Hatred игра обзор

Обновлено: 03.07.2024

На логотипе свежеиспеченной польской студии Destructive Creations символично изображено грибовидное облако. Символичным оно стало сразу после выхода дебютного трейлера Hatred. Реакция общественности оказалась подобна ядерному взрыву, а маленькая скромная команда разработчиков моментально очутилась в эпицентре очередных споров о жестокости в видеоиграх.

Непрофильная пресса обрушила на команду шквал критики (даже Forbes не остался в стороне), а почтовый ящик разработчиков буквально засыпали гневные обвинения, призывы немедля прекратить это святотатство. И восторженные отзывы многих игроков.

Чем же игра заслужила такое внимание? И действительно ли она преступает грань дозволенного? Мы пообщались с основателем студии Ярославом Зелиньским и свели воедино все, что на сегодняшний день известно о проекте.

«Мое имя не важно. Важно лишь то, что я намереваюсь сделать. Я всей душой ненавижу этот гнусный мир и мерзких людей, словно черви пирующих на его трупе. » — сокрушается фигура в черном кожаном плаще, неспешно перезаряжая автомат.

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

Вокруг — типичное логово серийного маньяка, которому плевать, что цветы на подоконнике давно завяли и превратились в труху, а стены все в плесени и затянуты паутиной. Главное здесь — стол с полными обоймами, осколочные гранаты и нож Боуи (с характерной формой клинка). «Пришел мой черед убивать. И мой черед умирать» — с этими словами здоровяк с грязными черными патлами выходит на улицу и открывает огонь на поражение. По всем, кто случайно оказался в поле зрения.

Игроки постарше наверняка припомнят изометрический боевик Postal. Эта игра имела не так уж много общего со своим знаменитым продолжением: в ней не было ни иронии, ни сатиры. А был провинциальный шизофреник, который наслушался голосов в голове и отправился злоупотреблять второй поправкой к американской конституции, цинично комментируя дело рук своих. Игра была полностью посвящена массовым убийствам без цели и смысла.

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

И теперь у нее появилась достойная преемница. Разработчики сознались, что Postal стала для них главной иконой и источником вдохновения. Схожа и механика: мы будем в изометрической перспективе смотреть на беспредел, который устраивает главный. персонаж. Разработчики нарочно оставили его безымянным.

Прогуливаясь по окрестностям Нью-Йорка, маньяк без зазрения совести отстреливает копов и случайных прохожих, угодивших под горячую руку. Поверженную жертву, еще подающую признаки жизни, он жестоко и с особым смаком добивает — движок Unreal Engine 4 позволяет творить чудовищные, но невероятно зрелищные жестокости. Предвосхищая брутальное «фаталити», камера берет выгодный ракурс, чтобы можно было лучше разглядеть ужас в глазах обреченного и проникнуться мольбами о пощаде. Но все тщетно, и мы знаем наверняка, что через мгновение хладнокровный выстрел из дробовика в затылок оборвет крик жертвы.

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

Ближайший ориентир — серия Manhunt и тамошние серийные убийцы. Но если в том, что творили они, ощущались изобретательность и желание «играть на публику», то здесь мы имеем дело с монстром иного порядка. Все действия злодея хладнокровны, исполнены презрения и ненависти. Он засовывает дуло пистолета женщине в рот с таким видом, будто заносит тапок над отвратительным тараканом. Сразу вспоминается The Punisher, правда, тамошний «каратель» ненавидит и убивает исключительно преступников, а местный «чикатило» — почти всех без исключения.

И в этом — вся соль игры. Ярослав Зелиньский признается: «Я давно хотел сделать нечто вроде Postal, но мрачнее, глубже и серьезнее». На данный момент Hatred на очень ранней стадии разработки, но заявленную программу видно уже сейчас. Destructive Creations стилизовали игру под «Город грехов». Мир отрисован в черно-белой палитре, с редкими вкраплениями красок: голубая сирена полицейской машины, алая неоновая вывеска, желтые градиенты пламени, темно-бордовые брызги крови.

При этом все в высшей степени правдоподобно. Если в Postal главный герой и его жертвы выглядели нелепо и карикатурно, то в Hatred насилие предельно реалистично.

Зелиньский не без гордости отмечает, что некоторые игроки, вдохновленные дебютным роликом, даже присылают им свои идеи кровавых казней, которые, по их мнению, нужно реализовать в игре. Однако разработчики ничего подобного не пропустят. Ведь пытки — слишком личная вещь. Даже интимная.

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

А антагонист не испытывает личной ненависти ни к одной из своих жертв. Он ненавидит всех скопом и одинаково. Люди для него — безликая толпа, предназначенная на убой, и нет смысла тратить время, усугубляя чьи бы то ни было страдания. Хотя сжечь жертву заживо все-таки можно. Разработчик оправдывает это тем, что уж слишком реалистичные вопли сгорающих заживо им удалось записать, — грех не использовать такой материал в игре.

Но больше всего он гордится честностью своей игры. Убийства в Hatred не станут ни лицемерным аттракционом, ни средством для достижения высшей цели, вроде спасения мира. Никакого мнимого оправдания вашим действиям: если вы запускаете Hatred, значит, вы готовы почувствовать себя убийцей, и только убийцей. Не отводя взгляда, Зелиньский вопрошает: не ради ль этого мы играем в экшены, если говорить начистоту?

Hatred — эдакая бунтарская реакция на современные тенденции, навязывающие разработчикам негласную цензуру. «Надеюсь, мы покажем то, на что и рассчитывали: что мы можем сделать любую игру, какую захотим, не обращая внимания на всех этих борцов за социальную справедливость. Ведь пока содержимое нашей игры не нарушает законы, им остается только локти кусать», — отчеканил глава студии.

Бурная реакция общественности на один коротенький трейлер лишний раз доказывает, насколько разработчики отвыкли от этой свободы. В конце концов, Hatred не только не содержит ничего противозаконного, но и на самом-то деле остается в рамках того, что мы привыкли видеть в прочих боевиках. Достаточно подменить модели горожан террористами, и критики Hatred будут довольны. Ведь тогда мы не перерезаем горло человеку, а просто воюем за мир во всем мире, не правда ли?

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

Более того, Hatred даже не претендует на звание самой жестокой игры в истории. Если помните, в BioShock нам разрешали убивать девочек ради очков опыта, в Deus Ex никто не мешал спалить ребенка огнеметом, а в первых Fallout за детоубийство даже награждали особой репутацией с ироничным описанием.

В Hatred ничего подобного нет и не появится. Зелиньский объясняет это тем, что дети — невинны. Того же мнения придерживается и главный герой: дети не успели совершить поступков, за которые их стоит ненавидеть и презирать. Примерно по той же причине нельзя убивать животных, ведь и они не заслуживают ненависти.

Не имея имени и биографии, антагонист остается личностью, со своим характером, эмоциями и весьма специфической моралью. Это не бесчувственный социопат, а скорее радикальный мизантроп.

И разработчик находит это особенно забавным: по сути, в проекте нет ничего невиданного. Она лишь делает акцент на том, чем люди обычно и так забавляются в любой другой игре с открытым миром — от GTA до Skyrim, — получив полную вседозволенность. «Мы знаем, для кого работаем: для обычного человека, который пришел домой после длинного, утомительного, даже поганого рабочего дня. Он хочет просто расслабиться и выпустить пар, уничтожая уровень и всех его обитателей, — и мы даем такую возможность».

Первый взгляд на Hatred: ощути мою ненависть

Однако рано или поздно беспросветное мочилово утомит любого. И в этот момент игра должна предложить нечто большее, чем еще одна сотня ходячих мишеней, — историю. Создатели заверили, что с этим у них тоже все в порядке: есть и нелинейный сюжет, и побочные миссии, в поисках которых придется обшаривать городок.

Кстати, многие закоулки окажутся узнаваемыми. Уровни конструируют, опираясь, в числе прочего, на фотографии реально существующих мест — правда, каких именно, не говорят. Семь тематических зон обещают быть довольно обширными, и разработчики планируют добавить автотранспорт для быстрого передвижения по «песочнице».

А еще они хвастаются нелинейной структурой уровней. Иными словами, смерть персонажа во время миссии не приведет к тому, что вам придется монотонно повторять одни и те же действия. «Я лично проходил наш первый уровень около сотни раз, но всякий раз это был уникальный опыт, и мне было интересно». Впрочем, свое творение всегда кажется уникальным. А где на самом деле в его словах истина, а где мечты творческого увлеченного человека, мы узнаем не раньше середины следующего года.

Hatred — концентрат того, зачем люди вообще запускают игры серии GTA и другие боевики. Только здесь вы будете отыгрывать массового убийцу в отрыве от криминальной трагикомедии, спасения мира и любых других надуманных поводов. Вы будете управлять просто садистом, жаждущим перебить побольше народу, прежде чем убьют его самого.

Мое имя не имеет значения (хоть оно и очевидно из никнейма), важно лишь то, что я собираюсь сделать. А сделать я собираюсь следующее: поговорить о том, как простая, ничем не примечательная инди-игра может в одночасье стать эпицентром инфоповода, который послужит причиной зарождения завышенных ожиданий, оправдать которые эта игра не сможет по ряду очевидных и не очень причин.

Многие из вас наверняка наслышаны об этой игре и всех ее злоключениях, но для полноты картины не будет лишним вспомнить то, благодаря чему Hatred принял несовместимую с жизнью дозу пристального внимания, и как это отразилось на его дальнейшей судьбе.

Среди большинства «недовольных», основной претензией к игре и ее разработчикам является то, что они не выполнили свои обещания. Проблема только в том, речь идет об обещаниях, которые никто никому не давал. Даже из самого первого трейлера было понятно, что разработчики из Destructive Creations делают простой, как сейчас модно говорить, «твин-стик» шутер в изометрической перспективе, главной фишкой которого является необычная цветовая гамма.

Особого интереса данный проект практически ни у кого не вызвал. Большинство потенциальных игроков, посмотревших трейлер, обратило внимание на очень уж очевидное сходство с первой игрой серии Postal, отметив при этом, что Hatred выглядит «ну, норм так». Не обошлось и без блюстителей морали, но дальше комментариев на YouTube и различных игровых сайтах это дело не продвинулось.

Никто бы и не придал появлению Hatred особого значения, если бы игра на короткий промежуток времени не пропала из Steam Greenlight. Данный прецедент произвел эффект разорвавшейся информационной бомбы, из-за чего поползли различные слухи, имеющие мало чего общего с реальным положением дел. В конце концов, игра вернулась в Greenlight так же быстро, как была удалена из него, а извинения за данное недоразумение команде разработчиков принес сам «Lord Gaben», за что получил хвалебное упоминание в титрах.


Народ, тем не менее, уже настроился на «игру-вызов», на социально-политические откровения, которые будут представлены в игре «без купюр», что в свою очередь повлечет появление новых скандалов и инфоповодов. Надо ли говорить, что в Hatred нет ничего вышеописанного?

Итак, все точки над «Ё» расставлены. Пришло время поговорить о том, справились ли разработчики с задачей, которую они ставили перед собой. Проще говоря, получилось ли у Destructive Creations сделать добротный изометрический шутер.

Самым обсуждаемым аспектом Hatred была глубина сюжетной составляющей, которая, как оказалось, не блещет высокой драматургией. Мотивация действий «Антагониста» (официальное наименование вверенного нам подопечного) никак не раскрывается, а какие-никакие зачатки сюжета проклевываются только к середине игры. Даже сам главный герой иронизирует на эту тему, отпуская фразу: «Теперь у моих приключений есть цель!».

Для придания всем своим наработкам играбельной формы, Destructive Creations выбрали свежую версию движка Unreal Engine (4). Сам по себе движок Unreal Engine не вызывает никаких нареканий, а вот неумелое обращение с ним заставляет лишь многозначительно вздохнуть. У Hatred наблюдаются катастрофические проблемы с оптимизацией, которые так и не удалось решить полностью, несмотря на почти что два десятка (на момент написания статьи – 16) выпущенных после релиза «заплаток».

Визуальная простота Hatred очень обманчива. Игра загребает ресурсы компьютера совковой лопатой, разбазаривая основную их часть на эффекты весьма сомнительного качества. Понятное дело, что при наличии более-менее мощного «железа» это не является такой уж проблемой, но бюджетный изометрический шутер с требованиями как у AAA-проекта невольно вызывает смех. Смех сквозь слезы.

Помимо отвратительной оптимизации, в глаза бросается дерганая анимация, которая, несмотря на применение технологии motion capture, выглядит как танцевальные потуги завсегдатаев провинциальных рейвов. Это касается не только поведения персонажей во время игрового процесса, но и во время демонстрации немногочисленных вариаций казни. В эту же копилку можно вбросить предсмертные гримасы, которые корчат жертвы, да и сам главный герой.


Анимация в игре выглядит достойно ровно в двух местах: в начальной заставке и в финальных титрах. Последние так и вовсе смотрятся настолько внушительно, что если убрать из них имена разработчиков, то получится неплохое музыкальное видео, ибо музыка на фоне располагает.

К чему сложно придраться, так это к игровому процессу. Все-таки со своей первостепенной задачей Hatred справляется на ура. Ложкой дегтя в бочке с геймплеем является разве что несбалансированная сложность игры. Небольшую продолжительность сюжетной линии было решено компенсировать огромным количеством вооруженных противников на последних уровнях. Вроде бы и хочется пожурить разработчиков за такое «инновационное» решение, но не стоит забывать, что Hatred – польский шутер. Для игр подобного, не побоюсь этого слова, жанра завышение сложности подобным образом является обыденностью. Более того, если не валить напролом, можно и не столкнуться с данной проблемой, благо искусственный интеллект (хоть и не самый смышленый) в Hatred присутствует: если враги теряют главного героя из поля зрения, то они не топчутся на месте, а идут на его поиски маленькими группами. Бедные тупые болванчики.


Еще одной геймплейной особенностью Hatred является управление транспортом. Полезность этого действа весьма сомнительная, так как вести огонь из гражданского транспорта нельзя, а при управлении военным транспортом необходимо останавливаться и пересаживаться за пулемет. Такая вот дезориентирующая дань реализму в аркадном шутере, угу.

Похвалы также заслуживает звуковое оформление игры, к которому, исходя из финальных титров, Destructive Creations не имеют никакого отношения. Звуковыми эффектами занималась сторонняя организация, а музыка в игре, включая финальную тему – «Particular Hatred», не является оригинальной и была позаимствована у различных «тяжелых» польских групп.

Музыкальная industrial black/death metal пауза!

Несмотря на череду неудач, сопутствующих игре с самого анонса, Hatred получился весьма играбельным развлечением на полтора-два вечера. Собственно, ожидать и требовать от него чего-то большего как минимум глупо, так как изначальная цель, которую преследовали разработчики из Destructive Creations, была достигнута, хоть и не без огрехов. Для тех же, чьи надуманные ожидания не оправдались, был выпущен набор инструментов для разработки модификаций, среди которых пока что нет ничего вменяемого – чего стоит один только Craxi Bamdikut.


В связи с переездом пользовательских рецензий в блоги, отпала необходимость выставления оценки игре по десятибалльной шкале, поэтому я позволю себе наглость воспользоваться системой мер и весов StopGame.

При наличии огромного желания и небольшой доли терпения, в Hatred можно не просто поиграть, но и полностью пройти сюжетную линию, благо она получилось весьма непродолжительной. Дальнейшее знакомство игрой (например, с режимом выживания) зависит лишь от степени осведомленности мадам и месье в области видеоигровых извращений изысков.

Во всем мире сложилось довольно неоднозначное отношение к насилию в видеоиграх. Кто-то полагает, что излишне жестокие сцены потворствуют самым темным желаниям человеческой натуры, позволяя им выходить наружу, что может вылиться во вполне реальную кровавую трагедию (газетные заголовки вроде «Сын убил отца из-за Postal!» не дадут соврать). Кто-то, напротив, считает, что, выплеснув весь накопившийся негатив на нарисованных на экране персонажей, сломав пару-тройку конечностей и забрав несколько виртуальных жизней, человек становится только добрее и терпимее к окружающим.

Чья точка зрения на самом деле верна, судить не беремся (наверное, как всегда, истина где-то посередине, с отдельными исключениями), но куда интереснее третий взгляд на данную проблему — со стороны отдельных разработчиков, поставивших насилие в своих играх во главу угла. Ради чего? Да ради денег, конечно!

Hatred обзор

Каждая подобная экзекуция восстанавливает здоровье главного героя и дарит очередной приступ зевоты игроку.

Деловой подход

Hatred от поляков из Destructive Creations наглядно показывает, как важно иметь в штате хорошего маркетолога. Видимо, вовремя обнаружив, что на «кровь-кишки» имеется спрос, а внятных предложений на горизонте не наблюдается, разработчики оперативно занялись созданием своего первого продукта и в октябре прошлого года выкатили анонсирующий трейлер. Ролик, выдержанный в мрачных тонах, показывал зрителю некоего гражданина, неторопливо собирающегося прогуляться наперевес с автоматом и парочкой гранат за пазухой, а потом и саму «прогулку». Зрелище то еще — толпы обезумевших от страха людей, падающих под шквалом выстрелов, реки крови, взрывы, а в центре — главный герой, лихо расправляющийся с беззащитными жертвами. Особый акцент был сделан на показанные крупным планом добивания с помощью ножа или «шотгана» — с непременными мольбами бедняг о пощаде и пафосными фразами палача.

Публика отреагировала. И как отреагировала! Обсуждения на всех возможных площадках, пара скандальчиков на заезженную тему «опять жестокие игрушки учат детей убивать» — Hatred на некоторое время вдруг превратилась в одну из самых горячих тем индустрии. Ожидаемо пройдя в Steam Greenlight в самые короткие сроки, творение поляков внезапно исчезло из списков одобренных на следующий же день — кое-кто из сотрудников сервиса посчитал, что негоже помогать распространению подобного непотребства. Но под давлением общественности, закидавшей Valve тысячами просьб «сделать все как было», пришлось вмешаться самому Гейбу Ньюэллу (Gabe Newell), который извинился перед авторами и поставил точку во всех возможных спорах на этот счет: игре в Steam — быть.

Случайность это или нет, но лучшей рекламы для начинающей и никому не известной студии вряд ли можно было придумать. Ажиотаж вокруг Hatred немного поутих и набрал прежние обороты лишь перед самым релизом. Как водится, опять не обошлось без небольшого скандала — Destructive Creations обещала наградить всех, кто оформил предзаказ, доступом к игре на три дня раньше ее официального выхода, но слова своего сдержать не смогла. Оказывается, девелоперы просто-напросто забыли проверить, возможен ли с технической точки зрения подобный трюк, — и только в последний момент выяснили, что нет. Впрочем, никто особо и не обиделся.

Hatred обзор

Развлекаться с огнем довольно весело: подпалив дом со всех сторон, можно заживо поджарить всех, кто в нем находится. Жаль, что боеприпасы для огнемета всегда в дефиците.

ВОРУЙ @ УБИВАЙ

Главный герой, чье имя не называется, рассказывает о своей ненависти ко всему миру и к каждому человеку, что его населяет, попутно снаряжаясь для предстоящей бойни: АК, гранаты, нож — все на месте. Человеческая жизнь — штука бесполезная, и здоровяку с длинными черными патлами ничего не стоит отнять ее во имя… Во имя чего именно, мы так и не узнаем, ибо стартовый ролик ответа на данный вопрос не дает. Закончив свой пафосный спич, вооруженный по самое не могу злодей выходит из дома, прямиком к автобусной остановке, и начинается сама игра.

Ночь, дождь, город, полный самых обыкновенных людей. Они прогуливаются по улицам, смотрят телевизор дома или в гостях, сидят в кафе. Такую идиллию и нарушать-то жалко — но только не нашему герою. После первой очереди по ничего не подозревающим людишкам в городе начинается настоящий хаос. Первый убитый, второй, уцелевшие разбегаются в панике, раненые просят пощады, а кое-кто даже пытается оказать сопротивление.

Второй уровень, третий, четвертый… Бегство по канализации от спецназа, пассажирский поезд, город, военная база… Автоматы, дробовик, огнемет, нож; отстреленные конечности и сожженные заживо, добитые выстрелом в голову или брошенные умирать от ран; преследование убегающих в ужасе одиночек и массовые побоища с десятками жертв в секунду… Локации сменяют одна другую, и внезапно, едва задумавшись о том, что пора бы и передохнуть немного от бесконечного истребления всего живого, обнаруживаешь, что игра-то уже кончилась. При должном усердии ее можно полностью пройти за 4-5 часов, из которых большая часть придется на последние два уровня, где обезумевшему маньяку под нашим управлением начнут оказывать по-настоящему серьезное сопротивление. Мало? Да, но, если честно, нельзя сказать, что об этом сильно сожалеешь.

Hatred обзор

Ибо, воистину!

Та самая жестокость, благодаря которой Hatred получила известность, приедается гораздо раньше, чем заканчивается прохождение кампании. «Мясные» сцены не впечатляют — слишком убого с технической точки зрения они выполнены. Различных вариантов эффектных добиваний крупным планом мало, вскоре они начинают раздражать своим однообразием (к счастью, их можно совсем отключить), а когда замечаешь, что бесконечная пальба по толпам безоружных людей не несет в себе хоть какого-то смысла, интерес сходит на нет. Никто не объясняет, почему наш патлач вдруг решил убивать направо и налево. Как говорил маленький Аркаша из рассказа Владимира Елистратова, «ибо, воистину!» Вот и у здешнего главного героя мотивация примерно такая же: «Убью всех, потому что могу». Он не безумец среди безумцев, как Dude из Postal 2, не обладает дьявольской харизмой Тревора Филипса из GTAV, его жестокость не вынужденный ответ на сложившиеся обстоятельства (серия Manhunt). По сравнению с этими мясниками герой Hatred выглядит не лучше той самой «безликой людской массы», которую так ненавидит.

Совершенно непонятно, откуда взялся самый высокий возрастной рейтинг «Только для взрослых», присвоенный игре организацией ESRB. Можно назвать несколько продуктов рейтингом ниже, которые с легкостью переплюнут Hatred в плане натуралистичности — если не в количестве, так в качестве точно. Само собой, плашка Adults Only привлекает внимание определенной части аудитории, но получена она авансом (тут невольно заподозришь ESRB в работе на рекламную кампанию Hatred). Не чувствуется здесь та самая жестокость, во многом благодаря которой стала популярной упоминавшаяся уже классика.

Hatred обзор

Перестреляв полсотни собравшихся на распродажу новой модели смартфона хипстеров, можно получить специальную «ачивку». Наверное, это должно быть смешно.

Не взлетело

И дело не только в отсутствии хоть какой-то внятной истории или в абсолютно плоской личности главного героя. Если вы собирались «расслабиться после тяжелого дня», всласть постреляв по беззащитным людишкам, то спешим разочаровать — со стрельбой тут все в порядке, а вот за «расслабоном» лучше обратиться к какой-нибудь Alien Shooter. Геймплей практически тот же, а вот управление и интерфейс там продуманы заметно лучше. Играть в Hatred просто-напросто неудобно. Черно-белые тона, среди которых порой не различить ни врагов, ни жертв, ни самого героя, постоянно теряющийся из поля зрения прицел, непослушая камера, слабая оптимизация… Управление заслуживает отдельной «похвалы» — интуитивным его никак не назвать, а застревающий в предметах интерьера герой не раз станет причиной скоропостижной смерти.

Вкупе с весьма странной системой сохранений (в случае гибели либо тратим очки воскрешения, получаемые за выполнение необязательных заданий, либо начинаем уровень заново) все это превращает Hatred в развлечение на весьма редкого любителя. Так как за таким корявым геймплеем не кроется какой-то интересный сюжет, а сам игровой процесс не спешит радовать разнообразием, быстрое окончание кампании встречаешь даже с некоторым облегчением.

Пожалуй, единственное, к чему сложно придраться, — система разрушения зданий и объектов. Мебель ломается на куски, двери и окна простреливаются насквозь, а взрыв гранаты или газового баллона и вовсе способен разнести стену в щепки. Коктейли Молотова и огнемет позволяют забавляться с огнем — к примеру, поджигаем парадный вход, а сами заходим через окно и наблюдаем, как обезумевшие от страха люди бегут прямиком в пекло, где сгорают заживо.

Да, местное население не отличается излишней сообразительностью — прохожие могут учуять нашего маньяка за стеной дома, а могут спокойно прогуливаться прямо по трупам, не обращая внимания на стрельбу и взрывы рядом. Полиция и солдаты чуть умнее, но и им порой не хватает серого вещества: «дружественный огонь» или выстрелы из базуки в упор — обычное дело.

Hatred обзор

Бравый спецназ готовится мочить террориста в сортире. В подобной ситуации только один выход — убегать куда подальше.

Несмотря на бодрый, казалось бы, старт, дебют молодой польской студии вряд ли назовешь большой удачей. Да, она верно прочувствовала настроение аудитории, соскучившейся по «мясу» с отсутствием каких-либо рамок политкорректности, но для создания хорошей игры этого мало. Надо продумать какой-никакой сюжет, озаботиться созданием соответствующей атмосферы, не забывая, само собой, про геймплей и приятную глазу картинку. Оказывается, толковые программисты и гейм-дизайнеры ничуть не менее важны, чем маркетологи. Славы «новой Postal» Hatred не видать — одних скандалов в прессе для этого недостаточно.

Плюсы: система разрушений; первая миссия позволяет почувствовать себя настоящим маньяком.
Минусы: неудобные управление и интерфейс; абсолютное отсутствие сюжета; из-за графических эффектов порой трудно понять, что происходит на экране.

По правде говоря, никто никогда не имел ничего против жестокости в видеоиграх. Мы ведь большие ребята, мы видим разницу между нарисованными и настоящими кишками. Даже когда в Carmageddon нам предлагают давить невинных пешеходов, мы понимаем, что все это вовсе не ради акта насилия, а ради кретинского духа и генитальных шуток. Так ведь?

Но Hatred не про это. Сразу было установлено, что зловещая, беспринципная жестокость в ней существует только ради себя самой. Игра про садистское удовольствие от массовых расстрелов. Какой невероятный кошмар.

Кошмар же? Если бы.

На самом деле Hatred — не пособие по экстремизму, а тупая комедия про старуху Шапокляк в юные годы. Выглядывает из-за угла, потирает ручонки, строит козни: «О-о-о, людишки, как же я вас ненавижу», — а потом включает, значится, As I Lay Dying и начинает кидаться в прохожих козявками, приговаривая: «Позвольте представиться: я воплощение ненависти и отвращения».

Свои главные моменты Hatred уже показала в трейлерах. То, что осталось, — это они же, повторенные по многу раз. Снова и снова, снова и снова. Отстрел безмозглых горожан. Беготня сквозь толпы вечно прибывающих полицейских, спецназовцев и военных. Одни и те же расправы-казни (довольно схематичные), которые никак не пропустить. И ничего больше.

Меняются только требования игры. Убей тридцать человек. Убей шестьдесят. Убей еще дважды по столько. Всего становится больше, но Hatred весьма неохотно делится средствами для удовлетворения этих требований. Долгое время у нас нет оружия лучше пистолета: дробовик слишком долго перезаряжается, патроны к штурмовым винтовкам — страшный дефицит вплоть до середины игры, а огнемет появляется тогда, когда все уже успевает утомить. И только пистолет всегда под боком и работает как надо. Оружие настоящего террориста.

Пусть Hatred существует. Какая разница?

Вот и бегаете вы с пукалкой за прохожими под нескончаемые причитания протагониста (вернее, Антагониста, как его зовут создатели): дескать, «земляные черви, я вас ненавижу». Эти причитания тоже вскоре начинают повторяться. Редких моментов, когда удается попасть в толпу гранатой или снести половину здания взрывом газового баллона, на этом фоне уже не замечаешь. На всех взрывчатки не напасешься, а вот пистолет. пистолет — он, конечно, да-а-а.

Destructive Creations прямо заявляли, что вдохновлялись первой Postal — Антагонист даже прямо ее цитирует («The earth is hungry. The earth is also thirsty»). Но напомните, на каком там уровне в Postal давали базуку? На первом? Ну да.

Главный грех Hatred не в том, что она провокационная, и не в том, что у нее нет принципов и тормозов. Ее главный грех — в непробиваемом занудстве. Казалось бы, как можно умудриться сделать скучной кровавую баню?

Пусть Hatred существует. Какая разница?

Он вечно насуплен и до зубовного скрежета серьезен, но относиться к нему серьезно не получается. Маньяк таранит кофешоп, потом презентацию нового APhone, ведет подсчет убитых хипстеров и торчков для «ачивки», но в голове вместо отвращения, страха или хотя бы любопытства почему-то возникает одна мысль: «Это всё?»

В чем-то Hatred хороша. Она интересно выглядит — тут удачная работа со светом и цветофильтрами, хорошо нарисованные уровни. Еще тут красиво рушатся стены и мнутся машины. В последние лучше не садиться, потому что лопаются они куда быстрее, чем успевают принести пользу. Но разрушения — единственное в Hatred, что вызывает хоть какие-то эмоции. Ради них, возможно, и стоит играть.

Пусть Hatred существует. Какая разница?

Чувствовал ли я, что убиваю людей? Нет. Это обычная стрелялка про охоту на леммингов, которая плавно превращается в обычную стрелялку про охоту на регулярную армию. Даже пять часов для нее — это долго.

Читайте также: