Contra 4 обзор

Обновлено: 02.07.2024

В природе существует всего три версии игры - американская версия, японская и европейская . Рассмотрим каждую из них по отдельности. И начнем с американской.

Американская версия

Американская версия вышла раньше всех, 8 августа 1994 и считается самой сложной версией их всех. В ней герой умирает от одного попадания по нему, а также в распоряжении игрока 5 продолжений . В плане сюжета данная версия считается каноничной, так что если вы хотите настоящего испытания - начните играть в американку.

Японская версия

Если же вы хотите облегчить себе жизнь и не слишком мучаться со сложностью и хотите просто поиграть и пройти игрушку, то рекомендую начать знакомство с Hard Corps именно с японской версией . В ней, в отличие от североамериканского релиза герой не умирает от первого же попадания. На одну жизнь даётся три удара , и к тому же в этой версии бесконечные продолжения . В плане сюжета она ничем не отличается от оригинальной версии, только все на японском :)

Европейская версия

Европейская версия притерпела самые большие изменения по сравнению в версиями, описанными выше. Поскольку в Европе все строго с цензурой, игру переименовали в Probotector , что уже делали разработчики когда выпускали прошлые игры в этом регионе.

Хотите узнать почему не Контра? Пишите об этом комментариях, если будет интересно узнать, то сделаю отдельную статью :)

В этой версии ВСЕ живые герои заменены на роботов , только Брауни оставили прежним. Некоторые враги и боссы также были заменены на роботов. Изменился также сюжет и диалоги . Поскольку ДедАйДжо и Бахамут были изменены на биороботов, в сюжете не фигурирует и Клетка Чужого, которая играет существенную роль в истории. Здесь ее заменили прибором под названием Икс-Драйв .

Континью здесь конечные, 4 штуки, даже меньше чем в американке . И также в ней отсутствует одна из концовок , в которой нельзя вступить в братство с Генералом.

Также в опциях есть выбор локализации - английский, французский и немецкий.

Друзья, представляю вам вторую статью от моего брата Ивана (Jimmy Smith), созданную для нашего паблика Бывалый Геймер вконтакте. Приятного чтения.

Во времена, когда трава была зеленее, солнце светило ярче, а телевизоры были либо совсем маленькими, либо советского производства, у меня появилась чудо приставка под названием «Dendy».

Мне было тогда то-ли 3, то-ли 4 года, и эта серая коробочка со слоненком на ней, странными желтыми «кассетами», и непонятными «пультами» сразу меня заинтересовала. Помню когда отец подключил ее к телевизору и настроил, я даже не совсем понимал, что сейчас вообще происходит. Думал что это какой-то мультик, только странно нарисованный, и с пищащими звуками. Мне был очень интересен принцип взаимодействия между пультами и происходящим на экране, но отец сказал, что не надо понимать, а надо играть, и вручил мне в руки джойстик. На экране бегала маленькая фигурка в красном комбинезоне, а на встречу ей попадалось что-то похожее на ворону, только красного цвета.

Не знаю почему, у меня «это» ассоциируется с вороной, но как есть. Не знаю почему, у меня «это» ассоциируется с вороной, но как есть.

Так началось моё путешествие в страну игр. После «Марио» были: Черный Плащ, Чип и Дейл, Утиные Истории, и много всего другого и интересного. Особняком хочется выделить игру про бегущего мужика стреляющего точками. Вот его.

Вот этот трудяга в синих штанах, который все время был вынужден бежать! Вот этот трудяга в синих штанах, который все время был вынужден бежать!

Игра называлась «Contra», иногда «Super Contra», а бывало что и «SUPER CONTRA III». Но по факту игра была всегда одной и той же. Пройти в детстве больше чем пару уровней даже на пару с другом — было за гранью фантастики, игра наказывала за любую ошибку, а ошибиться ты мог лишь дважды, за тем GAME OVER. Иногда ты мог каким-то волшебным образом получить дополнительную жизнь, но условия для ее получения никто не знал.

Я очень часто играл в эту игру по первой, но потом осознание, что она непроходима, прочно засело в моей голове, и я потерял к ней интерес, тем более что на горизонте появились ЧЕРЕПАХИ НИНДЗЯ МУТАНТЫ, и Шреддер должен был понести кару от моих рук! После этого меня перестали волновать картриджи с названием в котором есть слово Контра, чуть более чем полностью.

Спустя примерно год, моя сказочная экспедиция в мир денди, резко закончилась: слоненок приказал долго жить. Моей горести не было предела, но я знал, что денди была штукой очень дорогой, поэтому смирился с утратой и решил жить дальше. Может поэтому, а может потому что мой батя тоже любил играться в шайтан коробку, в моей доме появилась новая игровая приставка.

На этот раз черная, джойстики были с 6 кнопками, а не 4, и картриджи были тоже стильного черного цвета, а не ядовито желтыми (на самом деле, некоторые карики бывали и фиолетового цвета, и красного, и зеленого, но преимущественно были все же желтого). Я думал, что это какая-то очередная разновидность Денди, ибо у всех моих знакомых были денди, но ОНИ ВСЕ БЫЛИ АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ.

У кого-то была черная с надписью Subor, у кого-то ближе к малиновому, была даже белая приставка с ЦВЕТНЫМ логотипом слоненка. И тогда меня очень напрягло, что новые картриджи отличались форм-фактором от старых, я не мог понять, какого собственно черта, и что мне теперь делать. Когда отец включил приставку, на экране телевизора синими буквами загорелось слово «SEGA», а после нее загрузились большие буквы MORTAL KOMBAT, следом экран с портретами 6 мужиков, (двое из которых были ниндзя, один киборг, а один даже напоминал Брюса Ли) и 1 женщины.

Сказать, что я тогда был в шоке — это ничего не сказать. Я не представлял, что графика в играх может быть НАСТОЛЬКО КРАСИВОЙ! Если Денди лишь немного походило на мультфильм, то многие игры на Сеге уже ВЫГЛЯДЕЛИ как мультфильм. Так началась новая эпоха гейминга в моем мире. Было много разных игр, о которых мне бы хотелось рассказать, как о них самих, так и моих эмоциях от них, но их правда ТАК МНОГО, что материала хватит на несколько статей, или возможно видео выпуск (если вам это будет конечно интересно).

Но раз тема сегодняшней статьи о Контре, то о ней и пойдет речь. Как я уже говорил ранее, эта серия меня перестало интересовать, и даже на сеге, когда мне попадался на глаза картридж, приобрести его у меня желания не возникало. Так бы все и шло, если бы не случай в игротеке. Игротека — это небольшой зал с игровыми приставками, где за небольшую сумму рубликов, ты можешь поиграть в приставоньку вместе с друзьями, или в одиночку.

Поскольку у меня дома была сега, то в игротеку я ходил исключительно за компанию, или поглазеть на новые игры, чтобы понимать стоит их покупать или нет (твич того времени). В очередной раз, когда мы пришли поиграть, я увидел нетипичное столпотворение за одной из приставок, соответственно и я двинулся туда. На экране творилось такое буйство спецэффектов, до этого просто невиданное.

Сейчас конечно не впечатляет, но для тех времен… Эх….

Среди толпы я узнал название сей игрули, и каково было мое удивление, когда мне сказали «Контра». Предвидя ваши вопросы, мол чего ты просто не посмотрел на карик — не все так просто дорогие друзья. В этой игротеке поверх карика была специальная накладка, которая прикручивалась болтами (чтобы не умыкнули), и из-за которой разглядеть наклейку на карике просто не представлялось возможным. Настолько меня впечатлило то что я увидел на том кинескопе телевизора, что это игра стала номером 1 в моем списке желаемого, поэтому при следующем походе в магазин, я обзавелся этим картриджем.

С того момента как я купил этот картридж, первое время я играл только в него. Игра настолько потрясала, что постоянные смерти не то что не раздражали, а скорее наоборот подстегивали. Было 4 разных играбельных персонажа среди которых: крутой «коммандо», воинственная «амазонка», ПЕС В ОЧКАХ, и небольшой робот.

Смотрите сами, как КРУТО это выглядело!

Не скажу, что мне тогда был понятен сюжет, я попросту практически не знал английский. То есть я мог читать слова, поскольку знал алфавит, но не знал их перевода (большей части из них). Если положить руку на сердце, то мне было совсем не важно, из-за чего весь сыр бор, гораздо больше меня волновало то, КАК это игралось.

А игралось это просто фантастически! У каждого из 4 персонажей были свои уникальные пушки. Точнее не так, принцип каждой пушки был одинаков, но анимация снарядов была уникальной для каждого из героев. В игре было 4 типа вооружения: базовый, который стрелял по прямой, и мог быть улучшен, если вы подбираете усиление типа А. Гранаты — это усиление типа В.

Далее шло персонифицированное, измененное не только анимацией, но и свойством орудие типа С — у коммандос это было знакомое по частям с денди S, у амазонки это был лазер, и т.д.. Четвертым в списке выступало самонаводящееся оружие, которое становилось доступным после поднятия усиления типа D. Было еще одно бонусное оружие в виде бомбы, которое уничтожало ВСЕХ рядовых врагов на экране, а также наносило чудовищный урон боссам.

Всего за игру его можно было раздобыть в количестве 3 штук. Игра была невероятно сложной, но тем не менее мне удалось ей пройти в отличии от версии с денди, и даже не один раз. Но со временем мой интерес к ней стал угасать, время шло, появлялись новые игры, которые я с удовольствием проходил. Но те теплые воспоминания о прохождении этого шедевра на пару с другом, надежно хранятся в моем сердечке.

После этой игры, я не вспоминал о контре больше 20 лет. Но недавно я увидел на распродаже сборник Contra Anniversary Collection для Xbox One, и решил: а почему бы и нет? Подумано-сделано, и после установки контента, я запускаю игру.

Вот такой картинкой встречает игра. Настраивает на нужный лад, не так ли? Вот такой картинкой встречает игра. Настраивает на нужный лад, не так ли?

К употреблению доступны 10 игр, не считая бонусных японских версий игр. Я уже вижу заветные слова «Hard Corps», но ее оставлю на сладкое, ведь я уже знаю, что это шедевр. Запускаем первую игру по списку.

Загружается первый уровень, и я вижу ту самую карту, которую наблюдал все детство когда запускал контру на денди, только НАМНОГО красивее. Играть в нее сейчас, в 2020 честно говоря напряжно. Есть определенная задержка при стрельбе, встречаются тормоза (тогда слово оптимизация было не то чтобы в «ходу»), но в целом играть можно, что я собственно и начал делать. Главное помнить, что это версия с аркадных автоматов, и ее главным предназначением было выкачивать с вас денежку, поэтому умереть в этой игре можно от чего угодно.

Сейчас конечно динамика не впечатляет, но классика есть «классика».

В сборнике ввели возможность сохраняться где угодно, что очень облегчает прохождение игры, но я бы не советовал часто это использовать, чтобы не убить интерес от прохождения. Оптимальный вариант — сохраняться вначале каждого уровня, и непосредственно перед боссом. Вроде как законный чекпоинт. Также рекомендую в настройках, в разделе Display Settings поставить режим Pixel Perfect Scanlines, для придания картинке большей аутентичности.

Спустя час, виртуальной войны я наблюдаю картинку вертолета. После этого я запустил следующую игру по списку, а именно «Super Contra» В ней даже сделали интро, что мол это прямое продолжение серии.

По сути никаких глобальных изменений в игровом процессе не произошло. Другие карты, другие боссы. И все тот же принцип выкачать как можно больше монет из геймера с помощью завышенной сложности игры.

Так начинается новый этап приключений наших героев. Так начинается новый этап приключений наших героев.

После прохождения 2 игры снова наблюдаем заставку с вертолетом. Впрочем, ничего нового. Следующие 2 игры — это порт первой части на приставку Famicom (NES, Dendy), та самая контра в которую я играл в детстве. Одна из версий для европейского рынка, а вторая для Японии. И я хочу сказать, что японская версия превосходит свою аналогичную во многих графических и звуковых аспектах. В японской версии есть даже АНИМАЦИЯ растительности в джунглях. А также более полная финальная заставка. Почему так вышло, я не знаю, но факт остается фактом. Так что если не хотите проходить одну и ту же игру дважды, то сразу играйте в японскую версию.

Следующая по списку — Super C. Порт второй части с аркадных автоматов на всю ту же консоль. На мой взгляд лучшая часть на Денди. Уровней по сравнению с оригиналом стало еще больше, играть приятней.

Следующая по списку Contra III, но я пока пропущу ее и остановлю свое внимание на Operation C. Это эксклюзивный проект для Game Boy. Можно сказать спин-офф. Играется очень приятно и динамично. Для меня топ 2 контра из поколения до 16 битных версий.

Графика на уровне NES, всегда с тобой, в портативе. Просто мечта. Графика на уровне NES, всегда с тобой, в портативе. Просто мечта.

Итак, 6 игр позади, уникальных из которых по сути 3. В NES версии играть намного приятнее, они сделаны качественнее и справедливее к игроку, уровней в них также больше. Так что я рекомендую просто ознакомиться с классическими аркадными версиями, а проходить именно порты. А мы переходим к оставшимся 4 играм, которых на самом деле…. ДВЕ. Вы спросите меня как так? Дело в том что Contra III: The Alien Wars это название игры в Североамериканском регионе, а Super Probotector в Европейском. В Super Probotector гг и враги заменены роботами, а также есть стандартная версия в 50 гц, и турбо в 60 гц.

На самом деле это просто разница в регионах — PAL воспроизводил 50 гц, а NTSC работал в 60 гц, поэтому в Контре 3 такого выбора не было. Помимо этого, существуют еще различия между американским релизом и японским. Американская версия посложнее, в ней не работает код, а также финальный ролик открывается только после прохождения на уровне сложности Hard. В японской же версии достаточно пройти на Normal.

Графика и эффекты после NES-овских версий стали заметно лучше. Графика и эффекты после NES-овских версий стали заметно лучше.

Что касается самой игры, то это просто КАКОЙ-ТО АД. Это самая сложная часть серии, которую изнасиловала мою нервную систему на сложности EASY. Уровень с ракетами, я не смог пройти честно, и использовал систему сэйв/лоад. Я не представляю, как это проходили ребята в актуальное время, без всяких сохранений. Да и в целом после игры, остались только негативные впечатления, которые усилились после повторного прохождения игры, но уже в кибер обертке. И если я рассматриваю возможность в будущем перепройти NES версии контры, то эту — никогда.

Осталось 2 игры, OH WAIT, одна… Но зато какая! Я не буду повторяться и хвалить Hard Corps, скажу лишь, что пройдя ее сейчас, в осознанном возрасте, я понял, насколько это был Opus Magnum серии Contra. Посудите сами: четвертая часть серии, четыре персонажа, четыре варианта прохождения, ЧЕТЫРЕ концовки, ЧЕТЫРЕ РАЗНЫХ ФИНАЛЬНЫХ БОССА! Помимо всего этого есть секретная (ПЯТАЯ) шуточная концовка, 13 уровней, из которых за одно прохождение вы посетите 5 — 1 и 3 всегда одни и те же, а 2, 4 и 5, будут зависеть от вашего выбора развития сюжета. Идеальный баланс по сложности, гибкий подход к убийству боссов, и большое количество этих самих боссов!

В версии игры под названием Probotector также изменили всех действующих героев на роботов, и по моим ощущениям сделали чуть легче, но возможно что после 5 подряд прохождений Hard Corps, я просто стал играть на уровне рефлексов.

Итак, что же я могу сказать в итоге, доволен ли я сборником, или все таки оно того не стоило? Для меня ответ однозначный — да, доволен. Если бы в нем была одна лишь только Hard Corps, то мне бы было и этого достаточно. А так, я получил сборник из золотого времени Konami, когда они еще делали годноту. Но самое главное, я как будто вернулся в то доброе детство, когда геймплей казалось бы невероятно примитивный, но увлекающий в себя как торнадо, брал верх над графической и сюжетной составляющей. Покупать ли этот сборник Вам, если вы до этого никогда не играли в Контру? Да. Купите на распродаже и обязательно попробуйте, может быть и вы сможете прикоснуться к этому безумному драйву, когда нельзя стоять на месте, а враги прут со всех сторон…

Постер Contra 4

Contra 4 вылеплена строго по классическим чертежам. Игровой процесс – путешествие по двухмерным задникам с отстрелом агрессивной живности. Враги – безликие роботы, двоюродные братья Чужого, зомби и летающие насекомые. Уровни – джунгли, лаборатории, разрушенные города с маячащим на горизонте чучелом гигантского босса. Все экспонаты извлечены из музея истории сериала, очищены от пыли и собраны в данную экспозицию. Самое яркое, самое лучшее – все-таки юбилей на носу.

Статьи

Базовая пародия на автомат никуда не годится. Приходится срочно искать замену, отстреливая парящие в воздухе пиктограммы. Огнемёт, пулемёт, лазерная винтовка, ракетница… Джентльменский набор спасителя человечества.

Героическая аркада Contra за двадцать лет пережила всякое. Ее копировали конкуренты, нещадно резала цензура, охмуряло модное 3D. Итог этих метаний – Contra 4, балующая нас возвращением к монументальным корням. Два десятка лет не сказались на старушке: она все так же задорна, агрессивна и… неожиданно сложна. Главные герои расчехляют Большие Пушки и вприпрыжку несутся в бой. Готовьте валерьянку.

В данном случае слова «инновации» и «революция» излишни. Contra 4 вылеплена строго по классическим чертежам. Игровой процесс – путешествие по двухмерным задникам с отстрелом агрессивной живности. Враги – безликие роботы, двоюродные братья Чужого, зомби и летающие насекомые. Уровни – джунгли, лаборатории, разрушенные города с маячащим на горизонте чучелом гигантского босса. Все экспонаты извлечены из музея истории сериала, очищены от пыли и собраны в данную экспозицию. Самое яркое, самое лучшее – все-таки юбилей на носу.




Шоковая терапия

Однако нервам игрока придется ой как несладко. Помните Contra Hard Corps? Эти трясущиеся руки, сломанные джойстики и невероятную гордость при взгляде на финальные титры? Если да – настало время восстановить старые навыки. Иначе придется учиться на месте, получая законные шишки. Местный игровой процесс сходу ставит такую планку сложности, до которой не каждый игрок допрыгнет. Кто виноват – классические правила войны или прохиндеи-разработчики - сразу и не скажешь.

Факт остается фактом: одолеть Contra 4 очень и очень сложно. Враги окружают со всех сторон, валятся с неба, ползают по стенам, огрызаются гранатами, устраивают засады. Минимум передышек, никакой пощады рукам. Путевка на тот свет стоит недорого – всего лишь одно попадание. Бах – минус жизнь. Повторите несколько раз – и придется начинать уровень заново. Расслабляться, конечно, не стоит. Число таких чудесных воскрешений тоже весьма ограничено.

Хочешь не хочешь, а придется искать стратегию прохождения. Главная мозоль Contra 4 – ее одновариантность. Местоположение большинства врагов жестко определено и легко поддается заучиванию. Пару неудачных пробежек хватит, чтобы вызубрить ключевые моменты битвы. И тогда играть становится легче – но ни капли не скучнее. Гигантские количества супостатов никто не отменял, равно как и элемент случайности. Для слабых же духом - или памятью - подготовлен режим Easy. Уйма жизней, усиленное оружие – теперь кампанию вы точно одолеете. Раза с третьего. Вот только последнего уровня при таком раскладе сил вы не увидите.

В рядах «врагов народа» обитает, как ни странно, и «двуликость» DS. Разработчики растянули игровую зону на два экрана. Плохо только то, что между самими экранами имеется зазор. И он здорово искажает траекторию пуль. В большинстве случаев это не смертельно. Помогает дизайн локация, условно разделенных на две половины. Но если уровень движется снизу вверх, то в «слепой зоне» вполне может оказаться и враг.

Locked and loaded!

Храбрые защитники Земли не чураются классических условностей. Повязка а-ля Рембо, голый торс, автомат наперевес – настоящему герою бронекостюмы не нужны. Выбора здесь немного: четыре начальных персонажа отличаются только цветом. Разнообразие придет позже, когда откроются секретные бойцы. Ностальгических слез не миновать: все они успели засветиться в ранних сериях Contra.



Без оружия наши герои, как без рук. Базовая пародия на автомат никуда не годится. Приходится срочно искать замену, отстреливая парящие в воздухе пиктограммы. Огнемёт, пулемёт, лазерная винтовка, ракетница… Джентльменский набор cпасителя человечества. Кроме того, любое оружие можно улучшить. Для этого нужно подобрать его дважды – и лазер увеличит мощность, а ракеты будут вылетать по три штуки за раз. Слотов для оружия два, так что мудрствовать с выбором не стоит. Тем более что любой ствол можно просто-напросто выбросить.

Контра-Клаус

Пробежать уровень на время. Опробовать новую модель оружия. Заново одолеть зарвавшегося босса. Одна смерть – и вас отбрасывает к старту. Испытания не дают поблажек и заставляют игрока самоотверженно долбить один и тот же уровень в надежде на победу. Тест на прочность, испытание своих сил – наверное, вот она, суть Contra. Никакого сюсюканья, никакой мягкотелости – здесь игрока воспринимают действительно всерьез. И такое отношение отрабатывает цену картриджа на все двести процентов.

Графически Contra 4 следует зову своих 16-битных предков, хвастаясь милой спрайтовой мордашкой. Здесь мы встретим и патроны а-ля «теннисный мяч с подсветкой», и сальто, во время которого герои сворачиваются аккуратным калачиком. Зато все вокруг красиво движется, ярко взрывается, и пафосно умирает – особенно боссы. Динамичные треки подстегивают ураганную стрельбу и даже после многократного прослушивания не надоедают.

Дизайнеры тоже постарались. Уровни получились запоминающимися, красивыми и атмосферными. Мертвый мегаполис, оккупированный инопланетянами. Зеленые джунгли, на свой лад копирующие первый этап из оригинальной Contra. Верфь, на которой «пришвартована» гигантская ракета – прекрасное средство передвижения, кстати. Отдельным сюрпризом идут уровни с видом из-за спины героя. Не в последнюю очередь – из-за своей простоты.

Diagnosis

Краш-тест для нервов, привет из прошлого и просто отличное развлечение. Contra 4 выползла из игродельческой кузни, чтобы показать: так делались игры. Всех-то дел - взять в руки пулемет и отвоевать у мерзких алиенов вершину пищевой цепочки. Примитивно, но зрелищно и до чертиков весело. Отсюда и результат: продукт ностальгирующей Konami стал одной из лучших аркад на DS. Забавно, что самая казуальная консоль получила самую сложную игру сезона.

Читайте также: