Chrono trigger обзор

Обновлено: 04.07.2024

Дорогие друзья! Рад вам представить мою первую попытку написания рецензии к игре. Да не к простой игре, а к своего рода легенде своего времени. В самом названии игры кроется суть её оригинальной концепции, связанной с перемещениями во времени и последствиями этих перемещений. Однако в нём же кроется и происхождение игры, и связанные с этим побочные эффекты. Я не буду затрагивать моменты, связанные с разработкой игры, однако неслучайно команду людей, которые делали игру, на Западе именуют не иначе как dream team (команда мечты). В этой игре превосходно практически всё, начиная от музыки и заканчивая графическим исполнением. Для начала мне бы хотелось поведать уважаемым читателям то, при каких обстоятельствах я заинтересовался этой игрой и приобрёл её.
Дело было зимним днём 2009 года, когда я, увлечённый решением своих сиюминутных проблем, решил поиграть на своём уже капитально устаревшем на данный момент PC. Играл я, как обычно, в свою любимую Diablo 2 с установленным дополнением Lord of Destruction. И вот, проходя ее, наверное, раз в двадцать пятый, я глубоко разочаровался в концепции этой игры, которая на фоне бесконечного развития персонажа (в дальнейшем я буду называть это «кач») и опустошённых декораций ничего большего не предлагала. Очень странно, но именно это стало той последней каплей, после которой я пришёл к выводу, что нужно завязывать с играми вообще, поскольку в них нет того совершенства, которое я искал, пытаясь уйти от несовершенного реального мира. И ведь это вполне логично, ведь игры и игровая индустрия есть порождение этого же самого мира, в котором мы с вами живём, со всеми его плюсами и минусами. И в этот миг я решил, подобно известному французскому просветителю Руссо, идти к корням, но, конечно же, не в том смысле, который подразумевал мыслитель. После чего мной была приобретена новенькая Super Nintendo entertainment system американского образца.
С этого момента я играл, играл и играл, покуда у меня было свободное время. Вначале игры меня стали неприятно поражать своим аскетизмом, но я стал вспоминать те моменты детства, когда я мог встать в 6 утра только для того, чтобы быстрее кинуться играть на своей любимой Супер-Нинтендо (той приставки сейчас нет, поскольку пришлось её продать в связи с разочарованием в некоторых европейских ценностях, а вместе с ними - и в формате PAL). И проходя игру за игрой, я уже мог к тому моменту признать, что это были действительно великие игры своего времени, внёсшие значительный вклад в общее развитие игровой индустрии, но тут мне на глаза попалась удивительная игра, которая досталась мне с трудом на всем известном международном аукционе. Эту игру я решил приобрести сугубо из-за положительных отзывов, которые в изобилии наполняли своим сладостным присутствием сеть Интернет. И это был ОН, великий и ужасный Chrono Trigger!

Первый взгляд на коробку с игрой, на инструкции и прочую имевшуюся в наличии документацию не воодушевил меня, поскольку уж очень мне не по нраву был стиль игры, полный какой-то детскости и вызывающе отрицающий даже любой намёк на реализм. Это проявлялось и в самом характере рисунка, и в тех фортелях, которые вытворяли персонажи на маленьких плакатах, которые находились среди документации к игре. Однако я заметил сразу же и один позитивный момент, который заключался в том, что в игре имелась не одна и не две карты мира. Это навело меня на мысль о том, что, возможно, в этой игре имеется необычайное разнообразие всего чего угодно, если в ней не один и не два мира. В общем, итогом стало то, что ваш покорный слуга дал себе установку на то, что в ближайшие выходные он таки возьмёт всю документацию к игре и прочтёт её детально от корки до корки, чтобы выяснить, чем же эта игра так велика (про запуск игры и мысли не было, ибо уж слишком примитивной показалась она мне на первый взгляд).
Вот и настали выходные, и я осторожно разложил на столике всю документацию к игре, включая и сопутствующие предметы в виде картриджа, коробки, карт-плакатов и иного. Начав чтение, я уже не в силах был остановиться, поскольку был покорён сюжетом, простой и в то же время изысканной игровой механикой, а также упоминанием в конце руководства пользователя того факта, что в игре имеется множество различных концовок. После изучения всей документации я решил, что на следующий день я непременно начну играть.
С наступлением следующего дня я действительно взялся за эту игру, переборов своё предубеждение против старых приставочных игр (которое заключалось не в чём ином, как в том, что я считал их слишком простыми и убого выглядящими). Первое, что меня поразило, - это была графика.
Дело в том, что последней игрой из того жанра, к которому принадлежит и рецензируемая игра, в которую я играл, была Final fantasy 7 для PC. Конечно, здесь, в отличие от вышеупомянутой, мне не хватало видения того, какое оружие реально находится в руках у героев, каких-то деталей, связанных со сменой обмундирования. Тем не менее, самым главным явилось то, что графика в этой игре мне показалась более красивой из-за своей плавности, отсутствия острых и неуклюжих углов, топорных персонажей, которые словно вышли из мастерской папы Карло, и ряда других моментов, вроде громадного бюста некоторых героинь. Почему-то в своё время именно эти вещи мне запомнились в отношении графической составляющей Final Fantasy 7, и я был рад, что при некоторой схожести стиль Chrono Trigger отличался в сторону большего изящества при общей простоте.
Персонажи представляют собой фигуры вполне нормальной пропорции, без гипертрофированных форм, и в игре даже представлена мимика героев, которая порой помогает глубже понять эмоции и ощущения героев по поводу как конкретной ситуации, так и положения вещей в целом. Как ни странно, у меня не возникло желания видеть какую-то прямую переделку этой игры с прикрученной трёхмерной графикой (о чём порой доводится читать на некоторых форумах). Эта игра именно красива в своей двухмерности, которая подчёркивает её простоту и умение разработчиков из знаменитой фирмы Squaresoft создавать великолепные игры не за счёт навороченности оборудования, а за счет собственного таланта и навыков работы с тем, что есть. Стиль и графика многих игр на SNES мне кажутся несколько несоответствующими моему избалованному восприятию, но я никак не могу сказать этого про данную игру. Ещё одним бесспорным достоинством является то, что графика здесь является неотъемлемой частью сюжета и даже игрового процесса (к примеру, во второй мини-игре на ярмарке тысячелетия).У вас ни на секунду не возникнет ощущения, что имеется кардинальное расхождение между тем, что вы видите, слышите и во что играете.

Касательно музыки важно отметить тот факт, что к её созданию приложили руку известные на данный момент игровые композиторы Yasunori Mitsuda и Nobuo Uematsu. Это во многом говорит само за себя, но, тем не менее, невозможно не отметить того, что каждая мелодия, созданная на достаточно ограниченном для Супер-Нинтендо оборудовании, идеально вписывается в окружающую обстановку, отлично, наряду с мимикой, иллюстрируя сиюминутные эмоции персонажей и их глубокие переживания (чего стоит только композиция At the bottom of the night, которая проигрывается в особо значимые и трагичные для какого-либо персонажа моменты). Также каждый из шести очевидно основных персонажей имеет свою индивидуальную мелодию, которая проигрывается при первой встрече с персонажем и также в некоторые другие моменты.
Музыка в этой игре играет и важную роль в отношении того, что в то время разработчики в принципе не могли передать посредством воспроизведения речи персонажей (видимо, дело просто в ограничении, которое накладывает оборудование). В конце концов у меня даже возникло ощущение того, что я отлично понимаю тональность того, что говорят персонажи. Опять же, это всё благодаря музыке, которая когда надо накаляется, а затем плавно спускает обороты. Относительно звукового сопровождения также хочется сказать, что оно великолепно. Конечно, не хватает звука шагов или шорохов, но вспоминая год выпуска игры (1995), ей это легко прощаешь. Битвы также достаточно хорошо озвучены. Так, например, каждый специальный приём, выполняемый в битве, имеет своё особое звуковое сопровождение, которое также придаёт ему уникальности (в следующий раз вы его точно не спутаете не с чем).

В отношении игрового процесса ключевым словом явится, пожалуй, слово «сбалансированный», что, честно говоря, для меня явилось небольшим открытием, ибо я наивно полагал, что раз игра была выпущена аж в 1995 году, то, значит, она должна быть практически лишена баланса. Всё в игре вертится вокруг шести основных играбельных персонажей, у каждого из которых есть свои так называемые techs (специальные приёмы по своей сути) Я не буду углубляться в характеристику каждого героя, поскольку это уже сделано не раз и не два на соответствующих тематических сайтах, однако скажу, что в целом каждый из них действительно неповторим (а игра использует очень схожую систему боёв с той, что используется в серии Final Fantasy). Ещё более важно то, что у этой неповторимости есть и уникальный коллективный дух, поскольку способности персонажей могут сочетаться, давая комбинации с совершенно разным эффектом. Это также даёт богатую почву для обыгрывания различных игровых ситуаций различными способами, ведь в партии могут находиться только трое героев (причём по ходу игры даётся сюжетное объяснение данному обстоятельству) Что немаловажно, в игре нет откровенно слабых или сильных героев, поскольку каждый из них хорош по своему в различных ситуациях. К примеру дикарка Ayla не обладает способностями к магии, однако очень сильна физически, что делает её превосходной для расправы с сильными, но не наделёнными особой защитой от физических атак противниками.
Особо важным мне показалось то, что в этой игре не нужно убиваться по поводу прокачки, поскольку уровень злодеев в игре достаточно чётко соотносится с уровнем героев, и у вас мало шансов в случае выполнения всего что положено по сюжету оказаться в ситуации, когда вы окажетесь один на один с монстром, для уничтожения которого надо ещё 10, а то и более уровней (что у меня лично было в Final Fantasy 7). Во многих ситуациях, в принципе, вообще можно избежать боя либо просто обойдя врагов на основной карте, либо просто сбежав с поля боя. Однако в роли регулятора, который не даёт игре превратиться в игру жанра adventure, выступают боссы. Именно для них и приходится драться, наращивая таким образом опыт и получая драгоценные tech points, при наборе определенного количества которых персонажи осваивают новые приёмы. В игре есть (что естественно для игр подобного рода) большое количество различных предметов, которые, что немаловажно, играют значительную роль в игровом процессе путём либо восстановления здоровья и магических очков героев, либо же их усиления, а то и вовсе для продвижения сюжета. В общем, ничего лишнего среди предметов нет, и это, на мой взгляд, весьма правильно. В принципе это же можно и сказать про оружие, броню и аксессуары для персонажей (они кстати увеличиваю иногда не только чисто числовые параметры персонажей, но и дают некоторые уникальные способности).
Своеобразным моментом в игре являются и мини-игры, которые лично мне не особо понравились, хотя весьма милы и в целом не напрягают (хотя есть и исключения). К счастью, они не являются тем моментом, который является существенным для прохождения игры (хотя для открытия секретов ситуация не так однозначна). Есть даже достаточно незамысловатые гонки, за победу в которых, в общем-то, не стоит ждать чего-то сверхъестественного. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в этой игре роль мини-игр в целом ощутимо снижена по сравнению с Final Fantasy. И мне это только по душе.

Как по душе мне и великолепный сюжет этой игры, который целиком закручен на частых перемещениях во времени. При помощи этих перемещений можно менять ход событий и их последствия (но не слишком радикально, это ведь всё-таки SNES). Этим же и объясняется наличие нескольких концовок в игре. Смысл игры заключён в борьбе с бессмертным существом, которое все называют Лавос и цель которого, естественно, не в благополучии мира, в котором происходит действие. В определённый момент игры это существо становится доступным для битвы в любой момент, и уничтожив его в этот самый миг, возможно получить новую концовку (самое важное - выяснить, где этот момент). Здесь, конечно, есть одна деталь, заставляющая немного подумать, но неплохо бы пройти игру разок, чтобы выяснить её окончательно. Совершенной банальностью будет сказать и то, что сама подача сюжета на традиционно высоком для Squaresoft уровне. Когда я играл, у меня складывалось впечатление того, что сюжет с его неожиданными разворотами и вывертами просто бесконечный. Однако в игре есть момент, когда вы можете определиться в своих самостоятельных действиях, перестав подчиняться линейной схеме сюжета. То есть, в принципе, переигрывать эту игру можно не раз и не два (ваш покорный слуга прошёл её дважды). И всё-таки мне немного не понравилось в развитии сюжета по ходу действа то, что там всё-таки нет подлинной нелинейности, которая позволяет перевернуть события совсем снизу вверх (хотя, в принципе, из тех игр, что я играл, я её нигде не видел). Вроде бы есть и ситуации с моральным выбором, но всё же они практически ни на что не влияют (например, интереснейшая ситуация с судом над главным героем оказывается, в принципе, достаточно однозначной при любых действиях игрока). Хотя, конечно, это всего лишь мелкий недочёт, на самом деле, и зацикливаться на нём не стоит, особенно принимая в расчёт год выпуска игры. А вот исключительно положительным является момент, связанный с тем, что для каждого ключевого персонажа в игре есть небольшой промежуток, отведённый для раскрытия его характера и объяснения мотивации. Более того, все эти моменты удачно вписаны в канву основного сюжета.

Прошло уже более 25 лет с выхода эпической adventure-RPG от Square (в последствии ставшей Square Enix ) под названием Chrono Trigger . Обворожительный каст персонажей и фантастическая история в жанре фэнтези, позволила этой видеоигре занять первое место в бесчисленных топах jRPG и войти в историю как одна из величайших игр. Позже игра получила переиздание на PlayStation , как часть Final Fantasy Chronicles . Но, хотя, эта версия и вмещала в себе несколько новых функций, таких как аниме-ролики и подробный бестиарий, ее существенным недостатком были частые и длительные загрузочные экраны. В версию для Nintendo DS добавили несколько новых локаций и перенесли все дополнения, которые были на PS , а также разработчики переделали финал игры, связывав события этой части со следующей частью серии Chronо - Chrono Cross .

Королевство Гвардия празднует свою тысячелетнюю годовщину. Молодой Хроно, который проспал начало веселий, спешит на торжество, чтобы не пропустить демонстрацию последнего творения его друга и изобретателя Лукки. Спеша попасть на праздник, он сталкивается с Марли, веселой и задорной девочкой. Хроно кажется, что они уже встречались, но он никак не может вспомнить где именно. Тем временем, девочка уговаривает его провести ей небольшую экскурсию. Хроно соглашается исполнить ее просьбу и приводит свою новую подругу на шоу Лукки. Во время демонстрации, экспериментальное устройство телепортации ученого дает сбой, отправляя Марли в путешествие по пространственно-временному континууму. Вооружившись только деревянным мечом, Хроно следует за своей подругой в прошлое, тем самым положив начало долгому и трудному приключению.

Во время своего путешествия, Хроно и его друзья встречают множество интересных персонажей - средневекового рыцаря Фрого, которого жестокий Дьявол превратил в лягушку; человекоподобного робота Робо, увлекающегося садоводством и невероятно сильного вождя доисторического племени Эйлу. Вместе все эти герои будут пытаться остановить сущность по имени Лавос, который хочет полностью уничтожить мир. Но прежде чем они доберутся до Лавоса, отряду Хроно придется сразиться с не менее ужасными злодеями - Азалой, холодной и расчётливой королевой расы сверхразумных динозавров и Магусом, волшебником, размахивающим косой. От начала и до самого конца (кстати, концовок в игре аж 14!), Chrono Trigger дарит игрокам красивую историю; особое внимание эта видеоигра уделяет развитию характеров персонажей. Это трогательное путешествие сможет растопить сердца даже самых черствых людей.

Возможно, современному геймеру некоторые аспекты геймплея Chrono Trigger покажутся странными. Боевая система видеоигры позволяет трем членам Вашего отряда атаковать по отдельности или комбинировать свои удары, создавая двойную или тройную комбинацию атаки, которая наносит много урона. Случайных встреч здесь нет, поэтому если Вы захотите, Вы можете пропустить большое количество боев игры. Сюжет Chrono Trigger завязан на путешествиях во времени, поэтому любое принятое Вами решение может повлиять на будущее Вашего игрового мира. И в большинстве случаев, Вы даже не будете замечать этого. Например, во время Тысячелетней Ярмарки в самом начале игры Вы принимаете некоторые решения, которые впоследствии повлияют на всю вселенную Chrono Trigger . Этот причинно-следственный аспект геймплея учит Вас задумываться о последствии Ваших действий и заставляет тщательнее продумывать свой выбор.

В дополнение ко всему бонусному контенту, который присутствовал в версии для PlayStation , Chrono Trigger для Nintendo DS включает в себя дополнительную схему управления сенсорным экраном, две новых локации, Затерянное Святилище и Мироворот, а также Арену для битв с монстрами. Локация Мироворот содержит квесты, которые связывают эту часть со следующей, Chrono Cross . А Затерянное Святилище является областью, которая одновременно существует в двух разных эпохах. Но, к сожалению, задания там скучные и они не имеют никакого отношению к основной истории Chrono Trigger . Арена позволяет Вам выбрать любого монстра и научить его сражаться с другими монстрами. Побеждая в боях на Арене, Вы получаете различные полезные предметы для Вашего инвентаря. Как и Затерянное Святилище, Арена не связана с сюжетом игры, хотя здесь можно выбрать себе противника по локальному кооперативу и выяснить, чей монстр сильнее. Может это и звучит весело, но этот режим быстро надоедает своей однообразностью.

Визуально Chrono Trigger очень красивая игра. Богатая, основанная на спрайтах графика, невероятные перспективы и красочные эффекты заклинаний выглядят впечатляюще, особенно на DS . Про саундтрек видеоигры можно говорить очень долго, ведь знаковые композиторы Ясунори Мицуда и Нобуо Уэмацу создали настоящий шедевр, который поражает своей эпичностью и в тоже время трогательностью.

Chrono Trigger - это фантастическая комбинация превосходного изложения истории, игрового дизайна, музыки и геймплея, который выдержал испытание временем и должен рассматриваться как "must play" для каждого любителя ролевых видеоигр. По сей день, эта игра считается одним из лучших представителей своего жанра. Она неоднократно входила в различные топ 100, а также списки "самих лучших игр" таких гигантов игровой журналистики как IGN, Gamespot и Eurogamer. Возможно, дополнительный контент игры не соответствует общему качеству игры, но все остальное в этой видеоигре это просто шедевр.

Вместо спасибо ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Будет еще много интересного :)

8 слов, которые ставят перед выбором: слитно или раздельно

8 слов, которые ставят перед выбором: слитно или раздельно

Мужчина доставил своего пьяного друга до дома в магазинной тележке

Мужчина доставил своего пьяного друга до дома в магазинной тележке

Вручение премии «Мы рядом, ради перемен»

16 самых дорогих фотографий, сделанных в СССР

Сорока наелась забродивших яблок

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов

Нескучные будни эйчаров и ещё более сложные дни для соискателей

Нескучные будни эйчаров и ещё более сложные дни для соискателей

Не довез: выливающаяся из цистерны грузовика жидкость напугала автомобилистов

Не довез: выливающаяся из цистерны грузовика жидкость напугала автомобилистов

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь

Понять себя и всех вокруг: 30 лучших книг по психологии

Понять себя и всех вокруг: 30 лучших книг по психологии

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое

Несколько весьма впечатляющих сбоев в матрице

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский

В 2022 году россияне получат новые деньги

Лучшие способы быстро избавиться от боли в горле

Тест по фильму "Побег из Шоушенка"

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту

Сцена освобождения заложника с необычного ракурса

27 необычных применений обычных вещей

Маленькая, дешевая, но все же очаровательная машина, о которой вы никогда не слышали

Маленькая, дешевая, но все же очаровательная машина, о которой вы никогда не слышали

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список

Как избавиться от синяка за 3 дня

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Похоже, Симпсоны с СССР 2.0 были правы: красные на броне вошли в Тольятти

Почему в СССР использовали чугунные трубы, если пластиковые уже существовали?

Почему в СССР использовали чугунные трубы, если пластиковые уже существовали?

На грани трэша и шедевра — 9 советских фантастических фильмов про космос

На грани трэша и шедевра — 9 советских фантастических фильмов про космос

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

Глава СК Бастрыкин лично наградил заступившегося за девушку в метро Романа Ковалёва

30 зверюшек-плюшек, которые похудели и теперь отлично выглядят

30 зверюшек-плюшек, которые похудели и теперь отлично выглядят

"Катюша" - любимый аксессуар японок

Коллекция приколов на Автотему

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Москвичи рассказали, как их продали в рабство на Кавказе

Сборная России по футболу обыграла команду Словении. Что дальше?

Сборная России по футболу обыграла команду Словении. Что дальше?

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу

ПравоохрЕнители: избиение задержанного обещали прекратить за 20 тысяч рублей

ПравоохрЕнители: избиение задержанного обещали прекратить за 20 тысяч рублей

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки

Поставка автомобилей «Москвич» 408/412 на экспорт

Интересный ретро-самосвал для доставки угля в частные дома

Интересный ретро-самосвал для доставки угля в частные дома

"Еще раз крикнешь!": десантник из Питера отоварил лопатой скандировавших "Слава Украине"

"Еще раз крикнешь!": десантник из Питера отоварил лопатой скандировавших "Слава Украине"


Мы живем в весьма интересные времена. На мировом рынке электронных развлечений как раз сейчас разворачивается эпохальное сражение, в котором сошлись три гиганта индустрии, вооруженные своими новейшими разработками. PS3, Xbox 360 и Nintendo Wii уже вовсю кромсают друг друга в борьбе за право называться самой успешной видеоприставкой нашего времени, и первым упасть на колени не желает никто. Что ж, тем интереснее и веселее нам, потребителям, ведь наблюдать с безопасного расстояния за тем, как дерутся крупные дядьки, — это и впрямь ни с чем не сравнимое удовольствие. Ну а поскольку большие шкафы громче падают, то мы наверняка еще увидим некоторое количество зрелищных кульбитов.

Но это сейчас. А ведь приставочные войны идут ох как давно. NES vs. Master System, PS vs. N64, PS2 vs. Xbox vs. GameCube — при желании этот ряд легко можно продолжить и дополнить по вкусу другими чертовски интересными противостояниями, но он явно будет неполным без упоминания еще одной "сладкой парочки" — SNES vs. Sega Mega Drive.

Вероятно, многие в наших краях хотя бы раз да слышали о шестнадцатибитной видеоприставке Super Nintendo. Когда-то она являлась по большому счету единственным серьезным конкурентом Sega Genesis/Mega Drive, о которой, в свою очередь, наверняка знают все. Консоли получились у производителей на удивление равными. О победе нокаутом какой-либо одной из них не могло быть и речи, ибо соперники оказались достойными друг друга. По техническим характеристикам они шли буквально ноздря в ноздрю. Даже если один и превосходил другого по некоторым параметрам, то у последнего обязательно находился симметричный ответ.


Так, Mega Drive могла похвастаться более мощным центральным процессором, в ответ на что Super Nintendo немедленно вытряхивала из рукава способность отображать большее количество цветов и дополнительный сопроцессор, позволяющий демонстрировать на экране некоторые элементы 3D- графики. В общем, битва за кошельки покупателей шла между ними нешуточная. Любопытно, что, появившись в продаже заметно раньше, чем Super Nintendo, Mega Drive пришлось повоевать еще и с NES (Nintendo Entertainment System, или Dendy), вытеснить которую с рынка оказалось не так уж просто, даже несмотря на свое очевидное техническое превосходство. Короче, несмотря на трудности, "мегадрайву" удалось-таки закрепиться на троне, и проект в целом можно оценить как очень успешный. В конце концов, благодаря грамотной маркетинговой политике и поддержке со стороны производителей игр, Nintendo уже со своей SNES (Super Nintendo Entertainment System) все-таки удалось отбить у Sega сначала японский, а затем и американский рынок, но ее господство продолжалось недолго. В девяносто шестом году на сцену вышла Sony и "зарулила" всех, кого только можно. Весело сегодня смотреть на итоговые цифры количества произведенных консолей (28,5 миллионов у Mega Drive против 48 миллионов у Super Nintendo) и сопоставлять с нашей действительностью. Ни я, ни кто-либо из моих друзей-знакомых ни разу не видел SNES "вживую", а "мегадрайвы" — вот они, на каждом углу валяются. Бери — не хочу.

Та же история и с играми. Sega душила соперника "сониками" и массой динамичных экшенов, ну а Nintendo, как могла, отмахивалась с помощью Марио и его банды. Кроме того, SNES известна тем, что именно на ней вырос и расцвел буйным цветом жанр JRPG. О его отличиях от того, что принято называть просто RPG или CRPG, мы особо распространяться не станем. Просто закатаем рукава повыше и засунем руку по локоть в гору разномастных представителей жанра, хорошенько там пошурудим и вытащим первого, за кого удастся хорошенько ухватиться.

. Итак, кто здесь у нас. Chrono Trigger. Неудивительно: остальные проскочили сквозь пальцы. Попался самый "толстый" и "увесистый". Начнем издалека.


Рискуя навлечь на свою голову народный гнев и тучи гнилых помидоров, скажу, что, по моему мнению, большинство обозревателей и пользователей склонны сильно преувеличивать значение навороченных сюжетов в компьютерных играх, фильмах и, чего уж там, даже книгах. Все исправно вписывают цифирки в графу "сюжет" итоговой оценки, в то время как совершенно не понятно, что же скрывается за этим уже примелькавшимся словом. Простой пример. Замечали ли вы, что есть люди, которые умеют и которые не умеют рассказывать анекдоты? А обращали ли внимание на то, что два разных человека могут поведать одну и ту же историю, причем делать это почти слово в слово — и при этом достигнутые результаты будут диаметрально противоположными? В одном случае вы, возможно, лишь недоуменно пожмете плечами, а в другом будете внимать, раскрыв рот, а потом вам сведет скулы от приступа дикого хохота. Но ведь сюжет-то один! Едем дальше. Есть люди, которых интересно слушать, с которыми легко общаться вне зависимости от того, что они делают или говорят. Более того, такой человек просто покажет палец — и вы зайдетесь от смеха. В чем тут может быть дело? Возможно, в том, насколько этот человек вам симпатичен. Возможно, в каких-то его личных качествах. Ну, а какую оценку поставить этому сюжету? Тому, который про палец.

Смею полагать, что если спроецировать эту ситуацию на игры, то получится нечто похожее — и то, что мы вкладываем в незатейливое слово "сюжет", окажется своего рода производной от многих качеств проекта, среди которых количество текста и видеороликов играет далеко не ведущую роль. Более того, если тайтл вас не цепляет, то эти самые сюжетные перипетии только раздражают и камнем на шее тянут продукт на дно.

Если вы повидали на своем веку достаточное количество игр, то для вас несложно определить, где чисто сработанный высокобюджетный блокбастер, где, быть может, не самая дорогая, но добросовестно, талантливо и с душой сделанная игрушка, а где — откровенная, гнусная, наглая и бессовестная халтура. Так какую же позицию в этой системе координат занимает наш сегодняшний пациент? Вот и посмотрим.

Строго говоря, сейчас Chrono Trigger просто не в состоянии завести привередливого игрока с пол-оборота. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы без особого труда найти тому причину. Все-таки SNES — это достаточно старая платформа, и Square, работая над проектом, находилась в очень жестких тисках технических ограничений. Посему не ждите умопомрачительной графики, ярких спецэффектов и звука Dolby Surround. Просто начните игру — и вероятность того, что через каких-нибудь полчаса вы и вовсе позабудете об этой проблеме, возрастет многократно. Масштаб тайтла действительно впечатляет. Уже после просмотра начальной заставки, выполненной в виде нарезки фрагментов из ожидающих нас приключений, становится ясно, что мы не зря сюда зашли. Приятная музыка, естественно, прилагается.

Что до самой игры, начинается она довольно неспешно. Главный герой выходит поутру из дома и отправляется на городскую ярмарку, где его "повернутая" на технике подруга должна продемонстрировать благодарной публике свою новейшую разработку. Эксперимент, понятное дело, проваливается — и вместо мирного телепортатора герои получают на свою голову всамделишную машину времени и кучу приключений в нагрузку. Вот тут мы потихоньку и подплыли к самому главному. Как уже говорилось выше, графикой Chrono Trigger сегодня никого наповал не сразит. Но и говорить о том, что он "рожей не вышел" также не приходится. Все сработано очень чисто, аккуратно и в то же время незатейливо. Хотя полюбоваться здесь есть на что, и некоторые локации вы будете рассматривать, раскрыв рот от удивления. Ручная работа, что тут еще сказать?! То же самое можно отнести и к звуковому сопровождению. Перед сценаристами хочется снять шляпу, ибо они явно поработали на совесть. Более того, разработчики из Square каким-то образом при помощи своих достаточно скудных средств ухитрились сделать так, что эту историю хочется дослушать и досмотреть до конца. Почему? Загадка. Сюжет (кинул грабли и сам же на них уверенно наступаю) особой глубиной не отличается, откровений не являет, и назвать его шедевральным вряд ли у кого повернется язык. Но вот подан он очень грамотно и старательно. Задача дизайнеров осложнялась историей, в которой все замешано на путешествиях во времени, а так как размах у них получился воистину титанический, вероятность того, что где-то они запутаются, а где-то будут вынуждены схалтурить, была ну очень велика.

Однако, как ни странно, все обошлось. Ни один из элементов, составляющих игру, явно не выпячивается вперед. Нет и явных провалов. Все выполнено примерно на одном, причем очень высоком, уровне. В результате CT смотрится очень органично и цельно. Вещь в себе. Ни добавить, ни отнять. Между прочим, зря я, наверное, ругался на сюжет. Некоторое количество неожиданных и интересных оборотов он вам подарит. Особенно понравилась сцена в суде. Во-первых, тем, что она отлично нарисована, а во-вторых — нетривиальным развитием событий. В ней главного героя долго допрашивают, вызывают свидетелей, в один голос вопящих в духе "да-да, отличный парень!", ну а затем быстренько оправдывают. и ведут казнить. Очень оригинально, не находите? Ну не приглянулся Chrono одному местному авторитету. Бывает.

С ролевой системой также все в порядке. Разобраться в ее тонкостях не составит особого труда: ничего сверхсложного она из себя не представляет. Бои, как водится, пошаговые. Правда, в самом начале игры вам дается возможность выбрать один из двух режимов битвы, но отличаются они лишь тем, что во втором из них монстры, накопив силы для удара, не ждут, пока игрок сделает свой ход, а атакуют сами. То есть в этом случае "щелкать клювом" строго не рекомендуется. Не хочешь суетиться и лишний раз дергаться — выбирай режим Wait и обдумывай каждое свое действие сколько влезет. Вещи, оружие, доспехи, несколько сопартийцев на выбор с соответствующим набором прокачиваемых навыков — все это прилагается и исправно работает.

А теперь — внимание! Игра эта, как сейчас говорят, воистину эпическая. В ней ровно тринадцать различных концовок, и каждое ваше действие по ходу дела может повлиять и, скорее всего, повлияет на конечный результат.

Плохая новость, которая наверняка многих отпугнет и отсечет от проекта значительную часть аудитории. Дело в том, что здесь нужно читать. Читать много. По-английски. Ну, в крайнем случае по-японски. Chrono Trigger с быстрым проматыванием диалогов можно сравнить разве что с игрой "в очко" "на интерес", т.е. не на деньги и даже не на щелбаны. Ежу понятно, что никакого смысла такое занятие не имеет. С другой стороны, если вы все- таки сядете за монитор, то получите дополнительную бесплатную возможность улучшить свой английский/японский. Да и невыполнимых задач игра перед вами не поставит: изложено все достаточно просто, и для погружения вполне хватит даже начального уровня владения языком. Ну и хороший словарь, ясное дело, не помешает.

Надо бы еще к чему-нибудь придраться. Так, чисто для галочки. Мне вот, например, не понравились некоторые рядовые враги. Все-таки это не дело — драться с какими-то там абстрактными кубиками и шариками. А еще с овцами! Нам, понимаешь ли, подавай зверских демонов из самых глубин преисподней. Да хоть самому Сатане хвост накрутить — вот достойная задача. К счастью, разработчики это прекрасно понимают, и к главврагам претензий быть уже не может.

Вывод: Если вы решили ознакомиться с классикой жанра на SNES, то лучшего претендента не сыскать (Final Fantasy — это все-таки отдельная песня). Этой же игрой можно, в принципе, и ограничиться, т.к. хватит ее надолго. Вообще, у CT совершенно дикое количество фанатичных поклонников, которые едва ли не с лупой изучили каждый аспект проекта, начиная с графики и заканчивая тем, как стыкуются между собой различные сюжетные моменты. И претензий что-то не слышно. Совсем. Отовсюду раздаются лишь восторженные восклицания, причем со временем меньше их не становится. Подытоживая все вышесказанное, в двух словах можно охарактеризовать Chrono Trigger как "с душой сделанный блокбастер". Да. Бывают, оказывается, и такие.

С запуском CT ни у кого никаких проблем возникнуть не должно. Игра прекрасно работает (как, впрочем, и девяносто девять процентов всей библиотеки SNES) — и тут все хорошо. Просто используйте на свой вкус одну из последних версий любого из двух флагманов эмуляции — Super Nintendo ZSNES либо SNES9x.

Читайте также: