Cris tales обзор

Обновлено: 01.07.2024

Издательство Modus Games приняло участие в онлайновом фестивале Summer of Gaming и представило на нём игру Cris Tales студии Dreams Uncorporated. Нам показали восемь минут непосредственного игрового процесса альфа-версии игры.

В ролике можно увидеть целый ряд игровых занятий, от диалогов до сражений. В ходе прохождения герои исследуют локации, отыскивая на территории сокровища и решая головоломки с использованием перемещений во времени. Так, чтобы забраться наверх, в прошлом сажают семечко лозы.

Управление временем используется и в пошаговых боях. С помощью временной бомбы можно «забросить» противника в желаемый период времени и желаемое состояние.

Ролевое приключение Cris Tales выйдет 17 ноября на PC, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. Познакомиться с бесплатной демоверсией можно в Steam.

Если вы хоть что-нибудь слышали о Cris Tales, то, возможно, вам знакома фраза «признание в любви классическим JRPG» — именно так своё детище называют сами авторы игры. Такая характеристика меня сразу заинтриговала: подобный пафос вроде намекает то, что разработчики подошли к работе как минимум ответственно.

Мои ожидания оправдались — Cris Tales действительно ощущается как дань уважения целому жанру. Проблема лишь в том, что «дань уважения JRPG» и «хорошая JRPG» это далеко не одно и то же.

Обзор Cris Tales. Между прошлым и будущим

Красавица-воин и темпоральные кристаллы

Однажды маленькая сиротка по имени Крисбелл, живущая в волшебном королевстве Кристаллис, встречает говорящего лягушонка в цилиндре. Разумная амфибия появилась в её жизни неспроста: Крисбелл — избранный воин и маг времени, без вмешательства которого скоро случится беда. Коварная Императрица Времени собирается раз и навсегда уничтожить королевство, и только избранный сможет остановить грядущую войну. Но девочка явно не готова к столь ответственной миссии: для начала ей нужно развить свои скрытые силы и попутно собрать собственную армию союзников. Эта задача и ложится на плечи игрока — взяв в охапку лягушонка и двух неравнодушных подростков, Крисбелл отправляется в опасное путешествие по землям королевства.

Такая завязка может прозвучать слишком по-детски, но Cris Tales идёт на это осознанно. Настроение наивной сказки о юных волшебниках и говорящих лягушатах идеально ложится на потрясающий визуальный ряд и музыку, которыми игра действительно может гордиться. Яркие краски и слегка инфантильный нарратив не делают игру совсем уж детской — авторы явно старались угодить аудитории всех возрастов.

Обзор Cris Tales. Между прошлым и будущим

Главная особенность Cris Tales — магия времени, доступная героине. Поначалу Крисбелл может лишь заглядывать в прошлое и будущее, но вскоре учится напрямую влиять на ход времени. Вне сражений экран разделён на три зоны: настоящее в центре, прошлое в левой части и будущее справа. Таким образом, любой объект или персонаж в поле зрения можно рассмотреть с трёх перспектив, если подобрать правильный ракурс камеры. Вокруг этой особенности работает вся игра, и реализована она просто отлично. Каждый персонаж, здание или даже куст на пути Крисбелл — это всегда небольшая история, рассказанная исключительно через визуальные образы. Мы видим, как стареют незнакомцы на улицах, как строятся и ветшают крепости, как пшеничные поля где-то вдали покрываются сетью дорог и заводов. Авторы старательно наполнили мир множеством мелких деталей, из-за чего каждую локацию хочется тщательно изучить целых три раза. Вот младенец в коляске сжимает плюшевого мишку — если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что игрушка принадлежала ещё его матери. Три маленькие девочки превращаются в молодых женщин, а потом в двух печальных старушек. Или вот небольшой городок, обречённый на бедность в будущем: среди закрытых магазинов и заколоченных окон легко заметить, что разруха не коснулась городского храма, который со временем стал только больше и богаче.


Взаимодействовать с прошлым и будущим можно с помощью говорящего лягушонка, но работает это слишком уж медленно и неудобно

Однако будущее не предопределено, поэтому Крисбелл всеми силами старается изменить мир к лучшему. Помощь окружающим регулярно приводит к эффекту бабочки разного масштаба: где-то мы спасли целый город от потопа, а где-то просто не дали уличному музыканту стать преступником. Тем не менее, собственными глазами видеть, как принятые решения влияют на окружающий мир, несоизмеримо приятнее, чем просто получать деньги или опыт.


Маг Вильгельм накладывает заклинания с помощью волшебных растений, чей эффект усиливается, если дать вырасти в течение нескольких ходов. Ну или просто переместить их во времени

Бесконечное цукуёми

В первые несколько часов игры находить новые комбинации приёмов и экспериментировать в бою действительно интересно. Но, к сожалению, Cris Tales слишком уж старается воссоздать опыт от «тех самых» классических JRPG, а потому без задней мысли перенимает у них жанровые условности, без которых спокойно можно было обойтись.

В первую очередь это касается случайных сражений. Исследуя локации за пределами поселений, игрок постоянно попадает в случайные битвы, которые здесь случаются буквально каждые десять-двадцать секунд. Никаких визуальных маркеров, показывающих присутствие монстров, как и лимита сражений на одну локацию, здесь нет — путешествие постоянно прерывается внезапными загрузками и последующим боем. Поначалу случайное расположение и состав врагов даже работает на разнообразие, ведь игра какое-то время генерирует уникальные, интересные битвы. Но довольно скоро ситуации и противники начинают повторятся, а бои превращаются в рутину. Не помогает и то, что новые способности и сопартийцы появляются слишком уж медленно — эксперименты с арсеналом умений легко могут увлечь, но они просто не поспевают за частотой сражений.


Чтобы усилить свою (или заблокировать вражескую) атаку, нужно, совсем как в Paper Mario, вовремя нажать клавишу действия. Вот только правильный момент слишком плохо читается, а наказание за ошибку бывает весьма болезненным

Из-за этого исследование локаций, которое ранее приносило удовольствие, со временем начинает ощущаться как наказание; даже если сбегать из каждого сражения, боевая сцена — это всё ещё два раздражающих загрузочных экрана. При этом никакой логики в алгоритме случайных сражений нет, поэтому вы вполне можете наткнуться на бой, скажем, сразу после тяжёлой битвы с боссом, так и в той области, в которой вы уже недавно сражались.

Но злоупотребление случайными боями — не единственная механика Cris Tales, которую стоило бы пересмотреть. Прокачка персонажей и улучшение экипировки здесь удручающе линейны: способности открываются в строгом порядке, а новое обмундирование почти всегда добавляет лишь плюсики к урону. Ни о каких билдах или опциях даже речи не идёт, хотя дизайн некоторых сопартийцев будто бы предполагает альтернативные пути развития. Храбрый юноша Кристофер вооружён мечами-щитами (да ещё и колдовать умеет), а в арсенал волшебника Вильгельма входят как атакующие, так и поддерживающие умения.

Обзор Cris Tales. Между прошлым и будущим

Безнадёжно устарели и побочные задания. Да, наблюдать за их влиянием на пространство и время приятно, но вот выполнять их — сущая пытка. Практически все необязательные квесты сводятся к «пойди-принеси», и к тому же регулярно заставляют игрока возвращаться в уже пройденные места. Которые, напомню, кишат раздражающими случайными сражениями. Это ощущение вторичности усугубляется во второй половине прохождения, когда даже обязательные сюжетные задания начинают грешить самоповторами. Отзеркаленные и перекрашенные версии уже знакомых подземелий, повторные битвы с уже побеждёнными боссами — дорога к развязке истории выглядит как искусственно растянутый филлер. Причём филлер непозволительно долгий, ведь даже на одно прохождение Cris Tales уйдёт от двадцати до сорока часов, а выдыхается игра, в лучшем случае, уже на десятом.


В игре есть действительно запоминающиеся персонажи, но им отведено совсем мало экранного времени

Сюжет не совсем оправдывает столь внушительную продолжительность игры. Если вам удалось на полном серьёзе переварить завязку про избранную девочку и говорящего лягушонка, то вы можете смело рассчитывать, что сюжет здесь… работает. Даже если принять во внимание нарочитую сказочность повествования, Cris Tales всё ещё рассказывает историю, качество которой колеблется от «хорошей» до «нормальной». И это касается всего нарратива — персонажей, диалогов, сюжетных ходов. В худшем случае игра использует очень уж заезженные шаблоны, которые, к чести создателей, не скатываются в совсем уж откровенную глупость. В лучшем — разбавляет ситуации несколькими яркими персонажами (особенно удались, внезапно, злодеи) и редкими интересными диалогами. В итоге сюжет недостаточно вовлекает, но и не отталкивает: словно смотришь проходную серию неплохого сериала — к персонажам можно прикипеть, но вы забудете их сразу после финальных титров.

Глядя на потрясающий визуальный ряд и отличную механику манипуляций со временем, от Cris Tales ждёшь чего-то гораздо большего, чем то, что она может предложить. Увы, это ловушка — если игра и превосходит ожидания, то лишь самые скромные, да и те ненамного. Для малобюджетного дебюта игра определённо удалась: это не идеальная, но красивейшая сказка с парой замечательных идей, которая вполне может увлечь как новичка, так и опытного поклонника JRPG. Но те, кто попался в ловушку завышенных ожиданий и рассчитывали на новую классику в жанре, могут остаться разочарованными.

Издательство Modus Games после пары отсрочек заявило о релизе партийной ролевой игры Cris Tales студий Dreams Uncorporated и SYCK. «Любовное письмо классическим RPG» доступно на РС (в Steam, GOG и Epic Games Store), Xbox One, Xbox Series, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5 и Google Stadia.

В Steam игра получает в основном положительные отзывы: её рекомендует более 70% покупателей. На этом же уровне находятся средние оценки критиков по версии Metacritic: 75 для РС и 79 для PlayStation 5.

Игроки хвалят великолепный дизайн, отлично работающую механику сдвига времени, необычный нарратив и запоминающуюся героиню. Однако им не по душе отсутствие поддержки мыши, странное включение механики уклонения и парирования в пошаговые бои и чрезмерно затянутые процессы: даже сохранить игру нельзя без диалога.

Cris Tales привлекает графикой и пошаговым игровым процессом, и это усиливается отличным саундтреком. Озвучка тоже хороша, даже когда она немного выбивается из ритма. Обдино, что анимация немного неуклюжая, а во время боя часто встречаются зависания.

Что касается боёв, то они оставляют приятное впечатление, разве что слишком просты и уж очень часто повторяются, вызывая ощущение однообразия. При этом общая продолжительность игры нареканий не вызывает. Можно также раскритиковать злоупотребление засадами и частую загрузку.
Тем не менее игры со временем хорошо выглядят, а за сюжетом интересно следить — хотя история могла бы быть более взрослой.

Cris Tales использует старую модель JRPG, благодаря чему опытные поклонники этого жанра могут заскучать. Но в сеттинге и персонажах проглядывают очарование, прихоть и невинность Final Fantasy и The Legend Of Zelda, при этом способности управления временем Крисбелл придают свежую увлекательность классическим пошаговым боям. Cris Tales не особо сложна, и это делает её хорошим выбором для новичков, желающих познакомиться с пошаговыми ролевыми играми.

Авторы Cris Tales называют своё детище любовным посланием классическим японским ролевым играм. Хотя проект этот не японский, а колумбийский. И как часто бывает в таких случаях, чужестранцы попытались внести своё, новое в жанр JRPG, написав это любовное послание на новый манер. Что же из этого получилось и насколько это письмо интересно читать?

Девочка и лягушка спасают мир

При взгляде на Cris Tales сразу же бросается в глаза её самобытный (и очень крутой!) стиль, который с натяжкой можно ассоциировать с аниме — скорее, сказывается влияние яркой колумбийской культуры.

Cris Tales: Обзор

Сочные краски, витиеватые линии и узоры, выразительные лица — Cris Tales чем-то напоминает витражные росписи. И именно вокруг витражей во многом закручена сюжет.

Cris Tales: Обзор

Фабулу, как и главную героиню этой истории, не назовёшь типичной для японских, да и вообще для любых RPG. Играем мы за Крисбелл, девочку из приюта, которая каким-то образом, сама того не ведая, научилась управлять временем. Она может одновременно видеть настоящее, прошлое и будущее. И вот в будущем Крисбелл увидела, что с её родным городом, да и не только с ним, случится беда. А виновата в этом Императрица времени — она собирает силы, чтобы начать войну, способную уничтожить и Кристаллис, родину магов времени, и остальные четыре королевства в этом регионе.

Cris Tales: Обзор

Делать нечего — нужно как-то спасать мир. Но сначала придётся пробудить все скрытые силы девочки — для этого приходится посещать соборы в разных регионах мира, и прикасаться к старым витражам, с которыми у Крисбелл налаживается внутренняя связь. Вместе с ней в путешествие отправляются говорящая лягушка в цилиндре по имени Матиас, юноша с мечом Кристоф и мудрый маг времени по имени Вильгельм, который выглядит как выпускник детсада. А вот эта колоритность среди напарников — как раз классика японских игр.

Cris Tales: Обзор

Выбор с последствиями

Pазношёрстная компашка, как водится, путешествует по карте мира, сражается, общается, выполняет квесты и приходит на помощь обездоленным. То спасает мальчишку, которого унесло водой, то выясняет, где в канализации сгинул другой сорванец, то собирает и относит цветы к памятнику павшим, то вытаскивает пленников из заточения.

Cris Tales: Обзор

По карте мира иногда перемещаемся на своих двоих, а иногда — на огромной говорящей статуе или… в её туфле.

А потом ещё нужно решить, кто, например, вместо тирана будет управлять городом — его разбирающаяся в финансах бывшая жена, которая хоть и поздно, но прозрела, или ярый революционер и защитник всех простых граждан, который всегда был против власти? Мы определяем судьбы многих регионов, и наши решения сказываются на их будущем. Концовок в Cris Tales соответственно тоже несколько.

Cris Tales: Обзор

Вообще, авторы пишут, что у каждого персонажа, врага и даже королевства есть прошлое, настоящее и несколько вариантов будущего, зависящего от наших действий. Это, конечно, во многом рекламная профанация, но не во всём. Да, зачастую мы наблюдаем одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее встречного персонажа или города. Где-то, например, видим трёх симпатичных девчонок, потом с помощью лягушки переносимся в будущее — и вот уже перед нами лишь две из них, представленные грустными старушками. Или, бегая по улицам города, страдающего в настоящем от наводнений, одновременно видим, как в будущем его полностью затопило, а на улицах, погружённых в воду, плавают рыбки.

Зрелище действительно необычное и неприятное, хотя и завораживающее.

Но влиять на всё это можно только в определённых случаях, предусмотренных основными или побочными заданиями. Поэтому помимо чисто сюжетных решений, связанных в основном с судьбами регионов, есть и более мелкие, но тоже заскриптованные ситуации. От совсем уж незначительных (одна девушка спросит, в какой цвет ей покрасить дом) до более серьёзных: так, с помощью Матиаса можно увидеть в будущем, что спасённый нами из воды ребёнок погибнет из-за того, что ему вовремя не промыли желудок. Соответственно, прыгаем лягушкой в настоящее и настоятельно просим мамашу сделать эту процедуру как можно скорее.

Кроме того, в процессе исследования локаций можно уничтожать некоторые объекты (отправлять их в будущее), освобождая проход, или, наоборот, восстанавливать рухнувшие колонны, отправляя их в светлое прошлое, когда они ещё стояли — это также поможет пройти, но уже поверху. Или видим, что в будущем/прошлом рядом находится сундук с чем-то полезным внутри, но в настоящем его нет. Тогда опять используем Матиаса, отправляем его в нужное время и забираем нашу прелесть.

Cris Tales: Обзор

Дерёмся со временем и стихиями

Авторы говорят об уникальности своей боевой механики, где можно старить и омолаживать врагов, но на самом деле нечто подобное уже было — хотя это не отменяет того факта, что драки в Cris Tales смотрятся свежо и интересно.

В целом всё традиционно для JRPG — используется пошаговая механика, где соперники стоят друг напротив друга и ходят по очереди. Можно атаковать, применять умения, предметы или заклинания, уходить в защиту или пытаться сбежать. Новые умения разучиваются автоматически по мере прокачки персонажа. Также автоматически при получении уровней повышаются основные характеристики.

Cris Tales: Обзор

А ещё на них влияем снаряжением — есть кольца, обувь, наручи. Оружие не сменяется, зато его можно улучшать, цепляя разные апгрейды, которые дают дополнительные эффекты — например, с каждым ударом снижают защиту противника.

Покупать также приходится расходники и палатки — последние позволяют разбить лагерь и отдохнуть, чтобы полностью восстановить все жизненно важные показатели. Так что с деньгами и полезными предметами поначалу дефицит.

Cris Tales: Обзор

Да и сражения проходят непросто. Многие умения, применяемые в драках, являются стихийными — приходится опытным путём выяснять, к какому типу урона более уязвим или устойчив очередной противник. В свою очередь, и враг может нащупать наши слабые места — возьмёт, например, под контроль одного из наших союзников.

Можно и нужно проводить совместные атаки по мере заполнения специальной шкалы и вовремя прожимать клавишу «Использовать», когда мы атакуем или защищаемся, — это усиливает эффект, позволяя нанести двойной урон или полностью блокировать удары.

Cris Tales: Обзор

Даже дерутся тут часто в стильных и культурных условиях.

В общем, скучать не приходится. Хотя и настоящий вызов способны бросить по большому счёту только боссы. Чем дальше, тем меньше ощущается дефицит денег, экипировки и расходников, а значит, и напряжение.

Cris Tales: Обзор

Cris Tales не совсем похожа на классическую JRPG, но и особой революцией она не стала — как и безусловным шедевром именно с точки зрения геймплея (а вот художественная ценность очевидна!). Это просто качественная приключенческая RPG с яркими героями, своим стилем и геймплейными «фишками», в которую на протяжении большей части времени интересно играть, — тоже, согласитесь, немало.

Плюсы: за приключениями интересно следить; колоритные персонажи; возможность влиять своими решениями на судьбы регионов и людей; затягивающий геймплей в традициях JRPG, но со своими идеями; возможность перематывать время в прошлое или будущее как в квестах, так и в сражениях; яркая и очень красивая картинка; качественная музыка; отличный перевод на русский.

Минусы: во второй половине сражениям не хватает вызова и напряжения, а обилие заклинаний и предметов лечения увеличивает продолжительность, но не остроту боёв.

Читайте также: