Князь 3 новая династия обзор

Обновлено: 03.07.2024

Судьбе ролевой серии «Князь» не позавидуешь. Когда-то она подавала большие надежды, всерьез претендуя на титул «отечественного убийцы Diablo». К сожалению, ни скопировать чужие «ноу-хау», ни реализовать собственные задумки ее авторы толком не смогли. «Легенда Лесной страны» еле держалась на плаву лишь за счет атмосферы. «Славянское фэнтези» так запало в сердца игрокам, что они закрыли глаза на недостатки.

С запоздалым продолжением и аддоном к нему этот фокус не удался. Даже те, кто умилялся в 1999-м, спустя четыре года восприняли убогий сиквел как издевательство. Выждав еще шесть лет, «1С» добила многострадальный эпос. После такой третьей части от него отвернутся самые преданные поклонники.

В грязи

Название «Князь 3: Новая династия» намекает, что разработчики решили начать жизнь с чистого листа. Игра довольно слабо связана со своими предшественницами. Некоторые персонажи травят байки о старых героях, кое-где встречаются «б/у»-артефакты – и только. Истоптанные вдоль и поперек деревеньки изменились до неузнаваемости, зато иконки предметов в инвентаре любовно перерисованы с образцов десятилетней давности.

С развязки «Князя 2» прошло немало времени, так что простор для творчества у сценаристов был огромный. Они могли написать историю, способную и привлечь первопроходцев в Лесную страну, и вернуть «дух оригинала», о котором до сих пор грезят фанаты.

Увы, все, на что хватило фантазии – поиски «русского Экскалибура»: покойный владыка Мирославля завещал престол тому, кто найдет Богатырский меч. Вояж будет тоскливым и коротким – путь к финалу пролегает по прямой с незначительными ответвлениями. В таких условиях элементы «градостроительной» стратегии, бывшие одной из самых интересных особенностей игры, смотрятся не данью традициям, а рудиментом.

В отличие от ранних «Князей», прохождение за разных героев не повторяется только в мелочах. Третью часть вообще можно причислить к RPG лишь с натяжкой, ибо никакого «отыгрыша роли» здесь нет, а поручения редко предполагают хотя бы два варианта решения. Обычно NPC просят дойти из точки А в точку Б или «зачистить» соседнюю рощу от чудовищ. Более замысловатые квесты — исключения, да и радости от них немного: без пометок на карте и внятных записей в дневнике игроки вынуждены выполнять задания почти «вслепую».

Чтобы разобраться, диалоги необходимо читать внимательно и быстро. По нелепой прихоти дизайнеров реплики висят на экране всего несколько секунд. Упустить важные сведения – раз плюнуть. Из-за этого общение напоминает труд золотоискателя – крупицы информации скрыты в тоннах словесного шлака. Хуже всего, когда разработчики пытаются шутить, т.е. глумятся над «мертворожденным Всеславом Ч.» или делают неуместные отсылки к современной культуре.

Не развеивают скуку и сражения. Специальных приемов или хитрых тактических схем нет: воины тупо обмениваются ударами на переднем крае, лучники и маги стреляют с безопасного расстояния. Если в рюкзаке есть целебные зелья, вы справитесь с любым врагом. Главное – не проморгать нужный момент, ведь включить паузу и вылечиться в спокойной обстановке нельзя.

Единственная сильная сторона игры — отсутствие явных программных ошибок. Впрочем, за стабильность надо хвалить не «1С», а студию SkyFallen и ее движок TheEngine, ставший основой ряда отечественных RPG. Некоторые из них, вроде King's Bounty от Katauri, могут щегольнуть красотами, другие («Не время для драконов», «Магия крови») выглядят скромнее, но совсем уж тошнотворных не было… Пока не появился «Князь 3».

Качество графики сравнимо с Neverwinter Nights и Dungeon Siege, вышедшими в далеком 2002 году. «Потолок» высоты для камеры очень низок, поэтому ужасные текстуры и примитивные модели приходится разглядывать в упор. От крупных планов в беседах волосы встают дыбом. Как тут не вспомнить старину гнома, «неофициальный символ русскоязычного геймдев-коммьюнити»!

Надпись на коробке с коллекционной версией «Князя 3» именует ее «последней игрой серии». Надеюсь, что это правда. Еще чуть-чуть, и новинка скатилась бы в выгребную яму к Gothic 3: Forsaken Gods.

С исторической точки зрения совершенно непонятно, откуда на Руси взялись скелеты ядовито-зеленого цвета.

Отечественная серия «Князь» обладает практически депутатской неприкосновенностью — это один из первых крупномасштабных российских проектов, он стоит плечом к плечу с «Вангерами» и «Аллодами», это живая история отечественных компьютерных игр. Тем более в игре было на что обратить внимание: неожиданная для жанра возможность управления захваченными поселениями, оригинальная магическая система, завязанная на использовании т.н. «поющих вещей».

При этом «Князь», наряду со «Златогорьем», стал одной из причин появления уничижительного определения «русская RPG» (применяется в том же смысле, что и «русский квест»): тотальный дисбаланс, кособокое управление, хромоногая боевая система. Все это было обуто в старорусские лапти и подано под перебор гуслей.

Когда «1С» вдруг анонсировала «Князя 3», многие в редакции прослезились. По степени противоречивости эмоций это событие сравнимо разве что с недавним известием о том, что в новом «Рэмбо» снимется Дольф Лундгрен — одновременно смешно, по-светлому грустно и очень интересно. Работы над третьей частью, по признанию руководителя направления игровых программ «1С» Юрия Мирошникова, ведутся вот уже два года.

В диалогах появилась мимика и жестикуляция собеседников. Но гораздо интереснее обратить внимание на список доступных фраз — классика.

Итак, осенью 34 года Новой эпохи умер князь города Мирославля. Не имея законных наследников, он все завещал тому, кто сумеет найти достояние минувшей эпохи — легендарный богатырский меч. Нетрудно догадаться, кому предстоит выступить в роли искателя антиквариата.

Сам игровой процесс изменится незначительно. Как и раньше, на старте нужно выбрать одного из шести героев, знакомых по предыдущим играм серии. В ходе скитаний по деревням, лесам и долам мы по-прежнему можем собрать партию до шести человек. Задания выдержаны в «стиле и духе предыдущих игр серии», то есть это классическое «найди, принеси, защити» с поправками на известный колорит. Квесты можно выполнить разными способами, но в сюжете никакой нелинейности не предвидится.

Ролевая система все так же не предполагает деления на классы и позволяет развивать персонажа в любом направлении. При этом разговорных навыков не будет вовсе. «Изучив мнения игроков, мы сосредоточились на другом. Умения теперь делятся на группы атаки, обороны и так называемые общие. Есть еще один тип навыков, но до релиза мы бы не хотели раскрывать подробности», — рассказывает Юрий Мирошников.

Боевая система в целом останется прежней: классическое столкновение неловких оловянных солдатиков. Известно лишь, что вырастет роль уникальных параметров боевых предметов. Среди других подробностей: расширенный арсенал боевой магии и экипировки, улучшенный интерфейс, новая технология изменения свойств предметов (камешков с рунами точно не будет), дополнительные возможности по управлению поселениями. Ну и, конечно, игра оденется в полное 3D. Одним словом, чуть больше и красивее, но в целом — все то же самое.

«Князь 3» вызывающе, подчеркнуто старомоден. Его авторы не заигрывают с новой аудиторией, не городят глупостей про «привлечение массового игрока», они делают игру, самый главный конкурентный аргумент которой — ностальгический удар гуслями по голове. И кто знает, может быть, в сложившейся ситуации это действительно выход. В «1С» раньше других догадались возродить ретро-гейминг, и у них получилось (см. «Кодекс войны», «King’s Bounty: Легенда о рыцаре»). Смеяться над Мирошниковым и его «Князем» — это все равно что смеяться над Сталлоне и его «Рэмбо» или «Рокки»: получается ровно до того момента, пока вы не сядете в кинозале. В этом контексте единственная претензия, которую можно предъявить «Князю 3», — его диковатое славянское «тридэ». Ностальгировать — так по-настоящему.

Будем ждать? Возвращение старейшей русской ролевой серии, сделанной в то время, когда наш взгляд на отечественных игростроителей был полон оптимизма. Планируется то же самое, только в 3D — вход исключительно для своих.

«Князь 3» хочется сравнить с героиней Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука». Человека, только что вернувшегося из шикарного зарубежного круиза (маршрут — Dragon Age, Risen и Divinity 2), она встречает суровым окриком: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Взамен «нашим людям» предлагается ездить на телегах по русским народным лесам и опушкам и силиться получить удовольствие от этого процесса несмотря на грязь разбитых дорог и коровьи лепешки.

Княжеское дело

В деревнях мы можем назначать воеводу, улучшать мастерство местных знахарей и кузнецов, а также приводить в свое поселение странствующих воинов, чтобы они служили в дружине.

Первый «Князь» вышел еще в 1999-м. С одной стороны, у этой ролевой игры со славянским уклоном были все признаки Diablo: герой обнаруживал себя посреди деревни, закупался зельями у знахаря, оружием — у кузнеца, брался за поручения из серии «найди, принести, убей» и шел за ворота, где яростно закликивал все, что попадалось под руку.

С другой стороны, в «Князе» герой мог ходить не один, а с тремя компаньонами. Кроме того, в игре были элементы стратегии. Мы могли брать под свою опеку окрестные деревни. Те в ответ платили дань и бесплатно оказывали мелкие бытовые услуги вроде ремонта оружия. Но на наши владения регулярно нападали, поэтому часть дани приходилось тратить на покупку оружия страже. Мы даже решали, какие постройки будут возведены в деревне… Наконец, для каждого персонажа в игре имелась своя сюжетная линия.

Для своего времени у «Князя» была довольно интересная концепция. Но чтобы получить от этой игры удовольствие, приходилось преодолевать целую полосу препятствий. Здесь не было мини-карты и нормального инвентаря, персонажи не умели бегать, а искусственный интеллект врагов и союзников вызывал самый настоящий невроз… Из-за того что отсутствовали активные умения (типа кругового удара), привычные в Diablo, бои выглядели крайне примитивно. Не было даже слотов для быстрого доступа к зельям и тактической паузы, которой так не хватало — без нее управление многочисленным отрядом было похоже на особую форму мазохизма.

Идентификации предметов и кузнечного дела теперь нет, зато появился оружейный навык, позволяющий улучшать экипировку.

Во второй части, которая вышла в 2004 году, игра дала еще больший крен в сторону стратегии: среди навыков появилось строительство и даже управление деревней. Помимо этого, персонажи научились бегать, но по-прежнему не было мини-карты, нормального инвентаря, паузы и мозгов у AI.

В том же 2004-м «1С» выпустила полуофициальное дополнение «Князь 2: Продолжение легенды». И вот там уже под гром оваций появилась пауза. Плюс разработчики — фанаты игры — ввели параметр «Репутация», который влиял на способы решения некоторых квестов и на отношение окружающих, и вылечили игру от других старых болячек. После этого наступило пятилетнее молчание, и полноценная третья часть вышла только сейчас. И наработки талантливых фанатов в ней, увы, никто не учел.

Грабли для князя

Картинка, конечно, устарела — особенно удручают однообразные лица.

По своей структуре «Князь 3: Новая династия» почти не отличается от первых двух частей. Мы все так же бродим по полям и долам Лесной страны, формируем дружину, выполняем простенькие задания, варим зелья, берем под защиту деревни, облагаем их данью.

Главное нововведение — новый (трехмерный!) движок, доставшийся игре от «Санитаров подземелий». Остальные новшества (включая сюжет, в котором снова — славянские междоусобицы и поиск очередного могущественного артефакта) носят косметический характер. Ролевая система избавилась от ряда малополезных навыков, зато появились пассивные боевые умения: одни влияют на шанс уклониться от атаки, другие — на шанс нанести критический урон.

Кроме того, в новом «Князе» больше внимания уделено боевой магии. В предыдущих играх серии волхование было вещью редкой, доступной только обладателям раритетных «поющих» вещей. А теперь уже в самом начале попадаются посохи, позволяющие атаковать врагов, например, магией хаоса или спускать на них агрессивных пчел. Есть ряд изменений в управлении деревней. Лично руководить застройкой больше нельзя, зато можно самостоятельно распределять стражников по постам.

Но все благие начинания оказались загублены парой откровенных просчетов. Самое неприятное: сюжет впервые в истории серии сделан единым для всех персонажей. Последних в третьей части шестеро, но они отличаются друг от друга лишь стартовым раскладом характеристик. Все начинают игру в одном месте и выполняют одни и те же квесты. Даже викингу Эрику, про которого в описании ясно сказано, что он предпочитает действовать в одиночку, наставник, как и всем остальным, упоенно рассказывает про то, где можно найти компаньонов и кого лучше взять с собой.

Ну а все достижения фанатского «Продолжения легенды» разработчики, как уже было сказано выше, игнорируют. И очень зря. Исчезла репутация, и теперь все персонажи выглядят как безликие клоны. А в бою снова отсутствует пауза. Кроме того, в предыдущих частях можно было задать напарнику линию поведения: заставить его чаще атаковать или, наоборот, уходить в оборону. А тут соратники обучены лишь использовать зелья, а в остальном ведут себя как слепые котята. Когда их не атакуют, они будут молча смотреть на то, как героя убивают. Приказа атаковать они с первого раза почему-то не понимают: приходится, матерясь, кликать на враге дважды, а то и трижды.

Вспышки огня и лиловые черепа как будто говорят нам: здесь вам не «Три богатыря»!

Что же касается расширенных возможностей управления деревней, то они тут скорее для галочки. За то время, что ушло на получение первых десяти уровней, нам встретилось лишь одно поселение, которое можно взять под свое управление. И один раз мы собрали с поселка дань. А потом забыли о нем: просто потому, что кривоватый баланс позволяет быстро накопить неплохой капитал и затовариться зельями на год вперед.

Конечно, определенное удовольствие от игры получить можно. Тут еще чувствуется тяжелая атмосфера славянских былин (хотя размытые текстуры и хаус-ремиксы русских народных мелодий созданию нужного настроения точно не способствуют). Помимо стандартных почтовых поручений попадаются действительно интересные задания, которые предполагают и непростой моральный выбор, и разные способы решения. Наконец, спустя десять лет в игру завезли нормальный инвентарь, мини-карту, возможность вешать зелья на горячие клавиши. Но, простите, в 2009 году радоваться появлению этих простых человеческих удобств как-то не получается…

Одним словом, новый «Князь» разочаровывает. Номинально это вполне приличная RPG, в которую можно играть без боли. Но совершенно непонятно, зачем нужна третья часть серии, в которой не исправлены ключевые недостатки первых двух. Тем более — на трехлетней давности движке. Тем более — вышедшая практически в одно время с Dragon Age. Как бы то ни было, в последнее время вышло достаточно много ролевых игр, чтобы занять самых привередливых игроков на несколько месяцев вперед, — тут уж, извините, не до «Князя 3».

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 6

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Одна из знаковых русских народных ролевых игр восстала из пепла, чтобы снова кануть в Лету. Средняя по всем параметрам RPG со старыми болячками.

Судьбе ролевой серии «Князь» не позавидуешь. Когда-то она подавала большие надежды, всерьез претендуя на титул «отечественного убийцы Diablo». К сожалению, ни скопировать чужие «ноу-хау», ни реализовать собственные задумки ее авторы толком не смогли. «Легенда Лесной страны» еле держалась на плаву лишь за счет атмосферы. «Славянское фэнтези» так запало в сердца игрокам, что они закрыли глаза на недостатки.

С запоздалым продолжением и аддоном к нему этот фокус не удался. Даже те, кто умилялся в 1999-м, спустя четыре года восприняли убогий сиквел как издевательство. Выждав еще шесть лет, «1С» добила многострадальный эпос. После такой третьей части от него отвернутся самые преданные поклонники.

Скриншоты 9

В грязи

Название «Князь 3: Новая династия» намекает, что разработчики решили начать жизнь с чистого листа. Игра довольно слабо связана со своими предшественницами. Некоторые персонажи травят байки о старых героях, кое-где встречаются «б/у»-артефакты – и только. Истоптанные вдоль и поперек деревеньки изменились до неузнаваемости, зато иконки предметов в инвентаре любовно перерисованы с образцов десятилетней давности.

С развязки «Князя 2» прошло немало времени, так что простор для творчества у сценаристов был огромный. Они могли написать историю, способную и привлечь первопроходцев в Лесную страну, и вернуть «дух оригинала», о котором до сих пор грезят фанаты.

Увы, все, на что хватило фантазии – поиски «русского Экскалибура»: покойный владыка Мирославля завещал престол тому, кто найдет Богатырский меч. Вояж будет тоскливым и коротким – путь к финалу пролегает по прямой с незначительными ответвлениями. В таких условиях элементы «градостроительной» стратегии, бывшие одной из самых интересных особенностей игры, смотрятся не данью традициям, а рудиментом.

В отличие от ранних «Князей», прохождение за разных героев не повторяется только в мелочах. Третью часть вообще можно причислить к RPG лишь с натяжкой, ибо никакого «отыгрыша роли» здесь нет, а поручения редко предполагают хотя бы два варианта решения. Обычно NPC просят дойти из точки А в точку Б или «зачистить» соседнюю рощу от чудовищ. Более замысловатые квесты — исключения, да и радости от них немного: без пометок на карте и внятных записей в дневнике игроки вынуждены выполнять задания почти «вслепую».

Чтобы разобраться, диалоги необходимо читать внимательно и быстро. По нелепой прихоти дизайнеров реплики висят на экране всего несколько секунд. Упустить важные сведения – раз плюнуть. Из-за этого общение напоминает труд золотоискателя – крупицы информации скрыты в тоннах словесного шлака. Хуже всего, когда разработчики пытаются шутить, т.е. глумятся над «мертворожденным Всеславом Ч.» или делают неуместные отсылки к современной культуре.

Не развеивают скуку и сражения. Специальных приемов или хитрых тактических схем нет: воины тупо обмениваются ударами на переднем крае, лучники и маги стреляют с безопасного расстояния. Если в рюкзаке есть целебные зелья, вы справитесь с любым врагом. Главное – не проморгать нужный момент, ведь включить паузу и вылечиться в спокойной обстановке нельзя.

Качество графики сравнимо с Neverwinter Nights и Dungeon Siege, вышедшими в далеком 2002 году. «Потолок» высоты для камеры очень низок, поэтому ужасные текстуры и примитивные модели приходится разглядывать в упор. От крупных планов в беседах волосы встают дыбом. Как тут не вспомнить старину гнома, «неофициальный символ русскоязычного геймдев-коммьюнити»!

Надпись на коробке с коллекционной версией «Князя 3» именует ее «последней игрой серии». Надеюсь, что это правда. Еще чуть-чуть, и новинка скатилась бы в выгребную яму к Gothic 3: Forsaken Gods.

Читайте также: