Clive barker s jericho обзор

Обновлено: 02.07.2024

Для начала необходимо расставить самые главные точки над i. Clive Barker's Jericho, по большому счету, не имеет практически никакого отношения к первой игре под брендом Clive Barker's — Clive Barker's Undying, вышедшей в 2001 году. Абсолютно другой стиль, другой сюжет и другой геймплей. Это больше не сочетание Indiana Jones и Tomb Raider с видом от первого лица, а тошнотворная слизь, мерзкие монстры и пронзающий кожу вой. Над играми работали разные студии, их выпускали разные издательства; в конце концов, в Jericho преследуются совершенно другие цели — напугать игрока так, чтобы задрожали даже пятки.

Несмотря на то что обе игры Клайва Баркера официально относятся к жанру action, Undying несет в себе элементы адвенчуры, а Jericho — хоррора. Так что фанатам первой далеко не обязательно понравится вторая. Отчасти такая резкая смена формата связана с тем, что в случае Undying от Баркера практически ничего не зависело. Имя в названии проекта и некоторые рекомендации на заключительной стадии разработки — вот и все его участие. Но Jericho совсем другой случай. Клайв изначально уделял игре много времени и внимания, постоянно следил за выполнением его предписаний — в общем, держал руку на пульсе. И в итоге игра появилась на свет такой, какой ее хотел видеть автор. Ведь достаточно посмотреть послужной список британского писателя, чтобы понять — именно классические ужасы были его настоящей страстью.

Создание людей — дело нелегкое, и с наскоку тут ничего не получится, нужна тренировка. Господь Всевышний тоже не был застрахован от ошибок. До появления Адама и Евы на Земле жило другое разумное существо под кодовым именем «Первенец». Но потом Создателя что-то не устроило и бедолагу списали в утиль. Однако сам «Первенец» с таким ходом событий не согласен и всячески пытается вернуться туда, где первоначально должна была властвовать его раса, — то есть на Землю. Непонятно, правда, по каким причинам бракованный материал не был уничтожен полностью, да не суть. Факт в том, что теперь группе «Иерихон», в состав которой и входит наш герой, выпадает прямо-таки эпическая миссия — спасти человечество. Их задача — определить местонахождение очередной межпространственной дыры в космосе, которую неспокойное чадо открыло для своего прибытия, и захлопнуть портал. Если это не сделать, то настанет конец света, всеобщая агония и вечные мучения. Как? Вы не знаете? Вторая мировая, Наполеон, Крестовые походы и прочие «темные пятна» истории нашей планеты — за всех них ответ несет именно «Первенец», который уже несколько раз пытался выбраться из заточения.

Уровни выглядят вполне предсказуемо для хоррора — стекающий откуда-то и куда-то мерзкий гной, запекшаяся кровь, темные углы и вездесущая ржавчина, образовавшаяся везде где только можно. Ни дать ни взять Silent Hill. Картину дополняют враги, наскоро слепленные из каких-то ошметков плоти, пронизанные гвоздями и другими сельхозпредметами. А это уже верная отсылка к The Suffering.

Львиную долю игры вам предстоит провести со своими верными напарниками-спецназовцами, постоянно куда-то бежать и слышать классические возгласы вроде «Чисто!» или «Прикрой меня!». Тактически хоррор-экшен — это что-то новенькое. Хотя, если честно, напугать толком у Jericho не получается — да и командной игры как таковой нет. Каждый из семи бойцов обладает своими собственными умениями, но по-настоящему они необходимы только тогда, когда этого требует сценарий — в остальных же случаях коллег из игры просто можно убрать. А сами ситуации, при которых возникает данная потребность, — довольно надуманны и явно созданы для нарочитой демонстрации того, что «эти парни пошли с нами не просто так». «Раскалывание» команды на две группы с последующим поиском «потерявшихся», например. А уж когда главный герой получает способность вселяться в спецназовцев и использовать их умения — игра полностью превращается в театр одного актера.

Другая проблема Jericho состоит в том, что геймплей здесь прямой, как стрела. Уровни хоть и большие, но свободы действий — никакой. Радует только, что сама кампания сравнительно коротка — и смертельно надоесть игра не успевает.

Саундтрек в готическом стиле в Jericho оказался как нельзя к месту и, что бывает довольно редко, действительно радует слух. Визуально игра выглядит приятно — не сногсшибательно, но вполне качественно. Кстати, уровень графики в версиях для PC и Xbox 360 — идентичен, а вот PS3-версия лишилась некоторых эффектов и получила некорректную цветопередачу (кроме того, количество кадров в секунду на приставке от Sony редко превышает 40). Почему так вышло? Вопрос без ответа. А что помешало включить режим кооператива, когда игровая механика Jericho просто создана для этого? Вопрос без ответа номер два.

Clive Barker’s Jericho — пример игры от не очень опытных разработчиков, которые, увы, не определились, чего же они хотят. Здесь встречаются потуги на хоррор, эпический сюжет, хитрую боевую систему с тактическими элементами — но ничто из этого толком не реализовано. Играть если и стоит — то только из-за оригинальной истории, которая не омрачается затянутостью прохождения.

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.


Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.



Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич.

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.



Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны.

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.



Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы.

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.



Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток.

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.

2007 год. Специальный отряд по борьбе с паранормальными явлениями под названием Иерихон отправляется к древнему городу Эль-Хали, где была зафиксирована странная аномалия. Но для старинного ордена боевых магов, испокон веков стоявших на страже человечества, подобные явления были не в новинку. Всю свою жизнь они посвящали борьбе со злом, которое стремилось вырваться в наш мир через пространственные разломы. Это Зло было гораздо более древним, чем вся человеческая раса, и, если ему позволить прорваться – всему настанет конец. Иерихон был единственной силой, способной это предотвратить. Члены этого подразделения – специалисты боевых оккультных операций. Все они обладают сверхъестественными способностями, без которых их борьба не имела бы успеха.

Капитан Дэвин Росс – командир отряда Иерихон, был ветераном Афганской войны. Находясь в горячей точке, он случайно открыл в себе мистическую силу исцеления, и вскоре командование направило его в спецотряд. Помимо своих лидерских качеств он обладает очень острым чутьём: Росс легко распознаёт эмоции и настроение каждого из членов отряда и способен мгновенно принимать решения в нестандартных ситуациях.

Отец Пол Роулингс – капеллан в отряде Иерихон. Будучи священником, он прошёл через три Вьетнамские войны, что ничем хорошим для него не закончилось. Война пошатнула не только его политические взгляды, но и религиозные. Покинув армию, он стал путешествовать по миру как миссионер, однако он не нёс Слово Божье, а знакомился с представителями самых разных религий, объединяя их верования в единую систему. Жизненное кредо Роулингса: «Когда твоя задница в опасности, пусть её прикрывает как можно больше богов». В отряде Пол, как и Дэвин, выполнял роль медика, а кроме того он был опытным экзорцистом.

Эбигейл «Эбби» Блэк – снайпер. Она пережила тяжёлое детство, в котором постоянно подвергалась избиениям пьяного отца. Во время них начали проявляться её телекинетические способности, а когда отцу взбрело в голову, что дочь одержима Дьяволом, он попытался изгнать его при помощи утюга, чем наградил Эбби шрамом на всю жизнь, а сам стал жертвой паралича. Вступив в армию, Блэк проявила себя как отличный стрелок, однако вскоре командование начало подозревать о её скрытой природе и направило в Иерихон.

Фрэнк Дельгадо – пулемётчик пиромант. Наполовину индеец он ещё в юности стремился к познанию тайн своего народа. Благодаря знаниям шаманов и алхимии, он научился призывать огненного демона, и долгое время путешествовал по миру в поисках знаний, которые помогли бы ему взять эту сущность под свой контроль. Необходимые для путешествий деньги он получал из торговли наркотиками, что в один день стало причиной вынесения ему смертного приговора. Однако в последний момент от казни его спас Военно-оккультный департамент (ВОД) и в обмен на жизнь предложил ему вступить в Иерихон.

Симона Коул – взломщик. Родившись с аутистическим расстройством, всё своё внимание она сосредотачивала на изучении точных наук. Получив отличное технологическое образование, она поступила на службу в агентство Нац Безопасности. На месте её работы начали возникать пространственно-временные аномалии, что не могло быть не замечено Военно-оккультным департаментом. Куол единственная в Иерихоне, чьи умения исходят не от сверхъестественного, а из её собственного интеллекта. Она может взламывать реальность и изменять её в зависимости от нужд отряда.

Хавьер Джонс – провидец. Путешествуя по миру с родителями антропологами в детстве, он узнал множество культур и языков, а один австралийский мудрец открыл в нём дар провидения и способность создавать свою астральную проекцию. Позднее Джонс занимался ворожбой и гаданием, а после поступил на службу в разведку, где смог отличиться и привлечь своими необычными, но эффективными подходами внимание ВОД. Так в Иерихон попал Джонс. Он может видеть обрывки прошлого и будущего, а также обладает острым чутьём аномальной активности, что делает его незаменимым членом отряда.

Эти 7 человек – 7 безымянных стражей мира людей, о которых никто никогда не узнает, - и составляли боевую группу Иерихона.

Отряд проходит через подземные сооружения на окраине Эль-Хали, над которым бушевала песчаная буря, но выбравшись на поверхность по ту сторону, команда не увидела ни бури, ни каких-либо признаков жизни. Даже солнце исчезло с небосвода, а в воздухе витал запах смерти. Однако вскоре на пути семерых встало несколько странных существ, лишь отдалённо напоминающих людей. Мёртвых людей. Росс попытался выйти с ними на контакт, однако твари набросились на отряд и напичканные свинцом умерли окончательно. Отряд разделяется на две группы.

На пути Россу является ещё одно существо, однако оно отличалось от тех изуродованных ходячих трупов с огромными лезвиями вместо рук. Это походило на ребёнка. Его видели и остальные члены отряда. Незнакомая сущность то появляясь, то исчезая вновь, приводит Иерихон к массивным дверям исследовательского центра. Внутри герои встречают единственную выжившую – Мюриэль, - старую знакомую Роулингса. Однако та встретила Пола, наставив на него дуло автомата, и не сразу поверила, что он настоящий. Мюриэль начала говорить что-то бессвязное, что-то об операции «Печать Господа», что-то о том, что «они» открыли разрыв, и что «оно» уже вырвалось. Но на объяснения времени не было.

Вторая группа подверглась нападению, и Росс, оставив Мюриэль, ведёт остальных на помощь. Тварей становилось всё больше. Атмосфера накалялась. Как только отряд воссоединился, Иерихон снова направился в исследовательский центр, откуда после долгого молчания начала в панике кричать и звать на помощь Мюриэль. Когда отряд возвращается в центр, они находят лишь растерзанные останки подруги Роулингса. Однако скорбеть было некогда, на Иерихон снова обрушивается волна уродливых монстров из потустороннего мира. Оказывается, что Лич все эти годы совершая теракты, накапливал в себе энергию своих жертв, и благодаря этому смог открыть пространственный разлом на пересечении семи энергетических потоков аккурат над Эль-Хали. Определив точное местонахождение разрыва, Иерихон выдвигается. Он должен был закрыть разлом, чего бы ему это ни стоило, даже ценой жизни членов отряда и, что ещё хуже, даже если им придётся навсегда остаться по ту сторону…

Оказалось, что дух Росса остался цел. Он последовал за героями, поселившись в голове Дельгадо. Так, лишившись тела, Росс открыл новую способность: теперь он мог перемещаться из одного тела в другое, заставляя потесниться сознание его истинного владельца. Как только отряд осознал это и смирился, герои продолжают движение. Чудовищ по эту сторону оказалось ещё больше. После очередной схватки между Дельгадо и Роулингсом случается новая перепалка, из которой выясняется, что предыдущая группа магов 65 лет назад также вошла в разрыв, но не вернулась. Такая перспектива отнюдь не устраивала полу-индейца и Фрэнк убивает священника. Здесь же оказывается, что несмотря на потерю собственного тела Росс всё ещё был способен воскрешать соратников. Роулингс снова встаёт в строй.

Ничто не имеет значение здесь, в Пиксис. Здесь всё необычно: смерть, голод, день, ночь! Если вы умрёте, вас заберут мухи, а когда вы вернётесь. можете выглядеть, как человек, но при этом принадлежать Перворожденному. Вы ведь знаете, кто такой Перворожденный?

Каждый раз, когда какой-нибудь полоумный идиот пытается выпустить Перворожденного, его силы растут, а как только стражи запирают его обратно, он захватывает вместе с собой кусок реальности, и с каждым разом он забирает всё больше и больше, пропорционально растущей в нём силе. И всякий раз семерым магам, жертвуя собой, приходилось отправляться в разлом, чтобы закрыть его изнутри… Вся эта многослойная пространственная тюрьма Перворожденного называется Пиксис. На каждом из его уровней сражаются с тьмой покинувшие реальный мир отряды Иерихона из разных эпох. Чтобы не стать очередной группой, застрявшей в Пиксисе, и предотвратить все дальнейшие попытки Перворожденного выбраться из него, команда Росса должна была пройти через все разломы и встретиться со Злом лицом к лицу.

Но сначала, им нужно было добраться до стоявшей у них на пути Ханны. Схватив нацистскую ведьму, Роулингс провёл ритуал экзорцизма и выяснил, что это из-за неё Иерихон не мог обнаружить второй разрыв. Каким-то образом Ханна слилась с порталом, превратившись в этакий «ключ». Отряду потребовалось провести ещё один ритуал, на этот раз при помощи магии крови Чёрч. Перед смертью Ханна успела выплюнуть несколько слов.

Он вас всех обманул! Убейте меня и вам не вернуться в свой мир!

. а после этого, перерезав ведьме глотку, её сбросили вниз. Тут же открылся новый разлом и Иерихон двинулся внутрь.

Портал перенёс отряд в 1213 год, вернее в ту его часть, которую поглотил Пиксис. Здесь борьба шла ещё более ожесточённо. В небесах пылали огни, а по земле текли реки крови. Пробравшись через армию нечисти к замку тамплиеров, герои встретили главу ордена, однако за миг до этого, появившийся из ниоткуда Лич ударил по отряду в тот момент, когда он переходил мост. Пересечь пропасть удалось лишь половине, остальные вместе с обломками моста обрушились вниз. Но и тем, кому удалось выжить повезло не больше. Проследовав за тамплиером, они попадают в ловушку. Оказалось, что крестоносцы Иерихона поддались влиянию демона, которого приняли за серафима Габриэля, и без вопросов стали исполнять его приказания.

Пытаясь найти выход из замка, герои спускаются в подземелье, где располагались темницы, и натыкаются там на узника, который судя по всему когда-то был одним из рыцарей, из тех, кто не поддался влиянию Перворожденного. Он рассказывает, что в 1213 году епископ Мальтеус, возглавив войско крестоносцев отправился в Эль-Хали, под предлогом того, что там находится Сад Эдемский, и что он в руках неверных. Рыцари из Иерихона, отправились за ним следом, чтобы остановить Мальтеуса. Епископ уверил Папу, что оружие сарацинов не причинит вреда ребёнку, а потому вперёд была отправлена армия детей. Все они погибли, и благодаря этой жертве был открыт разлом. С тех пор рыцари находились на этом уровне Пиксиса вместе с Мальтеусом и его приспешниками.

Продвигаясь дальше по катакомбам, оставшиеся в живых иерихонцы проникают в склеп, где по словам пленного рыцаря должен был находиться Мальтеус со своими детьми. И вскоре команда сталкивается с этими «детьми», вернее с тем, во что они превратились… Ментальная связь со второй группой не разорвалась после событий у моста, а значит, они всё ещё были живы. Минуя несколько залов и коридоров, Иерихон воссоединяется. Однако второй группе досталось сильнее. Призраки детей проникли в сознание и чуть не свели их с ума, особенно сильно досталось Коул, но Эбби удаётся привести её в чувство. Отряд выдвигается на поиски следующего разрыва, который охранял епископ Мальтеус…

Начинается очередная жаркая схватка, в конце которой ослабленного Мальтеуса убивают его же «дети». Появляется разлом, и герои заходят внутрь. На этот раз они оказываются в 39 году н.э. Здесь злу должны были противостоять семеро преторианцев, однако в живых остался лишь один из них и того отряд находит распятым на кресте.

Преторианец, через связанное с ним сознание Джонса, рассказывает Иерихону о наместнике Викусе Кассусе, который по наущению Перворожденного погрузил Эль-Хали в «буйство порока и разврата», тем самым открыв разлом. Героям нужно было найти его и уничтожить, чтобы попасть на следующий уровень Пиксиса. Преторианец предупредил их о том, какую цену нужно заплатить, чтобы Зло не проникло в реальный мир, и что цикл будет повторяться снова и снова, пока Перворожденный не получит то, что ему нужно… Но чего он хотел? На этот вопрос преторианец не отвечает, и герои отправляются на поиски Викуса.

Расправившись с новой армией чудовищ, на этот раз изменённых тьмой римских легионеров, Иерихон наконец встречает наместника. Но не решаясь сделать первый выстрел по чудовищу, которое само выступило к ним в открытую, отряд снова попадает в ловушку. Они проваливаются под землю, после чего, пробравшись по череде коридоров, поднимаются на поверхность… и оказываются на гигантской арене, куда Викус направляет своих гладиаторов. Одолев их в нелёгком бою, отряд настигает самого наместника, и происходит ещё одна битва. Убийство правителя открывает последний разрыв и героям ничего не остаётся, кроме как вновь ступить в неизвестность.

И вот он последний уровень. Эль-Хали в его первозданном виде. Но это место не было похоже на сердце Зла. Как выразился Роулингс, это был лишь «кокон», тьма же находилась где-то внутри него. Лич уже был здесь…

Внезапно Джонс падает на колени. Через него с отрядом начал говорить Антадурунну – основатель ордена Иерихона. Всё это время он ждал тех, кому сможет рассказать, как навсегда изгнать Перворожденного. Антадурунну был одним из шумерских жрецов, которые должны были закрыть самый первый пространственный разрыв, открытый по вине верховной жрицы Эришкагал. Перворожденный являлся к ней во снах, совращал её к тьме и в конце концов рассказал о кровавых обрядах. Из города Ур она привела с собой 10 тысяч воинов, которые и возвели храм в Эль-Хали, а затем все они были принесены в жертву. Так появился первый разлом, и в мир людей впервые ступил Перворожденный. Семеро жрецов должны были его остановить. Погибли все кроме Антадурунну. Он закрыл разрыв и запечатал Пиксис, навсегда оставшись внутри. Однако он смог передать во внешний мир послание. Жрец понимал, что печать не сможет сдерживать Зло вечно, поэтому он призвал людей создать орден стражей на случай возвращения Перворожденного. Только жрец мог вновь наложить печать на разрыв, но его силу отняли демоны, охраняющие вход в сердце тьмы. Иерихон должен был убить их и восстановить тело Антадурунну.

Дело было сделано. Антадурунну встречает героев у разрыва, ведущего к Перворожденному. Он сообщает, что теперь он может закрыть его, после чего Иерихон вместе с жрецом останется на этом уровне Пиксиса и будет ждать, когда возникнет новая угроза миру людей.

Мы уснём, пока нас не призовут. чтобы вновь направлять наших братьев и сестёр. Это будет сон без сновидений, и, присоединившись к нам, вы разделите все знания тех, кто пришёл до вас и встанете рядом с ними.

Это был долг, священная обязанность членов ордена Иерихон. С чувством исполненного предназначения, герои готовятся принять свою судьбу, но внезапно…

ОН ЛЖЁТ! Вы верите в эту чушь собачью про сон без сновидений!? Или только я один его слушал? Как насчёт остальных? Тамплиеры, центурион? Они-то не спят! Они не слились воедино с запредельем. Они медленно сходят с ума в чистилище, и именно там мы окажемся, когда он закроет этот разрыв!

Между Дельгадо и Роулингсом в который раз начинается ссора. Но в чём-то Фрэнк был прав и члены отряда это понимают. Решающим оказывается голос Росса. Он принимает сторону Дельгадо, который пускает пулю в голову жреца.

Жребий брошен. Иерихон отправляется на последнюю битву.

Истинное Первородное Зло, Перворожденный оказывается тем ребёнком, призрак которого Иерихон видел в начале операции. Пока Росс пытается тянуть время, а Коул вычисляет слабые места противника, Перворожденный наносит удар. Тело Джонса разрывается на куски, а через секунду за ним следует и Симона. С остальными враг начинает бороться при помощи их же способностей, однако в конце концов терпит поражение. Изрезанный клинком Чёрч он падает наземь. В этот момент пригвождённый к стене пещеры Лич, осознавший, что всё это время был лишь марионеткой, вырывается из капкана и со словами: «Я это начал, я это и закончу» он подхватывает Перворожденного и уносит туда, откуда тот явился. Пещера начинает рушиться. Росс командует отряду прыгать в воду. Проплыв по подводной части пещер, оставшиеся в живых, выныривают в залитом солнцем бескрайнем море… и на этом история заканчивается.

Вернулись ли они в реальный мир, или, подобно всем предыдущим отрядам Иерихона, заключённым в Пиксисе с обрывками своих эпох, остались по ту сторону? Этого мы уже никогда не узнаем…

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.

Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.

Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич.

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.

Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны.

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.

Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы.

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.

Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток.

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.

Читайте также: