Древний ужас настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Древний Ужас вышел в 2014 году от компании FFG и сразу получил большую популярность. На данный момент эта игра стала настоящей классикой среди настолок и признана многими лучшей игрой по мирам Лавкрафта. Начнём с того, что данная игра входит в мой личный топ и занимает в нём 2-е место. На момент написания обзора игра занимает 66 место в топе BGG.

По сути ДУ не является полностью самостоятельной игрой. Её автор Кори Коничка/КонИчка/Конечка/Кониська… В общем Кори Кон**ка взял довольно старую игру 2005 года Ужас Аркхэма и переработал её. Игра стала быстрее динамичнее, проще и захватывающей. Но при этом потеряла часть атмосферы:(. Как раз из-за последнего многие игроки предпочитают как раз-таки сложный и архаичный УА. Вообще в данной серии так много игр, что рассказ о них я оставлю на потом.

Пора поговорить о игровом процессе. ДУ представляет из себя типичный америтреш, то есть кубов и рандома в принципе будет очень много. Хочу ещё упомянуть что места понадобится очень много, на мой круглый стол 80х80 всё кое-как помещается.

Цель игры проста и понятна — разгадать 3 тайны великого Древнего. Обычно карты тайн представляют из себя определённый квест, по типу: закройте 3-е врат и сбросьте 2 улики за каждые из них. Цели на картах не шипко разнообразные, но процессу это совершенно не мешает. В остальном раунд делится на 3 фазы.

1 ФАЗА — ДЕЙСТВИЯ. В ней игроки по очереди совершают одно или два неповторяющихся действия из 7 доступных. Первое — передвижение. Просто переместитесь в соседнюю локацию. Второе — покупка билетов. Возьмите из общего запаса один билет на поезд или корабль. Суть билетов в том, чтобы сделать дополнительное передвижение в нужный момент. Третье — покупка активов. Посмотрите на значение навыка «Общение» у вашего персонажа. После этого прокиньте аналогичное количество кубиков. Каждая 5 или 6 считается успехом. А теперь возьмите один актив, цена которого не превышает число успехов. Четвёртое — отдых. Если в вашей локации нет монстров, то можете отдохнуть и восстановить один рассудок и одно здоровье. Пятое — обмен. Если вы находитесь в одной локации с другим игроком, то можете обменяться с ним любыми вещами. Шестое — действие с планшета. На планшетах, выбранных вами сыщиков, указано особое действие, которое вы можете выполнить. Седьмое — местное действие. Их вы будите выполнять крайне редко. если на какой-либо карточке написано: «местное действие», то вы сможете его выполнить только тогда, когда находитесь в локации с другим игроком.

2 ФАЗА — КОНТАКТЫ. Если ваш сыщик не находится в локации с монстром, вы можете вытянуть карточку контакта и прочитать, что на ней написано; в противном случае вам придётся сразиться с врагом. Обычно они предлагают пройти какую-либо проверку. Если вы прошли её — получаете бонус, провалили — получаете штраф.

3 ФАЗА — МИФ. Просто вытяните карту из соответствующей колоду и прочтите текст на ней. Зачастую на ней оказывается какое-либо неприятное событие.

Вот мы и разобрались с краткими правилами игры. Хочется отметить, что они довольно простые и умещаются на 16-ти страницах. Но при этом изложены они довольно посредственно, из-за чего восприятие их ухудшается. Но это уже разговор о минусах. Сначала я хочу рассказать о плюсах.

Плюсы:

+Атмосфера. Сюжета в игре нет. Есть только завязка, но карты контактов сами создают сюжет. Помню я как-то раз играл с другом и у меня сложилась довольно интересная история. «В одном городе мафия предложила мне руку помощи, но я отказался, за что они меня и побили. Вскоре я опять встретил банду итальянских преступников, но уже в другом месте, и на этот раз смог дать им достойный отпор. В конце игры я столкнулся с ними вновь, в финальной битве. Из неё я вышел победителем.» Подобные случаи происходят довольно редко, но запоминаются очень на долго.

+Динамика. Ход каждого игрока происходит довольно быстро, может затянуться только фаза контактов. Но минусом я это не считаю, так как игра кооперативная и поэтому всегда интересно узнать, что происходит у других игроков, ведь это всё общая история.

+Простота. Правила рассказываются буквально за 5 минут, а после пары ходов никому подсказывать не надо.

+Стратегичность. Да, игра очень рандомна, но это не мешает продумывать и координировать свои действия. Иной раз можно бездумно сунуться в пекло и завалить всю партию.

+Напряжение. Вначале кажется, что разгадать 3 тайны проще простого, но в процессе игры появляются всё новые и новые факторы, мешающие победить. Зачастую у игрокам остаётся совсем капля до победы и в последний момент всё либо обрывается. В такие моменты эмоции зашкаливают.

+Эпичность. Действия игры происходят по всей планете, поэтому каждое действие кажется очень важным и существенным.

+Реиграбельность. В базовой коробке доступно 12 персонажей, а дополнения привносят в общей сложности ещё более 40 сыщиков.

Минусы:

— Эргономика. ДУ огромен. Нет, ОГРОМЕН. Места на столе мало, да и будь стол большой, дотягиваться до определённых компонентов сложно и иногда приходиться вставать со стула.

— Контакты. В базу положили чрезвычайно мало контактов. Через пару партий удаётся посмотреть почти все.

— Тайны. В базу положили по 4 тайны для каждого великого Древнего. За одну партию, открываются 3 тайны. Я бы так не бомбил если бы в одном из допов не продавали недостающие тайны.

Дополнения:

Их к ДУ вышло чрезвычайно много. 4 маленьких, размером примерно в половину коробки за 1800 рублей. И 4 больших, размером, как база за 3000 чеканных рублей.

Каждый из допов добавляет в игру один джентельменский набор: 1. Новая(-ые) механика(-ки); новые персонажи, монстры, контакты, мифы и т.д. Стоит упомянуть, что 3 из 4 больших дополнений таят в себе дополнительные игровые поля, с которыми играть становится ещё неудобне, но при этом интереснее:)

Выплывает закономерный вопрос: «что брать первым?». Лично я советую сначала взять «Забытые тайны», так как оно по сути является вырезанным куском базы. А потом можно брать те допы, что больше нравятся тематически, разница особой нет. Если вы надумаете скупить все допы, то лучше передумайте. Они добавят столько контента, что за время, пока ваша кампания увидит хотя бы половину, сотрутся карты, даже в протекторах.

Мнение и итог:

Лично я считаю Древний Ужас ну прям очень классной игрой. Садясь на неё ты получаешь удовольствие от процесса с начала и до конца. Она держит в напряжении, она азартна, она позволяет окунуться с головой в мир Лавкрафта и принять на себя роль спасителя мира. Лично я очень рекомендую к приобретению. Оценка-9/10


Бывает так, что издатели пытаются продать одну и ту же игру дважды, просто поменяв оформление и добавив пару-тройку незначительных правил. С одной стороны, это отличная возможность выпустить новое издание игры, у которой закончился тираж, с другой — просто вытягивание денег из фанатов. «Древний ужас» с момента анонса казался многочисленным фанатам жалким эпигонством, попыткой компании FFG извлечь ещё хоть что-нибудь из популярного бренда «Ужас Аркхэма». Как хорошо было в этом ошибиться!

Жанр: кооперативная, приключенческая
Авторы: Кори Коничка, Никки Валенс
Художники: Андерс Файнер, Магали Вильнёв и другие
Издатель в России: Hobby World
Количество игроков: 1–8
Возраст игроков: от 14 лет
Длительность партии: 3–5 часов
Язык игры: русский

Компания Fantasy Flight Games умеет выпускать хорошие игры, и лучший показатель их успешности — количество вышедших дополнений. Часто расширения правят баланс оригинальной игры и затыкают дыры в правилах. За примерами далеко ходить не нужно — первое издание «Игры престолов», «Цивилизации», Chaos in the Old World. К популярному «Ужасу Аркхэма» вышло целых восемь дополнений. Казалось бы, почему не выпустить девятое? Но, во-первых, даже с двумя допами и без того сложная игра становится вовсе неподъёмной. К тому же крупные расширения нельзя использовать одновременно. Во-вторых, механика «Ужаса Аркхэма» успела устареть ещё к выходу первой коробки. Требовалось что-то новое.

eldritch_4


За дело взялся разработчик Кори Коничка, приложивший руку к лучшим проектам FFG. Гениальная Battlestar Galactica, лучшие дополнения к «Игре престолов», недооценённая карточная игра Rune Age — всё это его работы. Если этот человек участвует в разработке, значит, точно выйдет что-то путное. Так, из всей неоднозначной линейки игр по вселенным Warcraft и StarCraft именно игры Конички имеют наибольший рейтинг на сайтах настольщиков.

eldritch_2


Кори создал новый «Ужас» с нуля, выбросив все нюансы, способные хоть как-то затормозить игру и затруднить усвоение правил. При этом удалось сохранить мистическую, зыбкую атмосферу страха из оригинальной игры и оставить на прежнем уровне сложность. Действие выбралось за пределы маленького городка в Массачусетсе — теперь сыщикам придётся бороться с Древними во всех частях света. Игровой процесс стал значительно проще. Ход теперь состоит всего из трёх фаз: действий, контактов и мифа. В запасе у игрока каждый раз всего два действия, причём нельзя совершить два одинаковых разом. На выбор предлагаются перемещение, покупка билета (на поезд или пароход), визит в магазин или действия на карточках. В фазу контакта игрок сначала сражается с монстрами на своей локации, а затем может вытянуть одну и только одну карту из нескольких колод на выбор — в зависимости от того, входит ли он во врата другого мира, борется ли со штормом в Атлантике или подобрался, наконец, к новой улике. Кстати, улики стали гораздо ценнее — для их получения требуется пройти две проверки разных навыков подряд.

eldritch_3


Но главное отличие от «Ужаса Аркхэма» — контакты в городах перестали быть хаотичными. Вы можете быть уверены, что в Токио вам помогут победить сильного монстра, а в Стамбуле поднимут навык влияния. Вопрос в том, во что это обойдётся. Условия победы тоже изменились, став гораздо интереснее. Теперь нужно выполнить инструкции трёх специальных карт, уникальных для каждого Древнего. Азатот наверняка отправит вас в Сибирь искать Тунгусский метеорит, а Йог-Сотот заставит всех сыщиков собирать многочисленные заклинания. Закрытие врат и убийство монстров не потеряли своего значения — позабыв об этих аспектах, можно быстро проиграть.

Итог: у Кори Конички в очередной раз получилась лучшая игра в своём жанре. Лёгкая в освоении, «Древний ужас» открывает перед игроками большие возможности для командной игры и обеспечивает высокую реиграбельность. Влияние случая здесь попрежнему слишком велико, чтобы игра угодила поклонникам еврогеймов, но даже им стоит ознакомится с наследником «Ужаса Аркхэма».


Жуткие мифы Ктулху, придуманные Лавкрафтом, продолжают жить и развиваться благодаря его последователям — и не только писателям. Многие узнали о Древних богах не из книг, а из ролевой игры Call of Cthulhu, авторы которой систематизировали разрозненные истории. В этой игре персонажи сталкивались с незабываемым ужасом, который невозможно победить. Эстафету подхватили другие, и теперь каждый год появляются новые видеоигры, настолки, фанатские фильмы и книги, основанные на мифологии Лавкрафта.

В мире настольных игр популярность Ктулху феноменальна. Ко многим популярным сериям выпускают дополнения на тему лавкрафтовских Древних («Замес. Неизбежный выпуск про Ктулху», «Миры Ктулху»). Даже семейные игры «Пандемия» и «Кингсбург» не избежали такой участи. Иногда получается халтура — к старой механике «докручивают» правила по безумию, иллюстратор рисует побольше щупалец, и дополнение готово! Но, к счастью, хороших игр по мифам Ктулху хватает. В первую очередь это серия игр Arkham Files, о которой мы сейчас и расскажем.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 6

Одна из самых известных игр по мифам Ктулху так полюбилась аудитории, что породила вереницу спин-оффов разной степени «тяжести», и Fantasy Flight Games решила создать собственный сеттинг по мотивам вселенной Лавкрафта. Издательство придумало персонажей, предыстории и ключевые события, которые легли в основу всей линейки, и при желании можно проследить, как меняются герои от игры к игре.

Удивительно, но первая версия «Ужаса Аркхэма» сама изначально была спин-оффом настольной ролевой игры «Зов Ктулху» — в 1987 году её выпустило издательство Chaosium. Ту настолку создал геймдизайнер Ричард Лауниус, у которого был богатый опыт работы с ролевыми играми. Первоначально она должна была называться просто «Зов Ктулху: Настольная игра», но в Chaosium придумали другое название, знакомое теперь каждому, — «Ужас Аркхэма». А кроме того, доработали механику — например, добавили знаменитый счётчик безысходности, который отслеживал промашки игроков.

Тираж настолки был распродан полностью. Сразу после выхода игра заработала премию Origins в номинации «Лучшая фэнтезийная или научно-фантастическая настольная игра» — и с тех пор не утратила популярности. Но, хотя Chaosium не раз объявляла о грядущем переиздании, новых экземпляров так и не вышло.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 2

В 2004 году компания Skotos приобрела у Лауниуса права на игру и предложила издательству Fantasy Flight Games выпустить обновлённую версию «Ужаса Аркхэма». Skotos переработала правила, а сам Лауниус добавил несколько новых механик и помог реорганизовать компоненты. Действие перенесли в сеттинг онлайн-игры Lovecraft Country: Arkham by Night, которая опять-таки основана на материалах «Зова Ктулху». Вторая редакция вышла в 2005 году — и игра вновь стала настоящим хитом! С тех пор издательство многократно печатало дополнительные тиражи, а также наладило выпуск дополнений.

Главная цель игроков в «Ужасе Аркхэма» — закрывать врата, порталы в иные миры. Перед началом игроки выбирают, какой Древний будет рваться в наш мир, и в течение игры должны его остановить. Игроки могут исследовать все закоулки Аркхэма, от площади Независимости до окраин Саутсайда, и вступать в контакт с местными.

Проверки навыков (их в игре шесть) проводят броском кубиков — нужно выбросить хотя бы одну пятерку или шестерку. Навыки связаны друг с другом попарно — например, чем быстрее герой бегает, тем хуже он крадётся. В начале хода игрок может чуть-чуть изменить приоритеты, подвигав «магнитики» на листе персонажа. В конце хода всей группы вскрывается карта Мифа, открываются новые врата, на поле появляются монстры и иногда происходит ещё что-то нехорошее.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 3

Всего к «Ужасу Аркхэма» вышло восемь дополнений: три больших (расширяющих поле), четыре маленьких (добавляющих только карты и жетоны и вводящих новые механики) и одно расширение к дополнениям.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 13

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 4

Если вам приглянулось именно второе издание — торопитесь. FFG сворачивают производство. Впрочем, усилиями издательства Hobby World большая часть линейки доступна на русском языке, а «Ужас Инсмута» вот-вот появится на полках магазинов.

В 2013 году FFG издали «Древний ужас» — кооперативную настолку, вдохновлённую «Ужасом Аркхэма». Формула осталась прежней — группа сыщиков ходит по локациям, собирает улики, борется с чудищами и пытается остановить вторжение Древних. Только теперь место действия — не городок, а весь мир!

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 7

Автором игры стал создатель Battlestar Galactica и StarCraft Кори Коничка. Он провёл серьёзную работу над ошибками и оптимизировал игровой процесс, добавил вариативности и свёл правила в более связную систему. Например, теперь в игре стало три фазы вместо пяти, а монстры передвигаются сами лишь в исключительных случаях.

От предшественницы игру отличают куда более уникальные Древние. Из-за Ктулху страшно перемещаться по воде, Шуб-Ниггурат плодит монстров в больших количествах, а Йог-Сотот заставляет приобретать заклинания — иначе его не победить.

Дополнения к «Древнему ужасу» содержат меньше механик, чем к «Ужасу Аркхэма», но сильнее погружают в выбранную тему. Дополнительные планшеты, расширяющие поле, здесь скорее опциональная механика, — их используют только с определёнными Древними или если сыграть в начале определённую карту. Дополнений, как и в «Ужасе Аркхэма», восемь (четыре больших, четыре маленьких), и, хотя линейка фактически закрыта, их можно легко найти в магазинах и на барахолках. На русский переведена только половина, но намечен выход и новых.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 5

Вышедший в 2016 году карточный спин-офф совсем не похож на классический «Ужас Аркхэма» и ещё меньше — на карточную Call of Cthulhu, которую долгое время выпускала FFG. Это кооперативная игра, но с совсем иными масштабами и механиками — по сути, переосмысление The Lord of the Rings LCG. Игроки в роли сыщиков по-прежнему борются с представителями мистических культов, но все напасти, монстры, активы и навыки героев изображены на картах.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения

В отличие от большинства других карточных игр, тут в колодах сыщиков есть не только полезные карты. Перед началом игры каждому в колоду замешивают несколько карт слабостей, которые устраивают игрокам сюрпризы прямо в процессе расследования.

Игровой процесс подразумевает продвижение по сюжету (с присущими жанру трагическими выборами) и развитие персонажа — улучшение старых и приобретение новых карт. Вместо кубиков здесь используется мешочек со специальными жетонами; в зависимости от сложности сценария в нём будет больше или меньше минусов к характеристикам. В базовой коробке всего три сценария, каждый можно завершить за час-два. Но их можно пройти другими героями, опираясь не на грубую силу, а, скажем, на магию.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 1

Также для карточной игры вышли четыре отдельных сценария высокой сложности и расширение для кампании из базовой коробки. На русском языке пока что изданы базовая игра и половина первого цикла.

Самая близкая к ролевым играм настолка во всей линейке про Аркхэм. Герои — всё те же сыщики, которые расследуют запутанные дела в мрачных особняках, подземельях и лабораториях. Каждый сценарий — камерная история. Игровое поле зафиксировано в сценариях, но это позволяет активнее использовать его в сюжете.

Вариативность создаётся за счёт целей сценария: в одной и той же истории задачей может стать убийство эпического монстра или успешное бегство сыщиков с ценным предметом, отчего тактика сильно меняется. Пикантности добавляет то, что победные условия остаются скрытыми почти до конца — сыщикам в любом случае придётся осмотреть весь особняк, иначе им не победить.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 8

Актуальная редакция игры использует приложение для Android/iOS. То, что в первом издании описано в книжке, перенесли «в цифру»: расстановку монстров и их активацию, раздачу улик и «скармливание» игрокам новых порций сюжета. Для некоторых такой ход стал потерей — раньше монстрами управлял отдельный игрок. Приложение также создаёт атмосферу, играя мрачную музыку и издавая фоновые звуки.

Подход двух редакций к геймдизайну очень разный. В первой характеристики персонажа определяют, какую цифру достаточно выбросить на десятиграннике для успеха. Во второй бросают уже горсть специальных кубов, и успехов нужно много. В первой редакции сюжетные карты подсказывали, куда двигаться дальше, во второй они дают бонусы к проверкам. Жаль, что от лучших мини-игр из первого издания — «почини проводку» и «собери мозаику» — пришлось отказаться, по крайней мере от их физических воплощений.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 9

Второе издание «Особняков» вышло недавно, и в печати появились только три дополнения (не считая Conversion Kit для первого издания), а ещё одно готовится к выходу. По наполнению они скромные, по два-три новых сценария против пяти в предыдущей версии.

О локализации игры давно ходят слухи, но её не имеет смысла выпускать без локализованного приложения.

Этот спин-офф увидел свет ещё в 2011 году. По сравнению с «Ужасом Аркхэма» и «Древним ужасом» игру можно считать лёгким филлером, отправной точкой для знакомства с остальными настолками серии. «Знак Древних» — ещё один кооператив про сыщиков начала XX века. Только теперь они сражаются с чудовищами из мифов в музее Аркхэма. Из-за магических артефактов связь между мирами стала нестабильной, и вот-вот может проснуться Древний.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 10

Некоторыми элементами «Знак Древних» напоминает другие игры серии — например, счётчиком безысходности, особыми талантами героев и полезными предметами. Но в целом он кардинально отличается от прочих настолок про Аркхэм. Игровой процесс почти непредсказуем, поскольку все действия зависят исключительно от выпавших кубиков. Зато настолку можно разложить всего за 5–10 минут, у нее невысокий порог вхождения и отличная реиграбельность — её обеспечивают выбор Древнего и карты приключений.

Дополнения к «Знаку Древних» в основном усложняют игру, почти не меняя игровой процесс.

На русский переведена только базовая игра, дополнений не предвидится. Кроме того, существует официальная электронная версия игры — Elder Sign: Omens.

Настольный Ктулху: «Ужас Аркхэма» и его идейные продолжения 11

Fantasy Flight Games можно ругать за своеобразные геймдизайнерские решения и политику поддержки некоторых игр. Иные игроки даже называют её «EA от настолок». Но у компании есть ряд проектов, которые она развивает активнее всего, — и семейство «Ужаса Аркхэма» как раз к ним относится. Такие серии получают самую широкую поддержку, от выхода многочисленных дополнений до выпуска филлеров для привлечения новой аудитории.

Среди прочего, для «Ужаса Аркхэма» FFG активно издаёт художественные романы, посвящённые персонажам настолок. В этих книгах раскрываются предыстории, которые мы могли видеть на оборотах карточек. Это странное, но вместе с тем интересное решение добавляет глубины историям, разыгрываемым за столом. А для поклонников Лавкрафта романы представляют отдельный интерес — вне зависимости от увлечения настолками.

Смотрите также

Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта 2

Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта

Лавкрафт соединил готический ужас и научную фантастику и создал мир, полный немыслимых чудищ. И это далеко не только Ктулху.

Тайны Аркхэма

Во что поиграть? Настолки по мотивам Лавкрафта

Вселенная Лавкрафта подарила нам множество отличных игр, в особенности кооперативных. Есть из чего выбрать.

Жизнь Лавкрафта: хикки, блоггера, расиста и гения 29

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения

Его родители умерли в психбольнице, он стал затворником, страдал от кошмаров и боялся чужеземцев. При жизни его не ценили. После смерти он изменил мировую культуру.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Игра базируется на всемирно известных мифах о Ктулху авторства Говарда Лавкрафта.

У каждого игрока есть личный персонаж в игре с индивидуальным набором качеств.

Каждая игра ведется против разных «Древних».

Специально для бесстрашных сыщиков, мечтающих совершить подвиг и спасти мир, была создана игра «Древний ужас». Она погрузит участников в захватывающую вселенную Говарда Лавкрафта, и даст им шанс попробовать себя в противостоянии с жуткими богами.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Далекий 1926 год становится смутным временем для человечества. Жестокое и могущественное существо — Древний вот-вот проснется и уничтожит мир. По всему земному шару открываются порталы, из которых появляются ужасные чудовища, несущие хаос и катаклизмы. Древние культы набирают силу, но находится группа людей, способная предотвратить катастрофу. Бесстрашные сыщики до конца будут бороться со злом, уничтожать монстров, закрывать порталы и делать все возможное, чтобы предотвратить пробуждение Древнего. Иначе им лицом к лицу придется столкнуться с ужасающим чудовищем.

Как подготовиться к игре

Прежде чем приступить к игре, нужно выполнить несколько несложных действий. Подготовка проходит в несколько этапов.

  • Размещение игрового поля. Расположить его нужно таким образом, чтобы все игроки смогли до него дотянуться.
  • Распределение жетонов. Рядом с полем разместить перемешанную колоду жетонов врат рубашкой вверх. Перемешать колоду жетонов улик и также разместить рядом с полем. Разобрать остальные жетоны (Древних, тайн, здоровья, рассудка и др.) на отдельные стопки и разместить рядом с полем.
  • Выбор сыщиков. Игроки должны договориться или случайным образом, например, броском кубика, решить кто будет исполнять роль главного сыщика. Остальные выбирают персонажей поочередно по часовой стрелке. Затем игроки разбирают фишки сыщиков и по очереди расставляют их на игровом поле (точное место размещения фишки персонажа указано на обратной стороне листа поля).
  • Распределение параметров здоровья, имущества и рассудка. Подробная информация о причитающемся герою имуществе и других параметрах также указана на обороте. Согласно ей, игроки разбирают карты активов и заклинаний, а также жетоны здоровья и рассудка.
  • Выбор Древнего. Игроки должны решить, какому Древнему будут совместно противостоять. Сценарий игры в зависимости от антагониста отличается. Для ознакомительной партии целесообразно выбрать Азатота (Азаг-Тот по Лавкрафту). Поскольку он наиболее слабый из возможных соперников. Далее следует положить лист выбранного бога рядом с полем и выполнить инструкции, указанные в разделе «Подготовка» на этой карточке.
  • Создание пула чудовищ. Все жетоны монстров (кроме эпических, они имеют красные пометки) сложить в непрозрачную емкость и перемешать).
  • Распределение карт. Необходимо сложить в коробку карты Древних (нарисованы на рубашках), которые не участвуют в игре (карты поисковых и особых контактов, тайны). Остальные карты распределить по колодам, согласно их рубашкам и перетасовать.
  • Создание колоды мифов. Выполнить инструкцию по созданию колоды мифов на карточке Древнего.
  • Выбор стартовых положений. Рядом с колодой мифов расположить памятку, соответствующую количеству человек и выполнить все указанные инструкции.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Для кого предназначена настолка

Игра «Древний Ужас» — командное развлечение. Поэтому она отлично подойдет для:

Совместного семейного досуга родителей и подростков от 14 лет.

Ценителей творчества Лавкрафта.

Коллекционеров оригинальных «настолок».

Любителей вечеринок и времяпрепровождения в компаниях.

Правила

Каждая партия состоит из раундов. Последние, в свою очередь, состоят из трёх фаз:

  1. Действие. Во время этой фазы сыщики перемещаются по игровому полю и подготавливаются к основным событиям.
  2. Контакты. Игроки дают отпор монстрам или встречаются с контактами в своей локации.
  3. Мифы. В этой фазе ведущий сыщик разыгрывает одну из карт колоды мифов. Они имеют свойство поднимать безысходность, вызывать монстров и другие катаклизмы, которые должны преодолеть игроки.

После окончания раунда ведущий может передать жетон другому сыщику, после чего начинается розыгрыш следующего раунда. Игра будет окончена только после победы или поражения команды.

Проверки

Некоторые игровые ситуации требуют от сыщика прохождения проверки. Чтобы пройти ее, игроку достаточно бросить игральный кубик. Если на нем выпало 5 или 6, проверка считается пройденной, а если же число меньше — сыщик провалился и получит определенные последствия. При наличии на руках жетона улик можно потратить их на переброс кубика. 1 улика = 1 переброс.

Улучшение

Во время прохождения игровых ситуаций персонажи могут обучиться чему-то новому или улучшить навыки. Чтобы обозначить этот факт, игроки берут специальные жетоны улучшения (+1) и размещают на карте персонажа рядом с соответствующим навыком.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок
Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок
Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Составные контакты

В эту категорию входят иномирские экспедиционные и особые контакты. Им соответствуют специальные карты с тремя разделами. Вначале выполняется верхний абзац и проходится проверка. После получения результата проверки игрок выполняет действия, описанные на карте в нижних абзацах, при благоприятном исходе — во втором, при провале проверки — в третьем.

Карты заклинаний

Эти карты двухсторонние. На лицевой стороне написано, когда карта должна вступить в ход. Только после того, как все требуемые параметры будут выполнены, сыщик может перевернуть и использовать карту.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок
Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Задержание

Иногда сыщики могут быть задержаны. В этом случае они не участвуют в раунде, никак и ни с кем не контактируют и полностью пропускают ход.

Выбывшие сыщики

Сыщик считается побежденным, если его рассудок или здоровье падают до отметки 0. В этом случае добавляется 1 к безысходности. А также сыщик перемещается в город и кладет свою фишку набок, а сверху карты жетон здоровья или рассудка (зависит от того, какой параметр на нуле). Игрок сбрасывает все состояние персонажа на лист. Он понадобится, если другой сыщик его отыщет. Далее после фазы мифов игрок, потерявший сыщика, может выбрать нового из незадействованных карт.

Монстры из засады

Если в игровом тексте встречается фраза «монстр напал из засады» игрок наугад тянет из пула монстра и сразу вступает с ним в бой. Чтобы победить монстра, нужно пройти проверку силы и проверку воли (бросанием кубика). Независимо от исхода, после боя монстр возвращается в пул.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок
Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок
Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Ход игры

Ход игры осуществляется поэтапно, в трех фазах

Фаза действия

В ней каждый сыщик может совершить два действия. После этого ход переходит к сидящему слева сыщику и т. д. В этой фазе доступны:

  • Подготовка к путешествиям.Находясь в городе, сыщик может получить любой билет на выбор. Получить билет можно только на транспорт, ведущий к городу. Если в городе нет порта, сыщик не может взять билет на корабль. На руках у игрока не может быть более 2 билетов. Если их оказалось 3, следует выбрать нужные, а лишний сбросить.
  • Путешествия.Сыщик размещает в соседней локации свою фишку и путешествует из места в место (обязательно находящихся рядом), используя билеты на поезд, корабль, самолет и т. д.
  • Обмен.Сыщики, находящиеся в одной локации, могут обменяться друг с другом любыми активами.
  • Отдых. Эта опция помогает восстановить по одной единице здоровья и рассудка. Но она недоступна, если рядом с игроком расположен монстр.
  • Приобретение активов. Находясь в городе, сыщик может получить из резерва активы. Но эта опция доступна только после того, как сыщик «пройдет проверку общения». Приобретение активов недоступно, если в этой же локации есть монстр.
  • Особое действие. На карточке сыщика есть принадлежащие только ему индивидуальные качества. Он может использовать их только раз в раунд.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Важно! На протяжении одного раунда каждый сыщик может совершить только одно действие определенного характера. Например, осуществить обмен дважды нельзя.

Фаза контактов

В этой фазе каждый сыщик должен вступить в один контакт. Для этого достаточно прочесть текст, написанный на карте в локации. В нем описывается процесс контакта и последствия. Контакты делятся на боевые и локационные. Если рядом с сыщиком есть монстры, он обязан дать бой любому на выбор. Если локация чиста, игрок тянет карту из колоды общих контактов и выполняет указанные в ней действия. Первым осуществляет ход ведущий, после, игрок слева от него и далее по кругу.

Фаза мифов

На этом этапе сыщик вытягивает из колоды мифов верхнюю карту и выполняет все эффекты, перечисленные на ней.

Настольная игра Древний Ужас (Eldritch Horror) — как предотвратить конец света и не потерять рассудок

Это могут быть:

  • Изменение параметров безысходности и знамений.
  • Открытие врат.
  • Наплыв монстров.
  • Улики.
  • Слухи.
  • Жетоны древних.

Завершение игры

Игра завершается тогда, когда команда успешно разгадывает 3 тайны Древнего. Если она не успела сделать это до его пробуждения, чтобы победить, требуется разгадать его последнюю тайну.

Читайте также: