Черные бушлаты обзор

Обновлено: 04.07.2024

Морская пехота. Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы слышите эти слова? Готов спорить, для большинства морпех – здоровенный американец с квадратной челюстью, сверкающими глазами и «Томпсоном» за спиной. Игрок со стажем наверняка предложит научно-фантастическую версию в духе Doom. И лишь редкие любители отечественной истории вспомнят о героях-черноморцах, защищавших рубежи нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.

Назло рядовому Райану

Интернационалистам, желающим повоевать на стороне Германии или США, тут ничего не светит. В отличие от «В тылу врага 2», подарившей движок новому проекту и пытавшейся объять все страны и фронты, «Черные бушлаты» рассказывают о подвигах советских морских пехотинцев, обязанных своим прозвищем характерной униформе. Первый этап большого приключения – безвестная деревушка в окрестностях Одессы. В августе 1941 года крупный портовый город оказался в изоляции — румынские войска не сумели взять его сходу и приступили к изнурительной осаде. Далее по плану: оборона Севастополя, Керченско-Феодосийская операция, битва за Кубань, освобождение Новороссийска, ответный визит к друзьям-мамалыжникам… 22 миссии, охватывающие внушительную часть Великой Отечественной войны.

Скриншоты 26

Исторически обусловленные различия в вооружении позволили избежать однообразия. Сначала мы учимся противодействовать малявкам R-1 и R-2, и только под конец на сцену выходят знакомые «тридцатьчетверки» и «панцеры». Хотя прелесть игры — не в экзотических моделях техники. Главное — интересные и разнообразные задания. Массовые баталии чередуются с рейдами на вражескую территорию и точечными диверсиями. Вот группа парашютистов, заброшенных в глубокий тыл, отстреливается от немецкого патруля. Десантный корабль выгружает на пляж взвод «Стюартов». По заснеженной равнине мчат бронетранспортеры с ранеными красноармейцами на борту. Солдаты бегут по разрушенным городским улицам… Единого сюжета в духе «Братьев по оружию» нет – авторы придерживаются фактов, пусть и в ущерб кинематографическому пафосу. Действующие лица постоянно меняются, и я сомневаюсь, что вы запомните их фамилии. А зря, ведь за полигонами и пикселями подчас скрываются реальные люди: лейтенант Федоров, майор Куников, полковник Брежнев. В 1943 году будущий генсек ЦК КПСС хлебнул соленой черноморской водички, и от нас зависит, доживет ли он до эпохи развитого социализма или сгинет в пучине.

Военно-морская специфика хлещет через край. Многие уровни начинаются с высадки: десантники плывут к берегу, мимо проходят канонерки и катера-охотники, величественно ухают 180мм крейсерские орудия. Можно долго выискивать недостатки и тыкать пальцем в скриптовые костыли, но ощущение боя и недетский азарт с лихвой все компенсируют. Штаб нечасто балует подкреплениями, и даже на «нормальной» сложности надо осторожничать. Попавшие под плотный огонь бойцы погибают за считанные секунды. Необходимо пользоваться укрытиями, обходить опасные участки, бить с флангов. Нет ничего противнее, чем пройти половину миссии и понять, что сил на очередное препятствие не осталось.

Рано или поздно вы научитесь побеждать с минимальными потерями. Рецепт хорошо знаком поклонникам «В тылу врага»: захват танка и методичная «зачистка». Бронеавтомобиль или пушка на колесах тоже подойдут. Да, возить за собой добрую тонну полезного груза не слишком удобно, а что поделать – лобовая атака обречена. Другой довод «за» — нехватка противотанковых средств. В 1944 году пехота уже могла самостоятельно давать отпор бронированным чудовищам, но не здесь. Подползти на расстояние броска гранаты непросто, а ПТР бесполезны против Panzer III и старших моделей (не ждите «Королевских тигров», максимум – StuG IV и Panther). Разумным компромиссом кажутся минометы. Их нетрудно найти, два человека с легкостью переносят «трубу» в руках, вот только слабая убойная сила и невысокая точность перекрывают все достоинства.

Существуют и более весомые недоработки. Управлять толпой очень неудобно. «Братья по оружию» и «Лис пустыни» обнажили проблему, однако создатели «Черных бушлатов» не спешат ее решать. Взять, к примеру, инвентарь. В игре-наследнице Commandos он уместен, но если в отряде 20-30 головорезов, уследить за каждым почти невозможно. Собрать боеприпасы с трупа? Щелкаем мышью. Метнуть «Молотова»? Опять нужна наша помощь. Спрятаться за забором. Безотказно работает лишь автоматическая атака, да и то иногда AI в упор не видит цель, вынуждая включать прямое управление. Поэтому, вместо того чтобы придумывать и осуществлять хитрые тактические схемы, игрок самозабвенно палит из «Флака» или гоняет фрицев, в то время как основная часть ударной группы отдыхает на травке.

Один за всех

Качественно реализованная разрушаемость всегда была визитной карточкой серии «В тылу врага». Обстрел крупнокалиберными снарядами уютного двухэтажного домика приносит неописуемое удовольствие: летают обломки кирпичей, в стенах возникают новые «окна», оголяется интерьер. Тем сильнее удивление, когда буквально через пару уровней попадаешь в неуничтожимый пластиковый мир старомодных RTS. Отсутствие «расчлененки» (а ведь она была в Company of Heroes) – еще одно доказательство того, что разработчики не стали доводить до ума устаревающий движок. Зато огонь не подкачал – в практическом смысле. Зачем рисковать жизнями подчиненных, обмениваясь пулями с засевшими в деревянной избушке фашистами? Бросьте бутылку с зажигательной смесью и немного подождите.

Нашлось место и для мелких украшений. Возможность залезть на дерево и поиграть в «кукушку» – именно то, о чем мы мечтали. Впрочем, долой сарказм! С высоты открывается отличный вид на парад бронетехники. Под советскими флагами гусеница к гусенице едут Т-38, Т-60 и ленд-лизовские «Шерманы» и «Валентайны». Румыния, помимо чешских R-1 и R-2, демонстрирует «француза» Renault R35. Италия пугает угловатыми формами Carro Armato L 6/40. Германия пытается соблазнить гигантской uber-пушкой «Бруно» и трофейным чудом Char B1 bis с установленным огнеметом. Изредка нам поручают корабль — пострелять по береговым укреплениям. Это развлечение интересно, прежде всего, тем, что от артподготовки напрямую зависит судьба десантников, которыми мы будем командовать несколькими минутами спустя. Уничтожили пулеметное гнездо – сберегли своих людей.

И таких мини-подвигов здесь десятки. Вряд ли кому-то удастся пройти игру за пару вечеров. Однако, разобравшись с последним заданием (оно, к слову, оказалось далеко не самым сложным), вы даже не увидите финальный ролик. Его нет, как нет и мультиплеера. В качестве утешения – «игропедия» от четы Зоричей, подспорье для тех, кто хочет узнать больше о представленных событиях.

Красное на черном

Очередная компания брутальных мужиков на обложке у кого угодно может вызвать скептическое отношение к «Черным бушлатам». К счастью, игра получилась объемной и разнообразной. Если вас еще не достали бесконечные ВМВ-стратегии и не смущает отсутствие сетевого режима – не пропустите. Хороший «сингл» нынче редкость.

Фирма "1С" и Александр Зорич работают над новым проектом – игрой "Черные бушлаты", которая расскажет о подвигах советских морских пехотинцев на Черном море в 1941-1945 годах.

Разработчики приготовят двадцать три миссии, на протяжении которых мы будем сражаться против войск Германии, Румынии и Италии, участвовать в полевых битвах и десантных операциях. "1С" обещает, что в игре будут представлены различные подразделения советской пехоты, а также воссоздана аутентичная техника времен Второй мировой войны.

В продажу игра "Черные бушлаты" поступит во втором квартале этого года.

Фантаст Александр Зорич в основном известен благодаря приключениям одного молодого инквизитора в составе отряда «Голубой лосось» и романам про покорение галактики Российской империей. Но периодически он остужает свое горящее воображение и меняет фэнтези на хронику Великой Отечественной. Именно Яна Боцман и Дмитрий Гордевский, скрывающиеся под псевдонимом Александр Зорич, были в числе сценаристов «В тылу врага». А теперь вот написали сценарий для военно-исторической стратегии «Черные бушлаты», которая на первый взгляд кажется очередным дополнением ко второй части «В тылу врага» (благо и движок, и авторы те же), но по духу уже больше похожа на масштабную RTS, а не на камерную тактику в стиле Commandos.

Черные бушлаты героев

«Черные бушлаты» любят делать барбекю из фашистов, предварительно доведя врага до кипения.

На этот раз внимание Зорича привлекли мало известные широкой публике события, разворачивавшиеся на берегу Черного моря в 1941-1945 годах. Оборона Одессы, Малой Земли и Севастополя, высадка десанта под Феодосией и Новороссийском, захват румынских портов — в этих сражениях главную роль играли воспетые Владимиром Высоцким «черные бушлаты», наш рабоче-крестьянский ответ их «морским котикам», а в битве за Малую Землю лично участвовал Леонид Ильич Брежнев. Так что колорита хватает. «Черные бушлаты» (так морпехов Красного флота прозвали за цвет форменной одежды) активно десантируются с моря на захваченные румынами и итальянцами берега, радостно используют по назначению боевые катера и артиллерийские баржи, с видимым удовольствием поджаривают фашистов всех национальностей с помощью коктейля Молотова и огнеметов. А в одной миссии с пониманием уступают место полковнику Брежневу…

Единого сюжета нет: нам предлагают более двух десятков миссий, объединенных в шесть мини-кампаний. Зато сохранена историческая последовательность событий (начинаем войну под Одессой в 1941-м, потом идем в Крым, на Кавказ, обратно на Южную Украину, а в финале, в 1944 году, возвращаем румынам должок на их же территории), а многие миссии взаимосвязаны и объединены общими героями.

По мере прохождения кампаний в энциклопедии становятся доступны мемуары и воспоминания ветеранов. Из них вы, например, узнаете о том, как бегущая одесская пехота грабила собственные винные склады.

«Герой» — ключевое для этой игры понятие. Каждая миссия в «Черных бушлатах» — это как мощнейшей эмоциональной силы видеоряд к словам Владимира Высоцкого: «Землю тянем зубами за стебли, на себя, под себя, от себя!» Врагов много, и они занимают выгодные тактические позиции, с которых «черные бушлаты» их буквально выдавливают собственными трупами и кровью. А выдавив, обнаруживают, что с минуты на минуты сюда подойдет вражеское подкрепление с тяжелой бронетехникой, и этим пятерым израненным морпехам предстоит какое-то время вгрызаться в землю, дожидаясь подхода своих. Такие ситуации здесь сплошь и рядом. Даже простой отход к точке эвакуации после благополучно выполненного задания превращается в маленькую драму. Зорич наполнил исторические миссии и реальные ситуации деталями, от которых каждый ваш шаг тут пропитан драмой, динамикой и массовым, рядовым героизмом простых ребят — будь то отчаянный прыжок под вражеский танк с гранатой в руке или попытка прорваться через поле боя на грузовике с ранеными.

Оценили масштаб трагедии

Искусство сжигания всего и вся на уровне от одного возгорания (фирменное свойство серии «В тылу врага») здесь доведено до совершенства.

Ощущения эти тем острее, что авторы моделируют масштабные сражения и не стесняются выдавать в наше распоряжение сразу несколько десятков бойцов. И за время одной миссии большинство из них погибнет именно геройской смертью: такой уж тут накал событий и такова отчаянность нашего положения. Поэтому бойцы не переходят из миссии в миссию, как в дилогии «В тылу врага». При подобных масштабах морпехи приравнены к расходному материалу, но назвать их «пушечным мясом» язык не поворачивается: ребят, изрешетивших из трофейной гаубицы десяток единиц вражеской техники, прежде чем их буквально раздавили неожиданно подошедшие румынские подкрепления, вы будете помнить долго.

Масштаб — главное, что отличает «Черные бушлаты» от обеих частей «В тылу врага». Формально это все та же вторая часть, сделанная теми же авторами на том же движке: сюда переехали фирменный интерфейс, честная физика, ошеломительная разрушаемость окружения и возможность лично нянькаться с каждым бойцом, рассовывая трофеи по его карманам. Ну и конечно, на месте два главных кита: система контуров-укрытий (наведя курсор на стену или остов танка, вы увидите, как бойцы расположатся за ними) и возможность в любой момент времени взять прямое управление выделенным юнитом.

Захват техники имеет особое значение, и для этого частенько приходится совершать хитрые обходные маневры.

Вроде все то же самое, но масштаб и сумасшедшая динамика дарят совершенно другие ощущения. Тон задает самая первая миссия — высадка советского десанта под Одессой. Три отряда, почти три десятка ваших бойцов в черных бушлатах, залегли перед неприступными, казалось бы, редутами румынских укреплений, утыканными станковыми пулеметами, зенитками и пушками, как летняя Турция — русским средним классом. Этот наш черноморский ответ «их Нормандии» выбивает почву из-под ног и заставляет забыть многие годами выработанные «ВТВ»-рефлексы. Сюсюканье с каждым бойцом и сбор трофеев отходят на второй план, а на первый выходит необходимость слаженных действий нескольких отрядов — прикрывающих друг друга, ведущих подавляющий огонь, пока кто-то обходит укрепления с фланга или отчаянно ползет к раскаленному станковому пулемету с гранатой или огнеметом. И в такой ситуации особенно остро ощущаешь, что игре не хватает полноценной тактической паузы. Равно как и концентрации: авторы, словно не ведая своего счастья, частенько разбавляют масштабные морские миссии диверсионными операциями в тылу врага, а этим многие уже насытились в многочисленных дополнениях к серии «ВТВ».

Не все, конечно, гладко. Кто-то, вооружившись справочником и личным опытом, усомнится в реалистичности поведения того или иного вида оружия или техники, кто-то останется недоволен озвучкой (качественной актерской работы и правда маловато!), кто-то пожурит ИИ: морпехи по глупости могут стать жертвой собственного огнемета, а враги, впустую израсходовав противотанковые гранаты, готовы часами молча медитировать на наш танк, мешающий грязь в паре метров от них. Но динамика, помноженная на масштаб и отчаянный героизм людей, устилавших собственными телами путь к победе, с лихвой компенсирует все недостатки.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей 8

Звук и музыка 6

Интерфейс и управление 7

Дождались? «В тылу врага 2», которой сделали инъекцию адреналина, после чего выпустили на черноморские просторы.

«Черные бушлаты» – это реконструкция сражений черноморского флота во Второй мировой. И это не ура-патриотическая чушь, а проект с серьезной исторической подоплекой. Ждать подкрепления бессмысленно, отступать некуда – за морем, как известно, земли нет

Вторая мировая началась 3 сентября 1939 года, когда Англия и Франция объявили войну гитлеровской Германии. Формально выполнив союзнические обязательства перед Польшей, в которую немцы вторглись двумя днями раньше, западные державы не имели ни сил, ни желания оказывать ей серьезную помощь. Польша быстро пала под ударами немецких танковых армий и авиации. Но это было только начало. В 1940 году под контролем стран "оси" оказалась большая часть европейского континента. Охватив все Средиземноморье, война двинулась на восток. Италия вторглась в Грецию и вела бои с англичанами в пустынях Северной и Восточной Африки. Тем временем Гитлер приобрел нескольких союзников в Восточной Европе, покорил Югославию и 22 июня 1941 года направил армию численностью в 3,5 миллиона человек на Советский Союз. Фюрер всегда считал СССР главным врагом, ненавидел как оплот коммунизма и презирал как страну славян и прочих "неполноценных" народов. Восточную кампанию намечалось победоносно завершить за один сезон, но Гитлер не принял в расчет ни огромных расстояний, ни неисчерпаемых человеческих ресурсов, ни сталинской политики "выжженной земли". А, главное, он не мог предвидеть с каким бесстрашием и героизмом люди будут отстаивать свою свободу. Обо всем этом рассказывает проект "Черные бушлаты".

В бой идет морская пехота

События игры начинаются в 1941 году. Войска фашисткой Германии перешли западную границу СССР. На севере нацисты овладели Новгородом и вышли на ближние подступы к Ленинграду. В центре подошло к концу грандиозное смоленское сражение. Советские войска были вынуждены отойти в район Вязьмы. На южном фланге фронта румынские части окружили с трех сторон Одессу и приступили к осаде города. Судьба защитников полностью зависела от действий черноморского флота. В сентябре румыны смогли продвинуться вдоль побережья Черного моря, западнее деревни Григорьевка, что позволило их артиллерии обстреливать морской порт Одессы. Казалось, город обречен. Противник получил возможность топить транспорты, идущие сюда из Севастополя и Новороссийска. Для спасения города командование черноморского флота экстренно разработало план комбинированной десантной операции. В районе Григорьевки с крейсеров, канонерских лодок и катеров должен был высадиться полк морской пехоты. Под деревней Шесты десантировался с парашютами отряд диверсантов-разведчиков. Совместными действиями морского и воздушного десантов планировалось посеять панику в стане врага. В то же время из восточного сектора одесского оборонительного района наносили удар три стрелковых дивизии. В ночь на 22 сентября советские корабли подошли к Григорьевке. Морские пехотинцы, так называемые черные бушлаты, в баркасах отправились к берегу, где их ждал ожесточенный бой с противником.

Они сражались за Родину

Стратегий о Второй мировой войне создано великое множество, и в большинстве своем они похожи друг на друга, как близнецы братья, за исключением ряда мелких деталей. От товарок по жанру "Черные бушлаты" отличаются кропотливым воспроизведением исторических фактов, детально проработанной игровой механикой и главными действующими лицами - рынок не богат на проекты о подвигах советских морских пехотинцев. Несмотря на то, что в игре представлены такие страны, как СССР, Германия, Италия и Румыния, выступать предстоит только на стороне Советского Союза. Кампания включает более двадцати миссий, освещающих такие военные события, как оборона Севастополя, высадка десанта под Феодосией, сражения под Одессой, штурм Николаева, оккупация румынских портов с последующим захватом главной военно-морской базы Констанца. Каждая боевая операция начинается с брифинга, в ходе которого демонстрируется карта, позиции противника и советских войск, кадры кинохроники и обозначается цель задания. Для выполнения миссии под ваше начало поступает ограниченное число войск. Различные подразделения включают снайперов, стрелков, автоматчиков, пулеметчиков, матросов, огнеметчиков, саперов, разведчиков и санитаров. Во главе каждого отряда стоит офицер. Управлять можно как целой группой, так и каждым солдатом в отдельности. Список команд продуман до мелочей: "атаковать", "обстреливать позиции противника", "сражаться врукопашную", "бросить гранату", "лечить выбранного солдата", "высадить экипаж", "стоять в полный рост", "сидеть на колене", "лежать", "развернуться и прицелиться в указанную точку" и так далее. Сочетание всех этих приказов открывает обширные возможности по планированию стратегии и тактики ведения боя. Высадившись на берег, солдаты бесшумно продвигаются к позициям противника, прячась за камнями, в высокой траве, за деревьями и кустарниками. Подобравшись ближе к окопам, забрасывают гранатами пулеметчиков, занимают позиции, расстреливают уцелевших нацистов. Уничтожают тяжелую технику противотанковыми гранатами. Далее обыскивают ящики с боеприпасами. Продвигаются вперед. Выкуривают, засевших в укрытии врагов, бросив бутылку с зажигательной смесью, добивают выживших. И вот уже первый плацдарм взят.

Пожар войны

Зрелищности происходящему на экране добавляет полная разрушаемость. Под артиллерийским огнем перекрытия и стены зданий обваливаются в облаке пыли, хороня под собою солдат. Наступающая бронетехника ровняет с землей покосившиеся деревянные домишки. Брошенная бойцом граната взрывает танк, отрывая ему башню. От пылающей покореженной машины огонь перекидывается на деревья, а затем на амбары и скотные дворы. Охваченные пожаром сараи горят, словно спичечные коробки. Такое внимание к деталям оживляет мир и позволяют нетривиально решать поставленные задачи - смекалка и тактический расчет работают здесь практически в той же мере, что и в реальной жизни. Задания разнообразны и включают как масштабные сражения, так и диверсионные и разведывательные операции, в которых задействован небольшой отряд. Каждое из них привлекательно по-своему. В первом случае входишь в раж, стараясь грамотно распределить силы, ведя огонь по танкам и захватывая гаубицы на одном фланге, отражая массированную атаку и управляя огнем корабельной артиллерии на другом. Во втором случае в приятном напряжении держит чувство близкой опасности. Чтобы прокрасться в тыл к противнику, приходится передвигаться медленно, стараясь не поднять панику, и постоянно держать наготове нож и револьвер с глушителем. Интересно, что во время боевых операций вы не ограничены лишь имеющимся в наличии арсеналом. На поле боя можно подобрать оружие, например, пулемет или миноискатель (если необходимо пересечь минное заграждение). В некоторых случаях приходится и самому устанавливать мины, подрывать динамит и чинить технику.

Причуды виртуальных морпехов

Читайте также: