Devil summoner обзор

Обновлено: 04.07.2024

Ремейк Shin Megami Tensei: Devil Summoner — Soul Hackers для 3DS — не просто ещё одна тактическая ролевая игра, которая сочетает возможность разговаривать с монстрами и сложную механику подбора партии. Это шанс познакомиться с воплощением вселенной Shin Megami Tensei из далёкого прошлого. Проект, вышедший в 1997 году на консоли Sega Saturn и в 1999 году на PSOne, только сейчас получил английскую локализацию.

В вымышленном японском городке Amami City проводится амбициозный эксперимент. Здесь всё взаимосвязано и автоматизировано. Корпорации экспериментируют с виртуальной реальностью и создают социальную сеть, объединяющую всех жителей. Не все люди спокойно наблюдают за поступью прогресса. Небольшая хакерская группа, куда входит главный герой, занимается взломом и кражей секретов компаний. Однако желание пробраться с потаённые уголки киберпространства заканчивается для бунтарей не лучшим образом.

Вселенная Soul Hackers — это возможность взглянуть на будущее глазами разработчиков 90-х годов. Как они представляли себе виртуальную реальность и взаимодействие пользователей внутри её. Это мрачная антиутопия с вечным полумраком улиц и ощущением постоянного надзора.

В таком антураже разворачивается война за человеческие души. Герой сталкивается с шокирующей тайной, спрятанной за высокотехнологичным фасадом, и становится ключевой фигурой в войне между людьми и демонами. В борьбу вмешиваются семейные отношения и разногласия среди хакеров. Сценаристы лавируют между хитроумными интригами, параллельной реальностью и играми с памятью. Каждый новый виток повествования не только отвечает на вопросы, но оставляет немало пищи для размышлений.

После непродолжительного вступления протагонист из простого хакера превращается в охотника на демонов. Здания населены монстрами и напоминают подземелья-лабиринты. Но герой со своей напарницей, которая в результате инцидента приобрела сверхъестественные способности, готовы противостоять врагам.


Исследование локаций напоминает классику Eye of the Beholder (или современную серию Etrian Odyssey на 3DS). Мы смотрим на мир глазами героя. На нижнем экране консоли отрисовывается карта местности. Столкновения с противниками происходит случайным образом. Правда, встреча с монстрами не всегда заканчивается кровопролитием.

В Soul Hackers демоны и герой ведут задушевные беседы о природе вещей и особенностях мироздания. Если противнику нравится ход мыслей собеседника или хакер готов поделиться чем-то ценным, то они мирно расходятся. Бывает, что охотнику выдают премию за переговоры. Вариантов диалогов не очень много. Со временем запоминаешь нужные ответы, и исход разговора предугадывается. Ключевая особенность заключается в том, что неприятеля можно (и нужно!) уговорить присоединиться к герою.

Монстров тут в избытке. Герой коллекционирует лекарей, воинов, магов и мастеров на все руки. Одни обладают иммунитетом к колдовству, другие спокойно выдерживают удары клинком, третьи даруют соратникам бонусы. При подборе партии и в ходе битвы надо учитывать не только базовые характеристики, но и характер монстра. Некоторые из них своенравны, и их доверия легко лишиться. Результатом разногласий становится неподчинение приказам и даже уход из команды.

Кроме того, герой сам создаёт монстров. Для этого достаточно взять двух или трёх уже пойманных демонов и провести их через процесс «слияния». Так на свет рождается существо, у которого есть все способности родителей. Эту процедуру можно повторять многократно вплоть до сотворения идеального убийцы. В 3DS-версии появился демон по имени Nemechi. Этот зверёк использует функцию StreetPass и собирает монетки, необходимые для покупки могущественных демонов.

Призыв демонов расходует специальную энергию. Чем больше монстров сопровождает героя и чем они сильнее, тем быстрее тикает счётчик. Собрать отряд лучших бойцов и вразвалочку прогуливаться по подземельям не получится.


Учитывая внушительное количество факторов, возня с подопечными является первостепенным занятием героя. Количество подчиненных, как основных, так и запасных, ограничено. Архангелы не хотят сражаться бок о бок с чертями. С кем-то приходится расставаться, кого-то отправлять на «слияние», кого-то беречь для лучших времён.

Когда переговоры заходят в тупик, начинается бой. Противники становятся друг напротив друга и приступают к обмену любезностями в пошаговом режиме.

При этом игра не отличается дружелюбным характером. Визит в очередное подземелье заканчивается плачевно уже у порога. Боссы отправляют партию в мир иной за два-три хода. Обстоятельства вынуждают бродить по знакомым местам и пополнять команду сильными демонами. Иногда надо полностью менять состав отряда и вырабатывать новую стратегию.

Поэтому плохо организованное обучение разочаровывает. Одни моменты разъясняют, а в другие приходится вникать самостоятельно. Без должной исследовательской работы смысл отдельных составляющих уловить сложно.

Игра не ограничивается болтовней с демонами и сражениями. Герой решает головоломки, изучает астрономию и пытается разобраться с запутанной системой телепортов. Иногда неосторожный шаг означает повторение пути с самого начала, что немного раздражает. Отдельные задания позволяют взглянуть на мир глазами других персонажей.


В спокойные минуты герой прогуливается по магазинам, покупает снаряжение для себя и напарницы-человека (демонов одевать не надо). К слову, из-за никудышного интерфейса приобретение вещей — не самое удобное занятие. Аналоги перков позволяют сохраняться в любое мгновение или снижают количество сражений в подземельях. В виртуальной реальности можно приобщиться к культурным ценностям и развлечениям, а также пообщаться со знатоками. Не забыли авторы и про New Game +.

Монстры в Soul Hackers восхищают фантастическими формами, а вот окружение предстаёт в виде пустых коридоров.

Diagnosis

Настоящий японский хардкор. Каждая мелочь имеет значение, ошибки приводят к печальным последствиям, но в качестве награды игра предлагает продуманный сюжет и необычную вселенную — киберпанк с демонами глазами 90-х.

Как и Persona серия Devil Summoner является частью большой и старой серии Shin Megami Tensei, сокращенно Megaten или SMT.


И если первая Devil Summoner на Sega Saturn была пошаговой, так же как и номерные Мегатены, то дилогия про Райдоу предоставляет уникальную возможность сразиться с демонами художника Казумы Канеко в реальном времени.
Игра идеально подходит для тех, кому интересен мрачный и экзотический мир SMT, но отталкивают хардкорные пошаговые бои, известные своей суровостью даже по меркам JRPG.

Содержание

Обложки дисков для PlayStation 2:

Shin Megami Tensei Devil Summoner Raidou Kuzunoha vs. the Soulless Army Shin Megami Tensei Devil Summoner 2: Raidou Kuzunoha vs. King Abaddon

Сюжет

Альтернативная история. Япония 1920х годов. Молодой человек неопределенного возраста завершает инициацию и принимает звание Райдоу Кукунохи 14-го. Да, это не имя главного героя, а его титул. Имя и фамилию для протагониста мы, по традиции SMT, выбираем сами. В манге и новеллах его зовут Джоухей (Jouhei).

Звание Райдоу Кукуноха означает, что наш герой — призыватель дьяволов (devil summoner), он способен сражаться с потусторонними сущностями на равных, уничтожать их или порабощать, заключая в специальные колбы, после чего призывать и использовать нечисть в бою. Несмотря на слово «дьяволы» в титуле героя и названии игры, вся нечистая сила в игре объединяется словом «демоны». Сюда входят и зомби, и привидения, и древние божества, и вампиры, и даже ангелы, хотя казалось бы, какого, простите, черта?!

Японские игры — дело тонкое. Впрочем фанаты SMT и персоны узнают многих представителей этого бестиария.



Пройдя все испытания, Райдоу получает свое первое задание — прибыть в столицу и устроиться на работу в детективное агентство, чтобы под видом помощника местного частного детектива защищать простых смертных от демонов и раскрывать сверхъестественные преступления. Помимо подвластных ему демонов, бессменным спутником Райдоу является Гоуто, черный говорящий кот, острый на язык наставник юного призывателя.

Вторая часть является прямым продолжением первой, однако задача защищать столицу от зла и выслушивать колкости волшебного кота осталась прежней. А поскольку обе игры являются полноценными JRPG, то и сюжета в них очень много, он весьма запутанный и детективный. Вам предстоит изучать столицу Японии 20х годов 20го века, общаться с людьми, искать улики, делать выводы, сражаться и общаться с демонами.

С самого начала повествование будет не самым легким и беззаботным, но вскоре градус мрачности подскочит еще выше, и вы будете вовлечены в оккультные перипетии государственного масштаба, любовные драмы, и трагические последствия соприкосновения мира тьмы с нашим.

Наш молчаливый герой и его болтливый компаньон

Геймплей

Обе игры про Райдоу — вполне себе полноценные JRPG с одним большим отличием, вынесенным в заглавие статьи: все бои проходят в реальном времени. Вы попадаете на экран боя и напрямую контролируете Райдоу, бегаете по арене, рубите мечом, стреляете из пистолета, используете спецатаки и, конечно же, вызываете демонов. У каждого демона есть свои особые возможности, сильные и слабые стороны. Им можно давать указания и проводить совместные супер-атаки. В сиквеле главный герой обзаведется способностью вызывать сразу двух демонов и использовать волшебные атаки мечем.

Расследования

Демонов можно вызывать и вне боя, что бы помогать Райдоу с расследованиями. Демоны могут незамеченными прокрадываться мимо людей и взаимодействовать с окружением и персонажами иначе, чем главный герой. Если на него нападут враги, то отбиваться придется под вашим чутким руководством. Да, вы будете напрямую управлять демоном, что звучит интригующе, но на деле зачастую добавляет игре сложности, ведь в большинстве своем ваши питомцы уступают Райдоу в маневренности и способности грамотно реагировать на боевую ситуацию. Впрочем, ближе к концу можно себе подчинить таких созданий, что даже последний босс покажется шуткой.

И хотя симулятора школьных активностей и свиданий тут нет, Райдоу все-таки может выстраивать отношения. С демонами. Чем дольше демон сопровождает вас в бою, тем выше его уровень преданности. Только при максимальной преданности можно уломать демона на слияние. С другим демоном, конечно же.



Диалоги с демонами и слияние

Фанаты персоны обнаружат знакомые механики диалогов с демонами и их слияния. Из двух разных чудовищ можно получить третье, либо скармливать жертв своему любимцу, что бы увеличить его характеристики или научить его новым заклинаниям. Некоторых демонов можно получить только через слияние и при определенных фазах луны. Фазы луны вообще на многое влияют, но это уже тонкости.

Во второй части бои стали быстрее и плавнее, но вот возможность физически запихнуть демона в колбу Райдоу почему-то потерял, и единственным способом пополнить свою коллекцию фантастических тварей остались диалоги.



Квесты

Помимо основного сюжета, как и положено хорошей ролевой игре, вам представлено большое количество побочных квестов, и далеко не всегда понятно, какие из них обязательные, а какие — нет. Все очень органично вписывается в канву повествования. В первой части есть лишь некоторая нелинейность. Отдельных персонажей можно спасти или не спасти, а вот в сиквеле уже можно получить разные концовки, в зависимости от ваших действий и получившегося мировоззрения главного героя. Вторая часть позволяет вам систематизировать текущие дела, и отслеживать их прогресс.



Графика

Для игр с PlayStaion 2 графика у обоих частей неплохая. При игре на эмуляторе в глаза бросаются мыльные текстуры и угловатые модели. Зато анимации, эффекты и лица персонажей сохранились очень хорошо. Во-многом благодаря таланту художника Казумы Канеко. Его персонажи и демоны до сих пор выглядят стильно и органично. Многие дизайны дожили до Персоны 5. Задние планы являются многослойными пререндеренными картинками, а в режиме боя окружение полностью трехмерное, хотя камеру вертеть вам не дадут. Особенно хочется отметить плащ Райдоу, который эффектно развивается в бою.

Дизайн Райдоу между играми не изменился а вот текстуры подтянули.

Музыка

Седзи Мегуро пишет музыку для Мегатенов с 1996 года. Начал он именно с первой Персоны. Да, человек ответственный за обласканный наградами саундтрек Персоны 5 написал музыку и для серии Райдоу. На этом, я думаю, тему с музыкой можно закрыть. Она просто феноменальная.

Недостатки

Практически все проблемы и недостатки игр связаны с их жанровой принадлежностью и датой выхода. Старая графика, случайные стычки с врагами, необходимость гриндить демонов и слияние, что бы получить могущественных союзников и прокачать самого Райдоу могут стать серьезным препятствием для избалованных современными продуктами игроков.
Тем не менее, обе игры работают при 60 кадрах в секунду, а на частоту встреч с противниками можно влиять с помощью возобновляемых ресурсов. Да и уровень сложности, в среднем по деревне, у игры невысок. Сохранения из первой части можно перенести во вторую, для получение бонусов, но качаться и заполнять бестиарий придется с нуля.
Каких-то багов, зависаний и других технических проблем я не заметил.



Наследие

Райдоу никогда не был каким-то безумно популярным персонажем, однако своя крепкая и уже заматеревшая фанбаза у него есть. И Atlus это прекрасно знает. Например, он появляется в качестве босса в одной из версий SMT3 Nocturne, а его костюм доступен для главного героя в Persona 5. Разумеется, на этом его камео в играх SMT не заканчиваются.
И конечно во всех путешествиях по «не своим» играм Райдоу сопровождает Гоуто. Впрочем, по своим тоже.

Shin Megami Tensei III Nocturne Persona 5

Вывод

Дилогия про Райдоу — это отлично сохранившиеся ролевые игры, с фирменной атмосферой Shin Megami Tensei, уникальным сеттингом, великолепной музыкой и динамичной боевой системой. И абсурдно длинными названиями.
Их смело можно рекомендовать как новичкам, присматривающимся к франшизе, так и ветеранам, которые по какой-либо причине пропустили ее. Легально достать игру для PS2 (и эмулятора) в наши дни может быть проблематично, а вот в PSN обе игры будут стоить всего 10 долларов каждая.

В серии Shin Megami Tensei разномастная чертовщина и кровожадные демоны - это необходимые декорации и поводы для скандалов с религиозной общественностью. Если провокация не срабатывает, получаем необычную JRPG со всеми стандартными приемами и особенностями.

Каменные джунгли современных городов и темные древние силы, сосуществующие в хрупком симбиозе, стали едва ли не самыми популярными образами в фэнтезийных книгах и фильмах. Техника и демоны, маги и пулеметчики, модник в белоснежном костюме и рыцари в вычурных доспехах, бегающие по сумраку дозоры и баланс между смертельными врагами в Тайном Городе - это только верхушка событий, происходящих где-то рядом с нашей действительностью.


На Дальнем Востоке в начале двадцатого века все сложнее и колоритнее. Демоны всегда обитали рядом с людьми, питаясь эмоциями и свежим мясом соседей. Местный сумрак называется Темной Реальностью (Dark Realm). Оттуда и приходят в наш мир демоны. Для местной полиции ловить таких преступников - задача невыполнимая, да и не верит никто в прогрессивной Японии в старые бабушкины сказки. Все списывают на психические заболевания, алкоголь, наркотики и несчастные случаи, а настоящие виновники ходят безнаказанными. Пока не повстречается им на пути Рэйдоу Кузуноха (Raidou Kuzunoha XIV). Это главный специалист по отлову и нейтрализации самых разбушевавшихся потусторонних тварей во всем Ниппоне. Охотник на привидений, экзорцист и потомственный демонолог в одном флаконе. Его задача - беречь покой родной страны и императора от десятков демонов разного ранга и амбиций. Если он поймал след, то демон лишь на время спасется в родном сумраке Темной Реальности. Буквально через несколько минут Рэйдоу попадет туда с помощью служителя храма Ятагарасу (Yatagarasu).

На дворе какой-то из двадцатых годов прошлого века, везде играет новомодный мелодичный джаз, обычные жители еще ахают и охают от достижений современной цивилизации, а Япония вот-вот рванет к вершинам мирового господства. Игрок помогает с расследованием необычных дел в офисе детектива Шоухей Наруми (Shouhei Narumi). Во время самой обычной встречи с новой клиенткой, происходит довольно необычное происшествие. Некая фигура в красном плаще похищает девушку, а для главного героя начинается одно длинное расследование, состоящее из нескольких небольших эпизодов.

Каждое маленькое дело, в том числе и пропажа первой клиентки - звенья одной большой цепи. В сценарии игры хорошенько перемешали городские легенды, семейные проклятья и коварные заговоры японских военных. На сцену выходят то вымышленные герои, то исторические личности вроде Распутина. Местами получилось очень стильно. В духе черно-белых детективов, но со своим японским колоритом. А кое-где не обошлось без шаблонов, самокопирования и откровенного плагиата.

Вся игра - симбиоз японской ролевой игры (JRPG) и детективного приключения. От первого нам достались неизменные утомительные бои и выпрыгивающие из ниоткуда противники, накачивание персонажа опытом и схематичный набор доступных действий. Приключение принесло традиционный скрупулезный поиск необходимых предметов и обязательное включение очевидных рычажков, двигающих события дальше по серпантину сюжета. В каждом эпизоде будет свой набор улик и подозреваемых, закрученных в клубок одного уголовного дела. Придется опрашивать свидетелей (обычных людей и демонов), интересоваться слухами, выискивать крупицы информации, внимательно искать пропавшие и потерянные предметы, а в самых безнадежных вариантах - ходить на поклон к якудзе или применять магию. Самый страшный бич игры - японские имена-фамилии и названия улиц. Без понимания, куда и к кому нужно идти, сориентироваться на глобальной и локальной карте будет довольно сложно.

Сам Рэйдоу никаких заклятий и не знает. Его хорошо учили только ловить демонов, махать катаной, да быстро и метко стрелять из пистолета, так как настоящий охотник (Demon Summoner) в бою полагается только на собственные силы. Другое дело - плененные и выдрессированные демоны. Призванный на поле боя монстр хорошо щелкает не только клешнями и жвалами, но и молниями, да огненными шарами швыряется - любо-дорого глянуть. Все твари хорошо известны поклонникам серии Shin Megami Tensei и разделены на семь символических областей: огонь (Crimson Flame), холод (Silver Ice), электричество (Lightning Strike), ветер (Wind Blast), ярость (Fury), язычество (Pagan), нежить (Undead) и группа существ со специфическими умениями и способностями (Skill).

На поле боя демоны сочетают дальние магические атаки, применяют усиливающие заклятья, да дерутся врукопашную. Четкого разделения на бойцов и магов в рамках одного символа нет. Есть и зомби с ружьями, и воздушные птички с когтями и клювами, и огненные твари с во-о-от такими кулаками. У каждого монстра есть свои сильные и слабые стороны. И главный критерий - сопротивляемость к действиям одной из семи стихий. Пропущенный удар в заведомо слабую область повергнет монстра в кратковременный нокдаун. Чем не замедлит воспользоваться противник или главный герой.


Для лаборатории доктора Виктора монстра нужно предварительно выгулять и выдрессировать. Все дело в еще одном показателе - лояльности. Когда монстр сражается бок о бок с вами, то его наполняет гордость за себя и хозяина. Как только лояльность становится максимальной, тварюшка готова к одному из трех опытов. Первый - соединение (fusion) с другим монстром, что приведет к рождению третьего. Наибольшая ценность такого конструктора - создание очень сильных или недоступных для захвата демонов. Например, в игре невозможно заарканить нежить и довольно сложно «повязать» специальных тварей, слабеющих только в полнолуние. Второй вариант - жертва (sacrifice). Силу и опыт одного демона переходят к более везучему товарищу. В последнем опыте физическая сила монстра переходит в наш меч, соответственно, увеличивается урон от атак. Всех демонов доктор Виктор регистрирует в специальном списке. Любой когда-либо записанный монстр, бесславно погибший во время опытов, может вернуться к жизни за приличную сумму денег. Разнообразия комбинаций в селекции демонов нет. Все давным-давно определено и известно, что снижает интерес к данной игровой составляющей.

Кроме боевых заклинаний и навыков каждый монстр владеет одной или двумя «мирными» способностями, которые очень пригодятся в работе молодого сыщика. Крылатые и летающие твари в мгновение ока изучат локацию и выдадут подробный список о местных демонах и спрятанных богатствах. Найти иголку в стоге сена - простая задача для электрической братии. «Языческие» монстры читают мысли, как раскрытую книгу, что облегчает опрос свидетелей и поиск подсказок. Холод - это не только замораживание врагов, но и трезвое спокойное изложение мыслей. «Яростные» - провоцируют обитателей уровня, что в несколько раз увеличивает количество случайных боев, и, соответственно, ускоряются тренировки героя и его ручных демонов. Монстры выполняют всю необходимую работу - пролезают в узкие щели, обходят бдительных стражей, замораживают воду, поджигают фитили, взлетают на нужную высоту и перевозят по глобальной карте главного героя. Большинство этих действий демоны проделывают как под бдительным оком Рэйдоу, так и в сольной программе. Да-да, монстрика можно взять под полный контроль и поводить погулять по окрестностям, чтобы он вернулся обратно непременно с добычей и новой информацией.


Побывав в местных декорациях, начинаешь испытывать неподдельное уважение к довоенной Стране Восходящего Солнца. На модерновых улицах чувствуется кипящая энергия промышленного бума. В старых переулках бедноты - дряхлость и тихое увядание традиций. Западные рестораны соседствуют с древними храмами. В Темной Реальности дома точно такие же, только краски более резкие и ядовитые, а общий вид картинки затемнен специальным фильтром, очень похожим на «мушек» из блокбастера Тимура Бекмамбетова.

Динамичный вид и атмосфера достигаются не столько общим видом архитектуры или умело выставленным освещением, сколько обитателями города. В толпе клонированных прохожих перемешаны все сословия, одетые по восточной или западной моде. Степенно вышагивают военные. Очумевшие рикши либо несутся вперед, либо устало катят свою тележку, зло ругаясь вслед автомобилям. Бизнесмены и служащие постоянно спешат. Школьницы торопливо обсуждают одноклассников. И только гейши спокойно ожидают клиентов в своем квартале, да бойцы якудзы моются в бане. Спрос на их услуги - категория вечных ценностей.

После атмосферных улиц боевые арены выглядят маленьким балаганным загоном. Стены здесь обтянуты тематическим фоновым рисунком, а камера намертво зафиксирована. Спецэффекты неплохие, но без мудреностей. Им вполне по силам заменить качественный фейерверк, но все взрывы и вспышки поступают дозировано и ограниченным ассортиментом, который быстро приедается. Детализация персонажей недалеко ушла от раскрашенных матрешек, человеческие персонажи едва ли отличаются от обычных кукол. Другое дело - дизайн демонов. По фигуркам проверенного годами и аудиторией бестиария провели кисточкой с лаком, подточили коготки-зубки, да слегка натерли воском. Твари переливаются огнями и брызжут молниями, роняют перья и куски хитина. Жаль анимация довольно проста - на каждую зверюгу полагается не больше четырех-пяти действий.


В игре до обидного мало музыкальных композиций. Немного спокойного джаза в мирной обстановке и пара рок-аранжировок во время боя - практически и весь набор, если не считать тревожных мелодий во время драматических диалогов. Впрочем, звук бурлящего города вполне сойдет за фоновую музыку. Но что делать с персонажами, которые практически не говорят вслух?! Голый текст ползет по экрану, а игрок самостоятельно фантазирует про характеры персонажей.

Diagnosis

Довольно любопытный проект для любителей городского фэнтези и японской культуры. Остальным игрокам подача сюжета покажется излишне спокойной, а игровой процесс - схематичным. Поймал монстра, выдрессировал, поставил, как сувенир, на полочку. С повторением древней мантры всех покемонов «Собери их всех!» до полного удовлетворения.

Шестнадцатилетнюю Soul Hackers можно ставить в один ряд с Akira, Serial Experiments Lain и Ghost in the Shell. Хотя почти все, о чем сценаристы Atlus грезили в середине девяностых, уже давно существует в реальности, сюжет Soul Hackers — это огромной мощи музейный экспонат. Памятник киберпанку, воплощение веры доисторических японцев — по нему отлично видно, что представляли себе люди, когда зарождался интернет. Никто сегодня не сумеет воспроизвести атмосферу Soul Hackers, так же как у Голливуда вряд ли получится настоящий «Акира».


Молчаливый протагонист совершенно случайно налаживает контакт с древней индейской мудростью и находит компьютер, позволяющий подчинять и призывать демонов. Он — это мы, а вместе с нами благовоспитанная школьница, одержимая буйной демонессой, и команда хакеров с уникальным набором комплексов. Мы спасаем мир, и в общем-то всё.

По сравнению с сюжетами основных Shin Megami Tensei история Soul Hackers гораздо более приземленная. Если не хотите углубляться в классику, взгляните на Nocturne или Strange Journey. И там, и там нельзя с ходу понять, кто плохой, а кто хороший. В этих играх просто нет таких категорий — ангелы и демоны олицетворяют порядок и хаос, но ни в коем случае не добро и зло. Подонки могут обнаружиться даже на стороне закона, как у Желязны в «Амбере», например. Игроку пудрят мозги, он сорок раз успевает понять, что все не так просто, как кажется, — и прекраснее всего то, что в итоге ничто не мешает плюнуть на все выяснения и наподдать и тем, и другим.


Но в итоге оказывается, что персонажи и их развитие — чуть ли не самое ценное в истории Soul Hackers. У ключевых действующих лиц обнаруживаются весомые причины казаться придурками, и из-за этого им все же начинаешь сопереживать. Они не так просты, как кажутся, и им через многое придется пройти.


Soul Hackers — это dungeon crawler от первого лица, немножко в духе ранних Wizardry и Eye of the Beholder. Почти каждая локация устроена в виде дискретного лабиринта, и каждый шаг может привести к случайной стычке с монстрами.

Лабиринты большие и запутанные, а сражения (пошаговые, как в классических jRPG) случаются часто. Но противники — не обычное мясо, а разумные (как правило) демоны, с которыми можно наладить контакт. Иногда это помогает избежать боя, стрясти с противника что-нибудь ценное или даже убедить демона присоединиться к команде.

Изначально в отряде только протагонист и его одержимая подруга Хитоми, но к ним сразу же начинает проситься разная нечисть. В Soul Hackers есть легионы созданий из разных религий и мифологий, начиная с мелочевки вроде гарпий и водяных и заканчивая божествами ранга Тора и Вишну. Подразумевая общее стремление собрать их всех, игры серии иногда сравнивают с «Покемонами» , хотя первая Megami Tensei появилась за десять лет до них.

Общего на самом деле не так много. Soul Hackers, например, ни секунды не пытается воспитать привязанность к прирученным демонам. Здесь, как во всех ранних «Мегатенах», монстры даже не растут в уровне. Отработавший свое демон перестает быть лучшим другом и превращается в ресурс для комбайна: когда сил «покемона» перестает хватать, его остается лишь объединить с другим демоном, чтобы получился новый, более способный, вид.

Команду важно сохранять эффективной, но компактной. Во-первых, есть ограничение на объем группы. Во-вторых, призванные демоны без перерыва жрут отдельный ресурс — магнетит. В-третьих, у каждого монстра свое мировоззрение и характер, а также отдельная шкала отношения к герою. Например, порядочный демон вряд ли подружится с героем-анархистом и из принципа не станет реагировать на его указания.


Просто и сердито, в Soul Hackers получилось непрямое управление поинтереснее, чем в любой другой jRPG. С одной стороны, мы чувствуем контроль над ситуацией, а с другой — остается место для сюрприза. Если бы в Soul Hackers не было непредвиденных ситуаций, вынести ее до конца было бы куда сложнее.


На прохождение всех подземелий уйдет двое, а то и трое суток чистого времени. Они нарочно построены так, чтобы заставить игрока плутать. На нижнем экране 3DS отрисовывается карта, и она очень помогает, но прежде чем увидеть полный план подземелья, его нужно оттопать целиком. То есть уткнуться носом в каждый тупик, потрогать каждую дверцу и обшарить каждый тайник — иначе останутся незаполненные места. Ум манчкина пробелов не приемлет.

Кроме того, первоначальная версия игры с Sega Saturn не слишком заботилась о здоровье игрока. Точки, где можно подлечиться и сохраниться, располагаются, будто назло, вдали от боссов (хорошо, что уже часу на третьем разрешат сохраняться в любом месте), а каждой полуторной шайке демонов ничто не мешает в полхода угробить героя безо всяких к тому предпосылок.

Переиздав игру, Atlus пошли на очевидный компромисс: те, кого все устраивает, проходят Soul Hackers по старинке, а остальные пользуются легальными читами. В 3DS-версии можно на лету подстроить сложность игры, раскрыть карту и все слабые места враждебных «покемонов». Еще появился демон Немети, которому можно скормить накопившиеся бонусные монетки в обмен на редких демонов.

Порадовало
Огорчило


  • «покемоны» для взрослых;
  • непредсказуемость работает во благо;
  • игры хватает надолго;
  • колоритный сюжет из девяностых.


  • затянутые подземелья и регулярное повторение одних и тех же действий;
  • поначалу персонажи только раздражают;
  • «олдскульный» баланс;
  • графика почти не изменилась.
Главные рейтинги
«Ачивка» редакции


Метатрон — мой покемон
Дважды пройти игру и защитить диссертацию по культурологии.
Особые рейтинги
В Soul Hackers где-то полторы сотни разных легендарных тварей, и почти со всеми можно побеседовать и завербовать их в команду. Обидно только, что не всем хватило диалогов, — за час-другой, проведенный в одной локации, одни и те же реплики повторяются уже, кажется, в тысячный раз. Soul Hackers — еще одна жертва во славу 2DS. Графика со времен Saturn и PlayStation One почти не изменилась, а большую часть видеороликов даже не трогали. Стереоскопический режим работает, но с тем же успехом его вполне могло и не быть.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
Игра 1997 года на 3DS вышла почти без изменений, и это далеко не всегда хорошо. Впрочем, если вы любите классические Shin Megami Tensei (или хотите полюбить, а искать что-то другое желания нет), обязательно сыграйте. Для полного счастья на 3DS не хватает только первого Devil Summoner и дилогии про Райдо Кудзуноху.


Викинги, рыцари, самураи. кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.


На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.


Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.


Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.


Круто. Надеюсь доживу наконец до пятой части. Если ее так долго делают - должна быть офигительной (Или, неужто идеи закончились?). А пока понастольгирую, играя в Soul Hackers.


WonDerFFinal
Если ее так долго делают - должна быть офигительной (Или, неужто идеи закончились?).

Они же едва-едва четвертую выпустили! Или таки пятую, если считать четвертой Strange Journey.
Но когда она выйдет у нас, пока никто не знает. У Атлус просто-таки беда с европейскими релизами. я скорей на 3дс куплю шин мегами с пошаговыми боями. Артемий Козлов
WonDerFFinal
Если ее так долго делают - должна быть офигительной (Или, неужто идеи закончились?).

Они же едва-едва четвертую выпустили! Или таки пятую, если считать четвертой Strange Journey.
Но когда она выйдет у нас, пока никто не знает. У Атлус просто-таки беда с европейскими релизами.

Извиняюсь, нужно было конкретизировать, я про Persona 4 (Которая несколько лет назад на PS2 вышла). Давно пора бы сделать пятую (Несколько раз Atlus информировали нас о том, что пятая в процессе), а то переизданием решили заняться (все кто хотел уже несколько раз оригинал прошли). это, в принципе, тоже хорошо, но все же. Артемий Козлов
WonDerFFinal
Если ее так долго делают - должна быть офигительной (Или, неужто идеи закончились?).

Они же едва-едва четвертую выпустили! Или таки пятую, если считать четвертой Strange Journey.
Но когда она выйдет у нас, пока никто не знает. У Атлус просто-таки беда с европейскими релизами.

Мне по большому секрету говорили (не скажу, кто, но ему можно и нужно доверять), что европейский рынок у Атлус не в приоритете. Впрочем, вряд ли это большая тайна для всех) Ох, как на ностальгию-то пробивает, чуть ли не насмерть!


скрыть

ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.

СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.

Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.

ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.

ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!

НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.


от редакции

Читайте также: