Каратель 2 обзор

Обновлено: 07.07.2024

Свои первые впечатления я уже высказал в короткой рецензии, осталось лишь дополнить их и подробнее обсудить важные детали. О том, кто такой Каратель и как он показан в комиксах, я рассказывал отдельно еще до второго сезона «Сорвиголовы», где его впервые и представили в телевселенной. Если коротко, то Фрэнк Касл — бывший военный, у которого убили всю семью у него на глазах, и он встал на путь мести. Никаких суперспособностей у него нет, использует он обычное огнестрельное оружие, взрывчатку, ножи и так далее, а костюм его состоит из большого белого черепа на футболке или бронежилете. Главная особенность этого антигероя — он убивает. Причем без каких-либо колебаний, зачастую с особой жестокостью и цинизмом, что противопоставляет его большинству супергероев, боящихся переходить эту грань.

Если честно, Каратель никогда не казался мне особенно интересным. Он создавал неплохой контраст с Человеком-пауком в «Неогенном кошмаре» из мультсериала 1994 года, и с тем же Мердоком во втором сезоне (Карателя вообще часто используют как временного антагониста для других супергероев, которым, естественно, не нравятся его методы), но я не был уверен, что самостоятельный сезон про этого мрачного молчаливого маньяка без сверхспособностей можно сделать достаточно интересным. Я ошибался.

Секрет успеха заключается прежде всего в отличном сценарии. В последнее время слишком многие проекты утыкаются в сценарные проблемы: неспособность придумать связную интересную историю, игнорирование развития персонажей, топорная подача эмоциональных моментов, огромное количество дыр и условностей и так далее.

Именно поэтому так приятно смотреть «Карателя», это глоток свежего воздуха, напоминание о том, как нужно работать с историей.

Здесь есть все необходимые драматургические элементы и баланс между ними. Есть сцены, работающие на саспенс и атмосферу, детали, раскрывающие персонажей и развивающие отношение между ними, есть приземленный экшен, в котором ясен баланс сил и четко проявлены ставки, мы понимаем шансы героев и способны сопереживать им, радоваться их победе.

«Карателя» выложили сразу после премьеры «Лиги справедливости» (уверен, неслучайно), и контраст между двумя историями чувствуется очень ярко. Там, где «Лига» силится раскрыть своих героев хотя бы на самом примитивном уровне (Киборг считает себя монстром, Аквамен чужой и среди людей, и среди жителей Атлантиды), «Каратель» работает куда глубже и тоньше даже с персонажами третьего плана. Смотрите, как интересно они подают внутренние терзания Карэн по поводу того, что она некогда застрелила помощника Амбала, похитившего ее, как она рассуждает о праве ношения оружия в свете собственных обстоятельств.

В «Лиге» мы видим оргии пикселей за 350 миллионов долларов, сражения богов и героев, дерущихся за священные коробки ожесточеннее, чем очередь за айфонами, но никакого веса у этих сцен нет.

Мы не понимаем плана боя, баланса сил, опасности для героев, все что мы можем — это смотреть на пафосные удары в слоу мо, но какой-то контекст всему этому прилепить достаточно сложно. Битвы вроде куда более зрелищные и масштабные, но эмоции от них не идут в сравнение с напряжением от очередной перестрелки Карателя. Особенно запоминается сцена в лесу, где личные камеры нападающих солдат и сканирующие поле боя сверху дроны вносят дополнительные тонкости в сцену перестрелки.

Конечно, сравнивать фильм и сериал можно только с рядом оговорок, ведь хронометраж сезона в 6 раз больше и здесь куда больше пространства для развития героев, а у фильма куда больше бюджет, но на самом деле все утыкается в способность раскрывать своих героев и в приоритеты авторов, их понимание важности заземления истории и проработки персонажей, эмоционального контакта со зрителем.

«Лигу», естественно, можно заменить на другой какой-то еще крупный блокбастер, так же игнорировавший базовые законы драматургии («Тор: Рагнарек» тех же Marvel) или же поставить «Карателя» в пример сериалам его же линейки: «Железному кулаку», «Защитникам» и даже второму сезону «Сорвиголовы», который от приземленной линии с самим Каслом ушел в какие-то бредни с ниндзя и дырой посреди Нью-Йорка.

Отдельно стоит заострить внимание на жанре. Несмотря на то, что «Каратель» — часть супергеройской киновселенной Marvel он старательно дистанцируется от всей фантастики и волшебных людей в трико. Здесь нет ни супергероев, ни даже упоминания таковых (если я только не прослушал оброненного вскользь имени), поэтому сериал способен увлечь куда более широкую аудиторию, включающую и людей, ненавидящих комиксы или фантастику в целом, потому что здесь нет ни ниндзя, ни сверхспособностей, ни костей драконов — только море стволов и парней, которые умеют с ними обращаться. Никого бессмертия, воскрешений, регенерации и непробиваемой кожи — все умирают довольно быстро и безвозвратно.

По жанру это шпионский боевик — правительственные заговоры, коррупция и тайные операции на Ближнем Востоке — сериал в итоге ближе к «Родине», чем к «родительскому» «Сорвиголове». Это может не только привлечь стороннюю аудиторию, невоспринимающую комиксы (а «Карателя» можно спокойно смотреть отдельно, без предварительных знаний героев и событий), но и отчасти расстроить зрителей самой линейки «Защитников».

Отсутствие фантастических элементов определенно пошло сериалу на пользу, позволив создать удивительно заземленную и человечную историю, но стоит признать, что из-за этого сезон получился и не слишком ярким, запоминающимся. Его однозначно приятнее смотреть, чем вспоминать, потому что все эти талантливые тонкие детали работают в моменте, но вспоминаются лишь общие черты сюжета, а они довольно стандартные для истории про шпионский заговор.

Реализм происходящего стоит похвалить отдельно — тут нет картонности и условности, агенты спецслужб похожи на агентов, солдаты — на солдат, а не на картонные образы, придуманные кем-то, кто не представляет себе реальные будни ни тех, ни других.

Злодеи вышли убедительными и достаточно многогранными, что уже большое достижение, но интересными, яркими и запоминающимися их не назовешь. Хоть сам Касл и не обладает сверхспособностями, можно было столкнуть его с суперзлодеем и таким образом внести фантастический элемент, но я понимаю, что создатели ставили реализм во главу угла, им хотелось создать нечто отличающееся от прочих проектов в линейке — и это однозначно получилось. Просто стоит принять цену этого решения.

Еще один вариант повышения яркости истории о Касле очевиден для всех, кто читал комиксы или играл в The Punisher — сделать все убийства героя максимально жестокими, кровавыми и изощренными. Окунуть бандита в кислоту, засунуть в камнедробилку, бросить на сетку под напряжением — тогда сериал запоминался хотя бы сценами расправы над злодеями (мы даже сразу готовились отдельно постить гифки с такими эпизодами), но авторы решили и здесь проявить сдержанность.

Жестокости в виде кишок, отрубленных голов, избиений до выбитых глаз и месива вместо лиц тут хватает, как и ожидалось, хотя как gorefest это не воспринимается, сериал умудряется не превращать чрезмерную жестокость в фетиш.

Каких-то супер-изобретательных казней тут нет, Касл убивает быстро и эффективно, не превращая ликвидацию очередной цели в шоу.

Возможно, авторы отказались от такого подхода как и от любой другой театральности, возможно, просто не хотели делать Фрэнка отталкивающим садистом и маньяком. В конце концов, сложный образ антигероя, который однозначно совершал непростительные поступки, но которому при этом сочувствуешь всем сердцем, куда важнее.

Тщательная работа над персонажами, на мой взгляд, стала ключом к успеху этого сезона. Самого Касла представили окончательно ушедшим в себя, он живет в крохотной комнатушке, работает на стройке и вымещает оставшиеся эмоции хренача кувалдой стены. Фрэнк уверен, что перебил всех ответственных за смерть своей семьи, а новой цели в жизни он пока для себя не видит — по крайней мере пока не выясняет, что некий Микро знает, что Касл жив, и пытается выйти на него. Именно поиск таинственного хакера, которого Каратель принимает за шантажиста, угрожающего ему разоблачением, и выводит нашего главного героя из стазиса, приводя сюжет в движение.

Взаимоотношения Касла и Микро и становятся самыми интересными в сезоне, на что наслаивается все остальное. Более того, более интересной динамики между напарниками в линейке Marvel/Netflix до сих пор не было.

Ни Сорвиголова/Электра, ни Люк/Клэр или Люк/Джессика, ни Джессика/Триш не сравнятся с Карателем/Микро по глубине и оригинальности подачи их отношений. Прекрасный экранный дуэт, за перепалками которого всегда интересно наблюдать.

Связи с телевселенной Marvel/Netflix здесь как ни странно минимум, из знакомых персонажей не появляется никто: ни Клэр (и это первый сезон линейки, где не появляется Ночная Медсестра), ни Хогарт, ни даже Триш, хотя в сериале есть эпизод с визитом на радио-шоу, но почему-то это не «Триш-ток». И только Карен Пейдж своим коротким визитом напоминает, что это все тот же Нью-Йорк, стоящий на костях драконов, город, где летают по крышам воскрешенные ниндзя, а в Гарлеме стоит маленькая цирюльня с обширной историей.

Несмотря на то, что Карен задерживается ненадолго, она выглядит здесь ярче и живее, чем в «Сорвиголове» и, конечно, в «Защитниках», где многих знакомых персонажей использовали исключительно в роли мебели. У нее есть своя позиция, свои внутренние демоны, свои эмоции и свой шанс проявить себя, который она использует на полную. Ее образ вышел очень трогательным и чувственным, а сцены с Фрэнком — полными сложных, но ярких эмоций, которые не могут не зацепить зрителя.

Крайне посредственное отношение к супергероике в общем и кино/телевселенной Marvel в частности, отсутствие изощренных театральных убийств и общий акцент на сдержанность и реалистичность — это, конечно, не минус, это особенность, которая станет для одной части аудитории недостатком, для другой — достоинством.

Несомненный минус тут один — это филлер, главный суперзлодей многих сериалов Netflix (да и сериалов вообще, конечно). Сезон не может состоять только из интересного и дорогого, между вкусными поворотами и сильными сценами хорошо бы чем-то занимать зрителя, чтобы серий вышло побольше, как и недель эфира. Мне не очень понятно, насколько объем сезона критичен в схеме Netflix, ведь их продукт — сразу весь сезон. Не все ли им равно, 6 в нем эпизодов или 13, главное — доволен ли зритель? Возможно, они боялись, что сезон в 6 серий покажется аудитории слишком коротким, а то и недостойным внимания. И все же, думаю, стоило остановиться на 10 сериях.

Раздувшийся хронометраж вроде тратят на небесполезные вещи: развитие героев, атмосферы, раскрутку сюжета. Нельзя точно указать сцену или линию, которую хотелось бы выкинуть целиком, от чего сериал только выиграл бы. Самый очевидный претендент — начальный сюжет про стройку, который мог быть гораздо короче, и линия подрывника, которую тащили очень долго. И все же и там, и там есть свои причины оставить их в сериале. Вопрос сложный, но я бы все же хотел, чтобы монтажер впредь не был столь щедрым и подрезал лишний жир, потому что еще в начале ловишь себя на ощущении, что события развиваются очень медленно. Уже три эпизода прошло, а сюжет сдвинулся едва-едва.

И еще, Касл временами слишком легко расправляется с врагами, прямо как Джон Уик. Они напоминают противников со слабым ИИ, который не способен перехитрить игрока или попасть в него с пары метров.

Каратель не бессмертен и ему тяжело достается, но все же IQ противников зачастую хочется поднять. Ведь в конце концов, это такие же профессиональные солдаты, как Касл. Зачастую на его стороне элемент внезапности или бой на подготовленной территории, но профи, которые безо всякой осторожности прут вперед на опасного противника и не замечают, как за спиной вырезают их коллег — это странно. Впрочем, не скажу, что это сильно отвлекает. Полного реализма экшена добиться невозможно, всегда будут условности, «Каратель» грань не переходит и халтуры там нет.

Если оценивать уровень проработки сценария, героев, реалистичности и связности истории, то «Каратель» выходит чуть ли не лучшим в линейке «Защитников». Но если все же учитывать яркость ситуаций, оригинальность и то, как он запоминается в итоге, то первый сезон «Сорвиголовы» все еще на первом месте. Хотя, конечно, он и уступает Каслу в убедительности и «взрослости». Тут кому что важнее.

Бернтал сыграл свою лучшую роль, здесь он великолепен, а химия Карателя с Микро и Карен вышла просто потрясающей.

Все герои, даже такие третьестепенные, как семья Микро или напарник Мадани выглядят живыми и не вызывают раздражения. В каждом есть хоть что-то, что позволяет им не выглядеть картонными силуэтами для массовки.

Сериал я советую смотреть всем, кто истосковался по хорошему телевидению и мастерски проработанному сюжету. Хотя бы в терапевтических целях. После «Лиги» и «Рагнарека» надо чем-то отпаиваться и Netflix подкинули нам идеальное снадобье.

Зрителям новый сезон зашел не сильно хуже предыдущего — 87 процентов положительных оценок, а вот критики опустили оценку ниже планки «свежести» — аж до 53%. И после просмотра я понимаю, откуда могла взяться эта двоякость.

С одной стороны, «Каратель» все еще отлично смотрится. Здесь есть великолепно поставленные драки, которые лишены балетного пафоса «Сорвиголовы», но реалистичны, техничны и предельно жестоки. Есть потрясающая актерская работа Бернтала, превращающего простенького на первый взгляд героя в сложного человечного персонажа, которому искренне сопереживаешь. Наконец, по-прежнему присутствует непривычная для супергероики приземленность и непредсказуемость истории, отличавшие 1 сезон.

С другой стороны, второй сезон явно вышел хуже первого. Он начинается довольно бодро, но чем дальше, тем больше путается в своих переплетающихся историях, не зная, как развивать и ярко закончить изначально многообещающие линии.

Если третий сезон «Сорвиголовы», словно чувствуя приближающуюся отмену сериала, выжал из завершающей истории все возможные соки и ушел на высокой ноте, то «Каратель» под конец наоборот сорвался в неразборчивое бормотание, сфальшивил и свалился со сцены в оркестровую яму.

Все не так плохо, как финал первого сезона «Кейджа», где герой сражался со злодеем, нарядившимся в броню из мягкой обивки палаты психбольницы, но все же. «Каратель» кончается в стиле «доползла и сдохла», словно изможденный и едва стоящий на ногах Касл олицетворяет состояние сценаристов, которые уже не знали, как домучить эту запутанную историю. Все вроде логично и нет никаких особых роялей, выпрыгивающих из кустов, но тут нет даже кустов — просто голая пустыня очень прямолинейных и лишенных изысков сцен, в которых уже нет ни напряжения, ни увлекательности и задора, которыми было насыщено начало.

Первый сезон в значительной степени запоминался за счет прекрасной линии Микро и его химии с Каслом. Здесь же Микро нет вообще, нет даже упоминаний о нем, словно и не было никогда у Касла друга и напарника. Есть Кертис, есть Эми, есть Мадани, но они даже втроем не могут заполнить пустоту, оставшуюся от техно-гения.

«Каратель» определенно страдает от вторичности и отсутствия новых идей. Отчасти он повторяет собственный первый сезон, отчасти исследует темы и сюжеты, которые мы уже видели, и не раз, в других произведениях. Ничего нового идейно для своего героя он тоже так и не был способен придумать.

Касл, проклиная себя, решает впрячься за девчонку, попавшую в переплет, и не может просто отпустить ее, понимая, что ее догонят и убьют в течение пары часов. Постепенно мы понимаем, что сценаристы тоже решили поиграться в сет-ап «брутальный мужик, умеющий только убивать, вынужден заботиться о ребенке и тащить его через ад» — динамику, которая стала вдруг безумно популярной в последние годы: The Last of Us, «Логан», God of War (2018), отличный прошлогодний «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом (хотите представить, какой из него выйдет Джокер? Посмотрите этот фильм и «Мастера», затем смешайте персонажей в голове). Хотя подобные пары персонажей, естественно, не новость, мы видели их и раньше — «Леон», «Пипец» (Убивашка с папой) и так далее. «Каратель» старается, пара Эми и Фрэнк смотрится мило, но нельзя сказать, что ему удается нечто новое в этом «жанре».

Новый злодей, Пилигрим, поначалу выглядит любопытно — спокойный, методичный и безжалостный, ищейка, которую послали по следу — она не остановится, пока не найдет и не убьет свою жертву.

С другой стороны — чрезвычайно религиозный отморозок, цитирующий Библию и хлестающий себя батогами, не то чтобы нечто совершенно новое. Он выглядит интересным скетчем, которому написали пару сильных сцен, но так и не развили в полноценного героя, бросив на середине. Чем ближе к финалу, тем меньше сценаристы знают, что с ним делать. Финальное противостояние, по идее, должно не столько сталкивать героев физически, сколько выражать противоборство их идеологий и мировоззрения, здесь же все выливается в крайне бестолковую потасовку.

Корпоративная церковь — влиятельная организация с деньгами и связями, стоящая за Пилигримом, — тоже могла бы стать чем-то интересным и даже злободневным, но и эту идею роняют на пол, не проработав до чего-то достойного. Финал этой ветки опять же оказывается лишенным настоящего напряжения, а вместе с ним — и катарсиса.

Но самая очевидная проблема сезона — это Билли Руссо, армейский побратим Касла, предавший его и убивший его семью. Если не хотите знать совсем ничего о его судьбе и избежать легких спойлеров, мотайте до итога.

В конце первого сезона Каратель, наконец, превращает Руссо в того злодея, который знаком нам по комиксам — в Джигсо (Jigsaw — Мозаика), уродуя ему лицо, которое должно превратиться в паззл из лоскутов кожи. Сериал долго раздувает пафос и интригу вокруг уродства Билли — он носит терапевтическую маску, отворачивается от камеры, ноет о своем уродстве, а зритель мучается — что же там такое, готовит ведерко на случай, если его желудок не выдержит таящейся под маской лоскутной жути.

А потом Билли снимает маску и под ней оказывается… все тот же красавчик Билли, только с тремя царапинами, словно он по ошибке прилег на кошку, и она запаниковала. Очень ленивую кошку, которой регулярно стригут когти.

Причем все герои продолжают вести себя так, словно бедному Руссо собирали рожу из кусков кожи с задниц доноров разных рас. Это выглядит жалко. Да, обидно прятать хорошего (и симпатичного) актера под тонной грима, не дающего играть мимикой, но вы мало того что не отдаете должное классическому облику персонажа, так еще и выбрасываете в окно отличную возможность создать действительно запоминающийся образ. Неужели Джокер Ленджера, Пингвин ДеВито, Дракула Олдмана или десятки других ролей, которые грим не просто не испортил, а сделал иконами жанра, ничему вас не учат?

И совсем уже паскудно так халтурить и при этом все равно делать вид, что Билли и впрямь изуродован. На Джигсо должно быть больно смотреть, чтобы все его истерики «Касл превратил меня в ЭТО» воспринимались без смеха.

Так Джигсо выглядел в «Каратель: Территория войны» 2008 года. Вешать тут картинку с рожей Руссо из сериала для сравнения я не хочу — это спойлер, которого тяжело избежать при листании, гугл вам в помощь.

Конечно, недоизуродованное лицо Джигсо — далеко не главная его проблема. Беда в том, что у сценаристов почти получилось — они придумали отличную идею, которая могла бы задать совершенно другой тон истории и дать пищу для размышлений.

Билли выходит из комы сломленным не только физически, но и психологически — он получает главный приз ленивого сценариста — амнезию, но она довольно интересно меняет динамику отношений его, Касла и Мадани. Последнее, что помнит Руссо — это счастливая армейская жизнь со своими побратимами Фрэнком и Кертисом. Вся уродливость вымылась из его личности, превратилась в уродливость внешнюю, но он сам вернулся к чекпоинту, где он еще не стал монстром. Он любит своих братьев, стремится к чувству единства с ними и искренне обижен на Фрэнка за то, что тот его предал и изуродовал. Он не помнит, чем заслужил такое. Он раздавлен и потерян, его мучают кошмары о черепах — Руссо выглядит жертвой.

Моральная дилемма в том, можем ли мы все еще ненавидеть, опасаться и даже желать смерти этому, невинному Билли? Ведь он словно заснул на десятки лет и проснулся в незнакомом мире, где его предал лучший друг, он сам за решеткой, а его лицо изуродовано. Можем ли мы относиться к нему по-старому просто из-за страха, что память в любой момент вернется и Билли снова станет прежним?

Ему словно дали второй шанс — не поддаться алчности, не предавать друзей, не идти второй раз по той дорожке, которая привела его в больничную палату с полицейскими у двери и зеркалом, в которое страшно смотреться.

Фрэнку и Мадани пришлось бы серьезно покопаться в себе. Смогут ли они если не простить Руссо, то хотя бы оставить его в покое, дать человеку шанс переписать свою историю. Вернуться в момент невинности и доказать, что он мог бы стать и хорошим человеком.

Да, это все попахивает мотивами типа «дружба — это магия», но то, что сценаристы нарисовали взамен, сильно смахивает на кальку с «Человека-паука 3». Озборн получает по голове, все забывает, становится добрым и снова дружит с Питером, потом вспоминает, что тот убил его отца и пытался убить его самого — и они снова сражаются. Не твист, а просто пауза в арке, которая затем продолжается в абсолютно том же ключе. Ключе, который мы уже видели и не горели желанием смотреть по второму разу.

Спойлеры

Джигсо выглядит жалко и совершенно неясно, как мы должны воспринимать его как достойного противника. Если бы сценаристы давили на жалость, это было бы оправдано, но они всерьез убеждают нас, что Билли из второго сезона не менее серьезная угроза, чем Билли из первого.

Единственное, что могло поднять ставки — если бы Касл колебался, не смог поднять руку на брата теперь, когда он стер прошлое и получил шанс не стать монстром. Но они делают его монстром снова, и дилемма для Фрэнка исчезает, никаких причин теперь ни ему, ни зрителю колебаться на тему «стоит ли пристрелить Билли» уже нет. И вот убийство этой неоднозначности и есть самое жестокое и опустошающее в сезоне.

Касл, впрочем, все равно колеблется в перестрелке на улице, но недолго и особых причин колебаться, если честно, сценаристы ему не придумывают. Они вроде делают какие-то шаги к очеловечиванию Билли, пытаются вызвать сочувствие, показывают, что он правда любит Кристу и готов с ней уехать, но почему-то при этом все остальные действия Руссо остаются отталкивающими. Так мы должны ему сопереживать или нет?

Изначально, еще в палате, нам показывают его не просто разбитым, а агрессивным, жестоким и вспыльчивым, а затем добивают двойственность окончательно, когда Билли снова начинает строить свою преступную империю — все, он монстр, с памятью или без, он все равно скатывается на темную сторону. Но почему? Откуда это желание нарушить закон? В армии он не был таким, по идее на темную сторону его завела жадность, не сразу, а постепенно, это не его суть. Если его волновало братство с ветеранами — они могли вместе сколотить строительную бригаду или открыть снова корпорацию солдат по найму. С чего вдруг резкий скат в гетто-грабежи ради мелочи?

Финалы всех линий вышли разочаровывающими. Пилигрим смотрелся таким грозным противником в серии про осаду полицейского участка, затем его неловко попытались углубить «возвращением к старым грехам», а потом просто устроили нелепую потасовку с Карателем в грязи — и это наша грандиозная финальная битва? Столкновение двух правд, двух миров? Касл его и пощадил еще в итоге, потому что у того двое детей. Был бы один или трое, не пощадил бы, а раз совпало — гуляй. Еще и маму твою Мартой зовут, как тебя убивать?

После «пшика» линии Пилигрима нас добивают двумя еще более никакими концовками. Весь сезон мы сражались на два фронта, охотясь на Билли и парочку во главе церкви, в последней серии мы получаем грандиозные развязки — пришел и тупо пристрелил раз, пришел и тупо пристрелил два. Катарсис, напряжение, ставки! Абсолютно неясно, чего так было париться, если в итоге герои просто зашли к ним домой и убили, пройдя через охрану так легко, что этого даже не показали. Даже похищение русского олигарха и то далось б_о_льшим трудом — все эти переодевания Эми, слежка, подготовка. А тут главные злодеи сезона, и все заканчивается за пару минут.

Да, победу над Руссо по факту отдали Мадани, она догадалась по двум общим фразам, что Руссо прячется у Кристы, она пришла и заборола обоих по очереди. Именно ее пули в итоге позволили Фрэнку просто подойти и прикончить Билли без каких-либо сражений, и все же это размытие не дает четкого ощущения тяжелой, но заслуженной победы. Не чувствуется, что Билли, пара церковников и Пилигрим были на пике своих сил в финальной схватке, но Касл все равно смог победить. Складывается ощущение, что он схалтурил, это вышло очень легко, а на фоне тяжелой борьбы в середине сезона, финал и вовсе выглядит нелогичным, непропорциональным.

Мне, как и Александру Башкирову, сильно запомнился последний кадр, где Каратель карает две уличные банды, устроив им встречу. Все отлично, только вот «бандитам» на вид нет еще двадцати. Это дети, которые пошли по кривой дорожке и по-хорошему еще могут свернуть обратно. Их надо было делать либо суровыми дядьками лет пятидесяти в татухах и руках по локоть в крови, чтобы мы и не думали их жалеть, либо Фрэнк должен был как Бэтмен у Миллера заявиться к этим детям и сказать: «Слушать сюда. Я ваш новый лидер. Больше никакого разбоя и убийств, мы будем строить будущее». А так Каратель выглядит реально маньяком и детоубийцей. И это на фоне пощады для Пилигрима выглядит паршиво вдвойне.

Конец спойлеров

Сезон получился крайне спорным, в нем есть несколько по-настоящему топовых сцен (причем по большей части в начале), есть удачные идеи, не получающие достойного развития, и очень странный, лишенный накала событий финал.

Как всегда у Marvel/Netflix сезон жутко затянутый, медленный, в нем есть лишние, вставленные ради раздутия хронометража линии, в линиях — бесполезные сцены, в сценах — куча воды, которую любой вменяемый монтажер вырезал бы без раздумий, потому она убивает динамику напрочь. И то, что плеер Netflix иногда начинает подвисать при нажатии кнопки «10 секунд вперед» не сильно скрашивает просмотр.

Сезон все еще есть смысл смотреть — хотя бы ради отлично поставленного экшена, великолепной актерской игры Бернтала и забавной динамики с его малолетней напарницей, которая временами напоминает молодую версию Карен (самой Карен тут преступно мало). Но готовьтесь к тому, что многие многообещающие линии будут долго бестолково петлять, смазывая свой месседж, пока не уткнутся в идейный тупик и оборвутся резко и без какой-либо яркой развязки.

Жаль отпускать Карателя на столь фальшивой ноте, его, скорее всего, отменят официально уже в ближайшее время, как и остальные проекты линейки — Disney запускает собственный Netflix и не может оставить эти сериалы на площадке, как и весь прочий свой контент.

Поэтому Netflix довольно показушно рубит им головы сам заблаговременно, мол, не доставайся же ты никому (это судя по неофициальным данным). Жаль отпускать их всех, команда Защитников вышла сильной (ну, кроме Кулака) и неизвестно, получим ли мы в будущем что-то подобное с этими или другими персонажами комиксов. Надежда есть, но это лишь надежда.

Самый брутальный антигерой Marvel возвращается… Скорее всего, в последний раз.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка
«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка
«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Каратель умер. Фрэнк Касл жив. Он расправился со всеми, кто был причастен к убийству его семьи, получил карт-бланш от правительства и теперь просто колесит по Америке, коротая вечера в захолустных барах. На горизонте уже маячит нормальная жизнь — без насилия и бесконечных ночных кошмаров. Может, даже с новой любовью.

Но Касл никогда не был избранником судьбы: в один злополучный день он видит, как девочку-подростка преследует целый отряд головорезов, и, конечно, не может не вмешаться. Так Фрэнка затягивает в очередную кровопролитную войну.

Служить и защищать

Первый сезон «Карателя» пришёлся по душе далеко не всем, и это можно понять. Поклонники персонажа ждали безостановочного экшена и чёрного юмора, а в результате получили неспешный шпионский триллер с примесью драмы про «афганский синдром». Чисто технически сериал был исполнен на отличном уровне, получше, чем «Железный кулак», «Люк Кейдж» или вторая «Джессика Джонс», но вот своей мрачностью и серьёзностью отпугнул многих. Что ж, второй сезон куда лояльнее к аудитории, не привыкшей к темпу и стилю Marvel-Netflix: он стал заметно бодрее и теперь больше напоминает олдскульные боевики, чем тягучую драму.


Как говаривал Геральт из Ривии: «Никак вы, б***ь, не научитесь!»

Другая посвящена бывшему другу Фрэнка, а ныне заклятому врагу — Билли Руссо, лицо которого Касл превратил в кровавое месиво. Как выяснилось, Каратель перестарался и не просто изуродовал предателя, но отшиб ему воспоминания аж за несколько лет. Обычно сюжетный ход с потерей памяти не свидетельствует ни о чём, кроме немощи сценаристов и желания растянуть хронометраж (вспомните хотя бы третьего «Человека-паука» Сэма Рейми), однако здесь он работает отлично, представляя знакомого персонажа под совершенно иным углом. Из двуличного и самодовольного сноба Руссо превратился в почти жалкого, растерянного калеку, который искренне не понимает, что с ним произошло и почему. Мы видим остатки того Билли, что был честным солдатом своей страны и верным товарищем Фрэнка Касла. Его метания и постепенное превращение в эдакое чудовище Франкенштейна, существо мстительное и жестокое — пожалуй, одна из сильнейших сторон сценария. Конечно, до Меченого или Кингпина из третьего «Сорвиголовы» злодей не дотягивает, но Бен Барнс всё равно чертовски хорош в этой роли.


От каноничного лица-головоломки пришлось отказаться в угоду реализму: всё-таки сегодня пластическая хирургия и не такое исправляет


Добрым словом и пистолетом

Чуть менее харизматичен, однако тоже весьма эффектен второй антагонист сезона — пастор-убийца Джон Пилгрим. Даже странно, что сценаристы выдумали его с нуля, ведь он производит впечатление чисто комиксового противника Карателя. Постоянно цитирует Библию, затирает про волю Божью, а попутно отстреливает и душит всех, кто встанет на пути, — в общем, очередное пополнение в стане классических религиозных злодеев, мы таких видели уже не раз и не два. Куда интереснее то, как создатели обращаются с персонажем. Они выстраивают знакомый образ, чтобы затем по чуть-чуть его деконструировать. Если в начале зритель мечтает, чтобы Пилгриму поскорее вышибли мозги, то со временем выясняется, что у него и Фрэнка куда больше общего, чем казалось на первый взгляд. По сути, они — отражения друг друга: оба солдаты, готовые сколько угодно убивать ради защиты близких и во имя высшей справедливости. Духовное родство персонажей, кстати, весьма оригинально обыгрывается в паре боевых сцен.


Джон Пилгрим выглядит не особо угрожающе, но внешность, как водится, обманчива

Герои второго плана в этом сезоне получают закономерное развитие после событий предыдущего. Агент Мадани из нудной идеалистки превратилась в агрессивного параноика, но эта перемена ей к лицу. Временами Дина настолько брутальна, что впору заводить свой бронежилет с белым черепом. А главное, она больше не раздражает.

Куда большую, чем раньше, роль в сюжете играет Кёртис — последний армейский приятель Фрэнка. Через него создатели продолжают раскрывать непростую тему ПТСР и современных войн. В первом сезоне проблемы ветеранов были одним из лейтмотивов, но в центре была лишь история парня-смертника. Сейчас же подопечные Кёртиса действительно важны для повествования.


Кёртис — один из немногих, кто может понять, через что прошёл Фрэнк. Но даже ему трудно примириться с методами друга

Почти бог войны

Безусловно, главное и самое удачное пополнение в касте — юная мошенница Эми в исполнении Джорджии Уигхэм. От того, будет ли подопечная Касла бесить зрителя умеренно или чересчур, напрямую зависел успех всего сезона. К счастью, и актриса, и сценаристы справились. Девчонка получилась весьма живой и острой на язык: с ней связаны все комедийные сцены сезона, которых, как ни странно, немало. Но она и не Джа-Джа Бинкс в юбке — весь юмор уместен и органичен. К тому же она составляет с Каслом весьма яркий дуэт, напоминающий Леона и Матильду из картины Люка Бессона. Они замечательно взаимодействуют: раз за разом ссорятся, мирятся и чему-то учат друг друга.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Но, разумеется, все смотрят «Карателя» в первую очередь ради самого Карателя. Тут создатели остаются верны себе и показывают его скорее героем, нежели антигероем. В сериале Фрэнк не настолько жесток и хладнокровен, как его комиксовый прототип: он ещё способен сострадать и даже щадит некоторых злодеев. С одной стороны, это значительное отступление от канона, ведь именно бескомпромиссность и радикальные методы отличают Карателя от прочих комиксовых персонажей. А с другой — такому Каслу куда легче сопереживать! Джон Бернтал уже в третий раз доказывает, что лучше него линчевателя с черепом на груди ещё никто не играл и, кажется, уже не сыграет. Его мимика, взгляд, хриплый голос, походка — всё работает на создание цельного и узнаваемого образа.


Кто бы мог подумать, что «Карателю» пойдёт юмор, да к тому же не чёрный

Ну и напоследок про экшен. В первом сезоне динамичных сцен кот наплакал — нет, те, что были, конечно, стоили ожидания, но всё же их можно пересчитать по пальцам одной руки. Куда больше внимания уделялось драме и детективу. Здесь же баланс наконец-то сместился в нужную сторону: в каждой серии есть минимум по одному зрелищному эпизоду — либо драка, да такая, что зубы летят во все стороны, либо перестрелка, даже парочка погонь есть. В конце концов, Каратель занимается тем, чем и должен: карает много и со вкусом.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Безусловно, второй сезон не лишён недостатков, и те, кто знаком с другими шоу уже без пяти минут почившей линейки Marvel-Netflix, наверняка знают каких. Да, это снова сбитый темп. Где-то после середины сериал внезапно даёт по тормозам, и события начинают развиваться о-о-очень ме-е-едле-е-енно. Как минимум один-два эпизода — ну, или хотя бы ряд сцен — можно было бы выкинуть без потери смысла. Но нет: раз сказано снять тринадцать серий, значит, делаем тринадцать.

Ладно, поклонникам не привыкать. Плюсы «Карателя» всё же с огромным отрывом перевешивают немногочисленные минусы. Если это последний сезон (что, скорее всего, так и есть), то история Фрэнка Касла получила достойное завершение. Все хвосты подтянуты, все линии закончены, все персонажи раскрыты. Ну а если подводить итоги по всему сериалу, то «Каратель» от Netflix — это лучшее экранное воплощение персонажа за всю историю. Всем фанатам комиксов и им сочувствующим смотреть в обязательном порядке.

Самый брутальный антигерой Marvel возвращается… Скорее всего, в последний раз.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка
«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка
«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Каратель умер. Фрэнк Касл жив. Он расправился со всеми, кто был причастен к убийству его семьи, получил карт-бланш от правительства и теперь просто колесит по Америке, коротая вечера в захолустных барах. На горизонте уже маячит нормальная жизнь — без насилия и бесконечных ночных кошмаров. Может, даже с новой любовью.

Но Касл никогда не был избранником судьбы: в один злополучный день он видит, как девочку-подростка преследует целый отряд головорезов, и, конечно, не может не вмешаться. Так Фрэнка затягивает в очередную кровопролитную войну.

Служить и защищать

Первый сезон «Карателя» пришёлся по душе далеко не всем, и это можно понять. Поклонники персонажа ждали безостановочного экшена и чёрного юмора, а в результате получили неспешный шпионский триллер с примесью драмы про «афганский синдром». Чисто технически сериал был исполнен на отличном уровне, получше, чем «Железный кулак», «Люк Кейдж» или вторая «Джессика Джонс», но вот своей мрачностью и серьёзностью отпугнул многих. Что ж, второй сезон куда лояльнее к аудитории, не привыкшей к темпу и стилю Marvel-Netflix: он стал заметно бодрее и теперь больше напоминает олдскульные боевики, чем тягучую драму.


Как говаривал Геральт из Ривии: «Никак вы, б***ь, не научитесь!»

Другая посвящена бывшему другу Фрэнка, а ныне заклятому врагу — Билли Руссо, лицо которого Касл превратил в кровавое месиво. Как выяснилось, Каратель перестарался и не просто изуродовал предателя, но отшиб ему воспоминания аж за несколько лет. Обычно сюжетный ход с потерей памяти не свидетельствует ни о чём, кроме немощи сценаристов и желания растянуть хронометраж (вспомните хотя бы третьего «Человека-паука» Сэма Рейми), однако здесь он работает отлично, представляя знакомого персонажа под совершенно иным углом. Из двуличного и самодовольного сноба Руссо превратился в почти жалкого, растерянного калеку, который искренне не понимает, что с ним произошло и почему. Мы видим остатки того Билли, что был честным солдатом своей страны и верным товарищем Фрэнка Касла. Его метания и постепенное превращение в эдакое чудовище Франкенштейна, существо мстительное и жестокое — пожалуй, одна из сильнейших сторон сценария. Конечно, до Меченого или Кингпина из третьего «Сорвиголовы» злодей не дотягивает, но Бен Барнс всё равно чертовски хорош в этой роли.


От каноничного лица-головоломки пришлось отказаться в угоду реализму: всё-таки сегодня пластическая хирургия и не такое исправляет


Добрым словом и пистолетом

Чуть менее харизматичен, однако тоже весьма эффектен второй антагонист сезона — пастор-убийца Джон Пилгрим. Даже странно, что сценаристы выдумали его с нуля, ведь он производит впечатление чисто комиксового противника Карателя. Постоянно цитирует Библию, затирает про волю Божью, а попутно отстреливает и душит всех, кто встанет на пути, — в общем, очередное пополнение в стане классических религиозных злодеев, мы таких видели уже не раз и не два. Куда интереснее то, как создатели обращаются с персонажем. Они выстраивают знакомый образ, чтобы затем по чуть-чуть его деконструировать. Если в начале зритель мечтает, чтобы Пилгриму поскорее вышибли мозги, то со временем выясняется, что у него и Фрэнка куда больше общего, чем казалось на первый взгляд. По сути, они — отражения друг друга: оба солдаты, готовые сколько угодно убивать ради защиты близких и во имя высшей справедливости. Духовное родство персонажей, кстати, весьма оригинально обыгрывается в паре боевых сцен.


Джон Пилгрим выглядит не особо угрожающе, но внешность, как водится, обманчива

Герои второго плана в этом сезоне получают закономерное развитие после событий предыдущего. Агент Мадани из нудной идеалистки превратилась в агрессивного параноика, но эта перемена ей к лицу. Временами Дина настолько брутальна, что впору заводить свой бронежилет с белым черепом. А главное, она больше не раздражает.

Куда большую, чем раньше, роль в сюжете играет Кёртис — последний армейский приятель Фрэнка. Через него создатели продолжают раскрывать непростую тему ПТСР и современных войн. В первом сезоне проблемы ветеранов были одним из лейтмотивов, но в центре была лишь история парня-смертника. Сейчас же подопечные Кёртиса действительно важны для повествования.


Кёртис — один из немногих, кто может понять, через что прошёл Фрэнк. Но даже ему трудно примириться с методами друга

Почти бог войны

Безусловно, главное и самое удачное пополнение в касте — юная мошенница Эми в исполнении Джорджии Уигхэм. От того, будет ли подопечная Касла бесить зрителя умеренно или чересчур, напрямую зависел успех всего сезона. К счастью, и актриса, и сценаристы справились. Девчонка получилась весьма живой и острой на язык: с ней связаны все комедийные сцены сезона, которых, как ни странно, немало. Но она и не Джа-Джа Бинкс в юбке — весь юмор уместен и органичен. К тому же она составляет с Каслом весьма яркий дуэт, напоминающий Леона и Матильду из картины Люка Бессона. Они замечательно взаимодействуют: раз за разом ссорятся, мирятся и чему-то учат друг друга.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Но, разумеется, все смотрят «Карателя» в первую очередь ради самого Карателя. Тут создатели остаются верны себе и показывают его скорее героем, нежели антигероем. В сериале Фрэнк не настолько жесток и хладнокровен, как его комиксовый прототип: он ещё способен сострадать и даже щадит некоторых злодеев. С одной стороны, это значительное отступление от канона, ведь именно бескомпромиссность и радикальные методы отличают Карателя от прочих комиксовых персонажей. А с другой — такому Каслу куда легче сопереживать! Джон Бернтал уже в третий раз доказывает, что лучше него линчевателя с черепом на груди ещё никто не играл и, кажется, уже не сыграет. Его мимика, взгляд, хриплый голос, походка — всё работает на создание цельного и узнаваемого образа.


Кто бы мог подумать, что «Карателю» пойдёт юмор, да к тому же не чёрный

Ну и напоследок про экшен. В первом сезоне динамичных сцен кот наплакал — нет, те, что были, конечно, стоили ожидания, но всё же их можно пересчитать по пальцам одной руки. Куда больше внимания уделялось драме и детективу. Здесь же баланс наконец-то сместился в нужную сторону: в каждой серии есть минимум по одному зрелищному эпизоду — либо драка, да такая, что зубы летят во все стороны, либо перестрелка, даже парочка погонь есть. В конце концов, Каратель занимается тем, чем и должен: карает много и со вкусом.

«Каратель», сезон 2. Последняя война Фрэнка

Безусловно, второй сезон не лишён недостатков, и те, кто знаком с другими шоу уже без пяти минут почившей линейки Marvel-Netflix, наверняка знают каких. Да, это снова сбитый темп. Где-то после середины сериал внезапно даёт по тормозам, и события начинают развиваться о-о-очень ме-е-едле-е-енно. Как минимум один-два эпизода — ну, или хотя бы ряд сцен — можно было бы выкинуть без потери смысла. Но нет: раз сказано снять тринадцать серий, значит, делаем тринадцать.

Ладно, поклонникам не привыкать. Плюсы «Карателя» всё же с огромным отрывом перевешивают немногочисленные минусы. Если это последний сезон (что, скорее всего, так и есть), то история Фрэнка Касла получила достойное завершение. Все хвосты подтянуты, все линии закончены, все персонажи раскрыты. Ну а если подводить итоги по всему сериалу, то «Каратель» от Netflix — это лучшее экранное воплощение персонажа за всю историю. Всем фанатам комиксов и им сочувствующим смотреть в обязательном порядке.

Читайте также: