Готика 3 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Писать рецензию на продолжение культовой игры, завоевавшей в народе огромную популярность, не легче, чем создавать продолжение хита. Чуть разработчик «схалтурит», «напридумает» там «отсебятины бестолковой», как глядишь, форумы и почтовые ящики уже вовсю кипят от негодования фанатов. Случай с обзором, правда, более щадящий. Стоит автору упустить какой-либо момент, раскритиковать игру в пух и прах - считайте, его постигнет та же участь.
И вот здесь очень хорошо доверить дело человеку не влюбленному в сериал до беспамятства, который может трезво оценить проект. Собственно, я смело могу причислить себя к этой группе «равнодушных». Мне не столь важно, похожа «Готика 3» как две капли воды на вторую часть; я, знаете ли, не буду часами рассуждать, что убрали, а что добавили, и как это отразилось на моей самочувствии. Вместо этого лучше буду оглядываться в сторону TES IV: Oblivion, ведь именно как его убийцу позиционировали пиарщики из Piranha Bytes нашу обозреваемую Gothic 3.

Сюжет, несмотря на всю свою простоту, дает разработчикам большие возможности для создания поистине интересных квестов. Итак, мы живем в славном королевстве Миртана, которое в свою очередь разделено на 3 независимые друг от друга области. Южная, с жарким солнцем и бескрайними пустынями, – Варант, северная, покрытая белоснежным снегом, – Нордмар, и «умеренная», горная и лесистая, – Миртана, где мы, собственно, и начинаем свой путь. Независимыми они являются потому, что в каждой области «господствуют» различные народы, которые не всегда дружны между собой. Далее, все очень похоже на историю Руси во время набега Чингиз-Хана, когда единственным спасением было объединение всех разрозненных княжеств. В Миртану огромной армией нагрянули орки, возжелавшие поработить весь род людской. Правда тем, кто сохранял нейтралитет, они даровали жизнь. К их числу смело можно отнести героя, который на протяжении всей игры не чурается выполнять задания как за интервентов, так и за мятежников. Однако не стоит думать, что вся нелинейность здесь сведена к выбору различных шмоток: вы можете всецело посвятить себя борьбе против «больших и зеленых», самолично вычищая целые города от их полчищ. И что приятно, ваши старания не пропадут даром: возросший рейтинг среди мятежников откроет вам новые, ранее сокрытые от чужих глаз тайны.

В Oblivion буквально всех потрясли задания; если разработчиками задумывалось, что будет stealth-миссия, то при ее прохождении вся игра будто превращалась в какого-нибудь Thief или Splinter Cell в антураже фэнтези. «Готике», к сожалению, еще стоит поработать над собой, ведь всю атмосферность происходящего убивают… баги!

Караул, они везде! Все, на что распространяются в игре строчки программного кода, давно атаковали глюки. Текстуры? Западают, проваливаются. Анимация? Дергается, отключается. Боевая система? Здесь уже, знаете ли, без великорусского не обойтись. Что обещали нам разработчики? Продвинутые бои, кучу различных ударов и специальных атак. На деле, их чуть больше 5, а сводятся они к тупому: «Кто быстрее?». Ударил первым ты – продолжай клацать по кнопке мыши с удвоенной скоростью и считай бой за тобой. А ежели тебя кабанчик или волчишко куснул – может смело жать F9. Oblivion хоть и называли «попсовой» игрой во всех отношениях, но уж битвы там были в разы поинтереснее. Хотя бы по одной причине – их было реально выиграть, если ты умеешь владеть мышью. В нашем случае, надеяться можно только на удачу.
На протяжении всего времени, которое я посвятил «Готике 3», можно было наблюдать совершенно презабавные вещи. Заполнить жесткий диск объемом 120 Гб посредством видео и скриншотов здесь проще простого! Ни в коем случае не думайте, что я любовался графикой и просторами мира, однако в моей коллекции теперь есть «Преодолеваем горы путем прохождения сквозь них», «Открыл сундук, а там трава!» и мое любимое «Сорок на одного». Последнее, между прочим, есть ни что иное, как хинт! Мне довелось побывать в пещере, когда мой перс был только 7 уровня; преспокойно проскочив мимо гоблинов, я забрался на небольшой уступочек и принялся расстреливать всех направо-налево посредством арбалета. Конечно, за 10 минут не управился, пришлось попотеть около часа. Итог: 10 левел и неприличное количество вещиц. Только будьте осторожны, применяя данную тактику: все может обернуться против вас, если враг использует «Преодолеваем горы путем прохождения сквозь них»!.

Постараемся откинуть прочь все дурные мысли и взглянем на «Готику» со стороны геймплея. А он здесь очень и очень даже, особенно если вы регулярно будете потчевать игру заплатками по 60 Мб. Если вы не желаете спешить с развязкой, то оставьте на время квесты и пробегитесь по бескрайни просторам с 15 FPS! Но-но, держим улыбку на лице, господа! Исколесив километры, стоит понять, что ловить в лесах и пустынях нечего! Да, можно набить уровень-другой, зачищая пещеры с обязательно распростертыми скелетами на полу, непременно вы скопите энную сумму и… все. И что самое отвратительное, чаще всего погибать придется именно в таких вот местах, когда из-за кустика неожиданно выскочили четыре-пять огромных борова, а стамина как назло колебалась в районе нуля. О, милая F9, ты уже поистерлась вся!

Обидно, когда врут. Oblivion далеко не исключение, когда на выставках демонстрировали видео с потрясающей картинкой, с гениальным AI, а на деле все было вовсе и не так, как хотелось бы… В этом плане «Готика» обула всех, приблизившись к «великой и ужасной» Lada Racing Club! Мегатонны вранья сыпались из уст пиарщиков, которые с пеной у рта хвалились технологией SpeedTree (отвечающей за генерацию различных красивых деревьев и прочей растительности), пели о невиданной ранее графике и, конечно же, предсказывали своему детищу небывалый успех и звание самой-самой RPG2006. И ведь до того на душе нехорошо, когда ты видишь, что и сотой доли этих обещаний не выполнено. Текстуры мутные, низкого разрешения, поэтому когда их «натягивают» на горы или прочие элементы мира, глазу становится не на шутку плохо. Расхваленная технология выдает нам деревья, которые ни чем не отличаются друг от друга: можете и не мечтать о березовых, или сосновых борах. Мало того, растительность здесь имеет интересное свойство: во время непогоды, читай сильного ветра, качаются ни в коем случае не верхушки, а весь ствол, возле корня. Удивительно, но пламя костра в данном случае остается невозмутимым.
Лучше всего у Piranha Bytes получились модели: зданий, людей, орков, оружия… Видимо в компании остались еще вменяемые люди. Так что, милые мои дорогие, отныне не верьте никаким скриншотам, над которыми денно и нощно сидят умельцы Photoshop’a.

Отсутствие подзагрузок между локациями с одной стороны радует, никакого тебе «Please wait, loading…», но открытие сохраненной игры по времени занимает от 5 до 7 минут! Причем, «Готика», видимо, не знакома с таким понятием, как кэш, так что при смертельном исходе вашего альтер-эго, извольте снова пойти попить чайку.

Используемый Rag Doll не вызывает ничего, кроме рвотных рефлексов. Настолько сырой технологии «тряпичных кукол» я не видел вообще. Даже Thief 3, любившая проводить настоящие пытки с мертвыми телами, и то не сравниться с «Готикой 3». Только тогда на дворе был 2004 год, а сейчас, как ни странно, 2006.

В остальном же, друзья, это старая добрая Готика 2. Все очень приближенно к жизни: из каждого цветка можно сварить зелье, будь у тебя под рукой чан и необходимый рецепт, из каждой тушки можно достать мясо, а потом приготовить блюдо. Буквально с каждой вещью, находящейся в инвентаре можно что-либо сделать.
Система прокачки персонажа отлична от TES IV. После преодоления некоторой цифры, показывающие, когда же будет «повышение», мы получаем в свое распоряжение очки опыта. Их тратим по своему усмотрению, либо на атрибуты (мана, очки жизней, сила, навык охоты, навык кузнеца…), либо совершенствуя навыки (скилы). Т.е., чтобы махать лезвием, найденным в логове дракона, мало быть славным малым: необходимо набрать достаточно пунктов силы, а после изучить навык продвинутого владения мечом.
Путешествия, честно, удались. Система телепортации не канула в лету, но прежде чем переместиться в город, вы обязаны честно протопать не один километр пешком до этого населенного пункта. И только тогда, взяв в стенах необходимую руну, считайте дело сделанным. Это намного грамотнее, чем система FastTravel, которая в первые же дни подверглась модификации.

Несмотря на общую положительную картину (местами), я вынужден констатировать, что Gothic 3 банально провалилась из-за поспешного релиза. Революционно нового и значимого в ней нет ни капли! Увы, это далеко не то, что ожидало геймерское сообщество, и уж тем более, фанаты.

Итоговые комментарии:

Архи сложная, некрасивая RPG, совершенно недостойная называться продолжением славного рода «Готики». Притягивает лишь то, что пока под рукой пока нет более достойных игр. А на безрыбье, как известно, и рак – рыба.

Геймплей: Корявая боевая система и целый вагон багов не дают в полной мере прочувствовать того, что задумывали разработчики. Если глянуть со стороны – непримечательная RPG, разве что масштабы впечатляют.
Графика: Представьте себе Gothic 2 или Morrowind, но только замените угловатые модели на более полигональных товарищей. Готово, подавайте к столу.
Звук: Никаких претензий, композиции подобраны со вкусом, а диалоги зачитывают настоящие профессионалы. Впрочем, иногда попадаются актеры с немецким акцентом, совершенно не вписывающиеся в антураж (торговец с пустыни). Может, весь бюджет ушел именно на эту составляющую?
Надолго ли?: Не месяц, и даже не год. Такие игры могут жить очень долго, главное вовремя выпускать моды и дополнения. Думаю, ситуация будет не хуже, чем с Oblivion, для которого еженедельно выпускают качественные адд-оны.

Пятница, 13 октября 2006 года. Этот день войдет в историю игровой индустрии примерно на тех же основаниях, что Варфоломеевская ночь вошла в историю Франции. Именно в этот день состоялся европейский релиз Gothic 3 и десятки тысяч счастливчиков (счастливчиков?), дрожа от нетерпения, вспарывали первые коробки с игрой. Сотни тысяч глаз горели предвкушением чего-то невыразимо прекрасного, давно ожидаемого, узнаваемого в своей мрачной красоте, оставляющего чуть солоноватый привкус счастья на губах, заставляющего сладко сжаться сердце и сказать себе: «Вот она». Ролевая игра года, которая камня на камне не оставит от небезызвестного творения Bethesda, сохранившая и утроившая все свои прелести и за время разлуки ставшая только краше и загадочней. О великий Иннос, о великодушный Аданос, о ужасный Белиар — о боги, ну зачем же вы позволили выпустить эту игру точно в срок!

По одежке встречают

На сей момент существует как минимум три лагеря игроков, которые уже успели попробовать третью «Готику» на зуб и не преминули поделиться своими впечатлениями на многочисленных форумах.

Первая группа — это фанаты серии, которые с пеной у рта доказывают, что да, мы получили ту самую третью инкарнацию «Готики», и посему все вопли по поводу ее явной сырости — лишь жалкие происки ленивых казуалов, которым не по зубам разобраться в такой великой игре. Вторая — тоже фанаты, но фанаты разочарованные, злые и недовольные. Их раздражают все нововведения, их бесит примитивная боевая система, их расстраивают дохлые орки, «фабловский» способ чтения книг, «попугайчатые» скайвенджеры и еще тысяча и одна мелочь. Третья — люди, о «готической» серии и слыхом не слыхивавшие. Как правило, от них поступают самые недоуменные посты в стиле — я чего-то недопонял, или так оно и должно быть? В ответ представители первой фракции с презрительным равнодушием советуют поиграть в предыдущие части и немного напрячь серое вещество, а представители второй пускаются в пространные объяснения на тему, что раньше, дескать, и снег был белее, и вообще зря все так сделали.

Конечно, наивно рассчитывать, что стайка скайвенджеров закусает того самого-самого страшного монстра в игре. Но хоть потреплют.

Но нечто общее у всех трех группировок есть — это тотальное непонимание, как игра умудряется тормозить, подвисать и свопиться даже на тех компьютерах, которые полностью отвечают рекомендуемым системным требованиям. Да, «Готика» красива, ее картинка производит самое приятное впечатление, а первый взгляд на величественный водопад способен заворожить самого взыскательного эстета; но, по большому счету, среди этих красот нет ничего, что мы уже не видели бы в том же Oblivion, а системные требования у того куда как скромнее. По всей вероятности, все ресурсы системы уходят на то, чтобы поддерживать оригинальный «бесшовный» мир, который открывается безо всяких отдельных подзагрузок.

А мир этот действительно прекрасен. И картинка тут играет глубоко вторичную роль, тем более что ее, откровенно говоря, есть за что и поругать. Атмосфера игры — вот та неуловимая субстанция, которая способна приковать к монитору на всю ночь. Все игры серии Gothic славились своим умением околдовать того, кому хватало терпения притереться к их особенностям, и, похоже, с выходом третьей части в этом плане ничего не изменилось. «Готика 3» — не из тех доступных дамочек, которые на первом же свидании позволяют все. Чтобы она открыла вам свою душу, должно пройти время — для каждого свое. Это холодная, прозрачная, гордая и высокомерная немецкая ролевая классика, продукт класса «только для просветленных». Этакий ролевой хардкор, вещь в себе, разобраться в которой — истинное наслаждение.

К сожалению, поспешный выпуск игры привел к тому, что наслаждение это оказалось приправлено изрядной дозой недоумения (и это мягко говоря). Почему? Давайте разберемся.

Картинка загрузки игры уже снится нам по ночам. За неделю игры комбинацию «сохранить/загрузить» пришлось применить раз двести.

Да, мы ждали, готовились и верили. Мы собрали (исключительно для комфортного просмотра «Готики 3»!) компьютер из серии тех, что в нашем «железном» разделе значатся под названием «тебя я видел во сне». Мы спешно завершили все текущие дела, на неделю отказались от ежевечерних рейдов в World of Warcraft, попрощались с родственниками, забили офисный холодильник провизией, а потом, чувствуя себя готовыми к великим свершениям и открытиям, дружной толпой сгрудились вокруг монитора и в торжественной тишине запустили игру.

Далее события примерно напоминали сюжет «Десяти негритят»: предвкушающая зрелищ толпа перед экраном таяла со скоростью X человек в минуту. Выяснилось, что для игры необходим патч, установка которого заняла некоторое время; оказалось, что даже на hi-end-системе максимальные настройки графики означают среднюю производительность в 15-25 FPS; через полчаса игры мы получили первый вылет, через час — первый запоротый сейв (объем оперативной памяти в 2 Гб показался игре недостаточным — взгляните ради интереса в рекомендуемые системные требования), а потом столкнулись с непрерывным мерцанием монитора, поскольку игра вдруг решила устраивать нам смену дня и ночи не раз в два часа, а раз в две секунды. Одним словом, к тому моменту, когда мы наконец добились от игры более-менее стабильной работы, желающих плотно познакомиться с ней осталось всего трое.

К моменту выхода журнала уже должна появиться официальная российская локализация «Готики 3», которая будет включать все вышедшие на данный момент патчи, решающие основные проблемы. Если же вы не выдержали и заказали европейскую версию, а выкачивать многомегабайтные заплатки для вас накладно, забирайте их с нашего диска.

Иди тропою дальнею

Тролли почти не реагируют на холодное оружие, а вот на магическое — очень даже реагируют.

В принципе, если сейчас поднять наши старые заметки, то окажется, что разработчики честно сдержали слово практически по всем пунктам, которые были ими обещаны. Здесь есть сильный, интересный и захватывающий сюжет, в котором такие понятия, как «добро» и «зло», размыты до полного взаимопроникновения. Здесь есть почти все наши старые знакомцы из предыдущих частей игры, три основных фракции и множество сторонних. Здесь действия многих персонажей туманны (особенно Ксардаса, который стал предводителем орков), а некоторые события совершаются с течением времени сами по себе. Здесь жители днем занимаются делом и гуляют по им одним известным маршрутам, а ночью спят (хотя встречались и такие экземпляры, которые с утра до ночи простаивали возле открытой книги, мешая подступиться к заветному знанию).

Мы в компании трех верных спутников прибываем на материк на корабле и тут же на собственной шкуре знакомимся с политической ситуацией. Проще говоря, отбиваем нападение орков. Вся Миртана захвачена, и в каждом крупном городе орки ведут какие-то странные раскопки, а нам всякий раз придется добиваться их особого расположения, чтобы получить доступ в центральную часть поселения. При этом мы можем очень долго сохранять нейтралитет, работать на ваших и на наших, маневрировать и сдавать всех и вся ради личной выгоды. Рано или поздно выбор, конечно, придется сделать, но, учитывая ошеломительные размеры мира и невероятное количество сторонних квестов, момент этот можно откладывать сколько душе угодно.

Интеллект монстров в игре не блещет особым остроумием. Любимая тактика — сбить с ног и запинать до смерти.

К сожалению, лог квестов организован не совсем удачно — бывает, что там остается задание, которое уже невозможно выполнить. Сортировка квестов тоже оставляет желать много лучшего, хотя идея вносить в описание кусочки диалогов довольно удачна. Мини-карты как не было, так и нет, в качестве ориентира служит компас, а притаившееся в траве зверье так и норовит покусать зазевавшегося путешественника. Если вы зашли в ближайший лесок мирно пособирать траву, держите уши широко открытыми, и тогда всегда сможете определить, что вас собираются лишить драгоценного здоровья — по изменившейся фоновой мелодии.

Впрочем, если вами готовится полакомиться местный кабан, то вы даже не успеете вытащить меч. Кабан — это, по всей вероятности, венец местной пищевой цепи. Вы можете быть сколь угодно крутым воином, поднять пару революций, уложить сотню орков, прибить пару драконов. но итог нечаянной встречи с кабаном не возьмется просчитать ни одна гадалка. Единственное спасение от этого бича божьего — расстрелять его с какого-нибудь возвышения, хотя тут нас ждут аж две неприятности: во-первых, герой разучился карабкаться и подтягиваться (хотя взамен научился довольно резво прыгать), и во-вторых, кабан преспокойно может войти в камень, на котором пристроился наш протеже, и закусать его за пятки (надеемся на очередную заплатку, которая исправит это недоразумение).

Баланс в новой «Готике» смещен достаточно сильно — скажем, орки вообще не вызывают проблем (для тех, кто прошел предыдущие части игры, это весьма непривычно), а вот какая-то стрекоза или стая волков могут надавать люлей, стоит только на секунду зазеваться. Но с кабаном не сравнится никто. В первые дни после релиза на форумах была даже шутка, что финальный босс — это, несомненно, огромный, вонючий и блохастый кабан.

Провалившаяся в книгу рука — это совсем нестрашно. Вот когда в стену уходит целая толпа повстанцев, начинаешь верить, что Бермудский треугольник реально существует.

Путешествуя по миру игры, вы на каждом шагу будете натыкаться на сундуки со всяческим барахлом — их количество таково, что иногда кажется, будто все население материка хоть раз да переезжало куда-то, в спешке забывая свои пожитки где ни попадя. С другой стороны, прыжки по самым недоступным местам, как правило, не приносят ничего, кроме головной боли, — а ведь гораздо приятнее было бы изредка найти хорошо запрятанный сундучок с какой-то действительно ценной вещью, чем собирать всяческое рандомно генерирующееся барахло сомнительного достоинства на каждом шагу. Сундуки теперь открываются автоматически при наличии нужного навыка и отмычек в инвентаре — возня со взломом осталась в прошлом.

Как и было обещано, городов в игре пара десятков, для быстрого перемещения между ними используются руны-телепорты. Беда лишь в том, что эти руны приходится искать по всему городу, буквально роя носом землю и совершая тысячу и одно противозаконное деяние, в основном — очищая все подвернувшиеся под руку сундуки. Обычно этот процесс мирно не проходит, и даже более того — если вы забрали пару вещиц в доме в отсутствие хозяина, первый же стражник выдаст грозную тираду примерно следующего содержания: «Эй ты! У нас кое-что пропало, и мы тут думаем, кто бы это мог сделать. » На что главгерой спокойно ответит, что он тут ни при чем, и инцидент будет считаться исчерпанным. Ну а если слегка зарваться и начать нокаутировать всех подряд жителей, чтобы те не мешали процессу выноса ценностей из их домов, терпение стражников может и кончиться — и тогда не миновать обидной показательной порки, после которой ворчащая стража заберет в качестве морального ущерба наше оружие и немного золота.

А вот рентгеновского взора охранников, который так пугал нас в Oblivion, здесь нет и в помине. Даже если в вашем инвентаре (к слову, абсолютно безразмерном и довольно удачно организованном по нескольким закладкам) наворованных мечей столько, что можно вооружить небольшое войско, стража соседнего города об этом в жизни не догадается. За что, ей-богу, отдельный респект разработчикам.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Если вам надо добраться куда-то быстро, лучший способ — доплыть. Главгерой, как и прежде, может обставить любого дельфина.

Ролевая система новой «Готики» осталась фактически неизменной, предлагая нам по собственному выбору творить из персонажа воина, мага, вора, охотника, кузнеца, алхимика либо учиться всему понемногу. Каждый уровень дает десяток очков, которые могут тратиться на прокачку характеристик либо на обретение новых знаний, при этом нам все так же надо найти учителя. Список навыков в каждой специальности такой вкусный, что немедленно хочется заполучить все — взять в руки два меча, научиться варить зелья с постоянным эффектом, вскрывать самые хитрые сундуки, уметь затачивать оружие, поливать врагов огненным дождем, снимать шкуру с каждого убитого зверя, вырывать клыки и выдирать когти.

Как вы прекрасно понимаете, все сразу — значит, ничего хорошо. К процессу выбора специализации для героя нужно подходить с умом, и хотя уровни в игре набираются весьма быстро, очков обучения катастрофически не хватает. Кстати, отметим, что не хватает и золота: один урок стоит до 5000 золотых монет. С другой стороны, хорошая броня может стоить 70 000 и больше, так что учителя, можно сказать, обходятся нам сравнительно дешево.

Если вы твердо вознамерились сделать из своего протеже великого мага, приготовьтесь к трудностям. И даже не потому, что, согласно сюжету, магия исчезла из мира «Готики». Рунная магия действительно исчезла, но вот так называемая истинная магия живет и процветает. Учителя, готовые поделиться знаниями, встречаются достаточно часто, а еще по миру игры раскиданы алтари богов. Вознесите молитву, выложите причитающуюся сумму — и наслаждайтесь новым заклинанием, в числе которых, например, вскрытие замков, вызов демонов и (самое любопытное) тотальная промывка мозгов вашему собеседнику. Даже если он на что-то капитально обиделся, вам достаточно прочесть заклинание — и все, можно начинать светскую беседу. Играть магом сложно ровно до того момента, пока ваш персонаж не изучит регенерацию маны и парочку заклятий позабористей. После этого маг превращается в смертоносную и абсолютно самодостаточную мясорубку, которой от сюжетного возвращения в игру рунной магии уже ни горячо, ни холодно.

Варрант, это прибежище работорговцев, кладов и тайных знаний, — настоящий рай для истинного искателя приключений.

Самое спорное нововведение третьей «Готики» — абсолютно аркадная боевая система. Она скажется на всех, кто желает сделать своего протеже воином, и сводится к тому, что противников можно убивать элементарным закликиванием (особенно на первых порах). Ситуация частично исправится после того, как персонаж изучит навыки обращения с щитом или, например, двумя мечами, — комбинируя две клавиши мыши и WASD, можно добиться весьма изящных комбо, в том числе с разворотом назад. Но тут в дело вступает еще и «уникальный» интеллект наших сотоварищей, которые иногда сопровождают нас в похождениях и вечно норовят нокаутировать на пару вместе с общим противником. Верно и обратное — в общей свалке легко задеть зазевавшегося друга, после чего он обычно обижается и пытается отомстить.

Вообще, интеллект наших временных попутчиков иногда заставляет просто хлопать глазами в немом изумлении. Если они ведут нас, то могут красиво и изящно обойти одного монстра и тут же врезаться в стаю других. Вместо того чтобы прибавить ходу и убежать (бегущего человека здесь не в силах догнать никто), они начинают метаться, в результате чего на них нападает еще парочка монстров, которые до поры стояли в сторонке, и только после этого начинают драку. Если же мы ведем их, они вполне могут запутаться в трех соснах, намертво застрять в камне или начать оббегать какое-то препятствие по совершенно немыслимой траектории. С кем из попутчиков все пройдет как по маслу, а для кого лучше заранее расчистить путь, не уповая на его разумность, проверяется только эмпирическим путем.

Напоследок отметим, что в игре предлагается три уровня сложности, которые вполне оправдывают свои наименования. При этом настоящие фанаты серии признают только последний уровень, на котором Gothic 3, особенно в ее текущем состоянии, окончательно становится игрой не для слабонервных.

Система репутации в игре грешит самыми любопытными несуразностями. Например, однажды наш главгерой прибыл на стоянку некоей фракции, и мы любопытства ради решили посмотреть, что же будет, если мы вздумаем надавать всем окружающим тумаков. В результате наблюдалась прелюбопытная картина: наш безымянный резал NPC одного за другим, как поросят, а те даже и не думали отбиваться. Более того, все не участвующие в драке (точнее, в избиении), глядя на этот беспредел, хлопали в ладоши! Но и это еще не все — когда поверженные стражи оправились (их не добивали, просто подобрали снаряжение), мы напали на них еще раз, и после поражения из рук каждого вновь выпало оружие! Повторив сие злодейство раз пять, мы окончательно разуверились во всяком балансе репутации — ибо ее значение не упало ни на один пункт, а в нашем инвентаре скопилась уйма копий и прочего барахла. Повергнув наземь местного главаря, мы сняли с него замечательный посох. а он, поднявшись, все так же предлагал нам квесты и обучение.

Все вышеперечисленное было совершено на среднем уровне сложности. И этому можно было бы подобрать какое-то условно-логическое объяснение, если б не одно «но» — даже если забыть о системе репутации, такие вещи всегда считались читами чистой воды. Или сейчас уже не считаются.

В город вас пустят в любом случае. А вот чтобы пройти в центр, придется повышать репутацию конкретно в этом городе.

В заключение пара слов, которые, вероятно, будут выглядеть как оправдание. Вы наверняка уже обратили внимание, что игра, которой мы готовы были чуть ли не авансом дать «Наш выбор», получила оценку, явно неадекватную понятию «шедевр». Так вот, несколько часов, потраченных на подбор оптимальной конфигурации и устранение всех багов и глюков, у подавляющей части редакторского коллектива убили на корню то хрупко-льдистое очарование, которое мы испытывали, держа в руках заветную коробочку. Ну а некоторые обидные несуразности геймплея добавили хорошую бочку масла в костер негодования.

На самом деле «Готика 3». великолепна. Это та самая игра, которую ждали фанаты серии. Но только не в текущем полусыром варианте, который нам впихнули в ту сакраментальную пятницу 13 октября. За неделю беспрерывной игры у меня не раз появлялось ощущение, что перед нами — всего лишь демоверсия гениального проекта. Посему редакция «Игромании» предупреждает и рекомендует: дождитесь русской локализации! Вполне вероятно, что там может не быть столь бесподобной озвучки, зато обязательно будут все необходимые заплатки и исправления. Или не ждите локализацию, а дождитесь самих патчей.

Пока же все мы, кто заказал себе европейскую коробку, — участники одного великого и масштабного бета-теста. Обидно? Еще бы. А теперь я поставлю последнюю точку и пойду, наконец, поговорю с Ксардасом. Настоящие фанаты «Готики» меня поймут. А остальных мы честно предупредили.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей : 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Самая ожидаемая ролевая игра этого года, которая могла бы обставить Oblivion по всем пунктам. если бы не вышла настолько сырой. Если вы уже купили или только собираетесь купить Gothic 3 в ближайший месяц, готовьтесь стать участником глобального общеевропейского бета-теста.

«Ролевой хардкор», «вещь в себе», «продукт только для просветленных» — писали мы месяц назад в рецензии и пишем сейчас. Gothic 3 — многострадальная ролевая икона, главный и единственный конкурент вездесущему The Elder Scrolls 4: Oblivion, оказалась великой, но очень странной игрой.

Версия, которая ушла в печать и 13 октября появилась на полках большинства европейских магазинов, была практически неиграбельной. В тот день телефоны технической поддержки компании JoWooD раскалились добела — у половины встревоженных пользователей игра зависала каждые пятнадцать минут, дико тормозила, даже если конфигурация компьютера полностью соответствовала рекомендуемым требованиям, да и вообще глючила так, что хоть святых выноси. Практически одновременно с появлением Gothic 3 в продаже появился и первый патч. Еще через неделю — второй, потом — третий, и только тогда в «Готику» наконец-то стало возможно играть.

Что же касается официальной русской версии третьей «Готики» от тандема GFI / «Руссобит», то она изначально пропатчена до версии 1.09. Этот патч избавляется от самых страшных глюков (вроде периодических падений игры и запоротых сохранений), вносит некоторые изменения в баланс (пресловутые кабаны, которые раньше затаптывали даже круто прокачанного персонажа секунд за пять, отныне не являются самыми сильными монстрами в игре), а также исправляет некоторые ранее непроходимые квесты. На момент написания этих строк более свежей заплатки для игры еще не существует ни в одной из ее версий, однако разработчики обещают в скором времени выход еще тысячи и одного патча, которые должны будут серьезно изменить боевую систему, баланс и даже производительность движка.

И тут мы подходим к главной теме: официальная отечественная версия Gothic 3 защищена печально знаменитым Starforce, так что европейские патчи с 90% вероятностью просто не будут на нее устанавливаться. А как оперативно наши издатели будут выпускать заплатки для русской версии, пока не ясно. В общем, мы будем следить за развитием событий.

ПЕРЕВОД: Переводчикам и литературным редакторам из GFI Russia хочется пожать их мужественные руки — перевод практически всего текста «Готики 3» выполнен практически безупречно. Грамотный язык, художественный перевод и отличная русская адаптация всяких игровых терминов. Даже идиотские шутки орков, и те переведены с игрой слов («Чего тебе, морра? Хочешь мухомора?»). Единственное «но» — иногда текст субтитров не совсем совпадает с тем, что в этот момент говорят персонажи. Впрочем, такое периодически случалось и в английской версии Gothic 3, так что кто тут виноват — разработчики или наши локализаторы, — не совсем понятно.

А вот к чему у нас более серьезная претензия, так это к кастингу. Нет, большинство персонажей озвучены на твердый «отл» (в озвучивании «Готики» принимали участие чуть ли не главные «голоса» отечественного эфира — в том числе и хорошо знакомый вам по «Видеомании» Борис Репетур). Однако некоторые актеры упорно делают то, что в кругах кинодубляжа называется «корчить гномика»: то есть через силу пытаются изобразить голоса «сказочных персонажей» или говорят интонациями бармалеев с детских утренников. Мало того, занимавшиеся кастингом люди решили, что жители южных провинций Варанта почему-то обязательно должны говорить с «кавказским акцентом». В итоге решительно невозможно без смеха слушать философский монолог мудрого мага, который зачитывается голосом базарного торговца мандаринами.

Когда игра средней руки "обогащается" столь же неинтересными аддонами и сиквелами, мы воспринимаем такое положение вещей, как логичное. Но, если от дополнения к дополнению теряет стиль, атмосферу и сам смысл игрового процесса проект изначально эпохальный - это обидно и несправедливо.

Gothic относится к RPG, входящим в золотой фонд жанра. Однако после успешного выхода в свет первой и второй игры, издатели решили сделать из нее курицу, несущую золотые яйца, причем поскорее. В результате от сиквела к триквелу мир и геймплей Gothic претерпели необратимые и отнюдь не благотворные изменения.

Выход экспаншена под названием Forsaken Gods только усугубил разочарование поклонников. Количество "ляпов" в этом опусе зашкалило настолько, что издатели были вынуждены принести официальные извинения людям, купившим игру.

Gothic 3: Forsaken Gods

Шутить с бизонами - опасно.

Я имени его опять не знаю…

Миртана, служившая нам домом и полем брани ранее, останется им и теперь. Главный герой, как всегда, - безымянный, снова оказывается в беспамятном состоянии и только что не в голом виде в одном из домов Сильдена. Из скверно слепленного ролика мы узнаем, что за два года, отделяющие происшедшее в Gothic 3 от событий аддона, орки и люди умудрились снова поссориться (кто бы сомневался), а безымянный герой тем времени прикончил Ксардаса - чтоб под ногами не путался. В Миртане царят междоусобицы и упадок: предводители фракций тянут одеяло на себя, не особенно заботясь о единстве нации. Поэтому объединить страну предстоит нашему протагонисту. Сделать это непросто. Для начала придется как следует потрудиться, чтобы завоевать положительную репутацию у каждого народа, народца или народишки, проживающего в мире вокруг нас. Даже старые друзья отказываются помогать персонажу до тех пор, пока не убедятся в том, что ему можно доверять. Парадокс?

Gothic 3: Forsaken Gods

А чей сундук-то, братцы?

"Плач по атмосфере" - так можно было бы назвать рецензию на Forsaken Gods. Окружающая реальность выглядит весьма уныло из-за всепоглощающей пустоты. Набор монстров практически не изменился, подкорректировали лишь внешность некоторых видов. Но даже это не страшно, только пусть бы их было хоть немного больше! Впрочем, как и дружественно-нейтральных NPC. Такое ощущение, что большая часть игрового мира вымерла или улетела в теплые края. Можно пройти через полконтинента, и не встретить ни одного монстра, натыкаясь по дороге лишь на пустые стоянки - жалкие следы оригинальной Gothic 3, не стертые невнимательными разработчиками.

Зато сундуки в окружающем пространстве представлены в обилии. Они стоят не только в домах, но и на улицах, полях, лугах, в лесной чаще. Не стоит даже выяснять, кто и зачем их там оставил. Брать вещи из этих хранилищ можно столь же безнаказанно, как и тащить из-под носа у хозяев. Туповатые обитатели Миртаны не закричат "Держи вора!", не позовут стражу. Даже не вздрогнут.

Gothic 3: Forsaken Gods

Это не заклинание и не игра света. Это - баг.

Выносливость персонажа, терпение покупателя

Боевая система дополнена нововведением. Враги теперь тоже обладают выносливостью. Когда этот параметр у противника падает, шансы героя вырастают. Правда, и сам он не должен уставать: при нулевой выносливости персонаж не может ни драться, ни бегать.

Среди множества ординарных квестов иногда попадаются интересные. Но редко. Некоторые задания даются только для того, чтобы герой от них отказался: к примеру, убийство коров конкурента, к которому нас склоняет завистливый пастух, приведет только к негативным последствиям. Диалоги, увы, не радуют. Выбор реплик игроку предоставляется в очень формальном ключе: от него зависит только порядок следования фраз, произносимых персонажем, но никак не результат беседы.

Что же до графики, интерфейса, географии - все это осталось неизменным со времен Gothic 3. К сожалению, потому что многое стоило бы подкорректировать. Баги представлены в количествах. Прохождение сквозь скалы, резкие "тормоза" в лесистой местности, дикая инерция управления, не позволяющая совершать быстрые движения - это лишь часть списка.

Gothic 3: Forsaken Gods

Все равно его не брошу, потому, что он - …сундук.

Gothic 3: Forsaken Gods вызывает, прежде всего, грусть и недоумение. Зачем нам показали настолько сырую игру? Неужели Jowood не хватило негативного опыта при выпуске Gothic 3? На эти вопросы некому ответить. Остается только надеяться на то, что в случае с четвертой частью издатели проявят больше здравомыслия.

Плюсы: оригинальный мир Gothic.
Минусы: множество багов; минимум изменений; крах атмосферы; глупый AI.

Читайте также: