Drakensang the dark eye обзор

Обновлено: 01.07.2024

Анонсы ролевых игр в последнее время пишутся под один и тот же трафарет с непременным употреблением двух прилагательных — «амбициозная» и «эпическая». Если вам еще не надоело это клише, тогда извольте свежую весть: у нас тут, оказывается, полным ходом идет создание очередной амбициозной RPG Drakensang: The Dark Eye c эпическим геймплеем.

Мир игры основан на популярной в Германии (Radon Labs — немецкая студия) настольной фэнтези-игре Das Schwarze Auge. Подробный рассказ о ней занял бы немало страниц, поэтому мы ограничимся самым главным: мир этой игры называется Авентурия, и он является всего лишь одним из континентов в составе огромной вселенной Этра, которая, в свою очередь, представляет собой невероятную мешанину из классических фэнтезийных рас (орки, гномы, люди, эльфы), многочисленных империй и чудовищно запутанной политеистической системы верований — к примеру, только в самой распространенной в Этре религии насчитывается двенадцать богов.

Авторы игры обещают огромные пространства, доступные для исследования, классический «олдскульный» геймплей с партией героев и сногсшибательную графику. А вот подробности ролевой системы они раскрывать почему-то не желают: поживем — увидим.

Еще больше настораживает отсутствие в активе студии сколько-нибудь качественных игр и совсем уж безвестный издатель. Как говорил один известный персонаж, «меня терзают смутные сомненья».

Drakensang, как принцесса, славится именитыми предками, бесподобно красива, но глупа и наивна, словно дитя. Вокруг нее вертятся олдскульные ролевики, разглядывая так и эдак длиннющие списки умений и характеристик. Они просто тают при каждом упоминании двадцатигранного кубика. Но видит Бог, не всякий выдержит исходящий от этой красавицы поток банальностей и нелепостей.

Бросить кубик и сравнить выпавшее значение с показателем атаки, затем еще раз бросить и сравнить с парированием. Будучи выписанными в консоль, подобные махинации создают ощущение сложной боевой системы. В действительности каждый школьник без калькулятора сможет выразить шанс попадания в понятных процентах. Так же легко и другие формулы сворачиваются до банальных вероятностей. Но Radon Labs на корню пресекает попытки освоить ролевую систему The Dark Eye. Ключ к формулам, вроде «2D6+SP*DP», спрятан где-то в недрах мануала. Там же вы узнаете, насколько грубо эти подсчеты описывают действительные правила игры. А первый же бой покажет, что вся эта сложность – лишь пыль в глаза.

Drakensang: The Dark Eye

С животными предстоит общаться не раз, поэтому стоит хорошо изучить их природу.

Сражения в Drakensang в лучшем случае заставляют просто скучать. Автоматически включилась пауза; указали каждому члену группы цель; жмем «пробел» и ждем развязки. Победу над врагом рандомизатор берет на себя. При одинаковой последовательности действий схватка может закончиться как сокрушительным поражением, так и победой без потерь. Основная задача игрока – бороться с самовольствами подопечных. Например, кнопка «вперед» здесь означает «в основном вперед», а кликнув по умению «Наступательный бой» нельзя поручиться, что воин не забудет приказ через минуту. Впрочем, прелести местного AI вы вполне поймете лишь тогда, когда ваши подчиненные пропустят пять раундов, отыскивая дорогу к цели, или провалят спец-атаку из-за того, что монстр чуть сместился. Про тактические хитрости и вовсе забудьте: попробуйте вывести бойца из-под удара – и его коллеги тут же забудут все приказы и начнут беспорядочно бегать между врагами.


Drakensang является компьютерной реинкарнацией настольной игры The Dark Eye, весьма популярной в Германии. Ролевая система была заметно сокращена и упрощена. Например, в оригинале при неудачной атаке герой может порезаться собственным клинком, а заработать рану в настольной версии в два раза проще, чем в компьютерной.

Спасение в прокачке, то есть в правильном распределении набранного опыта между множеством характеристик. Злобный интерфейс неохотно признается, что умения имеют разную сложность развития. Магия и мирные профессии относятся к категории B, проще них только призыв огонька-подсветки. Нужные воину навыки в основном имеют сложность D и стоят дороже. Но придется тратиться: владение оружием определяет меткость удара и вероятность парирования. Развитое восприятие спасет от ловушек, внезапных атак и падений на землю, а сила воли защитит от ран. Последнее важно для каждого персонажа, ведь пять ран – это смерть при любом количестве здоровья, и даже одно повреждение существенно ухудшает боеспособность. Труднее всего прокачать основные атрибуты, а результат явно не окупит затраты.

Drakensang: The Dark Eye

Вот в таких бочках настоящий гном хранит пиво.

Выбор из двух десятков классов не столь критичен, как в правилах D&D. Впоследствии волшебник может овладеть двуручными мечами и всеми необходимыми ударами, лишь бы деньги на учителей нашлись. Магия более капризна: показатель астральной энергии есть только у магов, но и они теряют способность к колдовству, стоит лишь надеть стальной доспех.

Однако создавать универсалов нет нужды. По ходу дела к нам присоединяется десять компаньонов, которых можно прокачивать и экипировать по своему усмотрению. Игроки запаса, отдыхающие в особняке главного героя, тоже получают опыт и сгодятся в качестве кузнецов и алхимиков. Боевым товарищам можно смело поручить лечение, сбор трав и взлом замков. Наш alter ego – лицо отряда, он отвечает за полдесятка социальных навыков. Впрочем, для дипломата поле деятельности невелико: почти с каждым персонажем можно договориться, просто выбирая все фразы подряд.

Drakensang: The Dark Eye

Призванным волком управлять нельзя. К счастью, он заметно сообразительнее хозяев-людей.

Нехватка фантазии проявляется не только в диалогах. Radon Labs не вложила в игровой процесс ни одной собственной идеи, и если из правил The Dark Eye нечего позаимствовать, Drakensang мгновенно скатывается на упрощения и штампы. Беготня от маркера к маркеру вместо заданий, безликие персонажи и сотни кликов в час по цветочкам, трупам, сундукам и прочим якобы интерактивным объектам – такой предстает она за пределами опасных подземелий. Bard’s Tale пародировала эту игру: и крысиного Дьябло, и расставленные повсюду бочки, и персонажей с похожими именами. Тут как тут бессменные эльфы, а с ними яростные орки и сплющенные гномы. Нетрудно угадать, кто окажется Избранным, кто соберет древний артефакт, одолеет загадочную секту и пройдет испытания оракула. И при этом едва ли сможет проникнуться происходящим. Развязка любого приключения определена заранее, а энтузиазм героев спасать Авентурию от всех зол шит белыми нитками.

Свою порцию славы Drakensang получит благодаря современной и гармоничной картинке. Пушинки, летящие в воздухе, пыль, поднимаемая с дороги ветром, светящиеся разноцветные кристаллы в подземельях и другие свежие детали превращают заурядный мир в атмосферный и притягательный. Спустя пару лет графика устареет, и мы забудем про это достоинство The Dark Eye, но сегодняшним успехом игра обязана именно дизайнерам.

Drakensang: The Dark Eye

Не поверите, но этот снимок сделан в подземелье.

Сможет ли Radon Labs назвать хоть одну особенность компьютерной игры, кроме компьютерной графики? Drakensang показывает, что нет. Между прелестной картинкой и проверенными временем правилами Dark Eye лежит полный нелепостей геймплей и на редкость заурядный сюжет. Пусть атрибуты классических RPG не вводят вас в заблуждение: до шедевра этой игре еще долго расти.

Плюсы: графика и дизайн; масса мирных профессий; отличный баланс; легкий юмор.
Минусы: сплошной хаос вместо боевой системы; банальный сюжет; неинформативные описания умений; совсем неяркий звук.

О том, как культовые игры прошлых десятилетий массово обретают вторую жизнь в виде сиквелов и переизданий, мы говорили не раз и не два. Поэтому сразу к делу: Drakensang: The Dark Eye продолжает дело ролевой трилогии Realms of Arkania, сделанной в 90-х годах прошлого века в Германии. Вполне возможно, вы не слышали об этой серии, но поверьте: у нее было все для того, чтобы стать классикой жанра. Это, конечно, не легенда уровня The Elder Scrolls, но были поклонники, была известность, была, в конце концов, огромная вселенная и проработанный геймплей, в основе которого лежала популярная в Германии настольная ролевая система Das Schwarze Auge. Всего этого оказалось достаточно, чтобы достать серию из пыльного чулана и приделать ей четвертую часть.

Маска, я тебя знаю!

В основе новой игры — все та же Das Schwarze Auge, немецкий аналог Dungeons & Dragons. Благодаря ей игры серии Realms of Arkania местами отчаянно напоминали Eye of the Beholder, Lands of Lore, Ravenloft, Menzoberranzan и прочие D&D-игры минувшего тысячелетия. Конечно, есть в немецкой системе и свои ноу-хау. Например, у персонажей имеются не только положительные черты, но и отрицательные: суеверие, клаустрофобия, боязнь нежити.

Огромное внимание приходится уделять здоровью героев. На каждом шагу приключенцев ждут болезни, отравления и прочие недуги, как будто герои вдруг оказались в Центральной Африке. Плюс нужно постоянно заботиться о сне, воде и пропитании. Все это перенесли и в компьютерную версию игры. Там же были и революционные для своего времени пошаговые бои в изометрии.

Крупные планы и перекошенные яростью лица — вот чем хороша здешняя боевая система.

Drakensang в этом плане заметно отличается от предшественников. Следуя современной моде на всеобщее упрощение, авторы так адаптировали четвертую редакцию правил Das Schwarze Auge, что из нее исчезли некоторые фирменные черты: отрицательные свойства персонажей, пошаговая боевая система, возможность сколотить состояние на разнице цен у торговцев. Болезни тоже перестали быть столь опасными.

В итоге игра приблизилась к опасной черте, за которой ее практически невозможно отличить от ведущих представителей D&D-движения. Молодые игроки, незнакомые с оригинальной трилогией, легко могут принять этот проект за откровенный клон Neverwinter Nights 2. Во-первых, схожий дизайн, графический стиль, пейзажи и модели персонажей (естественно, с поправкой на то, что Drakensang все-таки вышла в 2008 году, а не в 2006-м, и потому выглядит ожидаемо лучше). Во-вторых, руководящая и направляющая роль партии: всю игру мы пройдем вместе с могучей кучкой спутников. Правда, тут нет системы влияния на компаньонов, с которой в свое время экспериментировала Obsidian Entertainment, но главное никуда не делись собственные скелеты в шкафу некоторых сопартийцев (и, конечно, связанные с этим персональные квесты). Причем характер большинства товарищей по оружию раскрывается в полной мере только после того, как вы намотаете с ними сотни километров по лесам, полям, рекам и примете несколько судьбоносных решений.

Наконец, как и в Neverwinter Nights 2, для каждого второго диалога предлагается на выбор несколько вариантов поведения: убедить, угрожать, обмануть или продемонстрировать чудеса интуиции, подметив какую-то деталь. Успех каждого варианта зависит от уровня соответствующего навыка.

Диалоги в Drakensang: The Dark Eye имеют огромное значение. Возможность убедить, надавить, обмануть или послать подальше — это не сухая галочка в списке «особенностей», а мощный инструмент, работающий на атмосферу и позволяющий «прогнуть» окружающий мир под свой стиль и манеру игры. Причем вы всегда сможете продемонстрировать силу слова: в диалоге здесь участвует не один главный герой, а вся партия целиком. Каждый персонаж обязательно попытается ввернуть фразу от себя, что создает просто беспрецедентно богатый выбор реплик в отдельно взятом диалоге. И все это происходит не в статике, как в большинстве RPG: камера постоянно скачет от одного участника беседы к другому, демонстрируя эмоциональную анимацию и язык жестов. Одним словом, почти Mass Effect.

Мы решили наглядно продемонстрировать вам уровень анимации и ее значение в Drakensang: The Dark Eye. Используя различные разговорные навыки членов партии, вы можете даже напыщенного аристократа заставить пресмыкаться перед вами. И наоборот — изначально настороженный человек после сеанса беседы может считать вас чуть ли не лучшим другом. Заметьте, это исключительно фокусы языка и никакого мошенничества.

Вот здесь заносчивый бюргер еще не знает, с кем связался: смотрите, как нагло смеется.

А вот он же заискивающе смотрит на нас после того, как мы использовали волшебную силу слова.

Вот напыщенная аристократка требует найти ей кучера, да побыстрее.

А вот мы использовали навык «знание человеческой природы» и прозрачно намекнули даме, что, кроме нас, ей надеяться не на кого. Да и мы не обязаны ей помогать.

Весь мир — театр!

Некоторые схватки тут могут длиться до 15-20 минут реального времени. Обратите внимание на задний план — там стая дятлов-берсерков как раз доедает дерево.

Сходств много, но важнее другое. Играя на одном поле с серией Neverwinter Nights, авторы Drakensang: The Dark Eye достигают тех же высот в проработке мира, персонажей и общей атмосферы сказочного приключения, а это показательно. При этом здесь собственные драмы и комедии: уникального контента столько, что мысли о каких-то параллелях очень быстро уступают место простому человеческому желанию — играть. Играть запоем, без оглядки на время, сон и домочадцев.

Тут всегда есть чем заняться: улицы и таверны огромного города и небольших поселков регулярно нагружают геройские плечи собственными проблемами. При этом возвращение в город после очередного приключения преподносит новые сюрпризы. На исхоженных вдоль и поперек улочках регулярно разыгрываются свежие сценки: кто-то вывалится с балкона, любимый трактир оккупируют охочие до пива тролли, а охранник у ворот неожиданно попросил подменить его.

Но дело не только в концентрации событий на квадратный метр игры — куда важнее, как это все проработано. А проработано чудо как хорошо: здесь практически нет занудных квестов на сбор ингредиентов и различных частей тела убитых монстров. Мы проводим расследования, работаем под прикрытием и вообще регулярно удивляемся. Даже самые очевидные, казалось бы, поручения могут обернуться целой цепочкой неожиданных событий: запертый в темнице молодой человек вдруг откажется выходить, пока вы не докажете его невиновность, миловидная девушка заманит свою сестру (а заодно героя) в хитроумную ловушку.

У Drakensang, может быть, не самая лучшая технология, но это полностью искупается игрой светотени.

Проработка характеров — отдельная тема. Это банально, но каждый персонаж, вплоть до последнего пьяницы, действительно как живой. В одном из заданий мы сначала работаем плечом к плечу с сыном местного мануфактурщика, проходим с ним огонь и воду, совершаем диверсии в тылу врага, прочитываем сотни строчек диалога и вообще успеваем не на шутку к нему привязаться. А чуть погодя, после долгой отлучки, вдруг узнаем, что он был предательски убит. Заверяем — редкая игра способна передать столь правдоподобное чувство жажды мести и горечь утраты одновременно.

Кроме того, Drakensang регулярно ставит перед выбором. От бытового (выдать жене позорную тайну неверного мужа, на чью сторону встать в споре и т.д.) до глобального: на какой торговый дом работать, стать охотником на ведьм или, наоборот, защищать их. Причем последняя ситуация гарантированно провоцирует серьезные моральные терзания.

Плюс юмор. Это одна из немногих RPG, авторы которой действительно умеют шутить. В одном эпизоде вас попытаются ограбить две конкурирующие группы бандитов: с самыми серьезными лицами разбойники будут доказывать друг другу и вам в том числе, что именно они достойны промышлять разбоем, призывая вас же в свидетели.

Таким образом, Drakensang скорее старообрядческая CRPG. Современные игроки, изнеженные дружелюбной механикой Mass Effect или Morrowind/Oblivion (а эти игры специально затачивали под консоли), запутаются здесь в первые же минуты — настолько все разнообразно, вдумчиво и сложно, вплоть до закипания мозга.

В зависимости от вашего отношения к этому феномену сложатся и впечатления от игры. Если вы с удовольствием играли в «Ведьмака» и презрительно фыркали в сторону «примитивной» Jade Empire, то Drakensang, вероятнее всего, придется вам по душе. Если же вы не привыкли к многосложной возне с ролевыми параметрами и инвентарем каждого члена партии, то подумайте дважды, прежде чем садиться за эту игру.

Между Drakensang: The Dark Eye и Neverwinter Nights 2 действительно много общего. Главные герои обеих игр иногда напоминают близнецов-братьев. Сравните эти снимки и попробуйте найти 10 отличий.

Демократия для манчкина

Каждый персонаж может совершенствовать владение каким-то запредельным количеством различных типов оружия. Есть даже сабля и рапира.

Все это справедливо и для игровой механики. Она сложна, она проработана, она хардкорна. Зато те, кто готов с этим смириться, найдут здесь гибкую ролевую систему, интересные сражения и увлекательный шопинг в поисках новых бронзовых панталон.

Вдумайтесь только — двадцать классов персонажей. Помимо различных вариаций воинов, воров и магов, присутствуют амазонка, бродяга и даже пират. Налицо и четкое деление по расам: есть специальные классы для гномов и эльфов. У каждого члена партии — около десятка базовых параметров, в том числе такие редкие, как толковость и интуиция, позволяющие в числе прочего лучше понимать намерения собеседников (в диалогах зачастую участвует вся партия). Несчетное количество всевозможных умений, которые, кажется, учитывают все особенности героической жизни — от способности правильно срывать лечебные лютики и взламывать замки до понимания животных, позволяющего в некоторых случаях подчинить своей воле или успокоить братьев наших меньших. Есть и такая экзотика, как способность быстро ориентироваться в городе: она делает жителей только что открытой локации более разговорчивыми, а также открывает доступ к некоторым торговцам.

На скриншотах Drakensang почти не проигрывает Dragon Age: Origins, у которой бюджет одного ролика равен месячной зарплате всей Radon Labs.

Вместо томительного ожидания нового уровня, ограничений при повышении и услужливой кнопочки автоматического распределения очков Drakensang предлагает полную вольницу и самостоятельность: в любой момент, даже во время боя, накопленный опыт можно инвестировать в абсолютно любое умение или параметр. У каждого класса есть свои предпочтения и персональная ахиллесова пята, но никто не помешает вам заставить импозантного мошенника с косичкой выучить кузнечное дело, а коренастого гнома с грозным лицом — собирать цветочки-ягодки под общее хихиканье. Просто предварительно придется найти специального мастера, который обучит непрофильному умению.

Наконец, в Drakensang вам может понадобиться даже умение подать себя в высшем обществе: развивая его, персонаж сможет быстрее понять, как и что говорить или делать в соответствии с правилами этикета. Важно, что эта система воспринимается свежее, чем ее аналог в серии Neverwinter Nights: здесь больше демократии и участия игрока. Подробнее об этом см. в нашей врезке о диалогах.

Справедливости ради отметим, что порой у разработчиков возникают проблемы с балансом: вполне комфортно можно прожить без крафтинга и алхимии, а деньги на определенном этапе просто некуда девать. Но на фоне иных представителей жанра это не выглядит серьезным огрехом — главное, что игра постоянно бросает вызов и не позволяет себе скатиться до беззаботной прогулки по трупам.

Все это подкрепляется нестыдным техническим исполнением. Дело даже не в технологиях, а в общей стилистике игры. Витиеватая архитектура старого замка, живописный берег реки с плывущими по небу облаками или отсвет языков пламени на золотом щите — все одинаково просится на скриншот. Секрет мастерства: точечная анимация и обилие таких пронзительных деталей, как, например, ветер, играющий листьями в воздухе за вашей спиной.

Музыкальные темы в Drakensang: The Dark Eye — это уровень Джереми Соула, сериала Gothic и по совместительству идеальное воплощение понятия «музыка для эпического фэнтези».

Учтите, однако, что все пропетые выше дифирамбы исходят от ролевого игрока старой закалки. И чтобы прочувствовать всю прелесть Drakensang, надо быть таким же фанатом жанра или как минимум иметь желание им стать. Это не та игра, которая влюбит в себя вне зависимости от вашего желания: чтобы ее понять, нужен особый настрой и склад ума. И человек неподготовленный рискует просто-напросто растеряться от обилия возможностей и, в конечном итоге, заскучать.

Но при всей своей неоднозначности Drakensang — одна из главных ролевых игр года. Отчасти это объясняется тем, что сильных игр в этом жанре не появлялось уже давненько. Страсти непременно накалятся в ближайшие год-полтора, с выходом Alpha Protocol, Risen, Arcania: A Gothic Tale и, конечно, Dragon Age: Origins. Но пока вся эта тяжелая артиллерия еще только на подходе, постарайтесь не пропустить The Dark Eye.

Отдельно порадуемся за Radon Labs: выпустив шесть лет назад Project Nomads — известный в узких кругах гибрид из экшена, аркады и стратегии, они вдруг занялись симуляторами рыбалки, ветеринара и сумасшедшей курицы. И вот наконец помутнение прошло: в этом году немцы триумфально вернулись в «большой спорт» с Treasure Island (см. октябрьский номер «Игромании») и нашим сегодняшним героем.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Четвертая часть классической ролевой серии Realms of Arkania, хардкорная ролевая игра для сильных духом.

Анонсы ролевых игр в последнее время пишутся под один и тот же трафарет с непременным употреблением двух прилагательных — «амбициозная» и «эпическая». Если вам еще не надоело это клише, тогда извольте свежую весть: у нас тут, оказывается, полным ходом идет создание очередной амбициозной RPG Drakensang: The Dark Eye c эпическим геймплеем.

Мир игры основан на популярной в Германии (Radon Labs — немецкая студия) настольной фэнтези-игре Das Schwarze Auge. Подробный рассказ о ней занял бы немало страниц, поэтому мы ограничимся самым главным: мир этой игры называется Авентурия, и он является всего лишь одним из континентов в составе огромной вселенной Этра, которая, в свою очередь, представляет собой невероятную мешанину из классических фэнтезийных рас (орки, гномы, люди, эльфы), многочисленных империй и чудовищно запутанной политеистической системы верований — к примеру, только в самой распространенной в Этре религии насчитывается двенадцать богов.

Авторы игры обещают огромные пространства, доступные для исследования, классический «олдскульный» геймплей с партией героев и сногсшибательную графику. А вот подробности ролевой системы они раскрывать почему-то не желают: поживем — увидим.

Еще больше настораживает отсутствие в активе студии сколько-нибудь качественных игр и совсем уж безвестный издатель. Как говорил один известный персонаж, «меня терзают смутные сомненья».

Читайте также: