Disco elysium обзор

Обновлено: 04.07.2024

Признаюсь честно — я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, вокруг разбросанная одежда и пустые бутылки, давит депрессия, интоксикация и воспоминания о былой любви. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется покурить и найти хоть что-то в карманах, но там пусто. Что же, взять жёлтый пакет и пойти собирать бутылки или окурки, как последний бомж? Остаётся только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, какой-то заросший мужик, просыпается с дикого похмелья в комнате, где повсюду валяются разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, у него депрессия, и он боится протереть, наконец, зеркало, чтобы просто взглянуть на себя…

Теперь вы поняли, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неправильный: просто это лучшая Planescape: Torment после Planescape: Torment.

Прошлое не забывается?

Сразу видно, что разработчики из эстонской ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что ведущий дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) является ярым фанатом настольных игр, за счёт чего DE напоминает модуль по Dungeons & Dragons — с бросками кубика на каждый чих и простынями высокохудожественного текста. Тут есть и прямые параллели.

В Planescape: Torment Безымянный после очередной смерти очнулся в морге совершенно без памяти. Здесь почти моргом для полицейского-алкаша, который поначалу даже не помнит своего имени, стал полуразгромленный номер в отеле, где он три дня бухал после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В номере он почти и умер — игра открывается диалогом с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.

Но наш герой всё-таки очнулся, кое-как пришёл в себя и начал расследование, попутно пытаясь вспомнить всё: кто он, где он, где его пистолет и полицейский жетон? Но помимо таких банальных, бытовых вещей его тяготит и ощущение какой-то тяжёлой потери. Есть даже вариант связаться с коллегами из участка и порасспрашивать о своём прошлом. Но они молчат. В какой-то момент сам герой может найти, увидеть или прочитать что-то — и когда в голове его запульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он потеряет сознание и снова окажется там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью, ведя диалог с собственной лимбической системой. И снова очнётся, ничего не соображая, но не в отеле, а в машине, куда его отнёс напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и отношения между Безымянным и Дейонаррой?

Поговорим обо всём

Да, вся Disco Elysium построена на диалогах, которые написаны как минимум не хуже, чем в Planescape: Torment, — одновременно очень живым, ироничным, метким и литературным языком. Их так много, что даже первые сцены, когда герой просто приходит в себя в номере, пытается одеться, пообщаться с парой персонажей и выйти на улицу, могут занять часа два реального времени. Каждый диалог тут — это первые 6—8 реплик, каждая из которых распадается ещё на 6—8, а те ещё и ещё.

Disco Elysium обзор игры

Чтобы освободить активную ячейку мыслей, понадобится потратить драгоценное очко навыков.

Можно говорить о жизни, музыке, книгах, о работе, о том, куда пропал мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и специальный человек, который всегда готов поговорить о философии, о бытии и сознании — это тоже ироничная отсылка сами-знаете-к-какой игре.

А ещё мы постоянно обсуждаем политику. Действие Disco Elysium происходит в условных 70—80-х годах прошлого века, в эпоху диско, в вымышленном городе Ревачол, жители которого когда-то пытались поднять коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но оно было подавлено демократической Коалицией. И с тех пор этот портовый город остаётся ареной для столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наёмников и бандитов.

Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова — тут можно на полчаса увязнуть в одном диалоге, рассуждая о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто герою не запрещает высказывать любые взгляды — поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, вступаться или нет за напарника-азиата, когда на него пытается наезжать один из ура-патриотов, и так далее.

Разнообразие копов в природе

Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников высокохудожественным бредом про мистику, ад и апокалипсис, называть (и отыгрывать) себя как superstar cop, употребляющего «спиды» и не расстающегося со своим бумбоксом, из которого местная радиостанция плюётся в окружающих мегамиксами. Или быть «бомжекопом», который называет себя мусором, выцыганивает у каждого встречного деньги, берёт взятки и ходит со специальным жёлтым пакетом, куда собирает бутылки. Да, это едва ли не первая в мире RPG, где можно сдавать стеклотару, чтобы заработать немного наличности на оздоровительные пилюли и на ночлег. Некоторые важные предметы нужно отдельно рассматривать в инвентаре.

А ещё тут можно пообщаться со скамейкой, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы убедить её открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собачку, разрешают погладить или пнуть — как тут опять же не вспомнить общение со шкафом из Planescape: Torment?

Все ваши реплики, ответы и ваше поведение влияют на формирование личностного и нравственного портрета героя. Игра постоянно высчитывает очки в таких параметрах, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой коп, бесчестный коп, superstar cop, apocalypse cop, вечно извиняющийся или скучный коп. И окружающие, естественно, по-разному реагируют на полубезумного фашиста, мнящего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет сочетать и несочетаемое — у меня, например, упорно получался ультралиберальный коммунист, считающий себя суперзвёздным полицейским. Ну, кто бы сомневался…

Тихо я веду беседу сам с собой

В диалогах также постоянно участвуют внутренние демоны, подсознание, мозги, центральная нервная система и умения персонажа. Более того, на этом во многом и построена игровая механика. Да, Disco Elysium — это ещё и RPG, где с главным героем общаются его же способности и навыки. Всего их 24, они разбиты на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, физической формой и моторикой.

Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, выносливость, знания… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и подмечать ложь других, другие — за реакцию, координацию, умение управляться с физическими инструментами, держать себя в руках, очаровывать мужчин или женщин, запугивать и давить авторитетом, блефовать и так далее.

И в каждом диалоге те или иные навыки (в зависимости от ситуации) в буквальном смысле говорят с нами, обращаясь напрямую к герою, что-то объясняют, подсказывают («Он явно что-то скрывает, надави на него!») и даже спорят друг с другом.

Disco Elysium обзор игры

Здесь день сменяется ночью, а некоторые задания можно выполнить только в определённое время суток.
Одно из умений может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другое выступает в роли этакого демона-искусителя, который периодически призывает выпить алкоголя, найти и принять наркотик, закурить, чтобы получить уникальные силы. «Кто знает, кто ты такой — убийца, монстр, гном из Геромы? Но ты точно чувствуешь себя курильщиком, особенно когда видишь такую соблазнительную пачку сигарет! Разве нет?» С этим связаны даже отдельные квесты.

Детективная RPG

Вероятность того, что такой-то навык заговорит и вставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же в диалогах постоянно идёт проверка на успешность применения подходящей способности. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете управляться с инструментами, то наверняка сможете сами открыть мусорный контейнер, а если нет, то общайтесь, просите ключ и ищите другие пути.

При этом, не выходя из диалога, можно открыть панель навыков и вложить свободное очко умений в нужный именно сейчас параметр, чтобы увеличить свои шансы. Опыт мы накапливаем постоянно — за выполнение квестов и даже просто за открытие некоторых реплик. По достижении определённого уровня выдаётся новое очко навыков, и вы вольны тут же использовать его или сохранить на будущее. Также на параметры влияет экипировка.

Конечно же, стартовый разброс параметров мы определяем в самом начале, когда нам разрешают выбрать один из трёх предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждое прохождение реально может отличаться от другого. Например, в диалоги с моим копом-интеллектуалом чаще всего вступали риторика, драма, логика, открывая несколько другие варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с нестабильной психикой…

Disco Elysium обзор игры

С юмором тут всё в порядке — местные бандиты могут убить даже за нарушение кодекса караоке.

Идейный коп

Наконец, на отыгрыш влияют мысли/идеи нашего героя. У него может возникнуть идея, что он феминист, одинокий бомжекоп, расист, которому нужно изучить подробнее услышанную теорию рас. В общем, вариантов множество. Выбираем нужную мысль, закрепляем в ячейке — и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Так, я открыл возможность получать монеты за клик по каждой зелёной сфере с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а ячеек долгое время доступно лишь три. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошенько подумать над тем, что закреплять и изучать.

Скандинавский нуар слушает диско

Читая всё это, вы могли подумать, что Disco Elysium — это такой симулятор чтения полубезумной интерактивной книги, интересный исключительно тем маньякам, которые играли ещё в Planescape: Torment. И с тех пор несколько искажённо воспринимают реальность, полагая, что в 2019 году кому-то будет интересно час читать и по-разному перепроходить три с половиной диалога.

Всё так и есть — и без знания английского делать в Disco Elysium нечего. Но надо сказать, что это ещё и увлекательный нуарный детектив, сравнимый больше с северным, скандинавским нуаром, нежели с американским. Причём настолько увлекательный, что мне пришлось отложить просмотр скандинавского же сериала «Модус» — тут реально интереснее. Всё вертится вокруг одного трупа, висящего на дереве практически под окнами номера нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», от одного преступления ниточки ведут в разные стороны, затрагивая в том числе высшие, местами даже метафизические сферы.

В дело постепенно втягиваются местные бандиты, корпорации наёмников, промышленные магнаты. Мы со всеми общаемся, проводим допросы, расспросы, ищем и изучаем улики. Да даже первые, казалось бы рутинные, задачи — просто снять труп, идентифицировать его и провести вскрытие — превращаются в многочасовое расследование.

Disco Elysium обзор игры

Танцор диско

При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium вообще нет. Если вы хотите кому-то вломить или, например, точным выстрелом сбить тело, висящее на дереве, то на это в рамках диалогов будут проводиться проверки соответствующих навыков. В случае неудачи можем потерять очко здоровья. Но сражения в данном случае и не нужны — слишком уж увлекательное чтение получается.

События, квесты и поручения накапливаются как снежный ком — вот уже нас просят разобраться с местным наркотрафиком, найти соратников жертвы, поговорить с изнасилованной (вроде бы) танцовщицей и даже выяснить, что за проклятие скрывается за тайной дверью в местной книжной лавке. «А вдруг в деле всё же замешана мрачная сексуальная мистика? Попробуй убедить в этом своего напарника», — шепчет на ухо одно из умений. «Или ты сам убийца?» — лукаво спрашивает другое.

Герой то блюёт и собирает бутылки, то острит, поёт в караоке и бредит что-то про диско, то общается за жизнь и философию с важными шишками, попутно решая, брать у них взятки или нет. А в это время в башке не прекращаются внутренние диалоги — мол, спроси у той женщины, вдруг у неё муж пропал или курица, у всех же кто-то пропадает.

А по ночам наш детектив путешествует по собственным кошмарам. Копов при этом никто не любит, и даже дети их называют свиньями. От всего этого кругом идёт голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости — если под рукой нет соответствующих таблеток или наркотиков, то герой вырубится. Или слетит с катушек и вовсе уволится из полиции — игра в этом случае закончится.

Провальные проверки навыков закрывают соответствующие реплики в диалогах.

Рефлексия и сомнения: «Ты всё-таки решил поставить „изюм“ игре, в которую в России почти никто играть не будет?! Ведь отсутствие русской локализации — очень важный минус. Где твой инстинкт самосохранения?» Логика: «Ну, если игра настолько хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Ага, и будут они ваять его года два. Проще за это время английский выучить…» Истерика: «Да какой там инстинкт самосохранения? Он вообще, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшая, вы понимаете? То есть лучше, чем The Outer Worlds. Да ещё и принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Всё, это фиаско, братаны, пакуем вещи». Драма: «Нет, просто он у нас настоящий экспрессионист. И так решил подчеркнуть, какие сильные эмоции игра вызывает и насколько мощным и в то же время реалистичным получился образ главного героя». Зависимости: «Да, он у нас эмоционально зависимый. И вообще зависимый. Хозяин, не забудь ещё сказать, как тебе нравится курить, просто слушая этот шикарный обволакивающий джаз из игры, смешанный с морским прибоем и криками чаек».

Кстати, надо бы сходить купить новую пачку сигарет. А ещё — обратиться напрямую к главреду, так оно вернее будет. Проверка пройдена: Кунгуров, зря я тогда сказал, что круче или хотя бы наравне с Planescape: Torment игры не было и не будет, — она уже есть… Всё, я за сигаретами.

Плюсы: увлекательнейший сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая по-разному отыгрывать роли и выполнять задания; шикарное сочетание юмора, нуара и мистики; качественная картинка; бесконечно прекрасная музыка.

Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив
Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Мой персонаж просыпается скрюченным на полу какой-то комнаты в одних трусах. Окно разбито, кровать больше похожа на свалку радиоактивных отходов, а дверь в ванную снята с петель. Держась за голову, он пошатываясь подходит к зеркалу и с ужасом понимает, что не узнаёт своё лицо. В отражении типичная опухшая морда запойного алкоголика: мешки под глазами, отросшие бакенбарды, дурацкая пошловатая ухмылка.

Кое-как одевшись (второй ботинок так и не удалось найти), герой выходит в просторный коридор. Облокотившись на перила, в паре метров от двери курит мертвецки уставшая, но невероятно красивая девушка. Это любовь с первого взгляда: мой подпитый Казанова очарован. Цветастый галстук на шее подсказывает (буквально подсказывает — голосом), что пора произвести на неё впечатление, поэтому изо рта романтичного алкаша вылетают проникновенные, чётко выверенные слова: «Я хочу сделать с тобой секс».

— Ого, — говорю уже я сам, чуть не поперхнувшись чаем. — А игра-то хороша.

Очень плохой лейтенант

Disco Elysium умеет произвести впечатление: всё, что я рассказал выше, происходит в первые пять минут игры (включая говорящий галстук, который постоянно даёт дурные советы). Но чем дальше продвигаешься, тем сложнее становится рассказать о ней нечто внятно. Представьте, что главным героем пиксаровской «Головоломки» выступает не девочка-подросток, а самый грязный, самый отвратительный коп на свете — как персонаж Джеймса Макэвоя из «Грязи», только в несколько раз хуже. Согласитесь, такое произведение сложно вписать в стандартные жанровые рамки.

Тем не менее Disco Elysium хоть и номинально, но всё же RPG. В роли потрёпанного жизнью копа вы прибываете в захолустный городок Мартинез, чтобы расследовать убийство: неизвестного мужчину линчевали, буквально повесив на суку напротив хостела, где вы остановились. Задача вроде бы понятная, но есть несколько загвоздок. Первая — местные жители в большинстве своём терпеть не могут служителей закона (а посему ласково называют полицейских «свиньями»); совсем недавно здесь отгремела кровопролитная война, и многие раны ещё не зажили. Вторая — к вам, невзирая на все ваши протесты, приставили ужасно занудного напарника из соседнего полицейского участка.


Не все детективные методы можно назвать ортодоксальными. Если висельник что-то скрывает, почему бы не расспросить его самого?

И наконец, третья и главная проблема: главный герой так знатно отдохнул прошлой ночью, что напрочь ничего не помнит. У него вполне серьёзная, клиническая, потеря памяти — похмельный детектив не знает, кто он, где он, в каком обществе живёт и, хуже всего, как вообще расследовать преступления. Поэтому параллельно с расследованием убийства вам надо ещё и разобраться, кем вы были прежде, чем нечеловеческие объёмы алкоголя размыли вашу память. Либо, при желании, оставить прошлое в покое и стать совершенно новым человеком. Начать с чистого, пропахшего спиртом листа.





Развитый навык визуализации позволяет реконструировать сцены из прошлого — и никакие бэт-гаджеты не нужны. Вроде бы совсем не новая идея, но реализовано эффектно

Добиться всех этих целей можно лишь одним способом — общением с людьми. В Disco Elysium вообще нет боевой системы; все проблемы, как правило, решаются либо разговорами, либо исследованием локаций. В конце концов, главные герои — детективы, поэтому и заниматься в игре нужно традиционно «детективными» вещами: опрашивать свидетелей и подозреваемых, добывать информацию, анализировать улики и места преступлений.

Но, как ни странно, чаще всего вы будете общаться не с другими людьми, а с самим собой.

Ты — свой самый худший враг

В Disco Elysium вместо привычных силы, ловкости или харизмы вы прокачиваете не навыки и характеристики, а разные… скажем так, аспекты homo sapiens. Интеллект, психику, физиологию, моторику. Первый, например, отвечает не за «ум» в целом, а за ряд очень специфических умений и параметров: начитанность, логика, риторика, творческое мышление. Точно так же психика влияет на эмпатию и здравомыслие; моторика — на собственно мелкую моторику, остроту зрения и собранность. А физиология — на болевой порог, выносливость и нервную систему. И все эти вещи нужно прокачивать отдельно.


Авторы ни капли не стесняются показывать свои источники вдохновения. Навык «Внутренняя империя», к примеру, назван в честь одноимённого фильма Дэвида Линча и отвечает за соответствующе странные вещи. Например, разговоры с неодушевлёнными предметами

Нужно ли ролевой игре столько разных мелочей? В большинстве случаев нет — например, именно поэтому трилогия Shadowrun от Harebrained Schemes на порядок упростила оригинальный настольный движок. В формате компьютерной RPG, где мастер не может на лету менять сюжет, сделать каждую характеристику важной и нужной физически не получится — какие-то будут обречены на бесполезность. И Disco Elysium тоже не до конца справляется с этой проблемой: каждый из доступных навыков так или иначе пригодится, но, скажем, скорость реакции нужна далеко не так часто, как убеждение.



К проверкам разработчики подошли с умом: многие можно облегчить, если предварительно подготовиться. В данном случае снять галстук с вентилятора будет легче, если вентилятор выключить

Впрочем, игру почти не хочется за это ругать. Разработчики из студии ZA/UM растеклись мыслью по древу не просто чтобы быть «не как все», а с одной очень любопытной целью. Они хотели показать, как ваш персонаж мыслит и воспринимает окружающий мир.

Главный герой Disco Elysium ни на секунду не перестаёт думать, и совершенно неважно, чем он в этот момент занимается: собирает стеклотару в рваный мешок (без шуток, это один из способов заработать на ночлег), смотрит в зеркало или проводит полевое вскрытие трупа, предварительно закинувшись стимуляторами. Когда вы исследуете город, рядом с ним регулярно возникают «облачка» с мыслями — какими-нибудь отвлечёнными лирическими наблюдениями. Что от морского воздуха кружится голова, что вдали слышен гул машин, а на вечернем небе из-за светового загрязнения не видно звёзд. Эти мелочи делают и героя, и окружающий мир более объёмными, потому что подобные вставки задействуют сразу несколько органов чувств. Они показывают, что герой, оказывается, живёт и дышит даже за пределами сюжетных сцен.


У художников ZA/UM поразительное чувство вкуса. Даже с учётом блёклых красок картинка изобилует деталями и смотрится очень живо. Всё рисовали вручную, а 3D-модели обвели постфактум, чтобы они не контрастировали с задниками

Более того, навыки, которые вы прокачиваете, общаются с вами, будто отдельные персонажи с собственными характерами. К примеру, вы решили допросить кучку выпивающих грузчиков — и в диалог вклинивается ваш «авторитет», чувство власти. Он подсказывает, кто из этих верзил в банде главный, кто пользуется наибольшим уважением. А через пару минут, когда вы начинаете на них давить, в дело включается зрение — оно подмечает, что вон тот толстяк в углу явно нервничает и вот-вот расколется.

Иногда два навыка интерпретируют одну и ту же вещь совершенно по-разному, и при этом оба могут быть одинаково правы — или одинаково ошибаться. Эта девушка вжала голову в плечи потому, что ощущает тяжкий груз вины, или ей просто неприятно общаться с каким-то придурком из полиции? Ответа нет — можно лишь выбрать, к какой из эмоций прислушаться, а какую отмести.


Если сразу три навыка начинают спорить не с вами, а друг с другом, дело явно нечисто

Некоторые RPG с хорошими сценариями позволяют очень быстро проникнуться симпатией к персонажу на экране, но на моей памяти только Disco Elysium давала шанс по-настоящему заглянуть ему в душу. И вот тут как раз и начинается настоящий отыгрыш: видя мысли и желания героя, вы начинаете принимать решения на их основе. А значит, лучше входите в роль — ведь теперь вы заботитесь в первую очередь об интересах своего бедняги-подопечного, а не о том, чтобы закрыть квест самым «правильным» путём, как это часто случается в ролёвках.

Благодаря тому, что вы видите персонажа насквозь, сценаристы мастерски играют с тоном повествования. Не все мысли, что приходят детективу в голову, одинаково полезны (или, раз уж на то пошло, хотя бы адекватны). Но порой именно самые идиотские желания становятся самыми навязчивыми, и разработчики выжимают из этого максимум комедии.


Этот момент — пожалуй, один из самых сюрреалистичных во всей игре. Глыба мышц не пропустит вас дальше, пока вы либо не победите его в честном бою, либо… не прослушаете лекцию о превосходстве негроидной расы и пагубных деяниях белых людей

Минуту назад вы провели сложнейший баллистический анализ, просто взглянув на отверстие в треснувшем окне, — а сейчас выуживаете из пепельницы недокуренный бычок. А что такого? Кто расстроится, если вы послушаете изголодавшуюся нервную систему и слижете со стола разлитый ром? Его владелец всё равно храпит лицом в барную стойку, а вы хоть порядок наведёте. Заодно опохмелитесь. И не говорите, что никогда в жизни не хотели прописать наглому подростку хорошего леща. А что он вам сделает? Вызовет полицию?

Сто лет одиночества

Такая богатая, обстоятельная и местами даже избыточная подача повествования вызывает в памяти настольные ролёвки. По правде говоря, это неспроста: Disco Elysium выросла из доморощенной партии в Dungeons & Dragons, которую создатели игры вели на протяжении многих лет, — и это заметно с первых минут.



Здесь не бытие определяет сознание, а в точности да наоборот: если вы чувствуете, что глупый наряд делает вас более крутым копом, так оно и есть! Разные одёжки дают бонусы к одним характеристикам и штрафы — к другим

Многие мастера-любители собирают свои миры по принципу «с мира по нитке»: тянут близкие им визуальные образы, идеи и концепции, тон, порой даже музыку… В этом плане вселенная Disco Elysium похожа на депрессивное (в хорошем смысле) лоскутное одеяло. Изувеченные войной здания, восточноевропейская архитектура, общество, похожее на постсоветское, пейзажи в духе Виктора Антонова. Всё кажется таким знакомым, таким «на поверхности». но при этом абсолютно ни на что не похожим.

Разработчики убили пять лет на то, чтобы придумать Мартинез, нарисовать его и заполнить десятками маленьких историй. Чем дольше играешь, тем сложнее даже представить, сколько труда они вложили в проект. Мир, по факту, состоит всего из одной локации — самого города и прибрежной деревни, — но по плотности событий и впечатлений заткнёт за пояс миры многих RPG покрупнее. В Disco Elysium попросту нет «проходных» персонажей или мест. Нет безликих раздатчиков квестов и длинных прогулок, намеренно растягивающих хронометраж. С кем бы вы ни заговорили (будь то улыбчивая темнокожая садовница, беспризорник, бросающий камни в повешенный на дереве труп, или пенсионер, играющий в петанк), они обязательно будут полностью прописаны, и им всегда есть что рассказать.



Роль перков в игре исполняют различные фундаментальные (и не очень) мысли, до которых ещё нужно дойти: поговорить с нужным человеком, послушать какую-нибудь историю, ввязаться в дискуссию о благах коммунизма… И просто, и укладывается в тематику игры. Да и визуальный дизайн у каждой мысли потрясающий

Может показаться, что за такое гигантское внимание к деталям игра будет расплачиваться масштабом, но, поверьте, это не так. В зависимости от прокачанных навыков вы получите одни кусочки информации, но упустите другие — или наверстаете их куда позже. Принятые вами решения порой закрывают целые пласты контента, но взамен открывают другие. ZA/UM работали не вширь, а вглубь.

Вся эта детективная история с повешением на самом деле служит лишь предлогом исследовать каждый закоулок Мартинеза по нескольку раз и докопаться до всех секретов. Помочь рейверам основать ночной клуб в заброшенной церкви. Пригласить лихую капитаншу рыболовного корабля на свидание у заброшенного маяка. Наведаться в местный книжный и скупить все их настолки. а потом надоесть напарнику просьбами поиграть в них.


Сигареты, алкоголь и другие (менее законные) субстанции временно повышают характеристики, и некоторые проверки без этого баффа вправду не пройти. Так что когда герой говорит, что ему нужно выпить для работы, он, честное слово, не врёт!

Всё это не значит, что сам по себе сюжет задвинут куда подальше в пользу сеттинга. Совсем напротив: «Дело висельника», как его называют главные герои, — на удивление компетентный (по меркам видеоигр) детектив, и его неожиданные повороты порой и впрямь удивляют. Но суть Disco Elysium не в разгадке дела — она в больших и маленьких ситуациях, в которые вы попутно влипаете. В спонтанных, порой неимоверно глупых решениях, которые вы принимаете. Игра, конечно, спрашивает, какой вы коп, однако на деле вопрос стоит совсем иначе: какой вы человек?

На что я с гордостью могу ответить: такой, какой немедленно слизал бы пролитый на барную стойку ром. Нечего добру пропадать!

Disco Elysium. Сорокаградусный детектив

При всем моём восторге Disco Elysium — лишь вертикальный срез идей, имеющихся у ZA/UM. Вселенная, придуманная ими, на самом деле куда больше, просто здесь они впервые попытались воплотить её в видеоигре. И, как водится, идеально с первой попытки не получилось: у проекта есть несколько проблем именно с видеоигровой точки зрения. Местами сбоящая анимация, кое-какие баги, проседающий порой темп… Я не буду ничего спойлерить, но просто имейте в виду: не торопитесь расследовать загадку висельника. У вас в запасе полно времени, так что лучше вдоволь растяните удовольствие.

Пока я сам не поиграл в Disco Elysium, новость о том, что ZA/UM уже планируют сиквел, немного настораживала, но, как оказалось, совершенно зря. Авторы точно знают, что делают: у них есть и творческое видение, и способности, необходимые для его реализации. Даже претворив в жизнь лишь малую часть своих идей, они уже сделали одну из удивительнейших RPG последних лет.

"Disco Elysium" была разработана небольшой студией ZA/UM, базирующейся в Эстонии. Игра выпущена в 2019 году, а русскую локализацию получила лишь в 2021 году (что и позволило мне окунуться в неё на почти четыре десятка часов).

Игра представляет из себя детективное РПГ, наполненное титаническим количеством диалогов, да и текстовых отступлений в целом.

Типичное утро понедельника

Действие игры начинается в комнате гостиницы, интерьер в которой, на момент Вашего пробуждения, больше напоминает что-то среднее между публичным домом в субботнее утро и Помпеями после извержения Везувия.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

Именно здесь Вы впервые открываете глаза и обнаруживаете себя на холодном полу, облаченным исключительно в исподнее да длинные носки, скорее всего повидавшие многое. Вас истязают похмелье и ломка, а все Ваши действия непрерывно комментируют двадцать четыре составляющих вашей личности, которые являются и частями вашего мозга, и постоянными компаньонами одновременно.

Вас постигла полнейшая амнезия, о причинах которой можно судить по количеству бутылок из-под спиртного, валяющихся по всей комнате. Единственное, что Вы можете сказать абсолютно точно – так это то, что Вам не хватает алкоголя в крови, и чем быстрее Вы сможете восстановить этот спиртовой баланс – тем лучше.

Довольно быстро Вы выясняете, что Вы – коп и прибыли сюда, в город Ревашоль, чтобы расследовать убийство, совершённое на заднем дворе гостиницы.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

Именно эта чудесная девушка и становится тем, кто рассказывает вам о "вас"

Таким образом перед Вами встаёт уже три задачи – выяснить, что вообще происходит вокруг, кто Вы, и, конечно же, раскрыть дело, которое Вам поручили.

Дальнейшие развитие событий я оставлю для Вас секретом, потому что чем меньше деталей я раскрою, тем интереснее будет Ваш игровой опыт.

Геймплей

В процессе игры одним из Ваших занятий будет перемещение по открытому миру, представленному главной улицей города с несколькими переулками и домами, которые можно посетить, а также рыбацкой деревней и церковью, с прилежащим к ней рыбным рынком.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

Но большую часть времени Вы проведёте за чтением различных диалогов и монологов главного героя. Текста в игре так много, что иногда создаётся ощущение, будто над ним работала команда графоманов-фанатиков, числом человек в двести. Но, несмотря на исполинское количество текста, читать его не то что просто интересно, ты окунаешься в него с головой, чувствуешь каждое слово и каждую эмоцию, которую вкладывает в слова любой из персонажей, настолько хорошо проработан каждый диалог и любое описание события или окружения.

РПГ составляющая

Даже несмотря на потерю памяти главный герой представляет собой не совсем белый лист, так как наделён определённым бэкграундом, который даже с учётом амнезии нет-нет, да и всплывает во время различных действий или разговоров.

Всего в игре присутствует двадцать четыре навыка (которые, как я писал выше, также являются и частями личности главного героя) разделённых на четыре группы: Интеллект, Психика, Физиология и Моторика, по шесть навыков в каждой. Навыки в каждой из групп прокачиваются за очки способностей, каждое из которых игрок получает за сотню очков опыта, набираемых за выполнение заданий и получение важной информации в процессе разговора с другими персонажами.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

Как раз из-за этих навыков и их непосредственно участия в диалогах и событиях у игрока появляется огромное поле для отыгровки своего персонажа. Хотите быть копом-расистом, который выбивает из любого подозреваемого показания грубой силой и вышибает дверь одним взглядом, а в свободное время собирает бутылки по всему городу? Всегда пожалуйста! Или вы скорее полицейский-моралист, способный воссоздать в голове полную картину событий по малейшим деталям, но постоянно находящимся в поисках любого наркотика, лишь бы не страдать от несовершенности этого мира? И того проще!

Также на главного героя могут повлиять идеи, которые Вы занесёте в "Шкафчик мыслей". Эти идеи после определённого времени, которое должно пройти до их осмысливания, предоставляют Вам определённые бонусы к очкам параметров (а иногда накладывают и штрафы), а также дают совершенно новые способности. К примеру, одна из мыслей после её осмысления будет увеличивать порог критического успеха и неудачи на 1.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

В каждом диалоге встречается как сторонняя проверка Ваших способностей, когда после реплики или действия Вашего собеседника один из голосов даёт вам некоторую информацию или совет по дальнейшему видению диалога, так и активную, когда рядом с одним вариантов ответа появляется название нужного навыка, а сам вариант подсвечивается белым или красным цветом (красная проверка – одноразовая, а белую можно повторить, подняв уровень определённого навыка). Активные проверки осуществляются посредством броска кубиков, как в какой-нибудь настольной игре и, соответственно, чем выше Ваш уровень определённого навыка, тем меньшую комбинацию нужно выбросить, чтобы успешно совершить действие.

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

«Это.Просто.Диско.» или Обзор на Disco Elysium

Мой Вам совет по прохождению таких проверок – если Вы завалили красную проверку – не стоит перезагружаться и пробовать снова, отыграйте своё собственную историю, а не стремитесь к определённому результату с радугой и розовыми пони.

А ты точно детектив?

В игре есть глобальная цель – раскрыть убийство, найти того, кто его совершил и закрыть дело. На этом всё, дальше Вы предоставлены сами себе и свобода действий, доступных вам, поражает.

Можете приступить к опросу возможных свидетелей, обследованию места преступления, выполнению второстепенных заданий, организации ночного клуба с нарколабораторией, поиску собственного удостоверения или даже выяснению сведений о себе и причинах того, что с вами произошло – весь мир перед Вами, Вы вольны делать что пожелаете, но главное – не запутаться в переплетении событий, произошедших и происходящих как в Ревашоле, так и в голове главного героя.

Каждая деталь важна. Даже то, что, казалось бы, не может иметь ни малейшего отношения к делу, что выбивается за рамки созданной Вами теории о произошедшем – может быть важной уликой. Запоминайте каждую деталь, собирайте все сведения и всё сложится в единую картину ближе к концу игры.

В завершении темы

Подходя к концу данного блога я бы хотел отметить несколько вещей, которые в этой игре доставили мне удовольствие и позволили насладиться этим незабываемым игровым опытом.

Во-первых, это, конечно же, хорошо написанный текст, в котором может одновременно сочетаться как юмористические, так и драматические моменты. Каждый диалог представляет из себя маленькое произведение искусства и, от прочтения коих, я получил исключительно приятные эмоции.

Во-вторых, большую долю в погружении в эту игру берёт на себя музыкальное сопровождение, отлично подобранное под каждую локацию и задающее тон событиям.

Ну и в-третьих, это интересный сюжет и побочные активности. Основная ветка заданий хорошо написана и заставляет тебя постоянно сомневаться в собственных выводах и пересматривать детали дела раз за разом в поисках того, что же ты мог упустить. А дополнительные задания помимо дополнения первостепенных миссий могу предоставить обширный спектр различных событий, за которыми просто интересно наблюдать и которые иногда могут выдать крайне неожиданную концовку.

И помните — «Есть двери, которые просто невозможно открыть»

Если захотите, то пишите и своё мнение об этой игре, мне будет интересно прочесть.

И в типичном утром понедельника, после последнего фото, в первом абзаце, есть ошибка «кончено». Просто я думаю, там слово конечно.

Ох, играл в Disco Elysium ещё когда Лоев только выпустил «обзор» по ней. Читать на английском было тяжело, но при этом довольно интересно. Все эти саркастические предложения, сложно построенные, издевательские и иногда даже жестокие шутки и просто интересные диалоги создают свою, уникальную атмосферу. Так к чему это я — к переводу я пока потихоньку дотрагиваюсь, но, как и всегда, рекомендую всё же играть на том языке, который подразумевали разрабы (и да, я не подразумеваю конкретно английский), если вы, конечно, владеете этим самым языком на достаточно приличном уровне. Но это мои закосы, оставим это в стороне.

Что же хочется сказать по игре? Коротко говоря, она пытается во всё сразу и у неё это успешно получается: политическая борьба, весëлые будни в проклятом доме, трупы, панки, пьяницы, наркоманы, фазмиды в конце концов… И в центре всего — интересный детектив с приличной долей юмора и иронии. Тут даже иногда сложно отличить побочные задания от основных. Больше всего запомнился момент, когда мы пытаемся позвонить по нескольким номерам через телефонный аппарат рядом с заводом (?) около деревни. А история с Insulindian Phasmid (хз как перевели) была самой интересной, как по мне. Кстати, всё же в обзоре стоило упомянуть не только про «РПГшную» вариативность. Выборы в диалогах, а также в отдельно взятых миссиях также влияют на исход, не всегда сводясь к «увеличению шанса успеха в красном выборе». Хотя, по сути, они итак тесно связаны.

А обзор неплохой, жаль, правда, что не совсем информативный, зато по фактам всё расписал.)

Читайте также: