Jagged alliance 1 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Прошли те времена, когда за полтора года можно было сделать увлекательный шутер или глубокую тактическую стратегию. И разработчики из Full Control, выходя на Kickstarter с Jagged Alliance: Flashback, мудро предлагали игру со скромным набором возможностей, более или менее соответствующим и рангу студии, и заявленному бюджету. Увы, к релизу мы многого не досчитались.

Гнать инновационных лошадей датчане не стали, сосредоточились на том, что привлекало игроков в Jagged Alliance. И в первую очередь вернули пошаговый режим.

Мудрить не стали — взяли за основу Jagged Alliance 2 и обрезали все, что показалось дорогостоящим излишеством. Лазать по крышам? Обойдемся. Открывать двери? В счастливой утопии Сан-Эрманос дверей не будет.

Нам оставили три положения для тела, скрестив «лежа» и «скрытно», и разрешили как прицеливаться, так и стрелять очередями. Из новых тактических приемов отметим подсмотренные у коллег два варианта укрытий: полное и «половинчатое». Неплохо работает и перехват — правда, его надо назначать вручную, хотя очки действий между раундами все равно не переносятся.

Jagged Alliance: Flashback

► Дизайнер интерфейса покинул студию в разгар работ, и окна диалогов здесь в прямом смысле окна — прозрачные, и хочется поскорее их закрыть.
Jagged Alliance: Flashback
Jagged Alliance: Flashback
► Особо не раздумывая, дизайнеры разместили в одном интерфейсе всю информацию и менеджмент, которые могут потребоваться игроку в прогулке по сектору. ► Если оценивать мета-игру Flashback, то Сан-Эрманос — это скорее методичная зачистка секторов Метавиры, нежели глобальная стратегия в Арулько.

Тут логично было бы рассчитывать на приличный арсенал с гибкой модификацией, на тактически безупречный AI или на психологические триллеры в квестовой линейке, но к выходу игры дизайнеры, похоже, только начали строить уютный домик для всего этого. Сюжету места не хватило совсем.

В обучающей миссии предлагается ночью провести группу ЦРУшников в тюрьму и вытащить оттуда лидера оппозиции — чтобы закончить операцию крушением американского вертолета. Выживает лишь означенный NPC и агент ЦРУ, которого вы предварительно сгенерировали специальным вопросником. На этом сюжет заканчивается, остаются два одинаково схематичных квеста «пойди в такой-то населенный пункт и выясни там, как попасть в следующий» и заключительный «найди и убей главзлодея».

Jagged Alliance: Flashback

► Чтобы узнать, можно ли обыскать объект, нужно подойти вплотную, причем в некоторых случаях еще и с определенной стороны.

В качестве компенсации нам выдали пачку побочных заданий, таких же, однако, схематичных и одномерных. Переспать с женой предпринимателя, чтобы она перестала отвлекать его от важных дел? Идем в соседний сектор, прощелкиваем диалог, возвращаемся, сдаем. Найти и убить серийных маньяков? Не проблема — в описании постера с головорезами есть их имена и указание на нужные секторы.

На задания в тактической «песочнице», однако, грех жаловаться, но все же не хватает вменяемого выбора вместо «а не присвоить ли эту пушку» и «в войне двух банд я выберу гадов побогаче». И последствий повнушительнее, чем то, какой из двух равнозначных наемников попадет в каталог. Все равно вместо них в итоге наймем кого-нибудь другого.

Вот и получается, что разработчики никак не мотивируют игроков выполнять эти пару десятков примитивных квестов. Тут можно ехидно отметить, что в первой Jagged Alliance вообще не было NPC и заданий, но все же лучше продуманно отказаться, чем непродуманно реализовать.

Экономический баланс удручает: если поначалу и были проблемы вроде «ох, Ивана на две недели нанять не потяну», то уже после первого захваченного города дела пойдут на лад, а на доход с одной (из двух) шахт можно вообще горя не знать. Может быть, с патчами это подправят.

Лицензировать оружие денег не хватило, поэтому к нашим услугам пистолеты Rock 17 и Loretta, автоматы JK-47 и Strey AUG, дробовики Denelli и The Ubrez (объясните датчанам, что «обрез» — это не торговая марка). Зато в своем классе почти каждое оружие отличается от другого стоимостью в очках действия и базовым уроном, а также точностью. Выбор оружия по этим характеристикам — задача, как оказывается, нетривиальная.

Вот вам пример. Gangster 45 («автомат Томпсона») за 8 или 13 очков действия бьет одной или тремя пулями с базой в 24 единицы урона, а JKM («. Калашникова модифицированный») за 10/16 гарантирует 35 единиц урона. То есть если у наемника 26 очков, эффективнее будет вручить ему «томмиган» (2*3*24=144 против 3*35+35=140). По идее.

Но на самом деле все гораздо гибче, и приходится учитывать массу других факторов. Бойцу пригодится запас в несколько очков на смену позиции; при низкой точности нужно больше пуль; в одиночный выстрел можно вложить дополнительные очки, повысив точность, и так далее. Вообще, возня с пушками — лучшее, что на данный момент есть в Jagged Alliance: Flashback.

Jagged Alliance: Flashback
Jagged Alliance: Flashback
► К потенциальному выстрелу прилагается список обстоятельств, влияющих на шанс попадания: положение и состояние стрелка, очередность и цель выстрела, и так далее. ► Честно разыгрывать ситуации вроде «трое на трое» куда приятнее, чем играть в прятки с примитивным AI.

А вот с AI возиться грустно и скучно. Он как будто недоделан: противник одной и той же «категории» (скажем, «элитная гвардия Принца») может как спрятаться за бочкой и отстреливаться лежа, так и угодить в простейшую ловушку.

С равным числом достойных оппонентов в открытую сражаться интересно, но компьютер обожает засылать карательные отряды на десять персон, поэтому нередко бывает, что бравая четверка-пятерка вынуждена занять глухую оборону на входе в сектор и отстреливать молодчиков прямо там. Если что, автосохранение позволит переиграть битву сначала. Однако сбежать с поля боя нельзя.

Jagged Alliance: Flashback
Jagged Alliance: Flashback
► Еще одна обидная мелочь: нападая на сектор, враг сначала побьет охрану, а потом уже начнет с вами общаться. Помочь местным нельзя, разве что перехватить врага заранее в соседнем секторе. ► Противник упорно шел прямо в западню. Нас было четверо, а их — десять.

Перестрелки довольно обычные. Кончились патроны — перезарядись. Серьезно зацепили — перевяжись. Помимо здоровья есть энергия, но ее присутствие я ощутил всего один раз под конец игры, застигнутый «синдромом последнего пришельца», чего, кажется, ни в одной JA раньше не встречалось. Обычно на праздник пороха и дыма сбегался весь сектор, а тут пришлось пошарить по округе, поискать — и свалиться в обморок, пока энергия не восстановится.

До обидного короткая Jagged Alliance: Flashback интересна лишь маниакальной страстью к оружию да редкими тактическими восторгами. Разработчики слишком много наобещали на «Кикстартере» и теперь стараются реабилитироваться, по инерции снова много чего обещая. И хотя Flashback можно прямо сейчас пройти без особых проблем, советуем сперва дождаться хороших новостей, полезных патчей и одобрения сообщества. Впрочем, энтузиасты могут сами помочь восстановить Jagged Alliance из руин финансами и работой бета-тестера. Благо потенциал и стимул у разработчиков уже есть.

«Арулько! Как много в этом звуке. » – гласит заезженная интродукция к каждому второму обзору игровой серии Jagged Alliance. Можно конечно поставить под сомнение такую трактовку литературной классики, ведь была еще как минимум Метавира, да вот только вряд ли кто-нибудь отважится поспорить с тем, что Jagged Alliance 2 является культовым представителем не только своей серии, но и всего жанра. Подобным смельчакам попросту откусят головы.

Шутки шутками, но порой создается впечатление, что разработчики из ныне покойной Sir-Tech Software заключили сделку с дьяволом, чем обеспечили Jagged Alliance 2 статус культового произведения цифрового искусства. Но, как мы с вами знаем, у любой подобной сделки всегда есть обратная сторона и за успех второй части данная серия вынуждена расплачиваться и по сей день.

С момента выхода и триумфального шествия Jagged Alliance 2 по миру прошло немало лет. За это время серия успела поскитаться по разным издателям и обзавестись кучкой спин-оффов. Тот факт, что за все эти годы никто не отважился взяться за номерное продолжение Jagged Alliance, не является чем-то удивительным. Посудите сами: может ли студия, масштабы которой сопоставимы разве что с придорожной чебуречной, сотворить достойное продолжение некогда популярной серии? Малость утрированно, конечно, но вспомните тот же Fallout FlatOut 3, например.

Полноценное продолжение, тем не менее, до поры до времени находилось в разработке, но чуда так и не случилось. Подсказка: ДЖАЗ.

На сегодняшний день самым дерзким проектом, носящим имя Jagged Alliance, является Back In Action – довольно-таки посредственный пересказ событий второй части, который позиционируется как полноценный ремейк. Заполучив долгожданное «продолжение» серии, фанаты пришли в ярость (и их вполне можно понять). В коммерческом плане игра также не произвела ожидаемого от нее выхлопа, права на серию вновь пошли по кругу и докатились до Cliffhanger Productions, которая (как и предыдущие рукодельники) наобещала, что: «вот-вот, пацаны, щас все будет, вернем вам ваш 1999-ый», а в итоге выкатила браузерное недоразумение с добровольно-принудительным донатом.

Спустя некоторое время, от доната все же отказались, сделав игру платной и выпустив ее в Steam под названием Jagged Alliance Online: Reloaded. Как вы уже наверняка успели заметить, игра является настолько популярной, что в игровой библиотеке StopGame по сей день числится только ее браузерная инкарнация.



А еще у Reloaded нет собственного постера. Такие дела.

Основным и практически единственным достоинством данной игры является возврат к корням, а именно к пошаговой боевой системе, которую разработчики Back In Action посчитали рудиментом. Пусть от механики Jagged Alliance 2 и осталась только бледная тень, но даже такая халтурная реализация пошагового режима куда больше греет душу, нежели «тактическая пауза».

В первую очередь в глаза бросается урезанная вариативность передвижения наемника: теперь можно только ходить, бегать и сидеть на кортах. Система прицеливания вроде бы и осталась, да только в виде украшения, ибо попадания в голову по силе урона равноценны попаданиям в тушу врага. Арсенал тоже пострадал: в игре полностью отсутствуют гранаты и прочее разрывное оружие, а единственным взрывоопасным элементом являются бочки и канистры с горючкой.

Местная «прокачка», как и классы наемников, также присутствуют лишь для галочки. Единственным полезным пунктом является разве что увеличение поля обзора, потому что враги нередко любят заставать врасплох, появляясь из воздуха. В условиях местного дисбаланса, знание местоположения противников является практически единственной возможностью пройти миссию без существенных потерь, но об этом чуть позже.

Еще одним положительным моментом Jagged Alliance Online: Reloaded является частичная смена сеттинга. Да простят меня фанаты «канона», но чрезмерное злоупотребление конфликтами на территориях различных банановых республик уже порядком поднадоело. Миссии в урбанистических пейзажах, с их неоновыми вывесками и автомобильными парковками, выглядят как минимум свежо и почти не приедаются, т.к. грамотно чередуются с различными свалками и прочими задворками больших городов. Расстрельный список также соответствует сеттингу: барыги, гангстеры и байкеры. Почему именно байкеры?



Потому что мама Стифлера.

Фантом «фритуплейного» прошлого напоминает о себе при любой удачной возможности. Как говорится, цирк уехал, а клоуны остались. Больше всего это отразилось на снаряжении (и речь здесь не только о его внешнем виде), а также на поведении противников.

Начнем с того, что цены на оружие и обмундирование просто запредельные! При этом цена продажи нового идентичного предмета составляет от силы 10-20% от стоимости его покупки, а с мертвых противников очень редко падает что-нибудь полезное. Да и вообще, после того, как репутация «компании» перевалит за 10, магические свойства потеряют даже самые дорогостоящие элементы гардероба.

Бороться с этим бесполезно. Можно все предыдущие бои провести в условиях тотальной экономии, чтобы затем обвесить наемников самыми дорогими побрякушками из магазина, но какой в этом смысл, когда враг, вооруженный одним лишь пистолетом, за пару ходов может выбить из любого наемника весь кепчук?



Если вы не получили косарь от StopGame, не расстраивайтесь – ведь вы в любой момент можете продать батину косуху!

Небольшой отдушиной, позволяющей передохнуть от этого дня сурка, является «Веселый Наемник» — местный аналог сами-знаете-какой браузерной игры. Но и здесь все не так гладко как хотелось бы. Не совсем понятно: то ли лыжи не едут, то ли я что-то делаю не так, но бесконечные вливания денежных средств в инфраструктуру лагеря не дают абсолютно ничего.

Вдоволь наевшись одиночных миссий, внезапно вспоминаешь, что в названии фигурирует слово «Online» и пытаешься найти хоть кого-нибудь, кто разделит твою боль. Да только вот очень быстро осознаешь, что играть-то не с кем. Во встроенном в игру чате совершает пируэты перекати-поле и лишь раз-два в неделю можно встретить в нем одиноких странников, молящих пустоту о PVP.

В общем и целом, разработчики в очередной раз обосрамились. Небольшие плюсы данной игры не способны полностью перекрыть ее более весомые минусы. Если бы разработчики приложили чуть больше усилий к полировке механики после отказа от доната, игра могла бы стать неплохим идейным продолжением Deadly Games – бессюжетного аддона к первой части Jagged Alliance. Но, увы и ах.

Тем не менее, от Jagged Alliance Online: Reloaded можно получить какое-никакое удовольствие, хоть и весьма извращенное. Благодаря тривиальному геймплею, игра может помочь скоротать вечерок-другой. Все что требуется от игрока – это смириться с тем, что никто никогда не вернется в Арулько.

Jagged Alliance: Flashback

И ведь, в отличие от авторов совсем не каноничных Back in Action и Crossfire, разработчики Flashback все вроде бы делали правильно — видимо, понимали, что люди, поддержавшие их на Kickstarter, никаких сомнительных нововведений и отступлений от традиций не простят.

И прежде всего датчане сохранили дух оригинальной игры. Снова 80-е, маленький остров, страдающий под гнетом тирана, снова мы выступаем в качестве наемников, которых представители местного сопротивления просят помочь, свергнуть, освободить и так далее. На этот раз в качестве тирана выступает контрабандист и нелегальный поставщик оружия по прозвищу Принц, который захватил власть на карибском острове Сан-Германос.

Снова начинаем мы с партизанщины, поиска связных и установления тайных контактов с теми, кто знает, как выйти на нужных людей и как добраться до крепости Принца. А через некоторое время уже захватываем целые сектора, города и шахты, которые приносят определенный доход, тренируем там ополчение и защищаем стратегически важные точки.

Но при этом никто не мешает просто исследовать отдельные локации, общаться с населением и выполнять разные побочные задания, чтобы увеличивать свою популярность среди местных. Причем помимо каких-то стандартных поручений (освободить дочку фермера из тюрьмы, обезвредить опасных преступников, за которых объявлена награда, уничтожить банду, терроризирующую город) встречаются более, скажем так, оригинальные ситуации. Так, в одном из городов нам попался мужчина, который предложил переспать с его женой: дескать, он владеет баром и настолько занят бизнесом, что физически не успевает отдать супружеский долг, от чего женушка безмерно страдает.

Вообще, сюрпризов тут хватает. Исследуя карту, можно наткнуться на огромную клетку с медведем, вокруг которой столпились какие-то люди; выполняя квест по поиску якобы потерянного оружия, вы попадаете в засаду; обшаривая ящики и шкафы в поисках оружия и экипировки, нет-нет да и найдешь какой-нибудь порножурнал, бутылку пива или забавную плюшевую игрушку. А главарь вышеупомянутой банды расскажет такое, после чего у вас явно возникнут вопросы к тем, кто хотел его уничтожить, — придется решать, на чьей вы стороне. И во всем этом чувствуется дух и атмосфера Jagged Alliance.

Jagged Alliance: Flashback

Помогая местному населению, мы улучшаем свою репутацию, а это нужно для продвижения по сюжету.

Высокоморальный маньяк

В принципе, по внешним признакам вся Flashback — одна сплошная ностальгия. Мы все так же звоним свободным наемникам (некоторые временно недоступны), платим им за сутки, неделю или две. При этом среди «солдат удачи» полно старых знакомых — тут и Тень, и Лис, и пламенный кубинец Фидель, и суровый русский Иван Долвич.

На знакомой стратегической карте формируем отряды, кого-то отправляем тренировать ополчение, кто-то идет захватывать новую шахту или остается отдыхать — в этом случае лучше одного бойца определить лечить раненых, а другого — ремонтировать экипировку. Главное, чтобы в наличии были соответствующие инструменты и навыки.

«Медицина», «взрывчатка», «механика», «стелс», «стрельба», «ближний бой» — все умения «прокачиваются» по мере их использования. А вот основные характеристики («физика», «координация» и «интеллект») автоматически подрастут, когда боец получит новый уровень. Кроме того, у каждого есть еще врожденные «перки», дающие разные пассивные бонусы, — они увеличивают, например, критический урон в ближнем бою или снижают шанс случайно попасть по своим. А у того же Ивана Долвича есть навык «Маньяк» — он позволяет выпустить две дополнительные пули при стрельбе из пистолета-пулемета.

Формируя собственного героя, с которым начинаете игру, вы, как и в Jagged Alliance 2, можете пройти тест, ответить на забавные вопросы и тем самым определить его психотип и стартовые «перки». Вопросы, естественно, изменились, и в некоторых чувствуются, что называется, модные темы. «Что вы первым делом будете делать, когда начнется зомби-апокалипсис?» — гласит один из них.

Наконец, авторы оставили практически нетронутой механику сражений, добавив к ней разве что систему укрытий из Jagged Alliance Online. Ваши подчиненные тратят ценные очки хода, чтобы изменить положение тела и прицельно, с определенным шансом на попадание, выстрелить в голову, тело или ноги. Также можно приказать им «зацелить» определенную точку и устроить засаду, включив режим перехвата хода. При этом в бою нужно следить за такими показателями, как усталость и мораль, — иначе подопечные откажутся двигаться или, по идее, запаникуют и обратятся в бегство.

Jagged Alliance: Flashback

Одно из новшеств — появление единого для всего отряда инвентаря.

Крышу снесло…

То есть все вроде бы на месте. Никаких богохульных нововведений и сомнительных экспериментов. Зато добавилась более современная графика и атмосферные погодные эффекты — зачастую в Сан-Германос идет такой ливень, что самому хочется юркнуть под зонт. Причем в такую погоду ваши «солдаты удачи» хуже видят, слышат и стреляют.

Проблема в том, что, сохранив основные внешние надстройки, авторы так и не смогли хотя бы передать глубину Jagged Alliance 2, не говоря уже о том, чтобы что-то сделать лучше. Стратегическая карта меньше, исчезли личные симпатии/неприязни между наемниками, нет модификаций и обвесов для оружия. Недоумение вызывает новая система торговли: она реализована через диалог с торговцем, и в процессе вы даже не видите характеристики оружия и брони.

Но это все мелочи. Главное, что игра стала проще. Уже на старте вам дают приличную сумму денег, чтобы сформировать мощный отряд или даже два. Сектора достаточно легко переходят под ваш контроль, совсем еще зеленое ополчение самостоятельно отражает атаки противника и «прокачивается», денежки регулярно капают на счет, проблем с финансами и новыми наемниками нет.

А вражеский ИИ лишь изредка оказывает действительно серьезное сопротивление в бою. Неприятели умеют менять положение тела, иногда они даже пытаются приблизиться к вам, но это максимум, на что хватает их кремниевого разума. Бросить гранату или обойти с фланга, окружить — такое если и случается, то крайне редко. Как правило, все сводится к тому, что враги просто стоят на месте и палят в ваших бойцов. Да и нам при такой «тактике» проще выдать всем снайперские винтовки и отстреливать гадов с расстояния.

Игра вообще обеднела тактически. Залезть на крышу и перестрелять охрану, взорвать стену и проникнуть в здание совсем не с парадного входа? Забудьте — ни крыш, ни вменяемой физики разрушений в Jagged Alliance: Flashback нет. Как и нормального стелса, позволяющего по полной использовать камуфляж, окружающую среду и время суток для маскировки. А мораль у ваших подчиненных, кажется, не снижается, даже если только что у них на глазах погибли двое товарищей.

Jagged Alliance: Flashback

Игра поддерживает пользовательские модификации. Может быть, игроки сами доведут Flashback до ума?

Jagged Alliance: Flashback действительно имела все шансы стать лучшей в серии. У датчан были деньги, поддержка игроков, лицензия, возможность обратиться к опыту предыдущих частей, современные технологии, наконец. Они регулярно отчитывались о том, как прислушиваются к пожеланиям трудящихся и что хотят еще добавить. Но то ли это был лишь блеф, призванный поддерживать интерес, то ли разработчикам банально не хватило времени, желания, ресурсов, а может, и таланта, чтобы на самом деле передать ту глубину, которой так славится серия. Flashback похожа на участника пародийного шоу: внешность и голос вроде бы похожи, и спецэффекты красивые, но оригинал все равно лучше.

Плюсы: сохранены дух, атмосфера и основная механика оригинала; правдоподобные погодные эффекты.
Минусы: бои обеднели тактически; слабая физика разрушений; вялый ИИ; недоработанный стелс; нет системы модификации оружия.

Шесть лет назад в одном из текстов я сравнивал Jagged Alliance с образцом древнего искусства, артефактом, доставшимся нерадивым нам, современникам, от великих предков. Дескать, все понимают его важность и значение, но никто толком не знает, что со всем этим делать. И вообще кажется, что древние предусмотрительно прокляли свой шедевр и всех, кто к нему прикоснётся. Самое страшное, что всё это актуально и по сей день. Jagged Alliance 3 до сих пор так и не вышла, хотя попытки предпринимались неоднократно, а все ремейки, игры по мотивам (иногда даже под культовым брендом) и прочие клоны, как правило, вызывают только негативную реакцию очень придирчивой в данном случае публики.

С этим не понаслышке знакомы и разработчики из австрийской студии Cliffhanger Productions — именно они ответственны за не самую удачную Jagged Alliance Online, одно название которой уже заставляет биться мелкой дрожью всех поклонников культовой серии. Однако австрийцы не сдаются. Проклятие в данном случае, видимо, сработало так, что они каким-то образом оказались навечно связаны с этим брендом, а мы — навечно обречены наблюдать за попытками Cliffhanger Productions всё-таки приблизиться к недостижимому. Новой такой попыткой стала Jagged Alliance: Rage!

Партизаны поневоле

Всё здесь вроде бы на месте и в том же духе. Даже наёмники с ностальгическими именами и кличками присутствуют — Иван Долвич, Тень, Фидель, Сова и некоторые другие. Сюжетную кашу заварил всё такой же безумный подрывник Фидель. Спустя 20 лет после событий первой Jagged Alliance он попал в переплёт над каким-то тропическим островом и прямо с борта падающего вертолёта отправил сигнал о помощи коллегам по A.I.M., пообещав, конечно же, не только устную благодарность за спасение, но и кругленькую сумму наличными.

Мы выбираем на старте двоих наёмников из доступного списка и отправляемся на выручку. Тут же попадаем в плен, бежим и выясняем, что нам снова придётся воевать против местного тирана (по совместительству ещё и наркобарона), который терроризирует мирное население. Противостоят ему, как водится, повстанцы-партизаны, лидер которых (естественно, девушка) вскоре выходит на связь и просит о помощи. Деваться некуда — денег у спасённого нами Фиделя при себе не оказалось, а родное агентство A.I.M. вместо вертолёта для эвакуации может прислать только ещё одного наёмника нам в помощь — кого именно, мы выбираем сами.

Вот и приходится действовать вместе с партизанами, обещающими помочь выбраться с острова: освобождать тюрьмы, деревни, захватывать водохранилища, где пытаются отравить всю воду, штурмовать укреплённые лагеря, откуда регулярно на глобальную карту по нашу душу выходят патрули, и так далее. К слову, чтобы задержать эти самые патрули и спокойно добраться по карте до места выполнения задания, не отвлекаясь на перестрелки с преследователями, можно вызывать отряды повстанцев и просить их задержать врагов в той или иной точке. Это особенно полезно, когда нашему израненному отряду нужно остановиться и разбить на карте лагерь, чтобы отдохнуть, восстановить силы, починить броню или изготовить модификацию для оружия.

Особую специфику в сюжет вносит и то, что тиран и наркобарон в одном лице использует какие-то экспериментальные препараты, чтобы зомбировать население и заставлять людей воевать против своих же родных. Через какое-то время наши бойцы тоже смогут пользоваться этими веществами и манипулировать врагами.

Jagged Alliance: Rage! обзор игры

Снова мимо?

Jagged Alliance: Rage! очень легко ругать или, как это модно сейчас говорить, «хейтить». Мир пустой — здесь нет поселений, где нужно общаться с местными жителями, выполнять их задания или нанимать кого-то. Разделения на сектора, которые нужно защищать, тоже нет. Максимум ополченца можно одеть в более крутую экипировку. В боях нельзя подниматься на крыши и нет никакой разрушаемости.

Нет денег, торговли и экономической системы. Как нет и полноценной прокачки. Да, наши бойцы никак не развиваются — разве что опять же за счёт возможности снять с трупа или найти в ящиках более мощное оружие и броню. Просто изначально у каждого наёмника есть свои особенности. Кто-то лучше обращается с автоматами и ружьями, а кто-то — с холодным оружием или предпочитает бить кулаками. Один получает бонусы от стрельбы очередями, другой эффективнее стреляет одиночными. Иван Долвич в силу своих габаритов может служить своеобразным щитом для союзников, Фидель, понятно, силён во взрывчатке, а Сова — прирождённый снайпер. Ну, и так далее. Но по ходу прохождения никакого развития эти способности не получают.

Сами образы наёмников проработаны слабо, на уровне периодического бросания специфических реплик — да и те озвучены местами чуть ли не на любительском уровне. Графика какая-то неряшливая, карты поначалу слишком маленькие, а ИИ врагов периодически сбоит, не замечая в метре от себя труп союзника. Да и сами сражения поначалу кажутся слишком лёгкими: разжившись снайперкой с глушителем или арбалетом с бесшумными стрелами, можно толпами выкашивать солдат без шума и единой царапины.

В боевой системе особый упор делается именно на стелс (теперь все научились прятаться в траве), к которому местами нас фактически просто принуждают — врагов всегда больше, некоторые из них при любой возможности поднимают тревогу, вызывают подкрепления или, например, начинают расстреливать пленных, что грозит провалом миссии. Поэтому приходится тихо к ним подкрадываться и вырубать — лучше со спины (это позволит одним ударом или броском ножа убить противника, а потом оттащить его в траву). Всё это хорошо, но тут уже получается не пошаговая тактика, а какой-то стелс-симулятор.

Jagged Alliance: Rage! обзор игры

Перемещаться по карте в основном можно только на своих двоих.

Стелс во благо

Однако если дать Jagged Alliance: Rage! шанс и сразу не рубить сплеча, то в ней можно обнаружить и положительные стороны, которые позволят получить от игры определённое удовольствие. Карты постепенно становятся более масштабными и сложными — как и сражения. Врагов, одетых в более мощную экипировку, уже не возьмёшь одной только снайперской винтовкой — их броня может блокировать даже выстрел в упор из дробовика.

В такой ситуации стелс, позволяющий свистом выманивать врагов, воспринимается уже не как навязанная «особенность», а как жизненная необходимость. Тем более что под него «заточены» и умения некоторых наёмников — например, Тень использует траву как полноценное укрытие, а Иван Долвич в силу размеров может спрятаться, только если распластается на земле.

Кроме того, чем дальше, тем чаще возникают необычные экстремальные ситуации, когда, например, после захвата радиовышки или после разговора с лидером повстанцев на их базе нас со всех сторон начинают атаковать превосходящие силы противника при поддержке каких-то чудищ-берсерков. Вот тут уже одним стелсом не отделаешься — очень жарко и непросто приходится даже на стандартном уровне сложности.

Дополнительную сложность вносят фактор времени суток (ночью дальность снижена), а также износ брони и оружия, которое может сломаться и заклинить в самый неподходящий момент.

Jagged Alliance: Rage! обзор игры

Наёмники тоже болеют

Пошла на пользу игре и новая механика ярости. Получая урон, наши наёмники вскипают от зашкаливающего адреналина — это открывает возможность использовать особые умения. Например, Фидель без затраты очков действия (ОД) ведёт огонь на подавление или оскорбляет напарников, чтобы поднять их уровень ярости, Сова производит особенно точные выстрелы, доктор Кью трансформирует ярость в дополнительные ОД и так далее. Во многих ситуациях это действительно полезно. И даже тот факт, что повышенный адреналин вредит здоровью некоторых бойцов (может вызвать инфаркт), выглядит интересной «фишкой».

Наконец, неплохо вписались в общую канву и элементы выживания. У всех наёмников помимо уровня ярости, здоровья, очков действия и брони появились показатели жажды и иммунитета. Во время перемещения по карте считается, что время идёт, и потому наши подопечные начинают просить воды. Если не пить, снижается иммунитет, что увеличивает риск подхватить какую-нибудь инфекцию.

То же самое происходит, если вовремя не вытащить осколки из раны и если пить алкоголь (частично утоляет жажду, но снижает иммунитет) или грязную воду. А у инфицированного бойца, не принявшего антибиотики, снижается максимальный запас здоровья. Это, конечно, далеко не полноценный «выживач», но надо признать, что такие элементы добавляют перца в геймплей и возвращают в игру фактор времени, за которым нужно следить. Да и сам поиск чистой воды — отдельная интрига.

Да, преодолев первоначальный скепсис, в Jagged Alliance: Rage! вполне можно играть и получать свою дозу адреналина. И всё же в целом у Cliffhanger Productions снова получился «недолёт» — особенно на фоне вышедшей в те же сроки Mutant Year Zero: Road to Eden, где помимо стелса есть ещё и прокачка, и торговля, и возможность забираться на крыши, да и Overwatch куда полезнее работает. Впрочем, прогресс налицо, да и идеи интересные присутствуют. Дело за «малым» — за реализацией. Так что ждём следующую попытку австрийцев на заданную тему — быть может, там словосочетание Jagged Alliance в названии действительно будет оправданным.

Плюсы: тут есть действительно непростые сражения и ситуации; элементы выживания и новая механика ярости неплохо вписались в привычный геймплей; много разного оружия и экипировки.

Минусы: намного меньше глубины по сравнению с Jagged Alliance 2; ИИ иногда откровенно тупит; слабая проработка персонажей; неубедительные графика, озвучивание и физика.

Читайте также: