Эволюция настольная игра обзор от игроведа

Обновлено: 03.07.2024


• Курьерская доставка - 179 руб, бесплатно по Москве и СПб от 7000 рублей.
• Доставка по России: пункты выдачи и постаматы от 249 руб. По Москве, Моск. области и СПб до 25 октября - от 99 руб. , свыше 7000 руб. бесплатно. Подробности на странице акции.

бесплатная доставка курьером по Москве и СПб заказов от 999 рублей, по России в пункты выдачи и постаматы от 2900 рублей, а также бесконтактная доставка заказов, оплаченных он-лайн.

Комбинируйте различные свойства животных и развивайте собственную популяцию в условиях постоянно меняющегося количества ресурсов – еды. Регулируя численность животных, получая новые, полезные свойства и противодействуя соперникам, ваша популяция должна выжить и занять доминирующее положение в экосистеме!

Наличие для доставки:
Вид доставки Наличие
Почтой России
(5–14 дней)
Мало В КОРЗИНУ
В постаматы
(1–3 дня)
Мало В КОРЗИНУ
Курьером по Москве Мало В КОРЗИНУ
Курьером по
Санкт-Петербургу
Мало В КОРЗИНУ
Наличие в магазинах в Москве (самовывоз):
Адрес магазина Наличие
Белорусская Мало В КОРЗИНУ
Новокузнецкая Мало В КОРЗИНУ
Цветной бульвар Ждем 1-3 дня В КОРЗИНУ
Чкаловская Мало В КОРЗИНУ
Наличие в магазинах в Санкт-Петербурге (самовывоз):
Адрес магазина Наличие
Гостиный двор Мало В КОРЗИНУ
Комендантский проспект Мало В КОРЗИНУ

Описание игры

Компоненты настольной игры Эволюция. Естественный отбор

Компоненты настольной игры Эволюция. Естественный отбор Из школьных учебников биологии мы знаем, что развитие животного мира нашей планеты определяла постоянная борьба за выживание: одни вырастили себе острые зубы и стали хищниками, а другие питались растительным кормом и, чтобы сохранить свою жизнь, им пришлось учиться быстро бегать, прятаться и маскироваться. Но как бы выглядела наша планета, если бы в результате эволюции появились саблезубые зайцы или огромные муравьи? В настольной игре Эволюция. Естественный отбор возможно увидеть и не такое!

Новая версия. Настольная игра Эволюция. Естественный отбор является доработанной версией первоначальной игры Эволюция, которую создал научный сотрудник НИИ физико-химической биологии - Дмитрий Кнорре. Изменения коснулись и оформления: оно стало более красочным, кроме карт появились поле, жетоны и другие компоненты; и механики – над ней поработали известный российский автор Сергей Мачин (Зельеварение, Японский домик, Варенье), а также Dominic Crapuchettes, владелец компании North Star Games.

Миллионы лет в одной партии. Действие в настольной игре Эволюция. Естественный отбор происходит посреди бурно развивающейся экосистемы. Вашим животным предстоит добывать еду, размножаться и главное, постараться не быть съеденными. Для этого необходимо наделить их нужными свойствами. Ваша задача — решить, что же нужно вашим подопечным для выживания.

Эволюция. Естественный отбор - это переработанная версия настольной игры Эволюция.

Эволюция. Естественный отбор - это переработанная версия настольной игры Эволюция. Эволюция. Естественный отбор - это переработанная версия настольной игры Эволюция.

В состав настольной игры Эволюция. Естественный отбор входят: 1 поле Водопой, 180 фишек еды, 24 планшета животных, 48 деревянных маркеров, 129 карт свойств, 6 мешочков для еды, 6 памяток игроков, 1 знак Первого игрока, правила игры.

Форум

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии


• Курьерская доставка - 179 руб, бесплатно по Москве и СПб от 7000 рублей.
• Доставка по России: пункты выдачи и постаматы от 249 руб. По Москве, Моск. области и СПб до 25 октября - от 99 руб. , свыше 7000 руб. бесплатно. Подробности на странице акции.

бесплатная доставка курьером по Москве и СПб заказов от 999 рублей, по России в пункты выдачи и постаматы от 2900 рублей, а также бесконтактная доставка заказов, оплаченных он-лайн.

Игра поставляется под заказ, оставляйте ваши заявки.

Самостоятельная игра серии Эволюция. Как происходит эволюция? В результате случайной мутации животное приобретает новое свойство. Если это свойство оказалось полезным, потомки животного вытесняют другие организмы. Вы будете играть за несколько эволюционирующих видов животных. Добейтесь того, чтобы их численность была как можно больше!

Наличие для доставки:
Вид доставки Наличие
Почтой России
(5–14 дней)
Под заказ 2-3 дня В КОРЗИНУ
В постаматы
(1–3 дня)
Под заказ 2-3 дня В КОРЗИНУ
Курьером по Москве Под заказ 2-3 дня В КОРЗИНУ
Курьером по
Санкт-Петербургу
Под заказ 2-3 дня В КОРЗИНУ
Наличие в магазинах в Москве (самовывоз):
Адрес магазина Наличие
Белорусская Под заказ 1-3 дня В КОРЗИНУ
Новокузнецкая Под заказ 1-3 дня В КОРЗИНУ
Цветной бульвар Под заказ 1-3 дня В КОРЗИНУ
Чкаловская Под заказ 1-3 дня В КОРЗИНУ
Наличие в магазинах в Санкт-Петербурге (самовывоз):
Адрес магазина Наличие
Гостиный двор Под заказ 3–4 дня В КОРЗИНУ
Комендантский проспект Под заказ 3–4 дня В КОРЗИНУ

Описание игры

Компоненты настольной игры Эволюция. Случайные мутации

Компоненты настольной игры Эволюция. Случайные мутации Настольная игра Эволюция эволюционировала! Её автор, профессиональный биолог Дмитрий Кнорре, разработал новую, более научную версию – “Эволюция. Случайные мутации”. Это не замена оригинальной Эволюции и не дополнение к ней, а отдельная настольная игра, унаследовавшая от своей популярной предшественницы базовые принципы правил и некоторые элементы.

Фактор случайности. Итак, перед нами обновлённая иллюстрация теории Дарвина о происхождении видов в ходе естественного отбора. Всё как в природе: в результате случайной мутации животное приобретает какое-то новое свойство – полезное, которое поможет выжить, дать потомство и образовать новый вид, или вредное, которое превратит данную особь в тупиковую ветвь эволюции, обречённую на вымирание. Если раньше игрок осознанно выбирал определённое свойство из карт в руке, то теперь он должен разыграть карту как животное или как свойство, не зная, какое свойство на этой карте изображено – то есть возрастает роль случая.

А как же стратегия? Никуда не делась. От “смотрителя зоопарка экосистемы” по-прежнему зависит, какие виды доживут до финального подсчёта очков. Ведь именно он решает, какие из его животных будут мутировать; потом, в фазу питания, выбирает, кого накормить, а кого оставить голодным, кого спрятать в убежище, на каких животных противника напустить паразитов… В общем, не ждите милостей от природы, а смело берите эволюцию в свои руки!

Игровой процесс настольной игры Эволюция. Случайные мутации

Новые признаки у живых организмов появляются постепенно. Сначала происходит случайное изменение (мутация) в последовательности нуклеотидов ДНК. Новые признаки у живых организмов появляются постепенно. Сначала происходит случайное изменение (мутация) в последовательности нуклеотидов ДНК.

Игровой процесс настольной игры Эволюция. Случайные мутации

Все животные одного вида обладают всеми свойствами этого вида. Все животные одного вида обладают всеми свойствами этого вида.

Что в коробке? В состав познавательной настольной игры Эволюция. Случайные мутации входят 90 карт, на лицевой стороне которых указано одно из 16 возможных свойств (например, “Хищник”, “Короед” или “Почкование”); 52 разноцветные фишки: красные – кормовая база, синие – дополнительная еда, зелёные – убежища, чёрные - паразиты; кубики, с помощью которых в фазу Климата определяется количество еды, убежищ и паразитов, доступных в текущем ходе; правила игры на русском языке. Базовый набор рассчитан на 2-4 игроков, но если объединить пару коробок, то в игре могут участвовать до восьми человек. Также можно использовать некоторые карты из первой игры и её дополнений, список таких карт приведён в конце правил.

Форум

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии, а задать вопросы по правилам и просто поговорить про игру, мы вас приглашаем на Форум »


Эпичная схватка между большим норным водоплавающим топотуном, быстрым норным пиратом и быстрым ядовитым гадом, способным отбрасывать хвост, уже на нашем канале! Приятного просмотра!

Быстрый норный пират… Ядовитый водоплавающий падальщик… Большой норный хищник… (Ультралиск зергов, по всей видимости…) Нет! Это не описание животных к новому сценарию «Чужого» или Starcraft III. Это всего лишь малая часть комбинаций, которые возможно создать, играя в настольную игру «Эволюция».


Эта игра появилась в моей коллекции одной из первых. Ну а кто бы устоял, когда друзья начинают рассказывать тебе что-то вроде: «Мы тут играли в игру, где надо животных выращивать. Кто-то вырастил убер-монстра: большого, водоплавающего, способного мимикрировать и таскать еду у других животных. Но к концу игры он сдох, так как прокормиться не смог :)»

Когда коллекция моя была в 10 раз меньше и насчитывала от силы 4 коробки, в эту игру мы рубились всей семьей чуть ли не каждый вечер. Кто-то даже с калькулятором сидел и что-то там высчитывал, а потом бросались кубики и кормовой базы попусту не хватало… А однажды мы собрались компанией чуть ли не 8 человек, смешали 2 набора и играли почти полдня… Это было действительно классно! Хотя кое-кто с тех пор так канделябром по морде и не получил за злостное нарушение правил. Но это мелочи!

Коллекция моя разрослась в разы, появились в ней игры, занимающие сейчас ТОПы всевозможных рейтингов, да и, что уж греха таить, «Эволюцию» мы не раскладывали давненько. И вот буквально неделю назад тряхнули мы стариной, сдули пыль со старой коробки и сыграли очень и очень занятную партию — по крайней мере всем участникам она принесла море удовольствия. Видео с ней вы найдёте в начале статьи.

Карточная игра

В чём несомненный плюс карточных игр — партию в них можно подготовить буквально за секунды. Перемешал вручную или с применением спецтехники колоду карт, высыпал на стол немногочисленные дополнительные компоненты (если таковые вообще имеются) — и всё! Можно начинать играть!

Именно так и проходит подготовка партии в «Эволюцию». Высыпал на стол аккуратными кучками фишки кормовой базы, дополнительной еды и жирового запаса, рядышком положил кубики и перемешанную колоду карт животных — подготовка закончена!


Подготовка завершена!

В начале игры каждый из игроков получает на руки 6 карт животных. Эти карты можно сыграть рубашкой вверх — и вывести новый вид животного, — либо же сыграть карту лицом вверх и наделить эволюционирующий вид свойством, которое указано на карте. Количество видов и их свойств неограниченно, правда, сыграть 2 карты с одним свойством на одно и то же животное правилами запрещено. Что собственно логично: животное не может быть дважды хищником или дважды водоплавающим.

Цель игры — сделать так, чтобы созданные тобой виды успешно эволюционировали, развивались и выжили к концу игры, ну и, естественно, помешать повторить этот путь к успеху своим соперникам. За каждый выживший к концу игры вид и его свойства начисляются победные очки — у кого их больше, тот вполне закономерно побеждает.

Механика игры

Ну что же… Карты разложены, цели наши ясны, дело наше правое — пора начинать!

Прежде всего нужно определить первого игрока — того, кто будет первым в начальном раунде играть карты с руки и кормить животных. На этот счёт в правилах разных игр придумывают порой весьма неожиданные способы как же это делать. Первым назначают и того, кто посетил больше всех городов/стран/континентов (нужное подчеркнуть), и того, кто живёт ближе всех к воде, и просто потрясти в руках фишки игроков и наугад вытянуть одну из них, и т. д. Но это все скучно! Гораздо оригинальнее кинуть кубик и посмотреть, какое число на нём выпадет — у кого оно будет наибольшим, тому первому и ходить. Зря что ли целых два кубика входят в комплект игры?


Первого игрока выбрали. Самое время раздать всем карты. В начале всем положено по 6 карт. И после того как игроки получат свои карты и ознакомятся с ними, можно наконец приступать к самой игре.

Партия делится на раунды. Каждый раунд делится на фазы. А фаза в свою очередь делится на ходы игроков (прям митоз какой-то!).

Каждый раунд отыгрывается ровно четыре фазы.

Фаза развития — одна из двух наиболее продолжительных фаз в игре. Начиная с первого игрока, все по очереди делают свои ходы. В качестве хода в этой фазе можно либо вывести селекцией, скрещиванием, прививанием, мутацией или ещё каким-то образом новый вид животных, сыграв одну из своих карт рубашкой вверх и выложив её на стол перед собой, либо же одно из своих животных можно наделить каким-нибудь свойством, указанным на лицевой стороне карты. Если у игрока не осталось карт на руках или он хочет приберечь их на будущее, то вместо хода он может сказать: «Пас». Фаза будет доигрываться без него. Естественно, в этой фазе развитие нашей фауны идёт до последнего спасовавшего.

После развития наступает фаза определения кормовой базы — первый игрок бросает кубики, и в зависимости от числа, выпавшего на них, и числа играющих, в кормовую базу поступает определённое количество фишек еды. Казалось бы, такая непродолжительная и простая фаза, но сколько видов животных, которые могли бы жить на Земле по сей день, не выжили из-за того, что кубики выдали скудную кормовую базу…


Сколько из этих фишек пойдёт на прокорм животных, определяют кубики.

Фаза кормления — что логично; после того, как кормовую базу определили, мы начинаем её потреблять в фазе кормления. Эта фаза — квинтэссенция всей игры. Кто-то просто тихо-мирно потребляет красные фишки. Кто-то мало того, что потребляет, так ещё и уничтожает и без того скудный запас продуктов. А уж если на столе завелись хищники, падальщики, пираты, паразиты и прочая нечисть — в силу вступает закон джунглей. Тут уж либо ты, либо тебя. Подозреваю, что какого-то процента счастливых семей мир недосчитался по вине именно этой фазы игры — ты с человеком встречаешься, целуешься, вместе в гости ходишь, а он твоего любимого хомячка своим хищником сгрыз…

Фаза вымирания и сдачи новых карт: эволюция вещь беспощадная, кто не приспособился — тот вымер. Умереть животное может как и из-за голода, так и из-за того, что попробовало на зуб какую-то ядовитую тварь (есть в картах и такое свойство). Карты вымирающих животных и их свойств отправляются в сброс игрока. После этого каждому выдаётся столько карт, сколько у него выживших животных, плюс 1 карта сверху. Первым игроком становится следующий по часовой стрелке игрок — и начинается новый раунд.

Свойства

На всех картах в игре указаны одно или два свойства, которые можно сыграть на животное и повысить его шансы на выживание (ну, или шансы кого-то ещё, но об этом ниже).

Можно сделать животное быстрым и при атаке хищника — с помощью всё тех же кубиков — попытаться убежать от хищника. Почему, кстати, это свойство используется в игре только как оборона от хищников и не учитывается при хищничестве, не совсем понятно.


За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

От хищников весьма успешно помогают следующие свойства:



Главное не домимикрироваться и не скормить кого-то ценного хищнику.


Выращиваем хамелеонов! Недорого!

Ещё можно дать отгрызть от себя кусочек, но всё же спастись!


Самое спорное свойство.

На что хищники отвечают острым зрением:


На третий день Зоркий Сокол заметил, что в сарае нет одной стены.

Ну, или просто становясь такими же большими, как их жертвы:


Одно из свойств Тиранозавра…

Или же вовсе ныряют за ними под воду:


А вот бурым медведям, ловящим лосося, такое ограничение по барабану.

Ну и как будто всего этого было мало, в игре ещё и парные свойства есть, помогающие кормить не только себя, но и соседа:


А о других вы подумали?


А чтобы жизнь медом не казалась, есть ещё и такие свойства:


До чего же приятно сыграть паразита порой!

А уж если совсем прижмёт, можно и симбионтом стать:


Причем сумрачный тевтонский гений порой выдаёт такие комбинации, в которых сходу не сразу-то и разберёшься:


Вопрос на засыпку: кого и кому жрать первым?)

Споры

Ну и наконец мы подходим к самому спорному моменту игры — её правилам. Правила к игре идут на 12 страницах формата А5, или чутка больше. А должны быть раза в 2, а то и в 3 больше! Дело в том, что все эти комбинации свойств весьма и весьма не очевидны и порождают почти что кровавые споры и драки за столом. Несколько партий мы так и не доиграли, не сойдясь в трактовке правил. Вообще это единственная игра на моей памяти, которая требует СТОЛЬКО пояснений, не описанных в правилах.

Собственно, почему мы в своё время и забросили её — как-то не хочется разругаться насмерть из-за какой-то игры.

Впечатления

Если удаётся обойтись без ожесточённых споров и ругани, то «Эволюция» — очень и очень интересная и забавная игра. Если включить фантазию, то монстры вырисовываются порой эпичные!


Долго думал председатель, что же такое у него в озере водится, способное обглодать быка до скелета за неделю.

Особенно сочетания со свойством «Большой» доставляют! Так прям и представляешь, что нечто размером со слона начинает рыть норы или бегать по окрестностям.


Реально! Ни дай бог, за кем погонится!

Но всё же в игре порой не хватает ограничения на количество свойств животного. Игра претендует на научно-популярность, но позволяет создать такие дикие комбинации, которых в природе отродясь не было.

Да и баланс свойств в некоторых случаях хромает. Особенно это касается свойств ядовитости и отбрасывания хвоста — первое вынуждает тебя пожертвовать порой очень и очень неплохим животным, чтобы хоть как-то не дать сопернику подмять под себя кормовую базу и партию в целом. Отбрасывание хвоста в связке с тем правилом, что хищники могут атаковать своих же животных и отбрасывать можно даже паразита, так и вовсе порой ломает всю стратегию.

Да и в целом, о какой стратегии может идти речь, если база определяется кубиками? Я не спорю, это добавляет в игру азарта, но бывают ситуации, что из-за маленького числа на кубиках и того, что ты в этом раунде ходишь последним, до тебя просто даже самой малой крошечки кормовой базы не доходит. И одно дело, если это происходит в начале игры, когда карт в колоде ещё много, а другое дело — в финальном раунде… В общем, рандомность этой игре нужна и полезна, но я бы всё же на месте автора её хоть как-то ограничил…


Выживут не все.

Если вы люди не сильно обидчивые, то эта игра скрасит вам немало долгих зимних и не только вечеров. «Эволюция» — отличный пример «доброй» семейной игры, где случайность, наверное, определяет ход игры даже больше, чем расчёт. Любителям стратегий и точных расчётов вряд ли понравится, а вот тем, кто играет с детьми или новичками в мире настольных игр — вполне себе ничего.

Хотя если в вашем кругу есть люди, готовые объявить вендету из-за малейшего проигрыша, лучше поискать какую-нибудь другую игру — целее будете :)


Впервые я написал об «Эволюции» в 2011 году, это была самая первая версия игры, изданная русским издательством «Правильные игры». Вскоре издатель продал права за рубеж, и их приобрела компания «NorthStar Games». После этого Доминик Крапушетт проделал гигантскую работу по доработке игры, и за это я снимаю перед ним шляпу. Доминик внёс множество кардинальных изменений, достаточных, на мой взгляд, чтобы считать их итоговый результат совершенно другой игрой по сравнению с оригиналом. Несколько месяцев назад я написал новый обзор «Эволюции» — обзор переработанной версии игры. А это, получается, уже третий обзор, в нём речь пойдёт об обновлённом издании игры.


Новая иллюстрация на коробке


Коробка издания 2014 года

В «Эволюции» вы создаёте и развиваете особи, стараясь, чтобы каждый раунд они не только выживали, но и преуспевали. Игра симулирует механизмы эволюции, благодаря которым животные менялись и приспосабливались к новым условиям окружающей среды. Это карточная игра, в её составе 129 карт свойств. Каждый участник начинает игру с одной особью. Особь — деревянное поле с двумя счётчиками: один отвечает за размер особи, другой — за размер её популяции.


Два поля особей и карты над ними

В начале каждого раунда игроки берут из колоды по 3 карты, ещё 1 дополнительную карту приносит игроку каждое имеющееся у него поле особи. Если колода заканчивается, из сброса делается новая колода, поэтому карт хватает на всех, однако раунд, в котором это произошло, становится последним.

Получив карты, игроки в закрытую выкладывают по одной карте перед собой, эти выложенные карты определят кормовую базу текущего раунда (в нижнем правом углу каждой карты свойства указано определённое число еды) и будут использованы в фазу питания. А пока участников ждёт фаза розыгрыша карт.

Начиная с первого игрока и по часовой стрелке, каждый игрок разыгрывает с руки столько карт свойств, сколько хочет.

Карты свойств можно играть на своих особей, в этом случае карты выкладываются в закрытую чуть выше выбранных особей. Есть ограничение: у одной особи не может быть больше 3 свойств. Также нельзя играть на особь свойство, которое у неё уже есть.


Некоторые карты свойств, позволяющие питаться эффективнее

Карты свойств можно сбрасывать, чтобы создавать новых особей. В этом случае из запаса берётся новое поле особи и кладётся справа или слева от имеющихся особей (но никогда между ними), на первые деления счётчика размера особи и популяции кладутся деревянные маркеры.

Наконец, карты свойств можно сбрасывать, чтобы увеличить размер или популяцию одной особи на 1. Увеличить какую-либо из этих характеристик больше 6 не получится — у поля особи не предусмотрено других отверстий.

Игроки вольны сбрасывать/играть любое число карт. Все не потраченные карты остаются на руке, их можно использовать в следующих раундах. После того как первый игрок сбросил/сыграл все желаемые карты, то же самое делает следующий по очереди участник и так далее. В конце фазы игроки переворачивают все сыгранные на особей карты свойств.

Дальше начинается фаза питания. Игроки открывают выложенные в начале раунда карты, суммируют указанные на них количества еды и кладут соответствующее число маркеров еды на поле водопоя — это кормовая база текущего раунда. Сначала еду получают особи со свойством эффективного питания (определяется по чёрному листку в правом верхнем углу карты), затем наступает этап «обычного» питания.


Обновлённое поле для кормовой базы


Поле для кормовой базы предыдущего издания

Начиная с первого игрока, каждый игрок по очереди кормит ОДНУ из своих голодных особей. Особь считается голодной, если жетонов еды на её поле меньше, чем размер её популяции. В игре есть 2 типа особей: травоядные и хищники — для каждого типа свои правила питания.

Травоядные просто потребляют еду из кормовой базы. Обычно за один раз вы берёте 1 жетон еды из водоёма и кладёте его на поле голодной особи — на самый левый свободный кружок над маркерами популяции. Особь не может есть больше, чем составляет размер её популяции. Некоторые свойства особей влияют на число жетонов еды, некоторые позволяют кормить ещё и соседние особи.

Хищники предпочитают есть мясо — мясо других особей. Хищник может напасть на любую особь в игре, даже если она принадлежит владельцу этого хищника. Хищник обязан нападать и съедать другие особи, если он в состоянии сделать это, а напасть он может, только если его размер больше размера потенциальной жертвы И у этой жертвы нет защитных свойств, которые разрешили бы ей не становиться добычей хищника. Если нападение успешно, хищник берёт столько жетонов еды из запаса, сколько составлял размер жертвы, а жертва уменьшает размер популяции на 1. Если популяция сокращается до 0, особь прекращает существовать: её поле и карты свойств сбрасываются. При этом владелец вымершей особи получает компенсацию: берёт столько новых карт из колоды, сколько карт свойств было у особи на момент её гибели.


Некоторые «хищные» карты

Фаза питания заканчивается, либо когда все особи наедаются (число их жетонов еды становится равным их популяциям), либо когда у голодных особей не остаётся возможности наесться. Если особь остаётся голодной, её популяция сокращается на 1 за каждый не хватающий жетон еды. Соответственно, если особь вообще не смогла поесть, её популяция падает до 0 и она перестаёт существовать. Её поле и свойства сбрасываются, а её владелец получает по новой карте за каждое сброшенное свойство. После этого игроки откладывают любые собранные в текущем раунде жетоны еды в свои мешочки. Если у какого-то игрока не остаётся живых особей, он берёт новое поле особи из запаса. В завершении раунда первым игроком становится следующий участник по часовой стрелке.

Как уже было сказано, игра заканчивается после раунда, в котором в фазе получения карт игроки вынуждены были обновить закончившуюся колоду. Игроки подсчитывают победные очки. Очки даются за три вещи:

По 1 очку приносит каждый жетон еды в мешочке игрока.

Игрок получает столько очков, сколько составляют размеры популяции его выживших особей.

Игрок получает столько очков, сколько свойств имеется у его особей.

В случае ничьей побеждает претендент с наибольшим числом карт свойств.

Мои мысли об игре

Прежде всего, надо сказать, что по сравнению с оригинальной версией эта новая версия играется гораздо лучше — от начала до конца. Если выбирать между двумя версиями, то я бы выбирал издание от «NorthStar» в 9 случаях из 10. Самое большое отличие касается получения очков, в версии «Правильных игр» вы зарабатывали очки только в конце игры, получая по 1 очку за особь и карту свойства особи. Ничто другое не имело значения. В итоге игра представляла собой 30–40-е наращивание сил с надеждой на удачу в последнем раунде. В новой версии очки начисляются с самого начала, и, на мой взгляд, это очень важное улучшение. Однако я полагаю, большинство из вас и в глаза не видело версию «Эволюции» от «Правильных игр», поэтому все оставшиеся комментарии будут относиться к новой версии игры.


Симпатичные тканевые мешочки для хранения съеденной еды

«Эволюция» — это хорошо проработанная игра, нацеленная на среднего «еврогеймера». Я говорю это не в плохом смысле, просто такова особенность компании «NorthStar». Я не раз общался с Домом и Сатишем из «NorthStar» и знаю, что они стараются выпускать игры, доступные «широкой публике». Предыдущие игры компании, такие, как «Держи пари» («Wits and Wagers»), сделали скачок к «мейнтстримовому» направлению, но в то же время компания старается заинтересовать и более продвинутого игрока. «NorthStar» собирается поддержать продажи «Эволюции» серией турниров и даже будет пытаться включить её в список игр «WBC» («World Boardgaming Championships» — «Международный чемпионат по настольным играм», ежегодный американский конвент. — Прим. пер.), но не уверен, что у них получится.

Основу «Эволюции» составляют управление комбинациями различных навыков и стратегическое планирование лучшего времени для розыгрыша карт. Вам приходится постоянно следить за особями соперников, чтобы просчитывать, какие свойства будут наиболее ценны в каждый момент времени, и эта относительная ценность свойств будет неуклонно меняться по мере эволюции особей.

Каждый раунд вам необходимо решать, как распорядиться имеющимися картами наилучшим образом. Вы можете потратить их на ограниченное число особей, стараясь сделать их настолько сильнее и удачнее, насколько возможно. Или вы можете потратить карты на приобретение новых особей — они легко могут стать закуской для хищников, но если выживут, то каждый раунд вы будете получать больше карт, а, возможно, когда-нибудь и они превратятся в сильных и удачных особей.

Чувствуется, что карты свойств хорошо сбалансированы, вы не найдёте свойство, которое было бы чересчур мощным на фоне других. А ещё в зависимости от других разыгранных свойств каждое свойство показывает себя по-разному — прямо как в реальной жизни.


Некоторые защитные карты

Ещё одно решение, которое вам приходится принимать — в какой момент превратить особь в хищника (и нужно ли это делать). Подобное превращение делается розыгрышем карты свойства «Хищник». Хищник перестаёт быть привязанным к жетонам еды из водоёма, но вы должны быть уверены, что он не останется без еды.

В игре очень приятная графика, иллюстрации на картах особенно хороши. Часть карт перерисована по сравнению с предыдущей версией. Также в предыдущей версии был крайне неудобный водоём, на котором сложно было различить жетоны еды, и это был, наверное, единственный недостаток графического дизайна версии 2014 года. Для его устранения в наши первые игры мы попросту не доставали это поле водоёма, а выкладывали жетоны прямо на стол. Теперь в игре новый водоём с менее пёстрым оформлением, и жетоны еды видны на нём совершенно отчётливо.


Деревянные поля особей добавляют игре особый шарм. и вес. Я не уверен, что они существенно дороже, чем обычные картонные поля, но в любом случае их приятно держать в руках и играть ими, так что никаких жалоб на этот счёт.


Памятка с описанием различных свойств

В целом, я бы сказал, что стратегическая составляющая игры находится где-то на среднем уровне, возможно, даже чуть ниже среднего, но, опять же, именно этого и стоит ждать от игры, нацеленной на массового потребителя. Конечно, игра сложнее, чем то, во что привыкли играть любители «Монополии», но для тех из них, кто ищет чего-то другого, она может стать отличной входной точкой в мир игр, существующих за гранью «кинь-двинь». Я был приятно удивлён глубине игры, и она не наскучила мне даже после 10 игр. Двоим моим сыновьям она тоже пришлась по вкусу (вот почему я отыграл целых 10 партий).

Мысли других «ворчливых игроков» (о версии 2014 года)

Грег Шлёссер. Эта переделанная, обновлённая «Эволюция», без сомнения, гораздо лучше предшественника. В оригинальной игре особи появлялись так же быстро, как исчезали, поскольку в ней не было никакого механизма увеличения их популяции. Тебя атаковали — ты убит. В новой же версии мир стал более стабильным местом. Также в оригинальной игре победные очки зарабатывались только в последнем раунде, а всё происходящее до этого было своеобразным подготовительным этапом. Игра была куда более хаотична, но эта неконтролируемость поворотов судьбы могла бы быть менее заметна, происходи получение очков чаще. В новой версии игроки получают очки всякий раз, когда съедают корм, а срок жизни особей несравнимо выше.

Компоненты и художественное оформление претерпели кардинальное изменение. Иллюстрации выше всяких похвал. Жетоны, поля особей и тряпичные мешочки для хранения съеденной еды — всё это очень хорошего качества.

Процесс игры слажен, и сама игра проходит довольно забавно. Однако имеются и некоторые проблемы. Еды слишком много. В оригинальной игре количество корма определялось броском кубиков, то есть каждый раз было совершенно случайно, непредсказуемо и исключало возможность планирования. Пересмотренный метод определения запасов еды, при котором игроки выкладывают по карте, куда интереснее, но работает только в теории, а на практике еды получается в избытке. Её станет мало, только если каждый игрок выложит маленькую карту, а для этого особи игроков должны найти альтернативные или более сытые способы пропитания (что может случиться только ближе к концу игры, а может и не случиться вовсе). Все хотят, чтобы их особи выжили, поэтому каждый обычно кладёт карту, дающую много еды. Конечно, можно было бы вырастить стадо хищников, это позволило бы саботировать отчисления в общую кормушку, но обычно найти пропитание для хищников не так просто из-за защитных свойств, развившихся у других особей. Иными словами, делать ставку на хищников довольно рискованно.

Другая проблема связана с быстрым концом игры. Только вам кажется, что вы собрали идеальные комбинации взаимодополняющих свойств, как раз — и заканчивается колода. В игре с 5–6 участниками это происходит чересчур быстро, поэтому получается, что лучше играть втроём-вчетвером. Вообще, это довольно необычная ситуация, когда с увеличением числа участников уменьшается длительность партии. Более объёмная колода или хотя бы возможность отыграть обычную колоду второй раз добавили бы игрокам больше времени на эволюцию особей.

Но при всём при этом, разумеется, нельзя не отметить огромную заслугу «NorthStar Games» в том, что они взяли не лишённую хороших идей, но сырую игру, и значительно её улучшили. Новая версия вышла более сбалансированной и менее случайной. Определённо, это игра, за которой может проводить время большинство семей, хотя, если вы играете с детьми, нападения хищников могут их обидеть. Что до закалённых ветеранов, то им игра должна придтись по вкусу, однако, боюсь, у них возникнут те же претензии, что и у меня. Было бы здорово, если бы издатель добавил в игру одно или несколько решений, которые сделали бы еду более скудным ресурсом, и продлили время партии. С этими изменениями в качестве опций получилась бы игра для самого широкого диапазона игроков, а это всегда хорошо. Словно оправдывая своё название и тему, «Эволюция» могла бы продолжить эволюционировать дальше — в виде дополнений.

Митчел Томашоу. Это одна из немногих новых игр, в которые мне довелось сыграть. Мне всегда крайне интересны игры на тему эволюции и экологии, поэтому я был рад представившейся возможности. Однако игра меня разочаровала. Мы шесть раз сыграли вдвоём. На наш взгляд, в ней мало разнообразия, а смена факторов окружающей среды показана недостаточно чётко. На последнее можно было бы не обращать внимания, если бы образовательная сторона игры полностью затмевалась захватывающим игровым процессом. Но играть в «Эволюцию» скучно и однообразно. Возможно, она проходит динамичнее в компании с большим числом игроков. Я согласен с Грегом, что в решении озвученных им проблем могли бы помочь дополнения и более интересные и разнообразные карты.

Читайте также: