Гта 5 онлайн обзор

Обновлено: 30.06.2024

У Grand Theft Auto V при всех ее неоспоримых достоинствах есть одна проблема — после финальных титров, когда глобальной цели на горизонте уже нет, она серьезно сбавляет обороты. И несмотря на то, что занятий масса, найти себя в опустевшем мире без ограблений смогли далеко не все. К счастью, GTA Online, «игра в игре», этот изъян запросто исправляет — она отличное лекарство от скуки.

Запуск проекта, правда, удачным не назовешь. Падения серверов, пропадающие персонажи, вылеты, тучи багов — в первые несколько дней погрузиться в преступный мир было почти невозможно. Тем не менее разработчики умело выкрутились, быстро устранили неполадки и достойно извинились перед пострадавшими.

Удивляет GTA Online уже с ходу — необычным редактором персонажей. Поменять цвет глаз или ширину ноздрей не позволят, любителям Saints Row и APB с этим придется свыкнуться. Герои появляются на свет куда более интересным путем.

Сначала нам нужно подобрать отцов, матерей, бабушек и дедушек будущего преступника, а затем задать стиль его жизни (сколько часов он тратит на сон, развлечения, работу, безделье и прочее). В зависимости от этого нам сгенерируют уникального аватара. Черты лица, шрамы, одежда, цвет кожи, навыки — чуть ли не все меняется, стоит лишь перетащить ползунок в редакторе.

Захотите скрестить белую девушку и темнокожего парня, а в списке увлечений на первое место поставите «легальную работу» — получите симпатичного мулата в деловом костюме. Сместите акценты на беззаконные делишки, и у него на лице тут же появятся фингалы, пиджак сменится потертой курткой, а способность «Стрельба» вырастет на одно деление. Таких комбинации множество: встретить в мире одинаковых (как и откровенно неудачных) персонажей действительно трудно.

Grand Theft Auto Online

Забрасывают нашего «новорожденного» в гущу событий, знакомую каждому поклоннику GTA. Здесь есть почти все, что было и в одиночном режиме: та же механика, тот же остров, те же занятия (теннис, гольф, парикмахерские, интернет, кино и т.д.). Только смотрятся они совершенно по-другому — играть в теннис, например, гораздо интереснее с другом, чем с ИИ, а почти все составляющие раскрываются с совершенно другой стороны.

Grand Theft Auto Online

Одежда, прически, квартиры, тюнинг — именно теперь эти примочки начинают приносить пользу. Есть перед кем красоваться, кого пригласить в гости — в онлайне это действительно нужно и выделяет вас среди остальных игроков. Правда, здесь, в отличие от основного сюжета, все это не дается сразу и в изобилии. Буквально каждый «бонус» приходится зарабатывать своим трудом: открывать, а потом еще и откладывать на него огромные суммы.

В этом плане GTA Online напоминает прошлые части серии, когда мы приезжали в город совершенно «голыми» и медленно, но верно поднимались по карьерной лестнице. Правда, этот процесс здесь еще более долог, и виной всему даже не развитие персонажа (хотя и оно продвигается тяжело), а так называемые очки репутации. Их выдают за убийства, успешно выполненные задания, победы, побеги от полиции и море прочих вещей, а нужны они буквально для всего. Новая одежда, оружие, задания — почти все приходится открывать, и быстро опять же не получится.

А еще не помешают деньги, которые честным игрокам грести лопатой никто не позволит. Добывать их здесь очень трудно, а тратить, напротив, чересчур легко. Так что выполнять задания и браться за самую разную работу просто необходимо. Способов разжиться деньгами хватает: можно продавать украденные автомобили, грабить магазины и заниматься всякой мелочевкой. Однако все это приносит копейки, а настоящих успехов предстоит добиваться, отправляясь «на дело»: участвуя в командном и одиночном deathmatch, побеждая в гонках, выполняя поручения и все такое прочее.

Grand Theft Auto Online

ЭТО ИНТЕРЕСНО: одна из главных статей расходов — услуги, которые нам могут оказывать персонажи и организации. Знакомый по сюжету Лестер, например, может помочь избавиться от полицейских звездочек или скрыть нас на карте от остальных пользователей, механик пригонит нужный автомобиль почти в любую точку города, а военная компания предоставит огневую поддержку и обеспечит боеприпасами прямо на поле боя.

Обычные перестрелки увлекательны, но восторгов не вызывают, а вот гонки и задания — совсем другое дело. Заезды тут на любой вкус: и водные, и воздушные, с оружием и без. Но в первую очередь примечательны ралли, когда один игрок (за рулем) почти лишен всех ориентиров и меток на карте, а другой (штурман) указывает ему направление.

Впрочем, и это мелочь по сравнению с тем, что предлагают вытворять в миссиях. Сперва, правда, нам доверят лишь скучную роль обычного исполнителя: угонять авто или срывать сделки по продаже наркотиков. Но с ростом репутации сложность поручений возрастает. И тогда уже придется воровать документы с крыш небоскребов, угонять грузовые самолеты у толп хорошо вооруженных наемников и все в таком духе.

Особенно притягивают задания, в которых сталкивают сразу несколько команд игроков. Например, когда четырем отрядам поручают пригнать одни и те же редкие автомобили. На весь мир таких всего пять штук, так что за машины приходится сражаться: искать новые пути, чтобы перехватить цели раньше противников, подбирать менее опасные маршруты, устранять врагов по дороге и действительно работать в команде.

При этом в GTA Online куча тонкостей, которых одиночной игре не хватало. Например, нас теперь могут ограбить, и, чтобы этого не произошло, все нажитое непосильным трудом лучше переводить на счет в банке (с помощью банкоматов или через интернет). Правда, расплатиться с таксистом можно только наличными.

Еще одна возможность, которой почему-то не нашлось места в сюжетной кампании, — покупка квартир. Одно дело, когда приходится жить в заранее определенном разработчиками доме, и совсем другое, когда дозволено самостоятельно подобрать себе апартаменты и на свои же кровные их приобрести. Гораздо приятнее иметь собственное логово, куда можно приглашать друзей, где можно смотреть телевизор, устраивать своеобразные «вечеринки» и просто переводить дух между делами. Пока что дом выполняет чисто эстетическую функцию, но Rockstar обещают, что вскоре он станет настоящим мозговым центром наших будущих ограблений.

Grand Theft Auto Online

Еще интереснее то, что можно сохранить свой любимый автомобиль. Его необязательно ставить в гараж, он не пропадет ни с того ни с сего, а если его разнесут на атомы, вы сможете вернуть его за скромную плату (или взнос снимут с игрока, который вашу машину взорвал). Всего-то нужно — отдать несколько тысяч долларов за страховку и поставить недорогой «маячок», после чего ваш личный транспорт всегда будет с вами.

Это полезно еще и потому, что езда на угнанном транспорте в сетевом режиме в кои-то веки перестала быть беззаботной — если копы увидят вас на краденой машине (а вы еще не успели ее перекрасить), то тут же бросятся в погоню. И подобных ситуаций всячески хочется избежать.

ЭТО ВАЖНО: в нынешней версии пока нет двух самых интересных составляющих: крупных ограблений и редактора контента. Что из этого выйдет, пока не скажешь, но на словах все очень заманчиво. Например, к налетам на банки, как и в одиночном режиме, нужно будет тщательно готовиться: продумывать план, расставлять транспорт для отхода, подбирать команду. Ну а потенциал «конструктора» заданий пока можно оценить лишь по трейлерам.

Но самое главное, что отличает онлайновый режим от одиночного в лучшую сторону, — это, конечно, люди. Да, здесь немало детей и просто неадекватных личностей, которые могут превратить ваше существование в ад (от этого порой не спасает ни «пассивный» режим, ни даже то, что мерзавцев отсылают на сервера для читеров или объявляют награду за их голову). Но адекватные игроки способны подарить немало приятнейших эмоций.

Grand Theft Auto Online

Правда, пока GTA Online — лишь большой и еще далекий от завершения эксперимент. И проблемы у него почти те же, что у предыдущих частей серии. Игра очень долго запрягает и заставляет нас заниматься всякой мелочевкой, здесь много езды туда-сюда (вызвать такси можно, но пропустить поездку нет — все в реальном времени), а с интересными противниками и компаньонами везет далеко не всегда.

Приготовьтесь к тому, что часть времени вы проведете либо в ожидании матча (пользователей достаточно, но на сборы, настройки и прочее все равно уходит несколько бесконечно долгих минут), либо пересекая чуть ли не весь мир на пути к следующей цели.

GTA Online — проект, мягко говоря, долгожданный. Многочисленные моды, созданные на базе предыдущих игр серии, не дадут соврать: о возможности окунуться в огромный живой мир GTA в компании друзей мечтали очень многие. И сейчас она наконец-то представилась в виде полноценного проекта от Rockstar.

Many men

Тот же город, те же занятия, та же механика — на первый взгляд GTA Online практически не отличается от пятой части. Но так кажется лишь поначалу, ведь мир с вами делят пятнадцать других игроков. Среди них могут быть друзья или члены вашей банды (именно к ним нас обычно распределяют), с которыми вы будете вместе путешествовать по окрестностям и грабить продуктовые магазины. А могут попасться и совершенно чужие люди, встреч с которыми желательно избегать.

В компании незнакомцев на улицах Лос-Сантоса чувствуешь себя по-настоящему уязвимым: кто знает, кем окажется пробегающий мимо человек — убийцей или просто мирным встречным. К счастью (или наоборот), времени в свободном режиме проводить приходится не так уж и много: помимо пряток или охоты на других игроков, занятий в открытом мире здесь почти нет — несколько мелких ограблений, угон автомобилей, походы в кино, шопинг… набор не самый богатый. Зато большая часть доступных функций раскрывает себя с новой стороны.

GTA Online

Куча одежды в гардеробах, тюнингованные автомобили, роскошные апартаменты — все это по-настоящему обретает смысл только в GTA Online, когда есть перед кем похвастаться. Однако на предметы роскоши нужно сначала заработать, и процесс подъема, пожалуй, самое интересное, что может предложить игра. Как и в старых частях серии, мы оказываемся практически голышом на улицах жестокого города — в кармане пусто, крыши над головой нет, а навыков, считай, никаких. Путь к вершине явно предстоит совсем неблизкий.

Из грязи в мра… князи

Для успеха необходимо повышать два параметра — репутацию и финансовое благополучие нашего персонажа. «Респект» разблокирует новые задания, костюмы, пушки и запчасти для автомобилей, а хрустящие купюры уходят на покупку всего этого добра, а также предлагаемых персонажами услуг (военные, например, могут помочь в бою, а старый знакомый Лестер избавит от звезд розыска), квартир и машин. Внушительные суммы исчезают буквально сразу же, не успев задержаться на банковском счету, так что работать придется много, и в этот момент свободные покатушки по городу уступают место привычным сетевым матчам (их здесь именуют «делами»). Тут вам и теннис, и гольф, и гонки самых разных мастей, и перестрелки — проще перечислить то, чего нет.

GTA Online

Большинство их них, правда, сводятся к классической схеме «съезди, убей, принеси», но зато с простором для командной работы. Даже самые мелкие кооперативные задания можно обыграть по-разному — атаковать с разных сторон, попробовать пройти по-тихому или заманить противников в засаду. А уж когда сталкиваются интересы сразу нескольких отрядов, состоящих из живых людей, весь свой опыт, смекалку и навыки приходится использовать по полной.

Самый простой пример — миссия, в которой одним игрокам поручено доставить бизнесмена в его особняк живым, другим же, напротив, прикончить. Если обе команды сыгранные, сражение превращается в красочную постановку: тут вам и хитро продуманные ловушки, и попытки проскользнуть по узким улочкам, и зрелищные погони со стрельбой. Так что даже в случае проигрыша расстраиваться в итоге совсем не хочется — противостояние-то вышло запоминающимся.

Частная собственность

Сетевой режим отличает от сингла еще и дополнительный функционал. Одна из главных возможностей в списке — редактор персонажей. Вручную менять черты лица вам никто не позволит, зато разрешат самостоятельно выбрать родителей, бабушек и дедушек будущего героя, а также задать ему стиль жизни, что и сформирует его навыки, телосложение и, конечно же, внешность.

GTA Online

Еще одно интересное отличие — возможность без всяких гаражей сохранить любой понравившийся автомобиль. Достаточно лишь заехать на нем в автосервис, оформить страховку и поставить специальный «маячок». После этого он всегда будет с вами, и даже особенно агрессивные индивиды не смогут лишить вас любимой машины (а если разобьют, им придется компенсировать стоимость ремонта).

Вообще, личный транспорт в GTA Online — это не какая-то прихоть, а жизненная необходимость. Разъезжать на ворованной технике прямо перед носом у полиции здесь не получится: засекут — начнут погоню. А нервы-то не стальные…

К слову, поводы для волнений на этом не заканчиваются, ведь теперь вас могут… ограбить. Подбежать сзади, забить до смерти, а потом забрать деньги и укатить за горизонт. Иными словами, вы наконец-то сможете на своей шкуре почувствовать то, что все эти годы переживали тысячи бедных NPC.

Чтобы обезопасить свой заработок, лучше всего хранить его не в заднем кармане брюк, а на личном счету; деньги можно перекинуть с помощью любого банкомата или на официальном сайте Maze Bank. Советуем делать переводы почаще — преступники не дремлют.

Аккомпанемент

Впрочем, даже несмотря на все прелести, стоит признать, что без друзей в GTA Online лучше не соваться. Командной игры без них не получится, а в городе пусть иногда и происходят интересные встречи, но большая часть социального взаимодействия сводится к перестрелкам. Огромное количество неадекватных личностей, наверное, самая большая проблема проекта. От них не спасает ничто — ни возможность назначить награду за чью-то голову, ни «пассивный» режим, ни даже угроза отправки в ссылку (на сервера, специально предназначенные для читеров и «злодеев»).

При этом назвать сетевую составляющую полноценным онлайновым миром выходит с большой натяжкой: основное веселье по-прежнему происходит во время матчей, а Лос-Сантос без мощной сюжетной привязки кажется каким-то безжизненным и скучным. В синглплеере пусть и не было скитающихся по округе игроков, зато в обилии были раскиданы сайд-квесты и какие-то случайные встречи. Тут же, такое ощущение, будто даже простых прохожих стало в разы меньше, что уж говорить о сюрпризах.

GTA Online

Усугубляют ситуацию и технические проблемы, которых еще немало. К моменту написания этой статьи самые жуткие изъяны, вроде пропадающих персонажей, удалось устранить. Но мелкие шероховатости все равно случаются, да и само по себе устройство онлайнового режима совершенным никак не назовешь.

В отличие от вылизанного синглплеера, в Online мелькают ошибки прошлых игр серии: здесь много бестолковой езды туда-сюда, а всяких загрузок, ожиданий и прочей бесполезной траты времени на удивление много. Когда сюжет за час успевал показать десятки различных историй, здесь вы хорошо, если успеете сыграть несколько матчей. Да и прокачивается герой неоправданно долго — за плечами уже с десяток часов, а ты по-прежнему еще новичок, выполняющий полувступительные миссии.

Зато если компанию в GTA Online вам составят адекватные и, что еще лучше, хорошо знакомые товарищи — оторваться от игры будет трудно. С ними интересно даже просто кататься из точки А в точку Б, не говоря уже о полноценных заданиях или погонях с полицией. Когда из безнадежной, казалось бы, ситуации вас выручает вовремя подоспевший игрок на автомобиле — от процесса начинаешь получать настоящие, непередаваемые эмоции. И ни агрессивные иностранцы, ни пустой мир этому помешать, к счастью, уже не смогут.

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, Saint’s Row давно оставила бы Rockstar North без работы. В Grand Theft Auto V вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий: названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно. »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события San Andreas, — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде, можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся.

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной Forza Horizon, но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty.

А Тревор. Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет. И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг!» с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор.

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка.

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда и оттуда), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и. убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис.

Но вот загвоздка: ограбления неизбежно приносят очень много денег, а тратить их почти не на что: после смерти оружие не исчезает, а вертолет проще угнать, чем заказать в интернете. Здесь сильнее всего чувствуется, что финансы нужны только тем, кто хочет выжать из игры всё. В конце концов, самая дорогая недвижимость в игре — гольф-клуб — обойдется в полторы сотни миллионов долларов!

Ну а иное применение деньгам наверняка найдется в онлайновом режиме, который запустят первого октября. Там же, скорее всего, шире раскроется тема ограблений, побочных занятий и всего такого. Мультиплееру мы посвятим в отдельный материал.

Следуя логике великого социал-дарвиниста Тревора, выживание — главное, за что нужно бороться, и именно способность к выживанию определяет эволюцию (чем меньше людей вокруг, тем легче дышится). В серии Grand Theft Auto революция случилась лишь однажды — с переходом от 2D к 3D в GTA 3, когда появились более или менее серьезный сюжет и твердая внутриигровая логика. В остальном же серия эволюционирует, и не слишком-то охотно. К пятой части эта ее эволюция своего пика явно не достигла — многие стандартные для серии проблемы остались, есть еще над чем работать. Но в своем виде GTA по-прежнему безоговорочно доминирует.



Все
части GTA
были ориентированы на одиночное прохождение. Безграничная свобода действий,
множество заданий и развлечений - но только в гордом одиночестве. Любительские
модификации и мелкие дополнения от Rockstar погоды не делали, да и особой
популярности не снискали. При этом у серии огромный потенциал для мультиплеера:
если один игрок может перевернуть с ног на голову город, представьте, на что
способны несколько человек. К пятой номерной игре серии перед нами предстала
полноценная GTA
Online.


insertLinkedImg


Одновременно
в Лос-Сантосе и его окрестностях могут быть до шестнадцати человек, хотя
территория GTA
5 настолько огромна, что встретить людей вне миссий порой достаточно трудно.
Как и в одиночной кампании, здесь множество развлечений помимо миссий. Город
живет своей жизнью, а благодаря присутствию других игроков он кажется еще более
настоящим. Появилось несколько особенностей по сравнению с миром сингла.
Во-первых, имущество теперь можно покупать, причем вы реально выбираете
квартиры или дома. Во-вторых, у вас есть личное транспортное средство.
Важнейшее отличие от любой другой машины в том, что оно помечено на радаре и
может быть доставлено прямо к вам. Если авто уничтожено, выручит страховая
компания. Теперь есть веская причина улучшать машину, придирчиво выбирать
дизайн дисков и цвет кузова - машина навсегда останется с вами и никуда не
денется, а покрасоваться перед другими игроками хочется. Правда, до выхода
недавнего патча иногда машины все-таки исчезали, но теперь проблема устранена.


insertLinkedImg


Еще одно
важное отличие GTA
Online
- деньги здесь добываются с большим трудом, и зарабатывать их нужно долго. В GTA 5 вся троица быстро сколотила
себе состояние уже почти в самом начале игры, и в дальнейшем капитал только
приумножался. Игрок не был стеснен в средствах и бросал взгляд на сумму счета
только для того, чтобы подсчитать нули. Теперь на вес золота каждая тысяча
долларов. Со временем, понятное дело, вы тоже разбогатеете и не будете
нуждаться в деньгах, но на первых порах денег практически ни на что не хватает.
Приходится изгаляться, браться за любую миссию, делать ставки, рисковать,
грабить мелкие магазины. С последними связана отличная находка Rockstar: пока нерасторопный продавец
дрожащими руками открывает кассу и достает наличку, можно наорать на него в
микрофон (если у вас есть гарнитура), что значительно ускорит процедуру - прямо
чувствуешь себя настоящим матерым грабителем, который виртуозно сочиняет
многоэтажные выражения. Уйти от полиции после ограбления так же трудно, как и в
сингле. Даже если вас поймали на украденной, но не перекрашенной машине -
готовьтесь к погоне. И это еще один веский довод в пользу личного автомобиля.


insertLinkedImg


Быстрый
способ срубить денег на первое время - гоночные заезды. Настраивается множество
параметров: время суток, тип транспорта и прочее. Гонки и в сингле были неплохими,
а когда на трассе собирается под десять человек, начинается фантастическая
гонка с таранами, выталкиваниями и бесконечными авариями. Ехать нормально, по
правилам, не получится при всем желании: если не столкнете в кювет вы -
столкнут вас. Небольшой шанс на выживание останется, когда вырветесь вперед на
самом старте, оставив позади других гонщиков. Во время гонок, кстати,
рекомендуем обращать внимание на победителей и выявить лидера, чтобы потом
сделать на него ставку (можно поставить и на себя). Особенно интересными
получились раллийные заезды, в которых игрок выступает либо пилотом, либо
штурманом. Четкого маршрута нет, указано только направление, и вы в роли штурмана
указываете дорогу гонщику, либо следуете инструкциям второго игрока.


insertLinkedImg


Что
касается перестрелок, здесь GTA
Online
становится вполне обычным многопользовательским TPS. Никаких особенностей, хотя даже
в классическом режиме командной схватки играть весело благодаря обилию
возможностей. Угнать машину и поставить ее в качестве укрытия, залезть на
крышу, организовать засаду - вариантов хватает.


Главное
на данный момент в мультиплеерной части GTA - выполнение заданий. Например,
одной команде нужно доставить из точки А в точку Б VIP-персону в сохранности, а вторая
группа игроков должна устранить цель. Разворачиваются потрясающие перестрелки,
организовываются засады, подключаются вертолеты, нападают с самых неожиданных
точек. Или ловко замаскированный capture the flag - дается заказ на угон
нескольких особо редких машин. Кто первый доставит все - тот и победитель. Надо
ли рассказывать, в какие это выливается погони и облавы? Представьте любую
самую жаркую миссию GTA,
и увеличьте градус драйва в несколько раз - как раз получите небольшое
представление о заданиях GTA
Online.


insertLinkedImg


Rockstar
расщедрилась: мультиплеерная часть абсолютно бесплатна. Даже код активации не
нужно вводить, хотя сейчас почти все издатели таким образом ограничивают доступ
к онлайну. А теперь еще и пообещала солидный куш в 500 тысяч виртуальных
долларов каждому игроку. Но это уже не щедрость, а извинение. Несмотря на
высокое качество всех GTA
и практически полное отсутствие багов, с запуском GTA Online случилось несколько серьезных
проблем. Во-первых, некоторые игроки столкнулись с пропажей автомобилей и
героев - собственно, за это и полагается компенсация. Во-вторых, в первые две
недели нагрузка на серверы была катастрофически большая, и поиграть было
большой проблемой. До сих пор иногда без видимых на то причин происходит разрыв
соединения, но уже значительно реже, чем раньше. Здесь важно понимать, что для Rockstar это первый онлайновый опыт, и
компания оперативно устраняет все недочеты. Скоро в GTA Online появится самое вкусное -
ограбление банков. Пока мы довольствуемся только «выставлением» заправок и
мелких магазинов, но со временем в онлайн перейдут шикарные сингловые
ограбления с планированием, выбором тактики и прочими приятными вещами.

Первый многопользовательский проект Rockstar удался. Великолепный перенос в онлайн всего того, за что мы любим Grand Theft Auto. А ведь дальше нас ждет еще много интересного. Технические проблемы остались, ограблений банков пока что нет – однако GTA Online обязательно раскроется, на это лишь нужно время



На серию GTA равняются, ей пытаются
подражать, но пока конкуренты пытаются выйти на один уровень, Rockstar
выпускает
новую часть - которая задает уже совсем другой стандарт качества, свободы,
повествования, насыщенности событиями. И ведь концепция ни разу не менялась. Базовая
идея все время одна - тотальная свобода, - но разработчики вводят все новые и
новые особенности, сильно меняющие геймплей от части к части.


Rockstar достигла такого
уровня, что рассказывать о GTA, в принципе, и не
нужно. Несколько роликов, сухие строки пресс-релизов - и пятая номерная часть
уже окупается за счет одних только предзаказов. Бюджет игры составляет
невероятные 256 миллионов долларов. Это больше, чем у кэмероновского «Аватара»
(237 млн.)! GTA
продает сама себя, коробку с тремя буквами купит любой человек, играющий в
игры. Rockstar потратила сумму, на
которую можно снять мировой блокбастер со звездами первой величины или
разработать 4-5 ААА-игр. К моменту написания этого текста Grand Theft Auto 5
принесла разработчикам больше миллиарда долларов - абсолютный рекорд в игровой
индустрии. И это с учетом того, что версия для Xbox 360 утекла в Сеть за четыре дня до
релиза.


insertLinkedImg


В пятой GTA разработчики вновь
удивляют проработкой мира и колоссальным вниманием к деталям. Поначалу
информация о трех главных героях настораживала. «Зачем», «как это будет выглядеть»,
«надоест переключаться» - претензии были вполне обоснованными. До выхода игры
фишка с тремя персонажами в самом деле казалась странной. Но Rockstar
не ошиблась. Благодаря великолепно прописанным характерам к троице персонажей
сразу проникаешься симпатией, веришь в их реальность. Каждый из них проработан
лучше, чем все предыдущие герои вместе взятые. Только осваивающий криминальный
мир Франклин, Майкл с кризисом среднего возраста и всеми вытекающими
последствиями в виде «ненавижу тебя, папа», законченный псих Трэвор, пугающий
своей вспыльчивостью. Между героями буквально разрываешься, они интересны все,
и порой долго думаешь, за кого все-таки пройти миссию: посмотреть на очередную
выходку Трэвора, разборку с наркодилерами Франклина или семейную драму Майкла.


Разработчики вернули из San Andreas систему прокачки, но
здесь она настолько ненавязчивая, что можно и вовсе не смотреть на
характеристики, тем более что они ближе к концу игры все равно будут почти на
максимуме у троих героев. Помимо этого, Трэвор, Майкл и Франклин имеют по
спецспособности. Майкл замедляет время, Франклин уходит в рапид во время езды
для лучшей маневренности, а Трэвор может снизить получаемый урон и увеличить
наносимый. Переключение между героями происходит почти мгновенно, особенно
эффектно это выглядит во время долгой комплексной миссии. Сначала
отстреливаемся с земли, попадаем в засаду. Берем под контроль другого героя,
который сидит в вертолете - и уже тактическое преимущество на нашей стороне.
Осталось добить врагов третьим персонажем, который зайдет с тыла. Все меняется
за секунды, разнообразие и так всегда было неотъемлемой частью любой GTA,
но здесь Rockstar вышла на совершенно
иной уровень.


insertLinkedImg


В GTA 4
главной темой была «маленький человек в большом городе»: Нико становился все
круче, знакомился с влиятельными людьми и вообще матерел. Нынешние герои
изначально являются профи (за исключением Франклина), и пятая часть наконец-то
избавилась от общей претензии ко всей серии - слишком долгой раскачки. Grand Theft Auto 5
сразу бросает в самое пекло. Почти каждое задание - часть одной большой
мозаики, здесь нет важных или неважных миссий. Какие-то нужны для продвижения
по сюжету, какие-то для раскрытия образов персонажей. Встречаются совершенно
потрясающие миссии, заставляющие просто аплодировать разработчикам - настолько
тонко высмеивать современные тренды «правильной» жизни умеет только Rockstar.
Дурацкие занятия йогой, непременные беседы с психологом, чудаковатые персонажи
- за всем этим кроется пародия на глянцевые журналы, телешоу, основанный на MTV стиль бытия и новые течения:
досталось даже хипстерам.


insertLinkedImg


Для пятой части разработчики выбрали главной темой
грабежи. Ювелирные магазины, банки, инкассаторские машины, секретные военные
объекты - троица героев обчистит все, но перед этим предстоит самая интересная
часть игры: выбор и подготовка к налету. Место ограбления заранее определено.
Прибыв для осмотра, начинаем подмечать детали: расположение охранников, пути
отхода, вентиляция, запасные выходы. После выбираем план действия - например,
по-тихому или с автоматами и «курица, держи руки так, чтобы я их видел». Далее
выбираем команду с учетом специфики прохождения. Допустим, незачем нанимать
идеального стрелка для тихого ограбления - затребует себе большие проценты от
куша, при этом окажется бесполезен. Наконец, финальная стадия перед ограблением
- подготовка. Раздобыть костюмы, угнать нужную машину, провести дополнительную
разведку. И, конечно, само ограбление. Rockstar
создала
почти что пособие для грабителей. Разработчики передали ощущение
ответственности - ведь если что-то пойдет не по плану, виновен всегда
организатор. Здесь нет показушности, скажем, «Одиннадцати друзей Оушена», где
дюжина грабителей играючи обчистила самое защищенное казино Лас-Вегаса. GTA 5
наиболее близка к «Схватке» (1994). Все по-настоящему: реальные стволы,
реальная возможность быть убитыми, яростные перестрелки, есть выберете
«громкий» вариант. Все по-настоящему, никакой наигранности. Rockstar
удачно
совмещает комичные ситуации и диалоги с серьезными эпизодами и подлинной
жестокостью. Разработчики играют на контрастах: сначала Трэвор выдает очередную
пошловатую шутку, а через мгновение забивает персонажа ногами до смерти.


insertLinkedImg


Карта по сравнению с GTA 4
огромна. Лос-Сантос - единственный мегаполис, на оставшейся территории
разместились горы, поля, деревушки, реки, леса и озера. Вырваться из шумного
города на узкую извилистую дорогу и ехать на красиво заходящее солнце - этого
сильно не хватало в четвертой части. Отличный контраст столицы и провинции:
деревенского жителя никогда не спутаешь с городским, говорят же: «можно вывезти
девушку из деревни, но деревню из девушки - никогда».


Каждый квадратный метр пустынной территории напичкан
развлечениями. Гонки на квадроциклах, местные дурачки, готовые втянуть героя в
авантюру, множество побочных заданий. В отличие от многих ролевых игр, искать
здесь ничего не нужно - задания буквально сами идут к вам. Это не Oblivion,
где можно нарезать круги по лесу до ближайшего поселка, считая ворон и
проклиная разработчиков за мир, где в лучшем случае вы приглянетесь парочке
бандитов. Здесь же вокруг постоянно что-то происходит. Едете, никого не
трогаете, как на ваших глазах воришка отбирает сумочку у девушки: можете пройти
мимо, а можете вернуть вещь. Или отобрать у вора и потом оставить себе.
Горе-преступники обчистили магазин, но остались без машины - помогите недотепам
уйти от копов. Лос-Сантос и окрестности доверху заполнены событиями, многие из
которых вообще происходят случайным образом. Уникальных историй просто
невероятное количество. И это не говоря о гонках, охоте, поимке беглых
преступников, игре на бирже и уйме других вещей. Вы можете пройти мимо - но они
не останутся незамеченными. GTA
5
дает все карты, а что и как проходить - решать игроку.


insertLinkedImg


GTA
5
нужно изучать неделями. Ничего кардинально не меняя, компания вновь выпускает главную
игру в открытом мире. Все заявления других компаний о живом мире не стоят
выеденного яйца. Rockstar без упора на реализм,
откровенно высмеивая многие вещи и в целом забывая о серьезности, делает игру
по-настоящему живой и реальной. Мир GTA
5
опасен, но в нем хочется жить.

Одна из лучших игр на текущем поколении консолей и лучшая Grand Theft Auto. Никаких убийц GTA нет и быть не может. Есть эталон от Rockstar, и есть все остальное

Читайте также: