Клаустрофобия настольная игра обзор

Обновлено: 03.07.2024

Совершенно неожиданно и молниеносно рынок настольных игр заполонили всевозможные игры-детективы и игры-квеструмы. И ведь действительно раньше чего-то такого как-то либо не было вообще, либо было, но очень мало. Но благодаря игре Exit и иже с ней мы теперь просто купаемся в играх со всевозможными загадками и ребусами.

Про себя я не могу сказать, что меня сильно зацепил этот новый жанр. Я успешно прошел первые два Экзита, но сильно и надолго застрял в третьем, после которого мой интерес к подобного рода играм сильно угас. Тем не менее меня очень заинтересовала недавно вышедшая у Cosmodrome Games локализация игры Клаустрофобия: Пробуждение , в которой к загадкам добавился сюжет. Мы не просто ищем выход, а делаем это со смыслом и определенной целью. Игру я успешно прошел и сегодня готов рассказать вам о ней со всеми подробностями. Если вдруг я захочу выдать на гора спойлер, то запикаю его белым цветом. Выделите следующий абзац и посмотрите, как будут выглядеть спойлеры:

ЭТО СПОЙЛЕР. ЛЕНИН-ГРИБ!

img_4226

Как обычно в начале обзора я люблю пощупать содержимое коробки. Тут нас ждут 2 книги (правила и сюжетная книга), 131 карта обычного формата, 18 больших карт локаций, небольшое картонное игровое поле, горстка круглых жетончиков, карты для сохранения игры, блокнот и чудесный остренький простой карандашик.

img_4234

К счастью, у меня был полный комплект (в последнее время что-то стали попадаться некомплекты у разных издательств), качество компонентов меня тоже не разочаровало. Хорошее исполнение!

Хочу еще отметить, что игре требуется электронное приложение, которое можно найти на сайте игры, открыв его на компьютере, планшете, ноутбуке или телефоне. Там на выбор есть много разных языков, включая русский. Работает оно прекрасно и без сбоев.

img_4236

В этом обзоре я решил не разделять правила и впечатления, потому что на самом деле правил в игре немного и они заочно понятны тем, кто играл раньше в подобные игры. Проще рассказать сразу обо всем.

img_4238

В этой игре вам предстоит играть за Самуэля, который потерял когда-то жену и чья маленькая дочь неожиданно впала в кому. Папа не находит себе места, врачи разводят руками, не зная, что делать, но один знакомый вдруг решает поделиться с ним своим опытом, благодаря которому удалось спасти родного человека из такой же ситуации. Нужно просто провести небольшой обряд, впасть в трансовое состояние, а дальше уже действовать по ситуации. Собственно, у вас нет выбора и вы в подвале решаетесь немного пошаманить, потому что на врачей надежды уже никакой нет.

Дальше вас ждет триповое путешествие из одной волшебной комнаты в другую, каждая из которых полна загадок и чудес.

img_4244

Обычно комната состоит из двух карт локаций. К ним всегда еще в паре идет маленькая карта с шифром каждой клетки локации. Локации кладутся на игровое поле, поделенное на клетки. Таким образом у вас всегда будет на выбор 12 клеток, которые можно исследовать. Получается эдакий point and click, как в компьютерных квестах. Только вместо мышки и кликов у вас есть жетоны действий. Жетоны тратятся на каждое обследование клетки и их всегда катастрофически не хватает.

img_4243

Если вдруг у вас закончились жетоны (это будет происходит постоянно), а вы хотите еще что-нибудь исследовать, можно взять верхнюю карту судьбы, выполнить ее требование и получить еще немного жетонов. Как правило, требование заключается в сбросе какой-то карты. Каждое использование новой карты судьбы будет немножечко портить вам возможные концовки, поэтому лучше обращаться к ним в крайних случаях.

img_4260

Игровые карты делятся на несколько типов:

  • загадки. У них в углу нарисован всегда разный значок. Иногда, чтобы разгадать загадку, нужно иметь несколько карт с одинаковым значком. На сайте игры можно посмотреть, сколько карт нужно для решения конкретной загадки. Также на том же сайте можно ввести предполагаемый ответ. И если он будет правильным, вам подскажут, какой параграф нужно открыть для продвижения по сюжету. Если загадки покажутся сложными, на том же сайте можно получить 3 подсказки (первая не сильно полезная, вторая более конкретная, а третья выдает вам сразу нужное направление решения). За подсказки вы ничего не теряете, т.е. игра никак не наказывает за их использование;
  • предметы. Их можно использовать, если того требует сюжет. Например, при чтении какого-то параграфа у вас спросят, есть ли у вас такой-то предмет. И если он есть, то вы можете за него получить что-то полезное. Не всегда найденные предметы используются в той же локации, где они были найдены;
  • выходы. Предупреждают о том, что вы нашли выход из локации, и если вы перейдете к следующему параграфу, то назад в текущую локацию уже не вернетесь;
  • условия. Если у вас есть указанные предметы, то вы можете прочитать следующий параграф и узнать что-то интересное.

Ну а теперь расскажу о том, что я думаю о самой игре.

img_4247

1-1

img_4252

1

Механика поиска. Идея перенести пиксель-хантинг в настольную игру мне понравилась. Заинтересовала вас какая-нибудь деталь в углу картинки? Потратили жетон и изучили ее. Идея хорошая.

img_4250

Сначала я боялся использовать карты судьбы (они дают новые жетоны действий, чаще всего в обмен на что-то из собранных вами ранее карт), чтобы не тратить их попусту, а применить ближе к концу. Поэтому брал эти карты, когда вот ну просто очень надо. И вы знаете, очень обидно было покидать локацию, когда видишь еще парочку неисследованных мест. Конечно, можно считерить и посмотреть в сюжетной книге, что скрывается в тех местах, но это как-то неправильно, правда?

img_4258

Но больше всего меня выводило из себя то, что некоторые зоны локации являются пустышками. Например, на стене висит картина, вы решаете ее более детально изучить, тратите на него последний драгоценный жетон, а в указанном параграфе написано, что это просто картина и она ничего особенного из себя не представляет. А вместо картины мы могли заглянуть под коврик или залезть в настенные часы, и уж там наверняка было что-то полезное. Обидно!

img_4263

Периодически я ловил себя на том, что ищу в локациях не те места, которые принесут пользу, а те, которые лучше обойти стороной=)

img_4241-1

В Клаустрофобии вам расскажут историю о бедной девочке, впавшей в кому, и ее отце. Если честно, я ждал от сюжета многого (все-таки я большой книголюб). И поначалу история мне казалась интригующей, потому что она быстро перешла в разряд мистических историй. Мелькнула жена главного героя, мне тут же вспомнился второй Silent Hill, и я уже стал гадать, какие скелеты спрятаны в шкафу главного героя.

img_4255

Местами мне встречались сюжетные развилки, когда нужно было сделать трудный выбор. И дальше мне хочется чуть больше выговориться по поводу сюжета, но некоторые вещи вам могут показаться спойлерными, поэтому если вы боитесь любых подробностей и намеков, то лучше не читайте и не выделяйте то, что я напишу дальше.

Тем не менее, хоть я и немного поругался в спойлерах на сюжет, то, что он есть, мне на самом деле понравилось. Мне нравилось рыться в параграфах, читать описание интерьеров (все локации очень интересно нарисованы, с кучей мелких деталей). Можно даже сказать, что меня сильно подталкивала история к тому, чтобы пройти игру побыстрее. Хотелось побыстрее узнать, сможем ли мы вернуть девочку к жизни, не потеряв при этом рассудок, поэтому с трепетом ждал каждый игровой вечер=) Но надеюсь, в других продолжениях этой серии сценарист более серьезно подойдет к своей работе.

img_4249

img_4253

Реиграбельность. Так как периодически игра нас заставляет сделать выбор, то это значит, что некоторые карты или локации останутся незадействованными. Теоретически, можно вернуться назад и переиграть все по-другому, чтобы сделать другой выбор или исследовать другие части локаций. Но это совсем не значит, что игра реиграбельная.

Если проходить ее повторно, то около 90% игры вам будет уже известно. Одни и те же задания выполнять вам явно не будет интересно. Да, у вас могут отличаться концовки, но я уже написал в спойлерах, от чего они зависят. Например, лично у меня после прохождения не было желания ее перепроходить. Как вариант, я просто прочитал в книге сюжетов все возможные концовки, потом нашел загадки в стопке, которые я пропустил, и прошел их просто так, ради интереса. Так что если вы купите Клаустрофобию, то ее судьба будет либо быть перепроданной, либо подаренной.

img_4256

img_4262

Конечно, историю можно было бы сделать более захватывающей, а концовки более логичными и зависимыми от решений игроков, но я надеюсь, что в следующих играх серии авторы и тестеры все это исправят.

В итоге перед нами еще один симулятор квеструма, с мистическим посылом и мрачной историей. Скоротать 1, 2 или 3 вечерка за игрой вполне можно, и я таки получил удовольствие от игры.


Однажды этот гроб упал мне на голову. Я, словно Вицин, доставал самую нижнюю коробку из приличной такой выстроенной башни настольных игр, и, скатившись со шкафа, «Клаустрофобия» знатно врезала мне по голове. Приятного оказалось мало, зато игра выжила, не помялась, и коробка уцелела со всех сторон. Словно намекала мне в тот момент: ты думай, что хочешь, а я с твоего шкафа никуда не уйду.

Знаете, что самое лёгкое — написать об игре, которая тебе не нравится. Просто взять и перечислить компоненты, немного процитировать правила, что-то похвалить, что-то поругать, а потом признаться, что игра банально не зацепила.

Гораздо сложнее рассказать об игре, которую любишь. Нет, правда, ну как я смогу словами описать тот восторг, что испытываю, когда сажусь играть в «Пуэрто-Рико» или «Звёздный крейсер «Галактика»? Нечто вроде: знаете, у этой игры столь хорошие правила, что я готов поспорить, что любой будет рад в неё сыграть. Игра — уа! Восторг! Экстаз! Да что вы мимо проходите, сядьте, поиграйте!

И ведь проходят. Проходят, поскольку у каждого свои критерии «от этого я в восторге» и «к этому я никогда не приближусь». Суровая субъективная реальность, когда «Бэнг!» и «Диксит» кажутся тебе пресными и ты сидишь рядом с коробочкой с «Пуэрто-Рико» в гордом одиночестве.

Наверное, потому это и любимые игры. Потому что самые дорогие и будоражащие. Это, как старые чёрно-белые фильмы — вроде и позабыть пора под огромным количеством новых шедевров кинематографа, а нет, из головы они просто так не выходят.

А что делать, если тебе нужно рассказать об игре, к которой ты относишься хорошо, но не приписываешь к разряду любимчиков? Когда она оказывается вполне милым и прелестным котёнком, но совсем не то, что твой потрёпанный и изрядно обленившийся наглый котяра, который только и делает, что дерёт углы диванов, да нагло просит наполнить ему миску чем-нибудь вкусным. Вот как с игрой «Клаустрофобия», которая год назад поселилась в моей коллекции. Честно говоря, в неё я сыграл порядка трёх десятков партий и могу рассуждать обо всех достоинствах и недостатках игры с трезвой головой.

Те самые замечательные миниатюрки

Те самые замечательные миниатюрки

— Эй! — кричат мне с галёрки. — Расскажи об игре!

Конечно, конечно. Только как вам рассказать? Дать рекламный обзор вроде тех, что пишутся на сайтах? «Клаустрофобия — это замечательная настольная игра в жаре фэнтези для двоих игроков, которая позволит сразиться угнетённым преступникам во главе со Спасителем против сил Зла, которые жаждут повергнуть в хаос город Новый Иерусалим. » Там дальше по тексту идёт — всё в игре замечательно, всё прекрасно, купите.

А можно литературный обзор, тем более игра позволяет. «Шёл тысяча шестьсот тридцать четвёртый год от Рождества Христова. Несмотря на жаркое лето, Новый Иерусалим пронизывал шёпот холода. Всё чаще его жители замирали и с тревогой смотрели себе под ноги. Да, там, глубоко в катакомбах под городом, что-то происходило, и, несмотря на скорое прибытие Спасителя, ощущение безысходности только нарастало. » Правда, это ведь не литературный конкурс, мы же тут не словосплетением похвастаться решили.

Можно сделать всё проще. Объективно с долей субъективности. Объективно рассказать о компонентах игры. Тут всё просто на отличном высоком уровне. Огромные плотные квадраты катакомб, хорошо раскрашенные миниатюры, приятные карты, замечательные подставки под листы персонажей, вполне обычные, но удобные кубики. Затем перечислить правила и условия игры. Играют двое. Один за людей, другой — за демонов. В игре предусмотрены сценарии, которые определяют миссию и условия победы. Все кидают кубики, ходят, сражаются, используют карты и способности, терпят неудачи и ищут выигрышные стратегии.

Ну а после и выдать долю субъективности. Мол, игра вроде и простая, правила как бы несложные, научить в неё играть легко. Казалось, такие игры мы уже пережили, но не тут-то было, «Клаустрофобия» — ничего, что я её так слегка фамильярно, по-русски называю? — с удовольствием раскладывается вновь, и вряд ли я откажусь разыграть в неё партейку или даже парочку.

Отлично. Я всё сказал. Берите «Клаустрофобию» в том случае, если вы любите игры со сражениями и открытым противостоянием.

Когда-нибудь у игры обязательно будет такой сценарий, где понадобятся все квадраты катакомб

Когда-нибудь у игры обязательно будет сценарий, где понадобятся все квадраты катакомб

Но пока я всё это писал, мне в голову пришла вот какая мысль: а что, если бы меня спросили, стоит ли эту игру покупать или нет? Спросили не как продавца магазина настольных игр, который помнит, что широчайшая коробка с игрой стоит достаточное количество денег, и при интересе покупателя сразу же начинает нахваливать товар: «Да вы что! Это же «Клаустрофобия»! Игра года! А какие миниатюры! Да мы тут на работе в неё всё время играем! Берите не раздумывая! Берите! Или обратите внимание на новое переиздание Активити. »

Нет, если бы меня спросили как человека, к чьему мнению люди прислушиваются. Будто какого-нибудь старого горца, к которому взбираются на гору пастухи и такие: «О седой старец! Нам нужен твой совет! Мы решили избавиться от стада овец, ибо в глупости своей они порасшибали все свои лбы о ворота и стали некрасивы. Подскажи, какую овцу оставить?» И я такой выдаю в ответ: «Берите ту, что замкнутых пространств боится». И так важно бороду огладил бы, для солидности, значит.

Ну, или я бы был известным блогером, не один год ведущим сайт по настольным играм, или же старейшим руководителем клуба настольных игр в своём городе. Приходят ко мне и говорят: «Хотим «Клаустрофобию» купить. Стоит?»

И вправду, стоит ли? Взять вот так и порекомендовать человеку выкинуть вполне нормальную сумму денег (только не смейтесь, но в нашей республике цена на «Клаустрофобию» приравнивается к половине средней зарплаты) на пачку картона и миниатюрок. Может, ему лучше «Зельеварение» приобрести? Дёшево и практично, тем более, почти всегда попадает в цель.

Злобный демон в окружении троглодитов. Фигурка одна, а воплощений много

Злобный демон в окружении троглодитов. Фигурка одна, а воплощений много

Ладно, мальчики и девочки, а также прекрасные дамы и бородатые и не очень мужчины, слушайте. Вот что я вам скажу про «Клаустрофобию». Грешен, я сам её купил по науськиванию других людей. Знаете, как оно бывает — там увидел, там прочитал, там фигурки понравились. А потом взял деньги, решил себе сделать маленький подарок, благо чупа-чупсами запасся на несколько месяцев вперёд, и полез в магазины настольных игр. Выбор на тот момент был аховый. Ничего не было. Простите, вас это может удивить, но опять же — до нас посылки едва доходят, а если и доходят, то цена за доставку оказывается просто неподъёмной. Так что зарубежные сайты с настольными играми, где можно оформить покупку, были и остаются пределами мечтаний. Вот и выходит, что ждёшь, пока кто-то поедет в столицу по делам, и настойчиво долбишь его целую неделю по три часа в день, чтобы он не отказался: «Сходи мне в магазин! Вот деньги! Забери игру! Привези! Пленку с коробки не снимай — убью!»

Так что в тот момент из очень желаемых игр ничего не было, а не из очень были «Формула Д» и «Клаустрофобия». Обе были заказаны, обе были привезены, Обе были обласканы, обнюханы, обтроганы, разобраны, расформированы по коробке и положены на полку. Ждать, когда выпадет тот счастливый день, что подарит игре жизнь и радость общения.

«Клаустрофобия» очень красивая игра. Коробка большая, внутри неплохой органайзер, фигурки все и так уже сотню раз обмусолили, но да, они очень даже симпатичны. Разложите игру на столе, и она, несомненно, привлечёт внимание. Просто не может не привлечь. Обязательно подойдут, спросят, что за игра, повертят компоненты в руках. и пойдут дальше. Шерифа, значит, убивать.

И вот в этом основная прелесть «Клаустрофобии». Она на двоих. Просто и со вкусом. Не надо искать большую компанию, не надо упрашивать с тобой поиграть. Достаточно иметь одного энтузиаста, который разделяет твои увлечения, и вместе вы не пропадёте. За это игра награждается восторженным рукопожатием и целомудренным поцелуем корешка коробки от женской половины игровой аудитории.

У игры простые правила. Весьма и весьма. Не без нюансов, которые, конечно же, были упущены в первых партиях. Но всё же простые. Научить в неё играть можно за несколько минут, а после первого же сценария дальше всё пойдет как по маслу. Играть интересно за обе стороны — и за людей, и за демонов. Принцип слегка отличается, хотя «подвинулся и атаковал» никто не отменял.

Сценарии, написанные в виде одной большой истории, довольно интересны. Есть в них некая изюминка. Партии короткие. С одним моим товарищем мы за вечер и половину ночи отыграли весь базовый комплект сценариев и ещё половину из второго набора, скачанного с официального сайта. Отыграли по два раза каждый. И совершенно не устали, интерес не угас.

А стоя на балконе и наблюдая за тем, как товарищ курит, пуская навстречу рассвету клубы сизого дыма, мне пришла в голову мысль, что игра проста и интересна. А он так посмотрел на меня, словно, читая творящийся у меня в голове бардак, и выдал: «Твоя «Клаустрофобия» — это настольный «Диабло». И мы оба поняли, что речь идёт именно о том самом первом «Диабло» со множеством этажей подземелья, в которую мы оба играли во вполне уже сознательном возрасте. Тут, правда, стало немного грустно, поскольку понимаешь, что ты не просто оброс бородой, а конкретно так постарел и скучаешь по аппаратам с газированной водой на улице.

На фотографии этого не видно, но поверьте - силы зла наносят сокрушительное поражение Спасителю и товарищам

На фотографии этого не видно, но поверьте — силы зла наносят сокрушительное поражение Спасителю и товарищам

Писать можно бесконечно долго. Но вот итог. Друг, «Клаустрофобия» действительно простая и хорошая игра. И она с кубиками. Да, там достаточно бросков кубиков, которые решают многое. Она красивая и быстрая. Один раз, пока за соседним столом разложили партию в «Бонанзу», мы успели с новичком в «Клаустрофобии» не только разобрать правила, но и сыграть два раза. В игре много сражений и это отнюдь не миролюбивое путешествие. Но это и не варгейм, куда уж там. Игра занимает много места — пару раз нам приходилось просто убирать со стола уже неиспользуемые части подземелья, чтобы выложить новые. Но и этим игра привлекательна, ведь всегда приятно видеть поджатые в восхищении губы.

Так вот. Не покупайте «Клаустрофобию». Лучше возьмите «Пуэрто-Рико». Или что-то другое на свой вкус, возможно, даже нечто простое и компанейское — тут уж всё зависит от ваших предпочтений и вашей компании.

Не покупайте «Клаустрофобию». Приезжайте лучше ко мне в гости и сыграйте со мной. И чая попьём, и поговорим по душам, и на игру посмотрите. А если уж она так понравится — то приобретайте на здоровье, кто же вам запретит! Любить настольные игры никто не запрещал, даже если они не шедевр.

Честно говоря, я вот сам, нет-нет, а посматриваю в сторону коробки с дополнением к игре, раздумывая, не будет ли ей тесно у меня на шкафу. С этим и оставляю вас, надеюсь, с хорошим настроением.


Прошёл локализованную Escape Tales: The Awakening, которую у нас назвали «Клаустрофобия: Пробуждение». По поводу такого оригинального названия сказать нечего, так как не знаком с предметом, и все эти разговоры о том, что слово «клаустрофобия» ассоциируется у кого-то с живыми квестами, от меня чрезвычайно далеки. Хотя я лично, читая наименование оригинала, сразу понимаю, что игр будет серия, а, читая наше, на подобную мысль не наводит ничто. Ну, да ладно, речь сегодня не об этом.

Наверное, стоит объяснить, что это вообще такое и с чем едят. Хотя вы и так всё знаете, скорее всего. Это настолка-квест, где игрокам предлагается пройти по какому-то условному сюжету, попутно решая кучу логических, математических и прочих загадок. Кажется, что уже все российские локализаторы заимели в своём арсенале игры этого жанра: Exit-серия от «Звезды», T.I.M.E Stories от «Краудов», от МХ «Место преступления», «Лавка» там чего-то тоже намутила — в общем, все прокатились, как и положено.


Играл не во все разновидности подобных квестов, но сравнивать есть с чем, благо основные и, главное, разные по типу охватил. Так вот, у всех из них есть недостатки если не в одном аспекте, так в другом — везде что-то недоделано, недотянуто. И это, скорее всего, происходит потому, что подобный жанр настолок весьма молод и до конца не сформировался. Авторы одних стараются выехать на оформлении и необычности, других — на загадках и их логике, третьи — на классной подаче материала.

В идеале все элементы настолки должны быть на уровне, но пока каждый издатель старается показать, кто во что горазд. Вот и авторы «Клаустрофобии: Пробуждение» обещались выдать нам классную сюжетную историю с вариантами выбора и разветвлениями пути по мере прохождения. Удалось ли им это? Тут суждение может быть только оценочным и личностным, так как опыт у каждого свой и от повествования один человек требует одного, второй — другого, поэтому ниже говорю лишь за себя.


Зачин меня вполне заинтриговал и показался довольно интересным: дочь в коме, вы — отец, который пытается её вытянуть из этого состояния, так как врачи не способны ничего поделать. Вот и вся завязка. Что будет дальше, по анонсу совершенно непонятно и не совсем очевидно, поэтому с самого начала дальнейшее развитие оказалось даже неожиданным. В общем, дольно оригинально, но…

Но вот дальше начались странности. Чёрт, обозревать квест с сюжетом сложновато без спойлеров. Поэтому давайте пойдём по другому пути. Скажу просто: сюжет вполне сойдёт, но обещанного авторы не выполнили. Разветвлений и прочего здесь кот наплакал, да и в основном они происходят именно для того, чтобы вы пришли к какой-то одной из концовок, но мало влияют на само прохождение. Другими словами, выборы есть, но их мало и они не затрагивают какие-то механики игры, они просто пошлют вас прочитать тот или иной абзац, чтобы ваша история немного отличалась окончанием от истории другой компании, тоже проходившей игру. Но вот нить повествования от этого меняться никак не будет.


Да, если сравнивать с другими аналогичными играми в этом сегменте, то «Клаустрофобия: Пробуждение» выигрывает в плане плавности сюжета (разве что сценарии T.I.M.E Stories более… повествовательны), однако, как ни крути, а весь этот текстовый флёр лишь сцена для подводки к очередной головоломке. Была даже пара довольно нелепых поворотов, когда я пребывал в недоумении: «Как, зачем и почему это вообще придумано, неужели нельзя было более логичное что-то вставить!?»

Однако в целом атмосфера игры погружает вас как надо в свою гнетущие недра. Вы всё время сконцентрированы и… заперты в подвале, мечась по нему и решая загадки. Действительно «клаустрофобия», вернее «escape tale».

Но давайте перейдём лучше к самому важному, на мой взгляд, элементу подобных настолок — загадкам и механике. Механика порадовала своим удобством: у вас есть три колоды, используется, в основном, из которых одна, самая толстая на 120+ карт. Там представлены как карты локаций, так и загадок с предметами. В общем-то там лежит всё самое важное, что нужно для игры. Вы читаете текст параграфа в книге историй (с этого начинается игра) и берёте / сбрасываете карточки с указанными номерами — вот и всё. Остальное происходит посредством книги историй, повествующей о том, что сейчас происходит, и сайта с загадками, где вы вбиваете ответы, основываясь на своих рассуждения и опираясь на взятые карточки.


Логика и последовательность тоже неплохие: вы находитесь каждый раз в какой-то комнате и, исследуя её, получаете новые элементы для размышленйи или же просто смотрите на обстановку и вычленяете из неё нужные ключи. Посредством них всё очень логично решается. Никаких додумок и бестолковых «вы должны были догадаться», которые частенько встречаются в подобных настолках. Хотя… Ладно, есть кое-что из этой оперы, но в общем потоке не сильно отложилось в памяти, благо на сайте есть хорошие подсказки =)

Начинается квест с довольно очевидных и простых задачек, затем начинают встречаться более сложные. Помню, над парой в нескольких комнатах мы прям залипли и, как обычно бывает, хотели смотреть подсказки, но перебороли себя, поднапряглись и решили каждый в отдельности свою задачку. Было приятно. И непонятно, как сопартиец додумался до решения своей части =) Кстати, показалось или нет, но загадки с течением партии повышаются в сложности.


Типы загадок в «Клаустрофобии: Пробуждение» самые разные, начиная от стандартных подбора паролей и решения математических задач с неизвестными данными, заканчивая логически-визуально-пространственными, типа «сломанных» лабиринтов (загадка с пауком); частенько даже потребуется лист бумаги и карандаш; они, кстати, прикладываются в комплекте. В общем, весьма неплохая подборка, никаких «вы должны знать поэзию XVIII века, чтобы пройти дальше». Правда, с другой стороны, если вам вдруг захотелось проходить эту игру в одиночку, то могут возникнуть некоторые проблемы, если, вы, например, не сильны в математике или другой области.

В целом, уровень сложности и подача в игре зашли неплохо. Начиная от простых и заканчивая сложными задачками. Всё решаемо, спецзнаний не требуется. Я бы даже назвал эту коробку идеально подходящей лично для меня, так как здесь именно усреднённый уровень — никаких переборов в одну степь, никаких особых навыков, есть несложные задачки для разминки, есть на 20 минут, когда вы сидите и тупите, перерисовывая и пересчитывая. В общем, понравилось.


Минусом же данной коробки могу посчитать разве что неоправданность ожиданий, которые дали авторы своим «разветвлённым сюжетом». По факту вы явно не захотите перепроходить коробку, так как основной контент лежит на несворачивающей прямой, от которой иногда в сторону отходит маленький кусочек с новым элементом.

Ещё стоит отметить общую систему локаций, их связанности с книгой и взаимодействия с игровыми элементами: в каждый отдельный момент перед вами лежит комната и можно по ней бродить, рассматривать любые элементы, так сказать. Каждый кусочек комнаты прорисован на спецкарточке, и именно она подсказывает какой параграф нужно читать. А в самом параграфе указано, что вы там нашли, какие предметы, какие задачки, и всё это немедленно попадает в ваш «инвентарь» в виде карточек. Для более пристального рассматривания в приближении, так сказать. Некоторые предметы подсказывают, что и как делать, а некоторые срабатывают только в сочетании с другими — обо всё этом на них самих же и написано (или нарисовано). Неплохо придумано.


Итог

Я воспринимаю любую квест-настолку и «Клаустрофобию: Пробуждение» в частности, как набор головоломок. И здесь они весьма годные. Если вас интересует то же самое, то коробка зайдёт. Если вы хотите сюжета, то вам придётся подыскать что-то иное, так как история хоть и имеет привлекательную завязку, но её центральная линия, если её можно так назвать, это просто зарисовки, которые являются кнопками-включателями задач, причём порой странноватыми. Чего стоит только стена, которая ни с того ни с сего говорит персонажу: «Реши-ка уравнение»! Ну, охренеть просто подводка.

Да, посмотреть, чем всё это может закончиться, интересно, так как и концовок несколько, но проходить большую часть пути, «решая» те же самые загадки, что уже были. От проблемы абсолютно ВСЕХ существующих на данный момент настолок-квестов авторам «Клаустрофобии: Пробуждение» избавиться не удалось, но с задачками не подвели. Задания сделаны для людей с нормальными когнитивными способностями, желающими их применять. Пиксель-хантинга мало, намного, намного больше интересных решений, пусть сюжетно и увязанных «говорящими стенами».

Клаустрофобия – это боязнь закрытых пространств. Спасибо за внимание. Конец обзора.


Да ладно, я же пошутил. Разве бывают такие неразвернутые лекции на тему фобий? Для начала стоило бы описать симптомы, способы лечения, как отличить фобию от амфибии и уйму других интересных моментов. Но моя задача рассказать не о медицинском термине, а о возможных заболеваниях клаустрофобией в настольном мире. Тем более что сделать это теперь стало очень просто.

И вообще, почему эту игру так назвали – Claustrophobia? Понятное дело, что «Расстройство Кишечника» не очень выгодно смотрится с точки зрения маркетинга, и о чем эта игра была бы даже представлять не хочется. Будут ли нас пугать закрытыми пространствами? Внутри, наверное, компоненты, из которых складывается узкий проход, по которому придется ползать, пока страх окончательно не одолеет тебя. И если узкие проходы базы не будут пугать, то можно купить дополнение, где проход будет совсем узким.

Как игрушка она впечатляет. Если вы купили её и несете домой, то могу смело вас уверить в том, что то, что вы увидите, когда снимете пленку и откроете коробку, вызовет у вас только бурную радость и ликование.

Основную часть коробки занимают огромные тайлы тоннелей. Действительно немного странно видеть такие здоровые куски качественного картона, в то время как все остальные производители стараются наоборот минимизировать затраты на компоненты. По этим тайлам мы будем перемещаться. Рисунки интересные, но вид сверху. Это элементы подземного мира и таинственные помещения. Иногда на некоторых тайлах встречаются в углу пиктограммы. К сожалению, ежиков и сковородок, как в Саботере, на тайлах Клаустрофобии нету.


Спаситель – эдакий паладин с молотом в одной руке и фонарем в другой. Несет свет и правду в массы.


2 Брута, похожи на мясников в фартуке, отличаются немного по покраске, чтобы можно их было различить на поле, потому что сами фигурки одинаковые.


2 Ловкача – держат небольшой меч, лицо закрывают платком. Тоже одинаковые фигурки, но покрашены разными цветами.


Самая крутая фигурка – это демон. Он большой, грозный и впечатляющий. Его тоже интересно просто покрутить в руках, изучить. Поза у демона как будто бы он отдает приказ своим троглодитам атаковать человека, который случайно зашел не туда, куда следовало.

Браво, Asmodee (компания, которая издала игру), миньки потрясающие!


К каждой фигурке-человеку есть специальная карта характеристик с подставкой. Мне это напомнило настольные ролевые игры. Карта эта картонная, подставка обычная пластиковая, хлипкая. На карте есть название соответствующего персонажа, отверстие для кубика и таблица характеристик персонажа. Таблица, в зависимости от выпавшего кубика, дает разные статы персонажу. Так, к примеру, если Бруту после броска кубика оставить кубик с 1, то у него на этот ход будет Движение 1, Атака 4, Защита 3. А если кубик будет 6, то Движение 1, Атака 1, а Защита 6. В зависимости от того, какой мы кубик оставляем персонажу, будут меняться его возможности. Также на карте возле каждого нарисованного кубика в таблице есть отверстие. Оно сделано для фишек ранения. Если персонаж по ходу игры получит ранение, то одна из линий в таблице должна быть закрыта. В выбранную ячейку вставляется штырек ранения, это означает, что эту линию использовать нельзя.


Спасителю одного молота мало для крошева, поэтому ему в помощь выделено 6 специальных карт. Это карты со свойствами, которыми можно пользоваться во время игры.

Чтобы остальным воинам-людям не было так тяжело в бою, они могут использовать специальные карты предметов, которые также действуют на усиление персонажа.

А еще есть карты преимущества. Это когда людям станет совсем-пресовсем тяжко, они смогут воспользоваться этими картами, чтобы повернуть ход игры в другую сторону, положительную для себя. Это и предметы, и просто свойства/события.


Это все были плюшки для людей. Демон же пользуется доской судьбы. На этой доске размещены все возможные действия демона в зависимости от броска кубиков. Т.е. чтобы что-то сделать, что указано на доске, нужно потратить n-кубиков. Причем с определенными цифрами. Есть такие свойства, которые можно сделать несколько раз за ход, а есть и такие, которые играют лишь один раз. Логично, что чем больше потратить кубиков, тем лучше эффект. Для демона, конечно, лучше.


Демон может принять разный облик. Но облик этот зависит от сценария, который выбрали игроки. На каждый сценарий свой демон. За облик отвечают специальные карты, в которых содержится информация о характеристике демона – защита, атака, передвижение, количество возможных вызовов и т.д.

Картами событий пользуется тоже демон.

Ну и какой же данжен кролер без кубиков? Тут вам 1d10 и 12d6. Ой, закидаемся ими по самое не хочу.

Органайзер хороший в игре, сами компоненты хорошего качества. В общем, я очень доволен тем, что вижу. Свою цену игра отбивает легко. Может даже еще и слишком легко.

Данная настольная игра предназначена сугубо для 2 игроков, ни больше, ни меньше. Один играет за людей, второй за Зло, т.е. демона.

Основная механика игры описана в правилах игры, а вот цели, количество фигурок и т.д. регулируется сценарием. Может быть, такой момент может отпугнуть некоторых игроков, в частности новичков, которые сами решат разобраться в игре. Потому что только сценарии структурируют игру, давая полную картинку происходящего.

Правилами описаны ходы людей и демона, а так же нюансы по размещению фигурок на тайлах.

Ход разделен на следующие фазы:

1) Определение статов людей. Это значит, что берутся кубики (по количеству фигурок-людей), их бросают и распределяют по подставкам персонажей.

2) Игрок-человек выполняет различные действия. В эту фазу он может двигать фигурки на соседние тайлы (1 Движение = 1 клетка), вступать в битву с троглодитами или демоном, выполнять действия с помощью карточек.

3) Фаза угрозы. Игрок-демон бросает 3 кубика и решает, как их потратить на доске судьбы. Что он может выбрать:


И т.д.

4) Игрок за демона может совершать действия – двигаться, атаковать, разыгрывать карточки.

Дальше в правилах идут подробные объяснения, что такое передвижение, как атаковать и прочие нюансы. Например, на одном тайле не может быть больше трех фигурок с каждой стороны.

Игрок-человек может исследовать новые тайлы. Тратишь движение, вытаскиваешь из общей стопки один тайл и игрок-демон решает, с какой стороной ставить тайл к тому тайлу, где стоит человек. Вытянутый тайл может даже оказаться тупиком, что мало обрадует игрока-человека.

Битва происходит следующим образом:

Всё самое интересное спрятано в сценариях. Именно там вы узнаете цели своей миссии, а также расстановку фигурок на поле.

Возьмем, к примеру, первый сценарий «Выжившие». В нем сказано, что люди, которые спустились в подземелье, встретились с превосходящим по силам Злом, в результате чего отряд был практически полностью разбит. Выжило только 4 человека. Задача людей – найти выход из подземелья. Игрок-человек пытается спасти своих персонажей, а игрок-демон пытается догнать и добить остатки отряда. Игрок за людей побеждает, если хотя бы два его человека доберутся до выхода.


Игра начинается на единственном тайле с пентаграммой. Далее игрок-человек начинает исследовать новые тайлы. На новый открытый тайл кладется кубик d10. На первый открытый тайл кубик ставится цифрой один. На следующий тайл, который будет положен рядом с этим, кладется кубик уже цифрой 2. Когда игроки доходят до 10-го тайла, то этот тайл будет выходом.

Особенность появления троглодитов и демонов в том, что они приходят только на пустые тайлы и если есть неисследованный ход на нем. Т.е. как бы из тени/пустоты. Это правило общее для всех сценариев.

В сценарии «Бейте их по больному месту» Спаситель и команда обязаны найти в подземелье демона и его вынести любым способом.

Сейчас с сайта, посвященному игре, можно скачать множество новых сценариев, которые придумал Croc дополнительно к существующим, а также фанатские сценарии, разработанные другими игроками. Я уверен, что скучно не будет.

Когда видишь такую большую коробку, начинаешь игру сразу уважать. А когда рассматриваешь компоненты, то уважаешь еще больше. И естественно, что думаешь, что перед тобой сложная игра. Если не хардкор, то, по крайней мере, что-то похожее.

Что для русского хорошо, то немцу смерть. Эту фразу можно изменить на «что Бруту 6, то наемнику 1». Одна и та же цифра на кубике может одному персонажу дать больше атаки, но уменьшить защиту и движение, а второго сделать очень быстрым, но слабым. И это в разных ситуациях имеет разную пользу. Если вам нужно срочно мчаться в сторону выхода – лучше максить скорость. Если вы готовы к драке – комбат + защита.

Конечно, если вы выбрасываете много кубиков с одинаковыми цифрами, то стратегия становится узкой. И чем ближе конец игры, тем больше ран у людей (закрытых кубиков), соответственно тем меньше вариантов для действий. Но поэтому эта игра и называется Клаустрофобией, чтобы мы начали под конец игры паниковать, чтобы было чего волноваться. Но… это всё касается людей.

Роль демона в игре достаточно простая – вовремя подкидывать троглодитов на карту. Казалось бы, 12 вариантов событий находится на карте судьбы, но после броска кубиков, большая часть этих событий становится недоступной. Стратегия сужается, выбираешь самый «вкусный» вариант и всё – опять вводи троглодитов на карту. После чего ими же кусаешь человечков.

Как мне кажется, играть за демона проще. Почти во всех сценариях его задача вовремя передушить Спасителя и Ко. Его цель видна сразу же с начала игры – вон они стоят на стартовом тайле.

В то время как игроку за людей необходимо выбрать оптимальные характеристики для персонажей, уйти с тайла таким образом, чтобы не оставить слабых персов сзади. Как обеспечить целостность и сохранность самого важного своего героя?

Атмосферность… Не могу сказать, что в игре есть впечатляющая атмосфера. Но она есть. Всё-таки ощущение того, что ты в подземелье, есть. Всё из-за того, что тайлы могут попасться разные. Идешь-идешь, а тут бац – тупик. Или выпадает тайл, где может находиться только один герой. Оп – появляется тайл с дырой, откуда могут выползать троглодиты.

Но при этом не пропадает ощущение гротеска. Croc, судя по всему, человек с чувством юмора. Посмотрев на фигурки людей, не возникает ощущение, что они герои. Так, какие-то отщепенцы-уголовники с огромным холодным оружием в руках вышли погулять по тоннелю. Троглодиты получились смешными, хотя до импов из Dungeon Pets им далеко. Всё происходящее на поле кажется каким-то вычурно нелепым, в хорошем смысле этого слова. В духе фильма «Зловещие мертвецы» (особенно 4-ая часть), где с одной стороны боевик, а с другой черная комедия. Нет ощущения, что одна сторона злая-презлая, а вторая очень добрая и светлая. Но это скорее мои личные впечатления, которые я никому не хочу навязывать. Может быть, у кого-то будут совсем другие впечатления от игры, в которых всё происходящее на столе будет восприниматься на полном серьезе.


О том, что действие происходит в Новом Иерусалиме, что это происходит в давние времена, как-то совсем не думаешь. Именно поэтому, как мне кажется, атмосферность как-то немножко теряется. Ощущение того, что ты по узкому проходу бегаешь есть. Смотришь на плоский тайл с открытым ходом и реально ждешь, что оттуда вылезут трехмерные троглодиты. Поэтому не могу сказать, что перед нами «тетрис», в котором правит абстрактность.

Всё-таки вы играете в игру, а не она играет вами. Только вы решаете где исследовать новый тайл, как распределить кубики, взять новых троглодитов или карточку события, пойти в обход или прямо и т.д. С другой стороны этого всего, конечно, стоят кубики. У вас 3 человека, вы бросаете 1, 1, 1 – да, стратегия в этом ходу погибла под рандомом, но это воля случая.

Это одна из немногих игр, где играть за Зло весело. Никто не хочет играть за Дракулу в Ярости Дракулы, за Ву-Фенга в Ghost Stories, за Overlord’a в Descent и т.д. Но играть за демона в Клаустрофобии забавно. Против кого ты играешь? Против уголовников. Чем они лучше/хуже? А троглодиты вообще очень милые существа, только что когтистые и зубастые.

Всё-таки хорошим и положительным моментом можно назвать быстротечность партий. Даунтайм невысокий, решения принимаются быстро, сценарии не заставляют гонять фигурки взад и вперед по несколько раз. В принципе, сценарий можно сыграть за полчаса. Максимум за час, наверное. И ощущения тяжести после партии нету. Поэтому после одной игры можно начать сразу вторую.

Пожалуй, играть за людей немного сложнее. Всё-таки людям приходится придерживаться определенной тактики. Где-то плюнуть на отставших человечков, если для победы нужно привести к выходу только двух. Где-то лучше остаться и истребить троглодитов, если их много, плюс сконцентрироваться на демоне. В то время как демон просто берет и атакует. Догнать-убить – вся стратегия.

Игра только на двоих, как ни крути. Не получится добавить третьего просто никак. Можно, конечно, разделить фигурки человечков между двумя игроками (демон в любом случае будет 1), но это решение просто уменьшит игровое время и удовольствие от игры для игроков за людей. С другой стороны, часто бывает, что некоторым сложно найти третьего и уж тем более четвертого или пятого игрока. К примеру, муж и жена, друзья играть не хотят, дети еще маленькие. Вот они могут спокойно взять такую игру и играть в неё вдвоем.

А еще правила постоянно дорабатываются, часто выходят эрраты (поправки). Поэтому неплохо было бы следить за сайтом игры, чтобы быть в курсе того, что изменили в игре. Но на это скорее всего нужно обратить внимание, если мы сами чувствуете, что в базовой игре есть дисбаланс. Если вам всё нравится, то и без эррат живется хорошо. Но имейте в виду, что если вы купите игру, то в правилах уже есть изменения.

Подведу итог. Claustrophobia – неожиданно оказалась очень красивой игрой с прекрасными компонентами. Она несложная, правила простые, но хотелось бы, чтобы они были немного сложнее, как на мой вкус. Если вам нравится сеттинг игры, нравится бросать кубики, то игру определенно стоит взять. Но не рассчитывайте, что придется ломать голову над ходом. Фановая игра.

Читайте также: