Когда вышла псп вита

Обновлено: 05.07.2024

Выбирая имя для будущей наследницы PSP, Sony наверняка даже не догадывались, какую мясистую кость они подбрасывают журналистам, падким на очевидные каламбуры. «PS Vita? В смысле, PlayStation Жизнь? А больше похоже на PlayStation Смерть! О-хо-хо, остроумие!».

Хотя, если без шуток, отключение PS Vita от аппарата жизнеобеспечения вызывает скорее грусть, чем желание в очередной раз пнуть её безжизненный каркас. Потому что она умерла не от почтенной старости в кругу любящей семьи, а как запойный плотник с золотыми руками. Хороший же человек, умелый — но пропащий. Раз в год просохнет, настрогает детворе деревянных игрушек, починит забор старушке-соседке. и опять в бессрочный загул. Вроде и жаль, что потенциал в человеке гибнет, но никто ничего не делает. Бесполезно. Остаётся только сидеть и смотреть на трагедию сквозь пальцы.

Sony так и сделали. Видимо, от стыда; как и подобает большим корпорациям, японский медиагигант не слишком любит публично признавать свои ошибки. Потому что, с каким бы удовольствием интернет ни опускал PS Vita, причина у провала консоли всего одна — небрежность.

Vita значит «жизнь»

Анонс консоли в 2011 году наделал немало шума. Предыдущий виток портативно-консольной войны остался за Nintendo: по состоянию на 2019 год, Nintendo DS считалась второй (прямо за PS2) самой продаваемой консолью в истории, оставив PSP от Sony далеко позади. Новое поколение железа маячило на горизонте. В феврале Nintendo выпустила обновлённую версию своего бестселлера — 3DS. А индустрии не терпелось увидеть, чем же ответит Sony и как она попробует отыграться за поражение PSP.

Компания впервые представила PS Vita на Е3 2011 и с порога заявила, на что именно делает акцент: как всегда, на технологии. Sony позиционировала своё творение как портативную консоль «премиального» класса. Как универсальное, технологически продвинутое устройство, на котором можно делать всё что угодно: хоть Netflix смотри, хоть ленту в Facebook листай, хоть… играй, если вдруг захочется. «Начинка» консоли в несколько раз превосходила (предсказуемо) начинку не только PSP, но и 3DS: по факту, PS Vita была мощнейшей портативной консолью своего времени. Два стика, две камеры, два тачскрина, качественный OLED-дисплей — всё прямо кричало о том, какая она вся из себя премиальная.

В перспективе всё это даже близко не выглядело провальным или рискованным; издатель неспроста сфокусировал предрелизный маркетинг консоли именно на «железном» аспекте. С момента выхода PSP мобильный гейминг, некогда считавшийся второсортным заменителем «полноценного», достиг небывалого успеха. Angry Birds захватила мир как бубонная чума, а iPhone 4 незадолго до Е3 2011 вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстрораспродаваемое портативное игровое устройство, разойдясь тиражом в 1,5 млн копий в первый же день.

Словом, консоли предстояло соперничать как с Nintendo 3DS, так и с гаджетами на iOS и Android, которых с каждым днём становилось всё больше. Потому Sony и напирали на технические фишки: аудиторию изменившегося рынка нужно было убедить, что PS Vita — не только стильный, высокотехнологичный аксессуар, но и лучший девайс для гейминга «на ходу».

Так-то оно так, и без маркетинговых трюков — если у вас есть PS Vita, уверен, вы согласны, что консоль сама по себе и правда хороша. Но Sony, то ли увлёкшись собственным PR-нарративом, то ли подзабыв, как работает индустрия, не учли главного: зачем вообще люди покупают игровые приставки.

Игорь тонет

Когда после релиза в Японии западное отделение Sony представило стартовую линейку PS Vita, публика встретила её без особого энтузиазма. К тому моменту на 3DS уже вышли переиздание легендарной Ocarina of Time, Super Mario 3D Land и Mario Kart 7, получившие шикарные оценки в прессе. Серия Monster Hunter после расставания с PSP перебралась туда же, где отлично себя чувствовала и фактически была одним из системселлеров. И на фоне всего этого богатства релизная подборка PS Vita смотрелось, мягко говоря, скромно: единственной по-настоящему «серьёзной» игрой в ней была Uncharted: Golden Abyss. Ну и wipEout 2048, хоть и с натяжкой — вещь широко известная, но в узких кругах.


«Золотую бездну» критики похвалили за то, что она дарует опыт, сравнимый с опытом от Uncharted на PS3. Если бы PS Vita могла похвастаться хотя бы парочкой столь же качественных игр, возможно, её ждала бы не такая печальная участь

Всё остальное — порты (Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Plants vs. Zombies), невнятные спортсимы (Hot Shots Golf: World Invitational, EA SPORTS FIFA Soccer) и совсем странная дичь вроде Michael Jackson The Experience. Плюс обратная совместимость с частью библиотеки игр PSP, что, конечно, здорово, но не продаёт PS Vita как нечто революционное. Проекты, заявленные к выходу в «релизном окне», то есть чуть позднее, интриговали больше (Gravity Rush, Assassin’s Creed: Liberation, LittleBigPlanet), но до них ещё нужно было дожить — на старте же у консоли не было никакого «топлива» для продаж.

Короче говоря, Sony предлагали публике крайне сомнительную сделку и прекрасно это понимали. В интервью со Скоттом Родом, старшим вице-президентом международного отделения Sony, портал Gamasutra прямо спросил, почему вокруг новой консоли нет большого ажиотажа. И Род, будучи корпоративным служащим, довольно неуклюже ушёл от ответа:

— Я твёрдо уверен, что как только люди получат консоль в руки, то, что они увидят и потрогают, поразит их до глубины души. Они поймут, что ничего подобного прежде не испытывали. Именно это произошло с теми, кто уже успел ознакомиться с консолью, и, уверен, этот позитив передастся массовой аудитории, как только она взглянет на продукт поближе.


Ах, куда пропали времена, когда спортсимом с приятной картинкой можно было кого-то удивить.

Я не буду пересказывать всё интервью, но подобные пассажи в нём встречаются не один раз. Мистер Род постоянно говорит о некоем удивительном, ломающем все рамки «экспириенсе» от PS Vita. Дескать, он был настолько потрясён качеством бейсбольного симулятора MLB: The Show, что лично ходил и жал руки всем причастным к разработке — такую красивую графику сделали! На портативке! Это ж можно играть на ходу, да ещё и сохранения в облако закидывать! А все злопыхатели — тю, не злитесь на них. Просто они ещё не поняли, насколько хорош «экспириенс» Vita и на что действительно способна платформа. Мол, как только потребитель откроет свою душу для этого невероятного хай-тек откровения, всё наладится. Нужно только подождать, пока сарафанное радио разнесёт благую весть от Sony.

Ирония в том, что издатель не дал этому сарафанному радио совершенно никакой пищи. Чтобы человек взял-таки консоль в руки, у него должен быть веский повод её купить. И как бы сильно Sony ни пыталась продвигать PS Vita как гаджет и, прежде всего, альтернативу планшетам и смартфонам, она остаётся игровой консолью. А консоли не продаются сами по себе — их продают игры. Софт. Он же, в конце концов, и приносит основной массив прибыли в долгосрочной перспективе. Без уверенных (Uncharted не в счёт) намёков на светлое будущее, полное качественных тайтлов, Sony, по сути, впихивали своё детище под слоганом «базарю, хорошая консоль, попробуй, ещё захочешь». PS3 же продалась? Продалась. PSP продалась? Могла и лучше, но продалась. С чего вдруг PS Vita не продастся?


Фотография со старта продаж платформы в Лондоне. Посмотрите, как счастлив покупатель! Воистину, он познал благодать PS Vita и даже не подозревает, какой катастрофой всё обернётся

Но аудитория не разделяла энтузиазм издателя — не только из-за отсутствия системселлеров, но и по причине высокой цены. Базовый комплект PS Vita без учёта карты памяти стоил $250. Обычная micro-SD карточка на 4 ГБ — $19,99 (!). Комплект со встроенным 3G-модулем — все $300 и больше. В то же время Nintendo 3DS обходилась в $170 благодаря запланированному снижению цен; вкупе с уже зарекомендовавшей себя библиотекой игр предложение Nintendo казалось на порядок выгоднее.


Забавный факт: по данным vgchartz, даже старушка Atari 2600 в итоге видала больший коммерческий успех, чем PS Vita. Все цифры приведены в миллионах

Sony понадобился год, чтобы почуять неладное. В феврале 2013-го президент SCE Japan Хироси Кавано публично признал, что объёмы продаж Vita на родине не дотягивают до намеченных показателей, в связи с чем издатель снизил цену продукта ровно на треть — при том, что в Японии консоль и так стоила дешевле всего. До Европы и США аналогичный аттракцион невиданной щедрости добрался лишь в августе — $199 вместо старых $250. Но урон уже был нанесён: Sony снизила прогноз продаж консоли на три миллиона копий и понесла почти $3 млрд убытков. А обвинил издатель в этом — вот так сюрприз! — слабые продажи платформы и проектов, разработанных под неё.


Согласно одному из отчётов сайта Statista, снижение цен в третьем квартале (Q3’13) действительно помогло PS Vita, но за резким взлётом последовал не менее резкий спад. Очевидно, одного изменения финансовой политики было недостаточно

«Этот путь оказался петлёй»

С прибылью от игр действительно были проблемы. В период от старта продаж до снижения розничной стоимости на платформе вышли все тайтлы, по которым её сейчас и помнят. Ужасная Call of Duty Black Ops: Declassified, спорная (из-за реакции публики на третью часть) Assassin’s Creed Liberation, порт Mortal Kombat, Killzone: Mercenary. И, несмотря на громкие франшизы, ни один из этих проектов не раскрывал потенциал консоли; в отрыве от PS Vita поделки получились довольно посредственными. С другой стороны, переиздания Persona 4: Golden и Final Fantasy X/X-2 вкупе с Little Big Planet заслужили похвалу критиков, но их было недостаточно. Десять самых продаваемых тайтлов для PS Vita колоссально уступают аналогичной десятке для PSP, и у платформы по-прежнему не было мощного хита, который помог бы её спасти.


Знаете, что разошлось на PS Vita самым большим тиражом? Minecraft

Увы, к этому моменту Sony, несмотря на все попытки смягчить нанесённый ущерб, уже прошла точку невозврата. Потому что вокруг платформы сформировалась так называемая петля обратной связи.

Поясню. Разработка проектов под PS Vita стоит дороже чем разработка, скажем, под Nintendo 3DS. Sony, как мы уже выяснили, позиционировали приставку как девайс премиумного класса — а значит, и игры для неё нужно делать на соответствующем уровне. С утилизацией всех её технических достоинств: двух тачпадов, отличного дисплея, гироскопа и вычислительных мощностей. В конце концов, издатель не врал: PS Vita действительно способна выдавать замечательную картинку, особенно по меркам портативных устройств.

Сама компания не могла выделить достаточно ресурсов для стабильной поддержки платформы: вот-вот должна была выйти PS4, основная дойная корова Sony, на которую возлагались большие надежды. Поэтому приглашали сторонних разработчиков поменьше, дабы те забили платформу играми, — но не каждый соглашался. Не у всех хватало опыта или капитала, чтобы безо всякой поддержки выдать продукт подобающего качества. Вдобавок, видя, что публика не слишком заинтересована в консоли, небольшие конторы не хотели идти на серьёзный риск. Даже если бы они сделали нечто поистине стоящее, не факт, что их труд окупился бы.


Нишу ушедшей к конкурентам Monster Hunter на платформе остались обживать только подражатели, вроде God Eater и Freedom Wars. Неплохие игры сами по себе, но сравниться с франшизой, сделавшей своё имя на PSP, они не могли

Другими словами, разработчики не хотят делать игры из-за угрозы убытков, а игроки не хотят покупать консоль, потому что для неё выходит мало игр. А так как контентная засуха снижает интерес аудитории к платформе, студии не хотят… И так до бесконечности. Порочный круг, который Sony начертили собственными руками.

И ничто не смогло его разорвать. Ни полный разворот PS Vita и превращение потенциально лучшей портативной консоли в девайс-компаньон для PS4, ни инициатива PlayStation Mobile, наводнившая приставку сотнями третьесортных мобильных игрушек. Все фишки Vita, которые издатель выставлял на первый план, оказались мало кому нужны. Единственным проектом, который действительно обыгрывал техническое своеобразие платформы, была волшебная Tearaway (и ещё разве что Severed), но она разошлась скромным тиражом в 650 тыс. копий. Хорошо хоть, что её на PS4 переиздали — жаль было бы потерять такой труд.



Какое-то время Sony активно продвигала кроссплатформенные покупки, вроде Resogun и Helldivers: купил на одной платформе — играй на какой удобно. Увы, алмазов в массе кроссплатформенного инди не так много, но покопаться в списке можно, например, здесь

В итоге PS Vita оказалась на смертном одре уже в 2013-2014 годах — спустя всего два (три, если считать японский релиз) года после выхода. А Sony, на секундочку, рассчитывали на десятилетний цикл жизни, как и в случае с PSP. Система медленно увядала, утопая в океане никудышных игр, пока в 2015 году вице-президент SCE Масаясу Ито не заявил, что «домашние» студии Sony прекращают (толком не начавшуюся) поддержку консоли, чтобы сосредоточиться на разработке проектов для PS4. За библиотеку портативки пусть отдуваются третьи лица.

А мораль проста: нужно уметь вовремя расставлять правильные приоритеты. Sony пустила жизненный цикл продукта на самотёк, сосредоточив внимание на PS4, а когда спохватилась, было уже поздно — ни времени, ни ресурсов на исправление ситуации уже не было. Вот и получилось так, что по-настоящему перспективная разработка оказалась лишь машиной для инди-игр и эмуляторов PSP/PS1.

И не то чтобы это было плохо — сейчас на ней и впрямь полно качественных проектов, причём столько, что во всё не переиграешь. Но… поздновато. Поздновато. А потому и обидно.



Sony больше не планирует работать в портативном направлении, оставляя Nintendo единственным игроком на этом рынке. И решение это, пожалуй, правильное. Эпоха сегрегации гейминга на «мобильный», «портативный» и иже с ними уже прошла. Грани между платформами и опытом, который они предлагают, всё больше размываются. Тяжеловесные 4Х-стратегии выходят на iPad, мобильные игры получают ПК-порты, настольные игры работают с приложениями-компаньонами или опять же выходят и на мобильных, и на персональных платформах…

В конце концов, «серьёзные» консоли выполняют функции портативных — спасибо Nintendo Switch. Уверен, если в будущем Sony всё-таки решатся снова попробовать себя на ниве подобных Vita устройств, они во многом будут оглядываться на опыт Switch, потому что она лишена всех проблем, погубивших PS Vita. Хитовые системселлеры — есть. Постоянная поддержка издателя — есть. Единые стандарты качества для разработчиков всех размеров — тоже есть. Но, что важнее всего, Switch не загоняет себя ни в какие рамки и не относит себя ни к «серьёзным», ни к портативным — и это играет платформе на руку.

А PS Vita… А что с ней? Не знаю, купите у кого-нибудь с рук, поиграйте в Persona 4: Golden, пока есть шанс. А после этого можно и за классику PSP/PS1 взяться — игры не новые, но крайне достойные. MediEvil, Vagrant Story, Parasite Eve. Или (только тс-с!) перепрошейте её и играйте на ней в Doom (или Half-Life) по пути на работу.

А какие игры для PS Vita стали вашими любимыми? У вас есть консоль? Будете продавать, или наоборот, искать, где приобрести копию?


«Война консолей» того времени была выиграна Nintendo DS, но это не значит, что PSP проигнорировали. У консоли была большая библиотека игр, а также практичный и компактный дизайн, которые помогли ей обрести популярность.

Но компания не смогла развить успех с выходом PS Vita, которую сами создатели бросили на произвол судьбы.

Недавний анонс Nintendo Switch OLED, напомнил фанатам PlayStation времена PSP и PS Vita, последнем и первом портативном устройстве с OLED-экраном.

Поэтому ностальгирующие игроки решили создать концепт гипотетической третьей консоли Sony, PSP 5G.

Как видно из трейлера несуществующего устройства, фанаты хотели, чтобы в ней были все основные функции PS Vita, такие как OLED, сенсорный экран и поддержка мобильной технологии 5G.

Известно, что Sony не собирается возвращаться на рынок портативных устройств.


Эта статья не про историю жизни и скоропостижной смерти самой инновационной портативной консоли от Sony, PS Vita, а о том, на что она способна в 2020 году, какие у неё были версии и стоит ли её вообще покупать сейчас.

После видео и статьи о PSP многие просили меня рассказать о PS Vita. Эта тема сильно заинтересовала и меня самого, так как до этого дела с «Витами» я не имел.

Да, их было две, а точнее — даже две с половиной. С этого и начнём.

PS Vita Fat (2011-2013)

Если вы ожидали увидеть нечто похожее на PSP, то в целом так оно и есть, за исключением габаритов. Vita весьма и весьма крупная консоль. Вот так она выглядит рядом с iPhone 11 Pro.


Тем не менее, в длину она всё равно меньше на пару сантиметров, чем Nintendo Switch в версии Lite. Конечно, это означает, что экран у неё тоже меньше — на полдюйма. Зато какой: 5-дюймовый сенсорный OLED с разрешением 960 × 544 точки, что даёт нам плотность пикселей в 220 ppi. К слову, у вышеупомянутой Nintendo этот показатель равен 236.


Почти все элементы управления аналогичны PSP. Исключением является лишь наличие вышеупомянутого сенсорного экрана, задней сенсорной панели и второго стика — всё это используется в играх.

Стики у «Виты», к счастью, отличаются от тех, что были в PSP, и имеют полноценный наклонный ход. В предшественнице же стик был меньше и ходил лишь в горизонтальной плоскости.


А ещё Vita обзавелась сразу двумя VGA-камерами, которые используются в играх с дополненной реальностью. Да, это было доступно уже в 2011 году, однако в отличие от всяких новомодных iPad Pro, «Вите» для этого нужны были странные карточки, которые поставлялись в комплекте.


А вот что в конце 2011 года было, почему-то, недоступно, так это LTE. Говорю я об этом к тому, что за доплату Vita могла быть укомплектована не только модулем Wi-Fi, но и 3G. Напомню, примерно в то же время Apple выпустила iPhone 5 с поддержкой сетей четвёртого поколения.

Не забыла Sony и про Bluetooth: Vita поддерживает любые беспроводные наушники, в том числе и AirPods Pro (да, Nintendo Switch?). Среди PSP похвастаться Bluetooth могла лишь модель Go, но AirPods Pro она, увы, не переваривала, хотя с обычными AirPods справлялась отлично.


Увы, без косяков в данном параметре тоже не обошлось: наушники периодически «отваливаются». Это может случиться при кат-сцене в игре или блокировке консоли. Спасает от этого лишь полное переподключение наушников. Включение/выключение Bluetooth из быстрых настроек результата не даст.

А что насчёт проводных наушников? В то время моды на избавление от мини-джека, разумеется, не было, поэтому разъём на месте. Рядом с мини-джеком можно заметить проприетарный разъём для зарядки и соединения с компьютером.


К счастью, это недоразумение исправили в обновлённой «Вите», заменив его на microUSB. На этой ноте плавно перейдём к Slim-версии.

PS Vita Slim (2012-2019)

Нет, я не сделал опечатку. Обновлённая Vita действительно выпускалась вплоть до февраля 2019 года — как минимум, в Японии.

Конечно же, она стала тоньше и легче предшественницы, скинув 3 миллиметра и внушительные 60 грамм, став тем самым гораздо более портативной консолью.


Как это обычно бывает у Sony, с уменьшением пришло и упрощение. Дисплей больше не составляет с передней частью единую панель и визуально отделился от корпуса, превративашись в фоторамку с простенькой глянцевой пластмассой по бокам.


Сзади значительно уменьшилась площадь сенсорной панели для увеличения зоны хвата консоли. Не знаю, был ли в этом большой смысл, потому что лично я, например, почти не касаюсь ни их, ни самой сенсорной панели ни на одной из версий консоли, но многие пользователи, вроде бы, сталкивались с ложными срабатываниями сенсора.

Что действительно стало приятнее в задней части корпуса, так это текстура материала. Если раньше задняя часть, обрамляющая сенсорную панель, была выполнена из обычной матовой пластмассы, то в Slim-версии стал применяться приятный софт-тач пластик. Вот так и получается, что удешевлённая и более простая по дизайну модель в руках по факту ощущается более дорогой.

Главное же техническое изменение — экран. Был OLED, а стал IPS. Всё в угоду не только удешевлению, но и решению проблемы с выгоранием матрицы у предшественницы. Тем не менее, это хороший яркий экран с большими углами обзора. Разрешение осталось неизменным.


Световая индикация включения и зарядки консоли переехала из кнопки PlayStation на верхний торец, к кнопке питания, поэтому не будет слепить вас ночью.

Пожалуй, последним значимым изменением, о котором стоит упомянуть, является наличие встроенного одного гигабайта памяти. В Fat-версии не было и его. Для всего остального есть… Нет, не Masterсard, а PS Vita card, но о них чуть позже.

Во что играть?

Действительно стоящие проекты выпускались лишь на старте консоли, после чего Sony забила на разработчиков, а разработчики — на «Виту». Тем не менее, хороших игр набралось не так уж и мало.

Тут и эксклюзивная часть «Uncharted: Золотая бездна», и Assassin’s Creeed III: Liberation с женщиной-протагонистом и прикольной механикой с переодеваниями, и девятый Mortal Kombat с полным набором дополнений, и полноценный Need For Speed: Most Wanted образца 2012 года, и ещё примерно с десяток хороших игр.


А вот не столь качественные игры выходят на PS Vita до сих пор. Например, одна из последних игрушек вышла в июне этого года. А значит это лишь то, что онлайн-магазин с играми PlayStation Store для PS Vita живее всех живых. И будет правильно, разумеется, приобретать игры именно там. Причём там же можно купить игры даже для PSP, чего на самой PSP сделать уже нельзя — такой вот парадокс.


Vita обзавелась и многозадачностью, правда не сильно полезной и кое в чём даже уступающей PSP Go. На несколько игр эта многозадачность не распространяется: вы можете свернуть одну игру, но для открытия другой первую уже нужно будет закрыть.


Параллельно с игрой можно открывать лишь приложения, и то далеко не все: например, музыкальный плеер или браузер, но даже видеопроигрыватель уже потребует закрыть игру. А вот старушка PSP Go позволяла параллельно с одной игрой запускать ещё одну — вот это был уровень.

Но вернёмся к играм для PS Vita: существуют ещё игровые карточки. Купить их сейчас возможно только на вторичном рынке. Они похожи на SD-карты и вставляются в слот под заглушкой на верхнем торце у обеих консолей.


Занимательный факт: на Fat-версии «Виты» правее слота для игр есть разъём, назначение которого неизвестно по сей день. В комплектной документации указывается, что он нужен для аксессуаров, однако ни единого аксессуара так и не было выпущено. Без каких-либо комментариев Sony просто убрала данный разъём из обновлённой версии консоли.


Если нужно качать игры на внутреннюю память, то пришло время поговорить про карты памяти.

Карты памяти

Эти карточки имеют свой собственный формат и стоят баснословных денег даже сейчас, в том числе и на вторичном рынке. Sony — такая Sony.


К тому же, карты довольно придирчивы: если карточку вытащить во время работы консоли, то Vita перезапустится. Если карточку вставить во время работы, то консоль тоже перезапустится. Таким образом, вам нужно дважды ждать перезапуска для процедуры извлечения и обратной установки карточки.

А ещё карта памяти жёстко привязывается к аккаунту PlayStation Network, поэтому при её установке на «Виту» с другим PSN, она потребует форматирования данных.


Помножим это на то, что AAA-игры на PS Vita весят от 3 ГБ и выше, а карты не выпускались объёмом более, чем 64 ГБ. Появляется ощущение, что с этим надо что-то делать, не так ли? И решение есть, но для этого нужно прошить консоль.

Прошивка

Прошивка открывает путь к использованию SD2Vita — переходника для обычных microSD-карточек, который вставляется в разъём для игровых картриджей.

Есть две версии: чёрная и белая. Первая называется 3.0 и подходит для толстой «Виты», а вторая — 5.0 и подходит для тонкой. Они доступны для покупки за копейки и где угодно. А для чего же нам они пригодятся?

Не будем кривить душой, ведь все мы понимаем, ради чего тут собрались — да, прошивка позволяет бесплатно устанавливать образы игр из интернета, а переходник предоставит для этого достаточно количество памяти, но я вас, разумеется, ни к чему не призываю.

Качать игры можно как через компьютер, так и непосредственно на самой консоли по Wi-Fi с помощью программы PKGj — этакого онлайн-магазина, где всё бесплатно. Только вот скорость загрузки таким образом оставляет желать лучшего, потому что 5-гигагерцовые сети Vita не «видит».


В закачанных таким образом играх работает даже онлайн. Пользователей с прошитыми «Витами» не банят — тут всё ок. Проблема заключается в другом — найти людей в онлайне в наши дни, конечно, сложновато.

Сам процесс взлома не требует каких-то особых знаний, но требует компьютер на Windows. На macOS тоже существуют способы прошивки, но я нашёл внятную инструкцию только при активном использовании «Терминала». Проще оказалось поехать к маме и сделать всё на её компьютере.

И, конечно же, я настоятельно рекомендую прошивать консоль самостоятельно, ведь прошивка строго привязана к аккаунту. «Виту» с чужим аккаунтом прошлый владелец может забанить в PSN через техподдержку Sony, а ещё вы не сможете подключить портативку к своей PS4 в режиме Remote Play, потому что оба девайса должны быть под одной учёткой. Поэтому не ленитесь, прошивайте и следите, чтобы Vita при покупке была чистенькая.

На данный момент прошиваются абсолютно все версии программного обеспечения «Виты», последняя из которых — 3.73 — вышла в октябре 2019 года. Но такая прошивка будет слетаемой.

Если же вы хотите получить неслетаемую версию, которая не будет «отваливаться» при каждой полной перезагрузке, то придётся откатиться до 3.65 — особенно, если планируете запускать игры с PSP на своей «Вите».

PSP внутри PS Vita

Этот пункт называется именно так, потому что буквально так и есть. Запуская программу Adrenaline, вы запускаете и полноценную прошитую PSP прямо внутри своей PS Vita с возможностью установки бесплатных образов игр, тем, программ и всего прочего.

Кстати, устанавливать игры для PSP можно и через вышеупомянутый PKGj. После установки игра сразу отобразится внутри Adrenaline. Но в этом способе есть пару минусов.

Во-первых, если игра изначально не была переведена на русский, то на русском её никак уже не скачать, тогда как на сторонних сайтах можно найти сборки с любительским переводом. А во-вторых, во время скачивания игры для PSP, экран загрузки, почему-то, нельзя покидать. А вот если оттуда же качать игру для PS Vita, то это можно делать уже в фоновом режиме.

Ещё странно то, что саму версию прошивки PSP для «Виты» выбрали не самую навороченную. Я имею в виду то, что она не от PSP Go, которая позволяла свернуть игру. Тут же так нельзя.


Компенсируется это совершенно убийственной функцией, позволяющей сохранять любое действие, происходящее на экране Adrenaline. То есть, Вы можете сохранить игру в совершенно любом месте. Тут для этого доступен аж 31 слот.


Также Adrenaline позволяет менять, например, настройки изображения или выбирать карту памяти, которую эмулятор будет использовать для хранения данных.

Таким образом, вы можете держать игры с «Виты» на microSD, а игры с PSP — на родной карточке «Виты». Благо, что для PSP четырёх гигабайт уже хватит хоть на что-то, а, скажем, шестнадцать — вообще за глаза.

Есть ещё программа под названием AutoPlugin, которая позволяет устанавливать различные плагины, в том числе для PSP. Например, существует целая пачка плагинов для поддержки во многих играх правого стика «Виты», которого на PSP не было. Все остальные PSP-игры поддерживают лишь левый стик..

Также Vita умеет эмулировать кучу ретро-консолей, включая Sega, SNES, Game Boy Advance, Game Boy Color и PlayStation 1. Однако PlayStation 2, увы, не умеет.


Частично это решается HD-ремастерами игр со второй «плойки», как, например, God of War Collection с двумя первыми полноценными частями, наличие которых лично меня очень сильно радует.

Дополнительные фишки

Vita умеет удалённо воспроизводить игры с PlayStation 3 или 4, а в последнем случае также исполнять роль дополнительного экрана в играх, которые это поддерживают, а также роль второго геймпада.


Только для этого необходима самая последняя версия ПО, однако взломщики предусмотрели и это, позволив указывать поддельную версию прошивки в настройках.


Вписываем 3.73 (на момент написания статьи) и тем самым спокойно транслируем игры с PlayStation 4 или заходим в онлайн.

Какую выбрать?

Как и в случае с PSP, существенной разницы нет, но слим-версия всё-таки чуточку лучше.


Она тоньше и легче, у неё более надёжный экран, а также нормальный microUSB вместо проприетарного разъёма, который, по отзывам, любит ломаться, а комплектный кабель — перетираться.


Но при выборе Slim-версии опирайтесь на то, что откатиться до прошивки 3.65 можно только на тех моделях, которые не были произведены с уже более новой версией ПО, чем эта.

А это значит, что выбирать нужно модель, выпущенную не позже октября 2017 года.


Месяц и год производства указан на наклейке в нижней части корпуса.

Ещё одна «недо-Vita»

Чуть, не забыл! В начале статьи я упомянул о том, что было две с половиной версии «Виты». Под половиной я подразумеваю PlayStation TV.


По начинке — полностью Vita, только без камер и сенсорных панелей. Управлялась третьим или четвёртым «Дуалшоком». Думаю, мало кого она заинтересует, но упомянуть было нужно.

Итог

И всё-таки стоит ли покупать PS Vita в 2020 году? Думаю, каждый сам сделает для себя вывод на основании этого текста. Вопрос в цене и в ваших желаниях.

Если вы хотите попробовать игры, выпущенные именно для «Виты», то вариантов у вас и нет, а возможность эмулировать другие консоли станет приятным бонусом. Но если же вы хотите по большей части приобрести консоль для PSP-игр, то купить саму PSP будет и дешевле и приятнее чисто ностальгически.

Выбирая имя для будущей наследницы PSP, Sony наверняка даже не догадывались, какую мясистую кость они подбрасывают журналистам, падким на очевидные каламбуры. «PS Vita? В смысле, PlayStation Жизнь? А больше похоже на PlayStation Смерть! О-хо-хо, остроумие!».

Хотя, если без шуток, отключение PS Vita от аппарата жизнеобеспечения вызывает скорее грусть, чем желание в очередной раз пнуть её безжизненный каркас. Потому что она умерла не от почтенной старости в кругу любящей семьи, а как запойный плотник с золотыми руками. Хороший же человек, умелый — но пропащий. Раз в год просохнет, настрогает детворе деревянных игрушек, починит забор старушке-соседке. и опять в бессрочный загул. Вроде и жаль, что потенциал в человеке гибнет, но никто ничего не делает. Бесполезно. Остаётся только сидеть и смотреть на трагедию сквозь пальцы.

Sony так и сделали. Видимо, от стыда; как и подобает большим корпорациям, японский медиагигант не слишком любит публично признавать свои ошибки. Потому что, с каким бы удовольствием интернет ни опускал PS Vita, причина у провала консоли всего одна — небрежность.

Vita значит «жизнь»

Анонс консоли в 2011 году наделал немало шума. Предыдущий виток портативно-консольной войны остался за Nintendo: по состоянию на 2019 год, Nintendo DS считалась второй (прямо за PS2) самой продаваемой консолью в истории, оставив PSP от Sony далеко позади. Новое поколение железа маячило на горизонте. В феврале Nintendo выпустила обновлённую версию своего бестселлера — 3DS. А индустрии не терпелось увидеть, чем же ответит Sony и как она попробует отыграться за поражение PSP.

Компания впервые представила PS Vita на Е3 2011 и с порога заявила, на что именно делает акцент: как всегда, на технологии. Sony позиционировала своё творение как портативную консоль «премиального» класса. Как универсальное, технологически продвинутое устройство, на котором можно делать всё что угодно: хоть Netflix смотри, хоть ленту в Facebook листай, хоть… играй, если вдруг захочется. «Начинка» консоли в несколько раз превосходила (предсказуемо) начинку не только PSP, но и 3DS: по факту, PS Vita была мощнейшей портативной консолью своего времени. Два стика, две камеры, два тачскрина, качественный OLED-дисплей — всё прямо кричало о том, какая она вся из себя премиальная.

В перспективе всё это даже близко не выглядело провальным или рискованным; издатель неспроста сфокусировал предрелизный маркетинг консоли именно на «железном» аспекте. С момента выхода PSP мобильный гейминг, некогда считавшийся второсортным заменителем «полноценного», достиг небывалого успеха. Angry Birds захватила мир как бубонная чума, а iPhone 4 незадолго до Е3 2011 вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстрораспродаваемое портативное игровое устройство, разойдясь тиражом в 1,5 млн копий в первый же день.

Словом, консоли предстояло соперничать как с Nintendo 3DS, так и с гаджетами на iOS и Android, которых с каждым днём становилось всё больше. Потому Sony и напирали на технические фишки: аудиторию изменившегося рынка нужно было убедить, что PS Vita — не только стильный, высокотехнологичный аксессуар, но и лучший девайс для гейминга «на ходу».

Так-то оно так, и без маркетинговых трюков — если у вас есть PS Vita, уверен, вы согласны, что консоль сама по себе и правда хороша. Но Sony, то ли увлёкшись собственным PR-нарративом, то ли подзабыв, как работает индустрия, не учли главного: зачем вообще люди покупают игровые приставки.

Игорь тонет

Когда после релиза в Японии западное отделение Sony представило стартовую линейку PS Vita, публика встретила её без особого энтузиазма. К тому моменту на 3DS уже вышли переиздание легендарной Ocarina of Time, Super Mario 3D Land и Mario Kart 7, получившие шикарные оценки в прессе. Серия Monster Hunter после расставания с PSP перебралась туда же, где отлично себя чувствовала и фактически была одним из системселлеров. И на фоне всего этого богатства релизная подборка PS Vita смотрелось, мягко говоря, скромно: единственной по-настоящему «серьёзной» игрой в ней была Uncharted: Golden Abyss. Ну и wipEout 2048, хоть и с натяжкой — вещь широко известная, но в узких кругах.


«Золотую бездну» критики похвалили за то, что она дарует опыт, сравнимый с опытом от Uncharted на PS3. Если бы PS Vita могла похвастаться хотя бы парочкой столь же качественных игр, возможно, её ждала бы не такая печальная участь

Всё остальное — порты (Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Plants vs. Zombies), невнятные спортсимы (Hot Shots Golf: World Invitational, EA SPORTS FIFA Soccer) и совсем странная дичь вроде Michael Jackson The Experience. Плюс обратная совместимость с частью библиотеки игр PSP, что, конечно, здорово, но не продаёт PS Vita как нечто революционное. Проекты, заявленные к выходу в «релизном окне», то есть чуть позднее, интриговали больше (Gravity Rush, Assassin’s Creed: Liberation, LittleBigPlanet), но до них ещё нужно было дожить — на старте же у консоли не было никакого «топлива» для продаж.

Короче говоря, Sony предлагали публике крайне сомнительную сделку и прекрасно это понимали. В интервью со Скоттом Родом, старшим вице-президентом международного отделения Sony, портал Gamasutra прямо спросил, почему вокруг новой консоли нет большого ажиотажа. И Род, будучи корпоративным служащим, довольно неуклюже ушёл от ответа:

— Я твёрдо уверен, что как только люди получат консоль в руки, то, что они увидят и потрогают, поразит их до глубины души. Они поймут, что ничего подобного прежде не испытывали. Именно это произошло с теми, кто уже успел ознакомиться с консолью, и, уверен, этот позитив передастся массовой аудитории, как только она взглянет на продукт поближе.


Ах, куда пропали времена, когда спортсимом с приятной картинкой можно было кого-то удивить.

Я не буду пересказывать всё интервью, но подобные пассажи в нём встречаются не один раз. Мистер Род постоянно говорит о некоем удивительном, ломающем все рамки «экспириенсе» от PS Vita. Дескать, он был настолько потрясён качеством бейсбольного симулятора MLB: The Show, что лично ходил и жал руки всем причастным к разработке — такую красивую графику сделали! На портативке! Это ж можно играть на ходу, да ещё и сохранения в облако закидывать! А все злопыхатели — тю, не злитесь на них. Просто они ещё не поняли, насколько хорош «экспириенс» Vita и на что действительно способна платформа. Мол, как только потребитель откроет свою душу для этого невероятного хай-тек откровения, всё наладится. Нужно только подождать, пока сарафанное радио разнесёт благую весть от Sony.

Ирония в том, что издатель не дал этому сарафанному радио совершенно никакой пищи. Чтобы человек взял-таки консоль в руки, у него должен быть веский повод её купить. И как бы сильно Sony ни пыталась продвигать PS Vita как гаджет и, прежде всего, альтернативу планшетам и смартфонам, она остаётся игровой консолью. А консоли не продаются сами по себе — их продают игры. Софт. Он же, в конце концов, и приносит основной массив прибыли в долгосрочной перспективе. Без уверенных (Uncharted не в счёт) намёков на светлое будущее, полное качественных тайтлов, Sony, по сути, впихивали своё детище под слоганом «базарю, хорошая консоль, попробуй, ещё захочешь». PS3 же продалась? Продалась. PSP продалась? Могла и лучше, но продалась. С чего вдруг PS Vita не продастся?


Фотография со старта продаж платформы в Лондоне. Посмотрите, как счастлив покупатель! Воистину, он познал благодать PS Vita и даже не подозревает, какой катастрофой всё обернётся

Но аудитория не разделяла энтузиазм издателя — не только из-за отсутствия системселлеров, но и по причине высокой цены. Базовый комплект PS Vita без учёта карты памяти стоил $250. Обычная micro-SD карточка на 4 ГБ — $19,99 (!). Комплект со встроенным 3G-модулем — все $300 и больше. В то же время Nintendo 3DS обходилась в $170 благодаря запланированному снижению цен; вкупе с уже зарекомендовавшей себя библиотекой игр предложение Nintendo казалось на порядок выгоднее.


Забавный факт: по данным vgchartz, даже старушка Atari 2600 в итоге видала больший коммерческий успех, чем PS Vita. Все цифры приведены в миллионах

Sony понадобился год, чтобы почуять неладное. В феврале 2013-го президент SCE Japan Хироси Кавано публично признал, что объёмы продаж Vita на родине не дотягивают до намеченных показателей, в связи с чем издатель снизил цену продукта ровно на треть — при том, что в Японии консоль и так стоила дешевле всего. До Европы и США аналогичный аттракцион невиданной щедрости добрался лишь в августе — $199 вместо старых $250. Но урон уже был нанесён: Sony снизила прогноз продаж консоли на три миллиона копий и понесла почти $3 млрд убытков. А обвинил издатель в этом — вот так сюрприз! — слабые продажи платформы и проектов, разработанных под неё.


Согласно одному из отчётов сайта Statista, снижение цен в третьем квартале (Q3’13) действительно помогло PS Vita, но за резким взлётом последовал не менее резкий спад. Очевидно, одного изменения финансовой политики было недостаточно

«Этот путь оказался петлёй»

С прибылью от игр действительно были проблемы. В период от старта продаж до снижения розничной стоимости на платформе вышли все тайтлы, по которым её сейчас и помнят. Ужасная Call of Duty Black Ops: Declassified, спорная (из-за реакции публики на третью часть) Assassin’s Creed Liberation, порт Mortal Kombat, Killzone: Mercenary. И, несмотря на громкие франшизы, ни один из этих проектов не раскрывал потенциал консоли; в отрыве от PS Vita поделки получились довольно посредственными. С другой стороны, переиздания Persona 4: Golden и Final Fantasy X/X-2 вкупе с Little Big Planet заслужили похвалу критиков, но их было недостаточно. Десять самых продаваемых тайтлов для PS Vita колоссально уступают аналогичной десятке для PSP, и у платформы по-прежнему не было мощного хита, который помог бы её спасти.


Знаете, что разошлось на PS Vita самым большим тиражом? Minecraft

Увы, к этому моменту Sony, несмотря на все попытки смягчить нанесённый ущерб, уже прошла точку невозврата. Потому что вокруг платформы сформировалась так называемая петля обратной связи.

Поясню. Разработка проектов под PS Vita стоит дороже чем разработка, скажем, под Nintendo 3DS. Sony, как мы уже выяснили, позиционировали приставку как девайс премиумного класса — а значит, и игры для неё нужно делать на соответствующем уровне. С утилизацией всех её технических достоинств: двух тачпадов, отличного дисплея, гироскопа и вычислительных мощностей. В конце концов, издатель не врал: PS Vita действительно способна выдавать замечательную картинку, особенно по меркам портативных устройств.

Сама компания не могла выделить достаточно ресурсов для стабильной поддержки платформы: вот-вот должна была выйти PS4, основная дойная корова Sony, на которую возлагались большие надежды. Поэтому приглашали сторонних разработчиков поменьше, дабы те забили платформу играми, — но не каждый соглашался. Не у всех хватало опыта или капитала, чтобы безо всякой поддержки выдать продукт подобающего качества. Вдобавок, видя, что публика не слишком заинтересована в консоли, небольшие конторы не хотели идти на серьёзный риск. Даже если бы они сделали нечто поистине стоящее, не факт, что их труд окупился бы.


Нишу ушедшей к конкурентам Monster Hunter на платформе остались обживать только подражатели, вроде God Eater и Freedom Wars. Неплохие игры сами по себе, но сравниться с франшизой, сделавшей своё имя на PSP, они не могли

Другими словами, разработчики не хотят делать игры из-за угрозы убытков, а игроки не хотят покупать консоль, потому что для неё выходит мало игр. А так как контентная засуха снижает интерес аудитории к платформе, студии не хотят… И так до бесконечности. Порочный круг, который Sony начертили собственными руками.

И ничто не смогло его разорвать. Ни полный разворот PS Vita и превращение потенциально лучшей портативной консоли в девайс-компаньон для PS4, ни инициатива PlayStation Mobile, наводнившая приставку сотнями третьесортных мобильных игрушек. Все фишки Vita, которые издатель выставлял на первый план, оказались мало кому нужны. Единственным проектом, который действительно обыгрывал техническое своеобразие платформы, была волшебная Tearaway (и ещё разве что Severed), но она разошлась скромным тиражом в 650 тыс. копий. Хорошо хоть, что её на PS4 переиздали — жаль было бы потерять такой труд.



Какое-то время Sony активно продвигала кроссплатформенные покупки, вроде Resogun и Helldivers: купил на одной платформе — играй на какой удобно. Увы, алмазов в массе кроссплатформенного инди не так много, но покопаться в списке можно, например, здесь

В итоге PS Vita оказалась на смертном одре уже в 2013-2014 годах — спустя всего два (три, если считать японский релиз) года после выхода. А Sony, на секундочку, рассчитывали на десятилетний цикл жизни, как и в случае с PSP. Система медленно увядала, утопая в океане никудышных игр, пока в 2015 году вице-президент SCE Масаясу Ито не заявил, что «домашние» студии Sony прекращают (толком не начавшуюся) поддержку консоли, чтобы сосредоточиться на разработке проектов для PS4. За библиотеку портативки пусть отдуваются третьи лица.

А мораль проста: нужно уметь вовремя расставлять правильные приоритеты. Sony пустила жизненный цикл продукта на самотёк, сосредоточив внимание на PS4, а когда спохватилась, было уже поздно — ни времени, ни ресурсов на исправление ситуации уже не было. Вот и получилось так, что по-настоящему перспективная разработка оказалась лишь машиной для инди-игр и эмуляторов PSP/PS1.

И не то чтобы это было плохо — сейчас на ней и впрямь полно качественных проектов, причём столько, что во всё не переиграешь. Но… поздновато. Поздновато. А потому и обидно.



Sony больше не планирует работать в портативном направлении, оставляя Nintendo единственным игроком на этом рынке. И решение это, пожалуй, правильное. Эпоха сегрегации гейминга на «мобильный», «портативный» и иже с ними уже прошла. Грани между платформами и опытом, который они предлагают, всё больше размываются. Тяжеловесные 4Х-стратегии выходят на iPad, мобильные игры получают ПК-порты, настольные игры работают с приложениями-компаньонами или опять же выходят и на мобильных, и на персональных платформах…

В конце концов, «серьёзные» консоли выполняют функции портативных — спасибо Nintendo Switch. Уверен, если в будущем Sony всё-таки решатся снова попробовать себя на ниве подобных Vita устройств, они во многом будут оглядываться на опыт Switch, потому что она лишена всех проблем, погубивших PS Vita. Хитовые системселлеры — есть. Постоянная поддержка издателя — есть. Единые стандарты качества для разработчиков всех размеров — тоже есть. Но, что важнее всего, Switch не загоняет себя ни в какие рамки и не относит себя ни к «серьёзным», ни к портативным — и это играет платформе на руку.

А PS Vita… А что с ней? Не знаю, купите у кого-нибудь с рук, поиграйте в Persona 4: Golden, пока есть шанс. А после этого можно и за классику PSP/PS1 взяться — игры не новые, но крайне достойные. MediEvil, Vagrant Story, Parasite Eve. Или (только тс-с!) перепрошейте её и играйте на ней в Doom (или Half-Life) по пути на работу.

А какие игры для PS Vita стали вашими любимыми? У вас есть консоль? Будете продавать, или наоборот, искать, где приобрести копию?

Читайте также: