Ил 2 штурмовик битва за британию обзор

Обновлено: 07.07.2024

Излишне, наверное, говорить о том, что серия «Ил-2 Штурмовик» является ключевым брендом отечественной игровой индустрии на протяжении уже целого десятка лет. Именно благодаря авиасимулятору, появившемуся в далеком 2001-м году, многие западные игроки знают, что и российские разработчики умеют делать по-настоящему качественные и красивые проекты. После появления целой плеяды аддонов к оригинальному «Штурмовику», внутренняя студия компания «1С-СофтКлаб», 1C:Maddox Games, заговорила о полноценном продолжении. Случилось это событие в не менее далеком 2004-м году. Ждать поклонникам автосимуляторов пришлось очень долго — сиквел увидел свет лишь спустя семь лет.

В качестве основы для создания продолжения разработчики обратили внимание на самый благодатный для самолетов период — начало Второй Мировой войны, когда в небе над Британией парили сотни самолетов. В начале 1940-го года самолеты люфтваффе в союзе с воздушными силами фашистской Италии тщетно пытались сломить дух пилотов Королевских ВВС Великобритании, а сам премьер-министр этого островного государства, Уинстон Черчилль, потом назвал этот исторический период «Битвой за Британию».

Радиопереговоры каждой из фракций в «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» озвучены на родном для нее языке, что положительно сказывается на погружении игроков в авиасимулятор

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — Немецкие самолеты возвращаются на базу после успешно выполненного задания

Достаточно простой в освоении редактор «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» позволяет быстро создать какую угодно миссию

В «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» игрокам встретятся миссии и по перехвату всего одного самолета противника. Эмоций, правда, от такого рода заданий не меньше

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — Сверяемся по приборам, смотрим на карту — через минут пять будем на месте

Доступный игрокам парк самолетов крайне широк и обширен. Британцам доступны не только «Харрикейны» и «Спитфайеры» в различных модификациях, но и такие летательные аппараты, как Bristol Blenheim Mk.IV и De Havilland DH 82A Tiger Moth. Асы люфтваффе летают на штатных Messerschmitt, Junkers и Heinkel, ну а союзникам доступны FIAT G.50 Freccia и FIAT BR.20М Cicogna. В качестве бонуса даже присутствует одноместный спортивно-пилотажный Су-26M, на котором первое время летать крайне непривычно. К слову, последнее утверждение касается всех самолетов «Битвы за Британию». По сравнению с предшественником, самолеты в новой игре стали куда более сложными как в графическом, так и в физическом плане — то же самое касается и моделирования их системы поведения.

Не менее впечатляющей получилась у разработчиков территория, на которой нам предстоит совершать новые подвиги: в прицел попали не только многие английские города, но и Ла-Манш, а также значительные области севера Франции. Общая площадь игровой карты составляет 400 на 200 километров (для сравнения, это несколько кавказских республик бывшего СССР вместе взятых). При этом не стоит забывать, что ландшафт создавался на основе реальных топографических данных того времени, то есть в полной мере претендует на достоверность. Кто в это не верит, может самостоятельно попробовать снизить высоту, например, над Лондоном или Дувром — при наличии достаточного уровня летного мастерства, внизу можно рассмотреть местные достопримечательности, вроде Биг Бена, двухэтажных автобусов и длинных мостов.

История, которая рассказывается нам в «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» весьма примитивная, и напоминает любительский фанфик

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — Ведущему в эскадрилье иногда приходится поглядывать на союзников — насколько быстро они среагировали на команду

Быстро оценить «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» помогают отдельные задания, доступные из главного меню игры

Наиболее заметные изменения, если не брать в расчет доступных самолетов и графической составляющей, коснулись модели повреждений летательных аппаратов и искусственного интеллекта. Противники стали куда более хитрыми, маневренными и теперь более охотно действуют в команде. У ботов появился даже такой параметр, как храбрость — опытный ас не станет ждать, пока вы возьмете его в перекрестие прицела, а сам сядет на хвост и заставит совершать немыслимые маневры, чтобы «стряхнуть» его и взять передышку.

Точечная система повреждений вносит в игру многообразие; иногда миссию удается успешно завершить даже с полностью изрешеченным пулями самолетом. Крылья машины напоминают собой решето, однако ключевые элементы не повреждены — спросите у любого пилота и получите ответ, что именно это и есть самое важное. Бывают, впрочем, и обратные случаи: когда шальная пуля угождает в мотор или пулеметная очередь прошивает карбюратор, остается либо делать быстрый рестарт задания, либо прыгать с парашютом — что, в принципе, не отменяет необходимости повторного прохождения миссии.

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — Гильзы летят во все стороны, но что радует куда больше — цель практически уничтожена

В большинстве случаев в «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» англичан удается застать врасплох

Естественно, такой масштабный проект, как «Битва за Британию», просто не мог обойтись без накладок, которые не заставили себя ждать буквально сразу после релиза игры. Что творилось в первые дни после начала продаж авиасимулятора на тематических форумах и странице «Битвы за Британию» на сайте российского издателя — трудно описать какими-нибудь словами. Разработчиков предавали анафеме за невыловленные баги, кричали о проваленной премьере проекта, винили «1С-СофтКлаб» и Ubisoft в бесконечных «тормозах» авиасимулятора даже на самых топовых конфигурациях, дивились на прожорливость некоей защиты от эпилепсии — в общем, шуму было немало. Масла в огонь безусловно подлило заявление самого Олега Медокса о его уходе из игровой индустрии, которое по роковой случайности совпало с волнением масс по поводу стабильности работы нового авиасимулятора.

Перед отправкой в сетевой режим «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» можно настроить внешний вид самолета и пилота

«Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — На этот раз немцу удалось отделаться легким испугом — повреждена лишь обшивка самолета

На момент написания данного материала прошло около месяца после выхода «Битвы за Британию». За это время разработчики успели выпустить два крупных обновления, практически полностью устраняющих все упомянутые выше недостатки. Самое, пожалуй, важное — произошла оптимизация игры, что позволяет ей теперь запускаться на максимальных настройках на компьютере с рекомендуемыми системными требованиями. То есть теперь любители виртуального неба могут не беспокоиться по поводу снижения высоты над городами: количество кадров в секунду остается на приемлемом уровне, а картинка на мониторе не превращается в форменное слайд-шоу. Мелочи — вроде «проседания» fps до пяти-десяти кадров в секунду при подлете к эпицентру сражений в мультиплеере или некорректной модели повреждений, когда при ударе о землю от самолета остается лишь пара крыльев да винт — наверняка будут исправлены в самом ближайшем времени. Пока остается довольствоваться лишь проверенными методами — снижением настроек графики хотя бы до средних значений, а также отказом от участия в масштабных многопользовательских сражениях, например, от тех, где в небо поднимаются до 128 пилотов.

В игровой индустрии работает очень мало по-настоящему увлеченных людей. Таких, чтобы корпеть годами над одной игрой, доводя ее до совершенства во всем. Недавно состоялся релиз Gran Turismo 5 — Казунори Ямаути возился с ним, как с ребенком, шесть лет, по винтикам собирая каждую машину. И так уж совпало, что на другом конце Земли в это время еще один увлеченный человек расставляет финальные аккорды в своей игре мечты. Она тоже про машины, но не земные, а воздушные.

Мне бы в небо

Когда мы говорим, что в игре смоделировано все до последней гайки, это не преувеличение. Например, приборная панель каждого самолета точно соответствует реальности, и на ней можно подергать, понажимать и покрутить все что угодно.

Олег Медокс, создавший лучший авиасимулятор в мире, трудится над игрой «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» уже много лет. И кажется, его совершенно не волнует, что сложные реалистичные игры уступили место голливудским блокбастерам. Есть много узкоспециализированных сложных игр, но у них практически нет шанса прорваться в высшую лигу, быть у всех на слуху. На двух с половиной фанатов какого-нибудь симулятора асфальтоукладчика все остальные люди смотрят с подозрением и обходят сторонкой. Но иногда случается чудо, и появляются такие игры, которые находятся как бы вне времени и пространства. Человек, никогда не водивший автомобиль, садится за Gran Turismo, проезжает несколько кругов, начинает чувствовать машину, ощущает, как она чутко слушается руля, и — чудо! — влюбляется в урчание мотора, в плавные обводы корпуса, в шелест колес по дороге. Он начинает интересоваться автоспортом, сдает на права, покупает собственный автомобиль.

Он учит летать самолеты

Для игры «Ил-2 Штурмовик» такие кадры все-таки скорее исключение, чем правило.

Если вы прожженный ас и можете посадить «Спитфайер» ночью на поле с закрытыми глазами, потерпите, пожалуйста, еще чуть-чуть. Нам есть что рассказать вам о новой игре, но сначала хотелось бы уделить немного внимания новичкам. «Ил-2 Штурмовик» — это не настолько сложно, как вам кажется. Даже если у вас нет джойстика, вы сможете летать и с клавиатуры (не очень удобно, но на пробу сгодится), хотя для полноценного пилотирования нужен хоть какой-нибудь штурвал. Это, в принципе, единственное ограничение для новичков. В остальном проблем с освоением боевых машин быть не должно.

Почему? Во-первых, в настройках игры, как и раньше, можно отключить все опасные или просто раздражающие явления, преследующие реальных пилотов (сваливание в штопор, необходимость настраивать триммер и так далее). Вплоть до того, что можно без всяких читов включить бессмертие (полезно для тренировок). Таким образом, игра в управлении становится чуть сложнее обычной аркады, но при этом во много раз лучше передает ощущение полета. Вы действительно чувствуете, что управляете настоящим самолетом и летите в воздухе, а не в вакууме. А когда освоитесь, можно будет потихоньку включить всю физику обратно.

Кстати говоря, если вы были на «ИгроМире», попробовали демоверсию «Битвы за Британию» и у вас толком не получилось никуда долететь, знайте: перед вами игру щупал опытный пилот, который включил все настройки реализма на максимум. Еще раз: летать в «Ил-2» несложно.

Во-вторых, для юных пилотов в игре предусмотрена летная школа, причем опять же практически всамделишная. Вы садитесь в реально существующий тренировочный самолет времен Второй мировой и вместе с инструктором учитесь взлетать, маневрировать и садиться. Инструктор, с позволения сказать, интерактивный: он не только говорит, что и как нужно делать, но и хвалит вас, если полет проходит хорошо, или незлобно ругается, если вы делаете что-то не совсем так, заодно подсказывая, как скорректировать ошибки. Ну а если вы делаете все совсем не так, он не даст вам разбиться, а просто возьмет управление самолетом на себя. То есть вот этот психологически неприятный момент, когда что-то не получается и вы раз за разом наблюдаете смерть виртуального пилота, практически полностью исключен из обучения.

Зачем подробно рисовать землю, траву, листву, если с высоты все равно не различить деталей?

Да хотя бы ради вот таких кадров!

До последнего винтика

Для самых дотошных сообщаем: да, номера самолетов, показывающие принадлежность к эскадрилье, тоже абсолютно достоверные.

Представили? Так вот, к «Битве за Британию» такого вопроса не может возникнуть в принципе. Каждая деталька самолета, каждый болт, каждая гайка, кнопочка, пружинка, шайбочка и черт знает что еще будут точно соответствовать реальному прототипу. Главная задача разработчиков — достичь максимальной достоверности абсолютно во всем. Не дай бог кончик крыла будет покрашен не в тот цвет!

Даже наземные пейзажи и техника будут выглядеть первоклассно. Хотя о стопроцентной достоверности речи уже не идет, но все равно получилось на голову выше, чем в любом другом авиасимуляторе. Причина та же: все должно быть так, как в жизни, и никак иначе. Второй, менее важный момент: игрок сможет не только летать, но и «вселиться», например, в зенитку и вдоволь пострелять по самолетам. Поэтому и на земле все должно быть красиво.

Возможно, в глазах обычных игроков такой фанатизм выглядит странно. Но не забывайте, что главные ценители «Ил-2» — это люди, так же сильно увлеченные авиацией, как и Олег Медокс. А для них достоверность — это чуть ли не самое важное, что только может быть в такой игре. Историки тоже порадуются, ну а все остальные уж точно не останутся внакладе.

Продюсер игры Илья Шевченко рассказал нам интересную историю одного реального человека. В летной части жила и работала одна девушка и много-много мужчин-летчиков. Пилоты пытались с ней флиртовать, но труженица отвечала взаимностью лишь одному из них. Как-то раз она попросила избранника прокатить ее на самолете. Вечером, когда все стихло, хитрый летчик привел ее в ангар, усадил в кабину (к себе на колени).

«И вот они, значит, летят, кабина открыта, девчонка визжит то ли от страха, то ли от восторга. И вдруг спрашивает: «Ой, а что это такое серенькое?» Летчик глядит, а там немецкий бомбардировщик летит, который по ночам утюжил их часть. Ну, он зашел сзади и сбил фашиста без долгих прелюдий. А после приземления сказал девушке бежать в лес без оглядки, чтобы ее никто не видел. Вот так стал он героем, медаль получил и женился на красавице, которую так опрометчиво катал на военном самолете. Живут они в мире и согласии до сих пор (обоим уже за девяносто лет)».

Илья так вдохновился этой историей, что добавил в «Битву за Британию» соответствующую миссию. То есть вам натурально придется с непристегнутой девушкой на коленях и открытым кокпитом (дама не помещается в кабину) сбить немецкий бомбардировщик. Причем никаких фигур высшего пилотажа делать нельзя, иначе красавица выпадет из кабины. Не говоря уже о том, что она загораживает приборы своими прелестями и ограничивает движения штурвала. Романтично, не правда ли?

От винта

Рассказывать о физике при таком положении дел как-то даже неудобно. Поэтому просто отметим, что прорабатывается она ничуть не хуже, чем самолеты. Внешние факторы — ветер, облака, потоки воздуха, погода, смена времени суток — тоже не месте.

Огромнейший упор сделан на систему повреждений. Чтобы показать, как она работает, Илья Шевченко, продюсер игры, расстрелял немецкий бомбардировщик, поставил игру на паузу и направил камеру на вражеский самолет. Стало видно, что часть пуль попала в «трубу» (кусок фюзеляжа между хвостовым оперением и кокпитом) и не причинила ощутимого вреда — в этой части самолета практически нет ничего важного, кроме узлов хвостового управления. Если бы снаряды их перебили, у пилота возникли бы проблемы. Другая очередь угодила в один из двигателей (от него оторвались несколько небольших кусков обшивки), и был поврежден топливный бак, но взрыва не произошло, так как стрельба велась обычными, а не зажигательными патронами. За бомбардировщиком потянулся шлейф из вытекающего керосина, а пилот в кабине наверняка изрядно занервничал.

Затем Илья нажал какую-то магическую кнопку, и фюзеляж стал почти прозрачным, открыв взору все внутренности воздушного судна. Тут-то и открылась правда: невидимые глазу детали тоже на месте, а вся машина поделена на множество «лоскутов», и попадание в каждый из них обсчитывается отдельно. То есть, не покривив душой, можно сказать, что реакция на попадания у аэропланов максимально реалистична и будет зависеть от того, куда угодил каждый снаряд. Мы уже говорили, что негласный девиз игры — «аутентичность во всем»?

Немецкая «Штука» — один из самых известных самолетов Второй мировой. Но в битве за Британию из-за низкой скорости их сбивали пачками.

То есть примерно вот так.

И в хвост и в гриву

Еще один важный элемент игры — мультиплеер. Тут Олег совсем забыл о скромности и прямо сказал: «Как обычно, будет круче всех». В небе одновременно смогут сражаться до 128 виртуальных пилотов (возможно, чуть меньше, число пока обсуждается), а каких-то режимов игры в традиционном понимании этого слова не предвидится. Вместо этого игрокам предлагается набор карт, сражения на которых могут длиться фактически бесконечно. Но речь идет не о стандартном дефматче, а о выполнении определенных миссий, которые игра генерирует на лету согласно воле человека, создавшего карту. То есть никаких больше переподключений и ожиданий начала сражения: в любой момент можно будет присоединиться к бою или выйти из него. Причем по карте будут летать и компьютерные соперники, заменяющие недостающих людей. Свежевошедший игрок при желании сможет сразу «вселиться» в такого бота, минуя скучный взлет и поиск противника. А когда ему надоест, его место снова займет компьютер.

Полупетля — очень эффективный трюк, когда нужно быстро развернуться. Самолет взмывает вверх и в высшей точке, летя вверх ногами, просто переворачивается в нормальное положение.

С игрой будет поставляться редактор, который позволит возиться с ресурсами игры и организовывать свои одиночные или сетевые миссии, а чуть позже выйдет специальный пакет инструментов. С его помощью можно будет импортировать в игру собственные текстуры и модели, а также создавать свои карты.

Что касается одиночной кампании, то она посвящена, если вы еще не догадались по названию, битве за Британию 1939 года. Сценарий за англичан уже практически готов. Как и положено, по нему можно учить историю — настолько все обещает быть правдоподобным. Тут нужно сказать людям с голливудским воспитанием, что реальная война — это не так зрелищно, как в кино. Поэтому не стоит удивляться, если за получасовой вылет вам удастся покарать лишь один вражеский истребитель. Вся соль заключается в самом процессе дуэли, а не в количестве сбитых летчиков.

Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать будущее «Битвы за Британию». Если у Олега и его команды все получится так, как задумано, то эта игра на многие годы вперед станет не только лучшим авиасимулятором на планете, но и символом российской игровой индустрии, как это в свое время случилось с оригинальным «Ил-2 Штурмовик». Не секрет, что эта самая индустрия чувствует себя сейчас не очень хорошо, но, пока у нас делаются такие монументальные игры, за отчизну не стыдно.

Будем ждать? Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» — это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России.

Когда мы готовили январское превью «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию», общались с разработчиками и смотрели на еще не законченную версию игры, небо, казалось, было покрыто алмазами — настолько здорово все выглядело за несколько месяцев до релиза. Красивейшие пейзажи, умопомрачительное внимание к деталям, шикарная летная модель — все говорило о том, что игры серии «Ил-2 Штурмовик» и впредь останутся одной из главных статей российского экспорта за рубеж сразу после нефти, газа, самолетов МИГ-29 и матрешек.

Превью заканчивалось на оптимистичной ноте: «Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» — это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России». Последняя фраза, увы, стала роковой.

Кадры решают все

Ради таких моментов и стоит играть в «Ил-2». Если уж сбил самолет, то это всегда маленький праздник — даже в радиоэфире союзники чуть ли не рукоплещут.

Появившаяся в продаже после семи лет ожидания игра меньше всего была похожа на игру и в первоначальном, непропатченном виде (а именно такая версия досталась и нам, и всем покупателям) была практически неиграбельна.

Главная проблема — ужасная производительность игры. Даже на топовых компьютерах, намного превосходящих рекомендуемые системные требования, она регулярно показывает слайд-шоу с 1-3 FPS, а когда счетчик кадров все-таки выходит на приемлемый уровень (для этого надо доковылять до океана или уткнуться носом в небо, главное — чтобы не было видно земли), легкие подергивания и подвисания все равно превращали пилотирование в адскую муку. И это еще до начала боя. Когда на горизонте появляются немецкие «штуки», а тем более — при попытке открыть по ним огонь, игра превращалась в статичный и совершенно неподконтрольный игроку пейзаж.

После первого патча, который, к слову, случился спустя пять дней после выхода игры, ситуация несколько улучшилась, хотя до идеальной ей еще очень далеко: над землей по-прежнему случаются микрофризы, а воевать в небе Лондона все еще невозможно — игра выдает жалкие 10 кадров в секунду даже на компьютере с процессором Intel Core i5, 8 Гб оперативной памяти и видеокартой GTX 580. Дежурная отговорка про «слабое для такой игры железо» здесь не сработает, ведь выше — только конфигурация с двумя-тремя видеокартами, а SLI и CrossFire игра по иронии судьбы не поддерживает ни в каком виде.

На наши вопросы о «Битве за Британию» отвечает продюсер игры Илья Шевченко.

«Игромания»: Считаете ли вы «Битву за Британию» законченным, готовым к продаже продуктом?

Илья Шевченко: Законченным — конечно, нет. По устоявшейся традиции мы планируем продолжать его совершенствовать и расширять в будущем точно так же, как поступали со всеми нашими продуктами. Многое из того, что мы хотели выпустить в первоначальном релизе, не удалось довести до конца — как, например, модуль динамической погоды, дополнительные самолеты, поддержка DX11, улучшенная поддержка многоядерных процессоров и многое другое.

И, конечно же, мы в курсе недовольства многих игроков производительностью игры. Мы активно работаем с ними над решением этих проблем. Улучшение игры в этом направлении является для нас высочайшим приоритетом.

«Игромания»: Так в чем же причина ее низкой производительности?

Илья Шевченко: Во многом виноваты требования издательcтва Ubisoft сделать игру безопасной для игроков-эпилептиков. Игра изначально разрабатывалась без малейших мыслей об эпилепсии, поэтому при попытке протестировать ее на этот предмет стало понятно, что все аспекты игры не укладывались в норму: пропеллер, стрельба, взрывы, солнце, пролет самолетов мимо камеры, проезд машинок, въезд в ангар, полет на бреющем и так далее.

Так как эпилепсия вызывается быстрым мельканием объектов, а летный симулятор — это в принципе жанр о быстро мелькающих объектах, то вся игра от корки до корки являлась настоящим кошмаром эпилептика. Для того чтобы решить эти проблемы, нам пришлось в очень короткие сроки перелопатить огромное количество графического кода. Тем не менее различных вспышек в игре было слишком много, а времени — слишком мало. Более того, устранение многих вспышек было просто невозможно без кардинального отступления от основного принципа симулятора — исторической верности. Нам бы пришлось отказаться от реалистичного неба, притушить весь огонь, дым, взрывы и т.д. и т.п.

В итоге эпилептический фильтр был сделан примерно за три недели до релиза от полной безысходности. Фильтр попиксельно сравнивает каждый предыдущий кадр с каждым новым кадром. Если пиксели слишком сильно отличаются по яркости, фильтр усредняет новый пиксель до припадочно-приемлемых пределов. Как легко себе представить, этот фильтр задерживает появление каждого нового кадра — и чем больше в нем отличающихся пикселей, тем больше он бьет по производительности. Но сейчас мы все-таки получили разрешение убрать этот фильтр из русской версии игры, что и будет сделано с первым патчем (наш разговор состоялся еще до выхода патча; после его появления игра отнюдь не стала «летать»).

«Игромания»: В русской версии игры очень много банальных орфографических ошибок. Команда не укладывалась в дедлайн?

Илья Шевченко: Нет, как ни странно, тексты были переведены (изначально игра создавалась на английском) и лежали в игре долгие месяцы. Сквозь них смотрели все члены команды и многочисленные бета-тестеры. Тем не менее некоторые очевидные ошибки все-таки прокрались в игру. Все тексты мы уже отправили корректору и получили их обратно, они появятся в игре с первым же патчем.

«Игромания»: Какова была роль Ubisoft в тестировании игры?

Илья Шевченко: Французская корпорация не является виновной в том, что игра содержит некоторое количество досадных ошибок. Всю ответственность за игру несу я.

«Игромания»: Можете ли вы что-то посоветовать игрокам, уже купившим игру и недовольным ее работой?

Я надеюсь, что десять лет жизни серии «Ил-2» являются достаточным доказательством того, что мы серьезно подходим к делу и очень ценим мнение поклонников, постоянно улучшая и развивая наши авиасимуляторы. Люди, которые купили «Забытые сражения» в день выхода игры в 2003 году, вспомнят, что релиз-версия тоже была не без проблем, но мы в короткие сроки их решили и сделали игру одной из наиболее успешных во всей серии.

И сейчас мы продолжаем работать над игрой — темп работы остался таким же лихорадочным, которым он был начиная с лета. Так что наш совет фанатам: читайте форумы, следите за происходящим. Я стараюсь находиться в постоянном контакте с покупателями, внимательно выслушивать их критику и пожелания и держать всех в курсе происходящего в команде.

Мне приснилось небо Лондона

В Лондоне можно даже найти кое-какие достопримечательности. Вот только летать над городом иначе как по прямой очень сложно из-за неоптимизированного движка игры.

Вдвойне обидно становится оттого, что «Битва за Британию» в глубине души — это действительно потрясающий авиасимулятор. Такие игры уже не делают, и вовсе не из-за сокращения рынка PC-игр и ухода всех самых лучших специалистов на консоли. Причина гораздо проще — играют в них те же самые люди, что и десять лет назад, а притока новых летчиков практически нет. Поэтому главной задачей «Битвы за Британию» прежде всего было заставить этих людей пересесть на нее с первой части «Ил-2» и аддонов к ней, в которых фанаты чувствуют себя как дома. И выпуск игры в таком непотребном виде эту задачу очень и очень усложняет.

Отчасти в этом виноваты и сами хардкорные авиасимуляторы, которые десять лет жили по принципу «чем сложнее — тем лучше», а их создатели по умолчанию считали, что все люди на планете прошли начальную авиационную подготовку и знают, откуда у самолета закрылки растут. Даже несмотря на то, что порог вхождения в «Ил-2» гораздо ниже, чем в любую другую игру жанра (хотя после того, как Microsoft Flight Simulator переехал на консоли и стал называться просто Microsoft Flight, жанра, как такового, уже не существует), абсолютным новичкам здесь будет сложно — никто не объяснит вам, почему самолеты летают, как они управляются, зачем нужен триммер и что такое магнето. Иными словами, игра почти не способна привить любовь к небу, как, например, Gran Turismo влюбляет в машины и автоспорт благодаря своей дружелюбности (а затем плавно повышает уровень сложности, превращая вчерашнего новичка в гонщика). «Ил-2 Штурмовик» новичков может только оттолкнуть — ведь это практически полноценный летный тренажер, поэтому матчасть нужно знать назубок еще до того, как вы сядете в кабину. На некоторые вопросы отвечает руководство пользователя, но информации все равно катастрофически не хватает. «Битва за Британию» — это игра исключительно для «своих», людей, которые ценят максимальную реалистичность и историческую достоверность.

Конечно, здесь можно летать, отключив все «неудобные» настройки реалистичности, превратив игру практически в аркаду (причем ощущение, что вы управляете настоящим самолетом, ничуть не потеряется). Но в этом случае интерес очень быстро угасает, ведь вся соль «Ил-2» как раз в том, чтобы прочувствовать самолет и выжимать из него максимум возможного, знать его слабые стороны и использовать сильные для получения преимущества над противником. В «аркадном режиме» такого высокого сродства добиться невозможно, а интерфейс и удобство игры ничем не лучше спартанской кабины поршневого истребителя.

Ввиду полной невозможности играть в компьютерную «Битву за Британию» мы публикуем здесь воспоминания пилотов, поигравших в ее реальную версию 1940 года.

Лейтенант Джеймс Берд, 21 год, Королевские ВВС:

«Зрелище, открывшееся перед нами, было пугающим и завораживающим одновременно. Сначала мы увидели светящееся облако — это солнце отражалось от хромированных деталей их самолетов, от винтов и стекол в кабинах. Затем наше звено сблизилось с ними, и я смог различить детали. Мне было видно желтые носы «мессершмиттов», в тот момент они показались мне острыми клювами хищных птиц. Казалось, все небо было заполнено немецкими самолетами».

Лейтенант Тим Флауэрс, 20 лет, Королевские ВВС:

«Когда в казарму явился старший офицер и сказал, что скоро нам предстоит первый боевой вылет, мы были в шоке. В сражение отправляли всех, кто мог управлять самолетом. Еще вчера мы гордились тем, что держимся в воздухе без посторонней помощи, а завтра нам предстояло участвовать в настоящей войне. Я тогда даже не умел толком прицелиться — старался быстрее расстрелять все патроны в сторону врага в надежде, что попаду… Сейчас многие сравнивают характеристики машин того времени, но никто не задумывается о людях, державших штурвал».

Капитан Пол Бримсон, 29 лет, Королевские ВВС:

«Это было во время одной схватки над Саутгемптоном. Мы здорово врезали этим фашистским парным и сбили несколько «штук», но мне сильно досталось. Когда мы повернули назад, я понял, что вряд ли дотяну до аэродрома, и принял решение катапультироваться. Но только тряпка надо мной раскрылась, как налетевший порыв ветра снес меня обратно к городу. Я летел и разглядывал городские улицы, пока не приземлился на крышу какого-то особняка. Позже я узнал, что такое же случилось еще с двумя пилотами нашей эскадрильи. Вечером мы шутили, что у них впервые были осадки в виде авиаторов. Я знаю, это звучит странно, ведь тогда по три-четыре раза в день отправлялись на смерть, но нам нужен был повод, чтобы посмеяться».

Обер-лейтенант Стефан Мунц, 30 лет, люфтваффе:

«…Перед глазами тут же оказалась следующая цель — в трехстах метрах впереди меня, на той же высоте, «спитфайер» заканчивал разворот. Он тоже увидел меня и изменил курс — теперь он двигался прямо на меня. Я обеими руками схватился за штурвал, стараясь сделать так, чтобы самолет двигался плавно и прицел оставался неподвижным. Сквозь него я видел приближающийся истребитель. На мгновение в голове всплыла фраза, которую нам говорили перед каждым вылетом: «От вас ждут победы или смерти…» Мы ударили одновременно, я слышал, как пули застучали по обшивке корпуса, но удача была на моей стороне — обернувшись, я увидел, как мой противник теряет высоту».

Лейтенант Герман Шолль, 25 лет, люфтваффе:

«Это время вспоминается мне одним большим сражением — то над водой, то над морем, то против пары самолетов, то против нескольких десятков… Я до сих пор помню каждый вылет, потому что каждый раз приходилось изобретать что-то новое, предлагать противнику новые ходы. Иначе на той войне было просто не выжить».

Казалось бы, при чем тут Ил-2?

Зато опытные пилоты будут на седьмом небе от счастья. Если на секундочку забыть, в каком виде игра появилась на прилавках, понимаешь, что у нее просто-таки титанический потенциал. Ни один другой авиасимулятор так точно не передает всю романтику эпохи поршневой авиации, когда первостепенную роль играли навыки самого пилота, а не электронная начинка самолета. Только здесь действительно начинают трястись поджилки, когда вам на хвост садится «мессершмитт», и только здесь два-три подбитых самолета за миссию считаются успехом. Ведь для того, чтобы сбить хотя бы одного противника, недостаточно просто совместить прицел вашего пулемета с его фюзеляжем (что само по себе очень трудно). Важно, чтобы пули попали в жизненно-важный узел вражеского истребителя (двигатель, топливный бак или рулевые тяги), а не прошли насквозь через обшивку. Поэтому, когда после изнурительной пятиминутной дуэли дымящийся «мессершмитт» камнем полетит навстречу земле, вы будете чувствовать себя так, как будто только что выиграли Вторую мировую.

Управлять самолетом несложно, говорите?

Последнее утверждение скорее относится к мультиплееру — он всегда в «Ил-2» был хорош, а войну против компьютерных соперников можно считать своеобразной тренировкой перед настоящими сражениями в онлайне. С игрой поставляется полноценный редактор миссий как для одиночных, так и для многопользовательских сражений. Учитывая преданное (несмотря ни на что) комьюнити, кто-то из модмейкеров, наверное, уже сейчас днями и ночами кропотливо выстругивает из «Битвы за Британию» игру своей мечты.

Одиночная кампания, как несложно догадаться, посвящена битве за Британию 1940 г., одному из самых важных воздушных сражений Второй мировой войны. Авиапарк соответствующий: с немецкой стороны выступают «хенкели», «юнкерсы» и «мессершмитты», а с английской — «спитфайеры», «хоукеры» и «бленимы». Не стоит, наверное, рассказывать о том, что каждая модель проработана до мелочей как внешне, так и по поведению на земле и в воздухе: в случае с «Ил-2» просто не может быть по-другому. Достаточно сказать, что если вы научились заводить мотор у одного самолета, совершенно не факт, что сможете без теоретической подготовки проделать то же самое на другом. К счастью, заучивать, что делает каждая клавиша на клавиатуре, теперь совершенно необязательно: во всех самолетах до последнего винтика смоделирован кокпит со всеми приборами, кнопками и рычажками, которые можно невозбранно подергать и понажимать. То же самое маниакальное внимание к деталям касается и модели повреждений: каждый выстрел обсчитывается отдельно, визуально повреждения отображаются именно там, куда угодила пуля, а от места попадания и типа снаряда зависит конечный результат — будь то небольшой отвалившийся кусочек обшивки или возгорание двигателя.

Нюансов масса, и именно ради них тысячи фанатов авиации сейчас самоотверженно просиживают часы на форумах, пытаясь найти волшебный способ добиться от игры лишних пять кадров в секунду, споря с разработчиками по поводу неправильного состава смеси в карбюраторе или спрашивая у более опытных коллег, как же все-таки запустить двигатель на «спитфайере». Эти святые люди еще не знают, что мир вокруг них уже давным-давно изменился: Crysis 2 выходит на консолях и при этом совершенно не тормозит, а игра, которая требует для нормальной работы десяток патчей, обычно этих патчей не дожидается, вынуждая своих создателей пополнить бездонный океан студий, работающих над казуальными играми для Facebook.

Авиасимуляторы сейчас переживают, наверное, самые сложные времена за все время их существования — весь жанр состоит из полутора игр, а новых в обозримом будущем не планируется. Нынешнее поколение игроков невозможно заинтересовать историей и авиацией при помощи устаревших игр; «Битва за Британию» свой шанс привлечь новую аудиторию также упустила.

С этим ничего не смог поделать даже Олег Медокс, создатель и главный идеолог «Ил-2 Штурмовик» — недавно он заявил о своем уходе из игровой индустрии. Так что предлагаем считать «Битву за Британию» лебединой песней целого жанра — в нынешнем мире она и так была бы аутсайдером, но это как раз тот случай, когда проигравшему больше некого винить, кроме себя.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Геймплей: 9,0

Графика: 7,0

Звук и музыка: 7,0

Интерфейс и управление: 6,0

Дождались? Сырой прототип гениального авиасимулятора, который через полгода-год, возможно, обрастет нужными деталями и сможет нормально встать на крыло. Садиться за штурвал раньше этого времени мы не советуем.

Когда мы готовили январское превью «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию», общались с разработчиками и смотрели на еще не законченную версию игры, небо, казалось, было покрыто алмазами — настолько здорово все выглядело за несколько месяцев до релиза. Красивейшие пейзажи, умопомрачительное внимание к деталям, шикарная летная модель — все говорило о том, что игры серии «Ил-2 Штурмовик» и впредь останутся одной из главных статей российского экспорта за рубеж сразу после нефти, газа, самолетов МИГ-29 и матрешек.

Превью заканчивалось на оптимистичной ноте: «Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» — это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России». Последняя фраза, увы, стала роковой.

Кадры решают все

Ради таких моментов и стоит играть в «Ил-2». Если уж сбил самолет, то это всегда маленький праздник — даже в радиоэфире союзники чуть ли не рукоплещут.

Появившаяся в продаже после семи лет ожидания игра меньше всего была похожа на игру и в первоначальном, непропатченном виде (а именно такая версия досталась и нам, и всем покупателям) была практически неиграбельна.

Главная проблема — ужасная производительность игры. Даже на топовых компьютерах, намного превосходящих рекомендуемые системные требования, она регулярно показывает слайд-шоу с 1-3 FPS, а когда счетчик кадров все-таки выходит на приемлемый уровень (для этого надо доковылять до океана или уткнуться носом в небо, главное — чтобы не было видно земли), легкие подергивания и подвисания все равно превращали пилотирование в адскую муку. И это еще до начала боя. Когда на горизонте появляются немецкие «штуки», а тем более — при попытке открыть по ним огонь, игра превращалась в статичный и совершенно неподконтрольный игроку пейзаж.

После первого патча, который, к слову, случился спустя пять дней после выхода игры, ситуация несколько улучшилась, хотя до идеальной ей еще очень далеко: над землей по-прежнему случаются микрофризы, а воевать в небе Лондона все еще невозможно — игра выдает жалкие 10 кадров в секунду даже на компьютере с процессором Intel Core i5, 8 Гб оперативной памяти и видеокартой GTX 580. Дежурная отговорка про «слабое для такой игры железо» здесь не сработает, ведь выше — только конфигурация с двумя-тремя видеокартами, а SLI и CrossFire игра по иронии судьбы не поддерживает ни в каком виде.

Мне приснилось небо Лондона

В Лондоне можно даже найти кое-какие достопримечательности. Вот только летать над городом иначе как по прямой очень сложно из-за неоптимизированного движка игры.

Вдвойне обидно становится оттого, что «Битва за Британию» в глубине души — это действительно потрясающий авиасимулятор. Такие игры уже не делают, и вовсе не из-за сокращения рынка PC-игр и ухода всех самых лучших специалистов на консоли. Причина гораздо проще — играют в них те же самые люди, что и десять лет назад, а притока новых летчиков практически нет. Поэтому главной задачей «Битвы за Британию» прежде всего было заставить этих людей пересесть на нее с первой части «Ил-2» и аддонов к ней, в которых фанаты чувствуют себя как дома. И выпуск игры в таком непотребном виде эту задачу очень и очень усложняет.

Отчасти в этом виноваты и сами хардкорные авиасимуляторы, которые десять лет жили по принципу «чем сложнее — тем лучше», а их создатели по умолчанию считали, что все люди на планете прошли начальную авиационную подготовку и знают, откуда у самолета закрылки растут. Даже несмотря на то, что порог вхождения в «Ил-2» гораздо ниже, чем в любую другую игру жанра (хотя после того, как Microsoft Flight Simulator переехал на консоли и стал называться просто Microsoft Flight, жанра, как такового, уже не существует), абсолютным новичкам здесь будет сложно — никто не объяснит вам, почему самолеты летают, как они управляются, зачем нужен триммер и что такое магнето. Иными словами, игра почти не способна привить любовь к небу, как, например, Gran Turismo влюбляет в машины и автоспорт благодаря своей дружелюбности (а затем плавно повышает уровень сложности, превращая вчерашнего новичка в гонщика). «Ил-2 Штурмовик» новичков может только оттолкнуть — ведь это практически полноценный летный тренажер, поэтому матчасть нужно знать назубок еще до того, как вы сядете в кабину. На некоторые вопросы отвечает руководство пользователя, но информации все равно катастрофически не хватает. «Битва за Британию» — это игра исключительно для «своих», людей, которые ценят максимальную реалистичность и историческую достоверность.

Конечно, здесь можно летать, отключив все «неудобные» настройки реалистичности, превратив игру практически в аркаду (причем ощущение, что вы управляете настоящим самолетом, ничуть не потеряется). Но в этом случае интерес очень быстро угасает, ведь вся соль «Ил-2» как раз в том, чтобы прочувствовать самолет и выжимать из него максимум возможного, знать его слабые стороны и использовать сильные для получения преимущества над противником. В «аркадном режиме» такого высокого сродства добиться невозможно, а интерфейс и удобство игры ничем не лучше спартанской кабины поршневого истребителя.

Казалось бы, при чем тут Ил-2?

Управлять самолетом несложно, говорите?

Зато опытные пилоты будут на седьмом небе от счастья. Если на секундочку забыть, в каком виде игра появилась на прилавках, понимаешь, что у нее просто-таки титанический потенциал. Ни один другой авиасимулятор так точно не передает всю романтику эпохи поршневой авиации, когда первостепенную роль играли навыки самого пилота, а не электронная начинка самолета. Только здесь действительно начинают трястись поджилки, когда вам на хвост садится «мессершмитт», и только здесь два-три подбитых самолета за миссию считаются успехом. Ведь для того, чтобы сбить хотя бы одного противника, недостаточно просто совместить прицел вашего пулемета с его фюзеляжем (что само по себе очень трудно). Важно, чтобы пули попали в жизненно-важный узел вражеского истребителя (двигатель, топливный бак или рулевые тяги), а не прошли насквозь через обшивку. Поэтому, когда после изнурительной пятиминутной дуэли дымящийся «мессершмитт» камнем полетит навстречу земле, вы будете чувствовать себя так, как будто только что выиграли Вторую мировую.

Последнее утверждение скорее относится к мультиплееру — он всегда в «Ил-2» был хорош, а войну против компьютерных соперников можно считать своеобразной тренировкой перед настоящими сражениями в онлайне. С игрой поставляется полноценный редактор миссий как для одиночных, так и для многопользовательских сражений. Учитывая преданное (несмотря ни на что) комьюнити, кто-то из модмейкеров, наверное, уже сейчас днями и ночами кропотливо выстругивает из «Битвы за Британию» игру своей мечты.

Одиночная кампания, как несложно догадаться, посвящена битве за Британию 1940 г., одному из самых важных воздушных сражений Второй мировой войны. Авиапарк соответствующий: с немецкой стороны выступают «хенкели», «юнкерсы» и «мессершмитты», а с английской — «спитфайеры», «хоукеры» и «бленимы». Не стоит, наверное, рассказывать о том, что каждая модель проработана до мелочей как внешне, так и по поведению на земле и в воздухе: в случае с «Ил-2» просто не может быть по-другому. Достаточно сказать, что если вы научились заводить мотор у одного самолета, совершенно не факт, что сможете без теоретической подготовки проделать то же самое на другом. К счастью, заучивать, что делает каждая клавиша на клавиатуре, теперь совершенно необязательно: во всех самолетах до последнего винтика смоделирован кокпит со всеми приборами, кнопками и рычажками, которые можно невозбранно подергать и понажимать. То же самое маниакальное внимание к деталям касается и модели повреждений: каждый выстрел обсчитывается отдельно, визуально повреждения отображаются именно там, куда угодила пуля, а от места попадания и типа снаряда зависит конечный результат — будь то небольшой отвалившийся кусочек обшивки или возгорание двигателя.

Нюансов масса, и именно ради них тысячи фанатов авиации сейчас самоотверженно просиживают часы на форумах, пытаясь найти волшебный способ добиться от игры лишних пять кадров в секунду, споря с разработчиками по поводу неправильного состава смеси в карбюраторе или спрашивая у более опытных коллег, как же все-таки запустить двигатель на «спитфайере». Эти святые люди еще не знают, что мир вокруг них уже давным-давно изменился: Crysis 2 выходит на консолях и при этом совершенно не тормозит, а игра, которая требует для нормальной работы десяток патчей, обычно этих патчей не дожидается, вынуждая своих создателей пополнить бездонный океан студий, работающих над казуальными играми для Facebook.

Авиасимуляторы сейчас переживают, наверное, самые сложные времена за все время их существования — весь жанр состоит из полутора игр, а новых в обозримом будущем не планируется. Нынешнее поколение игроков невозможно заинтересовать историей и авиацией при помощи устаревших игр; «Битва за Британию» свой шанс привлечь новую аудиторию также упустила.

С этим ничего не смог поделать даже Олег Медокс, создатель и главный идеолог «Ил-2 Штурмовик» — недавно он заявил о своем уходе из игровой индустрии. Так что предлагаем считать «Битву за Британию» лебединой песней целого жанра — в нынешнем мире она и так была бы аутсайдером, но это как раз тот случай, когда проигравшему больше некого винить, кроме себя.

IL-2 Sturmovik: Cliffs of Dover

Как удобно прикрываться словами «реалистичный симулятор»! За столь серьезным именем может стоять все, что угодно - даже откровенная халтура, которую тактично назовут «игрой не для всех». Или же наоборот, есть симуляторы, которые популярны настолько, что один простой человек, выкрикнувший фразу: «Даже близко не похоже на жизнь!» - будет вмиг задвинут фанатами. И кричать уже не захочет. Мы, конечно же, пытались узнать мнение настоящих летчиков. Похожи ли полеты IL-2 Sturmovik: Cliffs of Dover на то, что эти люди испытывают в воздухе? Что забавно, ругались пилоты лишь на перегрузки – ведь даже при самоубийственных проделках экран показывал им милые английские пейзажи, только перевернутые. Оказалось, летчики просто не поставили пару-тройку галочек, с которыми герою порой становится так же дурно, как нашему корреспонденту из недавнего экстремального репортажа.

Пожалуй, это всё. А в остальном – и профи, и редакция с радостью, добровольно согласились на то, что для других игр непростительно: покопались в меню, запомнили все нужные клавиши, запустили миссию, следом – сделали все, что требуется для взлета, а вдобавок – еще и долетели до нужного района, дабы вступить в бой. Тому есть простое объяснение – любопытство, только у каждого – в своих пределах. Кто-то впервые запустит двигатель или совершит удачную посадку, а мы расскажем о том, что заставляло нас после боя не торопясь возвращаться на базу, аккуратно приземляться и читать очередную стену текста про переживания главного героя.

Напомним, Битва за Британию – крупнейшее авиационное сражение Второй Мировой - около четырёх тысяч немецких и итальянских самолетов против вдвое меньшего числа британских. Если, по-вашему, это не самая тяжелая ситуация, то напоминаем - героем кампании становится восемнадцатилетний паренек, только-только прошедший обучение – и в мае 40-го записавшийся на службу. Одна радость - в его распоряжение тут же передают Hawker Hurricane, который также послужит и Советскому Союзу. Более опытным летчикам сразу советуют кампанию Luftwaffe, которая закончилась провалом. Наш защитник Британии постоянно ведет дневник, но, в отличие от него, немцы не хвастаются тем, как провели то лето.

Итак, если зайти в настройки, можно выбрать внешний вид пилота - здесь же есть хороший пример того, как можно состарить свой самолет. Впрочем, самое любопытное – конечно же, находится в закладке «Реализм». Изначально здесь многое отключено – чтобы вы могли нормально приземлиться и уверенно чувствовали себя даже при сильных порывах ветра. Кстати, традиционно, рекомендуем летчикам покопаться в настройках изображения. Похоже, «Битва за Британию» - испытание даже для самых мощных систем. Полетать «на полной» нам так и не удалось. Впрочем, картинка «выше среднего» вас не разочарует – под крылом проносятся британские луга, леса, работают мельницы, а отважные водители двухъярусных автобусов и не думают отклоняться от маршрута.

Для «Битвы за Британию» авторы создали огромную территорию, совпадающую с реальной местностью сороковых годов. Ну а по размерам этот район примерно равен десятку Чеченских республик, не считая карт для сетевых сражений. Давайте соберем все большие цифры в одном месте и добавим, что в бою смогут столкнуться… простите, принять участие до 128 игроков. А теперь скорее перейдем к мелочам – ведь самое любопытное нередко находится у нас под носом. Например, кабины истребителей и бомбардировщиков теперь еще больше напоминают свои реальные прототипы. Впрочем, многие увидят их впервые в жизни. Если вы не большой любитель старины, в игре найдется хотя бы один современный образец – Су 26М. Ну как, современный… скорее – с приветом из 80-х.

Естественно, мы высоко оценили IL-2 Sturmovik: Cliffs of Dover не из-за экзотических бонусных самолетов или миссий над Лондоном. Надеемся только, что заплатки позволят игре по-настоящему «летать». Но в чём нет сомнений – так это в творческих способностях фанатов – мы, например, с удовольствием покопались в редакторе миссий. Впрочем, поклонники симулятора уже рассчитывают на продолжение – “Битву за Москву”, “Северную Африку”, а может и более поздний период - “Корею 50-х”. И напоследок, вспоминая, какие игры выходят в России, хотелось бы сказать - нам очень приятно, что в стране есть такие студии, как 1C:Maddox Games.
Наша оценка – 9.0

Читайте также: