Deus ex mankind divided a criminal past обзор

Обновлено: 06.07.2024

Никогда еще ксенофобы не подвергали себя такой опасности! От индейцев не отскакивали пули, и даже самый сильный чернокожий раб не мог разогнуть свои оковы. На этот раз недовольных ждет сложнейшее испытание: ауги — люди с механическими протезами. Меньшинство, которое положено угнетать, а ведь почти каждый его представитель с легкостью угробит любого угнетателя. Если не струсит. Тонкая стенка сознательности и страха ограждает человечество от кровавой мести за самый короткий и все равно жестокий период угнетения.

И с самого начала Mankind Divided мы видим, как некие силы стремятся разломать эту ничтожную преграду, чтобы ауги навсегда остались в памяти цивилизации выродками и чудовищами.

Первый шаг к этой цели был сделан еще в Human Revolution. Так называемый «Инцидент» показал, насколько скорой может быть расправа аугов над обычными людьми. Один сигнал, уловленный скрытыми приемниками во всех имплантах на Земле, — и миллионы судеб разрушены. Дед не помнит, как убил внука, психолог отбивается от обезумевшей девочки. Пусть ненадолго, но мир погрузился в хаос.

Потом игра делает кульбит и отправляет главного героя, Адама Дженсена, на станцию Панхея, где в финале он должен был определить судьбу человечества: отказаться от светлого аугментированного будущего, закрыть глаза на пролитую кровь или отдать все под контроль высших сил.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Электронные газеты будут быстро и по-разному реагировать на происходящие в игре события. А «Самиздату» мы и сами вольны помочь в деле поиска истины.

На самом деле Панхея ничего не значила: общество в Mankind Divided рождено больше Инцидентом, нежели выборами, войнами или другими социальными событиями. Огромные людские массы не просто объединились на почве расизма — нет, все они до смерти напуганы. Люди помнят, сколько ущерба успели нанести в 2027 году миллионы аугов, лишившись рассудка на ничтожно короткое время. Теперь никакая логика, никакая совесть не в силах остановить естественный порыв — защититься от угрозы, столь же призрачной, сколь и беспощадной.

Адам Дженсен чудом выжил после крушения Панхеи. Теперь он агент Оперативной группы-29 (ОГ29), ведомства Интерпола. Место и организация выбраны не случайно. Дженсен — единственный ауг в своей конторе, где тоже царят ксенофобские настроения. Прага сорвала самый крупный куш с того рывка аугментаций, что случился до Инцидента, и Прага же понесла самые жестокие потери. Столица Чехии напоминает то Сити-17, то Варшаву, оккупированную футуристическими нацистами.

Рядом же высится Город Големов, резервация для «железок».

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Ряд мелочей улучшили: Адам теперь не просто читает электронную почту, но и пользуется нехитрым мессенджером, карты лучше читаются, а взлом, хоть его правила и не изменились, отныне поддерживает горячие клавиши и стал стократ удобнее.

В отличие от Human Revolution, скорее фантастическом триллере, Mankind Divided — это политический детектив, где нет героев в белых перчатках. Сначала ОГ29 попадает в засаду, спустя считанные дни гремит теракт на пражском вокзале. Объединяет их одно: нарочито явная связь с Коалицией, выступающей за права аугментированных.

КПА — мирная организация, а ее лидер Талос Рукер не приемлет насилия. Не будет спойлером, если я скажу, что почти всю игру вы будете искать настоящего исполнителя, а потом и кукловода, и тех, кто перевел стрелки на КПА. А на носу как раз голосование в ООН: того и гляди будет принят Акт о восстановлении человечества, который официально установит апартеид.

Но сколько свободы даровано Дженсену и нам в этой темной истории? И больше, и меньше прежнего. Пару раз Адама поставят перед выбором, и дальнейшие условия после этого сильно поменяются. Однако финал, судя по всему, один. После развязки нам разве что покажут итоговую программу Элизы Кассан, где вкратце пройдутся по всем деяниям Дженсена в ходе игры. Решение в духе Fallout. Зато история более цельная, а то многим финал Human Revolution казался натянутым. Этот более закономерный и менее претенциозный, но его значение для человечества куда выше.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Жаль, что социальному импланту редко находится применение, эта часть Deus Ex заслуживает большего внимания.

Упрекнуть хочется лишь в одном, но весьма существенном обстоятельстве. Дженсен все-таки раскроет заговор вокруг КПА и Акта о восстановлении человечества — однако закулисные главари останутся недосягаемыми для металлического правосудия «а-ля Дженсен». Прямым текстом Mankind Divided говорит нам — это не конец, а начало большой подковерной игры. Это вовсе не плохо, но точку в истории Mankind Divided все же стоило поставить более четкую.

Зато ниточек к старым играм Уоррена Спектора тянется еще больше. Так, заметную роль теперь играет Джозеф Мандерли, будущий иллюминатский отщепенец из «Маджестик-12» и глава UNATCO, где работал Джей-Си Дентон. Да и у самой UNATCO появилась предшественница — сама ОГ29. А проекты резерваций для аугов Натаниэля Брауна — прототип аркологий, замкнутых городских экосистем из Invisible War. Самих иллюминатов показывают еще чаще, однако напасть на их след, увы, не удастся. Как и на след Боба Пейджа, мельком замеченного в Human Revolution, — теперь он самый главный кукловод.

Прага в исполнении Eidos — удивительное место. Сходство с Сити-17 ей придает сочетание старинной архитектуры, дышащей духом Старого Света, и современных рекламных растяжек с ажурными конструкциями из легких сплавов. Город заметно масштабнее Детройта и Хэнши из Human Revolution как по размеру (пришлось даже систему быстрого перемещения внедрить), так и по содержанию. Тут масса магазинчиков и учреждений, куда можно зайти через парадную дверь или залезть через вентиляцию, через крышу или с помощью козырька, выдвинутого путем удаленного взлома.

За поиском тайников недолго и забыть о предмете текущего расследования. В этом у Праги огромная фора перед тем же Детройтом с его небоскребами. Толика ловкости и правильных имплантов — и вот агент Интерпола лазает по крышам, словно ассасин. Это и создает дополнительную плоскость для исследований, и на атмосферу работает: глядя на полицейский произвол с черепичной крыши старинного особняка, поневоле чувствуешь себя аугментированным Бэтменом. Он, кстати, тоже об этом не просил.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► В Праге множество злачных мест. Есть даже целый квартал красных фонарей. Но шалить с дамами там все равно нельзя.

Жаль, что Прага — единственный доступный для исследования город. Дженсена, конечно, занесет и в Город Големов — там при желании тоже можно провести немало времени, однако с Прагой и сравнивать нечего. Ближе к финалу Адам отправится в Лондон, но дальше огромного выставочного комплекса нас там не пустят.

Кроме того, в самом начале Mankind Divided мы ненадолго попадем в Дубай, а во второй половине — в альпийский комплекс ГАРМ. Eidos стараются делать так, чтобы игрок не заскучал без смены антуража, но привычной ротации в духе Нью-Йорк — Гонконг — Париж — Зона-51 здесь нет. Нельзя сказать, что это плохо влияет на качество игры, но разнообразия ей все-таки недостает.

Тем не менее отклониться от сюжетной миссии в Mankind Divided так же легко, как и раньше. Вот вы покинули квартиру Адама Дженсена, спустились на этаж ниже — и тут же напали на след наркокартеля. Спустя час-полтора вы уже подрываете их лабораторию.

Дополнительных квестов немного, зато каждый — как средних размеров DLC. За ерунду Дженсен не берется и за пределы своей профориентации не выходит. Что ни задание, то расследование, проникновение и допрос. Остановили на странном блокпосте — и кончилось все разоблачением группировки, выдававшей аугам фальшивые пропуска. Пошел выяснять, кто шатается вокруг тайной штаб-квартиры ОГ29, а в итоге помог подпольному изданию раздобыть компромат на группу «Пик». Элементов извращенного чувства юмора в посторонних приключениях вы не найдете, всё тут с серьезной миной и обидой за державу.

Deus Ex немного выросла и как боевик, и как стелс-экшен. Заслуга новых аугментаций в этом большая, но не единственная. И рэмбоподобный храбрец с дробовиком, и стелсовик-затейник с заточкой обрадуются новой системе укрытий. В Human Revolution приходилось выворачивать пальцы, тут же царят комфорт и тактическая свобода. Дженсен прячется за объектом после нажатия специальной кнопки. Держим «влево» или «вправо» — и одним нажатием перекатываемся за другой ящик. Но самое главное — курсор в укрытии превращается в указатель: куда перебежать. Выбираешь точку, и Адам прыгает к новой баррикаде. Очень полезная функция, явно подсмотренная в The Division.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Пометки над головами врагов — неминуемая жанровая условность, но жутко полезная.

Польза для адептов открытого боя очевидна: чем удобнее герою менять позицию, тем проще улизнуть из-под огня. И это вам пригодится — враги полюбили атаки с тыла и вообще срезают Дженсена на удивление быстро, особенно если много тупить.

Для тихонь укрытия тоже полезны: помогают лучше контролировать ситуацию за счет вида от третьего лица. Аугментации типа сверхзрения стремительно теряют полезность: зачем глядеть сквозь стены, если скользить между укрытиями и заглядывать за углы вполне удобно?

Да и сама система скрытности доведена до ума. Появились индикаторы заметности, как в любом приличном стелс-экшене. Даже приемы рукопашного боя наконец-то можно применять сразу из-за укрытия или, например, прямо из-за угла. Проще говоря, скрытное прохождение стало куда глаже и богаче вариантами.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

Появился в Mankind Divided и соревновательный режим. Его назвали BREACH, и он посвящен проникновению хакеров на сервера влиятельных компаний. По сути, это каркас Deus Ex, голая механика, погруженная в виртуальную реальность. Здесь нет ни ящиков с барахлом, ни гражданских, никакой мишуры — только белые стены, столбы информации и охранные системы, которые надо обойти.

В таком виде, по правде говоря, Deus Ex не так уж интересен — ценность игры без антуража и окружения теряется быстро. Впрочем, вы же хотите помериться интеллектом с другими виртуозами корпоративного шпионажа? Есть и прокачка аватара с покупкой новых аугментаций (частично новых, частично заимствованных из основной игры), инвентарь, оружие и разные приемы типа тихого устранения.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

За успешные операции на чужих серверах награждают опытом и упаковками со снаряжением. А если вам не терпится прокачать аватара до потолка развития — обменяйте рубли на чипсеты и купите все, что нужно.

Вот тут и зарыта собака.

Впрочем, необязательность режима BREACH не позволяет сильно ругаться на микротранзакции. Но видеть их в Deus Ex странно. Это как обнаружить шапки в Half-Life 2 или покупные скины в Fallout.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

Основная механика не изменилась. Такие же уровни, полные тайных переходов и аппетитных закоулков для склада тел. Такие же бесконечные вентиляционные шахты. Но противники расставлены плотнее и сбегаются с целого уровня, если поднять тревогу.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Битва с таким суровым противником — дело шумное и грязное, проще проскользнуть за его спиной.

Играть из-за этого стало заметно сложнее, но спасают новые экспериментальные аугментации. Их всего семь, зато каждая расширяет поле работы любого агента, и бесшумного, и безрассудного. Например, «Тесла» — шокер, вырубающий негодяев на дистанции в несколько метров. Поначалу ничего особенного, но после улучшения сбивает аж четверых гадов одним выстрелом.

Другая эпичная модификация — выстрел клинком из руки: бесшумная смерть, прибивающая труп к стене, словно охотничий трофей. Или броня «Титан», поглощающая бездну урона. А еще есть электромагнитный толчок, замедление времени и рывок почти как у Корво Аттано.

Не перекосило ли это все механику? Отнюдь нет, разом все эти аугментации просто не заработают. Поскольку они экспериментальные и вообще установлены Адаму непонятно где и когда (тут отдельная интрига), они перегружают систему, будучи активированными одновременно. Приходится выбирать — отключать ли старые импланты, чтобы освободить еще немного внутренних ресурсов Адама, или игнорировать часть новых. Бояться не стоит, фундаментального влияния новые аугментации не окажут, а лишь расширят спектр возможностей в той ипостаси, которая вам больше по душе.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Аугментация «Тесла» и действует безотказно и смотрится внушительно.

В первую очередь Mankind Divided живет и здравствует за счет Human Revolution: ключевая механика изменилась мало, хотя и была приведена в соответствие с временем. Знакомые достоинства игра сохранила в полном объеме, да еще и новых сверху с горкой насыпалось. Абсолютно не важно, что в своей основе это та же игра, что и в 2011 году. Ее нишу за эти годы никто не занял, а ждали мы долго.

Но это не главное. Как вы помните, Human Revolution сам Уоррен Спектор отчитал за неизбежные битвы с боссами — в первом Deus Ex и то можно было обойтись без кровопролития. В Mankind Divided тоже можно. Все ключевые враги убалтываются с помощью импланта КАСИ, что позволяет вообще не доставать оружие.

Только в самом конце нас таки вынудят сразиться, и то я мог просто проворонить возможность избежать драки. Но и тогда вам оставят выбор — сражаться в открытую или действовать скрытно. Как и все прочие карты, поле битвы с главным гадом изобилует вентиляционными шахтами, техническими помещениями и другими удобствами. Разработчики показали, что видят проблемы предыдущей игры и умеют их исправлять.

Никогда еще ксенофобы не подвергали себя такой опасности! От индейцев не отскакивали пули, и даже самый сильный чернокожий раб не мог разогнуть свои оковы. На этот раз недовольных ждет сложнейшее испытание: ауги — люди с механическими протезами. Меньшинство, которое положено угнетать, а ведь почти каждый его представитель с легкостью угробит любого угнетателя. Если не струсит. Тонкая стенка сознательности и страха ограждает человечество от кровавой мести за самый короткий и все равно жестокий период угнетения.

И с самого начала Mankind Divided мы видим, как некие силы стремятся разломать эту ничтожную преграду, чтобы ауги навсегда остались в памяти цивилизации выродками и чудовищами.

Первый шаг к этой цели был сделан еще в Human Revolution. Так называемый «Инцидент» показал, насколько скорой может быть расправа аугов над обычными людьми. Один сигнал, уловленный скрытыми приемниками во всех имплантах на Земле, — и миллионы судеб разрушены. Дед не помнит, как убил внука, психолог отбивается от обезумевшей девочки. Пусть ненадолго, но мир погрузился в хаос.

Потом игра делает кульбит и отправляет главного героя, Адама Дженсена, на станцию Панхея, где в финале он должен был определить судьбу человечества: отказаться от светлого аугментированного будущего, закрыть глаза на пролитую кровь или отдать все под контроль высших сил.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Электронные газеты будут быстро и по-разному реагировать на происходящие в игре события. А «Самиздату» мы и сами вольны помочь в деле поиска истины.

На самом деле Панхея ничего не значила: общество в Mankind Divided рождено больше Инцидентом, нежели выборами, войнами или другими социальными событиями. Огромные людские массы не просто объединились на почве расизма — нет, все они до смерти напуганы. Люди помнят, сколько ущерба успели нанести в 2027 году миллионы аугов, лишившись рассудка на ничтожно короткое время. Теперь никакая логика, никакая совесть не в силах остановить естественный порыв — защититься от угрозы, столь же призрачной, сколь и беспощадной.

Адам Дженсен чудом выжил после крушения Панхеи. Теперь он агент Оперативной группы-29 (ОГ29), ведомства Интерпола. Место и организация выбраны не случайно. Дженсен — единственный ауг в своей конторе, где тоже царят ксенофобские настроения. Прага сорвала самый крупный куш с того рывка аугментаций, что случился до Инцидента, и Прага же понесла самые жестокие потери. Столица Чехии напоминает то Сити-17, то Варшаву, оккупированную футуристическими нацистами.

Рядом же высится Город Големов, резервация для «железок».

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Ряд мелочей улучшили: Адам теперь не просто читает электронную почту, но и пользуется нехитрым мессенджером, карты лучше читаются, а взлом, хоть его правила и не изменились, отныне поддерживает горячие клавиши и стал стократ удобнее.

В отличие от Human Revolution, скорее фантастическом триллере, Mankind Divided — это политический детектив, где нет героев в белых перчатках. Сначала ОГ29 попадает в засаду, спустя считанные дни гремит теракт на пражском вокзале. Объединяет их одно: нарочито явная связь с Коалицией, выступающей за права аугментированных.

КПА — мирная организация, а ее лидер Талос Рукер не приемлет насилия. Не будет спойлером, если я скажу, что почти всю игру вы будете искать настоящего исполнителя, а потом и кукловода, и тех, кто перевел стрелки на КПА. А на носу как раз голосование в ООН: того и гляди будет принят Акт о восстановлении человечества, который официально установит апартеид.

Но сколько свободы даровано Дженсену и нам в этой темной истории? И больше, и меньше прежнего. Пару раз Адама поставят перед выбором, и дальнейшие условия после этого сильно поменяются. Однако финал, судя по всему, один. После развязки нам разве что покажут итоговую программу Элизы Кассан, где вкратце пройдутся по всем деяниям Дженсена в ходе игры. Решение в духе Fallout. Зато история более цельная, а то многим финал Human Revolution казался натянутым. Этот более закономерный и менее претенциозный, но его значение для человечества куда выше.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Жаль, что социальному импланту редко находится применение, эта часть Deus Ex заслуживает большего внимания.

Упрекнуть хочется лишь в одном, но весьма существенном обстоятельстве. Дженсен все-таки раскроет заговор вокруг КПА и Акта о восстановлении человечества — однако закулисные главари останутся недосягаемыми для металлического правосудия «а-ля Дженсен». Прямым текстом Mankind Divided говорит нам — это не конец, а начало большой подковерной игры. Это вовсе не плохо, но точку в истории Mankind Divided все же стоило поставить более четкую.

Зато ниточек к старым играм Уоррена Спектора тянется еще больше. Так, заметную роль теперь играет Джозеф Мандерли, будущий иллюминатский отщепенец из «Маджестик-12» и глава UNATCO, где работал Джей-Си Дентон. Да и у самой UNATCO появилась предшественница — сама ОГ29. А проекты резерваций для аугов Натаниэля Брауна — прототип аркологий, замкнутых городских экосистем из Invisible War. Самих иллюминатов показывают еще чаще, однако напасть на их след, увы, не удастся. Как и на след Боба Пейджа, мельком замеченного в Human Revolution, — теперь он самый главный кукловод.

Прага в исполнении Eidos — удивительное место. Сходство с Сити-17 ей придает сочетание старинной архитектуры, дышащей духом Старого Света, и современных рекламных растяжек с ажурными конструкциями из легких сплавов. Город заметно масштабнее Детройта и Хэнши из Human Revolution как по размеру (пришлось даже систему быстрого перемещения внедрить), так и по содержанию. Тут масса магазинчиков и учреждений, куда можно зайти через парадную дверь или залезть через вентиляцию, через крышу или с помощью козырька, выдвинутого путем удаленного взлома.

За поиском тайников недолго и забыть о предмете текущего расследования. В этом у Праги огромная фора перед тем же Детройтом с его небоскребами. Толика ловкости и правильных имплантов — и вот агент Интерпола лазает по крышам, словно ассасин. Это и создает дополнительную плоскость для исследований, и на атмосферу работает: глядя на полицейский произвол с черепичной крыши старинного особняка, поневоле чувствуешь себя аугментированным Бэтменом. Он, кстати, тоже об этом не просил.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► В Праге множество злачных мест. Есть даже целый квартал красных фонарей. Но шалить с дамами там все равно нельзя.

Жаль, что Прага — единственный доступный для исследования город. Дженсена, конечно, занесет и в Город Големов — там при желании тоже можно провести немало времени, однако с Прагой и сравнивать нечего. Ближе к финалу Адам отправится в Лондон, но дальше огромного выставочного комплекса нас там не пустят.

Кроме того, в самом начале Mankind Divided мы ненадолго попадем в Дубай, а во второй половине — в альпийский комплекс ГАРМ. Eidos стараются делать так, чтобы игрок не заскучал без смены антуража, но привычной ротации в духе Нью-Йорк — Гонконг — Париж — Зона-51 здесь нет. Нельзя сказать, что это плохо влияет на качество игры, но разнообразия ей все-таки недостает.

Тем не менее отклониться от сюжетной миссии в Mankind Divided так же легко, как и раньше. Вот вы покинули квартиру Адама Дженсена, спустились на этаж ниже — и тут же напали на след наркокартеля. Спустя час-полтора вы уже подрываете их лабораторию.

Дополнительных квестов немного, зато каждый — как средних размеров DLC. За ерунду Дженсен не берется и за пределы своей профориентации не выходит. Что ни задание, то расследование, проникновение и допрос. Остановили на странном блокпосте — и кончилось все разоблачением группировки, выдававшей аугам фальшивые пропуска. Пошел выяснять, кто шатается вокруг тайной штаб-квартиры ОГ29, а в итоге помог подпольному изданию раздобыть компромат на группу «Пик». Элементов извращенного чувства юмора в посторонних приключениях вы не найдете, всё тут с серьезной миной и обидой за державу.

Deus Ex немного выросла и как боевик, и как стелс-экшен. Заслуга новых аугментаций в этом большая, но не единственная. И рэмбоподобный храбрец с дробовиком, и стелсовик-затейник с заточкой обрадуются новой системе укрытий. В Human Revolution приходилось выворачивать пальцы, тут же царят комфорт и тактическая свобода. Дженсен прячется за объектом после нажатия специальной кнопки. Держим «влево» или «вправо» — и одним нажатием перекатываемся за другой ящик. Но самое главное — курсор в укрытии превращается в указатель: куда перебежать. Выбираешь точку, и Адам прыгает к новой баррикаде. Очень полезная функция, явно подсмотренная в The Division.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Пометки над головами врагов — неминуемая жанровая условность, но жутко полезная.

Польза для адептов открытого боя очевидна: чем удобнее герою менять позицию, тем проще улизнуть из-под огня. И это вам пригодится — враги полюбили атаки с тыла и вообще срезают Дженсена на удивление быстро, особенно если много тупить.

Для тихонь укрытия тоже полезны: помогают лучше контролировать ситуацию за счет вида от третьего лица. Аугментации типа сверхзрения стремительно теряют полезность: зачем глядеть сквозь стены, если скользить между укрытиями и заглядывать за углы вполне удобно?

Да и сама система скрытности доведена до ума. Появились индикаторы заметности, как в любом приличном стелс-экшене. Даже приемы рукопашного боя наконец-то можно применять сразу из-за укрытия или, например, прямо из-за угла. Проще говоря, скрытное прохождение стало куда глаже и богаче вариантами.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

Появился в Mankind Divided и соревновательный режим. Его назвали BREACH, и он посвящен проникновению хакеров на сервера влиятельных компаний. По сути, это каркас Deus Ex, голая механика, погруженная в виртуальную реальность. Здесь нет ни ящиков с барахлом, ни гражданских, никакой мишуры — только белые стены, столбы информации и охранные системы, которые надо обойти.

В таком виде, по правде говоря, Deus Ex не так уж интересен — ценность игры без антуража и окружения теряется быстро. Впрочем, вы же хотите помериться интеллектом с другими виртуозами корпоративного шпионажа? Есть и прокачка аватара с покупкой новых аугментаций (частично новых, частично заимствованных из основной игры), инвентарь, оружие и разные приемы типа тихого устранения.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

За успешные операции на чужих серверах награждают опытом и упаковками со снаряжением. А если вам не терпится прокачать аватара до потолка развития — обменяйте рубли на чипсеты и купите все, что нужно.

Вот тут и зарыта собака.

Впрочем, необязательность режима BREACH не позволяет сильно ругаться на микротранзакции. Но видеть их в Deus Ex странно. Это как обнаружить шапки в Half-Life 2 или покупные скины в Fallout.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

Основная механика не изменилась. Такие же уровни, полные тайных переходов и аппетитных закоулков для склада тел. Такие же бесконечные вентиляционные шахты. Но противники расставлены плотнее и сбегаются с целого уровня, если поднять тревогу.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Битва с таким суровым противником — дело шумное и грязное, проще проскользнуть за его спиной.

Играть из-за этого стало заметно сложнее, но спасают новые экспериментальные аугментации. Их всего семь, зато каждая расширяет поле работы любого агента, и бесшумного, и безрассудного. Например, «Тесла» — шокер, вырубающий негодяев на дистанции в несколько метров. Поначалу ничего особенного, но после улучшения сбивает аж четверых гадов одним выстрелом.

Другая эпичная модификация — выстрел клинком из руки: бесшумная смерть, прибивающая труп к стене, словно охотничий трофей. Или броня «Титан», поглощающая бездну урона. А еще есть электромагнитный толчок, замедление времени и рывок почти как у Корво Аттано.

Не перекосило ли это все механику? Отнюдь нет, разом все эти аугментации просто не заработают. Поскольку они экспериментальные и вообще установлены Адаму непонятно где и когда (тут отдельная интрига), они перегружают систему, будучи активированными одновременно. Приходится выбирать — отключать ли старые импланты, чтобы освободить еще немного внутренних ресурсов Адама, или игнорировать часть новых. Бояться не стоит, фундаментального влияния новые аугментации не окажут, а лишь расширят спектр возможностей в той ипостаси, которая вам больше по душе.

Deus Ex: Mankind Divided. Такую игру мы ждали

► Аугментация «Тесла» и действует безотказно и смотрится внушительно.

В первую очередь Mankind Divided живет и здравствует за счет Human Revolution: ключевая механика изменилась мало, хотя и была приведена в соответствие с временем. Знакомые достоинства игра сохранила в полном объеме, да еще и новых сверху с горкой насыпалось. Абсолютно не важно, что в своей основе это та же игра, что и в 2011 году. Ее нишу за эти годы никто не занял, а ждали мы долго.

Но это не главное. Как вы помните, Human Revolution сам Уоррен Спектор отчитал за неизбежные битвы с боссами — в первом Deus Ex и то можно было обойтись без кровопролития. В Mankind Divided тоже можно. Все ключевые враги убалтываются с помощью импланта КАСИ, что позволяет вообще не доставать оружие.

Только в самом конце нас таки вынудят сразиться, и то я мог просто проворонить возможность избежать драки. Но и тогда вам оставят выбор — сражаться в открытую или действовать скрытно. Как и все прочие карты, поле битвы с главным гадом изобилует вентиляционными шахтами, техническими помещениями и другими удобствами. Разработчики показали, что видят проблемы предыдущей игры и умеют их исправлять.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Вообще, между ведьмаком Геральтом и агентом Адамом Дженсеном много общего. Даром что последний живёт в будущем, а не в прошлом, а отличает его не седой хвостик, а чёрные очки и такого же цвета козлиная бородка. Оба — это искусственно созданные машины для убийства, сверхлюди, обладающие недоступными обычным смертным способностями, при этом больше, чем другие, заботящиеся о добре и справедливости. Или не заботящиеся — решайте сами!

Именно эта искусственность и «особенность» становится причиной того, что на Адама Дженсена косо смотрят, после того как в 2027-м году миллионы таких же, как он, киборгов внезапно слетели с катушек, потеряв на короткое время контроль над собой. С тех пор их почти в открытую ненавидят: всячески притесняют в правах, ограничивают и загоняют в гетто. В ответ появилась организация КПА, борющаяся за права «аугов» — то есть людей, снабжённых имплантами.

Спустя два года, в Праге, где разворачивается действие Mankind Divided, случается теракт, за которым вроде бы стоят ауги. Ирония в том, что именно Адаму Дженсену, служащему в Оперативной группе 29 (это такой местный Интерпол), поручают выйти на лидера КПА и арестовать его. А Адам при этом единственный в конторе аугментированный агент. Чтобы вы поняли положение, в котором он оказался, представьте, что во время недавних беспорядков в США, когда темнокожие убивали на митингах белых полицейских и наоборот, в местном управлении полиции служит единственный коп-афроамериканец, которому поручают расследовать это дело.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Сценаристы Deus Ex: Mankind Divided, как и их коллеги из CD Projekt, очень грамотно и правильно мешают фантастику и отвлечённые вещи (в данном случае — киберпанк, иллюминатов, трансгуманизм и прочие теории заговора) с более чем актуальными, близкими всем темами.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Практически сразу же мы попадаем в атмосферу тотальной дискриминации, ксенофобии и расизма. Прага напоминает уже не столько типичный киберпанковский мегаполис, сколько столицу тоталитарного полицейского государства, где копы на каждом шагу требуют у аугов, в том числе и у Дженсена, документы и отправляют неблагонадёжных в пригородные трущобы, в гетто для таких киберотбросов.

Одновременно возникают мощная интрига и куча вопросов. Почему единственного в команде киборга отправляют охотиться за лидером организации, защищающей права как раз аугов? Кому это выгодно, кто виноват? И уж не подстава ли всё это, преследующая далеко идущие цели? Естественно, подстава — и сразу же Дженсен по старой привычке погружается в водоворот новых скандалов, интриг, расследований и теорий заговора. В которых, впрочем, будет масса отсылок и пояснений к событиям прошлого и будущего, показанным в разных играх серии.

Дженсен там, Дженсен тут!

Однако сама подача сюжета и в целом структура игры не изменились по сравнению с Deus Ex: Human Revolution. Есть открытый город, который мы вольны свободно исследовать, выполняя разные задания или просто взламывая чужие компьютеры в чужих квартирах. И есть обязательные сюжетные миссии, когда нас десантируют в какое-нибудь место (помимо Праги будут ещё трущобы для аугов, Дубай, Лондон) и приказывают любым способом (скрытно или в стиле Рэмбо) выполнить определённую задачу, добраться до какой-нибудь важной персоны. В конце ждёт обязательный диалог, напоминающий приём у психотерапевта.

Но при этом всего стало больше — самого города, заданий и диалогов. Прага значительно больше по размерам, чем Детройт или Хэнша из Human Revolution. Город радует совершенно шикарным киберпанковским дизайном и архитектурой, наличием настоящей (ну почти) жизни на улицах, обилием всевозможных сценок с участием граждан и полиции, сочетанием фонтанов, мостов, разнообразных зданий, магазинов, куда можно зайти и поторговать, баров и борделей. Пришлось даже ввести систему быстрого перемещения через метро — Прага разделена на несколько больших кварталов.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Во время диалогов иногда возникает возможность быстро прервать собеседника, например успокоив или обвинив его.

И в этом городе Адаму есть чем заняться помимо своих дел и интриг. Едва выйдя из своей квартиры в самом начале игры, он может забраться в какие-то канализации, набрести на странных культистов и заняться расследованием этого мутного дела, не обращая внимания на крики шефа из конторы: «Адам, ты где? Я жду тебя на работе!»

Потом ещё будут работа на местных криминальных авторитетов из «грузинской мафии» или, например, сбор компромата для оппозиционных журналистов. И даже во время выполнения какого-нибудь сюжетного задания вас могут попросить о дополнительной услуге — к примеру, спасти задержанного из лап полиции, найти его карту пропуска и воспользоваться дополнительным паролем.

Говорит и выбирает Адам

Сценаристы не бомбардируют нас, как это сейчас принято, акцентированными моральными вопросами. Главные нравственные дилеммы традиционны для серии — действовать скрытно или в открытую, убивать или оглушать, ломиться в дверь, давать взятку и угрожать или хитрить и идти в обход через вентиляцию (ну конечно, через вентиляцию).

Но периодически случаются действительно непростые ситуации, требующие именно нашего решения, — когда, например, нужно выбрать, кому из двоих аугментированных «соратников по несчастью» активировать поддельные документы. Тот, кому не повезло, скорее всего, будет арестован или сослан в гетто. Некоторые важные развилки (кому, например, отдавать важную улику) прямо повлияют на условия, в которых будет дальше действовать Дженсен, и, хотя глобально сюжет остаётся в заданных рамках, это не может не радовать. Как и наличие сводного ролика в конце в духе Fallout, где игра подытоживает все наши деяния.

А вот в душеспасительных диалогах, когда мы используем социальный корректор, определяющий психотип собеседника, нам, как правило, не дают выбора между «арестовать или отпустить, убить или пощадить», а предлагают убедить собеседника сдаться самому, пойти на попятную, поделиться какой-то информацией и так далее.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

Увлекательная болтология

Зато сам процесс убеждения, наблюдения за реакцией и подбора реплик стал ещё интереснее. Да и самих диалогов в Mankind Divided больше, они лучше, длиннее, сложнее и разнообразнее. Каждый квестовый персонаж тут обожает поболтать о жизни и текущей политической ситуации. И даже при первой встрече с одним из лидеров КПА, громилой Виктором Марченко, напоминающим киберорка в броне, с ним можно провести увлекательную беседу о непротивлении злу насилием, о терроризме и революции.

Оставив за скобками некоторую иронию, признаем, что таким образом Mankind Divided поднимает действительно серьёзные, актуальные темы — куда более актуальные, чем проблемы трансгуманизма. Кому-то даже может показаться, что тут авторы перестарались, спутав игру и книгу, и сюжет вязнет в постоянных диалогах, рассуждениях и рефлексии. Но серия всегда отличалась именно умными сценариями, где главное — не лихая голливудская режиссура (с этой точки зрения Mankind Divided ничем особенным не отличается), а именно что диалоги, оценки и рассуждения.

Если уж и предъявлять претензии к сценарию, так это за откровенно прерванный на полуслове финал, явно оставляющий задел на продолжение. И за то, что образу Адама Дженсена, в отличие от того же Геральта из Ривии, недостаёт «живинки», какого-то личностного нерва, надрыва. Почему он лезет во все дырки, как он отдыхает, как проводит время с друзьями и что скрывается за этими чёрными очками? Дженсен действует слишком уж механически, напоминая персонажа книги/игры/фильма, придуманного под конкретные идеи.

Deus Ex: Mankind Divided обзор игры

В игре появились зачатки «крафтинга»: из металлолома можно собирать разные полезные предметы.

Лучше, больше, живее

Механика, как и подача сюжета, практически не изменилась по сравнению с Human Revolution. Всё то же сочетание экшена и стелса, ползание по вентиляции, взлом компьютеров и электронных замков через знакомые мини-игры, поиск паролей и кодов доступа. И всё те же пакеты «Праксис», которые мы получаем по достижении новых уровней, чтобы открыть новую аугментацию или улучшить уже существующую.

Но ко всему этому авторы сделали точечные и очень правильные добавки и надстройки. Первое и самое главное — они действительно позволили избегать в подавляющем большинстве случаев открытых столкновений, даже в конце сюжетных заданий, когда мы уже по привычке ждём обязательного свидания с «боссом». Проведёте беседу правильно — на вас не только не нападут, но ещё и важной информацией поделятся. В противном случае да, придётся повоевать.

Для тех, кто предпочитает именно скрытное (то есть правильное) прохождение, это несколько обесценивает появление в игре экспериментальных аугментаций, нацеленных именно на сражения, — например, широко разрекламированной подкожной брони «Титан» или выкидного наноклинка.

С другой стороны, радует само наличие новых интересных модификаций, среди которых есть и рассчитанные именно на стелс и нелетальное прохождение (вроде встроенной в руку шоковой пушки «Тесла», способной после «апгрейда» вырубать до четырёх целей одновременно). Важно и то, что до определённого момента (пока не выполните важный квест) нельзя устанавливать сразу несколько экспериментальных имплантов — приходится какие-то отключать навсегда, чтобы не перегрузить энергосистему нашего кибернетического агента. Это вносит дополнительный элемент в процесс выбора тактики прохождения.

В любом случае и ценители стелса, и те, кто не против открытого боя, по достоинству оценят то, насколько удобнее стала система укрытий. Она позволяет и грамотно оценивать перемещение врагов на уровне (и даже тихо вырубить их через препятствие), и ловко перемещаться на дальние расстояния между стенами и ящиками посреди лихого сражения. Ну и вообще всё тут удобнее, комфортнее для игры — бой, управление, интерфейс, процесс взлома.

Игра переведена и озвучена на русский. Правда, иногда молодые тут почему-то говорят пожилыми голосами. Да и матерятся едва ли не чаще, чем в третьем «Ведьмаке».

Deus Ex: Mankind Divided представляет собой дополненную, кибернетически улучшенную версию Human Revolution, в которую установили очень правильные аугментации. Больше масштаба, свободы, интересных заданий, диалогов и взрослых тем, больше стелса, оружия и имплантов, красивее и детальнее графика, удобнее всё остальное. При этом прохождение не стало проще — даже наоборот. Это здорово модифицированная Deus Ex — и бояться её должны только конкуренты в борьбе за звание лучшей игры года.

Плюсы: увлекательный сюжет, поднимающий непростые и актуальные темы; свобода действий и решений; большой, детально проработанный город; интересные побочные задания; новые аугментации, которые не навязываются и не портят, а дополняют игру; удобная система укрытий; больше возможностей для стелса и нелетального прохождения; шикарные графика, музыка и атмосфера.
Минусы: сюжет всё же не настолько нелинеен, как хотелось бы; некоторые персонажи, включая главного героя, недостаточно раскрыты.

Читайте также: