Crusader kings 3 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.

Равных — нет

Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.



В начале игры можно выбрать одного из трёх десятков исторических правителей, но ничто не мешает вместо этого возглавить любое графство на глобальной карте или стартовать вассалом халифа

Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.

Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.


Если титулов мало, но хочется ещё — попросите вашего священника «найти» доказательство, что земли соседа ваши по праву. Во второй части этим занимался канцлер, что всё-таки логичнее


Когда сосед у тебя храбрый стервятник, жди подвоха. Стоило мне потерять армию на гималайских перевалах, как он объявил мне войну

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.

Став полководцем, вы научитесь объявлять войны вдвое дешевле, экономя ценный престиж, или сможете набрать больше рыцарей в войско. Интриган сможет вселить ужас в подданных, чтобы те не поднимали восстания почём зря. Перки — настоящая жемчужина игры, изучать и комбинировать их очень интересно. У вас пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж обеспечит вас звонкой монетой. Достался хилый правитель? Изучите искусство пыток и поднимите боевой навык на беззащитных пленниках. Только осторожнее: персонажи-садисты от экзекуций будут в восторге, а вот честные люди рискуют впасть в депрессию.

Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.

Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.


За жизнь персонаж едва успевает взять две ветки перков. В конце каждой — особенно полезное свойство, но чаще выгодно развиваться сразу в нескольких направлениях




Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.

Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.

Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.

Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.


До технологического уровня греков остальным фракциям — десятки лет


Славянские язычники любят природу и собираться вместе. Совместить приятное с приятным можно, отправив армию в набег за золотом. Для этого даже войну объявлять не надо

Ложка дёгтя

Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.

Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.

Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.

Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.


Даже приблизив камеру, вести боевые действия просто неудобно


В Crusader Kings III в принципе нет флота. Солдаты пересекают моря сами, заплатив небольшую мзду местным рыбакам. Удачное решение, избавляет от занудного менеджмента

Часть или целое?

К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.

Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.

Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.

А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.


Жена нелюбимого сына строит глазки? Прекрасный шанс получить внука с генами получше.


Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.

В этом месяце ролевая стратегия Crusader Kings III празднует годовщину — по этому случаю Paradox Interactive выпустила видео с поздравлениями, личными историями игроков и занятной статистикой за прошедший год.

  • Сыграно больше 128 млн часов;
  • Заключено 18 млн браков и помолвок;
  • Родилось 334 млн детей;
  • Сбежало из тюрьмы больше 1 млн заключённых;
  • Поглажено больше 4 млн питомцев;
  • 4 млн персонажей «сломались» под стрессом;
  • Самый популярный стартовый регион — Британия;
  • Самый популярный религиозный догмат — «Разжигатель войны»;
  • Самый популярный образ жизни — «Управление»/«Богатство»;
  • Языческие религии реформировались 1 млн раз;
  • Римская империя возрождалась 190 тыс раз;
  • Великий раскол искоренён 220 тыс раз.

Также авторы напомнили, что скоро Crusader Kings III выйдет на Xbox Series с PS5. Кроме того, ранее вышел дневник разработчиков, в котором рассказывалось о расширении Royal Court — релиз ожидается в 2021 году.

А также расширения для Stellaris, Age of Wonders: Planetfall, BATTLETECH, Imperator: Rome и Hearts of Iron IV.

Crusader Kings 3, Werewolf: The Apocalypse и Surviving the Aftermath: самое важное с PDXCon 2019

Анонсировали Crusader Kings 3

В 2020 году должна выйти свежая часть серии средневековых стратегий Crusader Kings. Впрочем, разработчики предупредили, что релиз проекта может задержаться. Теперь ясно, почему с началом PDXCon Crusader Kings 2 начали раздавать бесплатно!

В ранний доступ вышла Surviving the Aftermath

Уже сегодня, 19 октября, в раннем доступе на Xbox One и в Epic Games Store вышла постапокалиптическая стратегия Surviving the Aftermath. Проект идейно продолжит Surviving Mars, только теперь игрокам предстоит выживать не на Красной планете, а на Земле, пережившей катастрофу. Пользователям предложат управлять поселением выживших, исследовать недружелюбный мир вокруг и в конце концов возродить человеческую цивилизацию.

Полноценный релиз ожидается в 2020 году, тогда же Surviving the Aftermath выйдет в Steam и на PS4.

Трейлер Werewolf: The Apocalypse

Как и обещалось ранее, на выставке представили полноценный трейлер ролевой игры Werewolf: The Apocalypse — Earthblood. В ней предложат сыграть за оборотня, некогда изгнанного из родного клана. Ему предстоит не только спасти сородичей, но и разобраться с могущественной организацией «Пентекс», которая губит природу.

У героя будет три формы: человек, волк и оборотень, и между ними предстоит переключаться, чтобы достигнуть цели и разобраться с врагами.

Federations: новое расширение для Stellaris

Следующее крупное дополнение Stellaris расширит дипломатические возможности космической стратегии. Оно добавит в игру Галактическое Сообщество, которое выполняет те же функции, что и Всемирный Конгресс в серии Civilization.

Сенат Галактического Сообщества может принимать важные законы, которые повлияют на все игровые фракции. Также пользователи смогут добавить предысторию своей фракции, что повлечёт за собой геймплейные изменения. Например, если ваши подопечные скитаются по галактике после того, как их родной мир был разрушен, они смогут раньше обустроить себе новое место обитания и получить другие преимущества.

Age of Wonders: Planetfall получит расширение Revelations

В ноябре стратегия Age of Wonders: Planetfall получит первое расширение. DLC Revelations добавит в игру около десяти часов свежего контента, две сюжетные кампании, более тридцати локаций для исследования и новые фракции.

21 ноября выйдет BATTLETECH: Heavy Metal

Для пошаговой стратегии BATTLETECH тоже приготовили новое DLC. Расширение Heavy Metal добавит в игру восемь новых меха-роботов, мини-кампанию Flashpoint и восемь дополнительных оружейных систем.

В Imperator: Rome появится новый контент

Бесплатное обновление Punic Wars расскажет о борьбе между Римом и Карфагеном. Игроков ждут новые миссии, музыка и модели юнитов.

С дополнением La Resistance в Hearts of Iron IV введут шпионов

Расширение расскажет, как французское сопротивление тайно боролось с нацистами у себя на родине, и введёт в игру шпионов. Секретных агентов позволят снабдить капсулами с ядом, чтобы они не выдали важную информацию, если попадут в плен, — всё как в жизни.

Есть в индустрии видеоигр занятный феномен имени Paradox Interactive: жанр глобальных исторических стратегий, обязанный своему появлению именно шведской компании, до сих пор оккупирован ею же без малейших намеков на конкуренцию.

«Парадоксов» часто ругают за любовь к дроблению своих игр на десятки DLC, за баги, за долгий выпуск патчей, за отсутствие третьей части Victoria, наконец, но их стратегии всё равно боготворят, и выход новинки – это всегда большое событие для любителей жанра. В этом году таким событием должен стать релиз Crusader Kings III, намеченный на первый день осени.

Встречают по одёжке

Для тех, кто вдруг забыл, что представляет собой серия Crusader Kings, напомню – перед нами классическая глобальная стратегия Paradox, посвящённая европейскому Средневековью. Основное отличие от других проектов шведской студии заключается в том, что игра позволяет взглянуть на масштабные исторические события с точки зрения не отдельно взятой страны, её экономики или армии, а глазами пусть и могущественных, но всё-таки обычных смертных – представителей правящей знати, от мелкого графа до императора.

Пытаться руководить государством, управляя лишь одним человеком со своими слабостями и достоинствами, – занятие, как показывает популярность второй части, весьма интересное. Разработчики отвечали поклонникам взаимностью: вторая часть за свой долгий путь не стояла на месте, а постоянно развивалась (любимым для Paradox способом – с помощью DLC), но сейчас, видимо, пришло время сделать качественный рывок.

Начать решили с кардинальной переработки внешнего вида и интерфейса – CKIII при всём желании не спутать с другими проектами на движке Clausewitz Engine.

Crusader Kings III обзор игры

CKIII красива, и у неё есть свой стиль – персонажей не спутать с героями другой игры на тему Средневековья.

Так как перед нами игра с акцентом на персоналии, неудивительно, что по сравнению с прошлой частью внешний вид персонажей преобразился кардинально. Если раньше было достаточно небольшого портрета, то теперь перед нами полноценная трёхмерная модель с лаконичной, но выразительной анимацией. Персонажи стареют, меняют образ жизни, получают раны и увечья, болеют – и всё это происходит с изменением внешнего вида.

Благодаря множеству вариантов поз, одеяний и выражений лица, порой можно по мимолётному взгляду на персонажа понять, что это за фрукт и чего от него ждать. Сверка с параметрами (которые перекочевали из второй части) и свойствами личности (которых стало ещё больше) зачастую подтверждает первое впечатление – да, перед нами действительно бестолковый пьяница или хитрый подлец, как и показалось вначале.

Количество автоматически настраиваемых на основе происхождения и образа жизни параметров внешнего вида, по словам разработчиков, выросло в разы. И правда, двух внешне одинаковых персонажей не встретить, а вот похожих – запросто: здесь учитывается наследственность, поэтому родственные связи заметны сразу. Забавно, но иногда различие во внешности между отцом и сыном заставляет задуматься о том, не нагуляла ли жёнушка ребёнка на стороне (обычное дело в реалиях игры).

Crusader Kings III обзор игры

Количество текстовой информации на экране порой зашкаливает, что не может не мешать.

В целом художники CKIII предоставили отличную замену пресловутому «отыгрышу в голове» в той его части, которая касается внешнего вида персонажей. Просто сравните экран персонажа и окошки событий с тем, что было в CKII, – налицо огромный скачок качества в нужном направлении.

Детские болезни

А вот дизайнеры интерфейса со своей задачей справились заметно хуже. Он структурно копирует интерфейс из второй части (хотя стал чуть нагляднее), но при этом пестрит какими-то странными решениями, которые изрядно мешают. Контекстное меню, вызываемое щелчком по персонажу, иногда развёрнуто не до конца, хотя свободное место есть, – приходится кликать лишний раз. Некоторые события, в том числе важные, никак не оповещают игрока о своём наступлении – например, однажды я долго не мог понять, откуда моё королевство приросло парой новых герцогств. Перешли по наследству к одному из вассалов? Были им завоёваны? Непонятно. Ко всему прочему, история смены владения каждой провинции нигде не указана, что тоже добавляет путаницы.

Невозможность посмотреть прежних супругов (кнопка есть, но она неактивна), открываемые только через задания советников отдельные режимы карты, прокрутка экрана при попытке навести на элементы интерфейса у его края – вроде бы мелочи, но как же они раздражают! Есть проблемы и из-за локализации – если к качеству текста претензий практически нет (кроме, пожалуй, путаницы со склонениями в некоторых событиях), то о проверке на длину фраз переводчики частенько забывают. Надпись «Могущественный вассал» в описании персонажа, которая задвигает табличку с его параметрами куда-то за границу окна, – самый заметный, но не единственный ляп такого рода.

Наконец, порой встречаются пропущенные переменные в подсказках – любуйтесь на слова missing key вместо описания какого-то аспекта стратегии.

Зато сами подсказки – просто эталон того, как надо организовывать справочные материалы в подобных сложных играх. Почти каждый элемент интерфейса, каждое обозначение ресурса или параметра обладает всплывающим окошком с описанием, где выделены ключевые слова, которые, в свою очередь, являются ссылками на новые подсказки. Наглядно, доступно и очень удобно, поэтому новичку вполне реально обойтись без обучающего режима (который в CKIII всё-таки есть) и изучения огромной энциклопедии (тоже в наличии) – достаточно внимательно читать эти самые подсказки.

Crusader Kings III обзор игры

Вассальные договоры теперь заключаются с каждым подданным отдельно.

Чем сложнее, тем интереснее

Подсказки, впрочем, помогут не только новичку. Даже если вы эксперт по «парадоксовским» играм, потратить время на то, чтобы разобраться в новых механиках, всё равно придётся. Сразу скажу, что по количеству контента третья часть уступает предшественнику – неудивительно, учитывая постоянное развитие последнего на протяжении многих лет. Понятно, что и здесь не обойдётся без дополнений – грубо обрезанная на границе с Китаем карта на это недвусмысленно намекает.

Впрочем, выбор достойный и без китайских правителей: мир огромен и простирается от Исландии на северо-западе до Индии и азиатских кочевников на юго-востоке; представлен также солидный кусок Северной и Центральной Африки. Стартовых дат две – 867-й и 1066-й годы, а заканчивается всё в 1453-м. В каждой стартовой точке предлагают несколько персонажей, отыгрыш которых представляет особый интерес. Но вообще можно выбрать любого феодала из имеющихся, за единственным исключением – быть Папой Римским или главой любой другой конфессии нельзя.

Что же ждёт игрока после того, как выбор сделан и начата новая партия? Сказать «глаза разбегаются» – значит ничего не сказать: CKIII весьма сложная стратегия, особенно для новичка в жанре. Описание всех возможностей потребует отдельного материала гигантских размеров, а для напрашивающегося сравнения со второй частью необходимо экспертное знание серии (которое у меня отсутствует), поэтому я попробую зайти с другой стороны.

Что такое гранд-стратегии Paradox? Если отбросить официоз, то не найти формулировки лучше, чем знаменитая фраза про «симулятор маляра». И CKIII на первый взгляд не исключение, тем более что разнообразных инструментов для достижения «покрасочных» целей здесь хватает. Существуют они не в отрыве друг от друга и образуют комплексную систему, в которой постоянно взаимодействует множество самых разных элементов, от экономики до придворных интриг.

Crusader Kings III обзор игры

Из интересного в скудной боевой системе – подробное описание сражения.

Желаете купить армию наёмников и начать завоевание окрестных земель? Без претензий на владение другой территорией даже войну не объявить – ищите претендентов на титул, приглашайте их ко двору, жените на своих родственниках и придворных и только после этого нападайте; или фабрикуйте претензии с помощью советника; или просите разрешение у Папы и развязывайте священную войну против иноверцев.

Как ни странно, военное дело в CKIII – один из самых простых аспектов игры. Не потому, что войны тут примитивны сами по себе (хотя сражения стали совсем уж «казуальными»), а в сравнении с другими возможностями.

Например, экономическая система зависит не только от банальной налоговой ставки и требует умения тщательно выбирать управленческие кадры (или наоборот – менять налогоплательщиков под свои запросы). Каждый вассал должен быть на своём месте: даровать титул владельца арабско-мусульманской провинции католику-французу – плохая затея. Или меняйте культуру региона и обращайте население в свою веру, или ищите более подходящего управленца, иначе до восстания рукой подать.

С вассалами лучше дружить, принимая во внимание и их интересы. Кому дать место советника – воздать по заслугам достойному или умаслить потенциального бунтовщика? Впрочем, подчинённых можно и запугать: пытки и казни помогут держать в страхе своих вассалов.

Crusader Kings III обзор игры

«Образ жизни» – аналог прокачки каждого отдельного персонажа.

Внешние дипломатические отношения не заключаются в одном лишь соперничестве или союзах между соседними государствами. Есть многое: взаимовыгодные браки между детьми правителей, предательства вчерашних союзников, религиозные объединения против общего врага, постоянная чехарда из-за законов наследования, после которой империи распадаются на мелкие герцогства. Наконец, взаимодействие с Папой, которое заслуживает отдельного разговора.

Сложно переоценить ту роль, которую играла религия в средневековом обществе. Разработчики это прекрасно понимают, поэтому церкви и вере в CKIII уделено огромное внимание. Дело не ограничивается наличием нескольких религий (хотя здесь «несколько» – это почти сотня) с набором плюсов и минусов. Каждая религия содержит уникальный набор параметров в виде догматов, доктрин и списка грехов и добродетелей. Продумано всё до мелочей: кроме ключевых свойств, присущих конкретной религии, также определяются формы брачных отношений, и именно церковь решает, какое поведение считается предосудительным или преступным.

Не устраивает ни одна из имеющихся конфессий? Можно создать свою собственную! В этом есть как практический смысл, так и чисто развлекательный элемент: настройке поддаётся каждый параметр, поэтому возможны самые разнообразные варианты – как вам, например, ересь, делающая похоть добродетелью и разрешающая каннибализм, которая стала благодаря вам основной религией в государстве?

Crusader Kings III обзор игры

Романы, ухаживания, любовницы и наложницы – какое средневековье без плотских утех?

Рыцари плаща и кинжала

Но самое интересное, на мой взгляд, – это интриги: тёмная сторона высокого средневекового общества, которая опирается на три ключевых понятия – влияние, происки и секреты.

Влияние – это возможность заставить другого персонажа принять нужное решение. Получить его можно по-разному – к примеру, иногда пленников лучше выпускать из темницы не за выкуп, а бесплатно, «посадив на крючок» (иконка крючка на портрете персонажа означает, что у вас есть на него влияние). Влияние пригодится, когда цель не хочет принимать наши условия в каких-либо переговорах, будь то предложение женитьбы или изменение вассального договора. Полезнее всего, конечно, использовать влияние во враждебных происках, чтобы заставить кого-либо присоединиться к плану убийства или похищения.

Происки используются и для того, чтобы улучшить отношения – вплоть до соблазнения дамы (или джентльмена – в этом случае необязательно играть за персонажа женского пола…).

Что до секретов, то это скрытое от общественности знание о разных тёмных делишках, будь то убийство, супружеская измена или любовь к извращениям – в зависимости от исповедуемой религии государства. Секрет можно раскрыть, что грозит скандалом или поводом для преследования по закону, а можно и использовать в целях шантажа, что даёт всё тот же «крючок». Особо страшные тайны позволяют получить сильное влияние – оно, в отличие от слабого, не пропадает после использования, а лишь становится недоступным в течение какого-то времени.

Crusader Kings III обзор игры

Разнообразных событий хватает, и повторяться они не спешат, что положительно сказывается на погружении.
Пока играть через интриги даже слишком просто: к примеру, едва научившись проискам с похищением персонажа, можно легко побеждать в любых войнах, захватывая в плен вражеского правителя. Кандалы и темница положительно сказываются на желании врага закончить конфликт на наших условиях! Впрочем, это лишний раз подчёркивает комплексность и взаимосвязь элементов геймплея.

Роль личности в истории

Но вся прелесть CKIII даже не в этом. Да, сложный игровой процесс, да, разные механики переплетены друг с другом, а любое действие в одной области может аукнуться позже в другой, причём самым неожиданным образом. Но важно то, что на первом месте всегда остаются персонажи и история династии, которую игрок пишет своими действиями.

В плане сюжета эта стратегия, пожалуй, может смело соперничать со многими нарративными проектами – настолько интересные истории она порой создаёт. Игра показывает, что развязать войну с соседним правителем можно из-за неосторожно брошенного слова на пиру, что клятва в любви до гроба – порой лишь слова (один из моих королей двинулся умом, когда на старости лет узнал о неверной супруге), а храбрость и отвагу можно использовать в самых корыстных целях.

Наглядная подача непредсказуемо развивающегося сюжета обеспечивается за счёт довольно простой механики – тех самых событий, постоянно возникающих в жизни ваших персонажей и требующих конкретных решений. Ничего кардинально нового разработчики здесь не изобрели, но благодаря паре изящных решений гейм-дизайнеров истории получаются цельными, правдоподобными и взаимосвязанными. Если зависимость выбора от параметров и свойств персонажа используется в играх уже давно, то система стресса позволяет отыгрывать роль достоверно, принимая решения с оглядкой на последствия – как это и бывает в реальной жизни.

Наглядная демонстрация возможностей игрового редактора внешнего вида.

Так, игроку часто выгодно совершать всякие гадости, вроде пыток и убийств пленников. Очевидный выбор в тех случаях, когда решение оправдано с точки зрения закона, не даёт штрафа к отношениям, да ещё и позволяет решить некоторые проблемы? Но у каждого персонажа есть свой характер, обусловленный привычками и свойствами личности, – если действия будут идти вразрез с убеждениями, то готовьтесь к повышению стресса. Это порой сулит самые серьёзные последствия – вплоть до приступов агрессии, болезни или даже попытки самоубийства. Система затрагивает и добродетели – например, жадина будет страдать при каждой трате денег «впустую», пусть игрок и не против пожертвовать деньги на благое дело.

Стресс можно уменьшить – опять же, способов для этого уйма, и зависят они от образа жизни и привычек. Пьяница найдёт утешение в вине, а атлет – в занятиях физкультурой. Но и здесь никуда не деться от последствий: во втором примере ждите отрицательный модификатор к отношениям из-за запаха пота.

В итоге каждая личность под нашим управлением выглядит достоверно, а решения, пусть и обусловленные чисто практическими интересами игрока, заметно реже вступают в противоречие с миром игры. С точки зрения отыгрыша роли CKIII даст фору многим RPG – лучшего варианта для погружения в мир этой эпохи я, пожалуй, не назову. Kingdom Come: Deliverance не хватает свободы выбора, Mount & Blade II: Bannerlord всё ещё барахтается в раннем доступе, и обе заметно уступают творению Paradox в количестве контента.

К удобству интерфейса есть ряд вопросов, но выглядит игра симпатично.

Crusader Kings III – игра хоть и изумительная, но далеко не идеальная. Есть баги (которые, хочется верить, присущи только пресс-версии), где-то хочется большей глубины – в тех же сражениях, например. Далеко не все механики из второй части перекочевали в третью, а заготовки под DLC видны невооружённым взглядом. Тем не менее и сейчас наблюдать за жизнью целой династии под своим управлением необыкновенно увлекательно, особенно если поставить на первое место погружение и отыгрыш роли.

Конечно, можно смотреть на «Крестоносцев» так, как и положено тем самым «малярам», составляющим львиную долю аудитории подобных стратегий, – красить всё подряд, выбивая самые сложные «ачивки» и стараясь завоевать весь мир, начав с захудалого графства. Любители подобного геймплея, особенно из ветеранов серии, вряд ли оценят мои восторги, однако я рискну остаться при своём мнении: перед нами в первую очередь ролевая игра с широчайшим горизонтом возможностей, а уже потом стратегия – но именно этим Crusader Kings III и прекрасна.

Плюсы: внешний вид персонажей; возможности для ролевого отыгрыша; свобода выбора с учётом последствий; комплексный стратегический геймплей; атмосферная музыка.

Минусы: примитивные сражения; баги; непродуманный интерфейс.


Мне 24 года. Два диплома о высшем образовании, бакалавриат и магистратура. Годы опыта работы, в том числе в сфере игровой журналистики и PR. Съемная квартира в Париже, арт-сфера и карантин. Сотни часов, наигранные в сотни игр в Steam за все это время, от шутеров до симуляторов, и под тысячу часов из них, только официальных, на лицензионной копии игры — в Crusader Kings 2. 8 лет назад, когда эта игра вышла, я еще учился в 10 классе и не мог позволить себе купить даже основную игру, а сейчас собрал все DLC ко всем стратегиям от Paradox, в том числе и ко вторым «Крестам».

Казалось бы, вот он: идеальный кандидат на «Олдфага», «Старпера», человека, который будет разносить в пух и прах все новые релизы любимой студии.

Так было с Hearts of Iron IV и её раздражающими ветками фокусов вместо свободы действий. Так было с Imperator: Rome и её абсурдной игровой механикой «маны» на релизе, так должно было быть с третьими «Крестами». Так работает современная игровая индустрия, стремящаяся упрощать игровые механики все больше, чтобы расширять аудиторию. Так работают законы этой вселенной. То, что произошло дальше, с трудом поддается описанию.

Нет, Crusader Kings 3 — это не идеальная игра, которая блистает своей ослепительной красотой так, что ослепляет даже «старичков». И нет, это и не вселенская катастрофа, как вы могли догадаться из начала этого обзора. Однако это уникальный феномен игровой индустрии, который, кажется, совершил невозможное для 2020 года, порвав одно из главнейших геймдизайнерских клише последних лет. И именно об этом, в неторопливом формате личной истории, я и поведаю в этом обзоре.

Пролог

Прошлой осенью мы с друзьями впервые купили билеты на Paradox Con 2019 в Германию. В воздухе витал слух о скором анонсе какого-то нового проекта, и наши мнения разделились: я был уверен, что речь пойдет о чем-то новом, вроде Cities: Skylines или Surviving Mars: о небольшой стратегии-сателлите, которая будет издана «Пароходами», попутно с какими-нибудь DLC для флагманских «Больших стратегий». Один из моих друзей же считал, что анонсируют «Кресты», в чем я совершенно не был уверен: долгосрочная поддержка проектов от Paradox создавала видимость того, что старые игры вовсе не старые, что свежий контент для них будет выходить и дальше, и что в новой титульной части Crusader Kings или Europa Universalis, например, нет никакой потребности. Тогда казалось, что с большей вероятностью анонсируют вообще Victoria III, чем «Кресты». В общем, я был тем еще скептиком.


Часть нашей команды на Paradox Con 2019, где я — король недокосплееров.

И тут на сцену выносят свечи, следом выходят люди, облаченные в черное, и начинают петь главную тему Crusader Kings. Затем запускают первый трейлер. Сомнений не остается: речь не о дополнении, но о чем-то принципиально новом в старом обличье: о Crusader Kings 3.

Помню свои чувства в тот момент: с одной стороны, красота происходящего на сцене никого не могла оставить равнодушным, а с другой — не могла не пугать. Так как речь шла об одной из моих любимых игровых серий, первой мыслью у меня в голове было следующее: «О нет, они же перестанут поддерживать Crusader Kings II». Словом, этот страх оказался затем ошибочным: игру, конечно, поддерживать перестали, но лишь в последние дни августа, когда вышло последнее контентное обновление в рамках Monarch's Journey, за считанные дни до релиза следующей игры. И все же анонсом я был, скорее, напуган, чем обрадован.

Самым же страшным во всем этом многообразии новой информации оказались скриншоты. А именно, это (или что-то подобное):


«О нет», — взвыл я. «Это что, ветки фокусов, как в Hearts of Iron IV? Это же „рельсовость“ геймлея и потеря гибкости отыгрыша!» А позже я узнал, что у каждого персонажа будет всего по три черты характера, и они не будут меняться на протяжении жизни, в отличие от Crusader Kings II, где персонаж игрока мог превратиться в совершенно другого человека, если игрок решил внимательно продумать его новый стиль жизни и поступки. «А это что? Шкала заполнения убийства? Что за бред, что за буквализм и упрощения!» И подобного негодования с моей стороны было все больше и по каждому поводу, вплоть до последних дней перед релизом игры. Даже 3D-портреты вплоть до 1 сентября меня, скорее, настораживали, чем радовали. «Они ведь теперь не сделают отображение побоев или болезней на портретах так, как это было на 2D-портретах персонажей во второй части игры после обновления „Holy Fury“, — думал я изначально.

В общем, как вы поняли, все время до релиза я был максимально полон дерьма.

Все дневники по третьим „Крестам“ были изучены мною вдоль и поперёк и обсуждались с друзьями, обычно тоже в критической манере. Мол, упростят игру, и в погоне за снижением входного барьера и повышением привлекательности её внешнего вида растеряют всю глубину, сделают рельсовую средневековую копию Hearts of Iron 4, где ты в первую минуту партии выбираешь ветку фокусов развития своей страны и не можешь пойти ни вправо, ни влево больше, и все твои войны будут начинаться не потому, что ты так решил, а потому, что ветка, выбранная тобой в самом начале партии, это позволяет, а другая — нет.

Кульминация


… А если развернуто, то, ох, даже не знаю, с чего начать. За пару дней до релиза я облазил весь Reddit, выпрашивал у знакомого контент-мейкера обзор на предрелизную версию игры, которая оказалась у него в руках до снятия „эмбарго“ на публикацию обзоров, параллельно смотрел фильмы про средневековье и обновлял знания по геральдике. Я предвкушал, что игру может ждать определенный успех среди новых игроков, но мы, старички и ветераны второй части (а некоторые из нас — даже первой) будем, скорее, недовольны.

Два стула геймдизайна сиквелов

Уж так повелось, что многие гейм-дизайнеры, возглавляющие сиквелы старых, но успешных игр, часто встают перед несколькими неравнозначными проблемами: например, им нужно привлечь максимальное количество новых игроков в новую часть старого проекта; а параллельно нужно удовлетворить ожидания старых игроков, которые, в отличие от новых, уже имеют определенные ожидания требования к продукту. И часто решения этих двух проблем в глазах геймдизайнера противоречат друг другу.

Так уж повелось, что крупные студии обычно делают ставку на расширение аудитории, подстраивая продукт преимущественно под нее и пренебрегая „ветеранами“, считая их либо уже лояльной, либо совершенно незначительной по количеству аудиторией. Так было, например, с сериями Fallout и The Elder Scrolls, где каждая последующая часть становилась зрелищнее, но отказывалась от сложных и глубоких систем отыгрыша и прогрессии, за которые старая аудитория и любила эти игры. Конечно, фанаты Morrowind были недовольны диалогами и прокачкой Skyrim, которые любили серию за ролевой аспект и погружение, зато на каждого одного такого недовольного фаната приходилось десять довольных новичков, для которых Skyrim становился первой игрой подобного жанра, доступной, понятной и зрелищной. О „ролевом“ прошлом TES эти новые игроки могли и не знать в принципе, зато стабильно приносили огромные прибыли компании-разработчику, и всех все устраивало.


В ситуации с Paradox мы могли наблюдать ту же тенденцию: например, разработчики Hearts of Iron IV приняли решение отказаться от многих отличительных черт третьей части серии, убрать сложную систему штабов и добавить в игру „Фокусы страны“, по сути, заменяющие дипломатические и экономические отношения. Целью этого было снижение порога вхождения в игру, и цель эта оправдала средства: HoI4 до сих пор являлась самой популярной по числу игроков и онлайну стратегией студии, хотя фанаты предыдущих частей встретили нововведения на релизе проекта без восторга.

Потому, когда разработчики Crusader Kings 3 впервые заявили, что одним из принципов их геймдизайна отныне будет „снижение входного барьера для новых игроков“, были все основания ждать масштабных упрощений и потери глубины игры в пользу простых, „аркадных“ механик развития и взаимодействия персонажей, которые — зато — будут понятны новому игроку. Вся рекламная кампания последних дней, казалось, тоже была нацелена на новых игроков: во всех дорелизных материалах и обзорах разработчики рассказывали об основных механиках Crusader Kings зрителям так, будто бы те никогда и не слышали, что такое Crusader Kings. С точки зрения маркетинга это вполне можно понять: зачем рассказывать об игре преданным фанатам, которые и так её купят? Уж лучше посвятить время тем, кто сомневается. Но с точки зрения философии разработчиков это чертовски настораживало.

Релиз Crusader Kings 3

И вот игра выходит. 1 сентября, снова в Ирландию, в плавильный котел новичков и ветеранов, которые хотят спокойно освоиться в новой для себя игре. В этот тихий и дружелюбный уголок карты, как им казалось вначале, до прихода викингов.


Разумеется, запуская игру впервые на русском языке, я накатил мод-фикс на шрифты (обязательно советую, он появился в мастерской Steam спустя 50 минут после релиза), и, не считая огрехов перевода, обнаружил, что игре-то и нечем практически меня расстроить. Это было очень странное чувство постепенного осознания, что обещанные поверхностные механики игры на самом деле глубокие, и даже глубже, чем те, что были во второй части. Осознание того, что игра представляет собой вполне добротный массив кода, который — не просто бенчмарк для будущих десятков модов, что сделают из него нормальную игру, а уже — нормальная игра. Более того, игра, которая по ряду параметров, помимо графики, лучше, достовернее и разнообразнее оригинала.

Разумеется, части контента из дополнений предшественника в игре на релизе не оказалось: инвентаря, шелкового пути, канонизации святых, тайных обществ и играбельных республик. Однако вторая половина контента была значительно переработана, улучшена и углублена. А политика Paradox Interactive, в свою очередь, дает все основания считать, что все остальное, что не вошло в релиз за пятилетний цикл разработки Crusader Kings III, но затребовано игроками, войдет в игру в виде дополнений в течение многолетнего цикла поддержки.

В целом же, каким-то чудом игре удалось сохранить глубину геймплея и понизить порог вхождения, привлекая новых игроков, без уничтожения или упрощения значительной контента. Пример Crusader Kings III демонстрирует нам уникальную ситуацию в игропроме, когда разработчикам удается сделать продолжение игры, с одной стороны, достаточно понятным и интересным для новичков, а с другой — достаточно глубоким для ветеранов серии, привыкшим к высокой сложности и микроконтролю. И что самое интересное — разработчикам удалось сделать такую игру на релизе, тогда как Crusader Kings II становилась такой игрой на протяжении 8 лет пострелизной поддержки. Потому даже дух захватывает от мыслей о том, как третьи „Кресты“ будут выглядеть лет через 5.

Итоговая оценка

А если быть серьезным, то даже неловко давать „итоговую“ оценку проекту от Paradox на его релизе, потому что, во-первых, тот может измениться совершенно до неузнаваемости после нескольких лет поддержки, а во-вторых, Metacritic (91/100) и пользовательские обзоры Steam (92% положительных отзывов) будут среднему покупателю куда полезнее, чем оценка в блоге одного человека.

Однако сказать, что Crusader Kings III меня удивила — значит, ничего не сказать. Уже и не помню, за какую другую долгожданную игру мне приходилось испытывать такую радость, какую я испытываю за „Кресты“ на их релизе сейчас. Единственное — до масштабных фиксов перевода на русский язык играть советую либо на языке оригинала, если владеете им достаточно хорошо, либо хотя бы с фиксом на шрифты из мастерской Steam.

Эпилог

Жила на свете королева Виктория, славная владычица Королевства крестоносцев в восточной Испании. Её дед, ветеран Крестового похода, доблестью и славой заслужил королевский титул, дарованный ему за блистательную службу самим Папой Римским. Королева Виктория была молодой и сильной, неся знамя своего деда, она освоила и военное ремесло, и тонкости дипломатии, выдав свою старшую дочь за императора франков матрилинеарно. Ещё несколько лет — и её будущий внук унаследует трон огромной империи, её династия станет могущественнейшей в Европе, а пока королева Виктория в расцвете сил дразнит своей неприступной красотой своих придворных.

Но в очередном боевом походе за святую землю её старый дед, мудрый вассал франков, погибает от руки иноверцев, неся в руке крест, и в тот же день на поле брани погибает и её мать. Королева в трауре, она начинает пить, оказывается в депрессии и на эмоциях отказывается от католического креста, шокируя всех наследников и придворных своей выходкой. Папа Римский лишает её звания крестоносца, а разочарованный король франков разрывает помолвку своего сына с её дочерью. За один месяц королева теряет все, и будто бы того недостаточно: северные земли её королевства еще через пару месяцев теперь отняты арабами, а на южных от руки убийцы гибнет её юная дочь, вернувшаяся из замка императора франков, где ей больше не рады. Считанные дни — и Королеву „Викторию Неверную“ находят мертвой в её комнате, с засохшими слезами на щеках.

Не будь, как королева Виктория. Сходи к психологу.

Читайте также: