Каратель рыцари марвел обзор

Обновлено: 07.07.2024

Обзоры в этом городе нужно расшевелить.

Вспомните самый безбашенный, самый жестокий, самый адреналиновый, самый запоминающийся голливудский боевик 80-90-ых, какой вы только смотрели. А теперь представьте, что людям, ответственным за его создание, отказало всякое чувство меры и вкуса, прямо пропорционально увеличив их изощрённость и изобретательность. При этом – подключилась богатая фантазия и крайне тонкое чувство отвратительно-чёрного юмора. А до кучи – исчезли практически всякие бюджетные ограничения. Представили? Выкрутите яркость этой картинки на максимум и сохраните её в памяти. Потому что примерно так можно лучше всего описать знаменитый первый ран Гарта Энниса про Карателя, вышедший в рамках импринта «Marvel Knights». В конце прошлого года объёмная первая часть этого рана была выпущена на нашем рынке издательством «Комильфо» в формате здорового 500-страничного твёрдого кирпича. Следовательно, пора бы уже и нам передёрнуть затвор и как следует разобраться – почему же этот человек так ненавидит преступность?


Вообще, чтобы уловить значимость этого комикса для современного образа персонажа, достаточно понять вот что – вы, скорее всего, сами того не зная, с ним уже сталкивались. Ведь стартовые арки серии (которые и содержит первый том) были адаптированы для широкой аудитории аж трижды. Совсем недавно работой Энниса частично пользовался сериал «Сорвиголова», в 2004-ом году комикс лёг в основу кинематографического приключения с Томасом Джейном, а русскоговорящему человеку эта история особенно хорошо знакома по видеоигре, которая получила поистине легендарную отечественную озвучку с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Ситуация с последней, кстати, настолько же трагична, насколько смешна. Игра оказалась так близка к первоисточнику и с такой дотошностью его воспроизводила, что Гарт Эннис значился её сценаристом. И ведь действительно, по меркам игровых боевиков тех лет – сюжет в «The Punisher» просто отличный. К сожалению, российские геймеры были вынуждены не столько следить за тем, как Фрэнк раскрывает им свой зловещий план сидя в тюремном изоляторе, сколько задаваться вопросами типа – где черти носят Мориса? И как, мать вашу, сто бойцов запрыгнули в броневик?


Надо сказать, что такая популярность у серии взялась не с потолка. В 2000-ом году вступительная лимитка из двенадцати номеров не просто принесла создавшим её Эннису и художнику Стиву Диллону широкую мейнстримную известность, но и привела в форму самого персонажа, репутация которого была сильно подмочена после череды провальных онгоингов и скандально известной минисерии, в которой умерший и воскрешённый Кастл поступил на сверхъестественную службу к ангелам и демонам. Собственно – первым, что сделал Гарт беря бразды правления, был полный отказ от предшествовавшего мистического конфуза. Его Каратель вновь стрелял строго по людям и делал это из сугубо личных побуждений. Как выяснилось – этого, вкупе с высокой планкой общего качества, было более чем достаточно, чтобы продажи взлетели, персонаж вернул себе статус хедлайнера издательства, а сценарист закрепил за собой звание главного автора историй про Фрэнка Кастла, которые он крайне успешно пишет вот уже двадцать лет.


Короче говоря – более значимого сюжета про Карателя, как ни крути, не существует. Ровно как не существует и более удачного способа ознакомиться с ним на русском языке, чем свежий томик «Комильфо». Так что давайте разберёмся с тем, что вы в нём найдёте.


Первыми в книге идут, разумеется, те самые двенадцать глав лимитки, неофициально известной как «Welcome Back, Frank». В них главный герой возвращается обратно в Нью-Йорк, под псевдонимом «Джон Смит» заселяется в апартаменты на окраине и сразу же берётся за работу. Первой в его списке значится предельно простая задача – подчистую вырезать главную криминальную «семью», обосновавшуюся в городе в его отсутствие, которую возглавляет суровая старушка Ма Нуччи. Само собой – Фрэнк сразу достигает в этом весьма внушительных успехов. Однако тут в дело вступают обстоятельства.


С одной стороны – Кастлу приходится сожительствовать с кучей колоритных соседей по дому, которые так и норовят сунуть нос в его дела. С другой – по его следу идут не только старые супер-приятели, вроде Сорвиголовы, но и специальный отряд полиции, члены которого не отличаются большим опытом, не обладают должными ресурсами, однако могут похвастаться завидным рвением. С третьей – Ма и её компания пойдут на всё, чтобы удержать власть и остаться в живых, будь то взятки, сговор, особая жестокость, или же привлечение к делу заморских профессионалов (а именно – конкретной, крайне колоритной персоналии, с говорящим прозвищем Русский). Ну и конечно – Нью-Йорк, это такой город, который всегда имеет на своих обитателей собственные планы, против которых не попрёшь. И кстати – откуда у Фрэнка появилась целая армия кровожадных подражателей?


За лимиткой следуют первые пять номеров онгоинга, запущенного сразу после её завершения, которые, в лучших традициях голливудских боевиков, служат своеобразным сиквелом к её событиям и прямо продолжают рассказанную историю. Те герои, что остались в живых – встретятся вам снова. Некоторые злодеи, что казались мёртвыми – воскреснут. А лучше всего – на сцену из-за кулис выйдут особо крупные игроки, которые чужими руками пытаются разделаться с гигантской занозой в заднице, которой для них оказывается протагонист. И когда мы говорим «крупные», мы имеем ввиду действительно КРУПНЫХ недругов, что могут быть не по зубам даже Кастлу. Впрочем – все люди становятся равны перед дулом пистолета, верно? Короче говоря – ставки вдвое выше, взрывов в два раза больше, количество веселья удвоено, а главный герой не идёт ни на какие компромиссы. Видеокассета, правда, в комплект не входит.


В качестве приятного бонуса к основным главам – в книгу включён ваншот «Каратель уничтожает вселенную Marvel» с рисунком Дага Брэтвэйта. Выпущенный в 1995-ом – этот «what if?»-сюжетец стал истинной первой работой Гарта Энниса как над Карателем, так и для издательства. По сравнению с остальной книгой – этот комикс является скорее просто милым пустячком. Размышлением из разряда «если бы семья Кастла умерла в автокатастрофе, Каратель бы убил всех автомобилистов». В придачу – автор утверждает, что куски диалога в выпуске были переписаны без его ведома, что стало причиной его отказа продолжать сотрудничество с компанией вплоть до запуска «Marvel Knights». Так что читайте и делайте выводы.


Наконец – последние страницы здорового фолианта содержат ценные дополнительные материалы. Среди них – вступление Джимми Палмиотти (одного из основателей импринта «Marvel Knights») для одного из переизданий серии, послесловие Гарта Энниса, его же «манифест», в котором он описывает основную суть своей задумки, сценарий для нескольких страниц и, естественно, порция самых разнообразных обложек. Вроде бы не так много – однако ценность у всего этого колоссальная. Если вам интересно чем руководствовался мастер создавая такое безбашенное приключение – вас всё перечисленное очень заинтересует.


Если давать «Карателю» образца «Рыцарей Marvel» какую-то оценочную характеристику, то проще всего будет взять уже готовую, однажды озвученную самим его создателем. Данная вариация похождений Фрэнка – всё равно что мультик про Дорожного Бегуна с рейтингом 18+. Исключительно развлекательное чтиво в духе классических американских фильмов про линчевателей, вроде «Грязного Гарри» и «Жажды Смерти», выполненное с поправкой на современные (конец 90-ых, начало 00-ых) запросы аудитории. Может ли оно встать в один ряд с более поздними работами Гарта про персонажа, что носят логотип «MAX» на обложке? Вы что, смеётесь? Конечно нет! Здесь нет глубоких моральных дилемм, злободневных социо-политических вопросов, суровой военной драмы, реалистично-мерзкого насилия, пробирающих до глубины души сюжетных откровений или невероятно умных авторских мыслей. Потому что Эннис и не собирался всё это сюда пихать.


Этот конкретный ран – высококачественное и изобретательное развлечение без тормозов, красочно нарисованное мастером резвого визуального повествования, главная задача которого состоит исключительно в том, чтобы заставить читателя вжиматься в кресло от количества адреналинового экшена, и заливаться слезами смеха от нарочито карикатурных ситуаций, в которые попадают персонажи. Этот «Каратель» – не «Апокалипсис Сегодня». Это – «Крепкий Орешек» на максимальных настройках. Ярчайший представитель совершенно другого жанра, ценимый знатоками за присущие ему качества. Так что, когда будете открывать сборник, заранее освободите голову от заумной ерунды. Потому, что если вы этого не сделаете сами – Эннис и Диллон вам её вышибут, вместе с мозгами.


А главное, что вам нужно знать про издание от «Комильфо» – здесь есть качественный перевод на русский от Руслана Хубиева. Соответственно – главный герой не разглядывает свой член в микроскоп (платиновые цитаты былых лет), и часть шарма, которым этот сюжет обладает для отечественного фаната Карателя, была безвозвратно утрачена. Вероятно – оно и к лучшему. Помимо этого достоинства – все пять сотен страниц издательство умудрилось запихнуть в компактный, опрятный и привлекательный томик, который приятно держать в руках и видеть на полке, а крутая твёрдая обложка и прочный корешок должны обеспечить ему долгую жизнь. Важный нюанс – откровенного мата ни в оригинале, ни в переводе не присутствует, не смотря на плашку про ненормативную лексику. Комикс действительно испещрён довольно невинными ругательствами (вроде «мудак», «кретин» и «грёбаный»), о которых «Комильфо» вас и предупреждают на лицевой стороне книги, однако ничего такого, от чего бы у вас мгновенно завяли уши, вы в «Карателе» не встретите. Впрочем – другого взрослого контента тут всё равно навалом.


Соответственно – подытожим. Кому стоит покупать этот здоровый фолиант?

  • Естественно – любому, кто интересуется Карателем.
  • Почитателям Гарта Энниса и Стива Диллона, которые хотят посмотреть на достаточно редкий выход этих авторов на большую сцену мейнстримной супергероики.
  • Тем, кто хочет получить быстрый, весёлый и захватывающий боевичок с размахом, который не стесняется натуралистичного насилия и откровенно дикого чёрного юморка.
  • Нет, ну чего ещё вам не хватает? Давайте, тащите свою жопу в магазин, если не хотите закончить как Морис!


Исходя из озвученного выше, мы можем сделать следующий вывод – «Рыцари Marvel. Каратель. Том 1» рекомендуется всем, кто желает увидеть один из лучших примеров классического американского боевика эпохи видеосалонов, выполненный в формате комикса. Со всеми преимуществами, что этот формат дарует.


Мало где ещё вы сможете найти настолько бескомпромиссного протагониста, попавшего в руки к одному из самых бескомпромиссных дуэтов комикс-индустрии, который решает не ограничивать себя никакими рамками морали, приличия и здравого смысла, и просто-напросто предложить потребителю то, чего он хочет на самом деле – бойкого и развесёлого экшен-сюжета, в котором заглавный суровый мужчина крошит в труху невообразимо злых людей, которые не остановятся ни перед чем, чтобы спасти свои шкуры. Что здесь ещё сказать? Это явно научит их.

Как вы прекрасно знаете – премьера сольного приключения главного женского персонажа киновселенной Marvel была отложена аж до начала ноября, в связи с бушующей пандемией. А это значит, что если вы хотите провести время в компании нашей смертоносной соотечественницы – Наташи Романовой – у вас не остаётся иного выбора, кроме как читать про неё комиксы. С чем в издательстве «Комильфо» и рады вам помочь. В их новой книге собрана не одна, не две, а целых три истории с Чёрной Вдовой в главной роли. Каждая из них по-своему уникальна, и готова предложить читателю не только лихо закрученный сюжет, но и свежий взгляд на заглавную героиню. И сюрпризы начинаются прямо с того, кто этой героиней оказывается.


Как вам уже известно благодаря рекламе готовящегося к выходу блокбастера – Чёрных Вдов во вселенной Marvel было несколько. Помимо всем известной Наташи, это прозвище носила и другая девушка – Елена Белова. Елена – выпускница той же супер-шпионской школы, в которой в своё время училась Романова, и единственная из её учениц, что смогла показать столь же высокие результаты, что и рыжеволосая мстительница. Однако чего Лене всё ещё не достаёт – так это опыта. И именно за тем, как Белова его набирается, нам и придётся следить по ходу сюжета всех трёх лимиток. Однако не переживайте – той самой Вдовы в них тоже хватает. Давайте взглянем на каждую историю отдельно.


Итак, первый сюжет носит название «Крошка-Паучок». За сценарий тут ответственна Девин Грейсон, а рисунком занимается блистательный Дж. Г. Джонс. В нём – правительства сразу двух стран, США и России, поручают Наташе Романовой пробраться в государство Рапастан, чтобы выкрасть новое опасное биологическое оружие из рук местных террористов. Чего Наташа не знает, так это того, что российские наниматели отправили по её следу ещё одного агента, который ждёт не дождётся, когда наконец сможет выяснить, чего на самом деле стоит Романова.


Из всех трёх историй в сборнике – именно «Крошка-Паучок» скорее всего приглянется наибольшему количеству читателей, в силу своей прямолинейности и упора на то, чего от книги будет ожидать покупатель, глянув на обложку и название. Грейсон делает акцент на классическую шпионскую историю в супергеройских декорациях, а несущей стеной повествования делает именно Романову, а не её молодую и перспективную конкурентку. Несмотря на весьма скромный «хронометраж» – по ходу рассказа читатель вместе с героиней успеет побывать сразу в нескольких точках земного шара, сойтись в ожесточённых боях с превосходящими силами противника и пережить пару довольно предсказуемых, но всё равно приятных сюжетных поворотов из серии «кто кого на самом деле перешпионил». Однако главным достоинством лимитки всё-таки является именно её рисунок. В случае с «Крошкой-Паучком» – на нашу долю выпадает та редчайшая счастливая случайность, когда визуальное качество содержания ничуть не уступает качеству арта на обложке. Иллюстрации Джонса наполнены жизнью и энергией, а русские красотки в облегающих кожаных костюмах, вышедшие из под его карандаша – сексуальны просто до безумия. Не в обиду Девин, но с такими женщинами – кому вообще нужен сюжет?


А вот уже вторая история под названием «Срыв» может похвастаться куда большей степенью экспериментальности. С написанием сценария для неё Девин Грейсон помог небезызвестный Грег Рака, а за карандаш и цвет отвечал Скотт Хэмптон. Если «Крошка-Паучок» была шпионской байкой в духе Джеймса Бонда, то этот сюжет скорее похож на кинематографические злоключения Джейсона Борна (хотя, справедливости ради, комикс был опубликован до релиза первого фильма). Руководствуясь своими собственными таинственными мотивами, Наташа, заручившись поддержкой Сорвиголовы и З.А.Щ.И.Т.ы, похищает Белову и, при помощи чудес медицины вселенной Marvel, меняется с Еленой не только телами, но и жизнями. Очнувшись в другой стране, в чужом теле, с незнакомым мужчиной и при неясных обстоятельствах – юная Вдова будет пытаться выяснить, что за чертовщина происходит вокруг неё, а в процессе изо всех сил стараться сохранить здравомыслие.


В отличие от простенького, пускай и солидного сольного выхода Грейсон – её коллаборация с Ракой качественно расширила сюжетные границы комикса, а заодно добавила ему большей глубины. «Срыв» намного запутаннее, психологичнее и напряжённее, чем его предшественник. Весь экшен и географический обхват были ужаты до нескольких простеньких перестрелок и одного единственного города, однако ставки и количество действующих лиц, напротив – выросли. Теперь на кону не только гордость, но и здравомыслие Елены, а вместо нескольких чемоданчиков с биологическим оружием шпионки охотятся за забытыми ядерными боеголовками времён холодной войны.


Среди значимых персонажей – Сорвиголова, до этого мелькнувший в предыдущем сюжете, российский генерал Сталенко, нанимавший Наташу в нём же, и Ник Фьюри, как обычно стоящий на страже американских интересов. Визуалу Скотта Хэмптона не достаёт живости и энергии иллюстраций Джонса, однако нуждам комикса он соответствует даже лучше, добавляя происходящему нуарной таинственности, напоминающей о фильмах вроде «Третьего Человека». Ко всему прочему – с эмоциями и мимикой героинь он справляется даже лучше, а роскошный акварельный колоринг и вовсе делает из каждой страницы маленькое произведение искусства.


Наконец, третья часть сборника, лимитка «Бледный Паучок», сосредотачивается на Елене, полностью убирая Романову из уравнения. На этот раз пишет только Грег Рака, а рисует Игор Кордей. Данный сюжет – словно коварный грек, что затаился внутри троянского коня. «Бледный Паучок» родом вовсе не из импринта «Marvel Knights», в честь которого названа книга, а пробрался сюда из небезызвестного «MAX Comics», который, как вы помните, специализировался на чернушных трэш-сюжетах с матом, кровищей, обнажёнкой и прочими «взрослыми» прелестями. Если не брать во внимание один момент в «Срыве» – таким высоким возрастным рейтингом сборник явно обязан именно «Бледному Паучку», в котором юная Елена попадает в подпольный БДСМ-клуб, где при неизвестных обстоятельствах погиб её наставник.


Как говорится, за мат извени

Как-то трезво оценить этого «Паучка» довольно тяжело. Достаточно сказать, что это чистый сексплотэйшн-сюжет, и всё ваше отношение к нему будет зависеть только от того, как вы относитесь к этому жанру в целом. Если вам интересно понаблюдать, как девственница попадает в вертеп разврата и узнаёт пикантные подробности ночной жизни своей отцовской фигуры, в процессе открывая новые грани собственной сексуальности (и немного расследуя убийство) – вам будет, о чём тут почитать. Правда на чересчур откровенные сцены не рассчитывайте. Что касается рисунка Кордея, то он ровно такой, какой нужен подобному сюжету – грязный, натуралистичный и неплохо детализированный.


Само издание от «Комильфо», вобравшее в себя эти три истории, получилось весьма приличной книжицей. «Рыцари Marvel. Чёрная Вдова» – очень опрятный, твёрдый и компактный сборник. Особенно хорошо выглядит толстый, прочный корешок, который кажется весьма надёжным, и добавляет комиксу привлекательного визуального объёма.


Он отлично лежит в руке и удобно читается. Перевод не вызывает особых нареканий, однако местами, из-за обилия текста и резких скачков с «русского» (для ясности написанного транслитом) на переведённый английский – читать комикс становится не слишком комфортно. Впрочем, эту претензию скорее стоит адресовать самим писателям. Что интересно – сборник выпущен с двумя обложками, между которыми поровну поделен его тираж.


Одна – с более известной Чёрной Вдовой на лицевой стороне. Вторая, более честная – с Еленой Беловой. Поскольку мы, на GeekCity, безмерно уважаем ветеранов – выбрали вариант с рыжей бестией. Как видите сами – Наташа на нём выглядит просто великолепно.


Среди дополнительных материалов – кратенькие комментарии Девин Грейсон и Дж. Г. Джонса, небольшая галерея набросков, пара дополнительных обложек и коротенький юморной рассказ Аманды Коннер, с её же иллюстрацией.


Ну а теперь подытожим. Кому и зачем покупать «Чёрную Вдову»?

  • Вы любите качественные тематические сборники про супергероев.
  • Вы хотите получить много разных комиксов по цене одной книги.
  • Вам хочется почитать чего-нибудь про сильных, смелых и невероятно сексапильных женских персонажей.
  • Вам в целом хочется иметь побольше визуальной красоты на книжной полке.
  • Вы совсем заждались фильма, и вам немедленно нужно что-то узнать про его героинь.
  • Вы что, не патриот?

Словом, «Рыцари Marvel. Чёрная Вдова» – покупка необязательная, но весьма любопытная, и своих денег стоящая. Сборник не только хорошо оформлен и внешне привлекателен, но ещё и радует читателя точно такой же привлекательностью внутри, которая идёт рука об руку с недурными, разнообразными, в меру интригующими сюжетами. В конце концов – вам наверняка хоть раз было интересно посмотреть, как в западных комиксах адекватно пишут про наших земляков. Учитывая, что Вдова, на данный момент, самая известная славянская красотка в поп-культуре – лучше способа удовлетворить своё любопытство вам найти не удастся.

Каратель - один из самых популярных антигероев в истории комиксов, знакомый каждому, кто более или менее разбирается в медиа-культуре. Печальная ирония в том, что успешно дебютировав в "The Amazing Spider Man № 129" за февраль 1974 года, он долгое время оставался на задворках истории, так как Marvel боялась возможных обвинений в пропаганде насилия.

Так продолжалось аж до 1986 года, когда цензура в индустрии комиксов заметно ослабла, а сюжеты становились всё более сложными и жестокими. Тут то Marvel и вспомнила про Карателя и решилась ради эксперимента на выпуск мини-серии “The Punisher: Circle of Blood”, поставив перед собой цель расширить историю и потенциал героя. Решение было настолько удачным, что Каратель впоследствии обзавёлся полноценной линейкой комиксов, которая в итоге развилась до спин-оффов “The Punisher War Journal” и “The Punisher War Zone”.

Но, увы, популярность постепенно угасала, продажи заметно падали, а всяческие попытки вернуть персонажа “в строй” оборачивались катастрофой. Например, существует мини-серия 1995 года про то, как Каратель присоединяется к мафиозному клану (!) и противостоит Людям Х, попутно обзаведясь любовницей (!!). А мини-серия под громким подзаголовком “Чистилище” и вовсе повествует о том, как Каратель воскресает из мёртвых и в виде зомби продолжает войну с преступностью.

Всем стало ясно, что серии нужна мощная встряска, и она случилась, когда за дело взялся сценарист Гарт Эннис (он же создатель “Пацанов”). Закончив работу над “The Preacher” и “Punisher kill the Marvel Universe”, Эннис решил “перезапустить” историю Карателя, вернув персонажа в пропитанный грязью преступный Нью-Йорк. Серия вышла под принтом “Marvel Knights” в 2000 году и дала старт новой линейке приключений Касла.

Порадовало и то, что сборник “Marvel Knights. Punisher” наконец-то добрался до России в виде увесистого омнибуса, куда были включены две мини-серии под условными заголовками “Welcome back, Frank” и “Well Come on Everybody and Let's Get Together Tonight”, а также мини-выпуск “Punisher kill the Marvel Universe”; их то и рассмотрим в этой статье.

В “Welcome back, Frank” Каратель пытается уничтожить преступный клан Ньючи, куда входит жесткая старушенция Ма, её двое сыновей-наркоманов и до кучи наёмников и солдат. Естественно, Ма тут же прознаёт про героя и в свою очередь отправляет к нему всё больше и больше бандитов, главным из которых является беспощадный и туповатый громила по кличке Русский.

Чтобы вы понимали значимость выпуска для персонажа и вселенной в целом замечу, что её элементы в том или ином виде были адаптированы для фильма “Каратель” с Томасом Джейном и одноимённой игры 2005 года. Параллелей и схожих моментов столько, что Эннис там числится чуть ли не сценаристом. Например, соседи Касла, которые пытаются подружиться с угрюмым линчевателем и Русский появляются в фильме; детектив Ньюман и его сексапильная напарница-лесбиянка, ма Ньючи и её сыновья, Сорвиголова и битва в зоопарке - в игре.

Сюжет “Welcome back”, конечно, предсказуем, однако это не мешает наслаждаться происходящим на страницах, словно смотришь пропитанный адреналином задорный боевичок из 90-х. А происходит тут много чего. Безумное количество экшена (Касл без всяких слов выкашивает толпу врагов из пулемёта, не забыв при этом кинуть парочку гранат), мрачные рассуждения Карателя о человеческой природе, ироничные сцены с неудачником детективом, на которого продажное начальство повесило дело о Карателе, драки, погони и даже использование белого медведя, как оружие возмездия (!). Ну а бой Карателя с Русским, наверное, самый задорный и безумный по своему содержанию во всем выпуске.

Параллельно основному сюжету идёт история про маньяков, которые, вдохновившись деятельностью Касла, решают взять правосудие в свои грязные руки. И если вы думаете, что Каратель обзаведётся личной командой, то спешу удивить - сцены с подражателями (коих три - безумный священник, нацист-мажор и качок с автоматом) служат демонстрацией психических наклонностей, прикрытых “праведной” борьбой против несправедливости. Там, где Каратель старается не трогать случайных свидетелей, троица, не моргнув глазом, выкашивает всех, кто по их “мнению” может быть грешен.

Смысл этой сюжетной линии? Во-первых, она вносит разнообразия в прямолинейную формулу основного сюжета. Во-вторых, Эннис противопоставляет две тёмные стороны медали, позволяя читателю самому ответить на главный вопрос: “А такое уж зло этот Каратель?”.

Что касается самого героя, то его образ в комиксе самый что ни на есть привычный современному поклоннику персонажа. Здешний Фрэнк Касл - закалённая в боях машина для убийств, которая живёт ради одной цели - истреблять зло, ибо так нашептали “ангелы”; и чтобы не забывать об этом Касл всячески запрещает себе сближаться с людьми (что видно по его отношению к соседке Джоан), хотя и понимает, что иногда без помощников никуда. С врагами он жесток и ради их истребления не чурается использовать всё, что попадётся под руку, вроде тех же белых медведей, которых он лихо натравливает на бандитов Ма. Любая маломальская экшен сцена разбавляется его рассуждениями, в которых он “возвышает” себя перед другими (отчасти, справедливо) либо же цинично комментирует происходящее.

Но самая мякотка начинается, когда Эннис сталкивает Карателя с супергероями, проявляя тем самым свою ироничную натуру, как сценариста. На фоне сурового, как глыба, Касла, “герои в трико” выглядят натуральными болванчиками, живущими в своём серо-белом мире. Сорвиголову, например, герой буквально заставляет сделать садистский выбор: “спустится в бездну” или с позором принять поражение перед невозможность решить конфликт “дракой и уговорами”; а Человека-Паука и вовсе использует, как живой щит против обезумевшего Русского.

Впрочем, Эннис не забывает и про остальных персонажей, чьи образы и характеры идеально дополняют атмосферу истории. Детектив, который, несмотря на череду неудач, почему-то держится за жизнь; ещё более несчастный психолог, чья психика расшатана настолько, что между ним и суицидом лежит неосторожная критика; серая мышка Джоан, которая кажется робкой, но в нужный момент придёт герою на помощь; злобная и стервозная Ма Ньючи, которая относится к своим подчинённым, как к мусору; ну и, конечно же, Русский - самый колоритный персонаж выпуска: весёлый, жестокий и невероятно сильный богатырь, который, как кажется, живёт в собственном мире и наслаждается беспричинным насилием. Появившись ровно на 2 главы, он запоминается не хуже главного героя и в целом является чуть ли не равным соперником Касла.

Что касается рисунка, то тут работа проделана на все пять баллов. Хорошая детализация, прекрасная работа с цветами, идеально подобранные ракурсы - а большего тут и не надо.

Вторая история в сборнике носит условное название “Well Come on Everybody and Let's Get Together Tonight”, и рассказывает о том, как Каратель в очередной раз сталкивается с Русским (да, этот весёлый громила стал практически неуязвим), а после пытается выяснить, кто же его заказал. Следы приводят его на отдалённый остров Райкер, где некий генерал с личной армией наемников готовится сбросить атомную бомбу на Францию.

Если “Welcome back” идеально держалась на грани между олдовым боевиком и чернушным безумием, то сиквел делает резкий перевес на сторону задорного треша.

Посудите сами: Русский теперь мало того, что стал киборгом, так ещё и “отрастил” себе пару пышных грудей, на которые обращают внимания все, кому не лень (кроме Карателя - он выше этого!); супергерои тут выглядят ещё более беспомощными клоунами, которые только мешаются Каслу под ногами (впрочем, тот всегда найдёт им достойное применение); неудачник Ньюман снова окажется на краю пропасти, однако найдёт утешение с женщиной, которая, как кажется, является его матерью; а Каратель, аки Рэмбо будет прятаться в джунглях и поодиночке убирать незадачливых коммандос.

При этом сюжет стал более лёгким и изобилует многочисленными перестрелками и драками, из которых Каратель всегда выходит победителем - куда ж без этого. Другое дело, что читать это по-прежнему интересно, особенно тем, кто после нудного рабочего дня хочет окунуться в классический боевик про брутального антигероя, в очередной раз спасающего мир (пусть и не по своей роли).

Единственное, что удручает - отсутствие полноценного финала. Едва сценарист раскрывает перед читателем все карты, как сюжет резко обрывается, подводя историю Касла к следующей сюжетной арке. А вот когда она выйдет на прилавки российских магазинов - вопрос большой. Хочется верить, что скоро.

Ну и последней историей в сборнике является мини-арка “Punisher kills the Marver Universe” также за авторством Энниса (кстати, первая его история про Карателя в издательстве). Каноном её, естественно, нельзя считать ни в коем случае, но с точки зрения событий “а что если…” кажется любопытной.

Так уж получилось, что в этой вселенной семья Касла погибает от рук Мстителей, которые в очередной схватке против Магнето и его команды случайно разрушают половину города. Однако, вместо искреннего раскаяния, команда Капитана Америки лишь отмахиваются холодным “Простите”, чем вызывают неистовый гнев бывшего военного - так Касл нарекает себя Карателем и выходит на тропу войны против супергероев.

Если говорить кратко (а много и не получится, так как выпуск читается примерно за десять-пятнадцать минут), то “Punisher kills” это такая предтеча “Пацанов”, только более прямолинейная и приправленная типичным “карательским” стилем. Всеми любимые супергерои оказались натуральными эгоистами, не думающими ни о ком, кроме самих себя, и если Пацаны решали эту проблему с помощью шпионажа и кулаков, то Каратель - с оружием и цинизмом. Впрочем, если вы ждёте трешовую историю, приправленную чёрным юмором, то спешу удивить - в финале прочерчивается главная мысль, которая так или иначе касается всего, что происходило во многих комиксах про Карателя, а именно правильность его поступков.

Все ли те люди, которых он убивает - злодеи? А вдруг под маской супергероя - личность, которая может и сожалеет о своих поступках и искренне хочет сделать этот мир лучше? Вдруг Каратель уже настолько погряз в собственном “правосудии”, что уже и не различает грань между добром и злом? Здесь эти вопросы решаются быстро и кардинально, но в основных сериях они незримо витают над сюжетом и шагают от выпуска к выпуску.

Отдельной похвалы заслуживает российское издание. Хорошая мелованная бумага, чёткие и выразительные рисунки и шрифты, достойный литературный перевод и сносная цена; а в качестве бонуса представлены несколько страниц сценария, набросков и вариантов обложек. Единственное, что может отпугнуть - вес и размеры, которые больше предназначены для домашнего чтения; но с другой стороны трудно представить такой сборник в более мелком формате.

Определённо заслуживает покупки. В конце концов, именно в этом сборнике начинается золотой век Карателя на страницах комиксов.

До тех пор, пока Джон Бернтал не прибыл на сцену, фанаты сомневались, что образу Карателя когда-нибудь воздадут должное уважение. Дольф Лундгрен, Томас Джейн и Рэй Стивенсон: каждый из них возглавлял художественный фильм, посвященный мстителю из комиксов, но ни один не оказался достаточно успешным в критическом или коммерческом плане, чтобы получить продолжение.

Как оказалось, телевидение было самым идеальным способом привлечь Фрэнка Касла в четвертый раз, когда во втором сезоне сериала «Сорвиголова» от Netflix Бернтал дебютировал в роли культового персонажа, где он мгновенно приобрел репутацию лучшей версии бывшего солдата с личными внутренними демонами, которую мы когда-либо видели. В новом интервью для издательства Forbes актера вновь спросили о его потенциальном возращении к роли Фрэнка Касла, но уже в рамках кинематографической вселенной Marvel, на что Джон ответил следующим образом:

Послушайте, если говорить о будущем моего персонажа, то он занимает особое место в моем сердце. Я благодарен, что у меня была возможность сыграть его. Вопрос не в том, захотят они (Marvel Studois) вернуть Карателя на большие экраны или нет. А в том, сможем ли мы сделать это правильно? Будет ли он достаточно мрачным и суровым? Дадим ли мы фанатам и зрителям, для которых этот персонаж так много значит, то, чего они заслуживают? Если ответом будет служить "ДА", то я в деле.

Читайте также: