Грандиозное представление настольная игра обзор

Обновлено: 03.07.2024

Тут уже новый Эссен прошёл, а я медленно знакомлюсь с топовыми играми прошлогодней выставки. Грандиозное представление была отмечена многими блогерами, а затем ещё и локализована в России издательством Hobby World. Во время предзаказа на площадке CrowdRepublic, я пребывал в такой фазе, когда прежде чем знакомиться с новыми евро, надо было разобраться со старыми в своей коллекции. Но вместе со знакомством с Cooper Island, открылось новое дыхание, и руки дошли до the Magnigicent.

Грандиозное представление стоит рядом с Санта-Марией, но дарит иные впечатления. Общих элементов достаточно: в обеих основным активатором действий являются кубики, в обеих за три раунда мы развиваем личные зоны с помощью тайлов. Вот только работают эти инструменты по другому.

Всего на выбор у игроков три действия.

Тут авторы тоже решили не заморачиваться, и не придумывать, что такое кристаллы на самом деле. Некоторые артисты включили кристаллы в свой райдер, и без них не хотят выступать. Справедливости ради, требуя больше, они и дают больше. Некоторые шатры приносят дополнительные очки за прозрачные камушки. А на добивочку, кристаллы дают дополнительную силу +2 к кубику при выставлении на карту импресарио. Вот и с чем тут аналогию проводить? По мне, тут представлен собирательный образ драгоценностей, мишуры и магической энергии в нечто единое. Но для абстрактного евро, это можно и упустить.

Действия игроки делают кубиками, но в игре есть ещё и фишки ассистентов. Они позволяют улучшать или расширять эти самые действия, однако не увеличивают их количество. Вообще, ценность действия в Грандиозном представлении очень высока. Проходное действие даже в первом раунде можно считать выстрелом себе в ногу.

В Грандиозном представлении нет выставления рабочих в традиционном понимании. Но есть элемент, присущий этой механике: по окончании раунда импресарио требуют зарплату. Как раз тут-то и аукается сила кубиков одинакового цвета. Игроки проверяют, какой силы каждый цвет, и оплачивают в банк самую большую сумму. Прозрачные кубики, кстати, тоже суммируются, даже если вы их использовали как другой цвет. Коварный джокер.

Что бы Грандиозное представление понравилось, надо преодолеть:


Я очень люблю цирк. Помню, в детстве родители часто нас с братом водили на представления, и хоть я и был ещё совсем маленьким, но помню несколько номеров с тех времён. В семейном архиве, кстати, до сих пор хранится фотография, где мама с папой участвовали в номере одного из клоунов :) А уж сейчас, когда у самого родился сын, так и вовсе стараемся ходить на большинство программ, приезжающих к нам в город.

А в прошлом году на выставке в Эссене одним из главных хитов стала игра «Грандиозное представление», в которой игроки руководят бродячими цирками. Игра из одного моего хобби посвящена другому хобби — как вы понимаете, такое пропускать было ну никак нельзя!

В игре мы управляем бродячим цирком, который кочует с места на место, ставит свой лагерь, вывешивает афиши и, конечно же, даёт цирковое представление! Как же определить, какой цирк более успешен? А очень просто! По количеству проданных билетов и довольных зрителей! Каждый билет в нашей игре даёт победное очко. У кого очков будет больше — тот и станет самым успешным циркачом и, соответственно, одержит победу.

Игра идёт три раунда, и в каждом из раундов каждый игрок совершит ровно четыре действия.


А знаете, для чего на поле так много кубиков? Дело в том, что выполнять действия мы будем с их помощью. В этой игре можно делать действия трёх видов — путешествие, строительство и представление. А вот их «сила», а точнее, польза от них, определяется очками действий.

В начале каждого раунда первый игрок бросает все кубики и аккуратно, не переворачивая, выкладывает их на главный шатёр — это наш запас очков действий на этот раунд. Каждый игрок по очереди в свой ход берёт один из кубиков и получает столько очков действий, сколько указано на кубике. Затем то же самое делает следующий игрок, и так далее по кругу.


В начале партии.

Но самое интересное начинается тогда, когда очередь делать свой ход снова дойдёт до первого игрока! Как вы могли заметить, на поле лежат кубики трёх цветов плюс несколько прозрачных. Если игрок возьмёт кубик другого цвета, нежели тот, что он брал в первый раз, то он получит свои законные очки действий на этом кубике и сможет их потратить, как посчитает нужным. А вот если он возьмёт кубик того же цвета, что и в первый раз, то очки действия будут определяться не только тем кубиком, что он взял только что, но и тем, что был взят в предыдущий ход. Количество очков действий будет равно сумме всех чисел на всех кубиках того же цвета, что и только что взятый! Комбинируя кубики одного и того же цвета, к концу раунда можно совершать действия стоимостью 20 и больше очков действий!

Прозрачные же кубики могут быть объявлены кубиками любого цвета и суммироваться с цветными, но только в тот ход, когда действие выполняется именно с помощью этого кубика. Во всех последующих ходах этот кубик учитываться уже не будет.

Казалось бы, при таком подходе в игре велико влияние рандома, и игроки, ходящие первыми, имеют очень большое преимущество. Однако это не так. Мы берём кубики не просто так, а выставляем их на карты импресарио.


Каждая такая карта даёт некий модификатор хода. Одни карты добавляют 2 очка действий, если на них выложить кубик определённого цвета, другие просто позволяют положить кубик любой стороной, как посчитаем нужным. Есть импресарио, которые могут копировать эффект других импресарио игрока, а есть те, что никаких очков действий не производят, но позволяют взять из запаса монеты, нанять ассистентов или получить кристаллы.

Кстати, о кристаллах. В игре присутствует и такой полезный ресурс. Причём, как и кубики, в четырёх цветах. Они нужны будут для некоторых представлений и финального подсчёта очков, но ими также можно расплатиться за очки действий. Сбрасываешь кристаллы того же цвета, что и кубик, или же прозрачные — и за каждый получаешь 2 очка действий (далее ОД).

А ещё в свой ход можно воспользоваться жетонами ассистентов. Ставишь своего ассистента на соответствующий жетон — и вуаля! В зависимости от жетона у тебя есть ещё несколько очков действий, удвоение каких-нибудь бонусов и прочие полезные в хозяйстве вещи!


Как видите, рандом здесь вполне успешно компенсируется несколькими способами, и все игроки находятся во вполне равных условиях.

Теперь, когда мы разобрались, за счёт чего мы будем совершать действия, давайте посмотрим, как мы будем это делать.

Чтобы путешествовать, мы берём один из кубиков, применяем к нему все модификаторы за счёт наших импресарио, кристаллов и ассистентов, суммируем полученные ОД с очками действий на уже выложенных кубиках того же цвета и ищем нужную кибитку.


Как нетрудно догадаться, путешествовать мы будем в совпадающей по цвету с кубиком кибитке и ездить мы будем по кругу. Игрок получает все кристаллы и все карты афиш, мимо которых проедет наш фургон.

Но на пути кибитки встречаются ещё и жетоны шатров. Через них, конечно, можно просто проехать. Но лучше остановиться и забрать жетон себе. Ведь именно такие жетоны дадут возможность разыграть больше афиш, а следовательно, продать больше билетов и получить больше победных очков и монет.

Если городишко, через который мы проезжаем, нам понравится, то тут вполне можно остановиться и заняться строительством лагеря. Мы опять берём кубик, производим все математические вычисления и получаем очки действий. А вот потратить мы их можем согласно памятке, размещённой на личном планшете.


В этой памятке малый квадрат означает малый жетон строительства, а большой квадрат — большой. Как видите, за 3 ОД мы сможем разместить только 1 малый жетон, а за 18 ОД вполне можно построить два больших шатра и на сдачу ещё и малый.

Цвет жетонов, как многие уже догадались, совпадает с цветом кубика. Но это ещё полбеды. А вот по-настоящему важно то, что все 6 возможных жетонов имеют разную форму!


А теперь прибавьте сюда правило, что каждый новый жетон должен соприкасаться с уже выложенным, а в самой области лагеря разбросаны разные бонусы, закрыв которые, можно получить на руки ценный ресурс или даже победные очки, и поймёте, что тетрис тут порой занимательнее, чем в каком-нибудь «Пэчворке» или «Пире во славу Одина» (а уж я-то знаю:) ).

Ах да! Эти жетоны в лагере мы размещаем отнюдь не для красоты! В этих шатрах живут наши цирковые артисты, номера которых мы разместили на наших афишах, рекламируя наши представления.


Как видите, чтобы наш артист смог показать свой номер, нужно удовлетворить его райдер — выделить в лагере шатры, где бы он мог репетировать и хранить свой инвентарь.

Также для некоторых номеров могут понадобиться расходные материалы — за них придётся расплатиться кристаллами. Всё для любимого артиста и уникального номера!

Ну и наконец, наступает время самого выступления! Как и для всех прочих действий, берём кубик, выставляем, крутим, вертим, суммируем, копируем и так далее. Цвет кубика тут неважен, важно только количество ОД. Ведь грандиозность нашего представления определяется именно ими. А точнее, шкалой, на которой указано, сколько афиш и за сколько очков действий мы сможем разыграть — сколько номеров будет содержать наше шоу.


Важно также помнить, что можно разыгрывать только те афиши, которые находятся над выставленными жетонами шатров. Есть афиша, но нет шатра? Увы! Но с этим номером придётся повременить. Есть шатёр, но без афиши? Смотри предыдущее предложение!

Таким образом, выбрав кубик и получив ОД, мы выставляем шляпу на шкалу и определяем количество афиш, которое мы вправе сыграть, проверяем наличие жетонов шатров под афишами, сверяемся с требованием артистов к структуре лагеря, платим кристаллы и только после этого играем афиши! Если все эти условия выполнены, мы получаем победные очки и монеты как за сыгранную афишу, так и за шатёр, над которым она находилась.


Можно сыграть лишь 2 афиши.

Так, комбинируя действия и их последовательность с разноцветными кубиками, картами импресарио, кристаллами и ассистентами, мы и прокладываем путь к успеху на протяжении трёх раундов.

После того, как все игроки совершили по 4 действия, наступает, как нетрудно догадаться, конец раунда.

За всё хорошее в этой жизни нужно платить. Поэтому каждый считает по отдельности сумму очков действий по цветам и отдаёт в банк количество монет, равное наибольшей сумме. Также мы платим и за все очки действий на прозрачных кубиках.

Если монет не хватает, то придётся расстаться с частью победных очков, согласно таблице — я бы на вашем месте до такого доводить не стал.


После того, как налоги уплачены и все спят спокойно, переходим к приятной части процедуры:) Все игроки оставляют только одну верхнюю шляпу на шкале представлений и смотрят порядок оставшихся головных уборов. Начиная с владельца самой верхней шляпы и далее по нисходящей, каждый игрок выбирает себе 1 набор из нового импресарио и лежащего рядом с ним жетона ассистента. Жетон мы кладём в область личных ассистентов, а импресарио — к четырём остальным картам.

Наступает время получения дополнительных победных очков. Настал черёд нижней части карт импресарио. Смотрим, за что там дают победные очки, и получаем эти очки за одну из карт, попутно сбрасывая её.

После этого все шляпы смещаются в самый низ шкалы, и в следующем раунде игроки начнут совершать действия в новом порядке.

В конце же третьего, последнего, раунда мы всё так же берём лишнего импресарио, получаем очки за одну из карт, но в дополнение к этому мы получаем половину победных очков за оставшиеся 4 карты.

И, наконец, если у нас остались кристаллы, их можно разместить в области нашего лагеря с тем расчётом, что за каждый полностью закрытый жетонами и кристаллами прямоугольник, отмеченный там, мы получим дополнительные 4 очка.

Считаем сумму ПО и поздравляем победителя!

Одно могу сказать наверняка — не зря «Грандиозное представление» стало одним из главных хитов выставки настольных игр в Эссене. Давненько мне настолько сильно нравилась вновь сыгранная игра.

Признаюсь честно — первую партию, когда ещё правила были плохо изучены и всё время приходилось уточнять некоторые моменты, было достаточно сложно, и удовольствия я тогда от партии практически не получил. Но теперь, полностью в них разобравшись, с каждой партией эта игра мне нравится всё больше и больше!

Некоторые говорят, что сова натянута на глобус и тема очень слабо переплетается с механикой. Но, если вы прочитали предыдущие части статьи, сами видите, что логику авторов и тематику игры вполне можно отследить. Уж любителям евро-игр так точно не составит труда провести параллели.

Тем более, что игра красивая:) Как говорится, для машины стильно смотрится любой цвет, если этот цвет чёрный. Здесь у нас такой же случай. Поле, личные планшеты, карты и жетоны — всё красивое. А уж разноцветные кубики и, конечно же, кристаллы. В общем, стильно, модно, молодёжно!


Механика тоже не подкачала! Казалось бы, всего три вида действий — мало же и простора нет. Но на деле, с цветными кубиками, импресарио, ассистентами, порядком и силой действий можно крутить та-а-акие комбо…

А уж насколько хорошо взаимосвязаны все три вида действий, я вообще молчу. Когда и какой кибиткой ехать, чтоб хапнуть побольше кристаллов и новый жетон шатра? Какие карты афиш брать? А лагерь строить под выбранные афиши или, может, афиши брать под лагерь? Да и строить лагерь как? Чтобы побольше бонусов сейчас собрать или же выполнить условия для получения очков импресарио? А представление дать сейчас двумя афишами или повременить, отстроить лагерь и получить сразу большую награду? А монет-то у меня хватит расплатиться в конце раунда?

И это только часть вопросов, которые проносятся в голове при каждом ходе. Каждый раз приходится балансировать на грани, чтобы и действия совершить с максимальной эффективностью, но при этом и не доиграться до того, что в конце раунда придётся расплачиваться не монетами, а ПО.

В общем, если ваши соперники склонны к чрезмерному анализу, то вам остаётся только запастись терпением…

Ну и последнее, о чём следует упомянуть — это дичайшая реиграбельность. Кубики, карты импресарио, жетоны ассистентов, афиши — в общем, вы никогда не повторите сыгранные ранее партии. Каждый раз придётся подстраиваться под новые условия, рандом и соперников, которые так и норовят взять самый нужный кубик.


Чёрные победили с отрывом 2 очка)))

Вписываясь в предзаказ на эту игру, я повёлся на положительные отзывы, даже не читая правила. Нет, я, конечно, знал, что это евро-игра, которые я и моя игровая ячейка весьма уважаем, но как конкретно она играется и какие механики там используются, я тогда не знал.

Но мне повезло:) Игра полностью оправдала мои ожидания и даже больше! Я с чистой совестью могу рекомендовать всем эту игру. Конечно, позиции моего любимого «Одина» остались незыблемы, но вот в моём топе-10 игр явно произошли некоторые изменения… А если учесть, что время партии вполне себе демократичное — в районе полутора-двух часов, — думаю игра вполне заслуживает, чтобы попробовать партейку-другую.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Тем более, когда речь идёт про цирк! Поэтому мы с Инной подготовили для вас летсплей этой интереснейшей игры.

Как обычно, объяснение правил, напряжённая партия и финальный подсчёт очков!

И тут я подумал про игру Грандиозное представление, которую мне постоянно так и хочется назвать Грандиозным преступлением. Это никак не касается качества самой игры и ее издателя (Hobby World), просто почему-то кажется, что грандиозными могут быть только преступления=)


Сегодня в программе

А в программе у нас еврогейм, поэтому готовьтесь встретиться в коробке с большим игровым полем, тонкими планшетами игроков, сотней+ карт, 84-я кусочками тетриса, всякими деревянными фишечками, жменей разноцветных кристалликов и 19 яркими красивыми кубиками.


Компоненты симпатичные, на столе смотрятся круто (да и на фотках, наверное, тоже). У меня нет претензий к качеству, разве что не очень понятно, почему планшеты игроков такие тонкие. Но такое встречается во многих играх в последнее время. Экономия-с.


Не ну, ребята, это цирк какой-то

Начнем с лирики. Я не поддерживаю идею цирка, зоопарков и прочих подобных развлечений. Т.е. настольную игру с темой цирка скорее всего я встречу с апатией. Наверное, именно по этой причине я не заинтересовался этой игрой, когда ее показывали на выставке в Эссене в прошлом году. То, что игру в итоге локализовало издательство Hobby World, заставило меня посмотреть на Грандиозное представление под другим углом. Благо, игра оказалась к тому же еще абстрактной, т.к. тема цирка в ней как-то теряется за всем тем, что мы делаем в игре.



Я постараюсь опустить все подробности правил, чтобы вам не было скучно все читать. Правила на самом деле совсем не сложные (на мой взгляд), но в них хватает мелких нюансов в подготовке и в самом игровом процессе.


Игра длится 3 раунда, во время которых каждый игрок сделает по 4 хода. Итого вы сыграете 12 ходов. В начале каждого хода вы будете выбирать один из цветных кубиков, который будет определять количество ваших очков действий (точки на гранях являются очками действий).


Взятый кубик мы размещаем на карте импрессарио, коих у нас всегда будет 4 штуки на выбор (эти карты мы драфтим во время подготовки к игре). После размещения кубика тут же срабатывает бонус, размещенный на верхней половине карты. Как правило, это или получение монеты, или карты афиши, или самородка определенного цвета, или бонус к кубику (добавить ему очков или перевернуть на нужную нам сторону).


Далее мы должны определить количество доступных очков действий. Для этого мы складываем очки только что взятого кубика с очками за кубики того же цвета, которые мы взяли раньше в этом раунде. Всегда нужно помнить, что бесцветные кубики считаются джокерами, и они тоже суммируются с любым цветом. Если вы хотите набрать кучу очков действий, выгодно брать кубики одного цвета.




Собственно, строим мы лагерь на своем личном планшете, чтобы давать больше представлений. Путешествуем для того, чтобы собрать много разных самородков (они нужны для самых разных оплат) и увеличить количество шатров для представлений. А за представления мы получаем победные очки и монетки. Вот так все тесно связано между собой.



Фрагменты размещаются на планшете игрока любой стороной и обязательно встык к ранее выложенным фрагментам. Если мы накрываем на поле бонус, то сразу его получаем (монеты, карты, самоцветы, ассистенты).



За представления отвечают карты афиш и жетоны шатров. Шатры расположены в самом верху игрового планшета, и всего их 5 штук (на старте только один!). Если по ходу игры мы можем взять карту афиши, то мы берем его с рынка на игровом поле и выкладываем выше любого свободного шатра на своем планшете. Активировать афиши можно только с жетоном шатра! Очки действия отвечают за то, сколько афиш мы можем задействовать в данный момент (одну, две или больше). И только в этом действии не учитывается цвет выбранного кубика.


На карте афиши нарисованы фрагменты лагеря. Если эти фрагменты у вас есть, значит вы можете дать представление. Иногда еще за выступление нужно заплатить самоцветы. Если у вас нескольких афиш, и все они используют одни и те же фрагменты, то у вас они должны быть в полном объеме. Три так три, четыре так четыре.


За все разыгранные карты афиш вы получаете бонусы, нарисованные на карте. Обычно это монеты и победные очки. Сыгранные афиши уходят в сброс, вместо них можно будет набрать позже другие афиши.


Помимо всего этого у игроков есть маленькие деревянные цилиндрики, они же ассистенты (в начале игры у всех их по 1 штуке). Это маленькие помощники игроков, которыми можно активировать жетоны ассистентов. 5 ячеек ассистентов изображены на игровом поле, также до трех личных жетонов игроки получают во время игры. Ячейки ассистентов позволяют получить мгновенный бонус. Например, двигать фургон в обратную сторону по кругу или во время строительства взять жетон другого цвета, чем цвет выбранного кубика. В конце раунда сыгранные ассистенты возвращаются назад игрокам.



После оплаты вы получаете возможность взять с рынка одну карту импресарио с жетоном ассистента. Далее одна из пяти карт импресарио по вашему выбору приносит вам очки по нижнему свойству, изображенному на карте, после чего эта карта выходит из игры. И у вас снова будет только 4 импресарио.


После трех сыгранных раундов срабатывают свойства всех ваших импресарио, каждые 5 монет приносят 1 ПО, а каждый закрытый фрагментами участок лагеря приносит 4 ПО.


Собственно, кто больше очков наберет, тот и победил.





Мне игра начала нравиться уже сразу после изучения правил. Их не очень много, и они хорошо понимаются и усваиваются в голове. Мне очень просто объяснять правила ГП новичкам. По сути, каждый ход вы выбираете только одно действие из трех и потом подбираете под него кубик. Вы либо занимаетесь строительством, складывая полимино, либо двигаете по треку фургон, подбирая кристаллики, либо организуете представления, разыгрывая карты афиш и получая за них ПО. Всего три простых действия. Но все эти действия отлично увязаны между собой. Строить лагерь нужно для организации представлений, самоцветы, получаемые от путешествий, дают бонусы кубикам и нужны для оплаты представлений, представления дают ПО. Т.е. в этой игре невозможно вклиниться только одно действие, потому что в этом нет смысла. За свои 12 ходов вы стараетесь выжать максимум. И это 100% не будут одни путешествия или строительства.



Я сразу понял, чем меня покорила эта игра. Где-то в какой-то старой своей статье я писал, что меня плющит от выполнения целей в настольных играх. Добавь в любую игру цели/контракты, и мне она уже нравится. ГП держится именно за карточек афиш и импресарио. Использовал карту афиши? Бери другую! Свойства импресарио срабатывают в конце хода в количестве одной штуки, а в конце игры вообще все четыре карты импресарио дают бонусы. И карт, поверьте, в игре много. Ни в одной из трех сыгранной мной партии ни одна колода не подходила к концу. Если афиши еще более-менее бодро разбираются, то импресарио задействуются в ограниченном количестве, поэтому их вам всегда будет много.







The Magnificent: SNØ cover


Взаимодействия в игре маловато, что вполне нормально для среднестатистического евро. Помешать сопернику вы можете только тем, что поставите свою фишку на клетку представлений, на которую посматривал он, или возьмете карту импресарио или афиши с рынка, которую тоже кто-то хотел взять. Во всем остальном каждый сам себе что-то делает, а потом все меряются победными очками.


Оформление игры я бы назвал на любителя. Причем я, как оказалось, любитель. В игре нет ничего лишнего. Тут нет безумной красоты картинок. Символы, цифры, цвета. Все, что надо иметь из основного по игре. Взять даже любую игровую карту. Там либо рисуночек сверху в виде небольшой полосочки, либо по центру нарисовано лицо в кружочке. При этом эти картинки повторяются в огромном количестве. Всего 6 видов циркачей, вот вам и 6 картинок. Ни больше, ни меньше. Для эстетов этого очень мало. Почему мне зашло? Потому что игра стильная. Мне нравятся рубашки карт. Они выполнены под старину, под начало 20-го века. Нет клоунов и шариков. Получается эдакий магический цирк с фокусами и акробатами. Мои глаза ни на что не отвлекаются, сухонько, прямолинейненько. Но кому в первую очередь красота нужна, тому будет плохо.



Я лично в игре не заметил крупных недочетов. Скажем так, она отлично легла под мои ожидания и хотелки. Единственное, хотелось бы видеть больше разнообразия от партии к партии. Оно как бы и сейчас есть, но чувствуется, что слишком долго без допа не поиграешь.


Для меня это хорошая игра, неожиданно приятная, стильная, недорогая (90-100 бел. рублей), заставляет хорошенько подумать. Ставлю игре 8 баллов из 10. У вас может быть другой уровень ожиданий, другой уровень оценки еврогеймов, поэтому прогнозы давать не берусь. Мне понравилось, буду обязательно играть еще.


На платформе CrowdRepublic продолжают принимать предзаказы на игру «Грандиозное представление». Познакомиться с ней чуточку поближе позволит перевод обзора с Board Game Geek, из которого следует, что перед нами евро с ограниченным числом ходов. За партию, фактически, можно выполнить всего 12 действий, так что каждое должно обеспечивать максимальную выгоду. Ну и заодно автор обзора нахваливает новинку и говорит, что это одна из его любимых игр.

Читайте также: