Endless space 2 обзор

Обновлено: 07.07.2024

Классические механики, инновации и большой потенциал.

Endless Space 2 — новая игра от французской студии Amplitude и одна из самых ожидаемых стратегий 2017 года. Рискованный проект, который неизбежно будут сравнивать со Stellaris от Paradox Interactive, должен определить будущее и студии и жанра 4X-стратегий в целом.

Amplitude провели серьёзную подготовительную работу. В последние два года к другому их 4Х-проекту — Endless Legend — вышло четыре масштабных дополнения. Каждое из них совершенствовало геймплей и расширяло игровые механики, многие из которых перекочевали с поверхности планеты Ауриги в бесконечный космос.

Очень многие новшества, которые появились во второй части Endless Space — это адаптированные элементы геймплея из Endless Legend: малые фракции, квесты, накапливаемые стратегические ресурсы, уникальные механики для каждой расы.

Квесты, фирменная фишка серии, вносят приятное разнообразие в геймплей

Внешняя политика в игре также довольно стандартна для стратегий от Amplitude. Изначально все империи находятся в состоянии холодной войны. Однако заключив с соседями прочный мир, с ними можно торговать — обмениваться ресурсами, технологиями и даже мирами.

На месте и возможности для взаимодействия с малыми расами. Их можно просто завоевать или подкупить. Однако фирменной находкой серии Endless всегда были интересные мини-квесты, которые в случае успешного выполнения не только обеспечивали лояльность фракции, но и давали дополнительный бонус.

Местные космические жуки. И так довольно куцая дипломатия с ними вообще невозможна. Только война

Amplitude не просто перенесли в Endless Space 2 свои классические механики, но и добавили новых. Если раньше в играх серии за всю внутреннюю политику отвечал единственный параметр счастья населения, который можно было повышать с помощью специальных зданий и ресурсов, то теперь в ней появились формы правления, политические партии, выборы и законы.

Внешний вид игры будет хорошо знаком тем, кто играл в первую часть

Каждый гражданин империи теперь обладает собственными политическими взглядами (прямо как в Stellaris), которые делают его последователем одной из шести идеологий: промышленников, учёных, пацифистов, зелёных, жрецов или военных. В зависимости от действий игрока, эти идеологии будут становиться более или менее привлекательными для населения.

Каждые двадцать ходов в империи проходят выборы. Победившая на них партия получит немного опыта и сможет принимать законы — специальные бонусы, которые усилят какой-то аспект вашей империи. Что-то вроде национальных идей из Europa Universalis IV — у каждой идеологии свои. Больше побед — больше опыта. Больше опыта — более эффективные законы можно принимать.

Пацифисты unfallen плодятся как сорняки (в буквальном смысле), обеспечивая нашей молодой демократии много полезных законов

В демократических империях больше партий получают опыт. В федерациях больше лимит планет, которыми можно управлять. В республике эффективнее действуют законы.

Увы, заимствуя у Endless Legend так много, разработчики не перенесли в новую игру проработанную систему тактических боёв. Вместо этого, как и в оригинальной Endless Space, игрок может только выбирать стратегию поведения своих сил, следуя которой искусственный интеллект сам рассчитает исход боя.

Возможно, тактические бои всё же добавят в грядущих дополнениях, но пока не совсем понятно, почему, имея на руках рабочую модель, в которой оставалось лишь заменить внешний вид юнитов, Amplitude решила от неё отказаться. Игроку остается лишь смотреть пафосный ролик, в котором враждующие эскадры обстреливают друг друга из разнокалиберных орудий, которые можно собственноручно установить в редакторе кораблей.

К сожалению, кроме приятных видов местные сражения не могут ничего предложить

Если сражение развернулось в колонизированной системе, то по его завершению она переходит под контроль победителя. В каждой системе можно возводить различные строения, развивающие индустрию, сельское хозяйство, экономику, науку и ряд других отраслей. Там же создаются боевые юниты. Все эти процессы знакомы любому, имеющему опыт не только в играх Amplitude, но и в любых других 4Х-стратегиях.

Знакомый по всем частям серии экран развития поселения. При желании можно колонизировать даже газовые гиганты

Возможно кому-то покажется странным, что мы всё время сравниваем новое творение Amplitude с игрой, которая формально относится к другой серии. Но представьте, если бы кто-нибудь решил после выхода Civilization VI всерьёз сравнивать её не с пятой, а, допустим, с третьей или второй частью.

С 2011 года много воды утекло. И Endless Space 2 — это не просто сиквел одноименной старой игры, но продолжение всей серии Endless. Несмотря на разные поджанры, она развивалась как единое целое. И для фанатов приятно будет узнать, что любимая вселенная не только не потеряла ничего из своего богатого наследия, но и приобрела несколько новых любопытных элементов, которые наверняка будут расширены в DLC.

Без конструктора кораблей не обходится ни одна уважающая себя космостратегия

Игра вряд ли сможет сравниться со Stellaris, новым королем жанра, в масштабности геймплея. Однако ей удалось избежать главного его недостатка – однообразия стратегий развития. Каждая из восьми имеющихся на данный момент в игре рас имеет уникальные сильные и слабые стороны. Поэтому партия за космическую саранчу cravers никогда не будет походить на партию за пацифистов unfallen. Именно на это стоит обратить внимание тем, кто сомневается, брать игру или нет.

В XIX веке в Англии образовалось Общество плоской Земли. Его члены вплоть до двухтысячных годов всерьез полагали, что Земля плоская и никакого космоса на самом деле нет, а Гагарин, телескоп «Хаббл» и NASA — это все мистификация века.

В XXI веке во Франции образовалась студия Amplitude, сотрудники которой всерьез верят, что мы не одни во вселенной и полагают, что в космосе полно захватывающих приключений и вообще он идеально подходит для развития собственной трансгалактической империи. Чтобы узнать, как все это реализовано в грядущей 4Х-стратегии Endless Space 2, мы съездили в гости к Amplitude и пощупали ранний билд игры.

Перед вами — звездная карта огромной галактики с артериями маршрутов между звездными системами. Вся эта красота прекрасно приближается и отдаляется, позволяя в деталях рассмотреть каждую исследованную систему и каждую планету в ней.

Новичкам в серии и в жанре сперва может сделаться нехорошо от кучи значков и циферок — но на деле во всем информационном безумии можно разобраться минут за тридцать. А для бывалых стратегов разработчики припасли кнопку «Пробел», при нажатии на которую можно увидеть дополнительные данные, вроде насыщенности торговых потоков.

Кроме изучения космоса, в течение хода вы можете рассылать в разных направлениях звездолеты, заниматься менеджментом своих планет, проводить научные опыты, сражаться и выстраивать дипломатические отношения с соседями.

Победа будет НАСА. Превью Endless Space 2

И все это ради главной цели в Endless Space 2, а вернее — одной из четырех. Как водится в 4Х стратегиях, победить можно несколькими способами: экономическим, дипломатическим, научно-прогрессивным или просто устроив всем соседям старый добрый экстерминатус.

Космические сражения здесь проходят автоматически. Повлиять на что-то можно лишь перед столкновением, выбрав для своих звездолетов атакующий маневр. А дальше корабли начнут стрелять друг в друга лазерами и ракетами без участия игрока.

На первых этапах, пока сражаться будет пара хлипких баркасов, ролики с боями можно пропускать, смотреть там не на что. Но вот когда у вас соберется целая флотилия (по словам разработчиков, в сражениях будут участвовать до двадцати кораблей с каждой стороны), обвешанная бластерами и торпедами, — вы увидите битвы в лучших традициях научно-фантастического кино.

В Endless Space 2 стиль прохождения во многом определяется выбранной расой, а их в финальной версии будет не меньше восьми. И да, это решительно не тот случай, когда у одной фракции корабли синие, а у другой квадратные, и на этом различия кончились. У знакомых по первой части технократов Sophon парламент оккупирован пацифистами, а это плохое подспорье для агрессивной экспансии космоса. Хотя не так и трудно со временем превратить софонов в воинствующих захватчиков — Endless Space 2 предоставит широкую свободу действий, в том числе и в плане влияния на политику партии.

Победа будет НАСА. Превью Endless Space 2

Помимо нескольких рас из оригинальной игры, в сиквеле поселятся и новички, среди которых — Vodyani. Название, кстати, взято из славянской культуры, разработчики сами в этом признались. Впрочем, никакими земноводными у Vodyani не пахнет. Наоборот — это религиозные высокотехнологичные упыри, высасывающие звездные системы досуха, вместо того чтобы заниматься какой-то там занудной колонизацией, как другие расы. И играть за них, соответственно, предстоит совершенно иначе.

Строить империю предстоит буквально по кирпичику. Вначале у вас лишь одна звездная система с единственной обжитой планетой и парой хлипких звездолетов на орбите. И если, долетев до ближайшей звездной системы, они не наткнутся на гигантскую и не очень дружественно настроенную империю — считайте, что вам очень повезло.

Впрочем, с тем же успехом вы можете обнаружить и скромные владения так называемых второстепенных рас. Они не конкурируют с игроком, но могут учинять пакости, если не задобрить их взятками или не ассимилировать. Заодно, кстати, расширив свою империю за счет их территорий.

Победа будет НАСА. Превью Endless Space 2

Чем дальше в космос, тем выше шанс наткнуться на необжитую систему, в которой может оказаться пригодная для жизни и богатая ресурсами планета. Тогда быстренько возводите на ней форпост — через десятка полтора ходов он превратится в колонию и начнет приносить ресурсы, а также поставлять звездолеты и участвовать в жизни империи.

Но надо держать ухо востро: какой-нибудь ретивый сосед может построить колонию на соседней планете быстрее. Тогда звездная система будет считаться его собственностью, и, похоже, дипломатией тут уже не отделаешься.

Таких подвохов стоит ожидать от еще одной новой расы — Lumeri. Эти ребята уже как раз земноводные, причем умелые дельцы. Пока вы неспешно копошитесь с форпостами, они могут попросту купить всю звездную систему. А потом, если очень попросите, вам же ее и перепродадут. Втридорога.

Если в обнаруженной звездной системе вокруг светила вращаются безжизненные камни, это не значит, что пора гнать звездолет-разведчик дальше. На каждой планете имеется по несколько зон для изучения. Послав туда зонд с исследовательского корабля, можно обнаружить тайник древней расы, единоразовый бонус в каком-то виде ресурсов или радиоактивную аномалию — тут уж как повезет.

Вот только подобных зон в системе может быть с дюжину, а зондов на борту только два и на их возобновление уходит несколько ходов. Приходится выбирать: ошиваться на орбите, чтобы исследовать все зоны, или лететь дальше к неизведанному.

Победа будет НАСА. Превью Endless Space 2

Бороздя бескрайние просторы космоса в Endless Space 2, можно наткнуться на кучу случайно генерируемых локаций (например, Академия, где можно тренировать героев) и квестов (разыщите древний артефакт, не стройте военных зданий десять ходов или сгоняйте туда, потом туда, а затем еще вон туда).

Впрочем, много важного происходит и на вашей родной планете. На ней (а также в развитых колониях, чего уж там) протекает вся научная и политическая жизнь империи. Тут заседает сенат, где можно продвигать необходимые законы: например, один из них дозволяет размещать на исследовательских суднах больше зондов.

В зависимости от ваших действий формируется партийная система — повоевали немного, и поддержка милитаристской партии у населения возросла. Вы, в свою очередь, можете оказывать тем или иным партиям поддержку на выборах, что открывает доступ к новым полезным законопроектам.

Победа будет НАСА. Превью Endless Space 2

В отличие от политической системы, научные исследования не требуют волеизъявления народа, однако придется тратить ресурсы и время. Технологии сгруппированы по назначению — военные, промышленные и прочие — и разделены по четырем эпохам. Доступ к следующей открывается не раньше, чем вы проведете определенное количество исследований в предыдущей.

В отличие от научной и политической, светская жизнь на ваших планетах куда более скромная, но от этого менее важной не становится. На каждой планете живут не только представители вашей расы, но и второстепенные расы.

Количество жителей измеряется в единицах населения: каждая приносит тот или иной тип ресурсов за ход. При этом у всех народностей есть свои бонусы — например, в добыче ископаемых. Так что стоит устраивать массовые депортации под видом оптимизации промышленности или борьбы с перенаселением.

Тестовый билд Endless Space 2 содержал всего четыре расы, урезанные игровые опции и море багов, но тем не менее игра оставила более чем приятные впечатления — благодаря глубокому вариативному геймплею с широкой свободой действий в дополнение к, наверное, красивейшему дизайну в жанре.

Одним словом, Endless Space 2 порадует любителей 4Х-стратегий и поклонников космической фантастики, а также, возможно, членов Общества плоской Земли. Игра должна выйти в раннем доступе совсем скоро — на самом деле обещали еще восьмого сентября, но, похоже, разработчики взяли тайм-аут для полировки.

Новое дополнение Awakening для космической стратегии Endless Space 2 позволит игрокам вести переговоры с Исиандером, лидером Академии, и внести вклад в зарождение новой Империи. Также аддон введёт в игру фракцию накалимов: древнюю расу, которая некогда была великой, но теперь их цивилизация лишь начинает возрождаться после долгого упадка.

В грядущем DLC Академия становится межзвёздной империей. Её лидер будет частенько подбрасывать игроку различные задания, предлагая помочь ему в исследованиях и осуществить далеко идущие планы.

При переговорах с Исиандером разработчики советуют тщательно обдумывать последствия своих слов и поступков. За помощь пользователей наградят уникальными способностями и выгодными должностями, но если в какой-то момент они решат отвернуться от Академии, Исиандер будет не слишком этим доволен.

Endless Space 2: Awakening выйдет уже 12 сентября. Пока же можно оформить предзаказ на DLC со скидкой в 10%.


Бывает и так, что изобильным место не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть смысл втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди здесь обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме чёрной дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу влияния. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по Endless Legend Ауригу — правда, весна на ней уже никогда не наступит.

И на каждом шагу игра поручает задания разной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелочи, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире животных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу восстания рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, помочь потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из малых рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в Endless Space 2 предостаточно, и они здорово разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Вместе с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но вместе с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, учишься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.


Не так важен размер владений, как могущество владельца.

Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»

Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому рано или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, нужно уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Открывая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой середины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с малыми фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость работы учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — нужны здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в целом, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, насколько развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.

Вообще, система политики — гордость и краса Endless Space 2. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И каждая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём результаты голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе коренные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов растёт лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной жизни, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от действий игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в агрессивную риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки влияния (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать результаты выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.


Новые миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки часто повторяются.

Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по поиску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой такой личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, другой как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — назначать их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления опыта. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), именно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у власти даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем больше козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белый воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей сразу — лишь бы хватило очков влияния.

На фоне такой тщательной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Действия противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из старой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легко заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже примерно знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто раньше захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у каждой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в зародыше.

Эскадра первой величины и второй свежести

Последний довод королей (ну или звёздных лордов) — это, понятно, война. А для победы в сражениях нужен крепкий флот. Ковать военное железо нам предлагают в два этапа: открывая типы кораблей в рамках научных исследований и добавляя к стандартным корпусам модули на верфи. Потому что любое судно по умолчанию — бестолковая болванка с минимальным вооружением на борту. Строится эта посудина настолько же быстро, насколько и рвётся в клочья вражескими канонирами. Но немного возни в редакторе и пара технологий для разблокировки ячеек на корпусе — и готов грозный дредноут. Сохранив удачный проект, можем собирать из таких звездолётов флотилии. Это удобно, но есть нюанс: в пылу войны недолго забыть об очередном «апгрейде» и нарваться своими фрегатами пятого поколения на какие-нибудь Когти-8.


Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».

Иногда же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — например, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы изучать за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый полезный модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем дольше строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, которые начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.

Досадно, что в Endless Space 2 силы сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам дают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с хорошей защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы заманить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно наоборот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.

То же самое происходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разбежались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, поэтому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию просто пропускаешь, чтобы скорее получить результат.


Смотреть на такие баталии можно, а вот вмешиваться — нет.

«Звёздные войны» под микроскопом

Endless Space 2 увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все удачные механики Endless Legend — например, дело с распределением жителей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело портят баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, допустим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить нельзя. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: здесь действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судеб, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.

Сотрудники Amplitude создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же время органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает ошибок. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва шаблонов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие вещи как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством Endless Space 2, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и требует долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки настолько же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от Stellaris, которой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом смысле полна коробочка.

Плюсы: атмосфера космического приключения, которую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.

Минусы: сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах чёрт ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.

Игра Endless Space 2 — это результат работы большой группы любителей глобальных стратегий.

Обзор Endless Space 2. Полку 4Х-стратегий прибыло

Обзор Endless Space 2. Полку 4Х-стратегий прибыло
Обзор Endless Space 2. Полку 4Х-стратегий прибыло
Обзор Endless Space 2. Полку 4Х-стратегий прибыло

Как улучшить то, что и так отлично работает? Amplitude Studios подходит к этому вопросу очень обстоятельно. Почти каждый их проект проходит через стадию раннего доступа. При этом игроки могут активно влиять на разработку через площадку Games2Gether, предлагая свои дизайнерские идеи, голосуя за лучшие из них и сообщая о багах. В результате студия создает именно то, что хотели бы видеть их поклонники. Endless Space 2 не стала исключением — это результат работы большой группы любителей глобальных стратегий.

Бесконечность не предел

Пожалуй, самое сложное в 4Х-стратегиях — это понять, что в них вообще надо делать и какие кнопки нажимать. Количество информации на экране может легко ошеломить неподготовленного игрока и побудить его навсегда закрыть игру. Endless Space 2 аккуратно решает эту проблему с помощью обучения — подробного, но совсем не надоедливого.

Опытные стратеги могут пропустить обучение и сразу приступить к выбору фракции и установке параметров партии. Рас в игре восемь штук. Из старых знакомых: воинственные крейверы, которые освоили дипломатию и рабовладение, промышленники из Объединенной империи — они теперь могут покупать технологии за очки влияния, ученые софоны и гордые клоны аристократа Горацио (эти две фракции почти не изменились).


Если не получается определиться с предпочтениями, всегда можно воспользоваться рандомом.

Из новых рас у нас есть паразиты водяны, которые развиваются, пожирая другие фракции, пришельцы из другой вселенной рифтборн, живущие по другим законам физики, само время в их колониях течет по-другому, а также жадные люмерии — богатейшая торговая империя, они не способны к колонизации, зато могут выкупить любую планету и продать ее вам втридорога, и, наконец, анфоллен — растения-пацифисты, способные пробуждать на своих планетах существ, похожих на «стражей» из Endless Legend.

Если вас не устраивают стартовые варианты, ничто не мешает создать собственную фракцию, с уникальным набором приглянувшихся параметров. Помимо фракции можно выбрать сложность и продолжительность партии, размер и тип галактики, ее возраст, количество созвездий и многое другое. Уже на этом этапе игра предлагает нам огромное пространство для экспериментов.



Тип и размер галактики, количество созвездий — все это можно изменять, и итоговые результаты будут кардинально отличаться по геймплею.

Начинаем мы с одной-единственной планеты где-то на просторах огромной неизведанной галактики. Очень скоро мы отправимся в победное (если повезет) шествие по соседним звездам. Между звездными системами протянуты артерии маршрутов, по которым мы ведем наш растущий флот. Что мы найдем на конце каждой такой линии, неизвестно. Посылка в неразведанные системы корабля-колонизатора может выйти боком всем, кроме тех, кто играет за водянов. Их колонизаторы «Ковчеги» могут нести на себе мощное вооружение. Остальным лучше использовать исследовательские корабли.

Прилетев на место, флот отправит нам краткую информацию о том, что он обнаружил в системе: какие планеты, сколько на них ресурсов, насколько они пригодны для жизни. На планетах частенько можно найти разные любопытные объекты: остатки древних цивилизаций, особые виды жизни или предметы. Исследовав находку, мы сможем получить новые технологии или стратегически важные ресурсы.


Ваше видение, их будущее

Не все найденные планеты пригодны для жизни: на одних идут кислотные дожди, на других влаги вообще нет, на третьих температура слишком низкая. Однако цивилизация, активно занимающаяся наукой, со временем научится терраформировать планеты.

Дерево технологий, как и раньше, делится на четыре области: кроме упомянутой научной ветки мы можем пойти по пути экономики, войны или развития имперской инфраструктуры. Разумеется, способы эффективного развития у каждой расы отличаются. Играя за милитаризованную империю, нам будет гораздо проще отбирать чужие планеты, чем создавать с нуля собственные колонии.



Ветки развития делятся на несколько эпох. Чтобы исследовать суперсовременные технологии, придется потратить немало ходов на изучение предыдущих этапов этой ветки.

У каждой планеты есть четыре основных параметра: очки промышленности, пищи, исследования и производства «пыли» — общегалактической валюты. С ее помощью мы торгуем с чужими империями, покупаем апгрейды и платим жалованье героям. Герои — это уникальные персонажи, которых вы будете встречать по мере разрастания вашей империи. Всего их четыре класса: искатель, страж, надзиратель и советник. Вероятность появления героя определенного класса повышается, если вы уделяете много внимания свойственной ему отрасли: необходим искатель — занимайтесь исследованием новых планет. Каждый класс обладает как общими, так и уникальными способностями, а поставить героев можно во главу флота или сената.


Каждый герой индивидуален. Он принадлежит к определенной расе и политической партии и многое успел пережить.

Ломать и строить

Покоряя просторы космоса, вы можете встретить не только основные цивилизации, но и второстепенные, и с ними можно завязать дипломатические отношения. На это будут тратиться очки влияния империи — ресурс, что поставляют наши колонии. Играя за Объединенную империю, эти очки можно тратить на мгновенную покупку технологий. Но выигрыш от сотрудничества с другими фракциями тоже велик. Во-первых, вы приобретаете союзника, у которого по мере улучшения отношений появляются особые действия. Во-вторых, это источник дополнительных ресурсов, таких как очки промышленности, исследования или «пыли». Правда, никто не мешает начать войну и отбить у надоевшего союзника планету для своей колонии.


Создание аванпоста на планете позволяет нам насладиться ее пейзажем.

Во время путешествий по незнакомым системам вы можете наткнуться на случайно генерируемые локации (например, на Академию, где можно тренировать героев) и квесты (разыскать древний артефакт или провести 10 сканирований планет). Но не спешите радостно снаряжать корабли в путь — неприятностей вокруг не меньше. В космосе полно пиратов, да и другие фракции не всегда будут к вам дружелюбны.

Космические бои в Endless Space 2, как и в первой части, проходят автоматически. Повлиять на них можно лишь перед самой битвой, выбрав для своего флота тактику боя и распределив корабли по направлениям наступления. После этого останется только наблюдать за противостоянием со стороны. Правда, зрелище выходит по-киношному эпичным, особенно если вы успели построить флот побольше. Но если не хочется ждать, никто не мешает вам пропустить любой ролик с битвой.


Наземные сражения нам тоже не подвластны, и они не так зрелищны, как космические баталии.


Любой звездолет в игре можно модернизировать на свой вкус.

От того, как вы покоряете галактику и развиваете свою империю, зависит партийная система Империи. В нашем сенате представлены шесть партий: пацифисты, ученые, индустриалисты, экологи, военные и теократы. При усиленном вложении в исследования и науку возрастет авторитет ученых, а если увлечетесь войной — получите рост милитаристских взглядов у населения. Чем сильнее влияние партии, тем больше ее представителей в сенате. Значит, они смогут лоббировать больше законов, направленных на улучшение технологий в своей области.


Каждые двадцать ходов проводятся выборы в сенат; подсчет голосов ведется в каждой системе.

На первый взгляд, Endless Space 2 недалеко ушла от первой части. Серьезных изменений и новых игровых механик здесь немного. Но дьявол, как известно, в мелочах. Космос выглядит и звучит потрясающе, а звездные системы вокруг игрока под завязку полны необычных событий и предметов. Каждый раз, когда ты думаешь, что пора бы закрыть игру и поспать пару часиков, она затягивает тебя «ну еще на двадцать минуточек». Жалко лишь, что бои так и не сделали полноценными. Да и третье измерение на галактической карте (как в Homeworld 2) пришлось бы к месту. Может, в третьей части добавят?

Читайте также: