Исторические настольные игры обзор

Обновлено: 07.07.2024

Люди играют в настольные игры уже тысячи лет. Многие из них дошли и до наших дней практически в неизменном виде. Несмотря на возраст, они настолько удачны и увлекательны, что остаются популярными, а некоторые даже выигрывают по рейтингу у современных настольных развлечений.

ТОП-10

Кости

Кости – древнейшая настолка, в которую играют с помощью размеченных кубиков (костей). Кубики выбрасываются, затем подсчитывается количество выпавших очков.

Первые Кости датируются II тысячелетием до н. э . Игра широко использовались в Древнем Египте , после в Римской империи, распространилась по Европе и Руси.

Ее популярность пошла на спад только во времена просвещения. Сейчас широко известна разновидность костей – Крэпс , игра, популярная в казино, закоулках и военных казармах по всему миру.

  • Игрок бросает два кубика. В этом первом броске он выигрывает при 7 или 11 или проигрывает при 2, 3 или 12.
  • Если он выбрасывает другое число, оно становится его «очком».
  • Игрок продолжает бросать до тех пор, пока его число не выпадет снова (в этом случае он выиграет) или не выпадет 7 (в этом случае он проиграет).

Шашки

Шашки – настольная игра на логику для двух игроков, в которой нужно определенным образом передвигать фишки-шашки по специальной доске.

Шашки - классическая настольная игра, датируемая примерно 3000 годом до нашей эры. Игра ведется на клетчатой ​​ доске 8x8, по сути, на шахматной доске.

Каждый игрок начинает с 12 фишками, размещенными на темных клетках ближайшей к ним доски. Цель игры - захватить все фишки противника, перепрыгивая через них.

  • Фигуры могут двигаться только по диагонали на темных квадратах, светлые квадраты доски никогда не используются.
  • Обычный ход — перемещение фигуры вперед на одно поле по диагонали. Начальные фигуры могут двигаться только вперед по диагонали, но не назад.
  • Если игрок потерял все свои фигуры, он проигрывает.
  • Нельзя перейти на поле, занятое другой фигурой. Однако, если фигура противника находится на квадрате по диагонали перед вами, а квадрат позади нее пуст, необходимо «перепрыгнуть» через нее по диагонали, тем самым захватив ее .
  • Если игрок вообще не может двигаться, все его фигуры заблокированы, он проигрывает.
Лото – старинная настольная азартная игра на удачу, ведется на особых карточках, на которых напечатаны числа вразброс.

История Лото начинается в итальянском городе Генуя 4 века назад. Только появившись, игра сразу же завоевала популярность общества и распространилась по миру.

До России она дошла только в XVIII веке, но на тот момент была доступна только высшему классу. Повсюду в Лото начали играть в XX веке. В обязательном порядке включали Лото и в популярные советские настольные игры.

В наши дни Лото все еще остается актуальным.

  • Предшественник Бинго, Лото состоит из карт, с изображениями или числами в сетке, обычно изображения 4x4 или числа 3x6.
  • По разным карточкам разбросаны одинаковые изображения или числа.
  • Набор плиток, маленьких карточек или бочонков используется для обозначения того, какое изображение /номер игроки должны скрыть фишкой и достается из закрытого пулла рандомно.
  • Первый, кто закроет один ряд изображений/чисел, побеждает в раунде.

Домино

Домино – настольная игра, процесс которой заключается в формировании цепочки костей, соприкасающихся гранями с одноименными символами.

Традиционная игра в плитки появилась в Китае еще в XIII веке, сегодня в нее играют в разных культурах по всему миру.

Стандартный набор состоит из 28 плиток «двойная шестерка ». В китайском домино используется набор из 32 плиток с разными распределениями.

В чем суть игры:

  • Играют 2–4 человека. Двое получают на руки 7 тайлов , трое или четверо – по 5.
  • Начинает тот, у которого есть плитка с дублем точек 6:6. Он кладет на стол кость, следующий игрок подбирает кость так, чтобы одно деление на ней было одноименным выложенному (например, 6:2) и кладет ее рядом с первой.
  • Побеждает тот, кто выложил все костяшки с руки.

Карточная игра Пикет

Пикет - настольная карточная игра для двоих, в которой игроку необходимо первым набрать большее или установленное количество очков.

Игра Пикет была изобретена при дворе Карла II.

Она хорошо зарекомендовала себя в форме, очень похожей на ту, что используется сегодня в 1650 году, и оставалась самой популярной игрой во Франции на протяжении многих веков, как и Криббидж в Великобритании.

Как и во многие другие старые настольные игры с картами, в Пикет можно играть на деньги, но игровой процесс остается увлекательным и азартным и без ставок.

  • Используется колода из 32 карт, от туза до семи в четырех мастях (известная как «колода пикет»).
  • Игра состоит либо из 6 сделок, называемых партиями либо до 100 очков. Каждому игроку раздается по 12 карт, оставшиеся 8 используются в качестве магазина.
  • Игра состоит из трех отдельных этапов: обмена, объявления комбинации и взятки. Победа требует умения во всех трех .
  • В фазе обмена игроки могут обменять от одной до пяти карт в магазине, чтобы улучшить свою руку.
  • Фаза объявления включает в себя раскрытие комбинаций очков (выполняется формализованным способом, чтобы показать некоторые, но не все карты). Объявленные комбинации включают: наибольшее количество карт одной масти, наборы того же ранга , например, 3 короля, 4 туза, и др.
  • В фазе взятки первым ходит соперник сдатчика. Он кладет на стол любую карту, следующий игрок кладет карту такой же масти, если ее нет — любую.
  • За комбинации и взятки начисляются очки, которые и приведут к победе.

Манкала

Манкала – древняя африканская настольная игра для 2 соперников, суть которой заключается в том, чтобы захватить как можно больше камней соперника на специально размеченной доске.

Манкала — это целое семейство игр. Самая популярная, дошедшая до наших дней разновидность еще называется Калах .

В чем суть игры:

  • Игра ведется на доске из двух рядов, каждая из которых состоит из шести круглых ям/лунок. На обоих концах рядов есть большой магазин, называемый калах.
  • Новички могут начать с 3 семенами в каждой яме, но игра становится все более и более сложной , начиная с 4, 5 или до 6 семян в каждой яме. Сегодня наиболее распространенным вариантом стало 4 семени на каждую ямку.
  • Игроку принадлежат шесть ближайших к нему ям и калах с правой стороны.
  • Игрок берет все семена с одной из своих ям, они распределяются по одному, против часовой стрелки, в лунках.
  • Если последнее семя помещается в пустую лунку, принадлежащую сопернику, игрок захватывает все содержимое противоположной ямы. Если противоположная яма пуста, ничего не захватывается. Цель каждого хода – захватить камни соперника. Захваченные камни размещаются в Калахе .
  • Игрок должен захватить все камни противника или выстроить на доске такую ситуацию, когда у него нет доступных ходов (например, все лунки пусты).

Нарды

Нарды – настольная игра, которая ведется на специально расчерченной доске двумя игроками. Их цель – снять фишки с доски, раньше, чем соперник.

Нарды – одна из первых игр, которая упоминается в письменной истории 5 тыс. лет назад у шумеров древней Месопотамии.

В 1920-х годах археологи раскопали пять досок на кладбище в древнем городе Ур . Из гробницы Тутанхамона также были извлечены доски из Древнего Египта, в том числе механический ящик для кубиков.

В чем суть игры:

  • У каждого игрока есть набор из 15 фишек, которые нужно переместить с исходных позиций вокруг, а затем за доску.
  • Кубики бросаются каждый ход, и каждый игрок должен решить, какая из его фишек будет двигаться, в зависимости от результата броска.
  • Игроки могут захватывать фишки друг друга.
  • Побеждает тот игрок, который первым уберет с доски все 15 фишек.

Хотя игра полагается на игральные кости для определения движения, большую роль в ней играет стратегия в принятии решения о том, как делать наиболее эффективные ходы с учетом каждого броска кубиков, а также в измерении риска, с точки зрения возможных бросков , которые может получить противник.

Маджонг

Маджонг (воробей) — это традиционная китайская игра для 4 человек с использованием иллюстрированных плиток, в которой необходимо собрать наиболее ценную комбинацию.
  • Плитки состоят из трех мастей , пронумерованных от 1 до 9 (точки, числа или символы), и специальных «благородных» костей. Есть четыре копии каждой плитки. Всего 136 плиток. Кроме того, можно использовать специальные тайлы цветов, сезонов и джокеров.
  • Четыре игрока по очереди вытягивают из колоды или из сброса других игроков кости, пытаясь сформировать наборы числовых последовательностей (например, 5-6-7 одной масти).
  • Игра состоит из 1 или нескольких сессий. Сессия состоит из 2 раундов, а раунд из 4 раздач.
  • Побеждает игрок, который набрал наибольшее количество очков в игре за свои ценные комбинации.

Шахматы

Шахматы – настольная логическая игра с особыми фигурами для двух человек, в которой нужно поставить фигуре короля «мат».

История шахмат (дословный перевод «Король умер») насчитывает более 15 столетий . Зародившись в Индии, совершив путешествие в арабские и азиатские страны, игра, наконец, распространилась по европейской части континента.

Классические правила появились в XV в. н.э . На сегодня это одна из самых популярных настолок , по которой ежегодно проводятся международные чемпионаты.

  • Противостояние соперников ведется на доске 8х8 клеток. Клетки раскрашены в черный и белый цвета и обозначены цифрами и латинскими буквами.
  • У игроков есть 2 одинаковых набора фигур (белых и черных ): король, ферзь, ладьи (2 шт.), слоны (2 шт.), кони (2 шт.), пешки (8 шт.).
  • Все фигуры ходят особым образом, принятым правилами.
  • Если фигура перемещается на занятую противником клетку, фигура противника убирается с доски и считается «убитой» (взятой).
  • Если король находится под ударом другой фигуры, противнику объявляется шах.
  • Если король не находится под ударом, но игрок не может сделать ни одного хода, в игре объявляется пат (ничья).
  • Если король не имеет возможности осуществить ход, чтобы уйти из-под удара, противнику объявляется мат.

Игра завершается выигрышем белой/ черной стороны, или ничьей.

Го – настольная игра на логику, в которой игроки должны отгородить игральными камнями большую территорию игровой доски, чем соперник.

Самое раннее упоминание о Го встречается в «Аналектах» Конфуция, а самым ранним вещественным доказательством является доска Го 17 × 17, обнаруженная в 1952 году в гробнице из бывшей династии Хань (206 г. до н. э . — 9 г. н. э .).

Существует клубок противоречащих друг другу популярных и научных анекдотов, приписывающих его изобретение двум китайским императорам, имперскому вассалу и придворным астрологам. Одна история гласит, что Го был изобретен легендарным императором Яо (правил в 2357–2256 гг. до н. э .) в качестве развлечения для своего сына-идиота.

В наше время Го входит в 5 самых популярных базовых интеллектуальных игр и используется по всему миру.

В чем суть игры

На первый взгляд кажется, что в Го два игрока по очереди кладут камни на сетку пересечений 19 × 19 (или меньше). Но как только основные правила становятся понятны, игра показывает свою ошеломляющую глубину. Можно понять, почему многие люди говорят, что это одна из самых элегантных абстрактных игр, сжигающих мозг, в истории.

В ней игроки пытаются захватить территорию, отгораживая участки доски и окружая камни друг друга. Игра не заканчивается до тех пор, пока доска не заполнится, или что чаще , когда оба игрока соглашаются закончить игру, и в этот момент побеждает тот, кто контролирует большую часть территории.


Большая часть настольных игр, равно как и компьютерных, делается с прицелом на мальчиков. А что они любят (в традиционном понимании)? Танки, войну, побеждать друг друга и рассказывать всем, как они это сделали. Конечно, семейных и просто бесконфликтных игр хватает, и сегмент рынка у них больше, — но все самые сложные и интересные механики часто находят исключительно «агрессивное» воплощение. Вот и приходится дизайнерам раз за разом изобретать велосипед, придумывая, как отыгрывать сражение двух армий за Королевскую Гавань, Мекатол Рекс или безымянный гекс на карте.

И получается, в сущности, одно и то же! С тех пор как Герберт Уэллс написал книгу «Маленькие войны» и популяризировал военные игры с кубиками, поменялось не так уж много. Механики сражений внедряли ещё Avalon Hill и GMT задолго до нашего «золотого века». Бум колодостроения, триумфальное шествие формата Legacy, кроссплатформенные игры с использованием планшета — несмотря на всю эволюцию, механика разрешения конфликтов практически не меняется. К слову, под конфликтом я понимаю не только сражение, но и любую локальную ситуацию, в которой игроки тратят ресурсы, чтобы определить однозначного победителя.

Эта колонка не ставит целью поругать разработчиков за ретроградство. Если одна и та же идея кочует из игры в игру, почти не изменяясь, может, это потому, что с ней всё в порядке? Давайте лучше рассмотрим самые популярные подходы к отыгрышу игровых конфликтов и вспомним экзотические альтернативы, а там уже решим, нужно ли открывать Америку или всё и так прекрасно работает.

Стенка на стенку

Империал 2030

В играх европейской школы сражения встречаются не так часто и отыгрываются быстро. Война в них — продолжение экономической политики, затратный, но иногда выгодный способ добиться преимущества. В еврогеймах войска часто убивают друг друга, лишая обоих игроков значительной доли ресурсов. Показательны игры Мака Гердтса. Возьмём, например, «Империал 2030». Вы должны управлять государствами, стараясь заработать как можно больше денег за их территории, и, если одни государства перестают быть выгодными, вкладываться в другие. Бой в игре — простой размен фигурками. Нападая одиноким солдатом на соперника, вы сначала ломаете свою экономику, а лишь затем его.

Империал 2030
Игра престолов (настольная игра)

«Игра престолов» идейно ближе к «Империалу», чем к современным «дайсомётам». Сила войска всё так же определяется количеством фигурок (хотя карты домов могут немного изменить ситуацию), мечи и черепа на картах уничтожают отряды навсегда. Но баланс в ней явно смещён в сторону атаки. Осадные башни, бесполезные в обороне, корабли, способные перевезти армию через полкарты, против бонуса +1 за приказ обороны, — захватывать легко, удерживать трудно.

Куда же без кубиков?

Кинуть кубик, посчитать повреждения — наверное, самый популярный способ определить победителя в бою. Эта механика используется везде, от Warhammer до Eclipse. Шестёрка — почти всегда попадание, единица — промах. В играх Games Workshop кубики кидают целыми вёдрами: сначала на попадание, потом на ранение, а затем — на спасбросок. Такое количество бросков позволяет ближе подобраться к нормальному распределению выпавших значений (что было бы кстати, если бы британцы внимательнее следили за балансом в своих играх). Необходимое для успеха значение зависит от множества факторов: оружия, защиты, наличия укрытия и так далее. В не-варгеймах обычно хватает одного броска, чтобы попасть в цель.

Дайсы

Вторая популярная модель сражения — механика «5–6». Именно эти два значения считаются успехами. Кубиков обычно бросают немного, в среднем штук 5 за раз. Такая механика встречается в множестве игр, от «Войны кольца» до «Ужаса Аркхэма». В первой успехи наносят раны монстрам, во второй — убирают с поля вражеские фигурки.

Дайсы

Третья модель — сложная многоэтапная перестрелка с инициативой. Со времён Axis & Allies изменилось не так много, Eclipse благополучно использует тот же подход. В старом варгейме нюансов даже больше (правила для подлодок, крейсеров, поддержка артиллерией), в космической стратегии только ракеты как-то
выделяются среди обычных модификаторов к броскам. Интересно, что схожую механику использует и Shadowrun, уже совсем не варгейм. Почему подобная «боёвка» на кубиках так популярна? К ней можно пристроить что угодно! Апгрейды кораблей из Eclipse, навыки в играх лавкрафтианской серии, правило «4 куба = успех» из ролевой игры. Кубики позволяют разрешать одну и ту же ситуацию множеством различных способов и делают сражения непредсказуемыми. А ещё они дёшевы в производстве и удобны в тестировании игры.

Карты решают всё

Runewars

Говоря о карточных сражениях, сразу оставим в стороне MTG и прочие ККИ. За редким исключением в этом жанре у каждой карты есть здоровье и атака, и в бою просто сравниваются эти цифры. В Doomtown с её покерными картами конфликты постарались сделать интереснее, но давайте всё же обратимся к стратегическим играм. Часто карты в них симулируют кубики. Колода карт позволяет как угодно распределить вероятности и накрутить столько механик, сколько нужно. Runewars использует возможности карт на полную катушку. Попадания по врагу для четырёх типов отрядов распределены неравномерно; кроме значков ран, встречаются символы магического шара, активирующие особые способности. В Gloomhaven урон от атак фиксирован, а вместо кубиков используется 20-карточная колода модификаторов. Герои, повышая уровень, могут избавиться от плохих карт, добавить хорошие или карты со специальными эффектами (оглушение, обездвиживание и так далее).

gloomhaven

Перетягивание каната

«Таверна «Красный дракон»

Самая любопытная механика из нашего списка. Появляется в самых разных играх. В отличие от упомянутых ранее примеров, в играх с перетягиванием каната вы не наносите противнику раны, а претендуете на некий выигрыш, по очереди делая заявки. В исторической игре Few Acres of Snow так реализована осада фортов — игроки за британцев и французов по очереди играют «военные» карты и двигают жетон из нейтрального положения, пока не надоест или карты не кончатся. В «Таверне «Красный дракон» в перерыве между пьянками герои могут рискнуть монетами в азартной игре. Стремясь к победе, игроки швыряют на стол карты с подходящими действиями и «поворотами» в партии (козыри, трюки, повышение ставок). Победит лишь один, и он заберёт всё золото, если остальные спасуют. Интересно, что есть возможность оставить всех с носом, сыграв карту «Официантка подумала, что это чаевые».

«Ганнибал. Рим против Карфагена»

В варгеймах такой приём тоже появляется — взять хотя бы переизданный недавно «Ганнибал. Рим против Карфагена». Перед сражением римляне и карфагеняне долго определяют число доступных карт тактики (на него влияют размер войска, наличие рядом союзников, место сражения и таланты полководцев). Затем начинается дуэль. На карту «Атака левым флангом» нужно ответить «Атакой правым флангом». На «Атаку по центру» — такой же картой. Ещё есть «Клещи» и «Разведка боем». Нет нужной карты — бой проигран, даже если у вас солдат вдвое больше. Битва при Каннах шла по похожему сценарию.

Позволим себе на секунду побыть субъективными. Самая подходящая механика для сложных и интересных сражений — всё-таки карточная. На картонке размером с календарик можно легко уместить пять разных механик и не перегрузить при этом восприятие. К тому же, варьируя их количество и содержание, можно добиться хорошего баланса и реиграбельности. Кубики вполне применимы, но они могут не на шутку расстроить (почему-то единички злят сильнее, чем «пустые» карты в Runewars), а роль случая в игре с ними можно компенсировать только количеством бросков. А перетягивание каната и размен фигурок хорошо работают в играх, где стратегия важнее тактики, но в тактических настолках просто не нужны.

Бывают настолки для детей, а бывают и серьёзные исторические игры для почтенных академиков. Несмотря на внушительную бороду, профессор будет так же сильно орать и переживать за победу, как и его внук. Семь чудес мира настольных игр по истории тому свидетели!

Великая Отечественная Война


Возраст: от 10 лет
Число игроков: 2
Это целая серия настольных игр по истории Великой Отечественной, дающая уникальную возможность переиграть ключевые битвы войны. Танки, пехота, артиллерия — побеждает тот, кто подберёт правильную комбинацию войск против тактики оппонента. А ещё здесь классные модельки танков, которые можно раскрасить!

Поселенцы


Возраст: от 10 лет
Число игроков: от 1 до 4
Берите контроль над одной из великих империй и сделайте так, чтобы остальные остались лишь на страницах пыльных учебников. Эту историческую игру можно считать настольным переложением знаменитой компьютерной Цивилизации, так что будет нелегко. Особенно если противник попадётся достойный — но и удовольствия вы получите выше крыши!

Д’Артаньян и три мушкетера


Возраст: от 10 лет
Число игроков: от 2 до 4
Скрипит ли у вас потёртое седло? Ролевая историческая игра по мотивам романа Дюма отправит вас с товарищами из Парижа в Лондон и обратно. А коварный кардинал Ришелье изо всех сил будет пытаться помешать вашей дружной команде. Прекрасный повод познакомиться с историей и великой литературной классикой!

Спартак Кровь и Песок


Возраст: от 12 лет
Число игроков: от 3 до 4
Эта историческая игра не для детей и не для пары. Минимум трое игроков —интриги Древнего Рима очень сложны. Каждый станет римским вельможей и с помощью интриг, гладиаторов и слуг будет пробираться наверх к абсолютному могуществу. И хотя эта игра о гладиаторских боях, товарищи Спартака — лишь один из способов подняться на вершину. И для победы придётся изучить их все.

Покорители Космоса


Сквозь века Новая история цивилизации


Возраст: от 13 лет
Число игроков: от 2 до 4
Еще одна крутая вариация Цивилизации: берите страну под крыло и сделайте так, чтобы она стала самой процветающей и могучей. Работа непростая, ведь придётся провести свою вотчину через несколько исторических эпох и кучу внутриигровых событий и конфликтов.

Конкордия


Возраст: от 13 лет
Число игроков: от 2 до 5
Топ лучших исторических игр замыкает Конкордия — поучительная стратегия о великой империи. Все вместе вы будете развивать одну Империю, трудиться на её благо, в мире и согласии друг с другом, но. победитель в игре один. Тот, кто старался больше других. И это, кажется, лучшая из метафор настоящей политики в абсолютно любом успешном государстве. Если выиграете пять раз подряд в Конкордию, смело баллотируйтесь на президентских выборах. Мы проголосуем!

Не можете выбрать историческую эпоху по сердцу? Позвоните нам! Мудрые архивариусы постирают взор сквозь века и без труда отыщут ту самую идеальную настольную историческую игру!


В 2019 году вышел не один десяток настольных игр, достойных внимания. Кооперативные приключения, серьёзные стратегии, игры для всей семьи — мы подобрали девять самых значимых локализаций ушедшего года. И бонусом — один мировой релиз, о котором нельзя не рассказать.

Лучшие настольные игры 2019

Большинство кооперативов предлагают пережить приключенческую историю о борьбе со злом. Большинство еврогеймов — наладить хозяйство, обустроить город или колонизировать новые земли в погоне за победными очками. «Остров духов» удивляет и как евро, и как кооператив. Здесь игрокам не нужно ничего строить, напротив — вы берёте на себя роль духов, которые должны помешать расселению колонизаторов по своему родному острову. Каждый дух уникален, у каждого свои сильные и слабые стороны, каждый растёт и развивается в своём темпе. Только грамотно комбинируя способности, игроки смогут достичь победы.

У «Острова Духов» несложные правила, но задачи игра ставит непростые, и подойдёт она лишь тем, кто жаждет вызова, а не атмосферного приключения с минимумом стратегии.

Root. Корни. Настольная игра

К асимметрии в дуэльных играх мы уже привыкли. Нас не удивить персонажами с уникальными способностями, фракциями, непохожими друг на друга. Однако Root вывела эту непохожесть на новый уровень, предложив игрокам стать частью шаткой экосистемы в населённом антропоморфными зверями лесу.

Каждая сторона конфликта в «Корнях» живёт по своим законам. Коты Маркисы стремятся застроить весь лес, они многочисленны, но не спешат сражаться без причины. Птицы Крылатой династии живут согласно Уставу, их поведение зависит от лидера, пришедшего к власти, а главная цель — свить как можно больше гнёзд. Лесной союз — угнетённые местные жители, уставшие и от птиц, и от котов, по утрам они поднимают восстания, а вечерами устраивают митинги. Наконец, Бродяга просто хочет прославиться; для кого-то он станет дружелюбным соседом, а для кого-то — настоящим Джоном Рэмбо. По сути, в одной красочной коробке вас ждёт несколько игр.

«Корни» — уникальная настолка, предлагающая игрокам настоящую суперасимметрию, но в полной мере она раскрывается только в компании равных соперников, назубок знающих правила и не боящихся открытого противостояния.

Алхимики. Настольная игра

Еврогеймы нечасто радуют нас интересными темами и необычными механиками, а уж тем более их сочетанием. «Алхимики» относятся к редким исключениям: внутри симулятора безумного учёного скрывается хитроумная головоломка на дедукцию. В начале партии игроки не знают формул ингредиентов и вынуждены варить зелья наугад, собирая информацию по крупицам. Чтобы выявить побочные эффекты этих зелий, приходится пытать незадачливых студентов, а если подопытные потребуют чеканной монеты — рисковать собственным здоровьем. Шарлатаны и неудачники публикуют теории наравне со светилами науки в надежде угадать правильную формулу и повысить свою репутацию, а в проверке гипотез и приготовлении игрокам помогает удобное приложение-ассистент. Оно умеет распознавать ингредиенты, синхронизирует партии между устройствами, экономит время и спасает хозяина коробки от незавидной участи ревизора чужих формул.

Планировать наперёд целый раунд непросто, разгадывать свойства ингредиентов — увлекательно. Вести записи нужно чрезвычайно аккуратно: небольшая оплошность может стоить вам победы и испортит впечатление от всей партии. Однако, если вам нужно, чтобы в одном еврокотле варились стратегия, дедукция и блеф, «Алхимики» — самый подходящий вариант.

Во что поиграть? Настольные игры июня 2019 8

Ещё вчера к играм с цифровыми помощниками относились со скепсисом, ведь многие ценят настольное хобби как раз за возможность отдохнуть от вездесущих экранов. Тем более дерзким казался ход FFG: прошло не так много времени с выхода первой редакции «Особняков безумия», а издатель выпустил вторую, отдав функции мастера на откуп приложению-ассистенту.

Но электронный ведущий справился со своей задачей на все сто. Игра стала атмосфернее и динамичнее, и бродить по комнатам зловещих коттеджей и улочкам провинциальных городов, раскрывая сюжетные загадки, теперь ещё интереснее.

«Особняки безумия» — отличный кооператив для любителей глубоко погрузиться в игровую атмосферу. А если вы ещё и фанат Лавкрафта, вас ждёт дополнительное удовольствие.

Лучшие настольные игры 2019 1

Прямой наследник «Особняков безумия». В игре также используется приложение-помощник, управляющее врагами и рассказывающее историю, только на этот раз игроки вместо борьбы с хтоническим ужасом отправляются в путешествие по миру Толкина.

Немало во «Властелине колец» и других нововведений. Сценарии объединены в кампанию, события которой сложатся иначе, если вы начнёте проходить её заново. Кроме глобальной карты, в игре есть специальные тайлы для масштабных сражений, а победы легендарных героев над орками вызывают меньше вопросов, чем расправы сыщиков над Древними с помощью дробовика и динамита. За проверки теперь отвечают личные колоды карт, а не кубики, что тоже многим придётся по вкусу.

И пусть «Властелин колец: Странствия в Средиземье» — идейное продолжение «Особняков безумия», это не калька, а самостоятельная настолка с новыми механиками и задумками.

Лучшие настольные игры 2019 2

Семейные игры — особая категория: за простыми правилами в них должен скрываться процесс, способный увлечь и детей, и взрослых. Жаль, что такие настолки нечасто удивляют интересными и необычными темами.

«Шарлатаны из Кведлинбурга» — приятное исключение. Здесь все работает на неординарный антураж, от оформления до механик. Каждый год знахари и горе-лекари съезжаются на девятидневную ярмарку в Кведлинбурге, чтобы блеснуть умением варить зелья из чего попало. Велик соблазн набросать в котёл как можно больше ингредиентов из личного мешочка, однако с жадностью приходится бороться: варево может взорваться, подмочив не только пёстрые одежды, но и репутацию.

Игра лишь внешне напоминает «Алхимиков» — «Шарлатаны» озорнее, проще и быстрее. Не стоит искать в них стратегическую глубину — это развлечение для всей семьи, захватывающее и азартное.

Немезида Настольная игра

Пока любители еврогеймов решают головоломки, укрощают механики и считают победные очки, америтрешеры охотятся за эмоциями в чистом виде. И «Немезида» дарит эти эмоции в избытке.

Игроки — члены команды космического корабля, вышедшие из гибернации при загадочных обстоятельствах. Похоже, на том же корабле летит незваный пассажир инопланетного происхождения, с большим аппетитом и всеми возможностями для его удовлетворения. Да и товарищам доверять не стоит, кто знает, что у них на уме…

«Немезида» — игра не про стратегию и даже не про тактику. Это симулятор научно-фантастического хоррора, в котором у вас практически нет шансов на выживание и выполнение личных целей. Однако события в игре выстраиваются в такие истории, что по каждой второй из них в Голливуде восьмидесятых могли бы снять фильм, а это дорогого стоит.

Дополнение года. Претенденты: «Fallout: Новая Калифорния», «Корни: Речное братство», «Алхимики: Королевский голем», «Древний ужас: Маски Ньярлатхотепа»

Лучшие настольные игры 2019 3

Фанаты тихо корили стратегию за проблемы с балансом и излишнюю просчитываемость, а про отсутствие масштабируемости кричали уже в полный голос. Шутка ли, собрать на партию шесть равных соперников, чтобы борьба за Вестерос получилась действительно жаркой! «Мать драконов» решила бóльшую часть проблем базовой коробки и добавила в игру кучу нового контента.

Система вассалов позволяет играть неполным составом. Дом Таргариенов вводит асимметрию и своеобразный полукооперативный режим. Железный банк с его займами положительно влияет на стратегическую глубину. «Мать драконов» — одно из лучших дополнений в принципе: оно не просто преобразило «Игру престолов», но и подарило ей второе дыхание. Обязательная покупка для фанатов этой стратегии.

Tainted Grail: The Fall of Avalon

С каждым годом настольные игры всё чаще радуют интересными историями, духом исследований и приключений. Сердца игроков покорили The 7th Continent и «Мрачная гавань», карточный «Ужас Аркхэма» и «Особняки безумия», а в 2019-м вышел «Осквернённый Грааль» — кооператив в жанре тёмного фэнтези.

В этом году «Осквернённый Грааль» доберётся и до России благодаря усилиям Crowd Games. Уже сейчас это главный претендент на звание игры года и настоящий подарок для любителей атмосферных настольных кооперативов с сюжетом.

Настольная игра года

Претенденты: «Немезида», «Особняки безумия. Вторая редакция», «Корни»

«Рыцарь-маг. Полное издание»: игра необычайно сложности и глубины

Игры, в которых одновременно уживаются стратегическая глубина и приключенческий задор, — редкость. «Рыцарь-маг» — одна из таких диковинок. Оригинальный Mage Knight появился в далёком 2011 году, на русском же сразу вышло полное издание, включающее три дополнения, промокарты и улучшенные компоненты.

В этой стратегии игроки становятся могущественными существами, способными при помощи меча и магии в одиночку расправляться с племенами орков, армиями людей и даже драконами. Никто из рыцарей-магов не получил свои силы просто так — ради них пришлось поступиться свободой. Теперь герои во власти Совета Пустоты и должны неукоснительно выполнять его приказы. Захватить несколько замков, освободить шахты от монстров, остановить легендарного генерала — каждое задание сложнее предыдущего. Модульное поле полностью перестраивается от игры к игре; меняются и враги, и союзники, и пути, ведущие к победе.

«Рыцарь-маг» требователен к игрокам: правила изобилуют нюансами, партии длятся по нескольку часов, каждый ход нужно принимать непростые решения. Более чем втроём за стол лучше не садиться из-за даунтайма, а за тщательным планированием по неопытности можно забыть о приключенческой атмосфере. Однако, если вы ищете комплексную стратегию, в которой герои-одиночки покоряют целый континент, у «Рыцаря-мага» нет конкурентов. В коробке с игрой заключено множество сценариев, возможность играть соревновательно, командно, в кооперативе и даже соло, контента хватит не на одну сотню часов, при этом каждая партия не будет похожа на предыдущую. Настоящий эпос и одна из самых знаковых локализаций года.

Читайте также: