Когда вышла metro last light

Обновлено: 02.07.2024

Имя Павла Морозова, который предаёт главного героя игры, — очевидный спойлер для тех, кто знаком с реальной историей. Советский школьник Павлик Морозов сдал своего отца властям в период раскулачивания, и, несмотря на то что его признали героем и установили ему памятники во многих городах, в народе это имя ассоциируется с предательством близкого человека.

Авторы решили запечатлеть себя в игре и «модифицировали» пропагандистские плакаты и украденные бандитами произведения искусства, которые можно увидеть по мере прохождения, — например, на одном из изображений рядом с лицами Карла Маркса и Фридриха Энгельса красуется не Владимир Ленин, а один из разработчиков.

Сценарием к игре занимался лично Андрей Глуховский, автор оригинальной серии книг.


Metro Last Light: Redux вместе с Metro 2033 Redux вошла в сборник под общим названием Metro Redux.

Содержание

Metro: Last Light Redux практически не была графически и детально изменена, за исключением того, что были убраны все ошибки и баги, присутствующие в оригинальной версии.

Изменения

  • Стиль игры: добавлено два новых стиля прохождения игры — «Выживание» и «Спартанец».
  • Добавлены новые анимации устранения противников.
  • Включены все 4 официальных дополнения (DLC).
  • На уровне "Большой" убран пьяный мужичок, который в оригинальной игре пел песню "Шумел камыш" (озвучен Андреем Прохоровым) и падал с бутылкой в руках к свиньям на ферме.
  • В Александровском Саду с постаментов убраны имена городов-героев.

Сюжет

Сюжет остался тем же, что и в оригинальной версии, и не был подвергнут изменениям.

Развитие событий

Чёрный

Поверхность

Красная Линия

На Театральной, пока Артём осматривается и смотрит представление в Большом Театре, Павел отлучается на время, а потом возвращается к Артёму и предлагает ему отметить то, что они остались живы. Но Павел подмешивает снотворное в напиток Артёма, из-за чего тот теряет сознание. Морозов, оказавшийся майором, сдаёт его начальству. Павел доставляет Артёма на военный смотр на Площадь Революции (на котором Артём узнаёт, что Лесницкий добрался вместе с вирусом до Красной Линии) и передаёт генералу Корбуту. В переговорной, очнувшегося пленника Корбут допрашивает о Чёрных, но в допрос вмешивается генеральный секретарь ЦК КПМ Максим Москвин и избивает Артёма, чтобы научить своего сына Леонида «работе с людьми». После допроса Корбут делает Артёму инъекцию «сыворотки правды», которая вызывает у него видение. Когда Артём приходит в сознание, его освобождает Леонид Москвин, не разделяющий взгляды отца. Во время побега Артём узнаёт о планах Москвина и Корбута захватить всё метро. Корбут удтверждает, что нашёл способ сделать всё бескровно. Пробираясь через прилегающие к станции «Площадь Революции» помещения, Артём видит подготовленность Красной армии (дисциплина, экипировка, наличие качественного бронепоезда). Выбравшись с территории красных, Артём попадает в новое жилище своего знакомого — Андрея Кузнеца. Он отдаёт Артёму моторизованную дрезину, названную им и другими «Региной».

Бандиты

Болото

Артём посещает упавший самолёт и старую бензозаправку, где находит небольшую канистру с топливом. Подсоединив канистру к мотору, Артём включает паром, на котором добирается до другой части болота. Отбившись от ласторогих и стражей, Артём пробирается в торговый центр. Со второго этажа он спускается по помосту на небольшую сухую полянку посреди болота, рядом с которой стоит церковь. Когда Артём собирается пройти по бревну к рейнджерам, ему преграждает путь гигантская креветка. Членам Ордена удаётся уничтожить мутанта. Артём входит в церковь, где его встречает Анна. Рейнджеры собираются идти через церковные катакомбы, но ворота в храм взрывает отряд Лесницкого. Артёма придавливает дверью и он теряет сознание. Убив спартанцев, Лесницкий берёт Анну в плен для переговоров с Полисом и уходит со своими людьми через катакомбы на Октябрьскую.

Катакомбы

Октябрьская

Когда Артём приходит на Октябрьскую, он узнаёт, что красные заразили станцию вирусом и направили туда свои отряды для якобы подавления эпидемии. Пробравшись через горящую станцию (красные сжигали заражённые вещи), Артём спасает Анну, но Лесницкий вновь скрывается. Лишённые целых противогазов, Анна и Артём добираются до Октябрьской-кольцевой, где их встречают Хан и солдаты Ганзы, которые отправляют их в карантинную палату. В ожидании докторов, Артём и Анна занимаются любовью. Пришедшие доктора не находят у них следов заражения, но Ане ещё нужно вылечить рану, так что Артем один покидает карантинную зону. Пройдя зону карантина Ганзы, Артём вновь встречается с Ханом, который делится с ним последними вестями из Полиса.

Погоня

Артём и Хан уходят с Октябрьской через заброшенный межлинейный туннель. Добравшись до мистической Реки Судьбы, Артём и Хан находят ответы на интересующие их вопросы и оказываются в нужное время и в нужном месте, чтобы успеть перехватить поезд с Чёрным. Хан говорит Артёму прыгать на поезд, а сам едет следом на мотодрезине. Артём оглушает красных и добирается до Чёрного, но Ульман, ничего не зная о планах Артёма и Хана, взрывает поезд. В это время Чёрный показывает Артёму, что тот ошибался, позволив разрушить городище Чёрных в 2033-м году, и теряет сознание. Артём выносит его на поверхность.

Путь в Полис

Артём отправляется вместе с Чёрным в поход по поверхности, во время которого чёрный помогает Артёму своими телепатическими способностями, достаёт ему полезные вещи и пытается постичь мир людей. Пройдя переправу через Москву-реку по Лужнецкому метромосту, Артём попадает в депо, где вновь пересекается с Лесницким. Чёрный открывает Артёму воспоминания Лесницкого, откуда они узнают о планах Корбута. Добравшись до Красной площади, Артём попадает в устроенную Павлом засаду, но отбивается и в итоге серьёзно его ранит. Чёрный открывает Артёму воспоминания Павла. Решив судьбу Морозова, Артём продолжает свой путь и попадает в Александровский сад. Там он встречает медведицу, которая нападает на него, приняв за угрозу своим детёнышам. Но из-за нападения стражей и пуль Артёма медведица теряет силы для борьбы со стражами, от стаи которых Артём её спасает. После этого, он и Чёрный добираются до Кутафьей башни, где их встречают Хан и Мельник.

Переговоры

Чёрный показывает Артёму и Хану, что за одной из запертых дверей Д-6 спят Чёрные — детёныш не последний из них. Мельник обещает открыть дверь, если от чёрного будет какая-нибудь польза. В Полисе Хан, Артём и Чёрный, принявший форму ребёнка в плаще, проникают в воспоминания генсека Красной Линии Москвина, выступающего в это время с заверениями о мире и дружбе, из-за чего он вслух говорит, что сам отравил собственного брата и занял его место. Но тут же генсек начинает оправдываться, раскрывая план по захвату Д-6 и всего метро Корбута (из-за наводки которого Москвин и пошёл на убийство и который манипулирует им из-за этого всё это время). Лидерам крупнейших формирований метро открывается коварный, но в то же время гениальный план красных. Все видят, что Москвин лишь пешка в игре «серого кардинала» Чеслава Корбута.

Последний бой

Ещё до переговоров Мельник отдал приказ о полной мобилизации Д-6, что позволяет укрепить бункер до нападения. Артём, Хан, Мельник, Ульман и бойцы Ордена принимают последний бой в Д-6. После перестрелки и уничтожения танка, оставшиеся в живых спартанцы защищают последний рубеж обороны от тяжёлой пехоты красных. Мельник сообщает Артёму, Ульману, Хану и спартанцам, что комплекс заминирован и в случае его захвата достаточно повернуть рубильник. Внезапно на платформу влетает бронепоезд красных и Артём, откинутый мощным толчком, теряет сознание. Очнувшись, он видит, что Мельнику оторвало ногу, а вокруг уже полно красных. Подходит Корбут и торжествующе оглядывает искалеченного Мельника. Искалеченный полковник говорит Артёму, что время пришло. Пока ни о чём не догадывающийся Корбут не торопясь подходит к Артёму, тот подползает к пульту и кладёт руку на рубильник.

Концовки

В «Metro: Last Light» есть две концовки, которые зависят от ваших действий. В игре присутствует скрытый параметр морали, от ваших действий он будет расти или понижаться. Если вы хотите добиться определённой концовки, следуйте советам.

Альтернативная (плохая) концовка

Артём взрывает Д-6. Корбут и спецподразделения Красной Армии гибнут вместе с оставшимися в живых спартанцами. После взрыва показывают Анну, которая рассказывает сыну о подвиге отца. Она также говорит, что Чёрные ушли, но сказали, что вернутся.

Стандартная (хорошая) концовка

Артёма останавливает маленький чёрный. Чёрные оглушают Корбута и спецподразделения Красной Армии. Ульман погибает, как и большинство спартанцев, Мельник выживает и теперь возрождает охрану Полиса с кресла-каталки, а Хан таинственно исчезает. Чёрные уходят с обещанием вернуться.


Разработкой игры занимались украинская студия «4A Games», а также сам создатель вселенной Метро Дмитрий Глуховский, написавший сценарий к данной игре.

Подробные статьи об игровом мире см. в категории Мир игры «Metro: Last Light».

Содержание

Презентация Metro: Last Light проходила во время выставки Е3 2011.

Сюжет

Развитие событий

Чёрный

Поверхность

Красная Линия

На Театральной, пока Артём осматривается и исследует станцию, Павел отлучается на время, но позже находит Артёма. Вместе они смотрят представление в Большом Театре, после чего Павел предлагает Артёму отметить то, что они остались живы. Но в напиток Артёма было подмешано снотворное, из-за чего тот теряет сознание. Павел, оказавшийся майором, сдаёт его начальству. Морозов доставляет Артёма на военный смотр на Площадь Революции и передаёт генералу Корбуту. Там же Артём узнаёт, что Лесницкий успешно добрался до Красной Линии вместе с вирусом. В переговорной, очнувшегося пленника Корбут допрашивает о Чёрных, но в допрос вмешивается генеральный секретарь ЦК КПМ Москвин и избивает Артёма, чтобы научить своего сына — Леонида — «работе с людьми». Такой метод допроса не помогает, поэтому Корбут использует инъекцию «сыворотки правды», которая вызывает у Артёма видение. Позже Артём приходит в сознание — его освобождает Леонид Москвин, не разделяющий взгляды отца. Во время побега Артём узнаёт о планах Москвина и Корбута — захватить всё метро. Корбут утверждает, что нашёл способ сделать всё бескровно. Пробираясь через прилегающие к станции «Площадь Революции» помещения, Артём видит подготовленность Красной армии — дисциплину, экипировку, наличие качественного бронепоезда. Выбравшись с территории красных, Артём попадает к своему старому знакомому — Андрею Кузнецу. Он выслушивает Артёма и обещает помочь. После чего отдаёт ему моторизованную дрезину, названную им и другими умельцами «Региной».

Бандиты

Болото

Артём посещает упавший самолёт и старую бензозаправку, где находит небольшую канистру с топливом. Подсоединив канистру к мотору, Артём включает паром, на котором добирается до другой части болота. Отбившись от ласторогих и стражей, Артём пробирается в торговый центр. Со второго этажа он спускается по помосту на небольшую сухую полянку посреди болота, рядом с которой стоит церковь. Когда Артём собирается пройти по бревну к рейнджерам, ему преграждает путь гигантская креветка. Но членам Ордена удаётся уничтожить мутанта. Уже в церкви Артёма встречает Анна. Рейнджеры собираются идти через церковные катакомбы, но ворота в храм взрывает отряд Лесницкого. Артём теряет сознание — его придавливает дверью. Убив спартанцев, Лесницкий берёт Анну в плен для переговоров с Полисом и уходит со своими людьми через катакомбы на Октябрьскую.

Катакомбы

Октябрьская

Когда Артём приходит на Октябрьскую, он узнаёт, что красные заразили станцию вирусом и направили туда свои отряды для «подавления эпидемии». Пробравшись через горящую станцию, Артём спасает Анну, но Лесницкий скрывается. Лишённые целых противогазов, они добираются до Октябрьской-кольцевой — где их встречают Хан вместе с солдатами Ганзы — и теряют сознание. Их отправляют в карантинную палату. В ожидании доктора, Артём и Анна занимаются любовью. Пришедший доктор не находит у них следов заражения, но Ане ещё нужно вылечить ранение, так что Артем покидает карантинную зону один. Артём вновь встречается с Ханом, который делится с ним последними вестями из Полиса.

Погоня

Артём и Хан уходят с Октябрьской через заброшенный межлинейный туннель. Добравшись до мистической Реки Судьбы, Артём и Хан находят ответы на интересующие их вопросы и оказываются в нужное время и в нужном месте, чтобы успеть перехватить поезд с Чёрным. Артём прыгает на поезд, а Хан едет следом на мотодрезине. Артём обевзреживает красных и добирается до Чёрного, но Ульман, ничего не зная о планах Артёма и Хана, взрывает поезд. После взрыва поезда, Ульман собирается уходить, но встречает Хана. Он рассказывает Ульману, что они с Артёмом преследовали этот поезд и уверен, что Артём найдёт дорогу к Полису. Туда же отправляются Хан с Ульманом. В это время Чёрный показывает Артёму, что тот ошибался, позволив разрушить городище Чёрных в 2033-м году, и теряет сознание. Артём выносит его на поверхность.

Путь в Полис

Артём отправляется вместе с Чёрным в поход по поверхности, во время которого детёныш помогает Артёму своими телепатическими способностями, достаёт ему полезные вещи и пытается постичь мир людей. Пройдя переправу через Москву-реку по Лужнецкому метромосту, Артём попадает в депо, где вновь пересекается с Лесницким. Чёрный открывает Артёму воспоминания Лесницкого, откуда они узнают о планах Корбута. Добравшись до Красной площади, Артём попадает в устроенную Павлом засаду, отбивается и в итоге серьёзно его ранит. Чёрный открывает Артёму и воспоминания Павла. Решив судьбу Морозова, Артём продолжает свой путь и попадает в Александровский сад. Там он сражается с огромной медведицей, которая нападает на него, приняв за угрозу своим детям. Со временем медведица теряет силы для борьбы со стражами, от стаи которых Артём её позже спасает. После, он и Чёрный добираются до Кутафьей башни, где их встречают Хан и Мельник.

Переговоры

Чёрный показывает Артёму и Хану, что за одной из запертых дверей Д-6 спят чёрные — детёныш не последний из них. Мельник обещает открыть дверь, если от Чёрного будет какая-нибудь польза. В Полисе, Артём и Чёрный, принявший форму ребёнка в плаще, проникают в воспоминания генсека Красной Линии Москвина, выступающего в это время с заверениями о мире и дружбе, из-за чего он вслух говорит, что сам отравил собственного брата и занял его место. Но тут же генсек начинает оправдываться, раскрывая план Корбута — из-за наводки которого Москвин и пошёл на убийство и который манипулирует им из-за этого всё это время — по захвату Д-6 и всего метро. Лидерам крупнейших формирований метро открывается коварный, но в то же время гениальный план красных. Всем становится понятно, что Москвин лишь пешка в игре «серого кардинала» — Чеслава Корбута.

Последний бой

Ещё до переговоров Мельник отдал приказ о полной мобилизации Д-6, что позволяет укрепить бункер до нападения. В Д-6 Артём, Ульман, Мельник, Хан и бойцы Ордена принимают последний бой. После нескольких сражений и уничтожения танка, оставшиеся в живых спартанцы защищают последний рубеж обороны от тяжёлой пехоты красных. Мельник сообщает Артёму, Ульману, Хану и спартанцам что комплекс заминирован и в случае захвата комплекса достаточно будет повернуть рубильник. Внезапно на платформу влетает бронепоезд красных и Артём, откинутый мощным толчком, теряет сознание. Очнувшись, он видит, что большинство спартанцев мертво, Мельнику оторвало ноги, а вокруг уже полно красных. Подходит Корбут и торжествующе оглядывает искалеченного Мельника. Полковник говорит, что время пришло. Пока ни о чём не догадывающийся Корбут не торопясь подходит к Артёму, тот подползает к пульту и кладёт руку на рубильник.

Концовки

В Metro: Last Light есть две концовки, которые зависят от действий главного персонажа. Его поведение влияет на скрытый в игре параметр морали, который может или расти, или понижаться. Советы помогут игроку добиться определённой концовки, определяемой значением морали.

Альтернативная (плохая) концовка

Артём поворачивает рубильник, взрывая Д-6. Корбут и спецподразделения Красной Армии гибнут вместе с оставшимися в живых спартанцами. После, показывают Анну, которая рассказывает сыну о подвиге отца. Ещё она говорит, что Чёрные ушли, но сказали, что вернутся.

Стандартная (хорошая) концовка

Артёма останавливает Маленький Чёрный. Чёрные оглушают Корбута и спецподразделения Красной Армии. Ульман погибает, как и большинство спартанцев, Мельник выживает и теперь возрождает охрану Полиса с кресла-каталки, а Хан таинственно исчезает. Чёрные уходят с обещанием вернуться.

Metro: Last Light

Last Light продолжает историю «Метро 2033». Разработчики в качестве каноничной приняли плохую концовку первой части, когда Артем отправил на свет иной всю московскую популяцию Черных. Однако во время бомбежки один из представителей в одночасье вымершего вида спрятался где-то под кустиком и благополучно пережил несчастье. Начальство Ордена узнает о «счастливчике», и Артем получает задание найти и уничтожить гаденыша. По мере того как парня терзают сомнения и моральные дилеммы на тему «казнить или помиловать», он вступает во взрослую политическую жизнь метро, участники которой грызутся за власть и готовы пойти на крайне безнравственные поступки для достижения своих целей. Нам встретятся разные группировки, например фашисты и коммунисты, с которыми Артем, понятное дело, находится в неразрешимых классовых противоречиях.

По правде сказать, сюжет не впечатляет. Всюду попадаются заезженные сценарные ходы: злые планы по захвату мира (метрополитенных масштабов, разумеется), предательства, неуклюжие мистификации. Интригующие флешбеки Артема в конце концов тоже оказываются пшиком — никакого шокирующего срыва покровов встретить здесь не удастся. Все же от проектов, ориентированных в первую очередь на историю, ожидаешь большего.

А вот что радует, так это наличие нескольких концовок. Игра, будучи насквозь линейной, в некоторых местах предоставляет свободу выбора — спасти женщину от бандитов или нет, оставить в живых или убить сдающегося противника, и так далее. Кроме того, на финал влияет стиль прохождения — Last Light позволяет практически без кровопролития продвигаться по сюжету.

Metro: Last Light

Атмосферное давление

Уж если и существуют на свете «литературные» игры, то Last Light явно относится к их числу. Очевидно, приоритетной задачей разработчиков было передать атмосферу книг Глуховского. И дело даже не столько в потрясающей графике и дизайне локаций московской подземки и поверхности. Авторы прописали сотни диалогов между обитателями метро, ни словом не относящихся к основной сюжетной линии. Через каждые два шага Артем натыкается на болтающих о всевозможных бытовых мелочах подземных жителей. Даже сложно сказать, что занимает большее время — перестрелки или прослушивание вездесущих разговоров. Наблюдая за тем, как видавший виды старик рассказывает детям о мифических слонах и жирафах, или глядя на целое пятнадцатиминутное представление на сцене Нового Большого театра, невольно проникаешься атмосферой. Потом, одиноко блуждая по тоннелям, чувствуешь, что вокруг не просто декорации, а пространство, наполненное собственной историей.

Единственное, что портит впечатление от атмосферы, — это озвучка персонажей. Голоса большинства жителей подземки сильно диссонируют с общим настроением. Когда ситуация предполагает проявление страха и ужаса — герои говорят с апломбом; вместо печали и тоски по потерянному родственнику в интонациях звучит непонятная бодрость. К тому же все эмоции наигранны; не уверены, что героев озвучивали профессиональные актеры. Мелочь — а досадно.

Шуметь в метро запрещается

Несколько странное впечатление оставляет также местный стелс. Да, противники действительно реагируют на громкие звуки — если вы вздумаете побрякать на балалайке, бойцы тут же оторвутся от собственных дел и бросятся на поиски источника шума. Не обнаружив такового, они обратятся к излюбленному объяснению паранормальной активности: наверное, крысы. Кто ж еще может играть на балалайках?

Metro: Last Light

Но если со слухом у обитателей метро все в порядке, то со зрением дела куда хуже. Выключая свет и держась хотя бы в метре от проходящих мимо врагов, большинство эпизодов вы пройдете вообще без стрельбы. Иногда удивляешься, как эти близорукие ребята умудряются не биться лбом о стены. В общем, «незаметное» прохождение здесь реализовано грубовато. Если вы не страдаете приступами гуманизма и не боитесь плохой концовки — можете плюнуть на «крысиные» методы и в честном бою сражаться за мир во всем мире.

«Перестрелочную» часть игры можно условно разделить на две составляющие — схватки с людьми и охоту на всяких демонических тварей. Стрелять стало веселее — обещанная правдоподобная физика объектов, а также улучшенный (но далекий от идеала) искусственный интеллект здесь на месте. Артем может носить с собой три «пушки», каждую из которых разрешено улучшить, например увеличив бронебойность или оснастив более удобным прицелом.

Во время встреч с монстрами проявляется хоррор-составляющая проекта. Обычно главного героя сопровождают напарники, разбавляющие нависший над Москвой ужас своими монологами; однако, когда Артем остается один, и нас вынуждают прогуляться по паучьему логову или пересечь какой-то участок столицы, чувствуешь, как душа начинает экскурсию в пятки. Залезть под стол хочется от одних звуков, предваряющих появление тварей. Да, они здесь озвучены на порядок лучше людей — протяжные заунывные стоны, пронизывающие Москву, сильно мешают наслаждаться красотой пейзажей, заставляя игрока ерзать на стуле. Внешний вид мутантов тоже впечатляет: летающие демоны, болотные чудовища, ракообразные монстры — все они замечательно детализованы, имеют собственные повадки и тактику боя.

Metro: Last Light — этакая Call of Duty отечественного розлива, лишенная милитари-тематики и перенесенная в московскую подземку. Зачастую теряешься и не можешь понять, играешь ты или смотришь кино, — ставка здесь сделана на зрелищность и атмосферу. Впечатление портит разве что небрежная озвучка диалогов. В плане геймплея «Луч надежды» нельзя назвать выдающимся — перед нами добротный, но стандартный шутер с едва ли не постановочным стелсом.

Иными словами, мы получили настоящий роман в игровой форме, который не допускает поверхностного ознакомления по диагонали, но требует вдумчивого, медленного чтения, во время которого ты постоянно останавливаешься и смакуешь каждый момент.

Плюсы: атмосфера; весьма достойная графика; великолепный дизайн.
Минусы: ужасная озвучка; примитивный стелс; посредственный сюжет.

Читайте также: