее место для коварной засады. Попробуйте — море веселья и новых игровых впечатлений гарантированы!

Просто великолепно — и, опять же, с потрясающим уважением к теме урока. Расчлененка, внутренности и прочие обязательные пакости — всего этого в игре более чем достаточно. Плюс, в качестве бонуса, похорошевший движок Source, который просто отлично научился работать со светом и тенью.

У звука ровно один плюс — он четко следует атмосфере игры и даже иногда помогает в прохождении.

Даже больше! От Left 4 Dead мы ждали просто хорошего шутера про мертвецов, а получили же чуть ли не главный стрелялочный проект этого года. Очень веселый, оригинальный, с морем драйва и отличными сетевыми режимами. Наслаждайтесь!

  • Отлично воссозданная зомби-атмосфера
  • Прекрасный геймплей с множеством уникальных для каждого прохождения событий
  • Мощнейшие сетевые режимы
  • Хорошая графика

Почему Left 4 Dead отлично подойдет людям с плохим воображением?

Чем примечательны игровые боссы?

Какие звания должен получить каждый уважающий себя охотник на зомби?

Чем интересен каждый эпизод игры?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА LEFT 4 DEAD В ЯНВАРСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (№01’2009).

Как и у большинства молодых людей, родившихся двадцать лет назад (плюс-минус года два), в ранней юности у меня был период, проходивший под крики «терроры в анале!», «на дасте, на ножах!» и, конечно, «че, пацаны, кто дуэльку на деньги?» В шесть лет мы играли в войнушку. В одиннадцать гоняли в футбол. В четырнадцать был Counter-Strike. У нас могли быть разные любимые игры — хоть StarСraft, хоть Baldur’s Gate, но все сходились на том, что сыграть десяток раундов на людном cs_mansion — это как перекинуться в дурака. Выходные дни проходили в исключительно задорной атмосфере, среди двух десятков гогочущих лиц, в прокуренном зале, под аккомпанемент отборного мата. Особо выдающиеся игроки рано или поздно собирались в команды и меняли представления начинающих об игре: пятерка действующих сообща, не глядя на численный перевес, расстреливала толпы пушечного мяса. Чуть позже, когда настало время взрослеть, особо талантливые подались в киберспорт, остальные разошлись по работам и учебам, время от времени с придыханием вспоминая залы, гогот, но главное — очень характерные, кинематографические эмоции, которые Counter-Strike генерировал в лучшие свои минуты.

Это мое кино

Еще одна заслуга Left 4 Dead — это первая игра, в которой рудиментарная разрушаемость работает так, как не снилось ни одному шутеру.

Никакого сюжета в Left 4 Dead как не было с самого начала, так и не появилось: игра недвусмысленно (с помощью воя и плотоядной толпы) дает понять, что делать. Структурно Left 4 Dead разбита на четыре сюжетных кампании, каждая из которых убедительно моделирует различные последствия массового нападения зомби.

Фабула следующая: спустя две недели после первого заражения (совершенно не важно чем) в городе (не важно каком) осталось четверо уцелевших. У них есть имена, и они представлены условными киноархетипами, но это тоже не важно. Потому что все, чего хочет от вас игра, — чтобы вы стали ее героями. Для окончательного и бесповоротного спасения необходимо пройти четыре кампании по пять уровней в каждой. Никакого прохождения в привычном смысле нет — все открыто с самого начала.

Происходящее в кампаниях можно как-то попробовать связать в историю, но на самом деле каждая из них — это яростная короткометражка про борьбу с зомби. Простота, если не сказать примитивность декораций (архетипические «темный лес», «метро», «канализация», «больница») впервые после F.E.A.R. выглядит как художественный прием. Уровни Left 4 Dead — это сцена, мы — актеры, а зомби и все, что с ними связано, — тот самый AI Director, то есть режиссер.

Фирменная лицевая анимация Source тут пришлась как нельзя кстати.

Есть такой тезис, что людям с плохим воображением не нравится большинство компьютерных игр потому, что они просто не могут представить себе всю серьезность ситуаций. Cюжет кажется им нагромождением банальностей, герои — пластиковыми манекенами, всяческие претензии на реализм — пародией на жизнь. Рано или поздно справедливость должна была восторжествовать: Left 4 Dead из скучного зануды это самое воображение вытягивает железными клещами. Вот вас за два шага до спасительного вертолета настигает толпа зомби, кто-то выпрыгивает на помощь, и вы оба гибнете за секунду до спасения. Вот друзья бросают вас, обездвиженного, в чулане, а сами уезжают на прибывшем бронетранспортере. Вот вы держите круговую оборону на крыше бензовоза среди обломков самолетов. Вот, наконец, Георгия Кургана утаскивает длиннющий язык, пока мы с Антоном Логвиновым хромаем к единственной оставшейся аптечке.

Left 4 Dead — самая кинематографичная игра этого года, никакой Call of Duty рядом не стоял. Ее ценность в том, что все упомянутые выше сцены не повторятся больше никогда, они уникальны. В следующий раз все будет совсем по-другому, и язык, вполне возможно, утащит уже вас.

Все кампании можно пройти с компьютерными напарниками, что обязательно стоит сделать в образовательных целях. Ведомый AI партнер стреляет точнее, вовремя приходит на помощь и охотно знакомит с нюансами игры. Начинать нужно с уровня сложности normal — даже не думайте соваться в advanced или expert. Сложность в основном характеризуется количеством патронов, наносимым уроном, а также крепнущим с каждой минутой эффектом неожиданности, за который и отвечает тот самый AI Director. Но в конечном итоге партия с ботами, как и завещали нам Valve, — это совсем не то. Впервые поиграв компанией из четырех человек, спустя три часа мы встали из-за компьютеров, готовые пересмотреть не только финальную оценку (тогда еще только «8,0»), но и некоторые жизненные ценности.

Парни жаждут развлечения

Главным достоинством живого напарника перед компьютерным является способность ошибаться. Это заставляет как минимум серьезней относиться к игре и держать хоть какой-то командный строй. Стоит во время большой потасовки с участием сотни зомби и пары боссов зазеваться, и этим не преминет воспользоваться, например, босс по прозвищу Курильщик: орудуя своим длинным языком, утащит куда подальше, только вас и видели. Компьютер тут же ринется на помощь, в то время как живой напарник или просто прошляпит момент, или физически не успеет до вас добраться. Уровень сложности Left 4 Dead напрямую зависит не столько от профессиональных, сколько от человеческих качеств.

Уберите, пожалуйста, родителей от экранов. Играть в Left 4 Dead рекомендуется строго в наушниках, иначе соседи заподозрят неладное.

Если у вас нет возможности собрать в одном месте четыре компьютера — первым делом купите наушники с микрофоном. На первых этапах любой кампании вся команда без труда достигает убежища, но финальная битва обязательно заканчивается драмой с обилием нелицеприятных выражений в эфире и рубрикой «покойся с миром» в финальной статистике. Начиная с уровня сложности advanced, на экране творится жестокая, свирепая мясорубка.

Темп игры напрямую зависит от повадок выживших: большинство зомби (кроме Танка и Ведьмы) в Left 4 Dead умирают довольно быстро. Другое дело, что появляются они ровно в тот момент, когда их совсем не ждешь. Попав в клинч к любому из боссов, без помощи напарников вырваться нельзя. Бравада или, наоборот, излишняя пассивность наказываются здесь моментально. Наловчившись ходить вчетвером или парами, вы откроете для себя новую грань игры: страх постепенно перерастает в азарт. Лучше всего это выражается словами английского исполнителя The Streets — парни жаждут развлечения! Здесь начисто отсутствуют какие-либо бонусы, дающие преимущество над врагом. Можно постараться пробежать из одной точки карты в другую как можно быстрее, но каков смысл? Полностью объегорить компьютер практически невозможно, особенно на финальных битвах, а вот снести еще пару десятков голов да поджарить коктейлем Молотова лишнюю Ведьму вместо того, чтобы стремглав нестись в убежище, — что может быть лучше, особенно если здоровья еще хватает? Как только ваш уровень профессионализма достигнет критической отметки, в коллективных рейдах по городам и весям случится драматическая рокировка: на зомби начнете охотиться вы.

Тут самое время раскрыть еще пару козырей «режиссера»: мало того, что расположение предметов и появление зомби варьируется, так еще и самих зомби предоставлено неограниченное количество. То есть, стоя на одном и том же месте, примерно раз в пару минут мы будем подвергаться нападениям в самых разных комбинациях.

Кошкин блев

Только что пришлось подорвать канистру прямо под своим напарником, которого пригвоздил Охотник. Издержки боя, так сказать.

В чем суть баланса Team Fortress 2? Там присутствует две команды с одинаковым набором классов, вследствие чего уравновешивать силы приходится, например, за счет карт. В Counter-Strike силы террористов и спецназа также в большей степени зависят от карт, несмотря на то, что доступный только террористам автомат Калашникова — де-факто лучшее оружие в игре. Это, скажем так, общепринятый дисбаланс, с которым все мирятся уже десять лет. Вводя в Left 4 Dead две абсолютно разные по игровой механике противоборствующие стороны — выживших и зараженных, — Valve рисковали наломать дров. Однако режим Versus, составляющий вторую половину Left 4 Dead, эти сомнения опровергает.

Классический deathmatch тут обставлен таким образом: четверо выживших, как и в кампании, пытаются добраться до убежища, а четверо зараженных пытаются им всячески помешать. Для этого им в случайном порядке назначаются роли четырех боссов (из пяти возможных). За пятого, Ведьму, играть нельзя — не из-за ее исключительной силы, а скорее потому, что большую часть времени она пребывает в состоянии покоя, атакуя только в том случае, если ее побеспокоить.

У Left 4 Dead лучший и самый неброский юмор в истории компьютерных игр. Например, тут повсюду развешана социальная реклама донорства крови.

Зато какой тактический простор открывается с оставшейся четверкой! Основная часть боссов бессильна в открытом бою, но имеет как минимум три общих преимущества перед людьми. Во-первых, игроки за зомби вправе выбирать место собственного появления — лишь бы не на виду у врага. Во-вторых, игроки за зомби могут передвигаться по недоступным людям крышам с помощью специальных маршрутов. Наконец, в-третьих, зараженные всегда в курсе местонахождения и состояния здоровья людей. Таким образом, вся игра за зомби состоит из грамотных засад и четко организованных нападений.

Например, возможен такой вариант: проходя через узкий переулок, уцелевшие натыкаются на Толстяка (Boomer), которого тут же тошнит на двоих самых непутевых. Толстяка, понятно, убивают, но дело уже сделано — дан сигнал к атаке простым зомби, которые тут же заполоняют переулок. Здесь самое время вступить в игру другим боссам, которые все это время ждут своего выхода. Охотнику (Hunter) достаточно выбрать жертву, чей силуэт подсвечен хотя бы желтым контуром (значит, здоровья у нее уже не богато), выждать удобный момент и прыгнуть — лучше всего с какой-нибудь стены или крыши. Прикрытием ему, в свою очередь, может работать Курильщик (Smoker), способный атаковать с дальних расстояний. Не стоит чураться и сотрудничества с Ведьмой — несмотря на то, что играть ей нельзя, она не редкий гость в Versus, а грамотно занятая позиция неподалеку от нее сулит хорошую поддержку. По окончании раунда стороны меняются.

Технически мультиплеер Left 4 Dead устроен до неприличия просто и удобно. Нажатием одной кнопки осуществляется поиск т.н. «лобби», в котором мы выбираем сторону, после чего создатель партии запускает автоматический поиск сервера (подбирается согласно нашей скорости подключения — можно быть уверенным, что в Америку не закинут).

Освещение в конце тоннеля

По таким снимкам можно подумать, что Left 4 Dead — сущий балаган. Так оно и есть.

Тут у нас было отведено место для причитаний по поводу графики и престарелого движка Source. Не вышло — выглядит Left 4 Dead так же потрясающе, как и играется. Особенно это касается работы со светом. Рейтинг «строго от 18» от всех здравомыслящих цензурных комиссий Left 4 Dead получила за красивые глаза, а также за все остальные части тела, ошметками летающие вокруг нас на протяжении всей игры. По степени тестостеронового удовольствия с этой игрой может сравниться только один проект — Gears of War и его бензопила.

Движок Source идеально балансирует между доступностью и украшательством. Выглядит отлично, недостатки маскирует светотенью — не придерешься.

Но есть еще звук. Наряду с освещением — одна из сильнейших сторон Left 4 Dead. Звук в игре крепко связан с геймплеем, благодаря ему принимаются решения и выстраиваются тактики. Каждого босса обычно слышно на расстоянии, и слышно по-разному: Толстяк клокочет и непрерывно срыгивает, Курильщик туберкулезно кашляет, Охотник просто орет как резаный, а замогильный плач Ведьмы провоцирует мурашки по всему телу. Помимо музыкального сопровождения (очень похоже на «Космическую одиссею 2001 года» Стенли Кубрика), нас неустанно преследуют не самые приятные звуки, издаваемые зомби.

Единственный недостаток Left 4 Dead присущ абсолютно любой компьютерной игре — рано или поздно она может надоесть. Но в случае с играми Valve эта проблема решается довольно легко. Прекратив играть в Team Fortress 2 в начале лета и запустив ее только в конце осени, мы увидели практически другую игру. Такая же участь ждет Left 4 Dead, о чем недвусмысленно говорил сам Гейб Ньюэлл.

Непредсказуема жизненная кручина — под конец не самого урожайного, если не сказать жадного на шутеры 2008 года мы получили лучшую игру последних лет в том самом жанре, где нужно бегать, стрелять и смотреть, как красиво все разлетается на куски. Left 4 Dead — это не только бездна возможностей в командной игре, не только перспективы на будущее, это еще и очень важное возвращение к истокам, вроде того, что еще в 2001 году предприняли Croteam с Serious Sam. Возвращение к искреннему, невозбранному шутерному веселью. Таких игр у нас с вами наперечет, и даже не верится, что их стало на одну больше. Давайте, что ли, обнимемся?!

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Один из важнейших шутеров последних лет. Left 4 Dead меняет определение термина «кинематографичность» применительно к играм.

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Великолепно»

1 – Зомби лишены всякого чувства такта и без стеснения прут в окна, падают выжившим на головы через дыры в крышах и чуть ли не вылезают из унитазов. Этому не повезло — очередь из пистолета-пулемета скосила его еще на подступах.

2 – А этот экземпляр оказался куда проворнее: ему почти удалось вгрызться в кадык Биллу. Но заряд дроби в голову заставил его пересмотреть свои планы и как следует пораскинуть мозгами.

3 – Зомби в Left 4 Dead имеют синюшно-бледный вид, но кровь в их жилах, похоже, еще не застыла. Поэтому каждый меткий выстрел выжившего вознаграждается по меньшей мере литром этой самой жидкости на его лице. А симпатичные розовые хлопья в воздухе — это, друзья, мозги.

4 – В дверном проеме на заднем плане виден Курильщик, и это — дурной знак. Он уже подобрался достаточно близко, чтобы схватить своим длиннющим языком одного из героев.

5 – Но еще не все потеряно! Вот эти баллоны с пропаном на полу — верный способ превратить босса в аппетитную мясную кашицу. Достаточно одного меткого выстрела. Баллоны также можно переносить с места на место.

6 – Аптечка — самый ценный ресурс в игре, особенно на высоких уровнях сложности. Ей можно подлечиться самому или помочь товарищу. А если во время сеанса самоврачевания на вас набросится зомби, вы всегда можете крепко стукнуть его набором медикаментов по голове.

Основные моменты при игре за зомби таковы. Ключ к успеху — засады. Суть засады состоит в комбинировании спецприемов, данных каждому боссу. В отличие от выживших, игра за зомби требует большего терпения. Очевидно, что атаковать ничем не занятую группу выживших с руки только Танку, остальным следует дождаться, пока люди будут атакованы толпой зомби или, что еще лучше, Ведьмой. Осторожность — черта, обязательная не только для людей. Не забывайте, что всех зомби прекрасно слышно за несколько десятков метров.

Smoker (Курильщик)

По функциям Курильщик схож с Barnacle из Half-Life — благодаря штуке, которую довольно сложно назвать языком, он притягивает к себе выжившего, истончая тем самым его запас здоровья. Так как урон невелик, Курильщику лучше работать в связке с Охотником или Танком.

Hunter (Охотник)

Второй босс, выступающий в легком весе. Охотник очень быстр и ловок, но в атаке довольно уязвим — кидается из положения сидя и прыгает на довольно большое расстояние. Прыгать лучше всего наверняка — как и у Курильщика, запас здоровья у этого босса невелик, один промах чреват мгновенной расправой.

Boomer (Толстяк)

Самый уязвимый из боссов. Толстяк полезен тем, что может навлечь на выживших довольно внушительное число зараженных. Сколько именно, зависит от того, какое число выживших он сможет задеть своим приемом Barf (дословно — «блев»). Краеугольный камень в команде зомби — с него лучше начинать все атаки на выживших.

Tank (Танк)

Единственный из боссов, способный за раз убить всех выживших. Обладая неплохой скоростью и сильнейшим ударом, Танк также может поднимать и бросать камни. Два основных условия — необходимо постоянно атаковать выживших, иначе право играть этим боссом будет передано другому игроку, а также избегать открытых пространств, где на вас смогут сфокусировать огонь.

Как и в Team Fortress 2, в Left 4 Dead существуют так называемые достижения (achievements). «Игромания» выбрала пять медалей, достойных уважения.

Zombie Genocidest

Убить 53 тысячи 595 зомби. Как показывает опыт, в среднем за одну кампанию умирает от полутора до двух тысяч зомби. Учитывая, что количество зомби в Left 4 Dead не ограничено, цифра вполне досягаема!

Burn the Witch

Сжечь ведьму коктейлем Молотова. Вообще, кто это придумал — на цыпочках пробираться мимо Ведьмы? Пора уже определиться, кто на кого охотится: мы на них или они на нас?!

What are you trying to prove?

Пройти все четыре кампании на уровне сложности Expert. Достижение малореальное, т.к. «Эксперт» — это, грубо говоря, минимум патронов и аптечек при максимуме врагов.

All 4 Dead

Убить всех четырех выживших одним Танком. При таком запасе здоровья (1000 hp) и возможностях — вполне реально.

Lamb 2 Slaughter

Награда для зараженных — убить хотя бы одного выжившего прямо в убежище. Убежище — это просто помещение с непробиваемой дверью. Нередки случаи, когда всю четверку резали прямо там. Что тут посоветуешь — закрывайте дверь, не у себя дома!

No Mercy

Отчаянный бросок через городские трущобы и заправки к спасительной больнице. No Mercy — самая первая кампания Left 4 Dead — наглядная демонстрация того, как должны и могут выглядеть самые скучные шутерные локации: канализация, офисное помещение и метро. Финальная схватка дословно повторяет «День живых мертвецов».

Death Toll

Хрестоматийная, по учебнику, постановка в жанре «зомби в пригороде». Death Toll можно было бы назвать самой невыразительной главой Left 4 Dead, если бы не гениальный, наэлектризованный финал: сквозь пот, кровь и кишки выжившие пробираются через кладбище в церковь, где держат круговую оборону. Выживают не все.

Dead Air

Dead Air — самая зрелищная кампания. Чтобы не пересказать финальную сцену, мы чуть было не отрезали одному автору руки. Поэтому только одно предложение: зомби в самолете. Цитируется недавний трэш-шедевр «Полет живых мертвецов» (Flight of the Living Dead: Outbreak on a Plane, «Обреченный рейс» в российском прокате).

Blood Harvest

«Кровавый урожай» покадрово повторяет первый и главный зомби-фильм «Ночь живых мертвецов»: трагическая схватка около трактора в кукурузном поле, стрельба в амбаре и, наконец, финальная оборона обычного деревенского дома. По скромному мнению Олега Ставицкого — самая лучшая кампания Left 4 Dead.

Было это давно - почти десять лет назад. Два разработчика-энтузиаста - Мин Ли (Minh Le) и Джесс Клайф (Jess Cliffe) - выпускают модификацию к одной очень известной игре, называя её Counter-Strike. Спустя некоторое время парни вливаются в стройные ряды компании Valve, а "контра" превращается в культурный пласт, объединяющий людей, приносящий деньги и считающийся полноценным видом спорта, однако мы подводим к другому. Анонсируя свое новое детище - основанный на совместном прохождении шутер Left 4 Dead - разработчики пообещали совершить примерно такой же переворот в онлайн-играх, какой учинил их дебютный проект. И, вы знаете, они оказались правы.

Left 4 Dead

Даму лучше не тревожить, иначе можно схлопотать болезненную пощечину. На высоком уровне сложности - последнюю в жизни.

"You did well. For white peoples!"

Повсюду толпы зомби. Основная масса из них - сплошная серость, даром что больно кусаются, быстро бегают и подбираются сзади. Другие оригинально одеваются, издают пугающие звуки и атакуют внезапно, с целью разорвать, утащить или сбить с ног.

…А вот крадутся средь урбанистических пейзажей главные герои - грубоватый байкер Френсис, хрупкая на вид Зои, менеджер среднего звена Луис и пожилой, но закаленный ветеран Билл. Нет, типичного "девушка выше прыгает, байкер крепче здоровьем, а офисный парень орёт громче" тут не дождаться. Персонажи полны колорита, но раскрыться полностью им не дают, хотя в очередной перестрелке захочешь, а не спутаешь одного с другим.

Стрельбы здесь очень много. Собственно, вся игра из неё и состоит - четыре кампании (в каждой по пять уровней) не содержат в себе областей, свободных от "инфицированных", меняется только их количество на квадратный метр. Зайдя в маленькую комнатушку, можно запросто увязнуть в эпической схватке "двести против четырех", а по какой-нибудь площади пройти спокойно, без единой выпущенной пули.

Left 4 Dead

Подобные комнаты - эдакий островок безопасности в океане зомби.

"Give me that Molotov! Ooo! Nom-nom-nom…"

Сомнительные сюрпризы и спасительные аптечки подбрасывает Самый Главный - режиссер. Его задача - давать легкий отдых отчаявшимся и остужать самоуверенных. Меняющийся "на лету" уровень сложности уже не в новинку, но Valve пошла дальше: при каждой загрузке уровня расположение всех ресурсов и "боссов" ставится с ног на голову, и если раньше спасительный шкафчик с красным крестом дожидался игроков буквально в двух шагах от толпы зомби, то при новой попытке он может оказаться пуст. Лечиться нечем? Ну так вперед, спустя парочку изнурительных битв можно будет на что-то надеяться.

В Left 4 Dead самое ценное то, что она позволяет прочувствовать каждый штамп, каждую ситуацию, которую можно было встретить в фильмах "про зомби" и при этом не разводит руками, ссылаясь на якобы устаревший движок. Source, оказывается, ещё может поддать жару, да какого! На экране сотня полигональных мертвецов - производительность и не помышляет падать. В развороченном аэропорту разбивается самолет, и восхищение каким-нибудь Unreal Engine 3 отступает на второй план, ведь в воздухе десятки обломков, а к взрыву не придерешься при всем желании.

Кооператив волнующ где-то до двадцатого прохождения. При хорошем интернет-канале и верных друзьях, также обладающих копией игры, на ознакомление с четырьмя способами выжить при зомби-апокалипсисе вряд ли уйдет больше десяти часов. Режиссер удивляет, как может, но из "Твою ж мать: игра" Left 4 Dead превращается в эдакий Serious Sam. Тут-то и выезжает самая главная революция, которую очень зря подавали без особой помпы: режим Versus (в нем люди так же проходят кампанию, а зомби - уже от лица других игроков - мешают). Возможность самому поиграть за мертвецов увлекает не на шутку, благо рулить дают не унылой "массовкой", а теми, кого инфекция затронула особо драматичным образом.

Left 4 Dead

Гранаты здесь пищат и приманивают таким манером целые толпы зомби. Порой действительно спасает.

"Take that, white peoples!"

…А вот крадутся средь урбанистических пейзажей главные герои - озверевший паркурщик Охотник, раздувшийся Бумер, любитель сигарет "Беломор плотина" Курильщик и закаленный неизвестно чем Танк. Нет, типичного "один зомби быстро бегает, другой быстро прыгает, а третий громко орет" тут явно не дождаться. Персонажи полны колорита, и раскрыться им дают полностью. Только вот выжившие даже в перестрелке захотят, а не спутают их с обычными зомби.

Охотник может забираться на крыши, совершенно не боится высоты и за один прыжок может преодолеть очень большое расстояние. Приземлившись на отбившегося от группы героя, он начинает усиленно хлестать его по щекам, да так, что у того мигом начинают убывать "хит-пойнты". Если за полминуты никто не придет на помощь - пишите, как говорится, письма.

Курильщик отрастил себе огромной длины язык и может вытащить зазевавшуюся человеческую особь на открытую местность, услужливо позволяя ему насладиться обществом разномастных зомби и товарищей по бестиарию. А ещё он - эдакая антиреклама всей никотиновой индустрии. Такого безнадежного кашля ни в одной игре мы не встречали.

У Бумера радость одна - нести вонючие массы в массы. Спрятав габаритное тело за каким-нибудь мусорным ящиком, он ожидает наивного человека, чтобы покрыть его грязью (неважно, взорвавшись рядом или "выстрелив" концентратом зловония изо рта), а затем убежать в сторонку - очень уж он хрупок. На запашок, словно мухи, слетаются десятки инфицированных, а от них, как известно, спасу нет.

Гвоздь программы - Танк. Здоровенная махина почти бессмертна, выдирает целые куски асфальта, а затем бросает их в противника. Ну, или просто бьет кулачищами весом пудов эдак в пять, результат всё равно один: любой попавший под раздачу улетает куда подальше (на возвышенностях такой удар может стать фатальным) и резко начинает хотеть медицинской помощи. Впрочем, управлять парнем дают исключительно по праздникам, когда команда мутантов проигрывает по очкам.

Left 4 Dead

В каждой кампании запрятан особый "эпический" момент. То самолет упадет, то бензоколонка взорвется.

Собственно, мораль статьи была ясна изначально: надо брать. При хорошем провайдере и хотя бы часе свободного времени в сутки удовольствие гарантировано. Да и конкуренты, судя по всему, появятся нескоро. А если и появятся - будьте уверены, они во многом последует примеру Left 4 Dead.

P.P.S: Дистрибьютор Left 4 Dead в России - компания "Акелла" - очевидно, считает нашу молодежь очень психически закаленной. Если в западном издании покупателя вежливо предупреждает о наличии расчлененки и легкого мата надпись "Mature" (от 17 лет), то в наших краях пострелять в инфицированных может и шестиклассник - возрастной ценз на коробке спустился до 12-ти лет от роду.

Плюсы: отличная атмосфера; свежая игровая механика.
Минусы: отсутствие нормального браузера серверов; нельзя играть вдвоем на одном компьютере.

Что делать, если вас укусил зомби? Обычный такой ходячий мертвец. Как в кино: с кусками гнилого мяса, прилипшего к зубам и с безумным взглядом. Конечно, в таком случае нужно промыть рану и перебинтовать ее. Ну а если вы видели хотя бы парочку фильмов о зомби-апокалипсисе, то знаете, что стоит торжественно вручить товарищу заряженный пистолет и попросить пустить вам пулю между глаз. На тот случай если вы вдруг потеряете разум, волю и попытаетесь оттяпать сочный кусок от ляжки напарника.

Left 4 Dead 2

Эх, романтика! Если бы еще весь асфальт под ногами не был усеян конечностями…

Left 5 Dead?

Отлично! Новые персонажи, кажется, хуже, чем в предыдущей части. Какие-то совершенно неинтересные, не правда ли? Журналистка Рошель, школьный тренер, механик Эллис и Ник – пижон в белом костюме, любитель азартных игр. Самые обычные люди, характера в них чуть больше, чем в ходячих мертвецах, да и герои из оригинала явно харизматичнее… Но нет, спустя пару часов, проведенных с ними, эти ребята уже как родные… И это еще не все. В Left 4 Dead 2 появился новый персонаж, который по своей значимости превосходит четверку выживших. Пусть он и словом не обмолвится, не совершит подвигов и не предаст, но, тем не менее, он всегда будет на виду. Этот персонаж – оружие.

Все-таки автоматы и дробовики из первой части, как ни крути, были скорее реквизитом, нежели действующим лицом. Слишком уж скудным, аскетичным казался набор: три «пушки» послабее, три – посильнее. Да и выглядели они чересчур «пластмассово». Оттого и радости при виде оружия второго «уровня» было немного. Ну да, отстрел зомби становился на порядок продуктивнее, но сами по себе огнестрельные игрушки не представляли никакого интереса.


Любители мяса и сами-знаете-чего могут ликовать: в игре появилось холодное оружие. Кроме того, чтобы процесс размахивания топором или катаной выглядел эффектнее, разработчики прикрутили и зрелищную расчлененку. Беспокойным покойникам можно вышибить мозги, отрубить конечности и сделать еще много гадостей. Если бы еще от всевозможных бит и топоров был толк в «Сражении»…

И что же придумали разработчики во второй части? Они, хитрецы, просто-напросто взяли да и расширили арсенал. Теперь и автоматов сразу несколько, и дробовиков, и даже пистолетов. При этом каждый «ствол» действительно радует глаз и слух. Нет, «пластмассовость» из Left 4 Dead никуда не делась, к ней лишь подселили некоторую внушительность. И, как ни странно, они отлично поладили. Все «пушки» красиво выглядят, сочно перезаряжаются, а выстрелы звучат гулко, приятно, солидно, как рычание льва. Разработчики даже чуть приблизили камеру, чтобы оружием можно было немного полюбоваться: разглядеть каждую деталь, царапинку на корпусе, едва заметные следы от воды. Среди таких красавцев вы непременно заведете любимчика и на многочисленных складах боеприпасов будете искать именно его. И радоваться, когда поиски увенчаются успехом.

Потому теперь при виде мерцающих контуров, которыми подсвечивается оружие, ощущения едва ли не такие же, как на утро праздника. Каждый стремится сорвать блестящую обертку с подарка быстрее, поглядеть, что же на сей раз оставил для него с товарищами «Режиссер» – его величество Случай, завернутый в программный код. «Может быть, на скамейке/в этом трейлере есть мой любимый SPAS-12 или “Калашников”?» – наверное, у каждого во время игры появляются подобные мысли. Естественно, и уровни хочется исследовать тщательнее, чем в первой части. В Valve не прогадали. Идея добавить много нового, пусть и схожего по характеристикам оружия, чтобы каждый мог выбрать себе фаворита, работает на ура.

Left 4 Dead 2

«Дружба» – шутка крайне полезная в ближнем бою. Жаль только, бензин быстро заканчивается.

Но нет, безжалостным разработчикам и этого мало. Теперь они сделали по-настоящему оригинальные и красивые кампании. И дело даже не в том, что они соединены между собой пусть скромной, но сюжетной линией, хотя это тоже, безусловно, приятно. Кампании Left 4 Dead 2 действительно не похожи друг на друга. Все-таки уровни из первой части, несмотря на некоторые различия в цветовой гамме, можно перепутать. Нет в них уникальности, своей «фишки». Во второй части она появилась. Тут уже дождливая деревушка, вымерший город, заброшенный парк аттракционов и болота узнаются с первого взгляда.

Вообще, локации Left 4 Dead 2 выглядят на порядок живее уровней из первой части, сильно напоминающих голливудский павильон для съемок, где даже кучка мусора лежит так, как решил художник-постановщик. Здесь создается ощущение настоящего приключения, путешествия по опасным местам. Может быть, дело в пресловутом внимании к мелочам: на детской площадке в деревне сиротливо лежит забрызганный кровью велосипед, в парке аттракционов повсюду разбросаны плюшевые слоники… Воображение тут же рисует картины апокалипсиса, когда люди в панике бежали от обезумевших прохожих. Нет в этих уровнях ничего выдающегося, нет сверхоригинального дизайна и невиданного освещения, но в них веришь. Зайдешь в дом, например, посмотришь в окно на пасмурное небо, послушаешь, как капли стучат по крыше, и выходить уже не хочется. В оригинале так прочувствовать атмосферу кампаний было трудно.

Left 4 Dead 2

Афиши теперь выглядят еще более стильно и красочно.

Left 4 Dead… 2?

И вот осталась последняя зацепка – игровой процесс. Наверное, это чуть подкрашенный и отретушированный клон первой части и нас жестоко обманули? На первый взгляд – да, никаких грандиозных изменений нет. А ведь разработчики обещали перестраиваемые уровни и погоду, которая будет динамически изменяться. Эти задумки, конечно, воплотили в L4D 2, но оказались они настолько несущественны, что о какой-либо инновационности и речи не идет. «Режиссер» лишь может заколотить фанерой дверь, дабы заставить выживших сделать небольшой крюк, не более. Погода же меняется по велению AI Director только в кампании Hard Rain, но и там дело ограничивается редкими ливнями да молниями. Однако при всем при этом L4D 2 ощущается и играется гораздо лучше.

Во-первых, к кровожадной четверке зомби-боссов прибились еще трое чудиков. Громила с разбегу таранит выживших, унося одного из них с собой. Плевальщица, непрезентабельного вида дама, метко плюет под ноги четверке храбрецов едкой желчью (к тому же гадина своим именем послужила причиной тавтологии в этом предложении). Ну а последний вредитель – Жокей. Его цель схожа с целью Курильщика – разделить команду. Жокей так и норовит запрыгнуть на шею человека и, ехидно хихикая, увести его от товарищей. Ребята, одним словом, не самые дружелюбные, зато разнообразия вносят немало. Теперь нужно учиться и от Громилы отпрыгивать, как от быка на корриде, и бороться с проворным Жокеем, дабы он не укатил на вас верхом в другой конец карты. Да и в углу не посидишь – Плевальщица достанет.

Во-вторых, заметно изменилась концепция кульминационных моментов. Это, напомним, такие точки на карте, где нужно включить какой-нибудь лязгающий, воющий и гремящий механизм. После нажатия кнопки запуска зомби дружно отправляются к выжившим, чтобы попросить их сделать потише. Но, к их сожалению, иммунные прячутся в неприступных каморках и на вежливые просьбы отвечают пулей в лоб. Увы, зомби сразу же умирают от огорчения.

Ну и кто говорил, что у зомби нет мозгов?

Однако теперь справедливость восстановлена – Left 4 Dead 2 говорит решительное «нет» «кемперству». Отныне после включения лязгающе-воющих железок ожившие мертвецы будут лезть изо всех дыр бесконечно. В комнате можно сидеть сколь душе угодно, но чтобы пройти дальше, будьте добры взять дробовик – и вперед, изворачиваясь и отстреливаясь прямо на бегу. Идея гениальная ровно настолько, насколько и простая. Кампании от этого стали динамичнее, а в «Сражении» зараженным теперь не нужно скучать, дожидаясь, пока иммунные переждут «волну» в безопасном уголке.

Если же новые боссы уже не представляют для вас никакой опасности, а «Эксперт» кажется слишком простым испытанием, можно включить новый режим – «Реализм». Стоит его активировать, товарищи перестают подсвечиваться (громкие крики в микрофон, когда отбившийся от остальных пытается найти соратников, обеспечены), а умершие напарники уже не воскресают в запертых комнатах. Да и зомби становятся выносливее и принимают в свои тушки куда больше свинца. Но учтите: если вы собираетесь пройти кампании в этом режиме, зовите самых проверенных друзей – мало кто из случайных игроков готов по несколько раз начинать эпизоды заново, а первое время убивать вас будут очень и очень часто.

«Сражение» тоже радует новыми вкусностями. Как говорилось выше, благодаря переработанным ключевым эпизодам уровней прибавила в динамичности игра за зараженных. Но главное – у команды зомби стало значительно больше вариантов атак. В оригинальном Left 4 Dead чаще всего мертвецы выступали в одном из двух составов: либо два Охотника, Курильщик, Толстяк, либо три Охотника с Курильщиком. Как правило, все заранее знали, какая комбинация выпадет, и действовали по заученной схеме. Теперь же c семью боссами в распоряжении команды сразу предугадать состав четверки зомби почти невозможно, так что и стратегию приходится продумывать по ходу появления на уровне.

Left 4 Dead 2

Может быть, там, за горизонтом, не свирепствует вирус и по улицам не разгуливают ожившие мертвецы?

Что ж, выходит, разработчики не пощадили нас и сделали Left 4 Dead 2 лучше первой части? Пожалуй, да. Многие, конечно, посетуют на то, что режим «Сбор» – урезанная версия «Сражения», не слишком интересная и вряд ли кому-то нужная (сгодится разве что как развлечение на пятнадцать минут, когда времени на многочасовые баталии не хватает), и будут правы. Можно даже поспорить о том, достаточно ли нововведений, заслуживает ли игра статуса продолжения, но это требует времени. А времени нет – его съест L4D 2… Чувствуете, как новый вирус проникает в кровь, а оттуда – в мозг. Как насчет еще одного «Сражения»?

Плюсы: переработанная концепция кульминационных моментов; оригинальные и интересные новые кампании; расширенный арсенал; новые зомби-боссы, делающие прохождение еще разнообразнее.
Минусы: их съели зараженные.

Читайте также: