Deus ex the fall обзор

Обновлено: 02.07.2024

Иной раз как бывает: ждешь ты какую-нибудь игру, ждешь, с завистью поглядываешь на счастливых обладателей платформ «первой волны», уже давно ее прошедших и обмусоливших, и думаешь, когда же на твою улицу придет праздник. Но вот радостный день наступает — и вдруг понимаешь, что никакой это не праздник и лучше бы он вообще не приходил. Прискорбно, но Deus Ex: The Fall — случай именно из таких.

На мобильных платформах, где The Fall вышла первоначально (летом прошлого года — на iOS, а в январе — и на Android), она была встречена весьма тепло. Еще бы, ведь это кусочек вселенной Deus Ex прямо на планшете или смартфоне! В таком формате к ней и цепляться-то было неудобно — словосочетание «игра для мобильников» все оправдывало.

Но из переноса «маленьких» игр на «большие» платформы редко когда выходит что-то путное. Вспомним хотя бы Assassin’s Creed III: Liberation HD, которую после разудалой Black Flag трудно было воспринимать всерьез. И ведь разработчики «Освобождения» еще неплохо приспособили игру для консолей и ПК, подкрутив графику, звук и прочее по мелочи. Создатели The Fall не сделали даже этого.

На портированную Deus Ex без слез смотреть невозможно. В 2011 году Human Revolution не претендовала на звание эталона красоты, но The Fall — это настоящее убожество, да к тому же еще и с жутким количеством багов. Исчезновения текстур, зависания объектов в воздухе, проваливающиеся сквозь пол трупы — здесь такое в порядке вещей. Но сама по себе графика образца конца девяностых лишь задевает наше чувство прекрасного и непосредственно на игровой процесс влияния не оказывает. Зато исчезающие тела начисто рушат всю тактику и боевую систему. Раньше приходилось время от времени обдумывать свои действия, прикидывать маршруты патрулей, прятать трупы, чтобы их не нашли и не подняли тревогу. Но теперь-то зачем? Подождали пару секунд, тело успешно растворилось в воздухе, двинулись дальше.


Вот уж точно — пропал бесследно

Причем совершенно неважно, убили вы человека или просто оглушили — исчезают все подряд. Весь оружейный арсенал из-за этого разом становится бесполезен. Зачем тратиться на все эти пистолеты, автоматы и прочие плазмаганы, если самый простой электрошокер валит с ног любого противника с первого попадания? А так как мозги у здешних врагов отсутствуют как класс, разобраться с ними не составляет вообще никакого труда. Хотя, наверное, это даже к лучшему — созерцать при каждом выстреле, как главный герой странно мотает головой, вряд ли кому-то понравится. Быстро начинает мутить, знаете ли.

Сюжетно The Fall является продолжением весьма недурственного (для произведения по мотивам) романа Джеймса Сваллоу «Deus Ex: Эффект Икара» и развивается незадолго до событий Human Revolution. К слову, хоть пролог игры и содержит необходимый минимум предыстории, почитать книгу все же не помешает — без этого некоторые моменты завязки могут остаться непонятными. В частности, что именно такого герои натворили в Женеве, что теперь за ними охотятся Тираны (группа начиненных имплантатами наемников, которая впоследствии устроит нападение на штаб-квартиру Sarif Industries), как с ними связан таинственный хакер Янус и так далее.


It’s Raining Men! Hallelujah!

Впрочем, долго прятаться в уютном домике в Коста-Рике наемнику Бену Саксону и агенту Секретной службы Анне Келсо не удастся. Оба они страдают синдромом отторжения имплантатов и без регулярного приема специального наркотика, который, естественно, в вечном дефиците, будут медленно и мучительно умирать. В поисках подпольного доктора Саксон отправляется в Панаму и, как то всегда бывает в Deus Ex, натыкается на заговор фармакологических и военных корпораций, в котором ему и предстоит разобраться.

Оригинальную игру любили и продолжают любить во многом за три вещи — стиль, музыку и историю. Если бы эти три кита не уплыли из The Fall, мы бы закрыли глаза на страшненький внешний вид, на убитую в хлам боевую часть, на топорный внутриигровой магазин, на исчезающие трупы — на все. Но нет — в младшей Deus Ex из хорошего осталась разве что музыка, и то только потому, что великолепный саундтрек Майкла МакКанна вряд ли вообще возможно испортить.

Взявшая неплохой старт история быстро начинает навевать уныние, переходящее в откровенное раздражение, когда на пятом часу все резко обрывается титрами. Ни кульминации, ни четко выраженного финала, ни единого вменяемого объяснения. Только когда на экране появляется фраза To be continued, до тебя доходит, что все произошедшее — это лишь первая часть чего-то потенциально большего. Но ты уже успел разочароваться, и продолжения — о котором пока что ничего не слышно — уже совсем не хочется. Вне сюжета тоже занять себя совершенно нечем. Побочных заданий всего пять, они выполнены в стиле «поди-принеси» и проходятся «между делом». В игре всего один слот для сохранения, поэтому проваленный квест переиграть вряд ли получится — разве что начинать игру с начала. Но какой в этом смысл?


Вместо привычного инвентаря нам предлагается покупать все необходимое прямо по ходу игры. Хорошо, что не за реальные деньги, как было в мобильной версии

Вечно мрачная атмосфера, небоскребы до самого горизонта, реклама Picus TV с обаятельной Элизой Кассан на каждом углу — здешняя Панама мало чем отличается от Детройта или Хенша. Но если оба они в оригинальной игре смотрелись весьма органично, то город в The Fall представляет собой безликое нагромождение всех обязательных атрибутов мегаполиса по версии Deus Ex. Здесь есть и трущобы, и элитный район, и обязательный ночной клуб, причем все это теснится на крошечной территории и выглядит откровенно сумбурно. Про исследование города даже говорить не приходится — исследовать тут просто нечего.

Вот и получается, что на PC The Fall оказалась несостоятельной. С мобильными платформами ситуация другая — там сравнивать не с чем. Но когда рядом есть большая и крутая Human Revolution, этот жалкий огрызок оказывается просто никому не нужным. Лучше запустите идущую в комплекте с The Fall самую первую Deus Ex или посмотрите вышедшую недавно фанатскую короткометражку — удовольствия получите несравнимо больше.

Достоинства:

  • еще немножко Deus Ex с потенциальным продолжением в будущем;
  • неизменно красивая музыка;
  • оригинальная Deus Ex: Game of the Year Edition в комплекте.

Недостатки:

  • убогая техническая составляющая;
  • невозможно переназначить клавиши управления;
  • скучный, резко обрывающийся сюжет;
  • примитивный геймплей;
  • никакой вариативности.

То, что на мобильных устройствах выглядит терпимо, на больших мониторах отпугивает. Смотреть здесь решительно не на что.

Музыка полностью перекочевала из оригинальной игры, и это хорошо. «Панамский английский» дико режет слух (субъективно), но с этим ничего не поделаешь — антураж обязывает. Серьезный минус — очень слабые звуковые эффекты оружия.

В The Fall честно пытаешься найти что-то хорошее, делаешь скидку на ее мобильное происхождение, думаешь, что дальше будет лучше. Не будет. Кампания скучная, примитивная и неинтересная.

Тридцатичасовая Human Revolution не по-детски затягивала и одним стремительным составом пролетала перед глазами. Пятичасовую The Fall приходилось со скрипом домучивать исключительно из уважения к серии. Хотя, наверное, правильнее было бы просто бросить это непотребство и не вспоминать о нем.

Нужно просто привыкнуть, что перед нами игра с принципиально другим внутренним устройством. Конечно, родство с «большой» Deus Ex ничем не прикрыть. Оно здесь проявляется в дизайне меню, в построении диалогов и системы выбора действий, в движениях главного героя.

Самый очевидный родственный признак — музыка Майкла Макканна (Michael McCann). Такая же обволакивающая, умело играющая на чувствах поклонников Human Revolution. При беглом взгляде издалека The Fall можно принять за большое дополнение к титулованному оригиналу. Но это мобильная игра со всеми вытекающими.

Придуманной Уорреном Спектором (Warren Spector) вселенной слишком тесно и неуютно на планшетниках и телефонах. Урезания и компромиссы видны отовсюду — смотреть на подобное обращение с исходным материалом попросту больно. Вот диалоги, к примеру. Это не уровень Deus Ex. И даже не планка среднебюджетного шутера. Складывается ощущение, что реплики писал возомнивший слишком много о себе студент-первокурсник. Погружение в мир от этого, как вы понимаете, жестоко страдает.

Но главный камень преткновения — управление. Не спорим, предлагаемая разработчиками «тач»-раскладка пусть с определенными оговорками, но удобоварима. Но когда дело дойдет до стрельбы, вы не будете себя стеснять в нелегком выборе бранных выражений. Наведение на цель, стрельба, постоянная корректировка прицела, опять стрельба и перезагрузка — приблизительный порядок событий, который придется раз от раза переживать, пока не наступит священный момент привыкания. Благо противники изрядно отупели. Поэтому можно без особых проблем подбираться к неугодным субъектам для последующего вырубания/умерщвления без траты патронов.

И не бойтесь расходовать боезапас. Внутриигровой магазин появится перед вашими очами по первом нажатии клавиши паузы. Доступны все виды вооружения — только платите. Адам Дженсен, которому приходилось перебегать полкарты для совершения визита к продавцу пушек, обзавидовался бы, да.

Deus Ex: The Fall

Тех, кто «джейлбрейкнул» свой любимый планшет, после релиза The Fall наградила невозможностью стрелять.
Но наш главный герой не стильный «силовик». Компанию на этот раз составит бодрый «нарик» Бен Сэксон, напоминающий молодого Жана Рено. Так вот, Бен получил сильные ранения и обзавелся имплантами, из-за которых наверняка регулярно разбивал зеркала в доме. Позже он примкнет к тем самым нехорошим ребятам, разборки с которыми вел Адам. Вдумчивое знакомство с сюжетной завязкой The Fall предполагает наличие культурного багажа в виде прочитанной книжки Deus Ex: Icarus Effect. Не читали? Ну, мы не осуждаем — она только для фанатов.

Посоветуем вам лучше перепройти Human Revolution. Если надумаете знакомиться с The Fall — скорее всего, вы тот самый фанат, который прочитал Icarus Effect.

Плюсы: узнаваемая вселенная; музыка Майкла Макканна; множество идей полновесной предшественницы перекочевало без существенных изменений.
Минусы: чудовищные диалоги; сложная система прицеливания во время перестрелок; скомканный сюжет, детали которого поймут только фанаты.


Многие игры после прохождения запоминаются какой-то одной деталью. Например, Spec Ops: The Line прославилась своим сюжетом, Alan Wake — «кинговской» атмосферой, а Murdered: Soul Suspect — громадным нереализованным потенциалом. Однако в практически любом правиле есть исключения. Нельзя не вспомнить ту же Assassin’s Creed: Rogue, которая, в общем-то, ничем особым не выделяется. Это просто добротно сделанная игра, в которойприятно проводить время. Тоже самое можно сказать и о Splinter Cell: Blacklist, да и о Tomb Raider 2013 года.

Deus Ex: The Fall оставляет схожие впечатления. В попытках написать вступление к этому обзору, я отчаянно искал, за что зацепиться. Ответом на усилия была лишь тишина — ничего, кроме мобильного происхождения The Fall, в голову не лезло. Геймплей, подача, настроение игры — ни одна из этих составляющих не выделяется из общей массы. Но давайте по порядку.

The year is 2027. It is a time of great innovation.

Как я уже оговорился, Deus Ex: The Fall — порт с мобильных устройств. По этой причине начнём с самого важного — с графики. Чего скрывать, выглядит игра посредственно. При переносе на компьютеры разработчики, конечно, подтянули текстуры и добавили полигонов моделям. Однако в FullHD это всё ещё смотрится плохо: то и дело проявляется угловатость, освещение завезли прямо с начала прошлого десятилетия, а анимация — просто тихий ужас. Персонажи двигаются неестественно, постоянно ускоряясь или замедляясь. Руки главного героя, например, живут совсем в другой вселенной. Но дело не только в этом. Самих анимаций чертовски мало. Не набирается даже необходимого минимума. Помните, как за это ругали Human Revolution? Так вот — здесь ситуация ещё хуже.



«У меня треугольная голова!»

Впрочем, работу художников всё-таки стоит похвалить. При небольших ресурсах им удалось нарисовать крайне разнообразные локации. Здесь вам и светлая внутри клиника LIMB, и многоцветная лаборатория XNG, и типичные серо-коричневые трущобы. К тому же чёрно-золотой фильтр — это всё ещё классное решение.

Впрочем, не одним цветофильтром The Fall напоминает своего «большого брата». Геймплей, на первый взгляд, кажется абсолютной копией Human Revolution: мы имеем такое же большое количество самых разных путей прохождения; нам предоставлено полностью идентичное вооружение. А в противниках ровно те же бандиты и наёмники, что выступали против Адама Дженсена. Однако, если присмотреться, то можно найти крупные различия между играми.

If you want to make enemies, try to change something.

Со стелсом, который остаётся единственной альтернативой, ситуация гораздо лучше. Передвижение героя сделано хорошо и временами доставляет удовольствие (кажется, делать нормальный мувмент за те десять с небольшим лет, что прошли после выхода первой части Deus Ex, разработчики научились даже в мобильных играх). Система укрытий работает исправно и почти не барахлит. А шокер и арбалет с транквилизатором, в отличие от прочего оружия, действительно делают то, что от них нужно. В The Fall есть даже небольшая поблажка для любителей скрытного прохождения — тела поверженных противников исчезают через несколько секунд после их аннигиляции. Причём это не зависит от использованного ствола.



Традиционная рубрика «Ляпы уровней в России».

Второе большое отличие от Human Revolution — дизайн уровней. Панама представлена не единым уровнем, как Детройт или Хэнша, а несколькими районами. Перемещение между ними сопровождается экраном загрузки, притом что территории уровней очень маленькие. Опять же, это невольное упрощение — всегда можно быстро сбежать с поля боя на соседнюю локацию.

Сами по себе уровни достаточно разветвлённые. Теоретически, добраться до цели можно несколькими путями. Однако из них только один (иногда два) не предусматривают применения оружия. Другие дороги требуют устранения нескольких охранников, что из-за особенностей местной стрельбы провернуть очень нелегко. По этой причине большую часть прохождения придётся заниматься поиском того самого пути, где враги не встречаются. Как следует из данных слов, вариативность в игре весьма и весьма условная.

They can not stop us. They can not stop the future.

Местная прокачка была целиком взята из Human Revolution. Те же импланты, те же праксисы. Теоретически, можно создать как бойца-универсала, так и специалиста в одной конкретной области. На практике оказывается немного иначе: отсутствие вменяемой стрельбы делает бессмысленными «силовые»аугментации. Впрочем, хакерство и маскировка, как и раньше, «съедают» львиную долю праксисов.

Отдельно стоит упомянуть пролог игры. Он представляет собой эпизод в Москве, взятый из книги Джеймса Сваллоу «Эффект Икара». Как и полагается, пролог целиком линеен и даже не имеет разных путей подхода к цели. Но куда интереснее другое — похождение в России занимают добрую четверть основного сюжета. И это несмотря на то, что пересказ событий книги получился очень условным.



Это, на минуточку, женский туалет.

Таким образом я подвожу к самому главному отличию мобильной Deus Ex от своего «большого брата». The Fall — это очень короткая игра. Прохождение со всеми второстепенными заданиями занимает немногим меньше четырёх часов. И только ты понимаешь изменённый геймплей, а протагонист превращается из мишени в более-менее заметную силу, как по экрану неумолимо ползут финальные титры.

The World doesn't care about right or wrong. It's all about power. And right now, none of us have it.

Кстати, титры. Пора, думаю, уже поговорить о сюжете. История, рассказанная нам в игре, является продолжением «Эффекта Икара», о котором я писал немного выше. На дворе всё также 2027 год. Адам Дженсен приходит в себя после инцидента в «Шариф Индастриз» и пытается привыкнуть к тому, о чём никогда не просил. Главный герой — бывший наёмник организации «Тираны» Бен Саксон, скрывающийся от своих работодателей. Вместе с Анной Келсо — другой героиней книги, Саксон прячется в Панаме.

У них заканчивается нейропозин — препарат, препятствующий отторжению имплантов. Достать его неофициально практически невозможно, поэтому герои пытаются найти какую-то альтернативу. Ей оказывается другой препарат — ризин, дешёвый аналог нейропозина, создаваемый корпорацией XNG. Но, в лучших традициях серии, не всё оказывается так радужно. И наши герои вынуждены раскрыть заговор, который стоит за созданием ризина.



Изредка массовка радует колоритом. Очень изредка.

В целом, сюжет игры неплох, но ему категорически не хватает времени. Рассказанная история должна понравиться любителям серии. Прочим игрокам она может не зайти — произошедшие события сами по себе камерны и на мир никак не влияют. Персонажи, которых мы встретим, кажутся интересными, но не успевают раскрыться. К тому же, их очень и очень мало. И это как раз следствие небольшой продолжительности.

It's not the end of the world, but you can see it from here.

Особняком в уровне качества Deus Ex: The Fall стоит озвучка. Она очень хороша. Актёры постарались «оживить» персонажей, даже несмотря на скоротечность игры. Слабая анимация в диалогах лишь концентрирует внимание на озвучке, что это идёт игре только на пользу. Особенно хочется выделить Натали Ван Систин — голос Анны Келсо. Её персонаж звучит гораздо живее всех остальных.

Игровые звуки, к сожалению, не отличаются таким заоблачным качеством. Они были взяты напрямую из Human Revolution, и, по идее, проблем создавать не должны. Однако есть ощущение, что при заимствовании звуки пропустили через какой-то фильтр. И теперь многие из них отдают фальшью и игрушечностью. Причём с музыкой подобного не происходит. Она тоже была заимствована из HR, но переработке, кажется, не подверглась.

При портировании игры на ПК звать голландцев из Nixxes не стали, что сказалось на качестве переноса. Во-первых, управление. Оно не всегда отзывчивое. Протагонист часто не воспринимает команды игрока, либо делает это с опозданием. Чаще всего такая ситуация возникает в напряжённых моментах, что только раздражает. Во-вторых, баги. Не знаю, как можно было их добавить в столь малую игру, но разработчики постарались. Камера при перепрыгивании через препятствие включает режим эпилепсии; а ради активации некоторых элементов окружения приходится возле них танцевать. Хорошо хотя бы, что с оптимизацей не опозорились и интерфейс нормально адаптировали.



Не узнаёте? Всмотритесь в родинку на лбу.

Осадок остаётся и после знакомства с системой сохранений. Дело в том, что на всю игру даётся только одна ячейка для записи. Любое новое сохранение автоматически стирает предыдущее. В результате записывать прогресс приходится только в очень безопасных местах. Вдобавок к этому, сразу после начала прохождения из главного меню исчезает кнопка «Новая игра». И вернётся она туда только после финальных титров. Так что неудачное сохранение в Deus Ex: The Fall является синонимом полного краха.

The body may heal, but the mind is not always so resilient.

Что же в итоге? Игра слаба во всём, но в ней приятно проводить время. Она очень ровная: практически всё сделано одинаково средне. Стрельба никакая, однако есть хорошо работающий стелс. Мобильные корни серьёзно влияют на графику, но фирменные цвета Deus Ex радуют глаз. Хотя сюжет короткий и камерный, он органично смотрится во вселенной игры. И как бы я ни ругал The Fall, фанату внутри меня она понравилась. По крайней мере, она даёт ровно то, чего от неё ждёшь.

Плюсы: отличная работа художников, хорошая озвучка персонажей;
Минусы: кривая анимация, корявая графика, неработающая стрельба, неадекватная система сохранений;

Сюжет: 6/10;
Геймплей: 4/10;
Картинка: 5/10;
Звук: 5/10;

Итог: 5.0/10.
Вердикт: Не для всех!


Автор проекта: Сергей Заславский.
Шеф-редактор: Илья Демченко.

Компания Square Enix, как и обещала, анонсировала новую игру во вселенной Deus Ex. Ей стала Deus Ex: The Fall, разрабатываемая студиями Eidos Montreal и N-Fusion для смартфонов и планшетов под управлением iOS и Android. Вместе с анонсом появилось и дебютное видео игры, где разработчики рассказывают о различных особенностях проекта.

Игра представляет собой ролевой боевик, в которой игроку будет отведена роль бывшего британского спецназовца Бена Саксона. Он, как и Адам Дженсен, напичкан хитроумными имлантатами и обладает схожими способностями.

По словам авторов, игра станет продолжением художественного научно-фантастического романа Deus Ex: Icarus Effect, написанного Джеймсом Сваллоу (James Swallow). События The Fall развернутся в 2027 году — то есть одновременно с Human Revolution — однако мобильная игра предложит взглянуть на мир будущего глазами совершенно другого персонажа.

Читайте также: