Civilization 5 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Обычно мы стараемся давать в рецензиях хоть какой-то контекст, чтобы материал был понятен даже тем, кто ни слова до этого не слышал об игре, ставшей его темой. Но в случае с Civilization 5 позволим себе сделать исключение из этого правила. Потому что нет, пожалуй, на свете ни одного человека, который хотя бы теоретически мог зайти на наш сайт и не знал при этом, что такое «Цивилизация».

Каждый новый выпуск ключевого стратегического сериала – словно эпидемия, игровой эквивалент «Места встречи изменить нельзя», первые показы которого опустошали московские улицы не хуже Черной смерти. Не в последнюю очередь своим успехом франчайз обязан тому, что «Цивилизация» – это предсказуемо хорошие игры: знакомая концепция, известные правила, стабильно высокое качество дизайна. Но, готовясь к выпуску Civilization 5, разработчики объявили: теперь все будет иначе. В массах началась легкая паника.

Третье мое плечо

Пушки у границы это хорошо, но и прикрытие недурно бы обеспечить.

В заявлениях авторов пятой «Цивилизации» есть все же некоторая доля лукавства. В предрелизных разговорах картина вырисовывалась такая, что впору было изъять подзаголовок Revolution у консольной версии игры и приставить к названию пятой части. Святыни попраны, Земля изменила угол наклона, пала на третью часть вод звезда Полынь. Реальность, как всегда, чуть прозаичнее.

Действительно, в механику Civilization 5 авторы внесли несколько значительных изменений, но практически все они уже были озвучены в многочисленных интервью. Например, серьезно переработана военная система. Попрощайтесь с гигантскими армиями, вмещавшимися в единственную клетку на поле. Теперь в гекс (еще одно изменение, но, кажется, переоцененное) можно втиснуть максимум один военный юнит. На показатели атаки и обороны влияют еще и такие факторы как тип местности и. наличие рядом дружественных войск. Юниты, ощущающие поддержку с флангов, становятся заметно сильнее, поэтому первое, чему приходится учиться полководцу в Civilization 5 — это стратегически верное расположение бойцов и техники. Прибавьте сюда нормально (наконец-то) реализованные дальнобойные юниты, и сможете примерно оценить силу инновационного порыва Firaxis.

Война в Civilization 5 — это не просто куча-мала, в которую нужно время от времени подбрасывать пушечное мясо, а полноценные боевые действия, шахматы живыми фигурами. Объявляя соседу войну, вы не закидываете его шапками, а подтягиваете к границам тщательно подобранную армию, размещаете в задних рядах тяжелые орудия, посылаете за полководцами, чье присутствие на поле битвы придает солдатам уверенности в себе. В общем, планируете серьезную операцию.

С миром

Всесильная наука в определенный момент дарит наземным юнитам способность трансформироваться в корабли. Защиты у них никакой, но перебрасывать войска удобно.

Но война — лишь часть «Цивилизации», причем зачастую — далеко не самая важная. Для пацифистов, играющих исключительно за Ганди, в Civilization 5 тоже припасено кое-что новое. Например, города-государства, которые не участвуют в общей гонке за главным призом и вообще — почти не интересуются геополитикой (разве что время от времени попросят устранить конкурента или помочь отбиться от варваров), но зато при правильном обращении способны подарить миролюбивому игроку дипломатическую победу. Угадайте, кто станет в первую очередь голосовать за вас на выборах в ООН? Конечно младшие братья.

Чужие города теперь можно не только сходу аннексировать, но и устанавливать на занятых территориях марионеточное правительство, избегая таким образом общественного недовольства (поднимается по мере появления в империи новых городов и роста населения). Правда, таким в этом случае вам придется забыть о прелестях прямого управления территорией — о возможности указывать, что строить и к чему стремиться — и удовлетвориться регулярной данью.

Одиночество

У Сулеймана добрые глаза, но доверять ему мы все же не стали бы.

Компьютерные соперники, бывает, ведут себя крайне интересно даже на относительно невысоких уровнях сложности. Иногда даже кажется, что они на самом деле строят против вас козни и шепчут в спину ядовитые гадости, когда вы отворачиваетесь от монитора. Временами даже складывается впечатление, что AI умеет. притворяться.

В том, что даже дружественная держава способна внезапно вонзить вам в спину нож, ничего удивительного нет. Интересно другое — выбор момента. Даже если сосед всю игру буквально надышаться вами не может, не обольщайтесь. В самый неподходящий миг, именно в то мгновение, когда вы ничего не можете с этим поделать, может последовать неожиданный удар, который прервет вашу блестящую карьеру и обратит надежды на мировое господство в прах. В Civilization ваши единственные настоящие друзья — армия, флот и ученые. Все остальное — случайные, ничего в отдаленной перспективе не значащие знакомства.

Новгородские слоны

Ну и конечно, Civilization — это по-прежнему главная игра на свете для всех любителей переписывать историю. В этом мире возможно все. Здесь богатство России может внезапно прирости не Сибирью, а Меккой и Мединой. Здесь ацтекам ничего не стоит сокрушить французское войско и сделать Францию индейской, оставив старым хозяевам какой-нибудь крохотный островок в обмен на обещание пожизненных контрибуций. Тут Санкт-Петербург становится русской китобойной столицей, а Вашингтон обороняют лучники на колесницах. Вряд ли найдется на свете другая стратегическая игра, которая, как и «Цивилизация» была бы до краев полна невероятных историй.

Вообще, разработчикам удался удивительный трюк: они освежили всем известную и привычную стратегию, но сделали это настолько изящно и тонко, что не повредили хрупкой ткани игры. Фактически — не переделали ее, а дополнили. То, что получилось в результате, одновременно и манит своей новизной, и с первых ходов успокаивает: без нервов, эту игру ты уже знаешь.

Возможно, к Civilization 5 и можно было бы предъявить какие-то претензии, но нам как-то ничего не приходит в голову. Это очень хорошая. нет, пожалуй даже эталонная глобальная стратегия. Вариативная, глубокая, но при этом дружелюбная и открытая. Таких игр, бесспорно, стоит ждать по несколько лет, потому что и играть в них потом можно практически до бесконечности. А уж до выхода новой версии — так наверняка. Если вы любите стратегии, обязательно порадуйте себя новой «Цивилизацией». Если же нет. то все равно порадуйте.

Бывало потом — изгоняли в тайгу целые общины из-за различий в обрядах. Уничтожали уже не тех, кто поклонялся другим богам, но своих единоверцев.

Хотя почему было-то? Все еще будет, ведь в пятое издание легендарной Civilization наконец вернулась религия. Вернулась, разумеется, не бесплатно — и не только жизнями еретиков придется заплатить вершителю судеб за эту милость. Свежий аддон под названием Gods & Kings стоит отдельных денег в обмен на несколько новых, а точнее, хорошо забытых старых дополнений к игровому процессу.

Как украсть миллион

Civilization, если вдуматься, чем-то напоминает The Sims. Здесь и ощущение себя божеством, вершащим судьбы людей и держав, и возможность играть бесконечно при желании, и особая ниша в игровой индустрии со своим кругом беззаветно преданных фанатов. Неудивительно, что Firaxis Games потихоньку перенимает удачный коммерческий опыт Electronic Arts и начинает действовать по давным-давно накатанной схеме. Сначала выпускается новая версия игры с обновленным интерфейсом, улучшенной графикой, некоторыми модификациями — и без ряда милых сердцу поклонника деталей, к которым все успели привыкнуть благодаря предыдущему изданию. Так, в оригинальной Civilization 5 полностью исчезли успешно опробованные ранее религия и шпионаж.

Sid Meiers Civilization 5: Gods Kings

Языческому богу даже имя не полагается. Только «профессия».

На втором этапе двухходовой операции разработчики возвращают в игру элементы, которые оплакивало фанатское сообщество — теперь в формате DLC. За отдельную плату, само собой. Игроки счастливы, угасший было интерес к проекту снова возрождается, а создатели, по сути, продают одни и те же идеи дважды, трижды. Четырежды. Да что уж там, боги любят пятерку.

Gods & Kings — типичный пример такого милого жульничества. Центральные нововведения, как уже все догадались, — обновленная религия и урезанный шпионаж. Еще, правда, добавили три самостоятельных сценария, несколько старых-новых цивилизаций и «юнитов», пару десятков технологий. Словом, обновили и покрасили фасад.

Братия, сестрия и государствия

Тем не менее придется признать: тема с богослужениями реализована вполне пристойно.

Государство отныне накапливает очки веры, которые можно получить за постройку культовых сооружений и дружбу с религиозными вольными городами.

Да, появились и такие. Какой-нибудь Ватикан время от времени начнет умолять прислать к ним миссионера, чтобы сделать всех граждан братьями и сестрами во Христе. Периодически правительство религиозных городов будет также восхищаться уровнем нашей набожности — или не нашей, если кто-то другой окажется богобоязненнее. И само собой, набиваться в друзья со всеми вытекающими ценными ресурсами.

Если говорить откровенно, «священнослужительные» запросы поступают от всех типов полисов, но это уже мелочи.

Но вернемся к очкам веры. Поднабрав определенную сумму, можно устроить в своей державе пантеон и определить какого-нибудь первобытного божка для поклонения. Нехитрые языческие верования — это еще не религия, но кое-какие бонусы благодаря идолищам поганым отхватить можно. Например, когда население поклоняется Целителям, все наши «юниты» автоматически восстанавливают здоровье рядом с дружественным городом. А богиня любви улучшает настроение подданных, если численность населения в городах превышает определенное значение.

Sid Meiers Civilization 5: Gods Kings

Вот так: пара административных экранов — и судьба богомольных бабушек решена на тысячу лет вперед.

Культ плодородия в христианской мечети

Понятно, что дремучее язычество — только отправная точка для нашего богослужебного развития. Спустя некоторое время в одном из городов непременно появится великий пророк. Он поможет основать полноценную религию с набором из нескольких верований «внутри».

Кстати, мы сами выбираем не только кому поклоняться, но и зачем: теоретически религию можно «нашпиговать» какими угодно верованиями. Если великая императрица Византии решит, что для нее уместнее индуизм, чем христианство, никто ей слова не скажет по этому поводу. Более того, вбей эта женщина себе в голову, что последователи Христа должны строить мечети, приобретая их за очки веры, — и в этом случае никто не осмелится ей возразить. Наконец, ни один самоубийца не помешает константинопольской монархине наряду с мечетями ввести в обиход обряды плодородия, чтобы ускорить рост городов на десять процентов. Так что если игрок всегда мечтал переделать одну из мировых религий, избавиться от ненужных наслоений и ввести еще более ненужные, то ему достаточно купить Gods & Kings, чтобы исполнить свои кощунственные мечты.

Создав собственный культ, приступаем к миссионерской деятельности. Распространители слова божьего покупаются за очки веры, как и инквизиторы, противодействующие тлетворным влияниям других, еретических проповедников из других государств. Наставлять на путь истинный заблудших овец из чужого стада очень неплохо с точки зрения дипломатии: общая религия служит дополнительным плюсом в борьбе за симпатии и дружбу августейших соседей. Впрочем, территориальные претензии в межгосударственных взаимоотношениях по-прежнему играют более значительную роль. К тому же, если властитель чужеземной державы успеет решиться на собственное, оригинальное вероисповедание, нашим миссионерам уже ловить на его землях будет нечего. Обратить город-другой, конечно, можно, но монарха попытки посеять религиозный раскол в подконтрольном ему государстве уж точно не восхитят.

Штирлиц локального разлива

Шпионы — люди гораздо более скромные, чем миссионеры. Настолько скромные, что их и на карте-то не видно. Экран, посвященный разведке, позволяет нам отправлять бойцов невидимого фронта «в гости» к соседям. В городах держав-соперников можно прихватить про запас пару технологий — но только в том случае, если они успели обогнать вас по уровню научного развития. В полисах доступен другой тип саботажа — подтасовка выборов в свою пользу. Если шпиону удается фальсифицировать результаты, город-государство становится нашим союзником.

Sid Meiers Civilization 5: Gods Kings

Небесные крепости и наземные левиафаны превращают мир пара и стали в мир дыма и огня.

Еще разведчик может помешать коварным планам компьютерных противников. Удастся запустить «уши» в нужное место в нужное время — появится шанс заранее узнать о готовящемся заговоре или нападении.

Несмотря на обилие функций, шпионская линия оставляет смазанное впечатление. Особенно учитывая, что на работу «люди в сером» попадают автоматически — по мере нашего развития. То есть докупить себе команду разведчиков нельзя.

Помимо религии и шпионажа заслуживают особого внимания, пожалуй, только сценарии. В одном из них мы можем окончательно добить падающий Рим или, напротив, спасти его вопреки исторической логике. Второй сценарий во многом призван продемонстрировать новые возможности религии. Третья же история, наиболее интересная на наш взгляд, повествует о фантастических паровых империях, что сражаются за мировое господство. Это классический стимпанк с особым деревом технологий, причудливыми вундервафлями вроде «небесной крепости», странными ресурсами под названием «этерий» и «люборий» вместо привычного алюминия. Один из мировых лидеров здесь ходит с искусственным глазом наподобие монокля, а победа достигается лидерством в Лиге Империй по трем параметрам сразу в течение пяти ходов подряд.

Если оставшиеся два сценария выглядят как фрагменты «большой игры», ужатые в рамки мини-партий, то «Мир пара и стали» — самостоятельная прелестная игрушка, которая не может не радовать всех, кто неравнодушен к стимпанку. Жаль только, что фантастические здания, которые мы строим, невозможно оценить визуально.

Плохо забытое старое

Осталось поговорить о мелочах. Добавлено девять новых государств со своими лидерами и «примочками». Правда, говоря по совести, не такие уж они и новые. С Аттилой, например, мы знакомы с незапамятных времен. Так что скорее это возвращение блудного гунна, чем полноценное обновление состава. Из менее примелькавшихся лиц — Вильгельм Оранский, правитель Нидерландов, и Мария Терезия, императрица Австрии. Любители экзотики могут выбрать Майя с Пакалем во главе или Карфаген, которым заправляет Дидона.

Sid Meiers Civilization 5: Gods Kings

Шпиону положено быть невидимым. Вот мы и не увидим ничего, кроме очередного административного меню.

Как водится, у каждой державы есть особые бойцы или здания в арсенале. Византия, например, создает катафрактов — улучшенных всадников, Карфаген затаптывает противника слонами, а Австрия… строит кофейни, в которых просиживают штаны гусары.

В состав регулярных войск, доступных каждой цивилизации, снова вошли истребители и морпехи, равно как и несколько других «юнитов», знакомых нам по предыдущим играм серии. Ввели новые технологии и чудеса света, тоже побывавшие в употреблении в основном. Из приятных улучшений — разделение кораблей на два класса по дальнобойности, более изощренные и разнообразные задания от городов-государств и слегка подкорректированный AI, который тем не менее все еще очень далек от идеала.

Модель повторной перепродажи уже однажды проданного контента работает. Gods & Kings — вполне пристойный аддон. Вне зависимости от нашего возмущения жадностью разработчиков и издателей, свою функцию дополнения выполнят: слегка поднадоевшая оригинальная Civilization 5 заиграет новыми красками и выдернет игроков из реального мира еще на какое-то время.

Плюсы: много интересного контента; оригинальный сценарий в стиле стимпанк.
Минусы: вторичность в рамках серии.

Civilization — тот редкий случай, когда про игру такого жанра и масштаба не нужно писать пустых вводных слов. Про «большую стратегию, в которой надо управлять цивилизацией от изобретения колеса до полетов в космос» слышали даже очень далекие от компьютерных игр люди. А в нашей стране, где «Цивилизация» появилась двадцать лет назад на первых «ай-би-эмах» в поздних советских НИИ и за пару лет разошлась чуть ли не по всем компьютерам в стране, у игры сложился по-настоящему культовый статус. Но перед тем, как мы начнем подробно объяснять, за что у Civilization 5 стоит на соседнем развороте именно такая оценка, позвольте одно небольшое, но важное наблюдение.

Вот, новый наворот

Внимание, внимание, полная боевая готовность: слоны на подступах к Ярославлю, повторяю.

Последние десять лет у сериала глобальных походовых стратегий Civilization была одна серьезная проблема: у любого человека, не выросшего на хардкоре девяностых, для того чтобы въехать в суть происходящего в этой игре, уходили долгие часы. В эпоху пятиминутных «туториалов» и интуитивно-понятного геймплея мало кто был готов тратить часы только для того, чтобы выучить все правила и подготовиться к нормальной игре.

В какой-то момент начало казаться, что авторы стали заложниками собственных фанатов, которым, как известно, от продолжений своей любимой игры обычно нужно, чтобы все было «побольше» и «посложнее». Во второй, третьей, четвертой части «Цивилизации» базовая концепция этой гениальной стратегии все усложнялась: число видов войск увеличилось в несколько раз, у юнитов появился опыт, а у городов — культурные границы, возникла религия, возможность для дипломатической победы, торговли стратегическими ресурсами, экономических войн и прочих сложных геополитических штук. В конце концов в самом последнем издании Civilization 4 (обвешанная сверху двумя аддонами и переизданием) была настолько плотно нафарширована мелочами и деталями, что на поздних этапах игры каждый ход мог отнимать по несколько десятков минут, а войны растягивались на долгие часы. Тактика теряла всякий смысл и сводилась к тому, чтобы переориентировать экономику на войну, быстро набрать армию из пятидесяти танков и раскатать гусеницами все города противника.

До изобретения навигации и начала эпохи Великих географических открытий большая часть карты будет закрыта облаками.

Не сказать чтобы авторы сами не понимали, что «Цивилизация» из стратегии, в которую в начале девяностых играли в буквальном смысле все, начала превращаться в маргинальное развлечение. Два года назад в Civilization: Revolution — специальной версии «Цивилизации» для консолей — была предпринята попытка еще раз вернуться к массовому игроку. Основные концепции игры были упрощены, интерфейс, по сложности не уступающий программе для анализа биржевых котировок, был практически полностью переброшен на горячие клавиши, а даже самая долгая партия не затягивалась на сутки, и судьба мира решалась максимум за пять-шесть часов. Впрочем, все начинания убил предельно несговорчивый AI, который рано или поздно все равно объявлял войну (несмотря на всю дипломатию и ваше численное превосходство), и «Цивилизация» в таком исполнении была больше похожа на упрощенный варгейм с красивой графикой.

Во всем этом контексте главное сегодняшнее достижение Firaxis и Сида Мейера — в Civilization 5 они не побоялись пойти по пути Revolution, в основе оставили концепцию той самой первой «Цивилизации», а все, что придумали за последние двадцать лет, — переделали заново.

«Цивилизация» — игра, целиком построенная на собственной системе условностей и фирменных отличительных черт. Самая большая проблема любого человека, который хоть раз искренне пытался поиграть в Civilization, — это быстро разобраться с тем, что, собственно, происходит на экране. Ниже вас ждет трехминутный справочник по важнейшим базовым концепциям Civilization 5, о которых лучше знать перед тем, как садиться за эту игру.

1. Три главных параметра и главных цвета, которыми описывается состояние дел в нашей цивилизации. Синий — прирост очков науки за ход; с наукой все просто, чем больше ваши города ее генерируют, тем быстрее вы исследуете новые технологии, открываете доступ к новым зданиям, юнитам и социальным парадигмам. Желтый — цвет денег; золото — важнейший ресурс Civilization 5; в этой игре почти все, что нельзя захватить или изучить, можно купить. Фиолетовый — количество очков «культуры» за ход. Чем культурнее наше общество, тем быстрее растут границы городов и открываются новые общественные доктрины.

2. Важность города в большинстве случаев можно определить на глаз — мегаполисы выглядят заметно крупнее поселков. Тем не менее, чтобы вы знали, большое число рядом с названием города обозначает количество жителей, зеленая цифра — количество ходов, оставшихся до очередного роста населения, а красная — число ходов до окончания строительства выбранного здания. Наконец, самое важное число нарисовано рядом с иконкой щита — это уровень толщины городских стен и защиты от вражьих атак.

3. Исчерпывающая информация о выбранном в текущий момент юните. Главный параметр, который нужно знать о любых войсках в Civilization 5, — сила их атаки (или защиты — в пятой части все проще). Маленькими пиктограммами обозначаются все «перки» выбранного юнита, которые он зарабатывает, набирая опыт в бою: бонусы к атаке с различных типов ландшафтов, прибавки к восстановлению «здоровья» и т.п.

4. Государственная граница — очень важная штука в пятой части Civilization. Близость двух амбициозных держав друг к другу автоматически рождает нездоровую напряженность, а «культурная гонка», направленная на расширение границ своих городов, может легко обернуться военной операцией.

5. Доступ к стратегическим и товарным ресурсам — ключевая вещь для того, чтобы обеспечить спокойствие и довольство вашего населения. Вовремя построенная плантация в банановой роще или натянутые в местах рыбьего нереста сети дают не только рост «счастья» в городах, но и коммерческую выгоду.

Теперь работает

Хиавата — великий вождь ирокезов — даже после того, как его цивилизация изобрела космические полеты, так и не перестал приходить на переговоры в перьях и с акульими бусами.

Как и раньше — игра начинается с выбора цивилизации, которую вам в ближайшие 6000 лет предстоит довести от стадии родоплеменного поселения до статуса ядерной сверхдержавы. Как и обычно, у каждой из наций есть свои особенности: так, например, индусы получают огромный бонус к приросту населения в городах, англичане — улучшения у морских войск, русские — конного юнита Cossack и здание Krepost и т.д.

Большинство партий в «Цивилизации» происходит на случайно сгенерированных картах (как и прежде, перед началом игры настроить можно буквально все: от размеров планеты до особенностей климата и ландшафта). Как и раньше — действие одной классической партии занимает 500 ходов и охватывает период с 4000 г. до н.э. по 2050 год. Начиная с основания вашего первого города, изобретения колеса и первой стычки с варварами, вы сквозь столетия проведете вашу цивилизацию в век интернета и нанотехнологий. если, конечно, сумеете поделить планету с другими цивилизациями.

Москва 2025: если приглядеться, то в историческом городском ансамбле возле Кремля среди церквей можно разглядеть пирамиду Хеопса.

Серьезные изменения произошли и с тактической частью игры. В пятой части наконец-то пропала необходимость в содержании огромных армий и ведении бесконечных столетних войн. Держать в городах гарнизон из десятка отрядов не просто не нужно, но и невозможно — в одном поселении (да и вообще в любой клетке на карте) может одновременно находиться только один юнит.

Эта, казалось бы, мелочь, радикально меняет весь геймплей. И если раньше война в «Цивилизации» рано или поздно начинала утомлять, то в Civilization 5 вы внезапно обнаружите, что впервые за много лет с диким интересом передвигаете по карте солдатиков и бомбите города артиллерией. Поселения, даже без гарнизона, не так-то просто захватить, но даже армия из пяти отрядов в умелых руках способна здорово напугать противника. Впервые за всю историю «Цивилизации» такие вещи, как опыт юнитов, полученный в бою, особенности рельефа и тому подобные мелочи вдруг на самом деле начинают существенно влиять на игру. При строительстве городов важно учитывать оборонные преимущества местности: у крепости, зажатой между скалами, может, и не самое выгодное экономическое положение, зато за один ход ее может атаковать только один вражеский юнит.

Ковровая атомная бомбардировка — по-прежнему самый убедительный способ донести до соседей по планете всю серьезность своих намерений.

Такая продуманность характерна буквально для каждого мелкого элемента этой игры. Самое смешное, что все те механизмы, которые, по идее, закладывались еще в Civilization 4, спустя пять лет наконец-то заработали по-настоящему.

Например, случилось невероятное: в пятой части вы можете действительно пройти всю партию и ни разу не вступить в войну. Экономика и дипломатия — важнейшие элементы игры. Самое большое нововведение в классическую Civilization-концепцию — независимые города-государства. Кроме вас и цивилизаций-соперников, по островам и континентам разбросан десяток-другой «вольных городов». В отличие от «больших» цивилизаций, моногорода не расширяют сферу своего влияния и не воюют за пределами своих границ.

Так вот, просто взять и завоевать эти удельные княжества — далеко не самая умная политика. Развив экономику и как следует накачав деньгами местных князьков, можно получить не только порядочные прибавки к торговле и культуре, но и хорошего союзника на случай войны с другой цивилизацией.

Кроме того, AI стал куда гибче в вопросах дипломатии. И если раньше во время войны враг шел на переговоры, только когда уже догорали последние родные хаты, а ваши армии подходили к его столице, то в Civilization 5 возможны такие ситуации, когда на ваше мирное королевство нападает заведомо более сильный противник, но после нескольких неудачных наступлений легко соглашается на перемирие и даже какие-то контрибуции.

And no religion too
Sid Meier’s Civilization 5

Отмена в Civilization 5 религий как одной из ключевых игровых концепций была воспринята наиболее радикальными фанатами как чуть ли не главный повод лишний раз начать в интернете скандалы и крики на тему оказуаливания. На самом деле тут важно помнить, что в предыдущей, четвертой «Цивилизации» религии были чуть ли не главным объектом для шуток.

Во-первых, религии были уравнены по силе «проникновения» в массы, и стремительное развитие технологий в середине игры делало практически бессмысленными христианство или ислам — по механике игры к моменту их изобретения уже практически везде успевали проникнуть более ранние индуизм или конфуцианство. Во-вторых, юнитами-миссионерами, распространяющими вашу государственную религию, практически никто не пользовался — долго, неэффективно, да и утомительно. Наконец, в-третьих, в средневековье дипломатия между двумя странами с разными религиями обычно сводилась к реплике «умри неверный!» — что, как вы понимаете, несколько затрудняло торговлю и культурную экспансию.

Культурные люди

Рыцари — в позднем средневековье самый подходящий юнит для тех, кто хочет быстро и внезапно расширить свою империю.

Вообще, воевать в пятой «Цивилизации» — дорого, невыгодно и рискованно, да и зачем воевать, когда практически любой вопрос можно решить золотом? Ваши соседи по планете — страшные торгаши, и они с удовольствием предложат вам приобрести или обменять различные ресурсы, заключить соглашение в сфере научно-технического сотрудничества, а за хорошие деньги вам могут продать целые города.

Впрочем, необходимости иметь десятки городов в Civilization 5 нет. Последнее серьезное нововведение пятой части: благополучный рост ваших поселений возможен, только если ваши подданные довольны жизнью. То есть если раньше в «Цивилизации» уровень «роскоши» давал лишь минорные бонусы, то теперь сытость электората и его доступ к зрелищам — прямой ключ к успешному развитию страны.

В пятой части механика ненавязчивым образом заставляет вас так или иначе на определенном этапе переориентировать вашу варварскую нацию во что-то более-менее культурное. Без храмов, колизеев и шаманских капищ, увеличивающих «культурный уровень» городов, не будут расти границы вашей страны, а растущие границы — это постоянный доступ к новым ресурсам для растущего населения. Получается замкнутый круг: вам так или иначе приходится более-менее гармонично развивать свою цивилизацию, и все любимые читерские тактики типа «быстро изобрести порох и к 600 году н.э. вынести всех на планете» внезапно перестают работать.

Во время переговоров торгуйтесь не жалея сил: в Civilization 5 за хорошую цену соперники будут даже уступать вам свои города.

Civilization 5 вылизана и сбалансирована так, как и не снилось ни одной предыдущей части сериала, а механика избавлена от всех (давайте будем честными) ненужных элементов. Например, социальная политика теперь реализована как, вы уж простите за сравнение, прокачка «талантов» в онлайновой MMORPG типа World of Warcraft. Всего существует несколько «ветвей» с различными социальными моделями общества. Каждый ход все культурные строения и чудеса света, построенные в ваших городах, вырабатывают условную «культуру», которая со временем накапливается и позволяет вам выбрать следующий «перк» для своей цивилизации.

Наконец, пятая Civilization еще и очень прилично выглядит — на мощных конфигурациях игра выдает сочные топографические ландшафты с аккуратными модельками юнитов, натуральным туманом и пирамидами желтых барханов в пустынях. Конечно, при всех включенных деталях игра рано или поздно начнет притормаживать на поздних стадиях (когда буквально каждая свободная клетка или застроена, или занята юнитом), но в этом как раз нет никаких сюрпризов — «тормоза после начала индустриальной революции» вот уже двадцать лет считаются фирменной чертой всех без исключения игр сериала.

Civilization 5 — вершина развития классической механики «Цивилизации». Новейшая часть этой великой стратегии оказалась не просто нашпигованным деталями и сотнями новых юнитов ремейком с современной графикой, а первым за много лет серьезным переосмыслением всей серии. Все ключевые элементы игры (экономика, культура, строительство городов, боевые действия) были избавлены от утомительных деталей и сбалансированы с величайшей точностью. Из игры исчезло все лишнее, что так давно раздражало хардкорщиков и мешало новичкам. Двадцатилетней давности формула Civilization оказалась как никогда близка к идеалу.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Дождались? Ни разу за 20 лет и пять серий своей истории сериал Civilization не менялся настолько радикально. Если вы никогда до этого не играли в «Цивилизацию», а глобальные стратегии казались вам сложными и заумными — сейчас самое время начинать ломать этот стереотип.

Обычно мы стараемся давать в рецензиях хоть какой-то контекст, чтобы материал был понятен даже тем, кто ни слова до этого не слышал об игре, ставшей его темой. Но в случае с Civilization 5 позволим себе сделать исключение из этого правила. Потому что нет, пожалуй, на свете ни одного человека, который хотя бы теоретически мог зайти на наш сайт и не знал при этом, что такое «Цивилизация».

Каждый новый выпуск ключевого стратегического сериала – словно эпидемия, игровой эквивалент «Места встречи изменить нельзя», первые показы которого опустошали московские улицы не хуже Черной смерти. Не в последнюю очередь своим успехом франчайз обязан тому, что «Цивилизация» – это предсказуемо хорошие игры: знакомая концепция, известные правила, стабильно высокое качество дизайна. Но, готовясь к выпуску Civilization 5, разработчики объявили: теперь все будет иначе. В массах началась легкая паника.

Третье мое плечо

Пушки у границы это хорошо, но и прикрытие недурно бы обеспечить.

В заявлениях авторов пятой «Цивилизации» есть все же некоторая доля лукавства. В предрелизных разговорах картина вырисовывалась такая, что впору было изъять подзаголовок Revolution у консольной версии игры и приставить к названию пятой части. Святыни попраны, Земля изменила угол наклона, пала на третью часть вод звезда Полынь. Реальность, как всегда, чуть прозаичнее.

Действительно, в механику Civilization 5 авторы внесли несколько значительных изменений, но практически все они уже были озвучены в многочисленных интервью. Например, серьезно переработана военная система. Попрощайтесь с гигантскими армиями, вмещавшимися в единственную клетку на поле. Теперь в гекс (еще одно изменение, но, кажется, переоцененное) можно втиснуть максимум один военный юнит. На показатели атаки и обороны влияют еще и такие факторы как тип местности и. наличие рядом дружественных войск. Юниты, ощущающие поддержку с флангов, становятся заметно сильнее, поэтому первое, чему приходится учиться полководцу в Civilization 5 — это стратегически верное расположение бойцов и техники. Прибавьте сюда нормально (наконец-то) реализованные дальнобойные юниты, и сможете примерно оценить силу инновационного порыва Firaxis.

Война в Civilization 5 — это не просто куча-мала, в которую нужно время от времени подбрасывать пушечное мясо, а полноценные боевые действия, шахматы живыми фигурами. Объявляя соседу войну, вы не закидываете его шапками, а подтягиваете к границам тщательно подобранную армию, размещаете в задних рядах тяжелые орудия, посылаете за полководцами, чье присутствие на поле битвы придает солдатам уверенности в себе. В общем, планируете серьезную операцию.

С миром

Всесильная наука в определенный момент дарит наземным юнитам способность трансформироваться в корабли. Защиты у них никакой, но перебрасывать войска удобно.

Но война — лишь часть «Цивилизации», причем зачастую — далеко не самая важная. Для пацифистов, играющих исключительно за Ганди, в Civilization 5 тоже припасено кое-что новое. Например, города-государства, которые не участвуют в общей гонке за главным призом и вообще — почти не интересуются геополитикой (разве что время от времени попросят устранить конкурента или помочь отбиться от варваров), но зато при правильном обращении способны подарить миролюбивому игроку дипломатическую победу. Угадайте, кто станет в первую очередь голосовать за вас на выборах в ООН? Конечно младшие братья.

Чужие города теперь можно не только сходу аннексировать, но и устанавливать на занятых территориях марионеточное правительство, избегая таким образом общественного недовольства (поднимается по мере появления в империи новых городов и роста населения). Правда, таким в этом случае вам придется забыть о прелестях прямого управления территорией — о возможности указывать, что строить и к чему стремиться — и удовлетвориться регулярной данью.

Одиночество

У Сулеймана добрые глаза, но доверять ему мы все же не стали бы.

Компьютерные соперники, бывает, ведут себя крайне интересно даже на относительно невысоких уровнях сложности. Иногда даже кажется, что они на самом деле строят против вас козни и шепчут в спину ядовитые гадости, когда вы отворачиваетесь от монитора. Временами даже складывается впечатление, что AI умеет. притворяться.

В том, что даже дружественная держава способна внезапно вонзить вам в спину нож, ничего удивительного нет. Интересно другое — выбор момента. Даже если сосед всю игру буквально надышаться вами не может, не обольщайтесь. В самый неподходящий миг, именно в то мгновение, когда вы ничего не можете с этим поделать, может последовать неожиданный удар, который прервет вашу блестящую карьеру и обратит надежды на мировое господство в прах. В Civilization ваши единственные настоящие друзья — армия, флот и ученые. Все остальное — случайные, ничего в отдаленной перспективе не значащие знакомства.

Новгородские слоны

Ну и конечно, Civilization — это по-прежнему главная игра на свете для всех любителей переписывать историю. В этом мире возможно все. Здесь богатство России может внезапно прирости не Сибирью, а Меккой и Мединой. Здесь ацтекам ничего не стоит сокрушить французское войско и сделать Францию индейской, оставив старым хозяевам какой-нибудь крохотный островок в обмен на обещание пожизненных контрибуций. Тут Санкт-Петербург становится русской китобойной столицей, а Вашингтон обороняют лучники на колесницах. Вряд ли найдется на свете другая стратегическая игра, которая, как и «Цивилизация» была бы до краев полна невероятных историй.

Вообще, разработчикам удался удивительный трюк: они освежили всем известную и привычную стратегию, но сделали это настолько изящно и тонко, что не повредили хрупкой ткани игры. Фактически — не переделали ее, а дополнили. То, что получилось в результате, одновременно и манит своей новизной, и с первых ходов успокаивает: без нервов, эту игру ты уже знаешь.

Возможно, к Civilization 5 и можно было бы предъявить какие-то претензии, но нам как-то ничего не приходит в голову. Это очень хорошая. нет, пожалуй даже эталонная глобальная стратегия. Вариативная, глубокая, но при этом дружелюбная и открытая. Таких игр, бесспорно, стоит ждать по несколько лет, потому что и играть в них потом можно практически до бесконечности. А уж до выхода новой версии — так наверняка. Если вы любите стратегии, обязательно порадуйте себя новой «Цивилизацией». Если же нет. то все равно порадуйте.

Время действовать

За всю свою почти девятнадцатилетнюю историю серия Civilization мало менялась, оставаясь верной традициям и своему создателю, Сиду Мейеру. Конечно, при желании можно вспомнить «пересадку» глобальной стратегии на трехмерный движок и появление в игре полноценных видеовставок, но все это, согласитесь, продиктовано исключительно техническим прогрессом — ростом мощности «железа» и требованием масс традиционных «хлеба и зрелищ». А вот концептуально серия Civilization год от года менялась мало — все изменения, произошедшие со времен оригинала, перечислят разве что самые преданные поклонники игры.

Именно поэтому, когда 2K Games дала добро на радикальные реформы, сотрудники Firaxis Games принялись с усердием избавляться от лишнего балласта и добавлять приятные мелочи. Например, кому сейчас нужна продвинутая дипломатия, контролирование налогов в собственном государстве и шпионаж? Вместо этого получайте возможность общаться с лидерами наций напрямую, красивый «туман войны», шестиугольники вместо квадратов и обычную картинку со словами из Библии при постройке очередного чудеса света. Не сказать, чтобы произведенные изменения Civilization V сократили «железные» аппетиты игры. Даже наоборот, стратегия стала более требовательной по отношению к ресурсам. На первых порах отсутствие рекомендуемого объема оперативной памяти можно даже не заметить, но в конце партии о мощности компьютера задумываешься не раз — расчет хода порой занимает по полминуты, а частота кадров заметно «проседает».

Читайте также: