I am alive обзор

Обновлено: 07.07.2024

Мне игра ни разу не показалась сложной.
Альпинизм — рассчитывая силы, и используя крюки, чтобы отдохнуть и сориентироваться, средствами, повышающими стамину почти не пользовался, только очень редко и ближе к концу, когда колы было банок десять, еды банок пять, и ещё по мелочам.

Битвы — универсальный метод — перерезаем горло самому борзому, потом пристреливаем тех, у кого пистолет, держа всех на мушке собираем лут, а затем быстро переключившись на лук выпускаем одну стрелу в одного врага, снова держим всех на мушке, взять стрелу, повторить, и последнему тоже перерезать горло. Благо, что перед каждой битвой есть чекпойнт, и если не мчаться по уровню мимо всех припасов и камер, и не жмотиться с выжившими, то попыток хватает.

Про количество припасов — не согласен, их полно, правда они обычно там, куда надо слазить, поэтому просто не мчавшись по уровню сломя голову можно легко достать всё, что нужно.

Игра абсолютно линейна, максимум свободы — это лазить отдышаться на крышу во время бури, заодно собрать лут и помочь выжившим, или идти по земле и глотать кокаколу литрами (или она там содовая называется, не помню).

Да, если что играл на нормальной сложности.

Сюжет — клише на клише и клише погоняет. Благородный главгерой возвращается, чтобы найти свою семью (клише №1), не находит её, зато находит маленькую беззащитную девочку (клише №2 со времён безумного Макса), потом ему постоянно дают всякие просьбы, и он не может отказаться, вместо того, чтобы искать дальше свою семью, он прётся, и спасает всё выжившее семейство по нескольку раз, дольше пока не прошёл, но интерес к сюжету удже потерял. И да, сюжетная фича о съёмке всего на камеру выполнена хреново, ни разу не поверю, чтобы он снимал всё именно так, как показано там.

Картинка могла бы быть стильной, если бы не грёбаный туман, который выглядит как туман в первой Мафии, но только на расстоянии пяти метров на земле, и по какой-то причине назван пылью. А фонарик, который спереди выглядит как скачущая белая пластинка, и при этом освещает только ближайшие пару метров, заставляет сильно скучать по Алану Вэйку.

Четверо грязных мужчин в засаленной одежде окружили девушку. Один из них бьет ее и хватает за волосы, остальные грязно ругаются и заливисто гогочут, обнажив желтые зубы. Вдруг пуля со свистом прошибает грудь негодяя, а на горизонте появляется человек. В руках у него пистолет, за поясом мачете. Подонки в страхе пятятся, но мужчина безжалостен: два выстрела, мощный удар клинком — и на земле уже лежит четыре трупа. Это стандартная мизансцена из I Am Alive — на удивление оригинальной игры, которая тем не менее не очень похожа на то, чем должна была стать изначально.

После череды ужасных природных катаклизмов городок Хэвентон (и не только он — апокалипсис приключился глобальный, но действие игры разворачивается именно тут) превратился в руины. Большинство жителей погибло во время землетрясений, а немногочисленные выжившие не могут спокойно ходить по улицам из-за пыльных бурь и банд ублюдков, потерявших всякий человеческий облик. В городе практически не осталось еды и медикаментов, нет воды и электричества, не работает ни один вид транспорта.

I Am Alive

Во время катастрофы, которую без лишних раздумий назвали The Event (то есть просто «Событие»), Адам, наш герой, был в рабочей командировке вдали от жены и дочери. Пока он восстановился от полученных травм и добрел пешком до порога своего дома, прошел целый год. Но долгожданного воссоединения не произошло: вместо семьи внутри Адам обнаруживает лишь прощальную записку, после прочтения которой он собирает свой скарб и снова отправляется в путь.

Остаться в живых

Вашей смерти в I Am Alive хотят все. Обезумевшая бабушка с пистолетом, бомжи в метро, мародеры на улице и черт знает кто еще. Бои в игре — кое-что новенькое. Это даже не экшен, а своего рода головоломка. Как правило, бандиты нападают сразу со всех сторон. Главное — не паниковать и не «светить» оружие, а быстренько прикинуть план действий. Например, всем своим видом показать, что не представляешь опасности, а потом резким движением перерезать горло ближайшему врагу, застрелить вооруженного бандита и перебить оставшихся по одному. После таких сцен чувствуешь себя героем Дензела Вашингтона из «Книги Илая», который в одиночку выносил вперед ногами толпы недоброжелателей.

I Am Alive

Из оружия у Адама только мачете, пистолет и лук, который появляется ближе к концу игры. Помните, как туго было с боеприпасами в Condemned: Criminal Origins? Так вот, по сравнению с I Am Alive там их просто завались. Впрочем, пистолет полезен и без патронов. Если навести пустой ствол на какого-нибудь оборванца, то какое-то время тот в страхе будет пятиться и молить о пощаде. Угрозами врага можно оттеснить к уступу и скинуть вниз или толкнуть в костер. Главное — сделать это быстро, так как через несколько мгновений противник начнет громко сомневаться, хватит ли у вас духу выстрелить и заряжен ли вообще пистолет, а убедившись в своей правоте, кинется на вас с ножом. Если врагов несколько, лучше всего показательно кого-то застрелить, чтобы остальным было неповадно дергаться: патронов жалко, но жизнь дороже.

Голодные игры

Самый опасный противник в игре — это сам город. Так как вокруг царит полная разруха, большую часть времени приходится лазить по отвесным поверхностям, каким-то балкам, карнизам, водостокам и даже нависшему над пропастью поезду, прямо как в Uncharted 2. Но Адам — не сверхчеловек вроде Натана Дрейка, а самый обыкновенный парень, поэтому акробатические трюки даются ему с большим трудом. Абсолютно все ваши действия, включая бег, требуют энергии. Если она истощится, Адам в бессилии разожмет пальцы и упадет. Чтобы восстановить силы, нужно отдохнуть на уступе или вбить в стену клин с веревкой и перевести дух на нем.

I Am Alive

Кроме того, здоровье и энергия восстанавливаются древнейшим способом — плотным обедом. Постапокалиптический рацион в основном состоит из крысятины, консервов, анестетиков и воды, редкие аптечки и фрукты расцениваются как подарок небес. Бродяги в подземке могут любезно предложить «почти свежее мясо», но, судя по отсутствию какой-либо живности в округе, шашлык мужики едят из человечины (в финальной статистике даже учитывается, докатились вы до каннибализма или нет).

Многие люди просят о помощи: кому-то нужна еда, кому-то ингалятор от астмы, а некоторые умоляют о пачке сигарет. Чтобы отыскать редкие предметы, нужно хорошенько пошарить по всем закоулкам. А самое ценное, как назло, лежит в пыльных развалинах, где даже с защитной маской долго находиться невозможно, необходимо периодически выбираться наверх — подышать более-менее свежим воздухом.

Выполняя просьбы не потерявших совесть и рассудок жителей Хэвентона, приходится ходить по одним и тем же локациям — и это главный недостаток I Am Alive. Если помогать всем выжившим и исследовать местность, на нормальном уровне сложности прохождение займет около шести часов. За это время становится ясно, что «полный опасностей город» представляет собой лишь небольшой пятачок с маленькими ответвлениями. Этого достаточно для скачиваемой игры, но I Am Alive хочется оценивать безо всяких скидок на формат.

I Am Alive

Чувствуется, что игре тесно в собственных рамках, авторы задумывали куда более масштабную и глубокую историю, но, по-видимому, не смогли реализовать все свои идеи. В каждом ролике, в каждой сцене чувствуется огромный потенциал, но на деле мы видим лишь тени отличных идей. Например, в метро два друга начинают страшно грызться из-за банки тушенки. Можно молча пройти мимо, и тогда один зарежет другого, а можно вытащить пистолет и призвать спорщиков к благоразумию. Девушка в небоскребе умоляет вас не забирать все помидоры, потому что ей самой нечего есть. В заброшенном отеле можно спасти женщину из лап насильника метким выстрелом через занавеску, ориентируясь по теням. Это замечательные ситуации, но их всего несколько на всю игру, а этого ой как мало. История даже обрывается на полуслове, так и не рассказав самого интересного. Судя по всему, будет продолжение.

I Am Alive далеко не идеальная игра: прохождение очень линейное, игровая механика иногда сбоит, а на графику без слез не взглянешь. Но ей удалось то, что не получается у некоторых многомиллионных блокбастеров, — подарить нам новые ощущения. Атмосфера разрухи, борьба за каждый патрон, прыжки из последних сил — такое не забывается. Сразу же после первого прохождения хочется снова вернуться в Хэвентон и в этот раз все-таки принести милой старушке вина, которого ей так хочется пригубить напоследок.

Предводитель бродяг достал нож. Быть может, в рюкзаке странника найдется бутылка воды и банка консервов и не придется на ужин опять жрать крыс. «Не свезло тебе сегодня. » Но не успел он закончить фразу, как будто по волшебству появившееся в руке незнакомца мачете полоснуло его по горлу. Остальные даже понять ничего успели, как вдруг грянул пистолетный выстрел. По темным тихим тоннелям заметалось гулкое эхо. Двое уцелевших бродяг побросали ножи и бухнулись на колени с мольбой о пощаде, но получили рукоятью пистолета по затылкам. Плоды скоротечной схватки оказались скудны: чудом уцелевшая банка газировки да зажаренная на пруте крыса. Однако странник видал и худшие дни — по крайней мере, сегодня он все еще жив.

А вы, играющий в I Am Alive, добрались до следующей контрольной точки.

I Am Alive

Когда мы говорим «постапокалипсис» применительно к играм, перед глазами встают картины чаще всего в духе Fallout. Радиоактивные пустоши, уродливые мутанты, общины выживших, отброшенные в лучшем случае на средневековый уровень развития, но при этом обладающие современным или даже фантастическим оружием. Однако в кино и литературе бытует и более реалистичный подход (например, книга и ее экранизация «Дорога»), к которому как раз обратились авторы I Am Alive.

Что именно случилось, не знает никто: просто однажды все города Земли оказались разрушены сильнейшими землетрясениями и пришедшими вослед цунами. Облака удушающей пыли от руин зданий, общая паника и эпидемии из-за чудовищно антисанитарных условий, в которых очутились уцелевшие люди, довершили начатое. Те, кто остался, называют случившееся попросту Событием и не любят о нем вспоминать: условия жизни в безвозвратно изменившемся мире не располагают к болтовне. Запасов воды и еды почти не осталось, не говоря уж о лекарствах, а банды мародеров убивают любого встречного ради банки консервов (а кое-кто и человечинкой не брезгует).

Главного героя катастрофа застала в деловой поездке на противоположном побережье Штатов. Как он мрачно шутит в записи на камеру, которую повсюду таскает с собой: «Туда я добрался за несколько часов; обратный путь занял год». Дом в родном Хэвентоне заброшен, от жены и дочки осталась лишь записка, где говорится, что они ушли искать безопасное место. В поисках семьи герой обыщет все, что осталось от городка, встретит самых неожиданных помощников и увидит самые неприглядные стороны человеческой натуры.

I Am Alive

Главными врагами выступают даже не бомжи с ножами и пистолетами, а само окружение — развалины города, в которых перемещение даже на соседнюю улицу превращается в мучительные поиски обходного пути по водосточным трубам, пожарным лестницам и шатким карнизам. А ведь наш подопечный вовсе не Натан Дрейк, который как ни в чем не бывало скачет по скалам, даже словив снаряд из гранатомета.

Хотя внешне игра и похожа на обычный боевик от третьего лица, подъем на крышу невысокого здания здесь отнимает у героя все силы, запас которых пополняется отдыхом на твердой поверхности. Можно добраться до нужной точки «через не могу», отчаянно дергая геймпад, но это сокращает максимальное количество выносливости — и ее может не хватить для следующего рывка.

Силы можно восстановить и в пути, если выпить газировки, съесть кусок мяса (да, прямо «на лету» — но не станем придираться, игра и без того достаточно сложна) либо отдохнуть на вбитом в стену штыре с петлей. Однако еды мало, ее сперва еще нужно найти, а использовать стоит только в самых крайних случаях.

Счастья не добавляет и бушующая на улицах пылевая буря, быстро сжигающая всю выносливость, а затем и здоровье, если в нее угодить. К тому же в ней ни зги не видно, в любом случае придется лезть повыше. Позже появятся крюк-кошка и противогаз и позволят забраться в не доступные ранее места, где можно раздобыть дополнительные припасы, чтобы залезть еще выше. Такой вот замкнутый круг: здесь, в отличие от той же Uncharted, тщательный обыск всех уголков — не просто забава, а повышение шансов на выживание.

Чаще всего в таких уголках (и не только в них) обитают другие люди, и не все из них — агрессивные каннибалы. Кто-то попросит лекарств, кто-то еды, а умирающий старик — последнюю в мире пачку сигарет. Не жадничайте (хотя и себе-то мало), и вас наградят дополнительной попыткой продолжить с последней контрольной точки, а не переигрывать весь эпизод заново.

I Am Alive

А переигрывать придется частенько — не сорветесь без сил с очередной крыши, так бандиты сожрут. Хотя у героя с самого начала есть пистолет, патроны к нему встречаются еще реже, чем бутылки с водой. Впрочем, они не всегда нужны — в большинстве случаев мародерам достаточно пригрозить пустым стволом. Но действовать надо быстро: паршивцы постараются подобраться поближе и спровоцировать вас, чтобы проверить, не блефуете ли. Или разойтись в разные стороны и наброситься одновременно — всех перестрелять не успеешь.

Сцепитесь с одним — получите в спину от второго. Не добьете раненого — пеняйте на себя, излишне милосердные долго не живут. Только быстрые и жесткие действия: сперва перерезать глотку самому опасному, тому что с пистолетом, затем наставить оружие на остальных и заставить их отступить в костер или пропасть. Позже у героя появится охотничий лук и жить станет чуточку проще — стрелы, в отличие от пуль, можно подобрать. Однако угрожать им после первого выстрела уже не получится — на натягивание тетивы требуется куда больше времени, чем на нажатие спускового крючка.

I Am Alive

Зачистка корабля в поисках радиопередатчика или полуразрушенного отеля, где мародеры держат пойманных женщин (ясно для чего), превращается в настоящее испытание для нервов. Здоровье на исходе, экран пульсирует красным, нарастает тревожная музыка и геймпад вибрирует в руках в такт сердцебиению. На каждый лишний выстрел ругаешься в голос.

Несмотря на бюджетное исполнение, у авторов I Am Alive получилось то, что редко встречается в современных блокбастерах: заставить вас вжиться в происходящее. Невзирая на возникающие на экране значки кнопок и подсвечиваемые предметы.

Почему проект после нескольких переносов и долгого молчания все же выпустили только в скачиваемом виде (сейчас доступна лишь версия для Xbox Live Arcade, релиз в PlayStation Network ожидается летом, на PC — очень вряд ли вообще) — понятно. Графика на уровне прошлого поколения консолей, серо-бурая палитра с зернистым фильтром, от которого болят глаза, неотзывчивое управление и неприличная по современным меркам сложность, отсутствие зрелищных сцен. Другое дело, что эта грустная и довольно безысходная история о человеке с пустым пистолетом и банкой тушенки в кармане — человеке, который вовсе не пытается спасти мир, а хочет просто прожить еще один день, остается в памяти гораздо дольше, чем многие хиты последнего времени.


Игра просто блеск, но дико страдает от отсутствия амбиций.

Неизвестно, кто выбирал название для I am Alive, но вселенской справедливости это, определенно, показалось остроумным. Проект, по определению «Живой», умирал и воскресал такое количество раз, что некоторые религиозные иконы лопнули бы от зависти. И, к тому времени, когда разработчики объявили окончательную дату релиза, вопрос «хорошая ли получилась игра?» даже не поднимался, закономерно сменившись на более осторожное «не получился ли второй Duke Nukem Forever?».


За годы разработки игру кардинально переделывали примерно трижды, из раза в раз сохраняя лишь основную концепцию: survival на фоне природных катаклизмов, что само по себе как минимум занимательно. Черт возьми, нам предлагают апокалипсис без атомной войны и зомби — кто до такого вообще додумался? А, главное, с чем воевать-то тогда? Получается, что у главного героя решительно нет проблем. Съесть его некому, а превратиться в злобного мутанта нет повода: знай себе, что ходи по развалинам и собирай консервы на завтрак. Разработчики в ответ лишь хитро ухмыляются, говоря о том, что если уж взяли реалистичную завязку, то на реализм будут давить до самого конца.

Как минимум это отразится на главном герое. Он, знаете ли, утонченная натура, обремененная не только показателем выносливости, но даже полоской здоровья без автовосстановления и (о, ужас) конечным количеством жизней — почти хипстер от игрового мира.

С первых же эпизодов игрока вышвыривают в город и недвусмысленно намекают, что лестницы и проезжие части не очень-то устойчивы к концу света, поэтому ходить по горизонтали придется нечасто. Разрушенный город предстает полем для скалолазания: дорогу предстоит прокладывать по водосточным трубам, торчащим арматуринам и полуоторванным карнизам. Сама система при этом весьма схожа с принцом персии любым другим представителем жанра, но честно пытается казаться свежей. Основополагающим фактором является упомянутая ранее полоска выносливости, которая постоянно убывает. Стандартная задачка «за что бы зацепиться» дополняется необходимостью расчета собственных сил, ибо всегда существует вероятность, что до ближайшего карниза добраться не получится, а тогда потерянным окажется целый «повтор» (см. жизнь).

Впрочем, покоренный небоскреб вовсе не гарантирует этой вашей «жизни» полную безопасность, потому что (только не падайте в обморок) в небоскребах часто живут люди. Да, такое бывает. И если вы смотрели/читали The Road(«Дорога»), то примерно догадываетесь, какие люди остаются жить после конца света. Почему-то в основной своей массе нехорошие.



А вот, кстати, геймплейный момент. Почти не заскриптованный.

Местные локации не то чтобы «забиты», но вполне «наполнены» самого разного рода NPC. Кто-то имеет статус «пострадавшего» и ему полагается помочь; часть, видя главного героя, начинают паниковать и громко кричать, чтобы тот убирался подальше; основная же масса ходит группами по 3-5 человек и выступают в роли классических гопников. И, если дело все-таки доходит до драки, то в ход полагается пустить боевую систему, которая хоть и недостаточно сложна, но абсолютно самобытна. I am Alive это единственная в мире игра, где встреча с тремя социально опасными элементами превращается в шахматный поединок. И не потому что AI запредельно умен, а потому, что пытается быть реалистичным.

С самого начала игры у вас имеется пистолет. Разряженный, к несчастью, но от того не менее пугающий. Стоит его наставить оружие на противника, как тот страшно выпучивает глаза и поднимает руки кверху, объявляя о полной капитуляции. Тут уж что вам угодно — можете ударить, можете порубить, можете столкнуть куда-нибудь. Если злобных тел оказывается двое, то задача становится сложнее: нужно держать на прицеле попеременно обоих, иначе они начнут самовольничать. А стоит отвлечься на казнь одного, как второй тут же подбежит и ударит по затылку. Усложнять схему можно до бесконечности: кто-то может зайти с тыла, кто-то быть одетым в бронежилет, а кто-то может оказаться неявным лидером, смерть которого приводит к безоговорочной капитуляции остальных. При этом вам вряд ли попадется две одинаковых битвы: постоянная смена условий и фигур на поле не сказать что в корне меняет ход боя, но в общем заставляет подумать, как выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Разработчиков вообще нужно долго хвалить за режиссуру игровых ситуаций: при весьма узком итоговом спектре возможностей (лазать и драться) геймплей не надоедает, потому что регулярно освежается новыми свистоперделками или, наоборот, ограничениями. Да и вообще логика игровых уровней выстроена очень правильно: при «условно-открытом» игровом мире, в общем-то, всегда понятно, куда идти. Хотя бывает очень уж непонятно, «зачем» мы вообще куда-то идем.



Женщину полагается спасти, просто потому, что что-то будет. Если пройти мимо — не произойдет ничего. Совсем.

Главная проблема I am Alive в отсутствии какой-либо наполненности. При том что игроку выделяется минимальная песочница, делать в ней решительно нечего: максимум, что вы получите за исследование локации, это банку консервов и дополнительный квест «принеси мне тапочки».

Но это все не так страшно, как абсолютная эмоциональная пустота. Игра показывает десятки интересных типажей, заставляет помогать униженным и оскорбленным, дает возможность убить, в сущности, невиновного человека и при этом — даже не пытается вызвать никаких эмоций. Что-либо трогательное отсутствует в принципе, отчего самые интересные геймплейные эпизоды ощущаются как чистой воды фарс и глупость просто потому, что миру катастрофически не хватает глубины и проработки.

I am alive помогает раз и навсегда разрешить холивар о важности сюжета в видеоиграх. Он, безусловно, важен. При детально продуманном геймплее со множеством нюансов и возможностей игра чисто физически не желает восприниматься глобально и серьезно просто потому, что полностью сливается как «предмет искусства», и в итоге выглядит скорее как технодемка, нежели крупный проект. Постоянно гложет чувство, что талантливым людям не хватило наглости взять замах пошире. Скромники, блин.

Нечто подобное было с Hydrophobia, но когда авторы одумались — было уже поздно.



Апокалипсис->Реализм-> Книга Илая -> Мила Кунис. Ну вы поняли.

Читайте также: