Королева миссисипи настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Информация

автор: Werner Hodel
художник: Fabrice Weiss
Christophe Swal
издатель: Звезда
Super Meeple
магазин: НАСТОЯЩИЕ ИГРЫ, г.Тюмень
Дом Игр (Украина)
Королевство игр
.
язык: Языконезависимая
Русский
Английский
Немецкий
Французский

Поcтавка

Награды добавить

  • добавить
  • фото или видео
  • статью
  • файл или ссылку
  • связанную игру
  • похожую игру
  • событие или новость
  • комментарий

Описание игры

Игрокам предстоит побороться за титул королевы Миссисипи. Точнее, это звание получит ваш пароход с гребным колесом. Ну, как в американских фильмах. Помните? Каждый участник гонки становится капитаном такого судна и стремится, спускаясь вниз по реке, собрать по пути как можно больше пассажиров. Есть одна проблема. Пароходы использовали в качества топлива - уголь. А его запасы не безграничны, поэтому каждый ваш манёвр на вес золота. Ещё и карта реки открывается только по мере продвижения по течению. нужно быть готовым к манёвру и изменению курса в любой момент!

В новой версии игры включены базовая игра и дополнение Mississippi Queen: The Black Rose. Оно помимо режимов для 2-6 игроков добавляет нейтральное судно, которым может управлять каждый игрок и использовать его для взаимодействия с соперниками. Плюс не забываем, что в игре присутствуют стандартные и правила для опытных игроков, которые вводят в игру различные виды препятствий, что делает гонку ещё более остросюжетный.

Как-то так сложилось, что с гонками на автомобилях я не очень дружу. Я и в жизни, и в играх не нахожу стремления погоняться на машинках. Однако, гонки с менее привычными темами меня захватывают на раз. Залезть на перегонки в гору, погонять на велосипедах, а теперь появилась возможность поплавать на пароходах!

На самом деле, эта возможность появилась ещё в 1997 году, когда Королева Миссисипи вышла впервые. Тогда она даже взяла немецкую премию Spiel des Jahres. А в 2019 году увидела свет вторая редакция, обновлённая и сразу включающая в себя дополнение Чёрная роза. В России именно вторую редакцию локализовало издательство Звезда.

Впечатления


Игра-гонка, выпущенная 22 года назад, переиздаётся в 2019 году. Почему обладательница титула «игра года» 1997 была реинкарнирована спустя столько времени, мы попытаемся сегодня разобраться. Вернее, даже не так. Почему переиздают старые игрушки, понятно — интересно просто посмотреть, за что давали раньше престижную премию. Очевидно, что «Королева Миссисипи» должна быть хорошей, но эпоха настолкостроения была совсем другая, время «Колонизаторов» и «Каркассонов» с «Цитаделями». К тому же коробка относится к весьма редкой категории гоночных игр.

Ещё один интересный факт заключается в том, что у игры с титулом «игра года» довольно низкий для BGG рейтинг. Почему оно так? Тоже было весьма интересно посмотреть, как сочетаются понятия «не дотягивает до семёрки» и «игра года». К вопросу о рейтингах и их значимости и о том, что оценивают профессионалы (думаю, так можно называть людей, ответственных за премии).


О чём это?

Гонки на… пароходах. Как бы странно это ни звучало. Хотя такое и было в реальности, но мне оно представляется диким. Подобный вид транспорта казался всегда неспешным и вальяжным, уж никак не ассоциирующимся с соревнованиями. В игре «Королева Миссисипи» нужно не просто прийти к финишу первым: пароходы — это прежде всего транспортное судно, поэтому предстоит по пути по реке подобрать ещё и пассажиров, тусующихся на островах, дабы доставить их к точке финиша. Добравшийся первым побеждает и становится самым модным капитаном.

Логика и тема, кстати, здесь увязаны очень хорошо с механикой и целью игры. Вы хотите, чтобы ваша пароходная компания прославилась и стала самой известной. Для чего наглядно демонстрируете преимущества относительно конкурентов, гоняясь и доставляя пассажиров быстрее остальных.


Что в коробке?

Пластиковые пароходики и колёса, вставляющиеся по бокам кораблей — по одному судну и два колёсика на лицо.



Фигурки пассажиров и кубик направления русла реки.


Куча тайлов реки, которые по ходу партии складываются в огромное русло Миссисипи.


Как в это играть?

Игры бородатых годов часто удивляют своей лаконичностью и отличаются от современных простыми правилами, с минимумом наворотов при насыщенной игровой составляющей (это у хороших; у плохих, как и сегодня, её нет). Просто сравните какие-нибудь сегодняшние поделки с теми же «Колонизаторами», которых я совсем не считаю великолепной игрой. Но даже они уделывают по содержанию многий сегодняшний проходняк, с красивыми картинками, миньками и оверпродакшеном. Вот и «Королева Миссисипи» удивила, вернее, оправдала ожидания от игры 1997 года. В минимуме правил заключена полноценная гоночная составляющая. Причём абсолютно без рандома с одними лишь расчётами.

Все игроки выставляют свой пароходик на стартовые причалы. И начиная с первого, делают поочерёдно ходы, заключающиеся в выборе «поворачивать / не поворачивать нос корабля на 60 градусов влево/вправо» и «увеличивать (уменьшать) / не увеличивать (не уменьшать) скорость судна». Именно манипуляциями со скоростью и маневрированием своей посудины каждый капитан старается добиться нужного результата.

Очерёдность хода (поначалу случайная) при этом определяется текущим местом игрока в гонке. Она проверяется каждый раунд и сильно влияет на ситуацию на поле, так как тот, кто ходит первым, имеет выбор куда встать в конце своего движения, какие проходы заблокировать или открыть позади идущим. Здесь дополнительно проявляется элемент стратегии, ведь игрок может целенаправленно замедляться или ускоряться ради изменения места на планшете очерёдности хода.


Плашка очерёдности движения пароходов, где каждый раунд своё местоположение меняют картонные жетоны, представляющие позицию каждого игрока.


Повороты нужны для того, чтобы оплывать препятствия и входить в изгибы реки. Увеличение / уменьшение скорость — чтобы выиграть гонку, вырываясь вперёд, или не врезаться на всей скорости в сушу. Собственно, на грамотном управлении своим кораблём и построен весь геймплей.


Рулим, оплывая острова, мели, плавник, замедляемся, чтобы подойти к причалам, дабы забрать пассажиров, ускоряемся на безопасных водных участках — все манипуляции совершать нужно с верными расчётами, так, чтобы ваша посудина не врезалась, куда не надо, и не тратила ходы на починку. Так что игра чисто про управление кораблём. Никаких дополнительных действий от игроков не потребуется — в этом заключается лаконичность игры. Кстати, для замедления / раскачивания гонки грамотно введено правило подбора пассажиров и финиширования: чтобы причалить к острову, пароход должен максимально сбросить скорость, а для этого тоже потребуются навыки, ведь разогнаться может любой, а вот правильно ускоряться до нужного показателя, а потом также плавно замедляться, чтобы встать на якорь, по неопытности не получается.

Кроме этого базиса есть нюансы, делающие процесс ещё более увлекательным: например, сама река-маршрут выстраивается из больших гексов по мере движения пароходов, и помимо обхождения препятствий игрокам приходится иногда быстро подстраиваться под её изгибы. На протяжении маршрута будут встречаться острова с пассажирами; туда придётся заплывать, чтобы набрать нужное для финиша количество (пароход без пассажиров выиграть не сможет). Кроме того, среди препятствий в воде встречаются плавники и мели, со своими правилами движения по ним; причём, заметьте, ими можно ловко пользоваться во благо себе, влетая туда, чтобы резко замедлиться. Но для подобных трюков сначала нужно освоиться с пароходом и общей динамикой движения, чтобы понимать, когда что делать.

Ну, и финиш — новички на последних этапах разгоняются, если позволяет водная гладь, а потом никак не могут зайти в финальную клетку-пристань, так как туда можно вплыть только на скорости 1, иначе разобьёте корабль. Так что и тут нужно потренироваться. В общем, чтобы быть гонщиком, даже настольным, придётся приобретать какие-никакие навыки. За ощущение и передачу духа соревнования «Королеве Миссисипи» можно смело ставить пятёрку.


Впечатления

Давайте сначала отрицательное впечатление бахну: стол под эту игру найти можно с трудом. Ну, вернее как, в правилах сказано, что «стола, товарищи настольщики, вам не хватит», так как игровое поле-река, оно же маршрут гонки, гигантское и создаётся по ходу партии. А плашки, из которых оно составляется, довольно большие, следовательно, места нужно нереально много. Механика подразумевает, что игроки видят поле только на одну плашку вперёд, а каждая последующая выкладывается постепенно, по мере прохождения маршрута. Причём выкладывается, присоединяясь с рандомной стороны течения реки. Эта часть механики увлекательна в процессе партии и создаёт интересные ситуации для принятия решения, но вот физически с какого-то момента невозможно выложить очередной кусок поля, так как стол закончился, и никакие кручения ранее выложенного не спасают.

Выход очевидный: отрывать начальные куски реки, по которым уже проплыли все игроки, так как они уже больше не понадобятся в партии. Но таким образом цельную реку в конце игры мы не увидим (плак ='( ), ведь по ходу будем её периодически разбирать-укорачивать. Неприятность не сказать что великая, и об этом честно говорят в книге правил, однако каждый раз, приходя к финишу, лично я грустил, если приходилось «резать» реку (бывало, что умещалась). Хотелось увидеть все изгибы русла и препятствия, пройденные мореходами-гонщиками.


Но давайте о хорошем. Это одна из тех гонок, в которые можно сыграть с простыми людьми. Это не мои любимые Snow Tails, где без пол-литры не заставишь разобраться стороннего человека. Правила необычны именно тем, что тут нет каких-то стандартных для настольщика «разыграйте карту», «киньте кубик», «потратьте жетон» и прочих. То есть искусственных конструкций, создаваемых геймдизайнерами, чтобы заставить свой симулятор чего угодно работать — будь то гонки или управление фермой — в картонной инкарнации. «Королева Миссисипи» же в свою очередь даёт простейшие рычаги управления в руки игрока — всё завязано на цифрах от 1 до 6 и манипуляциях с миниатюркой парохода и физическим же кручением его колёс.

Поначалу удивительно, насколько всё банально и… быстро происходит. Вот я двинул свой пароход, мне на это потребовалось буквально несколько секунд. И это всё? Мой ход закончен? Да, так и есть, то же самое делают остальные, и подобный темп смены ходов поддерживается до конца партии. Взаправду похоже на гонку. Немного утрирую, так как время на то, чтобы подумать, всё равно придётся тратить, ведь ситуация на поле постоянно меняется, причём стремительно: вот проплыли вы, а вот три ваших соперника оказались кто-то сбоку, кто-то впереди. И вам приходится решать куда поворачивать, с какой стороны оплывать остров, а может кого и протаранить (да-да, такая возможность тут тоже есть и причём получается иногда очень жёстко впечатать-запереть какого-то соперника у мели).


Кроме постоянных решений куда поворачивать, на сколько ускоряться / замедляться, приходится рассчитывать запас угля, ведь он может потребоваться в ответственный момент; также нужно стараться получить на свой борт пассажиров как можно более «безболезненно». Под этим я понимаю, что можно поначалу пропускать острова с ними в расчёте на следующие — механика игры подразумевает, что пассажиров всё равно хватит на всех. Главное — не первым затолкать на борт желающих доплыть до точки прибытия дамочек, а подобрать их, вовремя замедлившись, потратив на это минимум ресурсов, а затем мастерски быстро ускориться и уйти в отрыв, оставив соперников с носом.

В общем-то за простейшими правилами кроется эдакая мини-стратегия на правильное распределение ресурсов с оценкой рисков и закладкой на будущее — хотя в игре нет случайности, взаимодействующей и влияющей на сами действия игроков, она есть в раскладке игрового поля из модулей. Именно последнему «Королева Миссисипи» обязана своей реиграбельностью, ведь каждый поворот может нести в себе новый вызов, а общая картина поля и, следовательно, гонки будет немного иная. Мне лично это решение очень приглянулось, особенно если учитывать то, что автору таким образом удалось сбалансировать отрывы игроков друг от друга.


То есть вот идёте вы первым, а значит скорость хорошую набрали, а значит открывать новые клетки реки вам. И там может попасться такой неудачный поворот, что в худшем случае вы влетите и разобьёте свою посудину, после чего потратите время на починку, дав фору остальным. Конечно, с опытным капитаном такое практически не случается, но всё равно опасность для первооткрывателя остаётся; приходится частенько экстренно тормозить, в то время, как остальные, идущие за вами, пусть и отстают, зато успевают подстроиться под ситуацию эффективнее.

Объяснять все тонкости смысла не имеет, они и так станут понятными уже после первой-второй партии. Игра этим и зацепит: элементарно и глубоко. Хотя слово «глубоко» здесь вряд ли допустимо. Здесь вам не евро. Здесь чистый скилл управления пароходом, нарабатывающийся с партиями.


Для особо заядлых есть даже командный режим, когда два парохода стараются помогать друг другу и мешают соперникам. При этом можно не только блокировать движение оппонентов, но и подталкивать союзника (правила тарана, которые действуют и в простой игре, здесь приобретают дополнительный смысл), можно передавать с борта на борт уголь, чтобы ускорить напарника. Этот режим весьма интересный, но для тех, кто наелся основным.


Если же сравнивать «Королеву Миссисипи» с другими играми сегмента «гоночные», то конкуренцию ей составить могут разве что те самые любимые «Хвосты»; остальные либо слишком простые, либо совсем «не про то», маскируются под гонку, ей не являясь. В общем, чего я хочу сказать: данная коробка полностью оправдывает звание гоночной, если вы хотите именно этого. Двадцать два года назад не следил за премиями и не ведаю, почему она стала игрой года, но уж точно она могла бы стать гоночной игрой года в средне-лёгком сегменте даже сегодня. С учётом того, что подобного в принципе мало выпускают, да с подачей вида «никаких разыгрываемых карт, никаких хитрых манипуляций с планшетами, вы просто двигаете пароходик вперёд и крутите его колёса когда надо». Сказал бы кто, что такое возможно, я бы представил что-то типа гоночек на тетрадном листе в клеточку. Ан нет, человек с умением может простоту превратить в элегантную механику.

Анализ движения, расчёт наперёд (программирование) — сложно такое подать под аппетитным соусом в гонках, при этом не опираясь на мудрёные схемы. «Королеве Миссисипи», как мне кажется, это удаётся. Думается, даже детей можно подсадить и привить им правильное отношение к просчёту наперёд, ведь в настолке это подаётся очень лаконичным и понятным способом. Как уже писал где-то выше: вы просто двигаете пароход по гексам, и ваш ход заканчивается. Со стороны даже может показаться, что люди просто двигают фишки по полю, и не заметить, что за всей этой гонкой стоит расчёт.

Как-то так сложилось, что с гонками на автомобилях я не очень дружу. Я и в жизни, и в играх не нахожу стремления погоняться на машинках. Однако, гонки с менее привычными темами меня захватывают на раз. Залезть на перегонки в гору, погонять на велосипедах, а теперь появилась возможность поплавать на пароходах!

На самом деле, эта возможность появилась ещё в 1997 году, когда Королева Миссисипи вышла впервые. Тогда она даже взяла немецкую премию Spiel des Jahres. А в 2019 году увидела свет вторая редакция, обновлённая и сразу включающая в себя дополнение Чёрная роза. В России именно вторую редакцию локализовало издательство Звезда.

Впечатления

Читайте также: