Just cause 1 обзор

Обновлено: 06.07.2024

Наследственные черты гангстерской серии GTA от Rockstar Games легко угадываются в латиноамериканском портрете Just Cause. Те же гигантские просторы, доступные для пытливых исследований. Те же хитрые работодатели, чьё временное пристанище кочует по всему архипелагу. Тот же сбор запрятанных предметов, замаскированный здесь под мини-задания. Даже радость от угона транспорта из-под носа служителей закона - и та осталась полностью неприкосновенной. Изменился лишь сам игровой мир, превратившись из игрушечного подобия реальной жизни в самый настоящий дурдом.

Знакомство с Just Cause - вещь чрезвычайно презабавная. За первые минуты авторы полностью используют свои основные приманки. Не успел спецагент Рико Родригез, сброшенный с самолёта, налюбоваться тропическими пейзажами, как ему под нос суют приветственный фуршет с перестрелками и красочной погоней. Выжили? Извольте провести в одиночку штурм особо охраняемой тюрьмы, в которой содержат главаря местных партизан. И на этом месте бурный поток сюрпризов от Just Cause предательски мелеет. Дальше разворачивается тягомотина войны против зловредного диктатора: штурмы деревенек, диверсии, заказные убийства.

Типичные задания можно выполнять, как душе заблагорассудится, благо дизайнеры оставили достаточно лазеек для изобретательного игрока. Только одна деталь остаётся всегда неизменной. Шеф полиции это или простой радиопередатчик - путь к ним всегда будет проложен по десяткам трупов правительственных солдат. Такие сверхсекретные операции.

Помощь от агента пригодится не только последователям грозного Че, но и самым настоящим наркокарателям. Бодро вклиниваясь в сюжетную канву, «боги белого порошка» от своего лица преподносят целую упаковку довольно нестандартных миссий. Уничтожение посевов коки с помощью четырехколёсного распылителя ядов - то ещё развлечение. Да, чем-то подобным хвастался и GTA:San Andreas, но в череде штампованных тропических приключений даже подобный фальшивый бриллиант выглядит почти как настоящая драгоценность.

Морфий вместо воздуха

Мирное существование тропических обывателей больше похоже на обычный лунатизм. Сонные перемещения по заданному маршруту, игнорирование смены дня и ночи, полная апатия по отношению к бесчинствующему игроку… Живчики из GTA дадут сто очков форы этим несчастным созданиям, способным лишь вяло помахать кулаком в ответ на угон их любимого автомобиля. Но стоит войне озарить их апатичные лица, и всё население агонизирующей провинции поголовно сходит с ума. Военные колесят по дорогам и расстреливают повстанцев, партизаны бессистемно устраивают потасовки с властями, а мирные жители в панике давят друг друга личным автотранспортом. Вживаться в подобный бедлам - себе дороже.

Однако стоит отвлечься от этой войны, и оказывается, что заняться на этом многострадальном архипелаге совершенно нечем. В отрыве от сюжетного маршрута Just Cause не в силах предложить аттракциона интереснее, чем забивание гвоздей плюшевым тапком. Генераторы случайных миссий в лице представителей союзной диаспоры предлагают к исполнению пару сотен заданий истинно заводской сборки. Безымянные жертвы, угон избранных рандомом автомобилей, доставка посылок-близнецов - чего изволите? Однобокость поручений и их нахальное самокопирование успевает надоесть ещё до того момента, как Рико покинет вторую провинцию. К счастью, имеются ещё и полулегальные гонки, разбросанные по всей многострадальной республике. Эти сумбурные поездки по контрольным точкам, сдобренные треском полицейских пулемётов, приятно разбавляют тягомотину местных будней. Правда, их хватает очень ненадолго - трасс в сумме насчитывается около десятка.

Выполнение сюжетных заданий влечёт за собой и ещё одно последствие: дестабилизацию политической обстановки в провинции. Стоит Рико на шаг приблизиться к финалу - и повстанцы начинают забавляться с полицией, зубами вырывая у последних заветную власть. Но без нашего агента им, конечно, не продвинуться дальше дикой лесополосы.

Основной источник силы в регионе - это поселения, захватом которых обязан руководить исключительно Рико. Подобрались к вражескому населённому пункту, переговорили со связным, и представление началось. В посёлок нисходит Судный день: из воздуха материализуются миниатюрные армии, с радостью избивающие друг друга всеми подручными средствами. В особо тяжёлых случаях на помощь защитникам приходит техника - тогда процесс либерализации проходит с повышенным количеством пафоса и спецэффектов. Но суть этого действа, тем не менее, остаётся неизменной. Уничтожить три баррикады и добраться до вражеского флага (или довольно толстого босса) - основная цель захвата. Попутно, конечно, жизненно необходимо существенно сократить популяцию приспешников диктаторского режима, иначе доступ к флагу Рико так и не получит. Выполните подобный порядок действий несколько раз - и провинция окрасится в дружественный зелёный цвет, а в результате…Пшик. Пустота. Настойчивое требование повторить процедуру снова и крохотная прибавка к репутации в глазах партизан.

Уважение - единственная ценная «валюта» в донельзя распоясавшейся республике. Все эти второстепенные задания, захват поселений и сбор посылок приводят к одному итогу: новой нашивке на кителе борца за свободу. Повышение даёт немного удовольствия: новый ствол в Savehouse да свежие колёса. А если умудритесь дослужиться до высоких чинов, то даже летательные аппараты. Правда, чтобы выслужиться, нужно добыть больше трёх тысяч очков. Выполнили побочное поручение или освободили сотню-другую граждан от ига властей - получите заветных тридцать пунктов репутации. И так по кругу. Процесс достижения карьерных высот растягивается на вечность, что неудивительно - с таким-то однообразием внесюжетных развлечений.

From San-Esperito with love

Рико Родригезу есть чем похвастаться перед искушённой публикой. И это совсем не остроумие и непробиваемая харизма. Нет, в скудных на чувство юмора роликах блеснуть не удалось ни одному герою этой тропической драмы. Разнообразием доступных движений наш латиноамериканец также не обременён. Обучившись балансированию на крыше двигающегося автомобиля, он так и не осилил науку стрельбы во время вождения. Приседать он, как ни странно, тоже не умеет. А что у Рико получается «на ура» - так это использование механических гаджетов, выданных ему щедрым начальством. Бесконечные парашюты позволяют заниматься аэродайвингом в любое время суток, а «кошка» ощутимо упрощает охоту за транспортными средствами. Выстрелить ей в приглянувшийся тарантас, раскрыть парашют, спланировать на крышу, широким жестом выбросить водителя из его четырёхколёсной собственности - вуаля. Процесс экспроприации выглядит на удивление захватывающе.

Любители велосипедов в Сан-Эсперито полностью отсутствуют. Вместо них по просёлочным дорогам рассекают дешёвые автомобили восьмидесятых годов вперемешку с военными джипами и пикапами повстанцев. Знакомый по GTA авиа- и водный транспорт пропитан милитаризмом до самых своих потаённых шестерён. Редкие траулеры и неуклюжие кукурузники бледнеют перед вооруженными до зубов правительственными суднами и реактивными истребителями.

Трафик в джунглях очень насыщенный, и недостатка в машинах Рико не испытывает. Однако если на горизонте не виднеется ни одного автолюбителя, всегда можно послать крик о помощи любимому штабу. Пара секунд ожидания - и запрошенный вертолёт или моторная лодка уже готовы к использованию. Правда, во время перестрелок этой услугой воспользоваться нельзя, так же, как и нельзя вызвать срочную доставку, находясь в самой глуши девственных джунглей. Управляются эти чудеса современной техники очень просто, хотя мерзкие заносы и диковатая физика могут порой сплясать на нервах игрока. При столкновении машины отскакивают друг от друга, как резиновые мячики, а модель повреждений заставляет чернокожего автоугонщика краснеть от стыда за своего собрата. Детский сад.

От совершенно несерьёзной физики не отстаёт и графическая начинка. Природа хороша, но в статике картинка смотрится убого. Тут нам здорово подсобила старушка PlayStation 2, на которой, увы, Just Cause имел несчастье выйти. Из-за этого изо всех углов торчат скудная геометрия и недостаточная детализация, на которые разработчики в спешке накинули вуаль из шейдеров и всевозможных постэффектов. Но как только Рико начинает двигаться, Just Cause стремительно преображается. Картинка смазывается, по глазам бьет ослепительное солнце, дух захватывает от шикарных закатов, сочных взрывов и сверкающей водной глади - конечный результат так и напрашивается на глянцевые открытки.

Технически PC и Xbox 360 версии Just Cause выполнены на идентичном уровне, и все различие заключается в управлении. Там, где адепты PC прокладывают путь с помощью клавиатуры и мыши, резво отстреливая глупых врагов, пользователи консолей пользуются постыдным автоприцелом. А что поделаешь. Шутеры на приставках всегда были зубной болью.

Diagnosis

Зачем делать огромный мир, если нет ни сил, ни желания вдохнуть в него жизнь? Just Cause надо было бы родиться линейным, ярким экшеном, бросить силы на разнообразие заданий и сюжетную линию. Вышел бы толк, вместо этого бледного подобия GTA. А так - простенький шутер на пару вечеров. Однообразный, но с изюминкой и приятной картинкой. Только не предоставили создатели условий для того, чтобы вне сюжетного тоннеля приключения приносили хоть крупицу радости. Стоит только сплясать джигу на костях сверженного диктатора и вдоволь нащёлкать фотографий тропических пейзажей - и банановую республику можно смело сдавать в утиль по переработке пластиковых отходов. Хватит. Наигрались.

Just Cause — еще одна наша светлая надежда, которая на деле обернулась каким-то Xenus шведской выделки. То есть вместо того, чтобы довести до ума крайне жизнеспособный геймплей, дебютанты из Avalanche Studios бросились делать свою GTA в псевдокубинских декорациях. Вышло солнечно и довольно жизнерадостно, но обещанного пира духа не случилось.

Just Cause страдает ото всех классических ошибок первой игры. Нам казалось, что сделать игроку «безграничную свободу», «бескрайний мир» и снять все прочие барьеры желают теперь только отечественные дебютанты. Но нет, игрой мечты, как выяснилось, грезят и в Стокгольме. Обладая внушительными наработками в области экшен-механики, шведы отчего-то сосредоточились на своем GTA и, конечно, увязли в навозной куче нюансов. Бескрайние просторы и убедительные джунгли вроде бы присутствуют, но делать в них категорически нечего, разве что стрелять по окрестным птицам. Свобода перемещения, казалось бы, имеется, но ехать особенно некуда и незачем — монотонные и одинаковые побочные миссии утомляют после первой же попытки. К тому же вы регулярно снабжены всем необходимым, так что беспокоиться о своем арсенале или таксопарке не приходится. В итоге Just Cause все равно превращается в помиссионный экшен, который категорически отказывается отрабатывать собственный потенциал.

Тут имеются трюки, в ходе которых главгерой вылезает на крышу автомобиля (прямо на ходу), перепрыгивает на соседнюю машину, выбрасывает водителя и едет дальше. Еще есть многоразовый парашют, с которым можно прыгать со скал и приземляться на голову ничего не подозревающим врагам. Наконец, фирменный трюк с выпрыгиванием из вертолета с последующим закреплением на его крыле поразил западную прессу настолько, что каждая рецензия открывалась описанием данной возможности.

Что самое обидное, Just Cause категорически не находит применения вышеозначенной радости. Интересная физика и дизайн уровней отсутствуют. То же самое касается AI, графики и хваленой GTA-механики. Игра делает несколько очень внушительных обещаний, после чего выполняет в воздухе кульбит и превращается в монотонный и довольно скверный экшен (не без светлых моментов, впрочем).

ПЕРЕВОД: Чуть ли не главным стимулом к прохождению Just Cause является местный сюжет за авторством Мэтта Костелло (Matt Cotello) и Нила Ричардса (Neil Richards). Оба в разное время приложили руку к сценариям The7th Guest, The 11th Hour, Shellshock: Nam’67, DOOM 3 и Broken Sword. Так вот, история подана при помощи уморительных заставок (созданных, однако, силами не самых выдающихся аниматоров). Соответствующие диалоги и интонации иногда вдохновляют больше, чем весь этот GTA-цирк. В «Новом Диске» поступили крайне мудро, оставив английский текст и ограничившись субтитрами, так что вы сможете лицезреть кат-сцены в их первоначальном виде.

У этого прекрасного, на первый взгляд, решения, имеется два внушительных недочета. Во-первых, в роликах очень часто встречаются визуальные шутки (вроде названий книг или объявлений в газете), которые остались незамеченными. Во-вторых, качество местного перевода выполнено в худших отечественных традициях. Все интонации и юмор напрочь убиты не то редактурой, не то переводчиками. Скажем, после того как главгерой получает от женщины пощечину, фраза «и не думай, что я забыла прошлый раз» отчего-то звучит тут как «и не думай, что я не помню наши старые деньки».

Труднообъяснимая любовь дебютантов к открытому геймплею в тропических сеттингах продолжает цвести и пахнуть. Just Cause, на которую у Eidos были, очевидно, серьезные ставки, издалека виделась эдаким Джеймсом Бондом среди пальм. Затяжные прыжки с парашютами, цирковое трюкачество и пальба с двух рук. Все как мы любим.

GTA не завезли

Отчего у шведов из Avalanche Studios вдруг воспалилось сугубо российское желание «подарить игроку невиданную свободу», неизвестно. Но вместо продуманного и разнообразного экшена мы имеем недоваренный клон GTA (да-да!), который демонстрирует собственный потенциал из-под полы и по большим праздникам. Just Cause можно прямо сейчас закатывать в банку с формалином и выставлять в кунсткамере в качестве клинического случая. Стокгольмские разработчики наступили на все хрестоматийные грабли, какие только можно. В погоне за «неограниченной свободой перемещения» и «невиданным разнообразием» они нарисовали никому не нужные километры джунглей, разбросали по карте несчетное количество однообразных и скучных миссий, не сделав в итоге самое главное — геймплей.

Если совсем коротко, то Just Cause — это натуральное GTA в псевдокубинском антураже. То есть вы оказываетесь на огромном острове, где сюжетные и случайные миссии раскиданы по всей карте, а любое транспортное средство можно экспроприировать и использовать по своему усмотрению. Удивительно, как разработчики с молодецким задором по-прежнему бросаются с шашкой на GTA, мечтая сделать такую же, но с перламутровыми пуговицами. Секрет состоит в том, что у Rockstar было очень много времени, денег и хорошего вкуса. Эти, вообще говоря, ключевые для любого проекта моменты сделали GTA именно тем, чем она является. У Avalanche явно было не то чтобы очень много денег, а местами наблюдаются и проблемы со вкусом. Итог предсказуем: хваленая шведская свобода оказалась никому не нужна — в местных джунглях попросту нечего делать! Однотипные сторонние миссии (гонки по чекпойнтам наперегонки со временем и освобождение местных деревень из-под диктаторского гнета) утомляют после первого же прохождения и не приносят сколько-нибудь ощутимых результатов. Вам открывается какое-то новое оружие, но что с ним делать, когда в арсенале с трудом отличаешь шотган от автомата, неясно.

Игру, которая открывается таким кадром, безнадежной назвать никак нельзя.

Остается, собственно, бескрайний остров, который предлагается самостоятельно исследовать, пестуя своего внутреннего эколога. Поначалу масштабы содеянного Avalanche действительно поражают: гигантские открытые пространства, джунгли, множественные водоемы, в которых можно свободно плавать, выполнены на «отлично». Шейдерная вода, богато декорированное кораллами дно и разнообразные водоплавающие средства производят крайне приятное впечатление. Здесь же — солнечные лучи, пробивающиеся через густую листву, потрясающие восходы, закаты и туманы, а также автоматические «расступающиеся» при движении ветки. Разочарование постигает, когда становится ясно, что в местных джунглях делать категорически нечего. Кому нужны бескрайние просторы, засаженные однотипными векторными пальмами и собранные по ГОСТу коралловые рифы, если в них ничего невозможно найти? Никакого завалящего автомата, бонуса, секретной миссии — да чего угодно! Даже животные — и те представлены одинаковыми птицами. Хоть бы лемура какого прикрутили.

Получается парадоксальная ситуация — обширные и вполне себе привлекательные открытые пространства стоят без дела, выполняя роль декораций для сюжетных миссий, которые тут являются главной достопримечательностью. Just Cause с видимым удовольствием рассказывает историю свержения местечкового диктатора силами американских спецслужб. Учитывая антураж, машины и декорации, очевидно, что Avalanche намекают на Кубу. Так вот, сюжет и кат-сцены уподобляются всей остальной игре — демонстрируют внушительный потенциал, после чего отрабатывают одну десятую заложенных возможностей. Главгероя регулярно инструктируют напарники, ведущие абсолютно курортный образ жизни. Каждый второй ролик открывается сценами распития коктейлей или принятия солнечных ванн. Единственная женщина в команде на протяжении всей игры читает книгу «Как сменить политический режим за 7 дней». На удивление продуманным персонажам и остроумным диалогам быстро нашлось объяснение: для написания двадцати сюжетных миссий Avalanche привлекли Мэтта Костелло (Matt Costello) и Нила Ричардса (Neil Richards). Первый значится автором сценария The7th Guest, The 11th Hour, Shellshock: Nam ’67 и DOOM 3. Нил Ричардс, в свою очередь, отвечал за сюжеты Broken Sword: The Sleeping Dragon, Broken Sword: The Angel of Death, интерактивного The Da Vinci Code, а также за некоторые диалоги гениального Starship Titanic (авторский проект покойного Дугласа Адамса).

Так вот, вышеозначенные кат-сцены напрочь загублены абсолютно дубовым 3D. Рассматривать местную анимацию и качество рендеринга как авторскую позицию не представляется возможным. Есть только одна причина, по которой Avalanche могли прийти к выводу, что в их игре могут присутствовать такие кат-сцены, — у них наблюдаются серьезные проблемы со вкусом.

Под куполом

Вторая после акробатики достопримечательность Just Cause — непрерывный «бадабум».

Ко всему вышеозначенному беспределу Avalanche приделали непропеченный, но крайне многообещающий геймплей. Если вы вдруг не в курсе, флагманской особенностью местного действия заявлены умопомрачительные трюки. Так вот, они действительно есть и они действительно умопомрачительные. Just Cause стартует прямо в небе — главгерой камнем летит вниз, картинно расставив руки в стороны. Под ногами — бескрайние псевдокубинские просторы, а за плечами — многоразовый парашют, который можно раскрывать-закрывать сколько угодно. Некоторые журналисты поносят шведов за то, что они заставляют нас принимать участие в каком-то совершенно вызывающем бреде. То есть тут можно выпустить парашют, будучи за рулем автомобиля, отчего главгерой незамедлительно воспарит над землей. Здесь можно прыгать с отвесной скалы и в процессе скоротечного падения раскрыть тот самый парашют, обеспечив мягкую посадку. Так вот, смеем вас заверить — если бы Avalanche целиком сконцентрировались на пестовании своего горячечного бреда, Just Cause стала бы нашей любимицей. Весь беззастенчивый идиотизм, который изредка происходит на экране, заслуживает детальнейшего описания. Среди прочего имеется возможность на полном скаку вылезти на крышу машины, перепрыгнуть на соседнее транспортное средство, выкинуть оттуда водителя и продолжить движение уже в новом авто.

Сигать с местных обрывов не надоедает никогда. Более того, каждый раз, когда вы с разбега прыгаете со скалы, в животе неуютно холодеет, совсем как при взгляде на землю из иллюминатора самолета. Just Cause очень ловко и достоверно передает ощущения высоты и прыжка с парашютом. Кроме вышеозначенных выкрутасов имеется также обмусоленная западной прессой возможность вылезти из летательного аппарата и воспарить, держась за крыло одной рукой (!).

Самое печальное, что всем этим благоглупостям в местном геймплее совершенно нет места. То есть игра спокойно проходится безо всяких там парашютных прыжков со скалы. И это крайне, до слез обидно. Вместо того чтобы соорудить достойные миссии, которые бы заставляли нас с вами с умом использовать заложенные в Just Cause возможности, Avalanche посвятили себя построению скучного и, по большому счету, никому не нужного мира. В качестве обратного примера шведам хочется ткнуть в лицо выстроенный по обратной схеме El Matador. Чехи из Plastic Reality не тешили себя иллюзиями по поводу создания новой GTA. Вместо этого они сделали грамотные уровни и отточили геймплей так, что от него невозможно оторваться вплоть до финальных титров.

С Just Cause происходит диаметрально противоположная ситуация — игра натурально завораживает в первые пять минут, после чего происходит грубое разоблачение.

Возможность уцепиться одной рукой за летательный аппарат повергла западную прессу в культурный шок.

Надо ли говорить, что во время полета на парашюте врагов внизу можно обильно орошать свинцом?

Все вышесказанное, впрочем, совершенно не отменяет того факта, что за Avalanche Studios отныне нужно пристально следить. В этой команде явно есть талантливые геймдизайнеры, на которых у Eidos отчего-то не нашлось продюсерской управы. Шведы с радостным гиканьем бросились строить неограниченную свободу и игру мечты, вместо того чтобы довести до ума собственный геймплей. В итоге рекомендации следующие: сюжетную линию Just Cause необходимо отсмотреть, не отвлекаясь на посторонние маневры вроде побочных миссий. Там, среди никому не нужной свободы и незаселенных тропических гектаров, проглядывает остроумная и талантливая игра. Надо только присмотреться.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 6.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Типичный случай «синдрома великой игры»: Avalanche Studios слишком увлеклись пестованием никому не нужной свободы, забыв довести собственные идеи до ума. Играть можно, но обещанного подрыва устоев не случилось.

Наследственные черты гангстерской серии GTA от Rockstar Games легко угадываются в латиноамериканском портрете Just Cause. Те же гигантские просторы, доступные для пытливых исследований. Те же хитрые работодатели, чьё временное пристанище кочует по всему архипелагу. Тот же сбор запрятанных предметов, замаскированный здесь под мини-задания. Даже радость от угона транспорта из-под носа служителей закона - и та осталась полностью неприкосновенной. Изменился лишь сам игровой мир, превратившись из игрушечного подобия реальной жизни в самый настоящий дурдом.

Знакомство с Just Cause - вещь чрезвычайно презабавная. За первые минуты авторы полностью используют свои основные приманки. Не успел спецагент Рико Родригез, сброшенный с самолёта, налюбоваться тропическими пейзажами, как ему под нос суют приветственный фуршет с перестрелками и красочной погоней. Выжили? Извольте провести в одиночку штурм особо охраняемой тюрьмы, в которой содержат главаря местных партизан. И на этом месте бурный поток сюрпризов от Just Cause предательски мелеет. Дальше разворачивается тягомотина войны против зловредного диктатора: штурмы деревенек, диверсии, заказные убийства.

Типичные задания можно выполнять, как душе заблагорассудится, благо дизайнеры оставили достаточно лазеек для изобретательного игрока. Только одна деталь остаётся всегда неизменной. Шеф полиции это или простой радиопередатчик - путь к ним всегда будет проложен по десяткам трупов правительственных солдат. Такие сверхсекретные операции.

Помощь от агента пригодится не только последователям грозного Че, но и самым настоящим наркокарателям. Бодро вклиниваясь в сюжетную канву, «боги белого порошка» от своего лица преподносят целую упаковку довольно нестандартных миссий. Уничтожение посевов коки с помощью четырехколёсного распылителя ядов - то ещё развлечение. Да, чем-то подобным хвастался и GTA:San Andreas, но в череде штампованных тропических приключений даже подобный фальшивый бриллиант выглядит почти как настоящая драгоценность.

Морфий вместо воздуха

Мирное существование тропических обывателей больше похоже на обычный лунатизм. Сонные перемещения по заданному маршруту, игнорирование смены дня и ночи, полная апатия по отношению к бесчинствующему игроку… Живчики из GTA дадут сто очков форы этим несчастным созданиям, способным лишь вяло помахать кулаком в ответ на угон их любимого автомобиля. Но стоит войне озарить их апатичные лица, и всё население агонизирующей провинции поголовно сходит с ума. Военные колесят по дорогам и расстреливают повстанцев, партизаны бессистемно устраивают потасовки с властями, а мирные жители в панике давят друг друга личным автотранспортом. Вживаться в подобный бедлам - себе дороже.

Однако стоит отвлечься от этой войны, и оказывается, что заняться на этом многострадальном архипелаге совершенно нечем. В отрыве от сюжетного маршрута Just Cause не в силах предложить аттракциона интереснее, чем забивание гвоздей плюшевым тапком. Генераторы случайных миссий в лице представителей союзной диаспоры предлагают к исполнению пару сотен заданий истинно заводской сборки. Безымянные жертвы, угон избранных рандомом автомобилей, доставка посылок-близнецов - чего изволите? Однобокость поручений и их нахальное самокопирование успевает надоесть ещё до того момента, как Рико покинет вторую провинцию. К счастью, имеются ещё и полулегальные гонки, разбросанные по всей многострадальной республике. Эти сумбурные поездки по контрольным точкам, сдобренные треском полицейских пулемётов, приятно разбавляют тягомотину местных будней. Правда, их хватает очень ненадолго - трасс в сумме насчитывается около десятка.

Выполнение сюжетных заданий влечёт за собой и ещё одно последствие: дестабилизацию политической обстановки в провинции. Стоит Рико на шаг приблизиться к финалу - и повстанцы начинают забавляться с полицией, зубами вырывая у последних заветную власть. Но без нашего агента им, конечно, не продвинуться дальше дикой лесополосы.

Основной источник силы в регионе - это поселения, захватом которых обязан руководить исключительно Рико. Подобрались к вражескому населённому пункту, переговорили со связным, и представление началось. В посёлок нисходит Судный день: из воздуха материализуются миниатюрные армии, с радостью избивающие друг друга всеми подручными средствами. В особо тяжёлых случаях на помощь защитникам приходит техника - тогда процесс либерализации проходит с повышенным количеством пафоса и спецэффектов. Но суть этого действа, тем не менее, остаётся неизменной. Уничтожить три баррикады и добраться до вражеского флага (или довольно толстого босса) - основная цель захвата. Попутно, конечно, жизненно необходимо существенно сократить популяцию приспешников диктаторского режима, иначе доступ к флагу Рико так и не получит. Выполните подобный порядок действий несколько раз - и провинция окрасится в дружественный зелёный цвет, а в результате…Пшик. Пустота. Настойчивое требование повторить процедуру снова и крохотная прибавка к репутации в глазах партизан.

Уважение - единственная ценная «валюта» в донельзя распоясавшейся республике. Все эти второстепенные задания, захват поселений и сбор посылок приводят к одному итогу: новой нашивке на кителе борца за свободу. Повышение даёт немного удовольствия: новый ствол в Savehouse да свежие колёса. А если умудритесь дослужиться до высоких чинов, то даже летательные аппараты. Правда, чтобы выслужиться, нужно добыть больше трёх тысяч очков. Выполнили побочное поручение или освободили сотню-другую граждан от ига властей - получите заветных тридцать пунктов репутации. И так по кругу. Процесс достижения карьерных высот растягивается на вечность, что неудивительно - с таким-то однообразием внесюжетных развлечений.

From San-Esperito with love

Рико Родригезу есть чем похвастаться перед искушённой публикой. И это совсем не остроумие и непробиваемая харизма. Нет, в скудных на чувство юмора роликах блеснуть не удалось ни одному герою этой тропической драмы. Разнообразием доступных движений наш латиноамериканец также не обременён. Обучившись балансированию на крыше двигающегося автомобиля, он так и не осилил науку стрельбы во время вождения. Приседать он, как ни странно, тоже не умеет. А что у Рико получается «на ура» - так это использование механических гаджетов, выданных ему щедрым начальством. Бесконечные парашюты позволяют заниматься аэродайвингом в любое время суток, а «кошка» ощутимо упрощает охоту за транспортными средствами. Выстрелить ей в приглянувшийся тарантас, раскрыть парашют, спланировать на крышу, широким жестом выбросить водителя из его четырёхколёсной собственности - вуаля. Процесс экспроприации выглядит на удивление захватывающе.

Любители велосипедов в Сан-Эсперито полностью отсутствуют. Вместо них по просёлочным дорогам рассекают дешёвые автомобили восьмидесятых годов вперемешку с военными джипами и пикапами повстанцев. Знакомый по GTA авиа- и водный транспорт пропитан милитаризмом до самых своих потаённых шестерён. Редкие траулеры и неуклюжие кукурузники бледнеют перед вооруженными до зубов правительственными суднами и реактивными истребителями.

Трафик в джунглях очень насыщенный, и недостатка в машинах Рико не испытывает. Однако если на горизонте не виднеется ни одного автолюбителя, всегда можно послать крик о помощи любимому штабу. Пара секунд ожидания - и запрошенный вертолёт или моторная лодка уже готовы к использованию. Правда, во время перестрелок этой услугой воспользоваться нельзя, так же, как и нельзя вызвать срочную доставку, находясь в самой глуши девственных джунглей. Управляются эти чудеса современной техники очень просто, хотя мерзкие заносы и диковатая физика могут порой сплясать на нервах игрока. При столкновении машины отскакивают друг от друга, как резиновые мячики, а модель повреждений заставляет чернокожего автоугонщика краснеть от стыда за своего собрата. Детский сад.

От совершенно несерьёзной физики не отстаёт и графическая начинка. Природа хороша, но в статике картинка смотрится убого. Тут нам здорово подсобила старушка PlayStation 2, на которой, увы, Just Cause имел несчастье выйти. Из-за этого изо всех углов торчат скудная геометрия и недостаточная детализация, на которые разработчики в спешке накинули вуаль из шейдеров и всевозможных постэффектов. Но как только Рико начинает двигаться, Just Cause стремительно преображается. Картинка смазывается, по глазам бьет ослепительное солнце, дух захватывает от шикарных закатов, сочных взрывов и сверкающей водной глади - конечный результат так и напрашивается на глянцевые открытки.

Технически PC и Xbox 360 версии Just Cause выполнены на идентичном уровне, и все различие заключается в управлении. Там, где адепты PC прокладывают путь с помощью клавиатуры и мыши, резво отстреливая глупых врагов, пользователи консолей пользуются постыдным автоприцелом. А что поделаешь. Шутеры на приставках всегда были зубной болью.

Diagnosis

Зачем делать огромный мир, если нет ни сил, ни желания вдохнуть в него жизнь? Just Cause надо было бы родиться линейным, ярким экшеном, бросить силы на разнообразие заданий и сюжетную линию. Вышел бы толк, вместо этого бледного подобия GTA. А так - простенький шутер на пару вечеров. Однообразный, но с изюминкой и приятной картинкой. Только не предоставили создатели условий для того, чтобы вне сюжетного тоннеля приключения приносили хоть крупицу радости. Стоит только сплясать джигу на костях сверженного диктатора и вдоволь нащёлкать фотографий тропических пейзажей - и банановую республику можно смело сдавать в утиль по переработке пластиковых отходов. Хватит. Наигрались.

Читайте также: