Front mission evolved обзор

Обновлено: 04.07.2024

Эта осень оказалась богата на релизы, и многие из них я, честно говоря, ждал. С нетерпением. Но всё чаще вместо приятного времяпрепровождения по цене DVD-диска я получал очередной программный продукт, позволяющий пользователю истязать себя без каких-либо видимых последствий на собственном теле. Очень удобно, на самом деле: вериги можно отложить в сторону. После большей части проектов последних трех месяцев они вам не понадобятся.

Front Mission Evolved

Правила съема

Сразу хочу предупредить, что я не собираюсь вдаваться в пространные рассуждения о том, что такое Front Mission, чем он велик и в чем заключается суть этой вселенной. К Front Mission Evolved это всё никакого отношения не имеет. Интересно другое. Front Mission – один из известнейших тактических сериалов, вероятно, весьма популярный на родине. То есть – в Японии. Но на Западе игра продавалась, видимо, плохо: об этом свидетельствует и малое количество релизов (в Европе до Front Mission Evolved выходила только Front Mission 3, в США выбор был немногим больше), и отсутствие англоязычного релиза последней (пятой) *настоящей* Front Mission на Западе. Закрадывается крамольная мысль: а не сама ли Square (нынче – Square Enix) откровенно саботировала успех своей серии на Западе? Может быть, всё наоборот – именно по причине малого количества релизов сериал и не блещет продажами? Кто захочет играть сразу в третью часть раскрученного сериала?

Японцы явно переоценивают свои интеллектуальные способности и откровенно недооценивают (даже) американцев. Именно с подачи японских же правообладателей на Западе выходят «облегченные» версии jRPG, на проходной порожняк лепится лейбл «Final Fantasy», известные даже на Западе игры так и не выходят в соответствующих языковых регионах. Естественно, матерым капиталистам, в которых давно перевоплотились бывшие когда-то идеалистами со своими наивно-трогательными «последними фантазиями» товарищи из Square, такое развитие событий теперь уже и не нравится. И решили они, что называется, «адаптировать» сериал для западного игрока. То бишь, слепить из тактической ролевой игры шутер. Ну, предположим, если бы за дело взялись Bioware, Epic, Valve… в общем, любая контора с руками – глядишь, чего-нибудь путное и вышло бы в конце-то концов.

Но Square Enix не ищет легких путей. Квалифицированных разработчиков, впрочем, тоже. Бракоделы из Double Helix Games по абсолютно непонятным мне причинам вдруг обозначились разработчиками этого проекта! Такое чувство, что это Konami специально подложила коллегам свинью, свалив этих товарищей, чуть было не угробивших сериал Silent Hill, на плечи Square Enix. Последние особо-то и не сопротивлялись, судя по всему: конечный результат их явно не интересовал, так что продажам нового спин-оффа вселенной Front Mission удивляться не приходится. Таких смешных чисел я давно не видел. А еще давно не видел, чтобы даже в России новая игра на Xbox360 и PS3 стоила заметно меньше 50$, - даже адд-он к Red Dead Redemption «ценится» сетями выше. Похоже, что если кто-то и строил иллюзии по поводу новой Front Mission, то точно не Square…

В недалеком будущем практически отпадет нужда в танковых дивизиях и мотострелковых бригадах: заправлять на поле боя будут боевые машины, именуемые «ванзерами». Внутри ванзера сидит всего один пилот, но легким движением руки он может смести здание, уничтожить целый взвод, сбить пролетающий мимо вертолет. В общем, такие вот машины оказались в руках у террористов, которые решили устроить всемирный безвизовый режим: в будущем Земля поделена между несколькими мощными государственными образованиями, которые постоянно воюют друг с другом, а «миролюбивые» анархисты только и мечтают о том, чтобы как можно более насильственным методом свергнуть власть всех властей во всём мире и объединить его исключительно вокруг самих себя.

Первой целью для атаки стал научный центр, в котором работал отец главного героя игры – Дилана Рамси. Талантливый механик, он покидает рабочее место, усевшись за штурвал опытного ванзера, оснащенного современной боевой системой E.D.G.E. Немало удивив своим присутствием на поле боя солдат из U.C.S. (фактически - США плюс Латинская Америка), своим поведением он доказывает, что способен стать одним из пилотов армейских ванзеров. Будучи зачисленным во взвод капитана Гамильтона, Рамси надеется поквитаться со злодеями, предположительно убившими его отца…

Как ни странно, Square Enix всё-таки приложила руки к созданию игры. Судя по всему, именно японцы ответственны за видеоролики (не путать с роликами на движке!) и сценарий. И если к первым претензий нет в принципе (и красивы, и зрелищны… разве что маловато их…), то по-детски наивная история с избитыми сюжетными поворотами, ожидаемыми *внезапными* событиями и плоскими главными действующими лицами смотрится отпиской кого-то из дворников провинциального офиса Square Enix. В Зимбабве. Потому что просто невозможно поверить, что это придумали представители фирмы, написавшие гениальную историю Final Fantasy Tactics. Увы. Впрочем, унылый или излишне наивный сюжет – не такая уж и редкость в японских играх (хотя конкретно Front Mission Evolved разрабатывали всё-таки американцы), которую зачастую удавалось чем-нибудь компенсировать…

Думаю, что по общему тону предыдущих моих размышлений можно сделать вывод о том, насколько успешно удалось разработчикам компенсировать примитивные завязку, кульминацию и развязку. Ни на сколько. И в этом нет ничего удивительного, ведь над игрой работали откровенно бесталанные проходимцы, которым надо на законодательной основе запретить портить DVD- и Blu-ray-диски отходами своей жизнедеятельности. Судите сами: дизайн локаций прибыл даже не из прошлого века. Сказать, что Front Mission Evolved в этом плане отстала лет на десять, – значит обидеть знаменитые шедевры и даже серенькие середнячки того времени. Кажется, что Slave Zero легко уложит новинку одной левой, – ему не привыкать бороться с трудностями. У Рамси сотоварищи всё наоборот. Вражеские ванзеры неумело прячутся за хаотично расставленными объектами, толпятся в узких проходах, подставляются под автонаведение плечевой пушки. Если бы я сравнил местные уровни с короткой безальтернативной кишкой – то узкой, то немного шире (дескать, «комната»), – то в этот раз наверняка бы обидел представителей жанра «коридорный шутер». Они такого сравнения не заслужили.

Помимо типичных заездов на ванзерах, к которым я вернусь несколько позже, Дилан иногда развлекается забегами по военным базам и научным комплексам на своих двоих. Всё то же самое: и перспектива от третьего лица, и представления о жанре на уровне людей, которые этот самый жанр в глаза не видели. Ни толковой системы укрытий, ни приличной схемы повреждений, ни искусственного интеллекта, ни – опять же – дизайна – в прогулках пешком, - *вообще* ничего нет. Есть только унылые перестрелки с тупыми болванами, которые стремятся подбежать к Дилану как можно ближе: неважно, дробовик ли у них в руках или автомат… Чтобы всем было понятно, скажу так: Kane & Lynch 2 были лучше. Blood Stone – тоже. Ниже падать уже просто некуда. Третье доступное развлечение вообще бессмысленно описывать: обычный рельсовый тир, когда мы садимся за вертолетные орудия и разим всё вокруг пулевым ливнем и градом ракет. Развлечение на двоечку, что в сравнении с пешими прогулками – откровенный прогресс.

Навесил пушку.
Навесил две.
Закружилось в голове…

Изюминка всей игры заключается всё-таки в ванзерах, и именно в них, собственно, мы и проведем большую часть игры. Кстати, если не считать обтянутой армейским комбинезоном задницы Аделы, то ванзеры – самые красивые объекты в игре (оно и понятно: над их дизайном также работали японцы… вообще, не надо читать никаких информационных ресурсов, чтобы самому разобрать, что в игре делалось американцами, а что – японцами). Вся соль в том, что своего боевого коня можно модернизировать до умопомрачения. Выбирать другие модели, менять шасси, корпус, «руки», вешать до четырех типов вооружения и многое-многое другое. Постоянно приходится выбирать между защитой и подвижностью, скорострельностью и уроном, крепостью и скоростью. Разнообразие вооружения действительно радует: на каждое плечо можно установить по какой-нибудь тяжелой пушке (мой выбор: гранатомет и ракетница с автонаведением), а в руки взять автомат, дробовик или даже меч! Не до конца понятно одно: зачем в игре с весьма ограниченным игровым пространством нужна снайперская винтовка…

Впрочем, свобода выбора иллюзорна. Разные типы одного вида вооружения выбираются практически исключительно по принципу «что дороже – то и лучше» (деньги валяются на уровнях или начисляются за уничтожение противников), нацепить всё самое дорогое вряд ли удастся: каждая деталь что-то да весит, а суммарная масса ванзера не может превышать планку, установленную мощностью его двигателя. Явно понимая тот факт, что 95% комплектующих нормальному игроку даром не нужны, разработчики наглейшим образом вынуждают встраивать в ванзер ту или иную деталь. Как бы демонстрируя ее: а вот это у нас «ранец» для полетов, а вот тут – крутое шасси, как у паука почти! Причем из соответствующей миссии не совсем ясно, зачем дают две пары нелепых лап… Отдайте мне мои ноги, пожалуйста…

1) Бей
2) Беги

Сами миссии – еще одна головная боль для любого нормального игрока. Во-первых, что-то необычное – это не в стиле Double Helix. Т.е. вот вам коридор, в конце коридора – комната. Всё это пространство без каких-либо задумок и задних мыслей равномерно заселено вражескими ванзерами, танками, вертолетами… Настоящее издевательство – постоянные битвы с боссами. Эти гады – как на подбор придурки и идиотки – отличаются повышенной живучестью и явно преувеличенной огневой мощью. Как правило, когда очередной идиот получает по голове, он обзывает Дилана трусом и слабаком, а также обещает, что в следующий раз он его точно не пожалеет. Но это поначалу. Потом на героя будут спускать двух боссов за раз, ближе к концу – четырех… В Front Mission Evolved реализована система повреждений, при которой ванзеру можно вывести из строя, скажем, шасси, и он начнет передвигаться значительно медленнее. Несложно представить, что после 5-10 секунд тет-а-тет сразу с четырьмя терминаторами ванзер Рамси можно использовать вместо дуршлага. Но даже это не самое страшное. В одной из финальных битв с одним из главных злодеев придется пережить целых три стадии собственно боя. На второй он может убить героя двумя быстрыми ударами… Хочется взять его меч и кольнуть им голову дизайнера, сочинившего этот бой. А заодно и тех его коллег, кто ответственны за последние два боя с боссами в игре.

Не спасает игру ни хваленный E.D.G.E. (долго накапливается, быстро расходуется, эффект очевиден, но решающего превосходства не обеспечивает), ни обилие «трагических» смертей. "Новый Диск" продемонстрировал частичное знание русского языка, но озвучку оставили оригинальной. Озвучку, которую даже сами американцы называют отвратительной: отсутствие синхронности, какой-либо актерской игры, интонаций. В общем-то, она вполне соответствует дешевому внешнему виду игры. После такого авторов Indiana Jones & the Staff of Kings начинаешь даже немного уважать: они хотя бы не стали пихать свое ущербное творение на консоли нового поколения. Square Enix пихнула. На PS3, Xbox360, PC. Приставочники, вроде бы, рапортуют о каких-то багах, пропаданиях звука и проч. На ПК, вроде бы, обошлось. Хотя за такой внешний вид игры можно было бы вынуть ванзеровский меч из головы немного остывшего трупа главного игрового дизайнера и потыкать им поочередно во всех «художников» и «аниматоров», «трудившихся» над игрой. Ну, кроме тех, кто рисовал ванзеры и Аделию, – они уже и так себя наказали участием в создании этой «игры».

Бессмысленно отрицать очевидное: Front Mission Evolved – былинный провал, огромный прыжок назад, нет, даже падение на самое дно, наилучший способ вынудить западного игрока махнуть рукой на серию Front Mission. Для кого это сделано, кто будет покупать унылые DLC в Steam, – загадка века. Смешные продажи, смешные оценки, смешная драма в основе сюжета, – по отдельности в Front Mission Evolved всё смешное. Жаль, что совокупность всех факторов совсем не веселит.

Кстати, играть на ПК вполне удобно: за оружие в руках отвечают клавиши мыши, на плечах - "Q" и "E". Ничего гениального в этом нет, но сменить клавиатуру на геймпад не хочется - уже что-то. Впрочем, кого это волнует.

Front Mission Evolved

Вот так выглядит картинка при активации местного замедления времени.

Не Майкл Бэй

Несмотря на пессимистичные ожидания, первые впечатления от FME — в меру приятные. Тем, кто не слышал о предыдущих частях, быстро и внятно поведают, что же творится в мире Front Mission. Как выясняется, в 2171-ом году Землю поделила между собой троица враждующих фракций. Внезапно некая террористическая группировка развязывает кровопролитную войну, ну а нам в роли простого инженера Дилана Рэмси предстоит сесть за штурвал ванзера — здоровенного шагающего меха — и героически победить агрессоров.

В общем, оригинального и непредсказуемого сюжета ждать не приходится. Однако после эффектного ролика, открывающего кампанию, остается надежда на то, что сценарий спасет зрелищная подача. Спешим разочаровать: кинематографичная завязка — не более чем завлекалочка, за которой последует череда лишенных смысловой нагрузки диалогов вкупе с неубедительной драмой. В самом деле, неужели сцены гибели отважного негра или отца Дилана способны выдавить из кого-нибудь слезу? Особенно если эти товарищи абсолютно не проявили себя как персонажи и показались в кадре два с половиной раза.

Front Mission Evolved

Стандартный тир — стреляем из стационарного чуда. Избито и неинтересно.

Lego Front Mission

По завершении первого боевого задания нас отправляют в ангар, где мы впоследствии будем совершенствовать своего робота. Деньги, щедро отсыпаемые начальством за ратные подвиги, предлагается тратить на стальные ручки с ножками и оружие. Всевозможных деталей много, но изобилие — мнимое. Равноценных элементов катастрофически не хватает — есть либо мусор, либо классные вещички. Никаких тонкостей.

Видимо понимая это, время от времени авторы заставляют нас использовать ту или иную деталь. Сообщат вам: «В этой миссии необходимо [название устройства]» — и не отвертитесь. Однажды нас и вовсе без всякой на то причины попросят добровольно-принудительно приобрести четыре ноги, напоминающие паучьи лапы. А ведь ради громоздких конечностей придется отказаться от внушительного арсенала, дабы не перегрузить двигатель… Зато «разнообразие»!

Пристальное внимание стоит уделить лишь выбору специализации ванзера — выбор этот может существенно повлиять на стиль прохождения. Например, тяжелая модель превосходно управляется с базукой и парой ракетниц, однако из-за собственной неповоротливости уязвима для артиллерии; легкая машина куда проворнее, но удержит в железных ладошках разве что пару автоматов.

Front Mission Evolved

Изображать взрывы движку Evolved удается ужасно.

Not Evolved

Впрочем, какого робота вы ни сконструируете, игровой процесс не изменится к лучшему. Уровни состоят из коридоров, под завязку набитых неприятельскими мехами. Враги напористы, но их глупость не оставляет простора для тактики. От нас требуется только терпеливо уничтожать болванчиков, не забывая собирать целебные ящики-аптечки. Вдобавок с технической стороной действа беда — разрушаемость ограничивается редкими деревьями да разным хламом, а графические эффекты непозволительно устарели. И это весьма критично для одноклеточной пострелушки, рассчитанной на самую широкую аудиторию.

Иногда Рэмси вылезает из кабины ванзера, хватает автомат — и тогда Front Mission Evolved превращается в совсем уж бюджетный боевик (даже системе укрытий места не нашлось). Пехотинцы противника ведут себя точно так же, как и пилоты роботов, — рвутся вперед, ни секунды не пытаясь действовать слаженно, и бесславно дохнут. Правда, дохнут стремительно, так что пешие прогулки быстро заканчиваются и больше не вспоминаются.

А вот отвратительные битвы с «боссами» вы еще долго не забудете. Главгады могут похвастаться не только мощным вооружением, но и завидной стойкостью — свинец поглощают едва ли не ложками. И да, учтите — сражаться в одиночку плохиши не любят и потому частенько помогают друг другу. Короче говоря, битвы с двумя, а то и четырьмя злодеями не раз приснятся вам в ночных кошмарах…

Front Mission Evolved

Лучшее, что есть в игре. Без шуток.

Еще одна забава в Front Mission Evolved — мультиплеер. Мы бы сейчас много рассказали вам о возможности вручную собирать свои классы, как в Modern Warfare 2, о «прокачке», о четырех режимах… Но кому все это нужно, когда нам не в силах предоставить даже нормальную систему поиска оппонентов? Списка серверов нет в принципе, так что приходится ползти в лобби и ждать полчаса, пока кто-нибудь заглянет на огонек. А за десять секунд до начала матча один из напарников наверняка не выдержит и уйдет, допустим, в Bad Company 2. И правильно сделает. Последуйте его примеру.

Из сюжетной кампании тоже убегайте — или разобьете клавиатуру, безуспешно пытаясь одолеть третьего «босса» кряду.

Плюсы: см. скриншот по соседству.
Минусы: банальный сценарий; позавчерашние графика и физика; тоскливые и порой неимоверно раздражающие перестрелки; конструктор меха не такой подробный, как кажется на первый взгляд; пустой многопользовательский режим.

Помните, как в России на рубеже 2000-х случился японский бум? Понастроили суши-баров, завезли аниме про юных школьниц и кино про суровых самураев, а каждая десятая домохозяйка возомнила себя гейшей и научилась готовить нибоши-даши. Игр это помешательство тоже, конечно, коснулось, но тут уже ситуация была вполне логичная: 95% всех приличных консольных игр приплывали к нам прямиком из Страны восходящего солнца.

А сейчас ситуация изменилась настолько кардинально, что даже в игровой индустрии широкое распространение получил термин «вестернизация». Впрочем, в отношении Front Mission Evolved очень хочется применить куда более бескомпромиссный русский аналог: «озападнивание». Более приличным словом назвать получившийся продукт просто язык не поворачивается.

И я никому не скажу.

На статичной картинке может показаться, что здешние сюжетные сценки заслуживают право на жизнь. Не верьте!

Проникнуться всем трагизмом ситуации смогут только те, кто в свое время застал нормальных представителей семейства Front Mission. Скорее всего, для вас первой такой игрой стала Front Mission 3 для PSone: разнообразная, умная, нелинейная пошаговая стратегия про человекоподобных роботов-ванзеров, которых можно было собственноручно собирать и вооружать, формируя тем самым боевой отряд под ваши конкретные нужды.

Но с Front Mission произошло то, что случается со многими гениальными произведениями: продавалась игра на Западе так себе. Настолько «так себе», что даже лучшую, пятую часть игры никогда не выпускали за пределами Японии. Видимо, посчитав, что умные пошаговые стратегии уже никому не нужны, в Square Enix решили сделать экшен и отдали роботов на растерзание богопротивной конторе Double Helix, которая своим творением Silent Hill: Homecoming чуть было не загнала в могилу один из самых известных хоррор-сериалов.

Тут может сложиться впечатление, что мы так негативно настроены к игре только потому, что она непохожа на своих предков. Отнюдь. Если бы Front Mission Evolved делали талантливые люди, мы бы получили великолепный роботизированный экшен. Представьте: взвод десятиметровых стальных махин дает ракетный залп по позициям врага, включает реактивные ускорители и с грациозностью фигуристов несется вперед. Поднимая облака пыли, отряд лавирует между домами, перепрыгивает через ангары, поливает вражеских роботов свинцом и при случае мордует их здоровенными кастетами. Вокруг в это время происходит настоящий хаос: робот давит машины, робот мнет крыши, летящий после удара робот сносит своим массивным телом радиовышку, сверху на голову пикирует подбитый вертолет. Фантазия рисует как минимум очень захватывающую и зрелищную картину!

Примерно так должна выглядеть современная игра о роботах. Но, увы, это всего лишь кадр из вступительного ролика, который нарисовали в Японии.

Но ничего этого во Front Mission Evolved нет. Точнее, есть, но выполнено все на таком уровне, что игрой можно смело и наверняка небезуспешно пытать Майкла Бэя. Единственное исключение — сами роботы. Все-таки их рисовали японские дизайнеры, а они, как вы наверняка слышали, в этих машинах знают толк. Благоразумным решением было не выкидывать на помойку и главную особенность Front Mission: возможность сконструировать робота из подготовленных заранее запчастей. От того, какие руки и ноги вы прикрутите к телу, а также от выбранного оружия будет зависеть специализация ванзера: усредненный по всем параметрам пулеметчик, специалист ближнего боя, машина смерти с сотнями ракет на борту, хлипкий, но юркий и меткий снайпер или какая-то комбинация из всего вышеперечисленного. Ваша фантазия ограничена лишь финансами и максимальным весом, который может выдержать корпус. Поиск идеального именно для вас варианта может не на шутку увлечь даже во Front Mission Evolved.

. Что я робота люблю!

Как и положено любому приличному роботу, у него есть суперрежим, в котором ванзер отправляет врагов на свалку буквально одним ударом.

Но ненадолго. Ведь ни тактики, ни банального умения управляться с роботом вам в игре не понадобится. Любое сражение выигрывается одним простым способом: выбежать из-за дома, расстрелять мишень из всех четырех орудий, спрятаться, повторить до полного уничтожения сил противника, затем просеменить к следующему дому. Впрочем, часто и укрываться-то не нужно: рядовые враги охотно взрываются еще до того, как нанесут вам существенный урон. Согласитесь, все это слабо согласуется с картинами, которые мы описывали чуть выше.

Каким-то развлечением могли бы стать сражения с боссами, но и тут облом: от обычных противников они отличаются лишь разукрашенным, как синеухий лорикет, ванзером, и увеличенной до умопомрачения линейкой здоровья. Более того, в «лучших» традициях плохих игр, каждого из боссов придется победить минимум два раза, потому как после первой взбучки они спешно ретируются, обзывая вас слабаком и неудачником.

Понимая, что получается у них все очень скучно, Double Helix решили разнообразить процесс еще двумя типами заданий. И если полет на вертолете с поливанием земли пулеметным огнем и ракетами еще кое-как способен ненадолго снять дремоту, то миссии за самих пилотов не лезут ни в какие ворота. Во-первых, очевидно, что ни одному нормальному человеку в игре про больших роботов не захочется бегать в шкуре жалкого млекопитающего с базукой наперевес. Во-вторых, уровни за людей получились настолько жалкими, что даже вспоминать не хочется: ваш подопечный бежит вперед по узким коридорам военных баз (системы укрытий не ждите) и из игрушечного автоматика стреляет по дубовым человечкам без единого байта искусственного интеллекта в голове. Иногда приходится подрывать ванзеров, но рассыпаются они буквально с пары попаданий из гранатомета, что уж вообще просто смешно.

Вот так проходят все схватки: два робота стоят напротив друг друга и опустошают боезапас. Повторять примерно 568 раз.

Наконец, Front Mission Evolved получилась банально некрасивой игрой. Держим пари, что, если уменьшить разрешение, она безо всяких проблем запустилась бы на PlayStation 2 — и даже там была бы не самой обаятельной и привлекательной. Причем дело не только в технологически устаревшей картинке, но и в элементарном отсутствии вкуса. Даже сюжет, традиционно сильная сторона Front Mission, здесь подается в череде убогих роликов на движке с бедно анимированными персонажами, которые еще и пытаются показать вам свои эмоции и богатый внутренний мир. В совокупности это дает эффект от просмотра телесериалов из дневного эфира центральных телеканалов: уже после первых пяти секунд становится неловко и за себя, и за происходящее на экране.

Если бы Чарльз Дарвин предполагал, что новому Front Mission дадут подзаголовок Evolved, то есть «эволюционировавший», он, наверное, жутко обиделся бы. Потому что не чем иным, кроме как деградацией, эту игру назвать невозможно. Умную, захватывающую, нелинейную стратегию низвели до уровня скучного, однообразного, кособокого, некрасивого экшена. Играть в это осенью, когда каждый день выходят в десятки раз более качественные игры, может позволить себе лишь тот, у кого очень много свободного времени.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 40%

Геймплей: 5

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Во Front Mission Evolved можно играть, но лучше этого не делать: кому нужен скучный и однообразный экшен, даже если он — про роботов?

Помните, как в России на рубеже 2000-х случился японский бум? Понастроили суши-баров, завезли аниме про юных школьниц и кино про суровых самураев, а каждая десятая домохозяйка возомнила себя гейшей и научилась готовить нибоши-даши. Игр это помешательство тоже, конечно, коснулось, но тут уже ситуация была вполне логичная: 95% всех приличных консольных игр приплывали к нам прямиком из Страны восходящего солнца.

А сейчас ситуация изменилась настолько кардинально, что даже в игровой индустрии широкое распространение получил термин «вестернизация». Впрочем, в отношении Front Mission Evolved очень хочется применить куда более бескомпромиссный русский аналог: «озападнивание». Более приличным словом назвать получившийся продукт просто язык не поворачивается.

И я никому не скажу.

На статичной картинке может показаться, что здешние сюжетные сценки заслуживают право на жизнь. Не верьте!

Проникнуться всем трагизмом ситуации смогут только те, кто в свое время застал нормальных представителей семейства Front Mission. Скорее всего, для вас первой такой игрой стала Front Mission 3 для PSone: разнообразная, умная, нелинейная пошаговая стратегия про человекоподобных роботов-ванзеров, которых можно было собственноручно собирать и вооружать, формируя тем самым боевой отряд под ваши конкретные нужды.

Но с Front Mission произошло то, что случается со многими гениальными произведениями: продавалась игра на Западе так себе. Настолько «так себе», что даже лучшую, пятую часть игры никогда не выпускали за пределами Японии. Видимо, посчитав, что умные пошаговые стратегии уже никому не нужны, в Square Enix решили сделать экшен и отдали роботов на растерзание богопротивной конторе Double Helix, которая своим творением Silent Hill: Homecoming чуть было не загнала в могилу один из самых известных хоррор-сериалов.

Тут может сложиться впечатление, что мы так негативно настроены к игре только потому, что она непохожа на своих предков. Отнюдь. Если бы Front Mission Evolved делали талантливые люди, мы бы получили великолепный роботизированный экшен. Представьте: взвод десятиметровых стальных махин дает ракетный залп по позициям врага, включает реактивные ускорители и с грациозностью фигуристов несется вперед. Поднимая облака пыли, отряд лавирует между домами, перепрыгивает через ангары, поливает вражеских роботов свинцом и при случае мордует их здоровенными кастетами. Вокруг в это время происходит настоящий хаос: робот давит машины, робот мнет крыши, летящий после удара робот сносит своим массивным телом радиовышку, сверху на голову пикирует подбитый вертолет. Фантазия рисует как минимум очень захватывающую и зрелищную картину!

Примерно так должна выглядеть современная игра о роботах. Но, увы, это всего лишь кадр из вступительного ролика, который нарисовали в Японии.

Но ничего этого во Front Mission Evolved нет. Точнее, есть, но выполнено все на таком уровне, что игрой можно смело и наверняка небезуспешно пытать Майкла Бэя. Единственное исключение — сами роботы. Все-таки их рисовали японские дизайнеры, а они, как вы наверняка слышали, в этих машинах знают толк. Благоразумным решением было не выкидывать на помойку и главную особенность Front Mission: возможность сконструировать робота из подготовленных заранее запчастей. От того, какие руки и ноги вы прикрутите к телу, а также от выбранного оружия будет зависеть специализация ванзера: усредненный по всем параметрам пулеметчик, специалист ближнего боя, машина смерти с сотнями ракет на борту, хлипкий, но юркий и меткий снайпер или какая-то комбинация из всего вышеперечисленного. Ваша фантазия ограничена лишь финансами и максимальным весом, который может выдержать корпус. Поиск идеального именно для вас варианта может не на шутку увлечь даже во Front Mission Evolved.

. Что я робота люблю!

Как и положено любому приличному роботу, у него есть суперрежим, в котором ванзер отправляет врагов на свалку буквально одним ударом.

Но ненадолго. Ведь ни тактики, ни банального умения управляться с роботом вам в игре не понадобится. Любое сражение выигрывается одним простым способом: выбежать из-за дома, расстрелять мишень из всех четырех орудий, спрятаться, повторить до полного уничтожения сил противника, затем просеменить к следующему дому. Впрочем, часто и укрываться-то не нужно: рядовые враги охотно взрываются еще до того, как нанесут вам существенный урон. Согласитесь, все это слабо согласуется с картинами, которые мы описывали чуть выше.

Каким-то развлечением могли бы стать сражения с боссами, но и тут облом: от обычных противников они отличаются лишь разукрашенным, как синеухий лорикет, ванзером, и увеличенной до умопомрачения линейкой здоровья. Более того, в «лучших» традициях плохих игр, каждого из боссов придется победить минимум два раза, потому как после первой взбучки они спешно ретируются, обзывая вас слабаком и неудачником.

Понимая, что получается у них все очень скучно, Double Helix решили разнообразить процесс еще двумя типами заданий. И если полет на вертолете с поливанием земли пулеметным огнем и ракетами еще кое-как способен ненадолго снять дремоту, то миссии за самих пилотов не лезут ни в какие ворота. Во-первых, очевидно, что ни одному нормальному человеку в игре про больших роботов не захочется бегать в шкуре жалкого млекопитающего с базукой наперевес. Во-вторых, уровни за людей получились настолько жалкими, что даже вспоминать не хочется: ваш подопечный бежит вперед по узким коридорам военных баз (системы укрытий не ждите) и из игрушечного автоматика стреляет по дубовым человечкам без единого байта искусственного интеллекта в голове. Иногда приходится подрывать ванзеров, но рассыпаются они буквально с пары попаданий из гранатомета, что уж вообще просто смешно.

Вот так проходят все схватки: два робота стоят напротив друг друга и опустошают боезапас. Повторять примерно 568 раз.

Наконец, Front Mission Evolved получилась банально некрасивой игрой. Держим пари, что, если уменьшить разрешение, она безо всяких проблем запустилась бы на PlayStation 2 — и даже там была бы не самой обаятельной и привлекательной. Причем дело не только в технологически устаревшей картинке, но и в элементарном отсутствии вкуса. Даже сюжет, традиционно сильная сторона Front Mission, здесь подается в череде убогих роликов на движке с бедно анимированными персонажами, которые еще и пытаются показать вам свои эмоции и богатый внутренний мир. В совокупности это дает эффект от просмотра телесериалов из дневного эфира центральных телеканалов: уже после первых пяти секунд становится неловко и за себя, и за происходящее на экране.

Если бы Чарльз Дарвин предполагал, что новому Front Mission дадут подзаголовок Evolved, то есть «эволюционировавший», он, наверное, жутко обиделся бы. Потому что не чем иным, кроме как деградацией, эту игру назвать невозможно. Умную, захватывающую, нелинейную стратегию низвели до уровня скучного, однообразного, кособокого, некрасивого экшена. Играть в это осенью, когда каждый день выходят в десятки раз более качественные игры, может позволить себе лишь тот, у кого очень много свободного времени.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 40%

Геймплей: 5

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Во Front Mission Evolved можно играть, но лучше этого не делать: кому нужен скучный и однообразный экшен, даже если он — про роботов?

Читайте также: